Как научить ребенка не бояться высоты

Что делать если ребенок боится высоты

Большинству людей присущи фобии различных категорий. Акрофобия — это боязнь высоты, ее относят к фобии, вызванной страхом при ощущении открытого пространства. Такая боязнь сама по себе не представляет опасности, однако приступ паники от акрофобии может возникнуть в любом месте, например, на лестнице, смотровой площадке, балконе и т. д. В паническом состоянии ребенок легко может потерять самообладание и тогда могут быть крайне нежелательные последствия. Потеряв самоконтроль, малыш может не сразу понять где безопасный способ спуска и сделав неверный шаг в сторону он может упасть вниз. Как вовремя распознать и устранить боязнь высоты расскажет данная статья.

Причины боязни высоты

Акрофобия возникает по ряду причин, среди которых специалисты отмечают следующие:

– головокружение, которое возникает на высоте;

– травма, связанная с падением с высоты, например, с качели, дерева, горки;

– воспитание страха родителями (они запрещают ребенку подниматься на лестницу, лазить по канату или дереву, обосновывая это тем, что можно упасть и покалечиться).

Также психологи отмечают такую причину боязни высоты, как инстинкт самосохранения. Одним из примеров его проявления является то, что в младенческом возрасте ребенок избегает различных возвышенностей, однако в более старшем возрасте он легко на них взбирается и преодолевает.

Чтобы узнать боится ли малыш высоты, родителям необходимо понаблюдать за его поведением. Если кроха спокойно залезает на стол, стул, окно, то вряд ли у него есть боязнь высоты. Но крохе с акрофобией делать аналогичные действия достаточно сложно. Банальный подъем по лестнице у ребенка может вызвать приступ паники.

Психологи выделяют у детей следующие признаки боязни высоты:

– ребенку тяжело дышать;

– сердце крохи бьется значительно чаще;

– у малыша кружится голова и возникает тошнота;

– проявляется дрожь по телу;

– общее состояние ребенка граничит с предобморочным;

– в некоторых случаях повышается температура тела.

Вышеперечисленные признаки акрофобии начинают проявляться при приближении к возвышенности. На сегодняшний день психологи разработали различные методики борьбы со страхом высоты.

Как избавиться от акрофобии?

Если родители знают причины, вызвавшие первый приступ страха высоты, то они должны приложить максимум усилий, чтобы кроха не вспоминал об этой стрессовой ситуации. Не нужно спешить и стараться чтобы малыш пересилил свою фобию, лучше выждать некоторое время. Ни в коем случае нельзя специально вести малыша на высоту. Даже если взрослый будет держать кроху, подбадривать и успокаивать — страх не пройдет. Акрофобия — это неосознанное чувство, которое практически невозможно контролировать.

Лечение страха высоты осуществляется в тех случаях, когда он действительно усложняет жизнь крохи, например, семья живет в многоэтажке и ребенок боится подниматься к себе домой. Специалисты применяют психотерапию в сочетании с медикаментозным лечением. Ребенку приписывают противотревожные препараты и ноотропы, которые стимулируют циркуляцию крови в головном мозге. Иногда доктор дополнительно назначает комплекс мултивитаминов.

Также побороть свою фобию малышу помогут книги и мультфильмы, в которых герои успешно преодолевают различные испытания связанные с высотой и выходят из них победителем. Примером для ребенка могут стать и мама с папой, если покажут ему, как нужно преодолевать свой страх.

На сегодняшний день специалисты разработали несколько методик, направленных на борьбу с акрофобией, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

– когнитивно-поведенческая. Состоит из несколько этапов, на которых маленький пациент сразу учится контролировать свой страх, а затем вместе с врачом отрабатывает практические умения на возвышенности;

– гипнотерапи — маленького пациента вводят в трансовое состояние и прорабатывают причину, вызвашую фобию. Затем опытный специалист корректирует отношение ребенка к возвышенностям и устраняет страх высоты. Эффективность достигается с помощью четких установок, которые даются ребенку в период транса;

– психодрама — ребенка в трансовом состоянии учат адекватно воспринимать высоту и связанные с ней ситуации. Данный метод безвозвратно устраняет акрофобию;

– эриксоновский гипноз — чаще всего используемая методика борьбы с боязнью высоты у детей, так как это наиболее мягкая гипнотическая форма. Лечение боязни проводится не прямыми установками, а за счет активизации собственных резервов организма ребенка, поэтому данная методика результативна и безвредна.

Как преодолеть страх высоты можно узнать из видео:

Лечение страха высоты должно осуществляться только под контролем опытного специалиста, квалификация которого позволяет правильно выбирать методику терапии и количество процедур. Детские психологи не рекомендуют родителям самостоятельно лечить акрофобию у ребенка, так как практически во всех случаях это не приносит желаемого результата, а наоборот, усиливает страх и присоединяет другие фобии.

Как научить ребенка не бояться высоты?

Даже и не думала, что могу столкнуться с такой проблемой как боязнь высоты у ребенка. Заметила вот прямо на днях, когда привела сына на спорт-площадку. Там дети его возраста активно залазили на швейцарскую лестницу, а сын просто стоял и смотрел. Я его стала побуждать, тоже полазить, но он так испугано посмотрел на нее и попятился. Я поняла, что он боится высоты. Как с этим можно справиться?

Многие детки в какой-то определённый момент начинают бояться высоты, у одних это слабо выражено, у других, наоборот, может порой доходить до панического состояния. И, в принципе, ничего особо противоестественного в этом нету, ведь, ребёнок взрослеет, начинает более ярко осознавать чувство опасности, и появляется инстинкт самосохранения. И, конечно же, в такой ситуации очень важна поддержка родителей и их умение подобрать правильные слова. Мне кажется, что сначала просто нужно объяснить ребёнку, что, в принципе, бояться нормально, особенно, если существует реальная опасность, это необходимо, чтобы у ребёнка не возникало комплексов, что он какой-то не такой. Нельзя стыдить ребёнка и отпускать по этому поводу шутки в его сторону, это только может усугубить ситуацию.

Важно поддержать уверенность ребёнка в себе, можно ему показать на примере какого-то сказочного или мультяшного героя, как те ведут себя в разных ситуациях, как справляются с опасностями и преодолевают свои страхи. Можно ещё попросить ребёнка нарисовать на бумаге то, чего он боится, пусть пофантазирует, главное, чтобы свои переживания излил на бумагу, говорят, что после этого страхи становятся какими-то менее реальными и ребёнку их легче пережить.

Своими беседами и действиями родители могут вполне реально помочь ребёнку изучить и проанализировать свой страх, и вместе отыскать пути его преодоления. Главное, как мне кажется, не замалчивать проблему, а, наоборот, обсуждать, анализировать и говорить об этом с ребёнком, от своевременной и правильной реакции родителей зависит очень многое.

Страхи – проблема, которую нереально побороть. Никакие увещевания тут результата не дадут. Знаете, в старых домах внизу балконов широченная щель, при желании туда ступню просунуть можно. Некоторые ее закрывают деревяшками, некоторые же оставляют. Будучи маленькой, пугалась, если в гостях на балкон выходила, а там эта незакрытая щель, убегала обратно. Сейчас мне уж 27, по-прежнему боюсь балконных щелей, и самих балконов в принципе, если выше 4-го этажа, паникую. Никак не справиться. Только ждать. Думаю, подрастет мальчик, затопчет в себе страхи, мужчина ведь).

Наверное, родители не знали о ваших страхах, а то постарались бы объяснить или показать личным примером, что бояться нужно но с умом. Меня отец, а я, кстати, тоже боялась высоты, сажал на плечи и крепко держал. При этом говорил, что всегда нужно найти крепкую опору и тогда нестрашно будет. Вот я и запомнила урок, всегда за что-нибудь крепко держалась когда надо было взбираться куда-то. Так что, объяснить ребенку можно, а лучше показать примером.

Не все страхи можно преодолеть. Боязнь высоты относится как раз к таким, с которыми даже взрослые не все справляются. Но любой страх нужно хотя бы попробовать преодолеть. И делать это постепенно, тренировать, обыгрывать разные ситуации, начиная с малого. Сначала научиться не бояться небольшой высоты, затем увеличивать ее.

У сына тоже боязнь высоты, но в детстве мы не замечали ее, он мальчик не спортивный, гулял с бабушкой за ручку до первого класса. Выяснили на чертовом колесе, когда он стал весь зеленый и покрылся потом. Мы с дочкой сидим спокойно смотрим вниз, а сын вцепился в поручень, но как будущий мужчина он проявил характер, ничего мне не сказал. Когда мы пошли кататься на другое колесо в другом городе, то я предложила ему остаться при входе, однако он поехал с нами, но заставил всех сидеть спокойно. Так что мальчики побеждают свои страхи сами.

Страх у детей вполне естественен, только все равно пускать проблему на самотек нельзя. Дело в том, что сам по себе страх высоты не опасен, но у ребенка, страдающего подобным заболеванием, может случится приступ паники в самом неподходящем месте – на лестнице, балконе, смотровой площадке, перед горным спуском и проч. В паническом состоянии теряется самоконтроль и тогда может случится непоправимое. Ребенок может не сообразить, как ему безопасно спуститься. Охваченный ужасом сделает неверный шаг и сорвется вниз. Поэтому такие фобии нужно вовремя замечать и лечить.

Причин возникновения страха высоты может быть несколько. Все может обуславливаться головокружениями, появляющимися на высоте или травмой, которая была получена при падении с дерева, горки, качелей и т.п. Бывает и такое, что в возникновении страха высоты виноваты сами родители, которые незаметно для себя внушили ему это. Делается в тех случаях, когда своему ребенку строго настрого запрещают лазить по деревьям, канатам, взбираться на лестницы, мотивируя тем, что это опасно, можно упасть и разбиться. Таких фраз, которые вроде бы нужны, чтобы с ребенком ничего не случилось, вполне достаточно, чтобы появился страх.

Многие, у которых такая фобия есть, спокойно живут с этим, приспосабливаются, но импульсивным личностям приходится достаточно трудно. По словам психологов страх этот является ничем иным, как проявлением инстинктов. Даже животные, если не боятся, то могут испытывать беспокойство, если окажутся на большой высоте. Младенцы обычно тоже инстинктивно избегают всяких возвышений, но, взрослея, большинство из них смело преодолевает преграды.

Определить, что боязнь высоты зашла слишком далеко и с ней нужно бороться, можно по некоторым признакам. У ребенка при нахождении даже на небольшом возвышении появляется затрудненное дыхание, учащается сердцебиение, появляются головокружение, тошнота, дрожь во всем теле. Может даже подняться температура.

Первое, что нужно делать в таких случаях, если такое состояние возникло впервые, сделать в дальнейшем все, чтобы ребенок забыл эту стрессовую ситуацию. Пусть пройдет время. При этом в дальнейшем нельзя его заставлять, чтобы он пытался пересилить страх. Не нужно насильно тащить ребенка на высоту. Даже если мама при этом будет его держать за руку и говорить, что здесь безопасно, боязнь никуда не денется. Страхи проявляются неосознанно и контролировать их довольно трудно. Ребенок навсегда запомнит весь тот ужас, который его охватил, когда он был там на высоте.

Чтобы избавиться от фобий, нужно продумать режим дня, создать доброжелательную обстановку в семье, чтобы было полноценное общение с родителями, ведь в большинстве своем боязнь чего либо появляется, если в общении есть дефицит. Ведь довольно сложно чего-то бояться, когда тебя с первых шагов держат за руки папа и мама. Забота и постоянное общение родителей с малышами служит хорошей прививкой от возникновения страхов. Также нужно следить за своим состоянием, ведь тревожность, стресс, боязнь передается и ребенку тоже.

Читайте также:  Логопедический ребенок: кто это такой, обследование, работа, задания и специальные логопедические упражнения

Когда дети начинают понимать страх высоты

Авторы: А. Даль, Дж. Дж. Кампос, Д. И. Андерсон, И. Учияма, Д.C. Уитерингтон, М. Уэно, Л. Поутрэн-Лежен, М. Барбу-Рот, Университет Калифорнии, США, Университет города Киото, Япония.

Выйти на стеклянную платформу небоскреба Уиллис-Тауэр в Чикаго, на высоте 412 метров достаточно, чтобы у большинства взрослых закружилась голова. Но это никак не влияет на детей, которые рождаются без страха высоты.

Вы можете подумать, что страх высоты – это должно быть врожденное чувство, так как падение с высоты может привести к травмам или смерти. Но дети с небольшим опытом ползания не боятся высоты.

Научиться избегать резких обрывов, выступов, крутых лестниц важно для выживания, и все же младенцы не демонстрируют страх высоты в раннем возрасте.

Уже несколько лет компания “Город мастеров” является абсолютным лидером на рынке России в области производства и продажи готовых деревянных лестниц. Чердачный люк с лестницей от известных производителей MINKA (Австрия), VELTA и DOLLE (Дания) славятся высоким качеством всех комплектующих, абсолютно безопасны, компактны, удобны в использовании и оптимально подойдут для каждого дома!

Младенцы вырабатывают страх высоты в результате опыта, который они получают от контакта с окружающими предметами и средой – такие результаты нового исследования опубликованы в журнале «Психологическая наука», Ассоциации психологических наук.

Как только младенцы начинают ползать и ходить, у них наступают моменты, когда они стремятся бесстрашно пересечь край кровати, край пеленального столика или даже верхнюю часть лестницы. На самом деле исследования показывают, что когда дети находятся вблизи виртуального спуска вниз – стола со стеклянной крышкой, под которой виден пол – они приходят в восторг от возможности спуститься, а не от страха.

Ученые-психологи Аден Даль, Джозеф Кампос, Дэвид Андерсон и Ичиро Учияма из Университета Калифорнии, в Беркли, и Университета города Киото, задались вопросом: может ли опыт опорно-двигательных движений быть ключом к выработке страха высоты.

Исследователи случайным образом распределили младенцев, на две группы. Первую группу обучали навыкам хождения с помощью ходунков, предоставляя им нарабатывать опыт опорно-двигательных движений, в то время как другая группа детей не получала такую подготовку.

Данные показали, что у младенцев, которые использовали ходунки, при поднесении их к краю высоты на уровень 1,30 метра, фиксировалось увеличение частоты сердечных сокращений, указывающее на то, что они боятся. У младенцев из другой группы таких изменений не наблюдалось.

А как опыт опорно-двигательного аппарата приводит к осторожности? Данные показали, что по мере накопления двигательного опыта, младенцы полагаются больше на визуальную информацию о том, как их движение согласуется по отношению к окружающей обстановке. На краю высоты большая часть этой информации теряется, тем самым вынуждая детей (и взрослых) быть настороженными. (вы можете увидеть пример настороженно младенца в этом видео из лаборатории Campos).

“Эти новые данные показывают, что страх высоты вырабатывается не под действием обычного взросления ребёнка, а зависит от вполне конкретного опыта, который приводит к изменению развития”, – отмечают исследователи.

Таким образом, дети, которые задерживаются в развитии двигательных навыков – будь-то неврологические, культурные или медицинские причины – скорее всего, страх высоты будет приобретен позже.

Поскольку страх высоты, в конечном счете, помогает нам сохранять свою жизнь, то почему он не является врожденным?

Исследователи предполагают, что период бесстрашия способствует младенцу исследовать окружающий мир, помогая тем самым, разрабатывать стратегии движения и учиться приспосабливаться к местности.

«Как ни парадоксально, тенденция исследовать рискованные ситуации может быть одной из движущих сил развития навыков», – сообщают исследователи. π

Источник:
A. Dahl, J. J. Campos, D. I. Anderson, I. Uchiyama, D. C. Witherington, M. Ueno, L. Poutrain-Lejeune, M. Barbu-Roth.The Epigenesis of Wariness of Heights. Psychological Science , 2013; 24 (7): 1361 DOI: 10.1177/0956797613476047

Как побороть страх высоты у детей

Детство – время знакомства с окружающим миром. Каждый день ребёнок сталкивается с чем-то новым, поэтому стоит быть готовым к тому, что у малыша возникнет страх перед неизвестным. Главное, вовремя распознать боязнь и предотвратить её трансформацию в фобию, от которой не так просто избавиться.

Психологи говорят, что самый распространённый страх у детей – высота. И подчас его культивируют сами родители, не разрешая чаду лезть на горку, шведскую стенку, турник, качели на детской площадке, мотивируя тем, что вдруг ребёнок упадёт. Малыш чувствует переживания взрослых, и сам начинает опасаться. Кроме того, ребёнок, который боится высоты, испытывает сложности в общении со сверстниками, не может спокойно играть с ними. А по мере взросления добавляются другие проблемы: невозможность летать на самолётах, жить на верхних этажах, ходить в походы в горы. Качество жизни существенно ухудшается.

Как распознать страх высоты у ребёнка

Признаками акрофобии у детей являются:

  • учащение сердцебиения;
  • головокружения;
  • затруднение дыхания;
  • тошнота;
  • дрожь, тремор рук и ног;
  • предобморочное состояние (бледность кожи, холодный пот).

Подобные состояния могут возникнуть даже при приближении к объекту. Нужно принять все возможные меры, чтобы преодолеть страх.

Как избавить ребёнка от боязни высоты:

  • выявите причину страха. Боязнь высоты у ребёнка может возникнуть в разных случаях. Например, он полез на лестницу и упал, видел, как сорвался кто-то другой, или вы сами взрастили в нём этот страх гиперопекой;
  • помогите малышу адаптироваться. Совершайте первые шаги на высоту вместе: заберитесь на горку за руки, будьте рядом с ним на шведской стенке;
  • объясните чаду правила безопасности. Отвечая на вопрос, как избавить от страха высоты ребёнка, психологи советуют рассказать малышу, как себя вести на подобных объектах: не прыгать, крепко держаться за бортики, поручни и помнить, что родители всегда рядом и обязательно подстрахуют.

Если кроха плачет и не хочет никуда залезать, то настаивать не нужно, лучше отвлечь и успокоить. Кроме того, можно рассказать, как интересно наблюдать за миром сверху, поведать свою историю из детства, как вы любили сидеть на деревьях и кататься на качелях. Возможно, это приободрит малыша.

Как ещё можно побороть боязнь высоты у ребёнка:

  • показывайте малышу мультфильмы, в которых герои успешно справляются с преодолением препятствий на высоте;
  • рисуйте с ним картинки, где изображайте дома, деревья, горки и людей, расположенных на них. Придумайте с малышом историю, как эти человечки оказались на высоте, что они там делают, то чувствуют;
  • читайте книги о героях, которые тоже боялись подниматься куда-либо, но справились со своим страхом. Можно придумать свою сказку, если не нашли подходящей.

Если страх не проходит, а усугубляется, то это повод обратиться к специалисту, который знает другие способы, как научить ребёнка не бояться высоты.

Психологи выделяют следующие методики:

  • когнитивно-поведенческую. Тут малыш учится контролю над своим страхом;
  • гипнотерапию. Специалист вводит ребёнка в состояние транса и работает с причиной, которая вызвала страх высоты;
  • психодраму. Малыша в состоянии транса учат спокойно воспринимать высоту и всё, что с ней связано;
  • эриксоновский гипноз. В процессе активизируются собственные резервы организма ребёнка. Методика отличается безвредностью и результативностью.

Помните, что малыши рождаются без страха высоты, он появляется (или не появляется) по мере взросления, когда ребёнок получает свой первый опыт контакта с окружающей средой. И если он был удачным, без стрессовых ситуаций, излишних волнений родителей, то боязни не возникнет или она будет в пределах нормы (когда взрослый человек испытывает лёгкое головокружение, стоя на высоте).

Подходите к воспитанию своих чад с умом, тогда не придётся прибегать к помощи специалистов, чтобы избавиться от той или иной фобии.

Как научить ребенка не бояться высоты

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога – это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях, наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым страхам. Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: “придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать”.
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.

Читайте также:  Что подарить на рождение ребенка мальчика или девочки, 2 или 3 ребенка, оригинальные идеи

Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх – это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

4 совета, чтобы научить детей самоконтролю

Почему современные дети — самые непослушные за всю историю человечества и что делать, чтобы их на самом деле воспитывать? Психолог Кэтрин Рейнольдс Льюис проанализировала все последние научные исследования и составила пошаговую инструкцию. Ее советы и правда работают!

Современные родители постоянно сталкиваются с тем, что дети не в состоянии управлять своим поведением или сдерживать эмоции. Подтверждают это и официальные данные. Национальный институт психического здоровья (США) провел обширное исследование, в ходе которого выяснилось, что до 18 лет каждый второй ребенок приобретает аффективное расстройство, нарушение поведения либо наркотическую зависимость. И дело здесь не в новых способах диагностики, а в том, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. У наших детей значительно снижена способность к самоконтролю. В чем причина кризиса самоконтроля? Исследователи называют три фактора:

1. Дети растут в мире гаджетов и высоких технологий.

2. Они ориентированы не на вклад в общее дело, а на академические успехи и умения.

3. У них почти нет возможности играть самостоятельно и проводить время на улице.

«Главный вызов эпохи таков: мы должны научить детей самоконтролю», — говорит Кэтрин Льюис. Но как это сделать?

Верните им обязанности

Для современных родителей из среднего класса дети — уже не помощники, без которых не обойтись в доме, на ферме или в семейном бизнесе, а скорее прекрасные талантливые цветы, за которыми нужно постоянно ухаживать. Однако исповедуя такой подход, мы помимо своей воли даем детям понять, что их ценность зависит от достижений во всех областях. А ведь добиться выдающихся достижений очень нелегко! Если в стране 15 тысяч юных футболистов, как можно стать лучшим из всех?

«Наши дети — безработные, — говорит Льюис. — Их время заполнено уроками, музыкой, спортом, внеклассными занятиями, но никаких обязанностей перед семьей и обществом у них нет. Мы прекрасно обойдемся без их помощи — сами присмотрим за малышом, сделаем уборку, поставим обед на стол».

Взрослые полагают, что действуют во благо ребенку. На практике же отсутствие простых домашних обязанностей не дает ребенку возможности овладеть целым рядом навыков и научиться быть полезным. Представьте себе, как растеряется и падет духом взрослый, если потеряет работу, — так стоит ли удивляться высокому уровню тревожности и депрессии у детей, лишенных настоящих обязанностей?

Да и родители забывают, что совместное выполнение домашней работы, будь то уборка, стирка, приготовление еды, ремонт велосипеда или работа в саду, позволило бы им лучше узнать ребенка и пообщаться с ним. Все это подрывает мотивированность ребенка и мешает ему чувствовать себя благополучным.

Сделайте так, чтобы они больше и чаще играли

Дети, у которых больше свободы и которые чаще играют без присмотра взрослых, лучше обучаются, более креативны, сильнее чувствуют ответственность за свои действия. Группа исследователей из Университета Колорадо в 2014 году доказала, что дети, имеющие больше свободного времени, лучше контролируют свои мысли и поведение ради достижения цели. В итоге им легче учиться в школе, а впоследствии — работать.

Уменьшите нагрузку

Школьный звонок отнюдь не означает окончания уроков: почти все дети сейчас посещают различные секции. Но чтобы вырастить гения, одного лишь желания родителей и забитого учебного расписания мало. Дети, на которых смотрят как на образец, одарены от природы, склонны к конкуренции и демонстрируют незаурядные способности уже в первые годы жизни.

Ребенок сам решает, чем ему заняться, и если вы начнете его к чему-то принуждать, он попросту выгорит. Лучше измерять свой родительский успех не медалями и наградами, которые завоюют ваши дети, а тем, какими людьми они вырастут, как будут относиться к работе, насколько будут независимы.

Когда ребенка из гостей доставляют на тренировку по футболу, а оттуда без промедления везут домой — график! — он лишается такой важной вещи, как неструктурированная игра без участия взрослых. Такие дети редко имеют возможность поспорить с товарищами по играм, решить встающие перед ними проблемы, контролировать собственные эмоции и реакции ради того, чтобы остаться в игре. А все эти навыки чрезвычайно важны как в школе, так и в жизни. Однако детям не дают овладеть ими, потому что рядом всегда найдется готовый вмешаться взрослый.

Перестаньте тревожиться

Клинический психолог из Новой Зеландии Ричи Пултон возглавил исследование «Дунедин» — один из наиболее масштабных и длительных проектов по сбору данных о физическом и психическом здоровье человека на протяжении всей его жизни. До него сразу несколько исследователей не обнаружили никакой связи между ранними травмами и детскими фобиями.

Пултон решил проверить их данные. Он начал с падений — самой распространенной неприятности, которая случается с маленькими детьми. Падения в раннем возрасте не стали причиной страха высоты в будущем. Напротив, такие падения как будто предотвращали возникновение страхов подобного рода. Если ребенок не боялся высоты, скорее всего, в детстве он не раз падал.

Пултон повторил исследование, на этот раз для детей, боявшихся воды. Был ли у них травматический опыт, связанный с водой? Никакой связи. Пултон взялся за детей со страхом разлуки. И снова выяснилось, что дети, пережившие разлуку с родителями, в возрасте 11-12 лет страдали страхом разлуки реже.

«Можно предположить, что одной из истинных причин страхов, тревог и фобий во взрослом возрасте становится не ранний травматичный опыт, а стремление взрослых оградить детей от травм и страхов в первые годы жизни, — говорит Кэтрин Льюис. — Исследования Пултона указывают на то, что дети должны иметь возможность (в пределах разумного) ощущать на себе последствия рискованных игр и исследования мира. За счет этого они узнают, где пролегают границы возможного, и обретают уверенность в себе».

Как помочь ребёнку справиться со своими страхами

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.

В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.

Содержание:

  • Виды страхов
    • Дневные страхи
    • Ночные страхи
  • Чего боятся дети в разном возрасте?
    • Во время беременности мамы
    • В первые месяцы жизни
    • С 1 года до 3 лет
    • С 4 до 5 лет
    • С 6 до 7 лет
    • С 8 до 11 лет
    • С 11 до 16 лет
  • Причины страхов у ребенка
  • Как распознать детский страх?
  • Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
    • Психотерапевтические техники
    • Как победить ночные страхи?
  • Рекомендации родителям

Виды страхов

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Дневные страхи

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
  2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
  3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
  4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

Чего боятся дети в разном возрасте?

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

Читайте также:  Математическое развитие детей дошкольного возраста и раннего с 2-3 лет

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

С 1 года до 3 лет

Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.

Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.

Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

С 4 до 5 лет

К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.

Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.

С 6 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

С 8 до 11 лет

К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.

Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.

Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.

Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.

Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.

Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.

Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».

С 11 до 16 лет

В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.

Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.

Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.

В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.

Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.

Причины страхов у ребенка

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
    • компьютерных игр;
    • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    • ссор и выяснения отношений в семье;
    • тяжелой пищи;
    • духоты в комнате;
    • тесной, неудобной одежды для сна.
  4. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  5. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  6. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Ссылка на основную публикацию