Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Характеристика развития речи детей дошкольного возраста

Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений – наряду с жестом, мимикой и пр.

Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде, например, указательного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказано или однозначно не определено в контексте звуковой речи; в виде выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок.

Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое.

Однако в настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение.

Развитие мышления у человека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи. Поскольку отношение слова и обозначаемого в звуковой речи носит более абстрактный характер, чем отношение жеста к тому, что он изображает или на что он указывает, звуковая речь предполагает более высокое развитие мышления; с другой стороны, более обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередь нуждается в звуковой речи для своего выражения. Они, таким образом, взаимосвязаны и в процессе исторического развития были взаимообусловлены.

Существенно отличны друг от друга также устная речь (как разговорная речь, речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная речь.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

Ни устная, ни письменная речь не представляют собой однородного целого.

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью-беседой, с другой – речью, ораторским выступлением, докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности письменной речи: письмо будет по своему характеру, по стилю существенно отличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль – особый стиль; он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.

Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – «речь минус звук». Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию.

Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. «Я ловлю себя на том, – читаю я в одном письме, – что я целыми часами веду нескончаемую внутреннюю беседу с вами»; внутренняя речь может быть внутренней беседой.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.

Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.).

Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот… который и т.д.)

В это время активный словарь детей достигает 3-4 слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов.

При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с братиком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

Речь детей по возрасту

  • Что такое нормальное речевое развитие
  • Что влияет на правильное развитие речи?
  • Правильному развитию речи способствуют:
  • Основные этапы развития речи
  • Речь ребенка от 2 месяцев до года
  • Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
  • Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
  • Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
  • Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
  • Логопедические занятия по развитию речи
  • Упражнения на укрепление мышц
  • Ошибки родителей
  • Когда стоит обратиться к логопеду

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Читайте также:  3 года ребенок не говорит

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».

  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

Анкета для родителей № 1

1.Фамилия,инициалы (указывать по желанию)________________

2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок посещает в логопедические занятия:

б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

в) положительно, но стесняюсь этого

г) другой вариант (укажите)__________________

3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка

б) потому что это некрасиво

в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

в) не считаю нужным это делать

г)другой вариант (укажите)__________

5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

а) да, только при объединении усилий логопеда, учителя и семьи можно добиться хороших результатов

б) да, но у нас нет на это времени

в) да, но мы не знаем, что нужно делать

г) нет, это задача логопеда

д) другой вариант (укажите)___________

6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

в) некоторые (укажите)_____________

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

б) когда есть время

в) когда есть желание

г) когда хочет ребёнок

д) другой вариант (укажите)__________

8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:

б) только в крайних случаях

в) очень редко, потому что стесняюсь

г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

д) другой вариант (укажите)____________

9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить:___________________

10. Как Вы оцениваете работу логопеда :_____________

11. Ваши замечания, претензии к работе логопеда: _________

12. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы: ___________________

Анкета для родителей №2

Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них.

Читайте также:  Речевая готовность к школе

1. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

2. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший год?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

3. Если Вы заметили, то, какие это изменения?

• Положительные. • Отрицательные. • Затрудняюсь ответить.

4. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях , выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:

• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.

• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимал(а) во внимание, получил(а) толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.

• Пожалуй, я зря потратил(а) время, придя на встречу.

• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришл(а) на встречу.

Анкета для родителей № 3

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность педагогического воздействия в системе работы над нарушениями речи предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. Заполните, пожалуйста, анкету. Ответы помогут оценить эффективность Вашей работы с детьми дома.

  1. Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?
  1. Какова длительность занятий с ребенком в домашних условиях?
  1. Как оказываете помощь ребенку?
  1. Как проводите текущую коррекцию?
  1. Как подкрепляете достижения ребенка?

Анкета для родителей № 4

Многолетний опыт практических работников по коррекции речевых нарушений подтверждает положение о том, что только в тесном контакте логопеда с субъектами образовательного процесса обеспечивается эффективность коррекционной работы. Мы просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Ваши пожелания логопеду _________________
  2. Критические замечания по организации занятий с Вашим ребенком._________________________
  3. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить. Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.__________
  4. Нужна ли Вам методическая помощь логопеда? Если да, то какая помощь?_________________________
  5. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные консультации?

Анкета для родителей № 5

Просим Вас оценить результативность работы логопеда за прошедший год. Заполните, пожалуйста, анкету.

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?
  1. Как Вы оцениваете речь Вашего ребенка на данном этапе коррекции?
  1. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами?
  1. Довольны ли Вы работой логопеда?
  1. Принимали ли Вы участие в коррекционном процессе?

Речевая карта и анкета родителя

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Будем признательны, если Вы заполните первый лист речевой карты вашего ребенка.

Отвечая на вопросы, выберите подходящий ответ, подчеркните его или напишите свой вариант ответа.

Анкетные данные ребенка:

Фамилия, имя ________________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_________________________________________________________________________

Данные о семье:

Имя, отчество мамы___________________________________________________________________________________

Имя, отчество папы___________________________________________________________________________________

Наблюдались ли нарушения речи у кого-нибудь из родственников? – да, – нет.

Если да, какие? __________________________________________________________________________________

На каком языке общаются в семье?____________________________________________________________________________

Есть ли среди людей, окружающих ребенка, кто-либо говорящий на другом языке (с примесью другого языка, с акцентом) – да, нет._____________________________________________________________________________

Кто в семье будет выполнять с ребенком домашние задания?_________________________________________________________________________

Анамнестические данные:

Протекание беременности: без патологии; угроза выкидыша; гипоксия плода; инфекционные заболевания; _________________________________________________________________________________

Протекание родов: роды в срок; досрочные; переношенная беременность;_________________

Характер родов: без патологии; роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение.________________________________________________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения: без патологии; родовая (внутричерепная) травма; обвитие пуповиной; асфиксия; пороки развития _______________________________________________________________________________________

Психомоторное развитие. Когда начал(а):

Перенесенные ребенком заболевания, травмы:

– были у ребенка ушибы, травмы головы – да, нет;

возраст при получении травмы____________________________

– было ли оперативное вмешательство: нет; да: удаление аденоидов, подрезание уздечки языка или губной уздечки

– наблюдался ли ребенок продолжительное время у кого-либо из специалистов: нет , да: окулист, отоларинголог, невропатолог, психиатр, стоматолог, ортодонт ____________________________________________________________________________

В связи с какими заболеваниями?________________________________________________________________________

Речевое развитие ребенка:

– появление первых слов: до года, до полутора лет, к двум годам, позже двух лет;

– появление первых фраз: к 2-м годам, к 2,5 годам, к 3-м годам, позже 3-х лет;

– было ли прерывание речевого развития: да, нет;

Замечали ли Вы трудности в речи ребенка? – да, нет. Какие?__________________________________________________________________________________

Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее? – да, нет.

Если да, то указать когда?__________________________________где?_____________________________________________

Каков результат занятий?______________________________________________________________________________

Как Вы думаете, насколько важно для вашего ребенка овладеть умением правильно и красиво говорить?

– Очень важно, желательно, совсем необязательно___________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы:

Отмечали ли Вы у ребенка следующие проявления: нет, да: прикусывание, сосание пальцев, щек, губ; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и т.п.); прокладывание языка между зубами, частое покашливание, попёрхивание без видимых причин; подергивание плечами, головой_______________________________________________________

Какой рукой работает (пишет, рисует, ест) Ваш ребенок? – правой; левой.

Какие особенности ребенка, по Вашему мнению, следует учитывать педагогам: замедленный темп деятельности, излишняя подвижность, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость, неуверенность в себе, другое_________________________________________________________________________

Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?________________________________________________________________________

Что Вам нравится в Вашем ребенке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы: N , толстые, тонкие, низкое прикрепление уздечки верхней губы, расщелина верхней губы;

Зубы: N , редкие, мелкие, крупные, кривые, низкие, высокие, вне челюстной дуги, двойной ряд зубов, отсутствуют резцы;

Прикус: N , глубокий, прямой, перекрестный, прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), передний открытый, боковой открытый.

Мягкое небо: N , укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сращение с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; подвижное, не подвижное.

Твердое небо: N ; высокое; «готическое»; низкое, плоское; укороченное, расщелина, сумбукозная щель .

Язык: N , массивный, маленький ; подъязычная связка : N , короткая, толстая, наличие послеоперационного узла .

Состояние артикуляционной моторики.

Губытонус: N , спастичность, гипотония, дистония; подвижность: подвижны, недостаточно подвижны, малоподвижны.

«упрямец», «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», «заборчик», «окошко»

Челюсти – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; смещение нижней челюсти в состоянии покоя, при широко открытом рте.

«Открыть и закрыть рот», «подвигать нижней челюсти вправо-влево»

Язык – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; тонус: N , спастичность, дистония, гипотония;

наличие гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата), синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений), девиации(отклонение языка вправо, влево), тремора, посинения языка; слюноотделение: N , усиливается при определенных условиях, постоянное; прокладывание языка между зубами.

«лопатка», «жало», «лопатка-жало», «качели», «маятник», «вкусное варенье», «чашечка», «лошадка», «грибок»

Состояние мимической моторики.

Мимика: живая выразительная; невыразительная; лицо амимичное;

Мимическая моторика: N ; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, щек, губ, глаз ).

Надуть обе щеки, по очереди; поднять брови, нахмурить брови; закрыть правый, левый глаз; прищурить глаза; наморщить нос.

Звукопроизношение:

А О У Ы Э И С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Й М М’ Н Н’ К К’ Г Г’Х Х’ П П’ Б Б’ Ф Ф’ В В’ Т Т’ Д Д’

усредненность гласных; смягчение, оглушение (озвончение).

Слоговая структура: N ; нарушения слоговой структуры слов.

Градусник водопроводчик температура снеговик милиционер

Общее звучание речи.

Степень разборчивости речи: N; недостаточно разборчивая; мало понятная для окружающих.

Голос: N (сильный, звонкий), чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся;

Тембр: без особенностей, глухой, хриплый, резкий, назализованный, напряженный, дрожащий; способность к модуляции : N ; нарушена.

Дыхание: N (свободное), затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное; тип: N (носовое), ротовое, смешанное;

Вид : ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/нижнереберное, смешанное;

Темп речи: N ; ускоренный; замедленный; запинки; заикание.

Состояние фонематических процессов .

Фонематическое восприятие: N ; нарушено.

Отраженное воспроизведение слоговых рядов: «Запомни и повтори»

Анкеты для родителей, ребенка посещающего логопункт.
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Анкеты для родителей ребенка, посещающего логопункт в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
ankety_dlya_roditeley.docx14.83 КБ
анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Анкеты для родителей ребенка, посещающего логопедический пункт детского сада.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Заполнение данной анкеты поможет в определении верных направлений

коррекционной работы с Вашим ребёнком.

1. Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)__________________________________________________

Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________________

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребёнка:

От которой по счёту беременности ребёнок_______________________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)_________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)________________

Когда закричал ребёнок________________________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

3. Раннее психомоторное развитие

Голову держит с ____________________________Сидит с ___________________________________

Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________________

Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________________

4. Перенесенные заболевания

Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

Наличие оперативного вмешательства____________________________________________________

5. Раннее речевое развитие (со слов матери)

Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)_________________________________

Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)____________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине______________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________

Занятия с логопедом___________________________________________________________________

Результаты занятий с логопедом_________________________________________________________

Лечение у других специалистов_________________________________________________________

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт


• Вздрагивает при внезапном звуке?

• Умеет издавать звуки?

• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?

• Улыбается вам в ответ?

• Узнает голос матери?

В 6 месяцев ваш ребенок:

• Поворачивается на звук?

• Издает несколько разнообразных звуков?

• Подражает и повторяет свои собственные звуки?

• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?

• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

В 9 месяцев ваш ребенок:

• Тянется, чтобы его взяли на руки?

• Откликается на свое имя?

• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)

• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?

• Поворачивается на голос (услышанный разговор)?

• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?

• Понимает, когда ему говорят «нет»?

В 1 год ваш ребенок:

• Показывает пальцем на предметы вокруг?

• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?

• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?

• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?

• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?

• Понимает простые фразы?


В 1,3 года ваш ребенок:

• Обычно смотрит на вас во время общения?

• Повторяет услышанные слова?

• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?

• Произносит одно-два слова?

• Понимает простые вопросы и просьбы?

(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)

В 1,6 года ваш ребенок:

• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?

• Произносит десять и более слов?

• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?

• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?

• В играх с партнером меняет манеру поведения?

• Использует игрушки в ролевых играх?

В 2 года ваш ребенок:

• Умеет показывать части тела?

• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?

• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)

• Задает такие вопросы, как «Что это?»

• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

В 3 года ваш ребенок:

• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)

• Участвует в коротких разговорах?

• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?

• Рассказывает о том, что случилось в прошлом?

• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?

• Другие люди – не члены вашей семьи – понимают хотя бы половину из сказанного им?

В 4 года ваш ребенок:

• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?

• Рассказывает истории, которые легко понять?

• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

• Задает множество вопросов?

• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?

• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?

• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?

• Другие люди – не члены вашей семьи – понимают три четверти сказанного им?

В 5 лет ваш ребенок:

• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?

• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?

• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?

• Участвует в длительных и подробных беседах?

Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопедический пункт детского сада

Мурадымова Татьяна
Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопедический пункт детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопедический пункт детского сада

Учитель – логопед:

В дошкольном логопункте родитель является полноправным участником образовательного процесса. Насколько Вы заинтересованы в результате это процесса – покажет тест. Ответьте сами на вопросы теста и посчитайте результат – сколько ответов А___ Б___ В___ Г.

1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка, исправляете речевые ошибки?

а) да, вся семья обеспокоена этим.

б) стараемся, но времени не хватает.

в) иногда, по ситуации.

г) считаю, это не обязательно.

2. Сколько звуков ваш ребенок не умеет произносить?

г) не знаю, не считали.

3. Помните ли вы, когда и какие у вашего ребенка появились первые слова?

а) конечно, мы даже записывали.

б) помню, когда заговорил.

в) поздно заговорил, точно не помню.

г) не помню – столько времени прошло!

4. Всегда ли вы выполняете с ребёнком задания логопеда?

а) да. б) стараемся. в) честно – нет. г) какие задания?

5. Сколько раз в неделю удается позаниматься дома?

б) 2 — 3 раза в неделю.

г) вспоминаем о задании утром, по дороге в сад.

6. Как часто ребенок пропускает, не посещает детский сад?

а) 1-2 раза в месяц.

б) одну неделю в месяц.

в)часто болеет: иногда по месяцу, или переходим на домашний режим.

г) ходим нерегулярно по разным причинам.

7. Пользуетесь ли вы тетрадью (папкой) для домашних заданий?

а) да, это же, как дневник!

б) да, хотя не всё понимаем

в) да, хотя нередко забываем ее дома.

г) нет – мы ее потеряли, ребенок и так запомнит.

8. Какие трудности испытываете при выполнении домашних заданий?

а) ребенок отвлекается, трудно усадить, настроить на занятия.

б) не всё понимаем в заданиях логопеда.

в) не хватает сил и времени на выполнение заданий

г) зачем давать задания, это же не школа!

9. Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?

а) да, обязательно.

б) да, желательно.

10. Вы приходите на консультацию к логопеду,когда:

а) когда что-то не понимаем.

б) когда пригласит логопед.

в) когда требует/напоминает воспитатель и логопед.

г) когда есть время, а времени всегда не хватает.

11. Достаточно ли количество занятий на логопункте для вашего ребенка?

б) нет, мы занимаемся дополнительно.

в) нет, а что делать?

12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности на этапах подготовки к школе (чтение, письмо, усидчивость?

а) нет, все получается.

б) бывает не внимателен, не аккуратен.

в) трудно дается чтение и письмо.

г) раньше не было подготовки, и ничего – учились нормально.

Результаты теста: Считаем %,каких ответов больше: А, А-Б, Б-В, В-Г, Г.

А: «Идеальные ученики», результат не заставит себя ждать! Не перегружайте ребенка кружками и секциями, впереди – школа.

А-Б: «Терпение и труд все перетрут»! Может еще не все получается, но вы на верном пути! Помните, что для результата нужна систематичность занятий. Не стесняйтесь обращаться с вопросами к логопеду, приходите на консультации. Важно не заставить ребенка заниматься, а заинтересовать, «замотивировать» (показать, что и вам это нужно и интересно, поиграть с ребенком, устроить соревнование) Помните, что дошкольнику надо чаще менять виды деятельности.

Б-В: «Нехватка времени — не оправдание!» Тем более, с таким замечательным ребёнком, как Ваш! Только совместными усилиями родителей и логопеда можно помочь ребенку. Если ребенок часто болеющий – запишитесь на дополнительные консультации, возьмите у логопеда задание на время домашнего режима. Если трудно повторять задания дома, надо выяснить причину, возможно, необходима помощь психолога или консультация врача.

В-Г: «Чудес не бывает». Даже если предположить, что ребенок – умница, а логопед – волшебник, все равно можно не успеть пройти программу коррекции речи. Помните, что без Вашей помощи и участия ребенок не сможет преодолеть речевой дефект. Нужно приложить все усилия – времени осталось мало! Возможно, вам придется продолжать лого-занятия в школе, чтобы избежать проблем с успеваемостью по русскому языку.

Г: Может быть, не стоит занимать место на логопункте? Другие дети ждут своей очереди!

Анкета для родителей «Что Вы ждёте от работы детского сада в этом году?» Младшая группа Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вот и начался учебный год. Мы очень надеемся, что наше сотрудничество продолжится.

Анкета для родителей о работе детского сада Уважаемые родители, для нас очень важно Ваше мнение о работе сайта нашего детского сада! Данная анкета позволит нам проанализировать состояние.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к условиям детского сада» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Консультация для родителей по теме «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Составитель: воспитатель Крикова С. Е Санкт-Петербург, 2018г.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада» Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка.

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании ребенка-дошкольника» Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании.

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к посещению детского сада» После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению.

Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада» -Добрый вечер, уважаемые родители! Когда мы работаем на занятиях с детьми раннего возраста, то используем следующий прием: приветствуем.

Тест для родителей «Правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?» Правильно ли Вы воспитываете ребенка? (тест для родителей) Предлагаем вашему вниманию тест для родителей школьников и дошкольников, который.

Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой.

Ссылка на основную публикацию