Речевые нарушения младших школьников

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему

Каждый год в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия». Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
rechevye_narusheniya_mladshih_shkolnikov_-_cherepanova_alla_valentinovna.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Здравствуйте, уважаемые телезрители!

Я – Черепанова Алла Валентиновна, учитель-логопед логопункта при Ялтинском учебно-воспитательном комплексе № 1 «Школа-коллегиум».

Более 10 лет я занимаюсь коррекцией речевых нарушений учеников младших классов и сегодня готова рассказать вам о тех проблемах, которые выявляются у наших детей в процессе обучения в школе.

Каждый год в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия». Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

В норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть,

во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки,

во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, п-б, ш-с (это называется «фонематический слух»),

и, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое». Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью .

Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи. Возможно вы, уважаемые родители, и сами замечали, что при произношении звуков с, з, ц, л ваш ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков ш,ж,ч,щ «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на ф, а при произношении звука р грассирует, как француз. Иногда для устранения этого досадного дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. А в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом.

Особенно это важно в том случае, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось раньше. Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи». В таком случае ребенку следует обязательно пройти курс занятий с логопедом – ведь процесс обучения письму и чтению, овладение украинским и иностранными языками основывается на умении ребенка различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Если же ваш ребенок, кроме проблем с произношением и различением звуков имеет бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное, затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи. Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они, такие дети, лучше понимают обращенную к ним речь, однако не могут сами правильно озвучить свои мысли.

Поскольку развитие речи теснейшим образом связана с развитием мышления и другими психическими процессами, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. И все это приводит к тому, что дети либо не могут усваивать школьную программу, либо учеба дается им с огромным трудом.

Уважаемые родители, если такие проблемы наблюдаются у вашего ребенка, ему в обязательном порядке следует, во-первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. Медикаментозное лечение в данном случае может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.

Но вот ваш ребенок закончил первый класс. Однако с переходом во 2, 3,4 классы проблема правильного развития речи становится еще острее, ведь теперь ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью – письмом и чтением.

Представьте, чтобы написать слово, ребенку необходимо:

– определить последовательность и место каждого звука;

– соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

– воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном этапе такой работы, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия. Несложно догадаться, что чаще всего такая проблема возникает у детей, имеющих или имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось ранее.

Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам: это пропуски и замены букв на письме, например, комнта или комата вместо «комната», шук вместо «жук», перестановки и пропуски слогов онко -окно, стрки -стрелки. Часто дети не могут определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы. Могут написать, например, словосочетание « на стене» слитно, а слово «набухли» наоборот, раздельно. Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».

Если такие “нелепые” ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних и старших классах.

Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе.

Только при таком тесном взаимодействии родителей и педагогов возможно преодоление нарушений речи у детей.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушения речи у школьников связаны с разными причи­нами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного за­паса, нарушения грамматического строя и связной речи, не-сформированность звукопроизношения, неполноценность фо­нематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезнен­ными явлениями: неправильное строение или нарушение под­вижности органов речи, снижение слуха или зрения, наруше­ния нервной системы у ребёнка. В других случаях недостатки

речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обыч­ной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фоне­тические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправле­нию, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, наруше­ния речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях мо­жет быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся -у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетика-фонематической недостаточностью; к таким нарушениям относятся дислалии механическая и функцио­нальная, ринолаЛия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалии, рино-лалия, дизартрия). И есть группа учащихся с нарушением тем-по-ритмической организации речи – это несудорожные или судорожные нарушения. К последним относятся случаи заи­кания невротического или неврозоподобного характера.

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школь­ников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформи-рованностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели доста­точного стажа полноценного речевого общения, не продела­ли в дошкольном возрасте необходимой для усвоения гра­моты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамма­тический строй, связная речь), неминуемо оказываются не­успевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого долж­ны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Не­доразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-воле­вой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленно­го по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальней­шего его развития, если не будут приняты необходимые пси­холого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несфор-

мированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школь­ного возраста получают разного вида логопедическую по­мощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) наруше­ния преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете, система которых широко развита и оснащена соответствую­щей методической документацией (разработаны нормативы по определению контингента детей, подлежащих занятиям, имеются рекомендации по планированию и организации за­нятий и т.д.). Логопедические занятия проводятся параллель­но со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это кор-рекционно-развивающие занятия.

В задачи логопедического пункта при общеобразователь­ной школе входит исправление нарушений устной и письмен­ной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедичес-ких знаний среди педагогов и родителей, своевременное вы­явление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имею­щимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познава­тельной активности детей, на формирование приемов умствен­ной работы, необходимых для овладения грамматикой.

На логопедический пункт дети направляются врачами по­сле диспансеризации, педагогами или же по инициативе роди­телей. Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и пра­вильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подхо­дом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Родители присутствуют на за­нятиях логопеда с ребенком, для них проводятся специальные беседы, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления.

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже Ц незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью.

В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказы­вания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного резуль­тата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникатив­ной и обобщающей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным соста­вом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фоне­матическое восприятие, ведется работа над словарем и грам­матическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевти­ческой направленностью, ведется с учетом особенностей лич­ности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуа­цией стойкой неуспеваемости.

В случаях когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной шко­ле, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функ­ционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих шко­лах обучение ведется в более растянутые сроки, по специаль­ным программам с выраженной коррекционной направленно­стью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

Дифференцированный подход в логопедической работе учитывает различные варианты неполноценности компонен­тов речевой системы и неречевых психических процессов и функций, обусловливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Работа направлена на формирование речевой и психологической готовности к овладению грамо­той, если это не было достигнуто в дошкольном возрасте.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется не­дифференцированное представление о речевой действитель­ности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготов­ности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного де­фекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет, напол­няемость класса – 12 человек. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учеб­ных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассмат­ривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, соци­ально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рацио­нальным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия прово­дятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция наруше­ний развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грам­матика и правописание, развитие речи. Развитие речи прово­дится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения по­лучают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразователь­ной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубле­ния коррекционной работы в младших классах.

Коррекционно-воспитательную работу проводят в школе все учителя и воспитатели, осуществляя единый речевой ре­жим и обеспечивая реализацию целой системы внеурочных мероприятий.

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользо­ваться речью как средством общения и обобщения. Формиро­вание навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внима­ние в период обучения в специальной школе уделяется специ-

ально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоя­тельного накопления словарного запаса в условиях непосред­ственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями полу­чают всестороннее развитие в процесссе коррекции недоста­точности речевой деятельности. Необходимым условием кор­рекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психо­лого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Обучение школьников с речевыми нарушениями затруднено и в силу имеющихся у них особенностей психических процессов и функций: у детей отме­чаются недостаточность внимания, восприятия, памяти, сниже­ние работоспособности, уровня самоконтроля, несформиро-ванность произвольной деятельности, педагогическая запу­щенность, возникшая уже в начальный период обучения и усу­губляющаяся в связи с недоразвитием речи.

Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на нерече­вую и речевую функции. В работе учитывается единство кор­рекции речи, психических процессов и деятельности.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смыс­ла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребе­нок учится отбирать языковые средства для построения выска­зывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой – с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

С младшими школьниками продолжается работа, как и с дошкольниками, если она в более младшем возрасте оказа­лась недостаточно результативной, по овладению словами

блолее сложной слоговой структуры. Дети учатся вслуши­ваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладева­ют правильным звукопроизношением и звукоразличением.

Принципиальной разницы в частных методиках коррекци-онно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками нет. Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является уже не игровая, а учебная деятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нарушение речи у учащихся начальных классов

Разделы: Логопедия

План

  • Вступительное слово.
  • Причины нарушений речи.
  • Речевые нарушения учащихся.
  • Дисграфия
  • Профилактика дисграфии.
  • Советы родителям.
  • Вопросы родителей.

1. Вступительное слово

Речь – одна из важнейших психических функций человека. Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова. Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи. Велико значение речи для развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже со второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью.

2. Причины нарушения речи

В настоящее время в школу приходит все больше детей с различными речевыми нарушениями. Причины речевых нарушений можно разделить на группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений те, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни

3. Речевые нарушения у учащихся

В первые классы приходят дети с такими речевыми нарушениями как фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Нарушением звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично – афазия.

У детей с нарушением речи в основном нарушается три компонента речевой системы.

Нарушение фонетико-фонематического компонента речи приводит к тому, что у детей наблюдается:

  • Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • Трудности овладения письмом и чтением, указаний, инструкций логопеда;
  • Трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • Трудности форирования и формулированиясобственных мыслей в процессе учебной работы.

Вследствие психологических особенностей у учащихся наблюдается

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений.

Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы приводит к тому, что у учащихся наблюдается:

  • Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • Трудности в овладения учебными понятиями, терминами;
  • Трудности формирования и формулирование собственных мыслей в процессе учебной деятельности;
  • Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в прцессе учебной деятельности.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

4. Дисграфия

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого “графо” – письмо).

С точки зрения науки, дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

При чтении у детей, наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

5. Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии у младших школьников очень действенна.

Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока ещё в скрытом виде. Первое и самое главное: вовремя обратиться к специалистам, чтобы своевременно и эффективно помочь своему ребёнку. Не ждать, что само собой образуется, а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

Чтобы писать грамотно, необходимо:

  • различать и правильно произносить все звуки родного языка;
  • владеть навыками звукового анализа и синтеза;
  • различать сходные по написанию буквы;
  • владеть морфологическим анализом слова;
  • иметь систематизированный осмысленный словарный запас;
  • владеть грамматическими нормами языка.

6. Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Использованная литература

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д, Феникс, 2008 (сердце отдаю детям)
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. организация логопедической работы в школе – М.: ТЦ сфера, 2006 – 192 с.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.
  4. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005(Логопед в школе)

Нарушения речи у младших школьников

Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения.

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е. Левина выделяет пять этапов, которые проходит ребёнок в процессе овладения речью:

– на первом этапе у ребёнка полностью отсутствует различение звуков, а также понимание речи и собственная активная речь;

– на втором этапе возникает различение наиболее контрастных, далёких по звучанию фонем (речевых звуков). Произношение ребёнка неправильное, искажённое;

– на третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок узнаёт неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением;

– на четвёртом этапе активная речь ребёнка достигает почти полной правильности;

– на пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно.

Однако неверно было бы думать, что к тому моменту, когда у ребёнка достаточно развился фонематический (речевой) слух и произношение, то процесс формирования речи закончен. Этот процесс интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.

Установлено, что восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух) отличается от восприятия неречевых звуков. И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, то он будет нечётко воспринимать смысл слов и испытывать затруднения в звукобуквенном анализе слова, а, следовательно, в овладении грамотой. Готовность к усвоению грамоты связана не только с тем, что малыш должен уметь правильно слышать и произносить звуки и слова. Прежде всего, он должен чётко представлять звуковой состав слова, т.е. знать, из каких звуков состоит слово, слышать каждый отдельный звук в слове и уметь его отличать (дифференцировать) от другого рядом стоящего звука.

Если же у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи.

Речевые нарушения можно разделить на три большие группы.

Первая группа. Это фонематические нарушения речи, которые выражаются в дефектах произношения звуков. У ребёнка под влиянием определённых причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию. Например, горловое произношение звука «р» или межзубное произношение свистящих звуков.

Вторая группа. Это фонетико-фонематические нарушения речи, при которых ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает. У некоторых детей встречаются и нарушения слоговой структуры слова, т.е. пропуск отдельных звуков или частей слова, перестановки звуков и слогов местами. Нарушение произношения даже одного звука может являться симптомом фонематического недоразвития и отрицательно влиять на формирование звукового анализа. Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но также и слов, включающих звуки, сходные по звучанию с неправильно произносимым звуком. например, отсутствующий или неправильно произносимый звук «с» может смешиваться с целым рядом звуков:

– как глухой со звонким «с»-«з»

– как простой со сложным «с»-«ш»

– как твёрдый с мягким «с»-«сь»

Это отражается и на письме, приводя к смешению соответствующих букв.

В более тяжёлых случаях нарушения письма отмечаются и такие ошибки, как пропуски букв, добавления, перестановки букв, слияние нескольких слов в одно, замены букв по графическому сходству.

У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, но формирование фонематических представлений (представлений о звуках речи), лежащих в основе звукового анализа и обучения грамоте может ещё значительно отставать от нормы. Это отставание приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь. Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, при этом делая много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее частых можно отнести замену одних букв другими. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Характерны также «застревания» на какой-то букве, слоге, неоднократное их повторение. В связи с этим темп чтения детей с фонематическим недоразвитием речи замедлен. Недостатки в овладении техникой чтения влияет и на

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слова или слога при чтении необходимо, чтобы ребёнок умел правильно произносить звук. Преодоление трудностей слияния букв в слоги и слова в значительной мере зависит от развития устной речи.

Третья группа. Среди учащихся массовых школ встречаются также дети с тяжёлыми формами нарушений речи, когда затронуты все компоненты речевой системы, касающиеся как звуковой, так и смысловой стороны речи. В этих случаях у детей отмечается общее недоразвитие речи. Этот вид нарушения речи имеет разное выражение – от полного отсутствия речи до лёгких форм с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Чаще среди учащихся массовых школ можно наблюдать детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развитой. Ребёнок может ответить на вопросы, составить рассказ по картинке. пересказать прочитанное, т.е. построить своё высказывание в рамках близкой ему темы. Однако при необходимости дать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, доказательства у таких детей возникают значительные трудности.

Словарь детей оказывается небольшим по объёму. В нём наблюдаются в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Значительные отклонения наблюдаются и в развитии понимания значения слов. Ограниченность речевых средств наглядно проявляется при выполнении заданий на словоизменение и словообразование. В их речи мы находим «медведиха» вместо «медведица», «морковяный» вместо «морковный».

В ходе изложения учащиеся пользуются самыми простыми предложениями. В предложениях часто отсутствует правильная связь слов, наблюдается повторение слов.

В звуковом отношении речь детей также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что могут наблюдаться лишь отдельные недочёты в произношении звуков, дети испытывают трудности при различении звуков и в произнесении трудных слов: «калабакушение» вместо «кораблекрушение», «фотофигурует» вместо «фотографирует».

Указанные отклонения в речевом развитии детей создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. При письме наряду с заменой и пропуском букв такие ученики пропускают или заменяют предлоги, а также сливают их с существительными. Например: «Коска играет клубок» (Кошка играет с клубком) или «Укрыльса лужи» (У крыльца лужи). Довольно часто встречаются ошибки на замену падежных окончаний («зайком» вместо «зайкой», «курицам» вместо «курицей»).

Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном является неверным, побуквенным, угадывающим. наблюдается также и недостаточно полное понимание прочитанного. Большие затруднения в понимании читаемого у таких детей вызывает наличие в тексте местоимений, предлогов, союзов. Метафоры и сравнения чаще всего остаются недоступными для их понимания.

У некоторых учащихся имеют место и менее выраженные отклонения в речевом развитии. У них наблюдаются лишь отдельные элементы общего недоразвития речи, которые кажутся незначительными, но и они мешают успешному обучению в школе.

Таковы наиболее распространенные виды нарушений устной и письменной речи у младших школьников, требующие коррекции на занятиях с логопедом.

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Нарушения речи детей в начальной школе

Когда ребенок приходит в школу, речевая готовность является важным фактором успешной адаптации и усвоения учебной программы, поэтому еще в дошкольном возрасте уделяют внимание выявлению проблемы и, при наличии нарушения, его коррекции.

Речевое нарушение может стать причиной ограниченных учебных возможностей и общего потенциала ребенка в школе. Ведь оно регулирует и учебную деятельность, и связано с коммуникацией в коллективе.

Речевая норма

Для ориентирования в речевых отклонениях нужно представлять ученика с речевой нормой.

Будущий первоклассник со сложившимся речью должен:

  • правильно произносить звуки и слова
  • говорить достаточно громко, в адекватном для понимания темпе
  • дифференцировать (различать) звуки, определять их последовательность в словах
  • правильно согласовывать слова в предложениях (род, число, падеж)
  • пересказывать содержание прослушанных текстов (сказки, рассказы)
  • составлять рассказы по рисункам
  • находить причинно-следственные связи в сюжетах из рисунков, сказок, мультиков
  • иметь достаточный словарный запас (ориентировочно 2000 слов ), в котором присутствуют основные части речи.

Причины речевых нарушений

Часто речевые нарушения у детей могут иметь внешне одинаковые симптомы, но причины, которые обусловили, — различаться.

Логопеду важно выяснить причины нарушения для того, чтобы определить методику работы с ребенком.

В целом причины речевых нарушений можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние причины

Сюда относят физиологические факторы, повлиявшие на ребенка во время беременности матери, родов или в раннем возрасте.

К примеру: заболевания матери во время беременности наследственные заболевания вредные привычки родителей сложные роды, родовые травмы физические и психические перегрузки во время беременности.

Внешние причины

К внешним относят физиологические и социальные факторы, действовавшие на ребенка в первые годы жизни, а именно:

  • инфекционные заболевания, влияющие на мозг
  • побочные действия медикаментозного лечения, передозировки лекарствами
  • травмы головы физические хронические заболевания, ослабляющие организм, влияют на общее и психическое развитие
  • дефектность речевого окружения

Например, речевое развитие может задерживаться в связи с немотой или глухонемотой родителей; когда старшие братья и сестры имеют нарушения речи, которое меньше ребенок копирует; через билингвизм (двуязычие) в семье.

  • психогенные факторы в семье — отсутствует / недостаточный эмоциональный контакт со взрослыми или слишком конфликтные, агрессивные отношения между родителями и т.д.
  • психологические травмы (испуг может стать причиной заикания или потери голоса)
  • педагогическая запущенность

К примеру, в семье не читают, не рассказывают сказок, не объясняют окружающие явления, не отвечают на вопрос ребенка, оставляют ее на весь день наедине с компьютером или телевизором

  • неправильные педагогические подходы в семье (с ребенком дошкольного возраста «сюсюкаются», произнося искаженные слова).

Почему при одном нарушении ребенку ставят разные диагнозы

Иногда о нарушении одного ребенка разные специалисты определяют различные логопедические выводы. Это связано с тем, что речевые нарушения до сих пор имеют несколько классификаций.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

По психолого-педагогическим принципом выделено три формы речевых нарушений:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНМ)
  • общее недоразвитие речи (ОНР)
  • заикания.

Эта классификация лаконичная, в ней отсутствуют, например, распространены в наше время нарушения письма и чтения, поскольку их рассматривают как последствия указанных первичных нарушений в дошкольном возрасте.

Сроки этой классификации используют в украинских учебных заведениях. Так, в дошкольных учреждениях формируют группы отдельно для детей с ФФНМ и ОНР. Это связано с выводами психолого-медико-педагогической консультации , которые содержат именно такие формулировки для определения срока пребывания и программы коррекции ребенка в логопедической группе.

Если ФФНМ обнаружено уже в школьном возрасте, его еще можно скорректировать в достаточно короткий срок на базе логопункта, если не развились вторичные симптомы .А вот если ребенок накануне обучения, можно сделать вывод о общем недоразвитии речи — особенно первого (самого сложного) уровня — ему могут рекомендовать обучение в специальном логопедическом классе или спецшколе.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

По этой классификации существует 11 форм речевых нарушений, включающих нарушения речи:

Устной

  • афония
  • алалия
  • афазия
  • брадилалия
  • дизартрия
  • дислалия
  • заикание
  • тахилалия
  • ринолалия

Письменной

  • дислексия
  • дисграфия

Медицинская классификация

Согласно международному классификатору болезней, все диагнозы обозначают латинской буквой с определенной цифрой.

В медицинских карточках детей с нарушениями речи можно встретить такие закодированные диагнозы, как:

  • F80 — расстройства речевого развития
  • F94, F98 — речевые нарушения, связанные с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения
  • Q35, Q36, Q37 — нарушение речи, связанные с врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями.

После буквы и цифры, обозначающей группу заболеваний, еще одной цифрой отмечают конкретный расстройство. К примеру:

  • F80.1 является распространенным диагнозом среди дошкольников — означает «расстройство экспрессивной речи»
  • F98.5 — заикание и тому подобное.

Симптомы и диагнозы речевых нарушений

Речевое развитие ребенка очень динамичное. Поэтому диагноз, поставленный в карточке трехлетнего ребенка, к моменту поступления в школу часто бывает «устаревшим», теряет свою актуальность.

Поэтому диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста желательно проводить ежегодно, даже при видимом успехе развития речи.

Тем более когда родителей тревожат определенные симптомы, требуется обязательная консультация специалиста.

Какие симптомы могут свидетельствовать о логопедических нарушениях

Предлагаем таблицу с указанием на симптомы, под которыми может скрываться логопедический диагноз:

если ребенок

это может быть

Не выговаривает отдельные звуки или группы звуков (слух, интеллект и речевой аппарат при этом норма)дислалияНе только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает разницы между звучаниямиФонетико-фонематическое недоразвитие речиКроме проблем со звукопроизношением и разрешением звуков:

  • поздно начал говорить (первые слова после 3 лет)
  • имеет ограниченный словарный запас
  • говорит однословными фразами
  • неправильно связывает слова в предложении, не согласовывает их по падежам, родам, числам
  • не может пересказать сюжет сказки, мультика
  • не может придумать рассказ по рисунку, адекватно выразить свои мысли
Общее недоразвитие речи (ОНР), имеющий три уровня:

  • ЗЦМ и уровня — язык почти отсутствует
  • ЗЦМ II-III уровня — нарушены определенные составляющие речи
если кроме того:
  • нарушена артикуляция (ребенку трудно поднять язык наверх и удержать его в таком положении, облизать губы и т.д.) и общая моторика (трудно одеться, неловко движения и т.п.)
оторная алалия (поражение речевых зон коры головного мозга во время беременности или в первые месяцы жизни)
  • испытывает трудности в понимании обращенной речи (слух полноценный, но не может «соединить информацию, которую слышит, в одно целое»)
Сенсорная алалия (нарушено не только собственное вещание, но и его восприятие)
  • речь уже начало формироваться, но вдруг ребенок перестал говорить, речевое развитие прекратилось
Афазия (нарушение речи вследствие поражений головного мозга— кровоизлияний, черепно-мозговых травм и т.д.)Имеет прерывание речи, говорит с паузами, повторами, имеет судорожные движения мышц лица и конечностей во время речиЗаикание, логоневрозНе имеет голоса (отсутствует исчез), хрипит, говорит шепотом, проблемы с глотанием, жеваниемДисфония (афония)Говорит быстро до неразборчивости, говорит, пока хватает дыхания, усиленная жестикуляцияТахилалия (патологически ускоренный темп)Говорит замедленно, растягивает слова, имеет монотонное речи, нечеткую артикуляциюБрадилалия (патологически замедленный темп)Гнусавит («говорит в нос»), говорит непонятно, имеет искаженную произношение звуков, имеет или повышенный тонус мышц лица (мышцы все время напряжены) или снижен (рот открыт, течет слюна)ринолалияГоворит нечленораздельно, как с «кашей во рту», ​​имеет монотонное речи, проблемы с глотанием или жеванием, слабую мимику лицадизартрия

При чтении:

  • пропускает отдельные слова, предложения, абзацы
  • заменяет звуки
  • читает по буквам
  • искажает склады в слове
  • не понимает прочитанный текст
Дислексия (трудности овладения навыками чтения)

При письме:

  • не может определить последовательность звуков
  • не может соотнести звук с буквой
  • пропускает или заменяет буквы, слоги
  • не учитывает пунктуацию
  • путает буквы, сходные по написанию
  • не дописывает буквы, слоги
  • вставляет лишние буквы
  • пишет слова вместе или наоборот делит слово наугад
  • пишет зеркально
Дисграфия (трудности овладения навыками письма)

Однако логопедический диагноз нельзя ставить «на глаз», по одному критерию. Часто речевые диагнозы схожи по признакам с диагнозами:

  • нарушения умственного развития
  • нарушение слуха
  • расстройства аутистического спектра.

Например, диагноз «алалия» часто внешне трудно дифференцировать от «умственной отсталости» или «нарушение слуха».

Кроме того, тот или иной речевой расстройство может иметь тяжелее или легче степень, различные формы (дизартрия имеет не менее 7 форм!).

Степени и формы речевых нарушений различаются и по симптоматике. Поэтому важно осуществить профессиональное обследование на логопункта или в поликлинике.

Если к поступлению в школу этого не сделают родители, в установленном порядке обследует всех учеников начальной школы логопед городского или районного логопункта. Это происходит в первый месяц учебного года. Сообщая результаты обследования родителям, логопед также:

  • дает рекомендации по коррекции нарушения
  • прогнозирует потенциал речевого развития при условии коррекции и без нее
  • при необходимости направляет ребенка к другим специалистам.

Читайте также:  Причины нарушений речи у детей
Ссылка на основную публикацию