Как научить ребенка не бояться воды

Как помочь ребенку преодолеть боязнь воды

Ваш ребенок боится воды? Мы расскажем, что делать, чтобы он полюбил купаться!

Ваш малыш так боится воды, что не может разделить с вами радость купания даже в мелком водоеме? Для некоторых детей вода – не место для игр и веселья, а источник опасности. И это, конечно, очень расстраивает родителей, особенно когда купальный сезон в самом разгаре. Но эта проблема может быть решена.

В этой статье мы поделимся советами, которые помогут вам понять, почему ваш ребенок боится воды, а понимание – это прямой путь к преодолению страха! Будьте терпеливы, и со временем ваш малыш будет чувствовать себя как рыба в воде.

Правильное отношение

Смотрите в будущее! Боязнь воды можно победить. Около 25% всего населения Земли боятся воды, но, к счастью, от этой фобии можно избавиться.

Если ребенок не в лучших отношениях с водой, ни в коем случае не давите на него и не настаивайте. Если вы будете смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, то только усилите его неприязнь к водной стихии. Попытки объяснить ребенку, что его страх необоснован, — это также пустая трата времени.

Вместо этого попытайтесь успокоить малыша и создать для него максимально комфортную обстановку. Главное для него – почувствовать себя в безопасности. Прислушайтесь к ребенку, попытайтесь понять его опасения. Ощутив вашу поддержку, он почувствует себя более уверенно в водной среде.

Понимание истоков страха перед водой

Многие дети изначально любят воду и чувствуют себя в ней комфортно. Вода для них – это игровая среда, источник отдыха и удовольствия. Почему же некоторые так ее боятся?

Возможных причин для страха перед водой множество. Обычно источником фобии является негативный опыт или влияние окружения. Вопрос, которым вам стоит задаться, таков: сама ли вода вызывает у вашего малыша страх?

Вот наиболее частые причины гидрофобии:
  • Неудачный опыт: может быть, ваш ребенок в прошлом наглотался воды или обжегся слишком горячей водой в ванной? Может быть, при купании ему в глаза попадал шампунь? А может, его пугает шум воды или толпа людей в переполненном бассейне? В подобных ситуациях дети часть подсознательно ассоциируют неприятный опыт с водой и начинают бояться ее. Поддержите ребенка, пусть он поймет, что сейчас ему ничего не грозит.
  • Плохие воспоминания: если малыш наблюдал ссору родителей, купаясь в ванне, или видел кошмары, в которых присутствовала вода, в его воспоминаниях вода может стать атрибутом чего-то грустного или опасного. Поговорите с ребенком, постарайтесь его переубедить. Если у вас не получается решить проблему самостоятельно, обратитесь к психологу, который поможет вам найти способ побороть страхи малыша.
  • Страхи родителей: если родители сами боятся воды или опасаются отпускать ребенка в водоем, эти страхи могут передаться ребенку. В таком случае вам предстоит сначала преодолеть собственную боязнь.
  • Страх открытой воды: даже дети, хорошо знакомые с водой, могут чувствовать себя неуверенно в естественных водоемах, где водные потоки очень подвижны. Условия в водоемах отличаются от условий в бассейне или ванне, что может напугать ребенка или даже привести к панике.
  • Боязнь неизвестного: проблема естественных водоемов в том, что дети часто не достают ногами до дна или же не видят его. Когда под водой ничего не видно, ребенок может чувствовать себя в опасности. Купите малышу очки или маску для плавания и ныряйте вместе! Покажите, что под водой можно открыть глаза и всё рассмотреть!

Помогите ребенку победить страх

Вы поможете ребенку привыкнуть к воде, если будете действовать постепенно, в комфортном для него темпе и в условиях доверия друг к другу. Ребенок сам должен решить, когда он готов к воде. Не торопите его. Кому-то нужно больше времени, кому-то – меньше.

Постарайтесь создать условия, которые позволят малышу обрести позитивный опыт, связанный с водой, на смену негативным воспоминаниям: купайтесь в одном и том же знакомом месте, где мало людей и минимум шума, а также комфортная температура воды. И конечно, проводите знакомство с водной стихией только когда ваш малыш хорошо себя чувствует.

Важный момент: входите в водоем до тех пор, пока ноги малыша не окажутся полностью в воде. Если ребенок боится, не идите дальше и купайтесь на этой глубине.

Вы можете приучить его к воде, играя в воде у самого берега. Возьмите с собой мячик или ведерко, чтобы малыш мог отвлечься от своих страхов и погрузиться в игру. То и дело обрызгивайте его водой, и со временем он привыкнет к мысли о том, что вода – это весело.

Когда придет время, вы сможете войти в воду со своим малышом и показать ему надувные игрушки и даже опробовать круг и нарукавники для плавания. Шаг за шагом вы будете осваивать водные пространства, и в один прекрасный день ваш ребенок научится плавать и полюбит воду!

И напоследок: сами родители должны показывать хороший пример и не бояться входить в воду. Плескайтесь в море, не сдерживая эмоций, ныряйте на глубину, а дома пойте в душе – словом, наслаждайтесь водой всегда и везде!

Консультация для родителей “Как научить ребенка не бояться воды?”
консультация (физкультура) по теме

Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются, как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОВИ волну МАЛЫШ!

Как научить ребёнка не бояться воды?

Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются, как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности.

Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обосновано – ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения детей плавать.

Так как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?

Есть только единственный способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение при ступить к занятиям по плаванию с ребенком немедленно. “И малышу польза, и нам спокойнее”, резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!

Итак, начну с того, как тело человека может плавать.

В целом, тело человека тяжелей воды, так как состоит преимущественно из нее. Что же позволяет человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в легких, и немного его есть в кишечнике. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде.

Теперь давайте разберемся, почему человек тонет на воде? И, вообще, почему одни тонут, а другие нет? Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, то он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Человеком овладевает сильнейший страх, который перерастает в панику. Этот панический страх заставляет человека приложить максимум усилий для поднятия тела из воды. Через три минуты расходуется весь запас сил. После этого человек может утонуть.

Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще неправильное воспитание – это одна из наиболее распространенных причин. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д.

Еще чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ‘ему не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребенок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать бассейн.

Как же преодолеть чувство страха?

  • Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.
  • Как можно больше играйте с ребенком в воде. Положительные эмоции – наши главные помощники!
  • Если ребенок боится опускать лицо в воду, купите очки для плавания.
  • Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.
  • Ни в коем случае не бросайте ребенка вводу. Мол, захочешь выжить поплывешь. Ребенок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.
  • Никогда не смейтесь над страхами ребенка.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. (Вон Ваня уже плывет, а ты что – хуже?) У ребенка возникнет комплекс неполноценности.
  • Не показывайте ребенку свой страх (особенно при первом посещении бассейна)
  • Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях
  • Не обучайте технике плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

Самое главное – будьте терпеливы! Со временем ребенок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже – не имеет значения. Главное – РЕЗУЛЬТАТ!

Есть ли средство от страха? Конечно! Оно – в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни. Наш главный эликсир – это наша воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить наших детей, и тогда все будет хорошо!

Как научить ребенка не бояться воды

Наступившее лето – это время для развлечений на воде и долгожданных поездок. Как приучить ребенка к воде на море и озере, как научить ребенка не бояться воды в бассейне и на водоеме? Сегодня дадим конкретные советы. Еще перед отъездом постепенно начинайте приручать малыша к воде. Благодаря этому, вы сможете порезвиться в волнах вместе.

Помните, как остроумный дядя столкнул вас в бассейн, когда вам было всего несколько лет? Неудивительно, то травматические переживания западают в память до конца жизни!

К счастью, такие методы приучения детей к воде давно забыты. Тем более, что они могут причинить дочке или сыночку больше вреда, чем пользы.

Нет ничего хуже, чем на старте толкнуть малыша в воду, так и не показав, как нужно с ней обращаться.

От кого и где несмышленыш должен получать первые плавательные навыки? Забудьте об озерах, водоемах и реках, даже если вы считаете, что они подходят, потому что сами барахтались в них в детстве.

Как научить ребенка не бояться воды

Для приучения карапуза к воде лучше всего подойдет бассейн. Купите товары и игрушки для купания , чтобы было весело купаться!

С чего начать?

Как выбрать бассейн для младенца и маленького озорника? Прежде всего, обратите внимание на несколько важных вещей. Вода должна быть чистой – регулярно исследоваться отделом здравоохранения. Спросите – озонированная она или хлорированная.

Вода с хлоркой может раздражать очень нежную кожу ребенка, озонированная подходит всем, но не всегда она не содержит бактерий и паразитов. Еще одна важная вещь – это температура. Оптимальная для младенца – это 31–33 градус.

Важна еще выделенная специальная часть для обучения плаванию – убедитесь, что она имеет не больше, чем 1,3 метра в глубину. В противном случае, будет трудно заниматься с маленьким пловцом в воде.

Помните, что в ваше первое посещение бассейна не обязательно малыш должен оказаться в воде. Трусишка может забояться шума, людей или запаха хлора.

Это, в конце концов, для него новый опыт. И даже, если бассейн, ему понравится, и он захочет сразу же прыгать с трамплина, начните с душа. Затем можете входить – сначала мочите ногу, руку, потом медленно входите глубже.

Помните, что чадо может иметь проблемы с равновесием, потому что вода подавляет его движения. Кроха недоволен? Значит попробуйте свои силы в джакузи. Теплые пузырьки, безусловно, понравятся крохе.

Потом посетите водные горки – это будет интересно для самых маленьких деток. Пусть чадо почувствует, какое удовольствие может приносить контакт с водой. Это поможет ему быстрее освоиться с бассейном.

На глубину

Основная ошибка, которую часто совершают родители – это безграничная вера в то, что они сами знают лучше всего, как научить ребенка плавать.

«Ведь если я умею плавать, значит я знаю, в чем заключается этот секрет» – утверждают родители. Нет ничего более далекого от истины!

В бассейне часто можно встретить матерей, брызгающих водой в лицо карапузу и внезапно опускающих его голову под поверхность.

А также отцов, которые держат испуганного малыша в положении лежа на животе и громким голосом кричат: «Маши руками и ногами!»

Такие ретивые родители, вместо того, чтобы учить кроху обращаться с водой, фондируют ему неплохую школу выживания и убеждение, что лучше избегать бассейна или моря.

Что еще хуже, некоторые такие доморощенные «преподаватели» считают, что надувные жилеты и круги только мешают, потому что младенец сразу должен научиться держаться на воде.

Вы не лишайте чадо этих пособий. Он будет чувствовать себя увереннее с поплавками на руках или кругом вокруг талии.

Мокрая работа

Когда малыш уже будет ловить ритм в воде, можно перейти к обучению дыханию. 2-3 месячные груднички, если погружаются под поверхность воды, сами умеют рефлекторно задерживать дыхание. Старшие детки должны этому учиться заново. Поэтому неудивительно, что некоторые малыши могут бояться захлебнуться.

Но есть способ. Положите на дно бассейна какую-то очень красочную игрушку. Покажите ее своему отпрыску и попросите, чтобы он за ней нырнул. Ранее продемонстрируй ему, как задерживать дыхание под водой.

Для начала вы можете взять малыша на руки, и начать подпрыгивать, при каждом прыжке погружаясь все больше и больше. Поиграйте в какие-либо игры. Это превратит ваши тренировки в большое удовольствие.

Осмелев в конце концов, чадо сможет окунуться с головой в поисках игрушки. Вы будете поражены, как легко ему это дастся. Но будьте начеку – никогда невозможно предугадать, что после такого погружения маленький ныряльщик не заглотнет немного воды.

Так же хорошим развлечением может быть лежание на воде. Положите своего отпрыска на спину, аккуратно поддерживая ее снизу. Достаточно того, что сынок или дочка почувствует ваше прикосновение. Речь идет о том, чтобы он был спокоен. Конечно, он удивится, что не тонет. И это очень важный урок в изучении плавания.

Помните! Ничего не делайте насильно. Малыш не хочет войти в воду? Попросите его мягко, поговорите об этом. Подождите, пока он сам себя убедит войти в бассейн.

Преимущества плавания для семьи

Никого, наверное, не нужно убеждать в том, что стоит быть частым гостем в бассейне. Совместное плавание…

  • • укрепляет вашу связь и доверие ребенка к родителям;
  • • тренирует мышцы и стимулирует общее развитие малыша;
  • • улучшает координацию движений;
  • • повышает устойчивость организма крохи к заболеваниям;
  • • это весело и доставляет всем массу новых впечатлений.

Как научить ребенка не бояться воды мы подсказали, приучайте осторожно, чтобы не напугать малыша!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Помощь дошкольникам в преодолении страха перед водой

Дорогие друзья, мы рады представить вам Арестову Наталью Александровну, инструктора по физическому развитию МБДОУ №10 «Солнышко» города Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Сегодня Наталья Александровна с радостью делится с нами полезным материалом о том, как важно научить малышей не боятся воды. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Александровны:

“Наблюдая за детьми дошкольного возраста, я заметила, что не всем детям доставляет удовольствие общение с водой. Выявив эту проблему, поставила перед собой задачу: помочь детям преодолеть страх перед водой, тем самым, предоставив каждому ребёнку возможность использовать воду как инструмент для физического и эмоциональный развития.”

Увлекательного чтения.

Некоторые дети боятся воды в большом объёме (бассейн, река, озеро, море, и. т. д.). Зайти просто в воду для них становится настоящим испытанием. Другие дети нерешительны, нехотя входят в воду. Они с опаской посматривают по сторонам и не хотят передвигаться в ней.

В методической литературе по начальному обучению плаванию часто говориться о том, что новички, особенно дети, должны учиться преодолевать страх перед водой при помощи так называемых приучающих упражнений. Тем самым ребёнку приписывается страх, свойственный скорее взрослому, который не умеет плавать и поэтому испытывает водобоязнь.

Почти все родители и воспитатели ДОУ согласятся с тем, что большинство малышей и дошкольников охотно купаются, играют и плещутся в воде. Ведь вода и плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей, что особенно важно в условиях Крайнего севера, где лето короткое и не всегда тёплое. А купание и плавание особенно эффективны, так как сочетают в себе воздействие на организм ребёнка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением, а это как раз то, чего наши дети не дополучают, поэтому я стараюсь, чтобы все дети посещали бассейн в полном объёме.

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, я заметила, что не всем детям доставляет удовольствие общение с водой. Выявив эту проблему, поставила перед собой задачу: помочь детям преодолеть страх перед водой, тем самым, предоставив каждому ребёнку возможность использовать воду как инструмент для физического и эмоциональный развития.

Свою работу я начала в тесном сотрудничестве с психологом. Основываясь на наблюдении, общении с детьми, пришла к выводу: детей страшит большой объём воды (чаша бассейна), глубина – пусть даже незначительная.

Проанализировав я выявила следующие причины страха перед водой:

  • Ребёнок кроме ванны не видел другого «водоёма».
  • Негативный опыт, испытанный ранее с купанием или мытьём: по недосмотру взрослого вода становилась холодной или слишком горячей;
  • Взрослый неловко поддержал ребенка и как следствие тот поскользнулся; упал; вода попала в рот, уши, нос и.т.д.
  • Испугался не почувствовав под ногами дна.
  • Испытал раздражение слизистых оболочек глаз, если вода окажется перехлорированной или чуть мыльной.
  • Чувство недоверия при погружении в воду лица, тела. Когда нет поддерживающих средств.
  • Защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
  • Врождённый страх. И за этот детский страх часто виновниками становятся взрослые.

Опираясь на вышеуказанные выводы, в свою работу я включила родителей, воспитателей групп, психолога и медицинский персонал ДОУ.

Работа с родителями началась с разъяснения пользы воды, необходимости занятий в бассейне для полноценного физического развития малышей. Я обратила особое внимание родителей на то, что в ходе таких занятий решаются вопросы закаливания, профилактики заболеваний; дети учатся безопасному взаимодействию с водой, воспитывается дисциплина. С мамами и папами проводились индивидуальные и групповые консультации, им были даны рекомендации по приучению детей к воде и элементарным занятиям. Их вниманию предлагались информационные уголки, пособия по обучению детей плаванию. Родители приглашались на занятия по плаванию, принимали активное участие в совместном купание вместе с детьми, участвовали в праздниках и развлечениях на воде.

Решая задачу избавления ребёнка от страха перед водой, я начала с того, что предложила боявшимся детям просто погулять по помещению бассейна, понаблюдать за купающимися детьми. Так дети постепенно привыкают к соседству с «большой водой» и чувствуют себя на суше около чаши свободно, даже начинают шалить и бегать.

Каждый этап освоения по времени, зависит от самого ребёнка, если я вижу, что он готов, предлагаю ему выполнение следующего действия.

Ребёнок наконец освоился в помещении бассейна, свободно передвигается. Предлагаю ему попускать «мыльные пузыри» над чашей бассейна. За тем совместно с ребёнком. в тазу с водой мы попускаем кораблики, даю ему задание вытащить из таза мелкие игрушки. Ребёнку приходится погружать руки в воду сначала ладошки а затем и по локоть. Используя потешки, присказки, стишки предлагаю детям умыться, полить на руки, на животик, на ноги, на голову, просто поплескаться руками в воде, похлопать по воде. За тем,о в таз с водой уже надо встать ногами, потопать, сесть в воду, обливаться, играть с игрушками. Главное чтобы это приносило удовольствие ребёнку. Если у ребёнка нет настроения и желания, и он отказывается выполнять задание, ни в коём случае не заставляю его.

Следующий шаг в освобождении от водобоязни, это погружение в воду (опустить подбородок, подуть на воду, опустить носик, глазки, лицо с задержкой дыхания, выдохнуть в воду через рот). Я учу детей выполнять имитационные упражнениям на дыхание. Тем, кто не осмеливается выполнить это упражнение, можно его облегчить. Для этого надо, чтобы ребёнок опустил сложенные ладони в воду, поднёс лицо к воде и опустил его в зачерпнутую воду. В этом случае у ребёнка создаётся впечатление, что он опускает лицо в очень ограниченное количество воды, что придаёт ему смелости и уверенности.

Постепенно от таза переходим к надувному бассейну диаметром 100 см. Постепенно бассейны меняем на больший в диаметре 120см, и.т.д. (пускаем кораблики, играем игрушками, мячиками, встаём в него ногами, топаем, обливаемся, садимся, ложимся, выполняем различные движения, упражнения с погружением в воду и.т. д.). Если ребёнок сам не проявляет инициативу, ему можно предложить или направить его. Объем воды в надувном бассейне, также постепенно увеличивается (по щиколотку, до половины икры, по колено). После каждого достижения ребёнка я его хвалю, подбадриваю.

В процесс привыкания к воде плавно включается чаша бассейна. Предлагаю бросать туда детям предметы (мячики, колечки и.т.д.); вылавливать сачком игрушки; выпускать «рыбок» в чашу. Всё это очень стимулирует последующее самостоятельное выполнение упражнения. Так постепенно, шаг за шагом ребёнок начинает привыкать к воде.

И вот наступает момент, когда дети опускаются в чашу бассейна. Воду я набираю для первого раза по щиколотку и постепенно увеличиваю ее объем. Если ребёнок сам не решается заходить в воду, я беру его на руки, тогда он чувствует поддержку взрослого. Постепенно опускаю, ставлю на ноги и сопровождаю за руку до бортика. Предлагаю малышам, держась за поручень у бортика выполнить строевые упражнения, О,Р,У, имитационные и.т.д.

По прошествии времени, когда дети более свободно передвигаются в воде без опоры на поручень, уже можно предлагать сесть на дно чаши, лечь на спину, на живот, поработать ногами, передвигаться на руках по дну чаши.

На этом этапе ввожу в занятия различные вспомогательные средства (плавательные обучи, доски, игрушки, перекладины, и.т.д.); поддерживающие на плову средства (надувные мячи, круги). Ребёнок должен почувствовать, как вода действует на его тело и как он должен вести себя, чтобы научиться держаться на воде и продвигаться в ней. Вот для этого и нужны вспомогательные средства. Существует мнение о том, что безопасность начинающего пловца лучше всего обеспечивают поддерживающие на плаву средства. Эта точка зрения ошибочна. Из-за возможного повреждения эти средства не гарантируют безопасность. Кроме того, при их применении у ребёнка создаётся неправильное представление о поведение тела в воде. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают чувство неуверенности и страха. На своих занятиях поддерживающие средства я использую только в конце занятия для свободного плавании, или чтобы заинтересовать начинающего ребёнок. И те и другие средства вызывают огромный интерес у детей.

В работе с детьми ведущее место у меня занимает игровой метод. Я использую игры, ролевые игры, имитационные упражнения, но не злоупотребляю т. к. чрезмерное увлечения ими отрицательно влияют на организованность и чёткость выполнения упражнений. Всё это способствует раскрепощению, заинтересованности детей, помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер отражает необходимость внимательного, требовательного, в то же время непринуждённо-ласкового подхода к детям. Что шаг зашагом ведёт к избавлению от страхов к воде.

С увеличением воды в чаше усложняются и видоизменяются упражнения. Играя в воде, дети привыкают к ней, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения, и передвижения в воде смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде служат и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений, способа плавания. Они способствуют также воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Очередной этап начинается после того, как дети ознакомились со свойством воды -сопротивлением. Переходим к погружению в воду с головой с плотно закрытым ртом. Если ребёнок выполнял это упражнение в тазу, в надувном бассейне, то без особых проблем выполнит и в чаше бассейна. Но есть дети, которые освоились в воде (бегают, резвятся), но погружаться с головой не решаются, с такими детьми я отрабатываю упражнения на суше. Дальше переходим к упражнениям с выдохом в воду, с открыванием глаз в воде, и.т.д. Дети постепенно привыкли и освоили в воде и ряд прикладных упражнений. Теперь ребёнок может приступать к обучению способов плавания.

На занятиях немаловажное значение имеет дисциплина – это безопасность детей в воде. Инструктор должен уметь всегда организовать и заинтересовать детей. Они должны ощущать контроль за своим поведением. Это помогает детям сосредоточить внимание, приучает исполнять задание по первому слову педагога. В процессе занятия я напоминаю детям что наблюдаю за ними, часто повторяю слова «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и.т.д. Необходимо всегда давать возможность ребёнку показывать свои достижения в исполнении задании. Это активизирует их участие в процессе обучения и служит дисциплинирующим фактором.

Плавание является одним из самых эффективных средств закаливание организма у детей дошкольного возраста. А также даёт детям возможность привыкнуть к условиям необычной для них среды, освоиться в воде, привить им привычку и любовь к пользованию водой. На занятиях плаванию задействованы все дети (кроме детей с медицинским отводом 1%). В конце года я провела сравнительный анализ по 6 группам дети от 2-7 лет, количество детей 96 человек.

Литература:

  1. Спорт на воде / З П. Фирсов, В.В. Фёдоров, Б.М. Фомиченко, и др. – Мн.: Полымя, 1987. – 192 с.
  2. Плавайте с малышами / Левин Герхард (Пер. с нем. Домбровской Р.а.). – Мн.: Полымя, 1981. – 144 с.
  3. Мя учимся плавать / Белиц-Гейман С.В. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.
  4. Как научить детей плавать / Осокина Т.И. Пособие для воспитателя – 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.
  5. Плавание: Сб. Вып. 1-й / Сост. З. П. Фирсов, М.: Физкультура и спорт, 1982. – 76 с.

Особенности воспитания приемных детей

Что может быть важ­нее для ребенка, чем семья, уют род­ного дома, теп­лота мами­ных и сила папи­ных рук? К сожа­ле­нию, мно­гие дети бывают лишены этого, ока­зы­ва­ясь в домах ребенка и дет­ских домах после того, как от них отка­за­лись роди­тели или роди­тели были лишены роди­тель­ских прав.

Также немало взрос­лых людей, кото­рые хотят, но не могут иметь сво­его ребенка. А также тех, кто про­сто не рав­но­ду­шен к про­блеме бро­шен­ных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стре­мятся стать при­ем­ными родителями.

Чем младше ребе­нок, кото­рого заби­рают из дет­ских учре­жде­ний, тем легче ему адап­ти­ро­ваться в новой семье. Легче и для при­ем­ных родителей.

Однако именно дети постарше, кото­рые пони­мают, что у них нет мамы и папы, нет сво­его дома, прон­зи­тельно хотят иметь свою семью. Конечно, взрос­лые должны обла­дать опре­де­лен­ной сме­ло­стью и запа­стись тер­пе­нием, чтобы сер­дечко такого ребенка «отта­яло» в домаш­нем тепле.

Но, несмотря на эти раз­ли­чия, в пове­де­нии детей можно отме­тить неко­то­рые общие зако­но­мер­но­сти. Пове­де­ние и само­чув­ствие ребенка не оста­ется посто­ян­ным, оно меня­ется с тече­нием вре­мени по мере того, как он осва­и­ва­ется в новой обста­новке. Как отме­чают пси­хо­логи, при адап­та­ции ребенка в новых усло­виях име­ется несколько стадий.

Первую ста­дию можно оха­рак­те­ри­зо­вать как “Зна­ком­ство”, или “Медо­вый месяц”. Здесь отме­ча­ется опе­ре­жа­ю­щая при­вя­зан­ность друг к другу. Роди­те­лям хочется обо­греть ребенка, отдать ему всю нако­пив­шу­юся потреб­ность в любви. Ребе­нок испы­ты­вает удо­воль­ствие от сво­его нового поло­же­ния, он готов к жизни в семье. Он с удо­воль­ствием выпол­няет все, что пред­ла­гают взрос­лые. Мно­гие дети сразу же начи­нают назы­вать взрос­лых папой и мамой. Но это совсем не зна­чит, что они уже полю­били — они только хотят полю­бить новых родителей.

Вы заме­тите, что ребе­нок испы­ты­вает и радость, и тре­вогу одно­вре­менно. Это при­во­дит мно­гих детей в лихо­ра­дочно-воз­буж­ден­ное состо­я­ние. Они сует­ливы, непо­сед­ливы, не могут долго сосре­до­то­читься на чем-то, за мно­гое хва­та­ются. Учтите: перед ребен­ком в этот период появ­ля­ется много новых людей, кото­рых он не в состо­я­нии запом­нить, ребе­нок пока не в силах запом­нить и усво­ить ту массу новых впе­чат­ле­ний, кото­рая обру­ши­лась на него. Осо­бое зна­че­ние для ребенка имеет под­твер­жде­ние, что это дей­стви­тельно его новые родители.

Вто­рую ста­дию можно опре­де­лить как “Воз­врат в про­шлое”, или “Регрес­сия”. Пер­вые впе­чат­ле­ния схлы­нули, эйфо­рия про­шла, уста­но­вился опре­де­лен­ный поря­док, начи­на­ется кро­пот­ли­вый и дли­тель­ный про­цесс при­ти­ра­ния, при­вы­ка­ния чле­нов семьи друг к другу — вза­им­ная адап­та­ция. Ребе­нок пони­мает, что это — дру­гие люди, в семье — дру­гие пра­вила. Он не сразу может при­спо­со­биться к новым отно­ше­ниям. Он почти бес­пре­ко­словно под­чи­нялся пра­ви­лам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он про­бует себя вести как прежде, при­смат­ри­ва­ясь, что нра­вится, а что не нра­вится окру­жа­ю­щим. Про­ис­хо­дит очень болез­нен­ная ломка сло­жив­ше­гося сте­рео­типа пове­де­ния. В эти месяцы могут обна­ру­жи­ваться пси­хо­ло­ги­че­ские барьеры: несов­ме­сти­мость тем­пе­ра­мен­тов, черт харак­тера, ваших при­вы­чек и при­вы­чек ребенка.

У мно­гих взрос­лых, столк­нув­шихся с этими про­бле­мами, не хва­тает сил, а глав­ное тер­пе­ния дождаться пока ребе­нок сде­лает то, что им нужно. Осо­бенно ярко в этот период про­яв­ля­ются: отсут­ствие зна­ний об осо­бен­но­стях воз­раста, уме­ний уста­нав­ли­вать кон­такт, дове­ри­тель­ные отно­ше­ния и выби­рать нуж­ный стиль обще­ния. Попытки опе­реться на свой жиз­нен­ный опыт, на то, что их так вос­пи­ты­вали, часто тер­пят поражение.

При­вык­нув к новым усло­виям, ребе­нок начи­нает искать линию пове­де­ния, кото­рая удо­вле­тво­рила бы при­ем­ных роди­те­лей. Этот поиск не все­гда уда­чен. Чтобы при­влечь к себе вни­ма­ние, ребе­нок может изме­нять пове­де­ние неожи­дан­ным обра­зом. Поэтому вас не должно удив­лять, что весе­лый, актив­ный ребе­нок вдруг стал каприз­ным, часто и подолгу пла­чет, начи­нает драться с роди­те­лями или с бра­том, сест­рой (если они есть), делает назло то, что не нра­вится им. А угрю­мый, замкну­тый — про­яв­лять инте­рес к окру­жа­ю­щему, осо­бенно, когда за ним никто не наблю­дает, дей­ствует испод­тишка либо ста­но­вится необык­но­венно активным.

Непод­го­тов­лен­ные к этому роди­тели могут испы­ты­вать испуг, шок. “Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит”, — обыч­ные для этого пери­ода жалобы. Неко­то­рыми овла­де­вает отча­я­ние: “Неужели все­гда так будет?!”

Тре­тья ста­дия — “При­вы­ка­ние”, или “Мед­лен­ное вос­ста­нов­ле­ние”. Вы можете заме­тить, что ребе­нок как-то неожи­данно повзрос­лел. Исче­зает напря­же­ние, дети начи­нают шутить и обсуж­дать свои про­блемы и труд­но­сти со взрос­лыми. Ребе­нок при­вы­кает к пра­ви­лам пове­де­ния в семье и в дет­ском учре­жде­нии. Он начи­нает вести себя также есте­ственно, как ведет себя род­ной ребе­нок в кров­ной семье. Ребе­нок при­ни­мает актив­ное уча­стие во всех делах семьи. Без напря­же­ния вспо­ми­нает о своей про­шлой жизни. Пове­де­ние соот­вет­ствует осо­бен­но­стям харак­тера и пол­но­стью адек­ватно ситуациям.

При­спо­со­бив­шись к новым усло­виям, дети реже вспо­ми­нают про­шлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не гово­рит о преж­нем образе жизни, по досто­ин­ству оце­нив пре­иму­ще­ства семьи, не хочет в него воз­вра­щаться. Дети дошколь­ного воз­раста могут спра­ши­вать взрос­лых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребе­нок чув­ствует хоро­шее отно­ше­ние к себе, воз­ни­кает при­вя­зан­ность к роди­те­лям и ответ­ные чув­ства. Он без труда выпол­няет пра­вила и пра­вильно реа­ги­рует на просьбы. Про­яв­ляет вни­ма­ние и инте­рес ко всем делам семьи, посильно участ­вуя во всем. Сам отме­чает про­ис­хо­дя­щие с собой изме­не­ния, не без иро­нии вспо­ми­нает свое пло­хое пове­де­ние (если оно было), сочув­ствует и сопе­ре­жи­вает родителям.

Итак, в семью вошел новый ребе­нок. До его появ­ле­ния взрос­лые были уве­рены в себе, в том, что готовы к реше­нию всех про­блем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллю­зии и неко­то­рая эйфо­рия, уве­рен­ность в том, что хва­тит сил для пре­одо­ле­ния всех пре­пят­ствий и пре­одо­ле­ния труд­но­стей, — типич­ные состо­я­ния, харак­тер­ные для боль­шин­ства новых роди­те­лей. Почти все уве­рены в своих вос­пи­та­тель­ных спо­соб­но­стях и в том, что смо­гут успешно исполь­зо­вать эти спо­соб­но­сти на благо чужого ребенка. Осо­бенно это харак­терно для тех роди­те­лей, кото­рые были успешны в вос­пи­та­нии соб­ствен­ных детей, и смогли создать атмо­сферу тепла и любви в своей семье. Но появ­ле­ние чужого ребенка — это серьез­ное испы­та­ние для всей семьи.

Воспитание приемных детей в семье: ключевые особенности и проблемы

Когда в семье появляется приемный ребенок, то вопросы возникают практически на каждом шагу:

  • как вести себя в той или иной ситуации?
  • как отнесутся к новому брату или сестре другие дети, если они есть?
  • наказывать или нет? и т. д.

Чем старше ребенок, тем сложнее возникают проблемы и тем быстрее их придется решать. Поэтому прежде чем совершить этот серьезный шаг, следует внимательно изучить особенности воспитания приемного малыша и объективно оценить свои силы.

Если вы усыновили новорожденного ребенка, то ваши действия могут быть такими же, как с родным малышом, тогда процесс адаптации будет безболезненным. Но когда в семье появляется ребенок постарше, то этот период окажется сложным для обеих сторон: и родителям, и детям придется освоить новые социальные роли и научиться считаться друг с другом.

Важно понимать, что малыш уже приобрел негативный жизненный опыт, у него есть определенные привычки и убеждения, система ценностей и ориентиров. Чаще всего его характер формируется в сложной социальной среде, и это заставляет ребенка отвечать миру негативом. В нем живет постоянный, почти животный страх, что его снова предадут, он останется голодным, замерзшим и совсем один – без близкого человека и дома. Многие дети из детских домов прошли через побои, голод, сексуальное насилие, потерю любимых близких родственников. Свои опасения дети неосознанно переносят и на новых приемных родителей. Они не привыкли к ласковому отношению и просто не знают, что такое нормальная семья. Всегда об этом помните и постарайтесь не терять терпения.

Особенности воспитания в период адаптации

Итак, вы уже оформили необходимые документы, познакомились с ребенком и наконец-то забрали сына или дочь из детского дома домой. Первые несколько месяцев уйдут на то, чтобы ребенок привык к новому жилищу и приемным родителям. В этот период он, скорее всего, будет самым примерным и счастливым, ведь он обрел настоящий дом. Некоторые дети начинают сразу звать приемных родителей мамой и папой. Кому-то трудно переступить этот барьер, особенно, если ребенок хорошо помнит биологических мать и отца. И вы так и останетесь «тетей Машей» и «дядей Сашей». Что важно сделать в это время?

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, если в семье есть еще дети, они не должны чувствовать себя заброшенными, делите любовь и заботу поровну на всех.
  • Постепенно знакомьте ребенка с правилами, по которым живут в вашей семье. Нельзя, чтобы сначала вы что-то разрешили в великодушном порыве, а потом резко запретили.
  • Привлекайте ребенка к домашним обязанностям, семейным занятиям, чтобы он почувствовал себя частью команды.

Следующий период самый трудный, поскольку ребенок осваивается в новом коллективе и пространстве и начинает проявлять характер: грубит, портит вещи, не слушается, игнорирует. Плохое поведение он использует как инструмент для определения границ дозволенного. Кроме того, многие дети, брошенные безответственными родителями, просто не знают принятых норм поведения, не забывайте об этом. Самое сложное для мамы и папы в такие моменты – не сорваться и не сдать сорванца обратно в детский дом. Но вы-то мудрые родители и знаете, как себя вести.

  • Наберитесь терпения, спокойно разъясняйте ребенку, почему так поступать нельзя. С первого раза он может и не воспринять ваших увещеваний, поэтому повторять придется несколько раз. Не кричите, разговаривайте спокойным ровным тоном.
  • Ни в коем случае не игнорируйте плохое поведение. Рамки дозволенного должны быть четко очерчены. Установите правила поведения и будьте последовательны в запретах и разрешениях.
  • Не старайтесь исполнить абсолютно все желания ребенка. Не пытайтесь купить послушание подарками, деньгами, развлечениями, потаканием капризам. Он должен понимать, почему должен вести себя хорошо, а не стараться угодить вам ради вознаграждения.
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка на интересное занятие, которое могло бы его увлечь.

В этот период приемные родители могут испытывать чувство растерянности, беспомощности, им может казаться, что они совершили ошибку, усыновив ребенка. Многие испытывают соблазн обвинить приемного сына или дочь в черной неблагодарности. Ведь если бы не они, то ребенок продолжал бы жить в детдоме.

Не совершайте роковой ошибки! Вы только сорвете злость и обиду, тем самым разрушите все теплые чувства, которые есть между вами и ребенком. После таких слов он, скорее всего, начнет ненавидеть вас и еще больше ожесточится.

Запаситесь терпением и спокойствием, покажите ребенку, что любите его, несмотря ни на что и не предадите никогда. Постепенно он примет вас, перестанет бояться, что «его вернут обратно», начнет доверять и привыкнет к приемной семье и образу жизни по новым правилам.

Сколько времени требует адаптация? Как правило, от трех до пяти лет, это во многом зависит от возраста ребенка, его жизненного опыта и тактики воспитания, выбранной приемными родителями.

С какими проблемами вы можете столкнуться?

1. Нужно ли раскрывать тайну усыновления?

Этот вопрос следует решить раз и навсегда. Безопаснее, если ребенок будет знать правду, потому что как бы тщательно вы ни оберегали тайну, все равно найдутся «доброжелатели», которые ему все расскажут. Такую информацию ребенок должен услышать от вас, иначе его доверие к вам может пошатнуться. Если вы решили молчать, но ребенок задал вам вопрос, следует честно все рассказать и объяснить, что вы все равно любите его как родного.

2. Ребенок сравнивает вас со своими настоящими родителями

Если он хорошо помнит биологических маму и папу, такие сравнения неизбежны. Какими бы они ни были, он все равно их любит, и этот факт нужно принять. Не пытайтесь выиграть соревнование, не отзывайтесь о них плохо (даже если эти люди заслуживают такого отношения). Проявите выдержку и продолжайте заботиться о ребенке и любить его. Время все расставит по своим местам.

3. Воровство, асоциальное поведение, дурные привычки

Чаще всего эти проблемы возникают, если ребенка усыновили в старшем возрасте, и он рос в неблагополучной социальной среде. Он просто живет по тем нормам, которые усвоил с раннего детства. В случае воровства, подумайте, все ли необходимое есть у ребенка. Например, если он ворует деньги, может, стоит выделять ему небольшую сумму на карманные расходы. Самое главное не игнорируйте проступки ребенка и не обвиняйте в плохой наследственности. Спокойно и твердо объясняйте, почему нельзя брать чужие вещи, ругаться матом, хулиганить, драться и т. д. При необходимости проконсультируйтесь с психологом. Постепенно ребенок привыкнет и примет новые нормы поведения.

Не пренебрегайте помощью психолога. Специалист обязательно поможет разобраться в трудной ситуации и построить доверительные отношения с ребенком.

Воспитание приемного ребенка: зачем нужна помощь психолога?

О проблемах в школе, наказаниях и чувстве вины.

  • Школьные проблемы приемного ребенка
  • Психологические проблемы
  • Наказания и другие способы воспитания
  • Особенности детей из детских домов

Автор книги “Когда я родился, тебя не было, мама!” усыновила мальчика из дома ребенка в конце Спустя 15 лет она описала свой опыт, достижения и трудности, с которыми пришлось столкнуться. В то время психологическая помощь приемным родителям еще не была налажена, и многое приходилось познавать методом проб и ошибок.

Школьные проблемы приемного ребенка

Когда я оформляла документы на Алешку, мне предложили “убавить” один год, сказав, что так поступают многие приемные родители. Я отказалась, ответив, что мы быстро догоним сверстников — с интеллектом у Алешки было все в порядке. Увы! Мне не объяснили, что интеллект и психика — две большие разницы, и что отставание в общем развитии “ликвидировать” гораздо легче, чем отставание в развитии психологическом.

Сама я поняла это, только когда настала пора идти в школу. В 7 лет мой сын оставался пятилетним ребенком. Все тесты, положенные первоклашке, он проходил, подтверждая, что с развитием, памятью, вниманием, логикой у него нормально. Но вот отношение к занятиям, дисциплина, необходимость сидеть полчаса за партой и слушать учителя. Заставьте пятилетнего малыша высидеть урок: он будет вертеться, вставать, разговаривать. Именно так и вел себя Алешка. Ничего, кроме раздражения, он, естественно, у учительницы не вызывал. Нас не спасли ни его отличная память, ни развитое воображение — к концу первого класса мы прочно заняли место самого слабого “троечника”.

Вот тут-то я и пожалела, что не изменила дату рождения — лишний год до школы нам бы очень не помешал. Еще пожалела, что не оставила Алешку еще на год в детском саду. Такой вариант предложила мне умная и опытная заведующая, видевшая, что к школе ребенок совершенно не готов. Алешка уперся: “Хочу в школу!” И я пошла у него на поводу. Ну, и получила по полной программе.

Все одиннадцать лет в школе я постоянно доказывала учителям, что ребенок у меня золото, только вот неусидчивый очень. Винила себя — вырос, мол, в творческой среде, вот и раскован не в меру. А проблема упиралась в то, что, запустив первоначальные знания, мы так и не догнали программу. Заставить Алешку делать уроки первые два-три года было практически невозможно. Выручали хорошая память и сообразительность, но когда начались математика, физика, химия — начались и “двойки”.

Особенно тяжело пришлось с русским. Имея богатый словарный запас (у Алешки правильная речь, он не путает ударения, не употребляет слов-сорняков, легко каламбурит) и легко поддерживая разговор даже со взрослыми, он пишет с ужасным количеством ошибок. Не помогли ни наказания, ни тренировки по переписыванию текстов и домашние диктанты, ни занятия с репетиторами.

Преподаватель литературы и русского в классе объяснила мне, что скорее всего это дисграфия, которая может быть последствием каких-либо психологических травм (уж мне ли не знать — каких!), и что исправить подобную неграмотность можно лишь в начальных классах. Но в начальных классах мой ребенок вызывал стойкую аллергию своим поведением, и легче (а возможно, и приятнее) было ставить ему плохие оценки, чем пытаться помочь освоить грамоту.

С тем и идем по жизни. Когда Алешка писал первое в своей жизни заявление о приеме на работу (дело было в школьные каникулы), я просто ушла из кабинета — пусть сам краснеет! Одно утешает: есть масса профессий, где знание грамматики и орфографии не обязательно. В общем, трагедию из этого факта мы не делаем, пытаясь приспособиться к обстоятельствам (в частности, получить хоть какое-то образование). Но если бы мне кто-то умный объяснил в свое время, что к чему, я сэкономила бы массу времени, средств и сил, а также нервов — как своих, так и чужих.

Психологические проблемы

Вообще-то во всех нормальных странах с приемными родителями работают психологи. Их помощь просто незаменима, особенно в первое время. Хорошо, конечно, что я начиталась книг по психологии, что среди моих друзей есть многодетные мамы и папы и что у меня есть друзья — профессиональные педагоги и психологи. А если человеку не с кем посоветоваться, если его жизненный опыт невелик и если психологией он не увлекался и умных книг не читал? (Забегая вперед, скажу, что огромным шагом стало создание школ подготовки приемных родителей. Теперь кандидаты в родители проходят обязательную подготовку, а семьи, в которых уже есть приемные дети, могут получать консультации и проходить тренинги. Главное, не надо этого бояться и, что еще важнее, не надо закрывать на проблемы глаза. Сами по себе они не решатся.)

Я, например, виню себя в том, что ничего не делала, чтобы справиться с инфантильностью сына. Он очень долго был наивен, в том числе и в суждениях. В шестнадцать он обладал психологией четырнадцатилетнего подростка, в восемнадцать оставался в душе пятнадцатилетним! И как мне было объяснить это той же призывной комиссии? Какие справки собирать, чтобы ему дали отсрочку от армии? Мотив — “до повзросления”?

Ну ладно — это не смертельно, есть даже категория вечных мужчин-детей. Но помощь психолога замещающим родителям нужна и по более серьезным поводам. Меня, например, умиляло, что Алешка всегда приходил после наказания просить прощения. А оказалось, что приемные дети всю жизнь живут с чувством вины в душе. Узнала об этом случайно, когда моя приятельница-психолог принесла почитать перевод отчета об исследованиях американских психотерапевтов. Они сделали вывод, что большинство приемных детей, даже став взрослыми, переживают свою отверженность. “Раз меня оставили, значит, я плохой” — с этим они идут по жизни! Неуверенность в себе, самокопательство, склонность к суицидам — вот чем это оборачивается.

Господи! Да знала бы я раньше, постоянно внушала бы сыну, что он самый хороший! А я? Накажу его, маленького, он проревется, как и все дети, а потом придет, сядет ко мне на колени, прижмется и, заглядывая с мольбой в глаза, начинает просить прощения. Правда, я его всегда успокаивала, начинала целовать, гладить по голове и объяснять, что мама наказала его за один, конкретный поступок, а на самом деле Алеша хороший, он будет слушаться маму.

Наверное, чисто интуитивно я понимала, что Алешке требуется большая, нежели его сверстникам, уверенность в себе, поэтому в детстве у нас была такая игра. Он устраивался у меня на коленях или подкатывался ко мне под бок, я прижимала его к себе и на ушко начинала перечислять все его достоинства. Вспоминала все: Алеша у меня очень веселый, хохотун, певун, очень ласковый, мамин помощник, главный дружок, звонкий петушок, кушает все-все-все, глазки моет каждое утро. Иногда достоинств набиралось не один десяток! И я говорила: “Вот какой у меня замечательный ребенок. Подумаешь, не слушается иногда — это с каждым бывает. А вот такого характера ни у кого нет. Повезло маме с тобой!”

В начальных классах эта игра превратилась в своего рода психологический тренинг. Замордовали Алешку основательно. Во втором классе, придя из школы, он начинал ходить за мной с выражением брошенного щенка на лице и, заглядывая с мольбой в глаза, то и дело спрашивал: “Мамочка, ты меня любишь?”. Иногда, когда я сажала его к себе на колени и начинала рассказывать, какой он хороший и как много у него хороших качеств, он перебивал меня: “А в школе сказали, что я идиот”, или: “А учительница меня дураком назвала”.

Слава Богу, у меня хватило ума перевести его в другую школу — в третьем классе Алешка перестал комплексовать так сильно, и наших домашних “похвалушек” стало достаточно для того, чтобы он начал верить в себя. Но даже позднее, в старших классах, у него случались приступы самобичевания, и тогда я безудержно начинала хвалить его. А присказка: “Что бы я делала без тебя?!” — это сущая правда. И Алешка знает об этом, хоть и язвит: “Что — орать было бы не на кого?”

Наказания и другие способы воспитания

По поводу “ораний”, наказаний и прочих воспитательных мер. Не знаю, правильно ли это с точки зрения психологии и педагогики, но ругать и наказывать Алешку я стала по принципу “как своего”. Одна из моих приятельниц как-то сказала: “Вот вырастет он и скажет тебе, что ты наказывала его потому, что он — не родной”. На что я ей ответила: “А я ему скажу, что никогда не чувствовала его неродным, потому и наказывала. Всех детей наказывают, чем он хуже?” Это действительно так. Я не хотела, чтобы Алешка вырос избалованным, эгоистичным, не уважающим общепринятые нормы поведения. К тому же у нас в доме не было “жесткой мужской руки”, и мне приходилось быть и матерью, и отцом, то есть проявлять не только мягкость, но и твердость.

Что касается крика. Я эмоциональный человек, и громкий разнос — это скорее демонстрация обиды, недовольства, нежели наказание. Алешка это понял довольно рано, и для него гораздо большим наказанием было мое молчание. Когда я молча выходила из комнаты, он тут же чувствовал, что я обиделась, и бежал следом на кухню: “Мусечка, ну не сердись, сейчас все сделаю”.

Думаю, что в наказании главное — адекватность. Нормальная мать не схватится за ремень, если ребенок разбил чашку. Если ребенок плохо ест, глупо ставить его в угол — он будет только рад, что его увели из-за стола. Я, например, просто молча снимала Алешку со стула: “Все, иди в комнату”, — когда он начинал капризничать и говорить, что он это не будет есть. Не будешь? Не надо, оставайся голодным. Тут же бежал обратно: я передумал, я буду кашу, она вкусная. К слову, Алешка вырос совершенно не привередливым к еде, ест все что дадут, да еще и нахваливает.

Запомнился и другой прием воспитания. Он очень разбрасывал по комнате игрушки, а убирать их не любил — как и все дети, наверное. В каждой семье решают этот вопрос по-разному. Кто-то считает, что легче самому убрать, кто-то ругает ребенка и заставляет прибраться чуть ли не силой. Я поступила проще. Не хочешь — не убирай, я унесу все игрушки в подвал, тогда и заставлять тебя наводить порядок не надо будет. Собрала в коробку и вынесла.

Через день Алешка упросил принести игрушки обратно, после этого какое-то время складывал их на место, а когда снова начался бардак, я молча стала собирать их в коробку. Он вцепился в мою руку и, чуть не плача, стал просить не уносить игрушки: “Я уберу их, мамочка, уберу”. Не скажу, что мой ребенок педант и каждая вещь у него имеет свое место, но относительный порядок он поддерживает, время от времени вываливая, например, учебники и тетради из шкафа на пол и начиная наводить чистоту. Делает это сам, без моих напоминаний.

Особенности детей из детских домов

Повторю: возможно, это неверно с точки зрения педагогики, но определенная твердость, даже жесткость в ограничениях на первых порах нужна непременно. Когда я дожидалась своей очереди на получение документов по усыновлению в органе опеки, рядом со мной оказалась супружеская пара, приехавшая оформлять усыновление еще одного малыша. Первый, мальчуган лет четырех, носился тут же по коридорам. Он был шумным и очень подвижным, совсем не слушал, что ему говорит мать, в общем, вел себя как избалованный и непослушный ребенок. Я тогда еще подумала, что его совершенно не воспитывают, вот и растет озорником. Как оказалось, дело не в этом.

Я на собственном опыте убедилась, что ребенок, взятый из дома ребенка не грудным, с уже сложившимся стереотипом поведения, трудно управляем. Он может бояться, но это не будет послушание и уж тем более понимание, что можно, а что нельзя. Его может остановить только страх перед наказанием. В самый первый день, дома, за обедом я протянула руку, чтобы погладить Алешку по голове — за то, что так аккуратно и с аппетитом кушает. А он моментально прикрыл голову руками и сжался. Его не гладили по голове, а били!

Страх жил в нем долго, но мои просьбы и простое слово “нельзя” он упорно игнорировал. Никто ведь не объяснял ему, что, к примеру, залезать на диван в грязной обуви нельзя — дивана в его жизни не было, поэтому он и не понимал, почему я сержусь. Или: почему нельзя бегать по салону трамвая, почему надо сидеть? Он вырывал руку, падал на пол, когда трамвай резко тормозил, я готова была его убить, потому что в детский сад мы приезжали грязными, — но общественный транспорт вошел в его жизнь слишком поздно, и Алешка не сразу понял, как надо себя вести.

А сколько игрушек он переломал, сколько книжек изорвал, прежде чем в его сознании утвердилось такое понятие, как “мое”! Это чужие вещи не жалко портить, свое же обычно берегут. Но у ребенка, знавшего только казенный дом и казенное имущество, бережное отношение к вещам напрочь отсутствовало. Если ты не захватишь игрушку, ее захватит другой. Кто-то другой будет играть и сломает твою любимую машинку. Так что ничего страшного, если ее сломал я — зато успел поиграть.

Он долго не мог поверить, что у него есть собственный дом, своя — только его! — мама. В детском саду, когда я приходила за ним, всем родителям и детям, что находились в тот момент в раздевалке, он с гордостью объяснял: “Моя мама!”, “Это моя мама!”. А дома подходил, например, к двери и спрашивал: “Это моя дверь?”, “Это мой стул?”. Его удивляло и радовало, что есть своя тарелка, чашка, тапки. “Мое! Мое!”, — мог гордо демонстрировать он гостям ту или иную вещь. Но в промежутке между удивлением и осознанием он успел перепортить кучу всего. Небрежность к вещам, к слову, осталась и по сей день.

Да что там говорить! В три года Алешка не знал массу элементарных вещей! Сначала он называл мамой не только меня, но и моих подруг, воспитательницу в детском саду, даже чужих женщин, сидящих рядом с ним в транспорте. Смысла слова он просто не знал, видимо, полагая, что так надо обращаться ко всем тетям. Он не знал, что такое “пойти в гости”. И что такое день рождения, Новый год. Кто такие Дед Мороз или Чебурашка. Вначале он спрашивал, показывая на картофелину: это яблоко? И свеклу тоже считал яблоком. Он смело бросался на проезжую часть, прямо под машины, потому что никогда раньше не видел их, не знал, что это опасно.

К книжкам приучала с большим трудом. Сначала научила смотреть картинки. Потом стала рассказывать, что на них нарисовано. И только спустя почти год он научился слушать чтение.

Он не умел даже целоваться! Его первая ласка была казенной, как и вся жизнь до этого: примерно неделю спустя после того, как он уже жил у меня, Алешка. погладил меня по голове. А первый поцелуй выглядел так: он ткнулся носом в мою щеку, потом еще и еще, но так и не догадался коснуться губами. Зато потом бабушка звала его не иначе, как “лизуля” — оказалось, что он очень ласковый, чуть что — лезет целоваться, любит, когда целуют его. Ту ласку, что недобрал в первые годы жизни, он добирал потом долго-долго.

Был у нас и другой “бзик”. Алешке не довелось поездить в колясках, и потому он смотрел на них восторженными глазами и тут же цеплялся за ручки, помогал везти. Мамам я объясняла, что сын без ума от техники, не иначе — вырастет автомобилистом, но понимала, что дело в другом. Пару раз знакомые позволили ему залезть в коляску, но Алешка был уже большим, не помещался, ему было неудобно, и он постепенно охладел, стал относиться к коляскам спокойно. А вот на санках его возили даже классе в третьем, просил бабушку покатать его. Бабушка ворчала, что, мол, жених уже, однако катала.

Кстати, и на коленях сидел, что называется, до упора. Последний раз забрался ко мне на колени классе в восьмом. Сложился, словно перочинный ножик, и все равно не поместился. Я рассмеялась: “Все, Алешка, кончилась лафа”. И что? Стоит мне теперь сесть на диван, как ребенок тут как тут, голову на колени и требует: “Гладь меня”. Жмурится как кот, только что не мурлычет. Еще любит положить голову ко мне на колени, и чтобы я гладила ему спину. Успокаивающий массаж, объяснила мне подруга-врач. И поглаживание, столь необходимое ему, и сосание пальца — признак внутренней, скрытой тревоги. На подсознательном уровне у него не проходит мысль о том, что его бросили.

Статья предоставлена проектом “К новой семье”

Читайте также:  чем занять ребенка в поезде до 1 года, в 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет и старше
Ссылка на основную публикацию