В каком возрасте следует обращаться к логопеду

ТВ и спешка родителей: почему каждый второй ребенок не умеет говорить

Интересная тенденция: если еще 10–15 лет назад на прием к логопеду записывали детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в пять-шесть лет, то сегодня основная группа клиентов этих специалистов — трехлетки. “За последнее десятилетие возраст моих учеников сильно помолодел, на года два-три точно. Причина — стремление родителей поторопить природу. Они начинают учить детей рано ходить, рано говорить, читать чуть ли не с двух лет и т. д., — рассказывает Юлия Серова, детский психолог, логопед-дефектолог и основательница студии правильной речи. — Такое воспитание приводит к тому, что дети перепрыгивают природные ступени развития. А в будущем эти пробелы приводят к нарушению не только обучения правильной речи, но и способности запоминания и отображения новой информации“.

Еще одна причина плохо разговаривающего поколения детей чисто физиологическая. Сосание груди — это не только процесс получение ребенком пищи, но и мышечный тренинг. На грудном вскармливании дети развивают свой артикуляционный аппарат с первых дней жизни. “При сосании груди у ребенка тренируется круговая мышца, от работы которой зависит в будущем правильная артикуляция, — говорит Юлия Серова. — Поэтому в своем большинстве мои посетители — это дети-искусственники, а их сегодня достаточно много“.

Но даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, родители могут помочь ему восполнить недостающую тренировку в более старшем возрасте. Для этого нужно убрать из кухни “измельчители”. “У нас как, чтобы ребенок быстрее поел, мы перебиваем ему супчик блендером. Вместо отварного кусочка телятины даем котлетку. А морковку и яблоко заменяем тюбиком с пюре. В результате очень часто у нас дети до трех лет попросту не знают, что такое твердая пища. Потом ленятся ее пережевывать. И получаем на выходе из сада ребенка с атрофированными мышцами речевого аппарата“, — считает логопед.

Еще одна интересная тенденция последних лет — сложность случаев, с которыми родители приводят детей к специалисту. Если раньше чаще всего родители обращались с детьми, которые не выговаривали или путали буквы “Р” и “Л”, то сегодня такая проблема встречается все реже. Но зато участились обращения с тяжелыми нарушениями речи. Стало много детей с дислексией (нарушением чтения) и дисграфией (нарушением письма).

Когда ко мне приходит новый ребенок — я провожу его полную диагностику, хотя родители жалуются на то, что он не выговаривает только букву “Р”. В одном случае из ста это будет действительно так. Но обычно у таких детей есть другие, сочетанные, дефекты, на которые родители просто закрывают глаза. Часто у детей может быть вдобавок такая проблема, как перестановка слогов в слове, а родители не придают этому значения, называя это детской “мимимишностью”. Также сегодня частенько стало проявляться такое отклонение, как эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Причиной эхолалии может быть привычка ребенка находиться постоянно в информационном шуме — звук машин с улицы, множество музыкальных игрушек, бесконтрольно работающий телевизор или музыка в “фоновом режиме”. Малыш не может просто быть в тишине, поэтому постоянно повторяет речь окружающих”.

Когда нужно идти к логопеду?

Если раньше все в один голос говорили, что к логопеду не стоит вести ребенка, пока ему не исполнится пять лет, то сегодня возрастные рамки сдвинулись. “Раньше что делал ребенок с трех до пяти лет? Правильно, бегал на улице, катался на велосипеде, лепил в песочнице куличики и висел на турнике. Сегодня же что делают дети в этом возрасте? Сидят в гаджетах. А это означает, что естественное развитие, которое постепенно проходило до школы, теперь не происходит. Поэтому сегодня, как только проблема замечена, следует сразу же ее решать, а не ждать, что ребенок перерастет. Ведь без вмешательства специалиста самостоятельное развитие детей без бега, прыжков, лазаний и тактильных ощущений невозможно. Перед тем как начать заниматься с ребенком, я всегда спрашиваю его родителей: “Умеет ли он кататься на велосипеде? Есть ли у него беговел и играют ли они с ним в футбол? Если нет, прошу начать наши занятия с покупки мяча и велосипеда“, — рассказывает Серова.

Поход к логопеду, по мнению специалиста, сегодня должен быть не вынужденным, а профилактическим. Первый раз к логопеду следует сходить в три-четыре года, даже если видимых причин для этого нет. На приеме специалист проверит темпо-ритмическую организацию речи ребенка, которая пригодится ему в будущем в школе для правильного чтения и письма, и, в случае чего, даст рекомендации родителям, как эту проблему исправить в домашних условиях.

Логопед-онлайн: есть ли смысл?

В период карантина многие занятия перешли в онлайн-пространство, и тренировки с логопедом — не исключение. Но беря во внимание то, что этот специалист работает не только как наставник, но и применяет такие методики, как массаж, ставит правильное положение языка шпателем и иногда проверяет силу звуковой вибрации пальцами, целесообразность дистанционных занятий с ним оказывается под вопросом.

Но специалисты уверены: несмотря на то, что, действительно, у дистанционных занятий с логопедом КПД несколько ниже, чем при личном контакте, при правильной организации уроков эффект от них все-таки есть.

Три условия эффективного онлайн-урока с логопедом

Заниматься дистанционно с логопедом нужно не с планшета или смартфона, а с установленного на столе компьютера с большим экраном и хорошей веб-камерой. Так у логопеда будет четкая картинка лица ребенка, и он сможет контролировать правильность повторения им упрежнений. Ребенок, в свою очередь, сможет видеть примеры, которые будет ему показывать педагог.

Второе важное условие — стационарный интернет. Во время уроков с логопедом важно, чтобы связь не искажала не только четкость произношения звуков, но и интонацию, с которой они проговариваются. Поэтому бесперебойная связь обязательна для онлайн-уроков. Не лишней будет и гарнитура. Так ребенок сможет слушать педагога не отвлекаясь, и в точности передавать ему произносимый звук.

Во время онлайн-занятий в комнате не должно быть посторонних людей (даже присутствие мамы должно оговариваться индивидуально в каждом конкретном случае). Логопед будет предлагать малышу выполнять разнообразные упражнения. Одни могут быть для него неловкими, другие, напротив, — смешными. Поэтому лишние “зрители” могут отвлекать ребенка от занятий.

“Домашка” от логопеда: топ-3 упражнений

Проблема 1: Заменяет звуки

Часто дети заменяют “Ш” на “С”, “Р” на “Л” и т. д. Эти звуки называют звуками верхнего подъема языка и к пяти годам они должны быть полностью сформированы. Если этого не происходит, проблема может заключаться в слабом дыхании или плохо развитых мышцах челюсти и языка.

Что делать?

Развить речевое дыхание поможет упражнение “Снежок”. Возьмите кусочек ваты, распушите и пусть ребенок на нее дует — так, чтобы она перемещалась. Можно скатать из бумаги шарик, и ребенок, дуя на него, должен загнать его в “ворота”. Следите, чтобы при этом он вдыхал воздух носом, а выдыхал через губы, сложенные в трубочку.

Проблема 2: Избегает трудных звуков

Иногда дети нарочно пропускают первые звуки в словах, если те у них не поучаются. Например, вместо “шуба” говорят “уба”, а вместо “Алена” — “Айона”.

Что делать?

Обратить внимание ребенка на труднопроизносимые звуки поможет игра “Поймай звук”. Договоритесь, что вы будете произносить слова, и как только ребенок услышит звук, о котором вы заранее договоритесь, например “Л”, он будет хлопать в ладоши, топать ногами или ударит в барабан. Так он научится концентрировать внимание на нужном звуке и станет произносить его в нужных местах.

Проблема 3: Произносит звуки, но только по отдельности

Часто бывает, что ребенок умело “рыкает” и “шипит”, но только когда произносит сам звук в отдельности. А выговаривая с этими звуками слова, он их пропускает или коверкает.

Что делать?

В этом случае следует автоматизировать у ребенка трудный звук. Введите в лексикон малыша как можно больше слов с этими буквами. Например, если он пропускает в словах букву “Р” — купите ему красный конструктор, розовый альбом, бордовые носки. А в магазине спрашивайте о том, что лежит на прилавке, но указывайте на те предметы, в которых будет содержаться “сложная буква”. Обязательно проговаривайте “сложное” слово после того, как ребенок его произнесет. Но не повторяйте за ним неправильно, пытаясь исправить. Например, не нужно говорить “Не лыба, а рыба”. Сразу произнося слово, как нужно, вы поможете ребенку закрепить его правильное произношение.

Читайте также:

  • Обнять и обезвредить: Как перевоспитать ребенка-хама
  • Домашка c бабушкой: как в игре научить ребенка читать и считать
  • Топ-7 подростковых субкультур: кто сменил готов и эмо

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Читайте также:  Развитие речи младших дошкольников

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Консультация для родителей: «Речевая готовность ребенка к школе»
консультация на тему

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Консультация для родителей: «Речевая готовность ребенка к школе»19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Консультация для родителей:

«Речевая готовность ребенка к школе»

Учитель логопед: Кондратьева В.

Консультация учителя – логопеда для родителей

«Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? – создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Воинова Юлия Валерьевна,
учитель-логопед, г. Москва

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Никонюк Екатерина Юрьевна
«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенкастимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

– сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

– достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

– способность к выполнению основных мыслительных операций;

– достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

– развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

– определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок

должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовностьк звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ

гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме,выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких —глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой готовности ребёнка к школе. Что же такое речь? Речь – это процесс общения, поэтому готовность.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Консультация для родителей первоклассников “Речевая готовность ребёнка к школе”

Речевая готовность ребёнка к школе

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

 хорошее физическое развитие ребенка;

 развитый физический слух;

 развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

 нормальное функционирование ЦНС;

 владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

 произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

 познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

 коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Родителям важно знать критерии готовности к школьному обучению, которые в рамках ФГОС предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

  • Звуковая сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

  • Фонематическое восприятие.

Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  • Языковой анализ и синтез.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи (умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи ; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап ; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.). Обучающиеся должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

  • Слоговая структура речи.

Произнесение слов сложной слоговой структуры изолировано ( аквалангист, термометр ) и в предложении ( Регулировщик стоит на перекрёстке ).

  • Лексико-грамматический строй речи.

Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

  • Связная речь.

Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонематическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических (дисграфических), орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Речевая готовность ребёнка к школе – Консультация логопеда для родителей

Когда говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры “Один-много”, “Назови предмет ласково”, “Назови детенышей”, “Чей хвост и чьи уши”, “Два и пять предметов”.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  • составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

С уважением, Ваш логопед .

Ссылка на основную публикацию