Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

« Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Речевая готовность ребёнка к школе.

Консультация для родителей.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Критерии готовности к школьному обучению :

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

знать автора прочитанного стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова. );

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей. );

иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая. );

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Речевая готовность детей к школе

Рубрика: Педагогика

Читайте также:  Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Дата публикации: 23.01.2017 2017-01-23

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Чемоданова, А. В. Речевая готовность детей к школе / А. В. Чемоданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 606-608. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38379/ (дата обращения: 07.01.2021).

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать план общения, от ситуации. На предмет готовности к школьному обучению на первый план в интеллектуальном развитии дошкольника выступает в основном его речь. Как показывает практика, родители первоклассников нередко обращаются к специалистам с проблемами нарушения у ребенка письма и чтения — дисграфией и дислексией (частичное расстройство процессов чтения и письма). Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. И чаще всего это результат неправильной подготовки детей к школе.

Наиболее распространенный вид нарушений письменной речи у младших школьников — акустическая дисграфия, в основе которой нарушение распознавания фонем, обусловленное неточностью слуховой дифференциации звуков при правильном произношении. Дети с такими проблемами производят замену букв, обозначающих фонетически близкие звуки, смешивают буквы, обозначающие глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные, допускают оптические замены (неправильное изображение пространственного соотношения элементов букв, не дописывание этих элементов или добавление лишних, зеркальное написание букв; замена и смешение графически сходных букв). Нарушения письменной речи — комплексная проблема, требующая оказание необходимой помощи ребенку и участия всех специалистов.

Следующая часто встречающаяся проблема — это дислексия. Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает содержания прочитанного. При этом он может не испытывать другие трудности с обучением. Дислексия может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на речевое развитие ребенка, на психическое здоровье и формирование его личности. Задача педагогов — грамотное сопровождение и обучение на разных образовательных уровнях воспитанников.

Что же включает в себя основная речевая готовность детей к школе? Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. К семи годам ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Помимо речевых проблем остро стоит вопрос коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нарушение коммуникации — одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребенка общаться, следует сформировать необходимые навыки:

– не перебивать говорящего,

– говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль,

– использовать в речи слова вежливого общения.

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, чтобы у него сформировалась связная речь, то есть умение связно выражать свои мысли, эмоции, представления, необходима определенная система.

Все педагоги знают о влиянии речевой среды на детей. Правильная организация речевой среды позволяет эффективно воздействовать на речь детей, направляет на формирование активного познавательного отношения к системе родного языка. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Одной из самых важных составляющих речевой среды является грамотная речь педагога. Неправильно оформленная речь, нелитературные выражения могут явиться причиной того, что ребенок не сможет в полном объеме воспринять языковую норму родного языка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, и если взрослые, общающиеся с детьми, поощряют их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи.

Не менее важно стимулирование речевой активности детей. У ребенка должен быть стимул для разговора. Этим стимулом могут стать новые впечатления: экскурсии в театр, в музей, на природу, в зоопарк. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Постепенно у ребенка формируются представления об окружающем мире. Он ежедневно сталкивается с предметами и явлениями. Задает вопросы: «Что это? Как называется? Из чего сделано? Для чего это нужно?» Понятные и обстоятельные ответы взрослых способствуют обогащению словаря детей, помогают детям познать их свойства и качества.

Дошкольнику свойственна игра. Именно в игре ему надо помочь понять смысл каждого слова и запомнить его, научить употреблять слово к месту. Для закрепления нового слова можно показать картинку с изображением предмета или явления, прочитать рассказ или стихотворение о них, поупражняться в употреблении нового слова в различных ситуациях. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалисты предлагают целую систему упражнений на подбор антонимов и синонимов к заданному слову; отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках; продолжение предложения с антонимами; составление предложений с синонимами и другие игры со словом.

При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, затрудняется их общение со сверстниками. Коррекция звукопроизношения — сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь в возрасте 4–5 лет, когда до школы есть еще время. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит. В итоге неизбежны ошибки и при письме.

Одной из причин дисграфии является так называемая фонематическая глухота. Многие первоклассники не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию, третьи не могут вычленить один звук. Между тем уже в 4 года можно научить ребенка проводить звуковой анализ слова.

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка. После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М.: Просвещение, 2003г.

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Мария Хромова
Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

Очень часто родители встречаются с различными нарушениями речевого развития детей. Порой ребёнок действительно нуждается в особом внимании, а зачастую родители просто предъявляют завышенные требования к речи ребёнка и ждут от него результатов, которых малыш просто не в состоянии достичь в силу своего возраста. Поэтому родителям необходимо знать речевую норму, которой ребёнок должен овладеть к своему возрасту. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к двум годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития.

В два года ребёнок употребляет так называемые «слова-предложения». Одним словом «мама» ребёнок может выражать и жалобу, и просьбу взять на ручки, и желание получить интересующую игрушку и т. д. В этом возрасте активно формируется словарный запас. Дети постоянно слышат от взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением. Определённую тревогу вызывает склонность некоторых молодых родителей к различного рода «жаргонным словечкам», «усечённым формам» слов (телик, велик). Можно не сомневаться, что именно в таком виде эти слова и будут усвоены детьми. Что касается грамматического строя, детям двух лет характерно то, что они могут не согласовывать слова друг с другом, а строят фразу по типу простого «нанизывания»слов друг на друга: дай книга папа, Вова ест каша и т. д.

До трёх лет усваивается произношение несложных звуков: И, Ы, У, Н, Т, В. Более сложные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л) ребёнок учится правильно произносить начиная с трёх лет.

В три года у детей появляются первые обобщённые слова: игрушки, обувь, одежда. В этом возрасте ребёнок уже употребляет слова с различными формами окончаний (стол–столы, рисует чем–карандашом). Дети допускают ошибки, свойственные их возрасту, например,в следующих случаях: ест ложком, окны. До четырёх лет эти ошибки считаются нормой.

В ряде случаев ребёнок может надолго застревать на первых словах – дальнейшее накопления словаря не происходит или слова носят лепетный характер и непонятны для окружающих. Тревожным симптомом это будет считаться к четырём годам.

Что касается звукопроизношения, то в этом возрасте ещё встречается смягчённое произношение звуков: сянки, тиква; но свистящие С, З, Ц уже начинают произноситься правильно. Шипящие звуки ребёнок может заменять. Вместо «шапка» говорит «тяпка», «сяпка», «сапка». Это норма. Если Вы замечаете, что ребёнок не говорит или неразборчиво лепечет,нужно выяснить два основных момента:

1) хорошо ли понимает ребёнок речь окружающих. У ребёнка могут быть определённые мозговые нарушения, вследствие которых ребёнок не понимает речь, как бы не слышит её при нормальном слухе.

2) не нарушена ли подвижность речевых органов. Это могут быть легкие параличи мышц языка, когда язык малоподвижен, ребенокне может выполнить простые движения языком по заданию взрослого: вытянуть губы в трубочку или высунуть язык; наблюдается повышенное слюнотечение, или ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусавость). Это повод обратиться за консультацией к логопеду, детскому психоневрологу.

В четыре года ребёнок правильно определяет и называет местоположение предметов (слева, справа, рядом, называют части и детали предметов, правильно используют предлоги, учатся использовать простые и сложные предложения. Пересказывают небольшие сказки,поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы. В этом возрасте исчезает смягчённое произношение звуков, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей ещё формируется звуки Р, Л.

В пять лет дети используют в речи прилагательные, наречия, предлоги точно по смыслу. Учатся согласовывать существительные с числительными (нет пяти яблок). Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В этом возрасте правильно произносятся свистящие, шипящие. Могут встречаться ошибки при различении похожих звуков (Ш-Ж, Ч-ТЬ) недостаточно сформированными являются звуки Р, Л.

С 6 до 7 лет речь детей характеризуется следующими признаками:

– расширяется запас слов, в речи используются синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением (н-р, ягоды, транспорт, мебель и т. д.);

–закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимениями;

– дети образуют по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных (шапка из меха – меховая, высокий – выше);

– используют в речи предложения разных видов; – дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы по плану, по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта;

– звуковая сторона речи в этом возрасте усвоена полностью, звуки дифференцируются на слух и в произношении.

Однако нередко наблюдается недосформированность тех или иных речевых навыков. Дети употребляют неправильные окончания, не умеют подобрать нужное слово, выделить звук из слова, неправильно произносят один или несколько звуков в речи. Эти особенности речи могут повлечь за собой трудности при дальнейшем обучении в школе. Если Вы замечаете, что речь Вашего ребёнка формируется недостаточно полно по сравнению с нормами развития, обратитесь к логопеду – он поможет Вам советом или порекомендует логопедические занятия.

Консультация для родителей «Когда ребенок говорит неправду…» Когда ребенок говорит неправду… Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще.

Консультация для родителей «Ваш ребенок на улице» Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок кусается» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ» Практически все малыши, после того, как у них появляются первые зубки, начинают искать.

Читайте также:  Как определить левшу - Тесты логопеда

Консультация для родителей: «Если ваш ребенок врет» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка справедливым и честным. Вашему малышу нет еще и четырех лет? ВЫ с ужасом заметили, что малыш.

Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» Как мы говорим о человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном,.

Консультация для родителей первой младшей группы «Если ваш ребенок кусается» «Если ваш ребенок кусается» Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая.

Консультация для родителей «Ребенок плохо говорит? Что делать?» Ребенок плохо говорит? Что делать? Ваш ребенок подрастает, скоро пойдет в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, старанием.

Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Консультация для родителей «Творческая натура. Креативный ребенок. Ваш!» Нравится слышать в адрес своего ребенка комплименты: “Какой креативный! Творческая натура. “! Так давайте подскажем дитю простой прием.

Консультация для родителей «Ваш ребенок не виноват, что он гиперактивен. Давайте ему поможем» Советы педагога-психолога Дмитриевой О. А. Гиперактивные дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям. Они неусидчивы, неуступчивы,.

Правильно ли говорит Ваш ребенок?
материал по теме

В данной статье предлагается система заданий, направленных на определение речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravilno_li_govorit_vash_rebenok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая – как он говорит, нам важнее – что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него.

Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится об «удобстве» слушателя.

Однако школа, с ее классно-урочной системой и действующими программами, предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Прежде всего возникнет необходимость формировать, а затем формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Понятно, что это достаточно сложная задача. Поэтому формировать, а затем тренировать навыки «связной» речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально.

К речи дошкольника школа будет предъявлять и другие требования. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма. Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?

Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка.

Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать.

Для выполнения заданий лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден.

У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка.

Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 5 лет.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

– Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.

2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).

3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).

4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.

5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.

6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме. Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

Вас должно насторожить, если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

– ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;

– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;

– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

– речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.

В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам

Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ.

Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».

– ребенок не может самостоятельно составить предложения;

– ребенок только перечисляет предметы на картинке (“Вот мальчик. Машинка”);

– ребенок составляет очень короткие предложения;

– ребенок допускает ошибки грамматического характера (“У машинки нет колесов”),

то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п.).

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.

Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов

Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.

Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша – «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».

Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.

Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных.

ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение

В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать.

1) Книга – книги 2) Стул – стулья 3) Рот – рты

Правильно ли говорит ваш ребенок

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Статья:

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель – закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В используются звуки: п, б, м, г, к, у, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» – «Мама, иди!», «Дай ляля» – «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 5 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усиливает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, и, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (щ, ж, ч, ш) сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»), правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Обратите внимание! Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха и артикуляционного аппарата (возрастная или физиологическая дислалия). При нормальных условиях, когда дома осуществляются мероприятия по укреплению здоровья детей, когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют «детских» слов, а дают ему правильные образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного произношения, физиологические нарушения исчезают. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению, (Дети пишут так, как говорят). Постановка правильного произношения способствует усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного («могу сказать то, что хочу») и речеслухового («говорят – я понимаю») анализаторов.

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Задавали ли Вы себе вопрос – Правильно ли говорит Ваш ребенок?. Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладению речи. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.п. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая свое мнение по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы: наглядная агитация, например организация стендов, где даются сведения о степени сформированности звукопроизношения у каждого ребенка, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей; чтение лекций с привлечением специалистов, которые могут рассказать родителям, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения.

Воспитатель может порекомендовать для заучивания с детьми дома стихов, загадок, считалки, чистоговорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовать выставку новых книг. В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

На собраниях родителей воспитатель должен заострять внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья, порекомендует способы устранения некоторых недостатков в произношении звуков.Он доводит до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указывает, какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родителям необходимо интересоваться, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

А также еще один не маловажный совет: беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать один звук от других, различать близкие по звучанию слова. Речевой звук, как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.

Воспитатель должен проводить с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, подчеркивая, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять не понятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение рчью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, в последствии он может также не заботится о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя “подделываться” под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное освоение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие- либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Очень важно, чтобы родители знали о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это знание необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, своевременно принять меры к их исправлению. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах, в стационарах при детских больницах и детских психоневрологических диспансерах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается, начиная с двухлетнего возраста. Исправления недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлиники по месту жительства.

Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими, или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ему ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки. ), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Необходимо обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Работа по развитию речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Малыши имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, и дети на середине фразы вынуждены набирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится не четкой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдением логических пауз.

Речевое дыхание, в отличие от не речевого, автоматического, является произвольным. При не речевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедленно.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ проявляя изобретательность, выдумку, вы можете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и забавных для ребенка игровых упражнений:

* дутье через соломинку в стакан воды.
* надувание воздушных шаров.
* дутье на разноцветные вертушки
* игра на двух музыкальных инструментов, например, дудочке.
* пускание мыльных пузырей.
* дутье на одуванчики весной

При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

* вдох и выдох через нос
* вдох и выдох через рот
* вдох через нос, выдох через рот
* вдох через рот, выдох через нос

Ссылка на основную публикацию