Речевая готовность к школе

Речевая готовность детей к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» – это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» – «большой, «крошечный» – «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Речевая готовность к школе

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.

Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.

Звуковая культура речи

Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.

Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки.

Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.

Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямки в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста.

Лось лосенку покупал
Лодку лыжи и пенал.
А лосиха- мама
Ласты и панаму.

Ежевику любит Вика.
Колет Вику ежевика.

Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Определять наличие звука в слове.

2. Устанавливать последовательность звуков в слове.

Полезны следующие упражнения:

Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК.

3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Помогут такие упражнения как:

– Назови посуду которая начинается со звука С.

– В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине?

– Придумай слова, которые начинаются со звука О.

4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду).

– Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).

Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.

– Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».

Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый.

Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.

Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».

Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например:

– Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».

Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…

Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел».

Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:

бато…, бидо… , патро… и т.д.

5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.

6. Определять количество слогов в слове.

– Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).

В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».

Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.

– Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)

К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:

– Та-та-та — мы везем с собой кота…

Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки.

Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:

– правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

– уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…

Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.

Предложите назвать ребенку слова признаки:

– Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….

Выделять четвертый лишний предмет:

– самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.

– синица, воробей, грач, снегирь.

Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…

К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный – смешной).

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :

Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …

«Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Связная речь

Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.

Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.

Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку.

Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

  • Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.
  • Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.
  • Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.

И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Развитие мелкой моторики и двигательной координации у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда.

Учитель-логопед ГБОУ д/с № 2555
компенсирующего вида ЦАО г. Москвы
Комиссарчук Елена Николаевна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Координация движений – разновидность физического качества. Это согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, которое обеспечивает наиболее эффективное выполнение двигательных действий.

Как известно нарушение речи у ребёнка является следствием отягощённой наследственности, патологических или травматических процессов в организме матери и плода в период беременности, родов, на ранней стадии развития ребёнка. У детей с патологией речи так или иначе страдают структуры коры головного мозга, подкорковые образования, проводящие пути, как это бывает при дизартрии.
К нам приходят дети с энцефалопатией, с нарушением мозгового кровообращения, с повышенным внутричерепным давлением, с синдромом гидроцефалии и другими поражениями ЦНС.

Читайте также:  Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

В рамках инклюзии сейчас стали принимать в логопедические группы детей со сниженным интеллектом.
У детей со сложной патологией речи, с ОНР различной степени тяжести, с дизартрией, с ЗПР, с различной степенью снижения интеллекта страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата.
Часто моторика детей с патологией речи и интеллекта отличается общей неловкостью, недостаточной скоординированностью.
Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они затрудняются при пережёвывании пищи, трудно обучаются держать предмет в руках и точно им манипулировать, переключаться с одного движения на другое.
Так же страдает ориентация в пространстве и пространственная память.
Принимая во внимание, что у детей с патологией речи страдает не только воспроизведение, т. е. активная речь, но и восприятие услышанного – пассивная речь, нужно учитывать отсутствие понимания инструкции, правил игры, взаимодействия. Страдает восприятие не только лексическое, но и восприятие формы слова и фразы. В силу нарушения восприятия детям с патологией речи трудно понять и выполнить инструкцию связанную с формированием движения рук, движения в игре, в танце, в построении, учесть и точно исполнить все двигательные требования данного момента.
Это проявляется не только на логопедических занятиях, но и при освоении всех видов деятельности с родителями, воспитателями, при формировании навыков движений под музыку и выполнении заданий руководителя по физической культуре.
В коррекционной работе занятия по формированию общей и мелкой моторики занимают особое место. У детей с патологией речи эти упражнения обязательно сопровождаются стихами или словесными задачами.
Логопед использует подвижные игры для формирования синхронности движений у группы детей: умение одновременно и в нужном направлении двигаться, останавливаться, выполнять те или иные движения по инструкции или синхронно с текстом стихов, песен. Стихи определяют содержание движений, их темп и ритм.
В работе с детьми младшего и среднего возраста игры, сопровождаемые движениями и направленные на развитие координации общей и мелкой моторики, используются логопедом каждый день.

В младшей группе одна подвижная речевая игра повторяется не менее пяти дней для достижения слаженности движений, чёткости проговаривания стихотворного текста. В силу психологических особенностей этого возраста детям импонирует повторение одного и того же материала.
Подвижную игру с конкретно заданными движениями, сопровождаемыми стихами, в младшей группе целесообразно давать в конце пятнадцатиминутного занятия. Повторить её для достижения речевого успеха и совершенствования координации движений. В конце занятия дети воспринимают любимую игру или песню, сопровождаемую движениями, как награду и с удовольствием могут повторить её. Логопед подбирает подвижные игры, пальчиковые игры со стихами, песни в соответствии с лексической темой и повторяет их две недели
( в младшей группе одна лексическая тема изучается детьми под руководством логопеда две недели ) до достижения определённого совершенства в координации движений со стихами.
Дети 3-4 лет, как правило, трудно адаптируются в детском саду и подвижная игра, стихи, песенки с простыми движениями по содержанию привлекают их эмоциональное внимание. Они способствуют развитию простых навыков взаимодействия со старшими и со сверстниками. Даже умению ходить по кругу взявшись за руки нужно малышей терпеливо учить. Вместе со стихами менять направление, скорость и характер движения.
Стихи должны быть простыми, весёлыми, легко запоминающимися. Такими же должны быть и движения в игре для малышей.
Инструкция должна быть простой. Нельзя давать детям младшей логопедической группы двойную инструкцию в игре. Вас просто не поймут.
В младшей группе подвижную речевую игру надо показывать и тогда дети охотно её повторяют за логопедом.
Когда поётся песня, то двигательные задачи не надо объяснять. Логопед сопровождает пение движениями, которые дети быстро
запоминают. Запоминание и точность движений у детей различны. Доработка проводится индивидуально. И на следующем занятии ребёнок чувствует себя успешным, охотно и точно выполняем все движения.
Так же ведётся работа по синхронизации стихотворных текстов с движениями. К концу учебного года все дети осваивают этот вид деятельности, преуспевая в развитии моторных навыков и речи.

В средней логопедической группе для детей с нарушениями речи с началом коррекционной работы дети, которые уже год в системе занимались с логопедом, значительно улучшают свои успехи в развитии крупной и мелкой моторики, в синхронизации речи и движения.
На пятом году жизни более пристальное внимание уделяется развитию мелкой моторики. Даже незначительная дисфункция двигательной сферы может привести к вторичному недоразвитию более сложных дифференцированных движений и действий. Это отрицательно сказывается на становлении различных форм ручной деятельности ребёнка.
Задача логопеда совместно с воспитателями обратить особое внимание на действия с мелкими предметами, где требуется тонкая дифференциация движений пальцев рук. Это и мозаики, и нанизывание предметов, и выкладывание картинок из различных частей, умение разбирать и собирать игрушки.
В средней группе ребёнок учится строить конструкции из палочек и кубиков не только в произвольной форме, но и повторяя конкретный образец, данный логопедом.
Для таких занятий хорошо использовать и логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера. Эти игры развивают мелкую моторику рук и способствуют усвоению лексического обозначения цвета, формы, формированию фразы в диалоге.
В средней группе логопед внимательнее и требовательнее работает в индивидуальных тетрадях с детьми, постепенно формируя умение держать карандаш, дифференцировать нажим.
Продолжается работа, начатая в младшей группе. Каждую неделю, в соответствии с лексической темой, логопед осваивает подвижную игру, стихи и песни, сопровождаемые движениями.
В средней группе постепенно возрастает роль пальчиковой гимнастики, которую выполняют обязательно синхронно со стихотворным текстом. Пальчиковую и даже подвижную игру в этом возрасте уже можно включать в середину двадцатиминутного занятия. На пятом году жизни дети уже умеют переключаться от активных и быстрых движений игры к
более спокойным видам деятельности, завершающим логопедическое занятие.
К концу второго года коррекционного обучения при систематической работе по развитию мелкой моторики, координации движений со словом, ориентации в пространстве уже видны значительные успехи детей. Они знают много песен, стихов, игр, сопровождаемых движениями рук, ног, перемещением в пространстве, требующими скоординированности, синхронности движений с другими детьми.
Успешнее развивается не только общая, но и речевая моторика, лексика, фразовая речь, внимание, восприятие, двигательная и речевая память.

В старшей и подготовительной группе меняется соотношение игр и упражнений по развитию моторики, их роль и место в логопедическом занятии и преодолении дефекта.
На шестом и седьмом году жизни в коррекционной работе на первый план выходят задачи по формированию аналитико-синтетической сферы языка, подготовка к обучению письменной речи, окончательное формирование фонетико-фонематического строя речи.
И если в возрасте от трёх до пяти лет игры с движениями были больше лексического содержания, то в работе с детьми от пяти до семи, а то и восьми лет, движения сопутствуют играм больше связанным со звуко-буквенным анализом, формированием слога, слова и даже предложения.
В старшем и подготовительном возрасте идёт активная и целенаправленная работа по подготовке руки к письму.
Мышечные возможности руки ребёнка с патологией речи требуют особой тренировки и коррекции.
Для детей с дизартрией, которая сопровождается пониженным тонусом, необходимо тренировать мышечные усилия руки. Для детей с повышенным тонусом необходим общий массаж и упражнения на расслабление мышц кисти.
Упражнения для пальцев и кистей рук становятся неотъемлемой составляющей фронтальных, подгрупповых и, в сложных случаях, индивидуальных занятий. Необходимо формировать точность, целенаправленность движений рук и пальцев, тренировать двигательные реакции.
Развитие мелкой моторики пальцев рук именно в этом возрасте положительно влияет на развитие речи детей и способствует преодолению речевого дефекта. Это объясняется тем, что развитие тонкой моторики пальцев положительно воздействует на развитие лобно-височных областей коры головного мозга. Именно там располагаются речевые зоны.
Пальчиковая гимнастика, обязательно сопровождаемая речью, должна проводиться систематически. Только тогда мы будем иметь долговременный, положительный эффект.
Сочетание движений пальцев со стихотворным текстом делает речь и движения ритмичными, эмоционально окрашенными. Это способствует обучению, развивает мотивацию детей.
Эти упражнения дети с удовольствием повторяют в свободных играх, обучают приёмам пальчиковых упражнений родителей и других членов семьи, ощущая в случае успеха, свою значимость.
Дети «конструируют» из пальцев различные предметы, растения, животных. Показывают сценки или маленькие спектакли при помощи пальцев. Движениями пальцев и кистей рук сопровождают народные потешки, стихи. Эмоциональная окраска упражнений стимулирует речевую и двигательную память, развивает внимание.

Таким образом: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением положительно влияет на развитие речевых зон головного мозга, способствует подготовке руки к письму, развитию внимания и памяти, которые необходимы для успешного преодоления дефектов речи и дальнейшего обучения в школе.

Тренировка общей моторики, координации движений со словом, развитие тонкой моторики рук является мощным средством развития нейронных связей в коре головного мозга. Существует тесная взаимосвязь развития моторики и речевой деятельности. А если у ребёнка не нарушена моторика, то используется тренировка сохранной функции для коррекции нарушенной, в нашем случае речевой деятельности.
Коррекция речевого дефекта проходит медленно и менее эффективно, если аспект развития моторики синхронно со словом выпадает из поля деятельности логопеда.

Примеры игр, стихов и песен, сопровождаемых движениями:

Игра «Медведь»

Дети стоят в кругу, в середине круга «медведь» спит, положив руки под щёку. Когда заканчиваются стихи, медведь с рычанием хватает одного ребёнка из круга. Этот ребёнок становится медведем.

Дети стоят и руками показывают горку.
Приседают и разводят руками.
Встают, кладут две ладони под щёку.
Грозят пальцем.
Прикладывают палец к губам.

Как на горке снег, снег…

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

Аннотация:

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и « Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Для этого можно использовать великое множество различных игр и упражнений, которые будут интересны для ребенка. Уделяйте больше внимания своему ребенку, складывайте с ним забавные фигурки, лепите из пластилина, глины, играйте в мазайку и пазлы. Как можно раньше купите ребенку краски для рисования. Такие занятия будут для вашего малыша просто бесценны.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.

«Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1979) пишет о том, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев с восьмимесячного возраста.

В раннем детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем- с игрушками, с окружающими предметами и даже со своими пальчиками.

Специалисты- педагоги, психологи- разработали целые методики как с помощью игр с пальчиками развивать речь, внимание, мышление. Ведь у ребенка все взаимосвязано- нагрузка на пальчики, массаж, развитие их гибкости напрямую связаны с участками мозга, «отвечающие» за речь, интеллект, умение концентрироваться.

Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой взаимосвязи. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Массаж ручек, гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры способствуют развитию моторики, а значит и речи малыша.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Вот почему на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.

Дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого — педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила».

Таким образом, развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии ребенка.

Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:

Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится и строить.

Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.

Широко известны такие приемы:

  • Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.
  • Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
  • Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.
  • Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.
  • Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).

Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.

Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.

Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно бумагу сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.

Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.

Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.

Игры с песком. Терапевтический эффект с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это прекрасное средство для их развития.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию.

  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, каштанов, определенной буквы.
  • Лепить буквы из песка.
  • Превращать буквы: «Л» в «А», «Б» в «В» и т.д.
  • Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Читайте также:  Как подготовить ребенка к школе - советы логопеда

Дорисовывание. При этом обратить внимание на способность ориентироваться на листе бумаги, соблюдать направление, придерживаться этого направления в работе. Постепенно технику дорисовывания можно усложнять.

Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.

Игры в домашних условиях

Предложите своему ребенку разложить в две разные мисочки фасоль и горох, которые перемешаны в большой чашке.

Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картинку с тонким слоем пластилина.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования!

И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.

Проводите такие упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.

Пусть попробует гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем все пальцы.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто
отряхиваемся от воды.

Сейчас в магазинах имеется великое множество игр и пособий на развитие мелкой моторики ребенка – различные шнуровки, бусы, мозайки, конструкторы, матрешки, пирамидки, пазлы и многое другое.

Сегодня все чаще родители могут услышать, что у их ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстает моторное развитие по сравнению с прошлым поколениями.

Еще буквально лет двадцать назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, вязаные вещи без проблем можно приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей.

Советы родителям по развитию речи

– Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.

– Проговаривайте все свои действия: « Сейчас мы с Аней пойдем гулять. Сначала мы наденем шапку, сапожки, варежки».

– Не «сюсюкайтесь» с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

– Отвечайте на все вопросы маленького «почемучки», какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не оказались. Ваш малыш познает мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.

– Чаще общайтесь с ребенком: почитайте сказку на ночь, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлением о пройденном дне, расскажи о себе, считайте по пути домой здания, машины и т.д.

Если вы заметили какие- то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия для вашего малыша будут просто бесценны.

Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше, если ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролет смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Ирина Кукленко
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Исследования показали, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, т. е. взаимосвязь развития речи и двигательным развитием ребенка, особенно тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени недостаточность и отклонения в развитии тонких движений рук. Даже легкое нарушение двигательной сферы без специальной корректирующей работы приводит к недоразвитию сложных движений и ребенок испытывает серьезные затруднения в рисовании, лепке, аппликации. Изменение мышечного тонуса приводит к снижению работоспособности мышц кистей рук.

В основном, у детей-логопатов имеются серьезные нарушения мелкой моторики рук. Если мышечный тонус повышен, рука ребенка напряжена, ребенок очень сильно сжимает карандаш, движения резки, рука недостаточно подвижна. Если мышечный тонус ослаблен, то рука вялая, ребенку не хватает силы, чтобы удержать карандаш. В этом случае движения мелкие или крупно размашистые. У некоторых детей такая моторная неловкость сочетается с нарушением зрительно-двигательной координацией.

Научные исследования доказали, что управляемое развитие движений пальцев рук стимулирует созревание двигательного анализатора, который в свою очередь является аппаратом межанализаторных связей и его стимуляция способствует развитию функции мозга в целом и речевых отделов головного мозга в частности.

Чем раньше начинается работа по развитию мелких тонких движений, тем больше будут результаты, и это касается не только детей-логопатов, но и всех детей дошкольного возраста, особенно младших дошкольников.

На своем опыте я убедилась, что особый интерес для детей представляют пальчиковые театры. Мы знаем, какое большое значение в жизни детей играют положительные эмоции. Пальчиковые игры, пальчиковый театр несут большой эмоциональный положительный заряд и в то же время развивают речь, мышление, воображение ребенка, а также совершенствуют двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Дети с удовольствием играют с персонажами пальчикового театра, часто придумывают свои действия, слова, заново обыгрывают знакомый сюжет сказки, т. е. ребенок начинает творить свою сказку. Кроме этого пальчиковые упражнения, игры тренируют движения пальцев и кисти руки, что является важным фактором стимуляции речевого развития ребенка.

Кроме пальчикового театра, я использую в работе по развитию мелкой моторики рук у детей и пальчиковые упражнения. Дети как бы «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты. Пальчиковые упражнения должны проводиться ежедневно в течение 10 минут. Сначала разучиваются индивидуально с каждым ребенком, затем подгруппой, группой детей. Пальчиковые упражнения разучиваются сначала одной рукой (ведущей, затем другой и двумя сразу. Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Движения сопровождаются речевым ритмом, речью. К каждому ребенку надо подходить индивидуально, так как могут быть дети, у которых речь может привести к рассогласованности движений, в таком случае я рекомендую предложить детям выполнять пальчиковые упражнения по подражанию.

Пальчиковые упражнения должны включать в себя упражнения для кистей рук, кулака,ребра ладони.

Если в начале учебного года дети затруднялись в самостоятельном выполнении движений, выполняли движения пальцев пассивно, с помощью взрослого, то теперь выполняют уверенно и с удовольствием.

Пальчиковая гимнастика, проводимая на НОД служит двум важным целям- повышению работоспособности детей и снятию нагрузки.

Использование потешки или стихотворения повышает интерес детей к пальчиковым упражнениям. Речь ребенка ритмируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, ритм также влияет на слуховое восприятие.

Развитию мелкой моторики рук способствуют раскрашивание, штриховка, лепка, игры с мелкими предметами, нанизывание бусинок на леску, различные виды шнуровки, пристегивание, выкладывание фигурок из счетных палочек, мозаика, работа с бумагой- оригами. Для развития точности и уверенности движения руки, я использую игры, в которых предлагаю детям провести линии в определенном направлении. Эти упражнения тренируют мышцы рук, развивают мышление, воображение, закрепляют пройденные темы.

Можно предложить детям провести линии по лабиринту, соединить по точкам рисунок.

Работу по развитию мелкой моторики рук надо начинать с младшего дошкольного возраста, больше наблюдать за тем, как ребенок рисует или закрашивает, учить его правильно закрашивать, обводить, штриховать.

Если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы.

Учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №184».

П/З: Активизация словаря детей по теме. Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительного. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. Упражнять в составлении предложений с предлогами по демонстрации действий. Развивать зрительную память, внимание. Развитие фонематического слуха.

Оборудование: Картинки с изображением мебели, мяч, обручи желтого, зеленого, синего цвета, игрушечная мебель.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний». / лишние картинки с изображением мебели/. Дети обобщают понятие «мебель».

2. «Запомни, повтори также расставь картинки».

-Внимательно слушайте, кого я назову- повторите, что я сказала и также расставьте картинки.

3. Игры «Нет чего?», «Что изменилось?».

-Руки в стороны, в кулачок.

Разожмем, и на бочок.

Правой вверх, левой вверх,

В стороны, накрест

5. Игра в кругу. «Один-много»– с мячом.

-Я буду бросать мяч и говорить один предмет, кто ловит мяч, говорит много предметов.

Стол-столы и т. д.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Замедляется движение, исчезает напряжение. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать! Потянитесь! Улыбнитесь! Веселы, бодры мы снова и играть готовы!

7. Логоритмика «Кораблик»

Плывет, плывет кораблик,

Везет, везет кораблик

Подарки нам с тобой.

-Увидели кораблик- обрадовались, улыбнулись.

9. Логопед предлагает детям сесть за столы.

-Поставьте пальчики правой руки на картинки, изображающие мебель и назовите ласково. Игра «Назови ласково». Поменяйтесь карточками. Поставьте пальчики левой руки на картинки с мебелью, назовите ласково. Теперь пальчиками обеих рук покажите картинки с мебелью.

9. Пальчиковая игра «Кошки-мышки».

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста Памятка для родителей. Выпуск 1 «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» «Истоки.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения Хочу поделиться совместным опытом в создании картотеки нетрадиционных дидактических игр. Нетрадиционные дидактические игры для детей 4-5.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Подготовила учитель-логопед МДОУ №1: Искра.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других – сплошные каракули?.

Игры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Необходимо знать,что развитие мелкой моторики рук важно не только для.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР “Истоки особенностей детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией
статья по логопедии

1. Анатомо – физиологические механизмы речи.

2. Взаимосвязь речевого и моторного развития.

3. Особенности моторного развития детей с речевыми нарушениями.

4. Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией

1. Анатомо – физиологические механизмы речи.

Знание анатомо – физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет:

  • представлять сложный механизм речи в норме;
  • дифференцированно подходить к анализу речевой патологии;
  • правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Еще в начале 20 века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». В настоящее время, благодаря исследованиям А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции является не отдельные «центры» , а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими.

Понимание роли отдельных частных систем мозга в его целостной деятельности позволяет проводить системный анализ речевых расстройств.

Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах. Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности. В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы – в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный. Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений. Результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речевых реакций, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно – мозговых нервов ствола мозга своей и особенно противоположной стороны. От ядер отходят нервы, направляющиеся к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов. Они приносят к мыщцам импульсы от ЦНС, регулирующие тонус и побуждающие мышцы к сокращению, что приводит к возникновению голоса и характерных речевых шумов. К ЦНС идут чувствительные раздражения от периферического речевого аппарата (слуховые, кинестетические, тактильные).

Функциональная организация таких проявлений речевой деятельности, как крик, лепет наиболее просты; они осуществляются на основе деятельности структур только стволовых и подкорковых отделов мозга и наблюдаются у детей уже с первых месяцев жизни.

В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать интонационную сторону речи, что, по – видимому, может быть связано также с деятельностью подкорковых ядер мозга.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к одному году он уже имитирует целые звуковые последовательности. Это означает, что начинают функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.

Ребенок учится подчинять деятельность своего артикуляторного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.

Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется. Ребенок 2-5 лет жизни под контролем слуха и кинестетических раздражений ( а также зрения) учится управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет. У него формируется фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов. Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь (письмо и чтение), для осуществления которой особое значение имеет зрительный анализатор.

У взрослого человека речь так или иначе участвует во всех его психических процессах, познавательной деятельности, мышления, памяти и пр. Это, однако, не исключает того, что отдельные речевые процессы (собственная речь, восприятие речи, чтение, письмо) обеспечиваются преимущественно разными отделами целостной функциональной системы речи, что явно вскрывается в речевой патологии.

2 . Взаимосвязь речевого и моторного развития.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.

Необходимо знать ,что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма ,но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты – указующие ,призывающие, отталкивающие ,угрожающие ,оборонительные и другие .Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями .Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией ,что в остаточном виде сохраняется и до сих пор .А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще ,так и начавшаяся развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение ,то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга .При этом области коры ,управляющие движениями пальцев рук и области , «отвечающие» за движение органов речи ,по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве . А это значит ,что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук ) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности .

Таким образом ,развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано .По мере совершенствования функции рук , выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу , увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки ) в коре головного мозга .Параллельно с этим ,не без

стимулирующего влияния активных движений рук ,развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека .

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями ,так и многолетней практикой работы дефектологов).Поэтому развитые ,усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи ,тогда как неразвитая ручная моторика , наоборот ,тормозит такое развитие.

Многие игры и упражнения ,направленные на развитие у детей ручной умелости ,дошли к нам из глубины веков .И это не простая случайность . В те далекие времена ,когда еще не существовало письменности ,люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одно из важнейших условий приспособленности человека к жизни .Это нашло свое отражение и в народных сказках ,преданиях ,пословицах и поговорках . Всем нам хорошо известны такие выражения ,как «мастер золотые руки» или наоборот «руки – крюки» , «не руками сшито» и т. п. А кто не знает таких детских игр ,как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?!

К сожалению в наш «машинный век» мы стали как – то больше надеяться на машины ,чем на собственные руки ,в связи с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».А ведь все начинается с детства .В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего в нужный момент лишь самый первый толчок .а дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко приобретает такую ручную умелость ,которая потом далеко превосходит умения самих родителей.

Развитие мелкой ручной моторики ребенка должно начинаться с раннего детства . Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка ,а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. Далее для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий :

  • различные виды конструирования;
  • упражнения с мозаикой;
  • рисование;
  • перевод картинок через копировальную бумагу(обведение контура);
  • вырезание ножницами различных фигур;
  • вязание ,вышивание;
  • перебирание крупы ,гороха;
  • обучение игре на пианино;
  • лепка из пластилина. И т.д.

3. Особенности моторного развития детей с речевыми нарушениями.

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются такие функции как: лазание, ходьба, прыжки и др.Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.

Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте. Более того недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь. Проводимое системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, пользуются столовыми приборами и т.д. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторном компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание ЦНС (М.М. Кольцова, 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» – такой же, как артикуляционный аппарат.

4. Содержание работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

В работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения (пальчиковая гимнастика) различной направленности: статические (удержание пальцами определенной позы), динамические( переключение с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус).Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами.Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитатели. Очень хорошо проводить пальчиковую гимнастику во время чтения детям стихов, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Одновременно со слушанием дети вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью движения пальчиков.

Также развитию мелкой моторики способствуют разнообразные занятия по конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду и многие другие.

Важным средством развития мелкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

  1. Игры – манипуляции

«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» – круговые движения;

«Пальчик – мальчик, где ты был?» и др. – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Распускается цветок» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с

самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

«Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Гуси щиплют траву».

Для более эффективного самомассажа кисти используется массажный мячек.

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка»-детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. «Рыбки»-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с.

Материал предназначен для воспитателей ДОУ.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речево.

Цель проекта: создать условия, для развития пальчиковой моторики рук используя традиционное и нетрадиционное оборудование.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками – в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, – достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

Ссылка на основную публикацию