Значение общения ребенка со сверстниками

Развитие ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Взаимоотношения со сверстниками – важнейший аспект развития социальных навыков у дошкольников

Взаимоотношения между дошкольниками

В раннем детстве для детей крайне важно научиться взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки имеют огромное значение для их социальной адаптации и дальнейшего развития в старшем возрасте. Родители должны поощрять общение ребенка со сверстниками и вмешиваться только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.

Образовательная программа для детских садов направлена на то, чтобы развить у детей ценные навыки, которые помогут им лучше общаться со сверстниками. Программа основана на игровой деятельности, в ходе которой дети, например, понимают, как хорошо играть со сверстниками и общаться с ними. Во время игр дети учатся контролировать чувство агрессии и решать проблемы, которые могут возникать в различных социальных ситуациях.

В частности, в детском саду ребенок:

  • учится социальным навыкам (с помощью историй, рисунков, разыгрывания различных ситуаций с использованием кукол и т. д.) и практиковать их (в ходе ролевых игр). Ребенок также учится, как вести себя в различных социальных ситуациях (например, делиться игрушками, извиняться и т. д.);
  • учится тому, как инициировать игру со сверстниками, задавать вопросы и поддерживать сверстников;
  • получает ценный опыт позитивного взаимодействия со сверстниками. Воспитатель обеспечивает такое взаимодействие и предоставляет возможности для игры.

Развитие таких навыков помогает детям заводить друзей и легко вливаться в компании сверстников. Это становится очень важным, когда ребенок идет в школу.

Насколько это важно?

Взаимоотношения со сверстниками в раннем детстве имеют большое значение для психосоциальной адаптации ребенка в детском саду и в будущем – во время учебы в школе. Опыт групповых игр и дружеских отношений помогают ему развивать новые социальные навыки, усваивать социальные нормы и правила, связанные с межличностными отношениями. Это очень важно, ведь чаще всего ребенок общается со сверстниками и вне детского сада или школы. Кроме того, у многих детей есть братья или сестры с небольшой разницей в возрасте. Так или иначе, практически каждый ребенок ежедневно общается со сверстниками.

К четырем годам у большинства детей появляется лучший друг или подруга, и они начинают понимать, кто из сверстников им нравится, а кто – нет. Однако от 5 до 10% испытывают трудности в отношениях со сверстниками, которые могут их не принимать или издеваться над ними. Проблемы со сверстниками в раннем возрасте могут негативно сказаться на социальном и эмоциональном развитии ребенка в будущем. Чем раньше родители или воспитатель предпримут какие-то шаги для решения этой проблемы, тем лучше.

Что уже известно ученым?

В первые два года жизни ребенок развивает ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые помогают ему развивать позитивные взаимоотношения со сверстниками. К ним относятся совместное внимание, эмоциональная регуляция, умение сдерживать эмоции, имитация действий другого человека, понимание причинно- следственных связей и языковые навыки. На взаимоотношения со сверстниками также могут влиять внешние (например, взаимоотношения ребенка с родителями, культурные или социально-экономические особенности его семьи) или внутренние факторы (например, нарушения физического, психического развития, расстройства поведения и т. д.).

Причины трудностей во взаимоотношениях со сверстниками

Дети, которые страдают от вышеперечисленных нарушений развития, как правило, менее успешны в общении, чем их сверстники. Например, дети со слаборазвитыми коммуникативными, социальными навыками или со слаборазвитой моторикой часто проявляют неадекватное (например, агрессивное) поведение и меньше взаимодействуют со сверстниками. Соответственно, и сверстники реже принимают их в свою компанию.

Даже у детей, не имеющих никаких нарушений, могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это связано, прежде всего, с их поведением. Агрессивные, гиперактивные или, наоборот, замкнутые дети часто сталкиваются с тем, что сверстники их не принимают.

Агрессивное поведение может влиять на взаимоотношения со сверстниками в большей или меньшей мере в зависимости от пола, возраста и особенностей группы сверстников.

Например, ребенка, проявляющего агрессию, сверстники чаще отвергают в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем в более поздние периоды. Агрессивные дети могут быть популярны в группе сверстников, которые поддерживают агрессивное поведение или нейтральны к нему. Агрессивному ребенку обычно не составляет трудностей найти себе друзей среди таких же агрессивных детей.

Однако трудности во взаимоотношении со сверстниками вызывает не столько наличие или отсутствие агрессии у ребенка, сколько отсутствие социальных навыков. Застенчивые и замкнутые дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, хотя это чаще проявляется уже в школьном возрасте.

К чему приводят трудности в общении со сверстниками

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками часто приводят ребенка к низкой успеваемости и трудностям в учебе. Например, конфликт со сверстниками и неприятие с их стороны могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Дети, у которых в классе есть друзья, как правило, более мотивированы.

В долгосрочной перспективе такие проблемы приводят к плохой социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут приводить к исключению из школы, ранней преступности, эмоциональным проблемам, депрессии и тревожным расстройствам. Однако такая взаимосвязь относительна, поскольку на эмоциональные проблемы подростков могут влиять и другие факторы (например, особенности психики или окружение). Тем не менее, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками способны усугубить влияние других факторов. И наоборот, позитивные взаимоотношения со сверстниками снижают риск появления у ребенка различных эмоциональных проблем в будущем.

Особое место в отношениях ребенка со сверстниками занимают отношения с братьями или сестрами. Они более близкие и длительные, чем любые другие отношения в его жизни. Благодаря им ребенок учится понимать эмоции, мысли, ценности и убеждения другого человека. Частые конфликты с братьями и сестрами могут приводить в будущем к плохой социальной адаптации ребенка и даже формировать у него склонность к насильственному поведению.

Как с этим бороться

Программы, разработанные для развития социальных и эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста, дают хорошие результаты на протяжении уже длительного времени. Сегодня в детских садах приняты универсальные программы, в которых воспитатель взаимодействует со всей группой одновременно, способствуя развитию у детей социальных навыков. Их дополняют коррекционные программы, направленные на устранение существующих проблем, которые могут привести к проблемам в общении со сверстниками.

Исследования показывают, что сочетание в процессе дошкольного образования универсальных и индивидуальных программ способствует оптимальному социальному развитию детей. Универсальные программы создают такую атмосферу в группе, в которой каждый ребенок восприимчив к окружающим. Это способствует развитию социальных навыков.

В детском саду дети должны развить ряд навыков, которые помогут им вливаться в компании сверстников. Это навыки совместной игры, языковые, коммуникативные навыки, понимание эмоций других людей, саморегуляция, контроль агрессии, навыки решения социальных проблем и т. д. Универсальные программы дошкольного образования направлены на развитие этих навыков, и их применение в детских садах демонстрирует хорошие результаты.

Ключевые компоненты таких программ – обучение детей младшего возраста навыкам совместной игры и общения, а также различные виды групповой работы. Это оказалось эффективным для детей с различными социальными и поведенческими проблемами.

Чтобы научить позитивно общаться со сверстниками детей из особых групп (например, детей с инвалидностью), необходимо внедрять в систему дошкольного образования специальные инклюзивные программы. Дети с инвалидностью требуют разработки индивидуальных и систематических стратегий обучения для того, чтобы развить социальные навыки. Главное в этом процессе – обеспечить ребенку взаимодействие со сверстниками, у которых социальные навыки развиты.

Также к группам риска относятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, представители этнических меньшинств и т. д. В дошкольном возрасте игровая деятельность является практически единственным способом развить социальные навыки детей. Когда воспитатели корректируют поведение детей в этом процессе, это помогает им улучшить взаимодействие со сверстниками. Совместные действия воспитателей и родителей помогают развивать социальные навыки у детей из разных культур и социальных групп.

Общение дошкольника со сверстниками

​В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Особенности общения дошкольников со сверстниками
  • Яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Первое, что бросается в глаза, – это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул – и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Читайте также:  Развивающие речевые игры для самых маленьких

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» – тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», – как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек – лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них – эмоционально-практическая (второй – четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. См. →

Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ш-Ж в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ш-Ж. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Пальчиковая игра “Пальчики-колечки”
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
Будут пальцы помогать
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Слова и слоги называть!
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
ША-ЖА-ША
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
Жа-ШИ-ЖА,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ.
Делаем аналогично с пальцами левой руки.

“Угадай-ка”
Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове – Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву – Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

– животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный.

“Закончи слово в предложении”
Необходимо добавить слог ШИ или ЖИ в конце предложения.
В садик ходят малы. (ШИ).
У мамы острые но. (ЖИ).
В лесу бегают е. (ЖИ).
От дождя на дорогах лу. (ЖИ).
У зайца длинные у. (ШИ).
В подвале живут мы. (ШИ).
Мы зимой берем санки и лы. (ЖИ).
У башен красивые кры. (ШИ).

Необходимо добавить слог ШУ или ЖУ в конце предложения.

Я быстро хо. (ЖУ).
Я на дереве си. (ЖУ).
Я свет ту. (ШУ).
Я листики в саду нахо. (ЖУ).
Я письмо пи. (ШУ).
Я птицу на дереве ви. (ЖУ).
Я утром братика бу. (ЖУ).
Я маме рукой ма. (ШУ).

“Отгадай загадки”
Ищет в лесу шишки
Косолапый . (мишка)

Он на дереве сидит,
“Жу-жу-жу” всегда твердит . (жук)

Кошку боится,
В норку стремится
Серенький зверек.
Угадать его ты смог? (мышка)

Бежит колючий клубок,
Колючками на елку он похож.
Ну, конечно, это – . (еж)

Хвост с узорами,
Ноги со шпорами,
Борода и гребешок.
Кто же это? (петушок)

Длинные ноги, длинная шея,
Мы не видали зверя длиннее,
Ходит он, голову сильно задрав,
С длинною шеей пятнистый . (жираф)

Живет на болоте зверушка,
Кругленькое брюшко.
Съест зверушка
И комара, и мушку . (лягушка, жаба)

Пальчиковая игра “День рождения Наташи”
Женя, Жанна, Маша, Даша –
Загибают пальчики на одной руке.
Поздравляли все Наташу.
Женин подарок – большущая книжка,
Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.
Жаннин подарок – смешная мартышка,
Машин подарок – большой медвежонок,
Дашин подарок – рыжий котенок.
Как же рада наша Наташа
Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши!

Пальчиковая игра “”Грибы”
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Миша гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Белый гриб на толстой ножке
Миша положил в лукошко.
Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики “идут” по столу.
Снова гриб нашел.
Имитируем гриб – ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Красная шляпка в белый горошек,
Делаем хмурое лицо.
Миша раздавит этот гриб ножкой.
Имитирует, как “раздавит” – давим указательным пальчиком по столу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

Читайте также:  Артикуляционные упражнения, артикуляционная гимнастика

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Разговор

– Твоя мама ежиха?

– А моя мама мышка.

– Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.

Кукла Женя

У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Mania.

Почему квакушка любит дождь?

Бегут животные от дождя – кто куда. Еж бежит под ши­повник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакуш­ка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».

Повтори скороговорки.

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)

Кошка жадная тушёнку У жита пташка,

Не даёт коту, котёнку. У жита и мышка.

А. Хмелёва А. Хмелёва

Маша живёт этажом выше, Пообедаешь у бабушки,

Жанна живёт этажом ниже. Побежишь к дедушке
А. Хмелёва И поужинаешь.

Ежедневно Маша Нам готовит кашу

Нам готовит кашу. Ежедневно Маша.

24 Дифференциация звуков

Дифференциация звуков С – Ш 25

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СШ

1. Повтори изолированные звуки.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С – насос, Ш – змея.

2. Повтори прямые слоги со звуками С – Ш.

са – ша со – шо су – шу сы – ши

ша – са шо – со шу – су ши – сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С – Ш.

аш — ас ош – ос уш – ус иш – ис

еш – ее ёш – ёс юш – юс яш – яс

4. Повтори слоги, где звуки С-Ш находятся между глас­
ными.

аса – аша оса – оша уса – уша ыса – ыша

асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысо – ышо

асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысу – ышу

асы – аши осы – оши усы – уши ысы – ыши

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­
ными С – Ш.

саш – шас сош – шос суш – шус сыш – шис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна – шна сма – шма сва – шва ска – шка

сно – шно смо – шмо сво – шво ско – шко

сну – шну ему – шму сву – шву ску – шку

сны – шны смы – шмы свы – швы скы – шкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст – ашт аск – ашк ост – ошт оск – ошк

уст – ушт уск – ушк ыст – ышт ыск – ышк

ист – ишт иск – ишк ест — ешт еск – ешк

ёст – ёшт ёск – ёшк юст – юшт юск – юшк

8. Повтори слова, где звуки С – Ш находятся в начале слова.

сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
стык – штык сытый – шитый сайка – шайка

суд – шут сов – шов спит – шипит

споры – шпоры стиль – штиль соли – шали

9. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в середине слова.

ириска – Иришка миска – мишка киски – кишки посол – пошел

усы – уши маска – Машка масса – Маша

пески – пешки усат – ушат

басенка – башенка каска – кашка

басня – башня пасу – пашу

носить – нашить миска – мышка

пасли – пошли просить – прошить просо – Проша

10. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в конце слова.

нас – наш кис – кыш мыс – мышь

вас – ваш брось – брошь плюс – плюш

11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове.

Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист, пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путе­шествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест,. старушка, расшумелся, сплошной.

пушистая кошка высокая башня сухие штанишки пастушья сумка бабушкин сундук мышиный писк квашеная капуста косолапый мишка острый шип
смешная шутка шахматная доска сытый мишка вишнёвый сок смешная маска пустой мешок сухой капюшон школьная доска смешные потешки

12. Повтори словосочетания.

сосновая шишка сонная кошка Сонина шуба высокий шест Яшины сани душистый куст пышное тесто душистое сено шёлковая косынка

13. Повтори предложения.

Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шиш­ки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вы­тягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к ба­бушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт анана-

26 Дифференциация звуков

совый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из мис­ки. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косын­ку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стае насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под вы­соким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кош­ка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шес­те. Саша спешит к автобусной остановке.

Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба вес­ной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высо­кой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Логопедические стихи «Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» для детей старшей группы

Ольга Кельцына
Логопедические стихи «Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» для детей старшей группы

Бедный ежик ежится:

Все ему неможется.

И синеет кожица –

Так ему неможется.

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот шороху шуршит:

«Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тише, шорох, не шурши,

Ветер елками шумит,

ежик наш домой спешит.

А на встречу ему волк,

на ежа зубами – щелк.

Еж иголки показал,

волк со страху убежал.

– Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Ежик в бане вымыл ушки,

шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту еж:

“Ты мне спинку не потрешь?”

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слезы прячет,

Значит, он – мужчина.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Жук жужжит в железной банке.

Жук не может жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька,

Жалко бедного жука!

Ключик, ключик, родничок,

Чей-то круглый кулачок

Звонко бьет со дна.

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Всем по ложечке досталось,

Ни крупинки не осталось!

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила,

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуршать я буду тише.

Влезла мышка на мешок.

Позвала к себе мышат,

Пусть крупою пошуршат.

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Раз шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок.

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашел на пеньке червячка.

– Так вот ты какой, светлячок!

– Такой вот! – сказал червячок.

– Сколько стоит кабачок?

– Дайте два кабачка.

– Дайте два пятачка.

– Пятачок и пятачок –

Точка, палочки, крючочки…

А во время чтения

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

– Челка пчелке ни к чему.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе – чернота.

Отыщи-ка там кота.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в колючках ежик.

Как же взять его?

Не устав ни чуточки,

Читайте также:  Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Пляшут третьи суточки

Все под прибауточки.

Что в речке? Щука, лещ, судак.

А в челноке сидит рыбак.

Но ни леща, ни судака

Еще не выловил пока.

И нет ни щуки, ни ерша…

Клюет! Кто? Щука? Лещ? Судак?

Сам рыбак носом клюет…

Шьет своим ежатам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Каждому на ножки

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил,

От лютой стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес –

Щука проглотила щетку.

Щетка ей щекочет глотку:

Что же я за рыбку съела?»

Щуку тощую с реки

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом,

Словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Конспект занятия «Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование. Свистящие звуки» для детей средней группы Насос Цель. Автоматизация звука с. Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: “Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х» Цель: познакомить детей со звуком «Х -Хь», его правильной артикуляцией. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепление знаний о звуках.

Конспект НОД для детей средней группы «Звуки осеннего леса» Цель: Развивать эмоциональную сферу детей средствами музыки. Задачи: Образовательные: • учить внимательно слушать музыку, определять её.

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х» Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х». Задачи: Образовательные. • Закреплять умение.

Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы «Весенняя охота на звуки А и У» Подготовила учитель – дефектолог высшей квалификационной категории МБ ДОУ “ДСКВ № 8” Бойко О. А. Цель: Развитие фонематического слуха и.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Звуки вокруг нас» План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме “Звуки вокруг нас” Цели: 1. Формировать слуховое восприятие.

Проект «Дети и стихи К. Чуковского» для старшей группы Автор проекта: Кабанова Мария Николаевна Девиз: Дорогой добрых стихов К. И. Чуковского! Проблема: недостаток знаний детей стихов и сказок.

Стихи к развлечению «Зимующие птицы» для детей старшей группы Стихи к развлечению «Зимующие птицы», для детей старшей группы 1. Зимой живется трудно птицам, Мороз трескуч, кругом снега. Сидит на дереве.

Стихи ко Дню 8 марта для детей средней группы Я большой Людмила Аксенова Правда, мама, я большой- Сам ботинки надеваю И холодною водой Сам ладошки отмываю. Ине плакал я с утра, Может,.

Стихи на Ш, Ж, Ч, Щ

Звук Ш

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Маша — малышка,
У Маши пустышка.

Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.
(Е. Серова)

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

На реке — камыши
Разыгрались там ерши :
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!

У всех уроки пения,
А у ужей – шипения.
– Прошипеть вас попрошу:
“Ши-ши-ши” и “шу-шу-шу”.
“Шу-шу-шу” и “ши-ши-ши” –
Повторите, малыши.
Выше, выше, не фальшивьте!
Прошипели?
Запишите!
(А. Усачёв)

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Наша кошка, кашка Машка,-
Шаловливая коташка.
Лишь куда-нибудь вбежит,
Все там переворошит.
Оживают вмиг у Машки
И катушки, и бумажки.
Будто бы спешит под шкаф.
Вот такой у Машки нрав.
Ну, а если там мышата –
Кошки нет, ушла куда-то.
Как мышонок там шуршит,
Кошка к шкафу не бежит.
Уж не нужен шкаф коташке.
Видно, жалко мышку Машке.

Звук Ж

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Мужа жена
Обожать должна.

Жарко…
Жук жужжит в цветке.
Жаба дремлет в лопухе.
Ждет тропинка поворота,
чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, но все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.

Звуки Ш – Ж

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Хороши игрушки Лёши:
Чебурашка, мишка, лошадь.

Мышка в подполе шуршит,
Кошка мышку сторожит.

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок :
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

Звуки Ш – С
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов.

Рысь
Пятнистая, пушистая,
Кисти на ушах.
У неё неслышный,
Как у кошки шаг.
(Л. Преображенская)

Звуки З – Ж

Угрожает ёж ежу :
— На лопатки положу.
Уважать ежа ежу бы –
Пожалеть глаза и зубы.

Звук Ч

Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Сломался смычок
У сверчка о сучок.
На печку, в печурку
И чуркой – молчок.

Изба затаилась.
Что будет? Что будет?
Кто новый смычок
Для сверчанья добудет?

Но сам домовой
Для бедняги сверчка
Смычок смастерил,
Изловчась, из сучка. (В. Бахревский)

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.

Нас «огорчили»
Перчики чили.

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила! (М. Яснов)

Я по чаще брёл, ворча,
Еле ноги волоча.
Повстречался в этой чаще
С чародеем настоящим.
Чародей налил из чана
Чай волшебный в два стакана.
Я случайно выпил чаю
И теперь хожу, скучаю.
Правда, больше не ворча,
А копытами стуча. (А. Игнатова)

Звуки Ч – Щ – Ш

Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

Звуки Ц – Ч – Щ

Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.

На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)

На крыльце дворца
Три царских лица.

Сказала летом Роща Чаще:
«Ты одеваешься кричаще».
«И пусть, – сказала Чаща Роще. –
Придёт зима – оденусь проще».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Ссылка на основную публикацию