Родителям будущих школьников о значении речевого развития

Родителям о речевом развитии первоклассника

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 01.08.2014 2014-08-01

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Карлова, Г. В. Родителям о речевом развитии первоклассника / Г. В. Карлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12185/ (дата обращения: 07.01.2021).

Слово — великое оружие жизни.

Речь в широком смысле этого понятия относится к средствам выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, чувств и мыслей с целью сообщения о них другим людям. Одна из основных функций речи — коммуникативная — реализуется в процессе общения, обмена информацией, помогает организовать совместную деятельнось. Также речь очень тесно связана с мышлением. Вследствии этой связи психические процессы становятся произвольными, человек получает возможность управлять ими. Благодаря речи формируется познавательная активность. С поступлением ребёнка в школу происходят существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Изменяется содержание общения, появляются темы, не связанные с игрой. Очевидно, что хорошо развитая речь будет являться залогом успешного обучения в школе.

Родителям будущих первоклассников необходимо знать, что «готовность» или «неготовность» ребёнка к обучению в школе во многом будет определяться состоянием его речевого развития.

В связи с этим взрослым можно рекомендовать обратить внимание на уровень сформированности компонентов речевой системы дошкольника:

чёткое и правильное произношение всех звуков речи

умение различать звуки речи на слух

владение навыками звукового анализа

словарный запас и понимание значений слов

живая, выразительная связная речь

Поводом для беспокойства и дальнейшего принятия мер по устранению недостатков могут служить следующие ситуации:

Ограничения словарного запаса, затруднения в группировании и назывании предметов (действий, признаков) по обобщающему признаку, одним словом: мебель, одежда, фрукты, животные и т. д.; затруднения в замене слов синонимами: храбрый — отважный, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т. д.; подбору к словам антонимов: узкийширокий, грязный — чистый, плакать — смеяться и т. д. Ребёнок с трудом подбирает слова, необходимые по смыслу, не проявляет активности в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, в своей речи употребляет в основном имена существительные, глаголы. Менее употребительными оказываются имена прилагательные, наречия. Не употребляет причастия, деепричастия. Использует в основном простые предлоги, не проявляет интереса к процессам чтения и письма.

Какие знания и навыки должны быть сформированы у первоклассника?

Ребёнок, поступающий в 1 класс, обязательно должен знать:

1. Название страны, в которой живёт, название города, улицы, номер дома и квартиры.

2. Полные имена, отчества, фамилии членов семьи, их профессии.

3. Правила поведения в общественных местах и на улице.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо уметь:

– четко произносить все звуки речи

– интонационно выделять звук в словах

– выделять заданный звук в потоке речи

– определять место звука в слове

– произносить слова по слогам

– составлять предложения из 3–5 слов

– использовать в речи обобщающие понятия

– составлять рассказ по картинке

– составлять несколько предложений о предмете

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

– читать наизусть любимое стихотворение

– знать авторов прочитанного

– пересказать содержание сказки или небольшого рассказа

Ваш ребенок сможет добиться жизненного успеха, сделать блестящую карьеру, состояться, как личность и чувствовать себя свободно всегда и во всём только в том случае, если будет владеть правильной и красивой речью.

Задача взрослых — умело и вовремя помочь ребенку в устранении речевых недостатков. Грамотная, содержательная, выразительная речь — заслуга семейного воспитания, гарант благополучного будущего.

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1998. — 482 с.

2. Выготский Л. С. Кризис семи лет. собр. соч.: В 6-ти. Т.4./ Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — М.: НПО Образование, 1996. — 312 с.

5. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов. — СПб.: Питер, 2001. — 234 с.

6. Журова Л. Е. Обучение грамоте / Л. Е. Журова. — М.: Наука, 1974. 367 с.

7. Ильина М. Н. Тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Л. Я. Головнева. — СПб.: Дельта, 1997. — 122 с.

8. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова. — М.: Педагогика, 1993.- 256 с.

9. Пироженко Т. А. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. автореф. дис. канд. пси ход. наук. / Т. А. Пироженко. — Киев, 1995. — 56 с.

10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 432 с.

11. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. — 658 с.

12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — СПб.: Питер, 1998. — 348 с.

Речевая готовность детей к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» – это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» – «большой, «крошечный» – «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Читайте также:  Скороговорки для тренировки звука Р

Общаясь с ребёнком, развиваем речь

Во что поиграть с малышом, чтобы ему было не только весело, но и познавательно?

Этот вопрос задают многие папы и мамы, которые хотят, чтобы их ребенок не только весело смеялся во время игры, но еще и развивался.

Существует много различных клубов и групп для малышей, где используются разные методики по развитию детей. А во что же можно поиграть с ребёнком дома?

Поиграйте с ребёнком в эти не сложные игры. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

(по дороге из детского сада, в детский сад)

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

а) Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п;

б) Медведь осенью засыпает, а весной…
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
Мокрое бельё развешивают, а сухое…
Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
Бодается, мычит, пасётся?
Крадётся, царапается, мурлыкает?
Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

Четыре ножки, спинка, сиденье.
Корень ствол, ветки, листья.
Носик, крышка, ручка, донышко.
Корень, стебель, листья, лепестки.

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня.
Стул залез под котёнка.
На лягушку прыгнула трава.
Кустик спрятался за ёжика.

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: ба-со-ка (собака),
ло-во-сы (волосы),
ле-ко-со (колесо),
по-са-ги (сапоги).

Игры, развивающие речевое дыхание

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи, поэтому дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

Очень полезно дуть — тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т.д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.п.).

Например, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке — без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

Игра «Где позвонили?»

Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

Игра «Узнай по слуху»

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 26.10.2014 2014-10-26

Статья просмотрена: 6089 раз

Библиографическое описание:

Украинская, О. Н. Развитие речи дошкольника через ситуации общения / О. Н. Украинская, М. Е. Микова, И. В. Шатерникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13272/ (дата обращения: 07.01.2021).

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира

В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября этого года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].

Выделяют следующие методы достижения этих задач:

– непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

– опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

– чтение и рассказывание художественных произведений;

– рассказывание без опоры на наглядный материал.

– дидактические игры, игры–драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

На что же необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по речевому развитию детей.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к признанию, что первоначально речь возникает как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым он взаимодействует [4].

В связи с этим необходимо понимать, что речь, а вернее ее качество, помогает дошкольнику решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.; помогает, посредством общения со сверстниками и взрослыми, становлению личности, ее мировоззрения. И хотя стандарт и изменился, дети остались неизменными, они по-прежнему познают мир эмоциями, а не умом, как мы — взрослые, для них отношение первично, а информация вторична.

Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий [2]. Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы. Ситуации общения хороши при решении любой из задач речевого развития, которые ставит перед нами ФГОС.

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:

«Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);

«Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) [1] и др.

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); утверждения (подготовленные заранее педагогом), требующие завершения, словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность («Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история»), пересказ сказки, рассказ о том, что было или будет и т. д. и т. п.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Поэтому необходимо поддерживать свою речь с детьми и наглядными средствами, что в свою очередь придает речи красочный характер, заинтересовывая детей: «А о чем это там говорят?».

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:

– внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;

– проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;

– уметь выражать свое отношение к предмету разговора — излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;

– ясно и последовательно выражать свои мысли;

– уметь ориентироваться в ситуации общения;

– уметь договариваться, планировать совместные действия;

– уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми [7].

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни [1].

Читайте также:  Как найти хорошего логопеда?

Мы же предлагаем использовать ежедневно и многократно ситуации такого рода, как бы просты на первый взгляд они не казались, ведь как говорил М. Р. Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить». Говорите с детьми!

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. — 256 с.

2. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

3. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6.

4. Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития. — М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС», 2008, — 192 с.

5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 3.

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008–287 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://base.garant.ru/70512244/

9. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. — СПб.: КАРО, 2006. — 128с.

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх»

Боцулко Оксана
Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх»

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Кто что услышит?

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что делать

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Цель: Развиватьумение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход:Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко).А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

Идемте с нами играть

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2 –3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко,вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

Игры, развивающие речевое дыхание

Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход:Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Игры, способствующие развитию понимаемой речи

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т. п.).

Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает.Или: «Это машина. Повтори».Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.

Найди и принеси

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.

Ход: Воспитатель просит ребенка выполнить несложную инструкцию.Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т. д. Если малыш не справляется, то воспитатель помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка.После каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, обучать регулированию силы голоса.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него,сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь, а звукоподражания – громко и тихо.

Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций

Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Ход:Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т. д.Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.Ход: тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже.Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.

Развитие речи дошкольников в играх Особенности развития речи ребенка 2-3 лет. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются.

Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов:.

Консультация для родителей «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Консультация для родителей «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 4–5 лет» Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или.

Памятка для родителей «Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом» Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для.

Развитие речи в играх с экологическим содержанием Развитие речи в играх с экологическим содержанием. Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи. Задачи: 1. Освежить знания педагогов.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» Развитие речи дошкольников в играх «Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» «Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень развития речи. Они рассказывают.

Развитие речи детей в игре, в повседневном общении

Развитие речи в повседневном общении

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка. На его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении с взрослым. Ребёнок, впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо. Он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитателем ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице. Он ищет случая поделиться с воспитателем всем тем, что его волнуется, радует, огорчает. Такое общение даёт ребёнку удовлетворение.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость оттого, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, искрений к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Разговор воспитателя с ребёнком должен продолжить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать от других детей.

В детском саду в течение дня есть такие периоды для индивидуального разговора. Это утренние часы, вечернее время, когда дети начинают постепенно расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия на прогулке. Кроме того, во время ухода за малышами (умывание, одевание, укладывание спать и т.д.) воспитатель имеет возможность поговорить с каждым. Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но нельзя ожидать таких случаев. Воспитатель должен сам быть инициатором интересных разговоров. Чтобы разговор имел положительные результаты, необходимо знать, каковы интересы ребёнка, любимые игры и занятия, какие события происходят у него в семье. Если воспитатель знает домашнюю жизнь ребёнка, если он видит, чем живёт каждый ребёнок в детском коллективе, то ему легко найти тему для разговора.

Дети дошкольного возраста – пытливые маленькие «исследователи»; их интересуют самые различные явления: кто что делает, как работают машины, которые они видят на улице, как, и из чего сделаны предметы, почему бывает гром, радуга и т.д. со всеми вопросами они обращаются к взрослым за ответом. Воспитателю детского сада эти вопросы раскрывают интересы и мысли детей. Не на каждый вопрос детей можно ответить просто и понятно: иногда вопрос ребёнка относится к той области, которая ещё недоступна его пониманию. Детей удовлетворит, если воспитатель спокойно объяснит им, что вопрос они задали очень трудный; когда они будут учиться в школе, они об этом узнают. Может быть, и воспитатель не имеет необходимых знаний, чтобы ответить на вопрос, который задали дети. «Я прочитаю в книге или я поговорю со знающими людьми и тогда расскажу». В повседневном общении воспитатель обогащает словарь детей. Воспитатель не должен упускать случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия и в повседневной их деятельности.

  • Во время еды воспитатель должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо.
  • Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их памяти точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, качество, узнаваемые на ощупь).
  • Так, во время умывания воспитатель пользуется названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран (глагольный словарь); названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, зубная щётка и т.д.; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея (вода), чистое (полотенце), чисто, аккуратно, правильно, сухо и т.д.
  • Уход за растениями и животными в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы (например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно-зелёный, светло-зелёный и т.д.).
  • Воспитатель должен не только сам называть предметы, но и задавать детям вопросы: «Что ты делаешь? Что ты строишь? Что ты надеваешь кукле? Какие у тебя дома игрушки? И т.д.
  • Оправдывает себя приём поручений: воспитатель поручает кому-либо из группы показать новичку или малышу аквариум или картинки в альбоме, комнатные растения, игрушки и рассказать об этих предметах.
  • В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речи детей. Нельзя проходить мимо грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что-либо, передать вежливо попросить какую-нибудь вещь и т.п.
Читайте также:  Адреса окружных ПМПК в Москве

Пути исправления грамматических ошибок и формирование грамматической правильной речи

Ребёнок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребёнок будет говорить так же. В детском саду ребёнок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского языка.
Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель, чтобы в дальнейшем сам исправил ошибку, или будет стараться говорить правильно. На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятная для исправления ошибки. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение.
В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения. Дидактическая игра требует использовать приобретённые ранее знаний в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самостоятельно придумывать рассказ и т.д. в игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая. Что его учат. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Таким образом, речь в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневной жизни. Воспитатель упражняет детей в чётком произношении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитание и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем прежде всего в беседах и на консультациях, вывешиваются небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей. Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.

Интересным и полезным для молодых родителей являются собрания, на которых выступают, и делается своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Полезны открытые занятия по развитию речи. Где могли бы присутствовать родители, использование папок-передвижек. Следует советовать родителям беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк (родительские собрания с медсестрой).

Воспитатель, проводя с родителями беседы и консультации о том, как помочь ребёнку овладевать правильным звукопроизношением подчёркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны. Воспитатель объясняет родителям к чему может привезти перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом (заикание, неправильное произношение звуков и др.)

Важно, обращать внимание родителей на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания.

Отрицательно сказывается на речи ребёнка частое употребление взрослым слов с уменьшительно ласкательными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие – либо звуки. Слова не следует передразнивать его, смеяться или наоборот хвалить.

В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всего верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательно.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом допускают речевые ошибки. В беседе не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание. А затем указать на ошибки. Дать образец. Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях родители могут пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, уберёт игрушки) и.д. взрослый в это время подготовиться к рассказу.

Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанном ему книге, о просмотренном мультфильме. Воспитатель подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Что могут сделать родители для стимуляции развития речи ребёнка дошкольного возраста?

В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.

Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,

превращаться в ” говорящее радио” тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать

каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:” Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и

т.д.” Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно

сказать:”Смотри,это собачка. Она говорит-“гав-гав”.

Развитие понимания речи.

Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —

существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над

фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия

, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем

может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки (“мячик”, “кубик”, “машинка” и т.д.), части тела (“ноги”, “руки”, “голова”, “глаза” и т.д.),

одежда и обувь (“шапка”, “шарф”, “куртка” и т.д.), дом и квартира (“дом”, “дверь”, “замок”, “лестница”, “комната”

и т.д.), мебель (“стол”, “стул”, “диван”, “кровать” и т.д.), овощи и фрукты (“капуста”, “картошка”, “морковка”,

“апельсин”, “банан”, “яблоко” и т.д.), домашние животные и их детеныши (“корова/теленок”, “лошадь/жеребенок”,

“свинья/поросенок” и т.д.), дикие животные (“волк”, “лиса”, “заяц” и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка (“идет”, “сидит”, “стоит”, “бежит”, “прыгает” и т.д.), названия

действий, которые совершают близкие ребенку люди (“читает”, “пишет”, “стирает” и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов (“желтый”, “красный”, “синий”, “зеленый” и т.д.), названия некоторых

ощущений и состояний (“сладкий”, “соленый”, “холодный”, “горячий”, “больно”, “вкусно” и т.д.), названия некоторых

понятий (“большой”, “маленький”; “много”, “мало” и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких

направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который

постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство

с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных

играх, например, “Покажи нужную картинку!”, “Послушай загадку, покажи отгадку!”, “Найди предмет по цвету” и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для

использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже

хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,

констатацию факта, например: “На морковку”, “Дай пить”, “Маша бай-бай”, “Даня куп-куп”, “Мишка топ-топ”, “Где

мама?”, “Кто там?”, “Вот большой дом”, “Что это?”, “Это красная машинка”, “Это большой кубик” и т.д. Помните, что

развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает

в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи.

Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый

говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности

подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит

он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны

руками — мы “самолеты”, летим и гудим “У-у-у!”; или ходим по комнате и “крутим руль” – мы “машины”, едем

и сигналим “Би-би!”; изображаем игру на дудочке — “Ду-ду-ду!”; или укладываем куклу спать и поем ей песенку “Баю-

Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол – это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:

Игра “Бух”:

На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева

направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :”Бух!” Затем предлагаем

ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :”Бух!”.Затем вместе с ребёнком расставляем заново

предметы слева направо и повторяем игру.

Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: “топ-топ” — идет, “кач-

кач” — качается на качелях, “ам-ам” — ест, “куп-куп” — купается, “бух” — упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее

заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-

либо простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.

Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

На лугу пасутся . (ко- договаривает ребёнок)

На лугу, на лугу,

На лугу пасутся . ко

Кони? Нет, не кони!

На лугу , на лугу,

На лугу пасутся. ко

Пейте дети. (молоко).
Будете здоровы!

Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.

Для этих целей подходят следующие игры:

Игра “Волшебный мешочек”.

В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра

развивает тактильное восприятие.

Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.

Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа “Сорока-сорока”, “ЗамОк” и др. Упражнения

пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →

Занятия дыхательной гимнастикой.

Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий

вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить

ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.

Формируем связную речь.

Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно

придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно

Ссылка на основную публикацию