Речевая готовность к школе

Речевая готовность к обучению в школе

Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по – разному сказываются на общее развитие и успешности обучения учащихся.

Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов (например, звук – буква), умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня(звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются в числе неуспевающих.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают логопедическую помощь в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно – развивающие занятия. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над расширением словарного запаса и совершенствованием грамматического строя речи.

И, как итог, формирование связной речи, необходимой для полноценной учебной деятельности. Все это делается для предупреждения различных нарушений чтения и письма(явление очень распространенного у школьников), обусловленных как раз той самой несформированностью языковых обобщений, о которых говорилось выше.

Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

Речевая готовность к школе:

1. Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).

2. Определять место звука в простых словах (м – в словах мак, дом, Рома).

3. Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).

4. Подобрать к обобщающему слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).

5. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).

6. Образовывать от существительных различные прилагательные:

(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).

7. Пересказывать сказки, рассказы.

8. Знать стихи наизусть детских писателей: А.Барто, С. Михалкова и т.д.)

9. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

10. Знать названия времен года и дней недели.

11. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

12. Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).

Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка дошкольного возраста самостоятельно. Но особенности климата г. Норильска, а также дефицит мест в дошкольных учреждениях приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою речь. Длинная зима и короткое лето не дают возможности наблюдать сезонные изменения в природе, что обедняет словарный запас и сводит его до рамок обиходно – бытового.

Социальное положение некоторых семей не позволяет родителям вывозить каждый год детей на «материк». Учитывая все это, лучше побеспокоиться о формировании минимальных речевых умений заранее.

В нашей школе для детей 5-летнего возраста открыта Школа кратковременного пребывания. По субботам работает «АБВГДейка» для детей детского сада. Родителям до поступления ребенка в школу надо записаться на подготовительные к школе занятия, где учителя начальных классов и другие специалисты помогут развить у Вашего ребенка все стороны личности и сформировать умения, необходимые для успешного обучения.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Речевая готовность детей к обучению в школе

Речевая готовность к школе в большой степени определяет, насколько быстро и эффективно ребенок адаптируется к многогранной школьной жизни. Речь является главным средством познания и общения. Вся учебная деятельность в условиях классного коллектива опирается не только на познавательный процесс, но и активно задействует коммуникации. Поэтому речевое развитие первоклассника является основным ресурсом в освоении новой для него роли ученика.

Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе

И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.

Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.

Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.

К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.

Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.

Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.

Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие;
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз;
  • Словарный запас;
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Сенсорный и моторный речевой компонент

На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.

Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.

Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки. Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова.

Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура, отчего его речь становится «неряшливой». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор» и другие искаженные слова.

Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться. Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова.

Словарный запас и осведомленность

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Кроме употребления слова, ребенок должен понимать его значение. О высокой осведомленности можно говорить только в тех случаях, если дошкольник усвоил понятие и верно его применяет.

Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.

Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»), другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.

Диагностика речевой готовности к школе

В настоящее время существует множество диагностико-коррекционных программ, нацеленных на определение уровня речевого развития ребенка, на выявление слабых звеньев и своевременную корректировку речевых нарушений.

Внимательных родителей заботит, как в домашней обстановке вовремя заметить проблемные стороны в развитии речи и своими силами помочь ребенку.

Действительно, формирование речи — то познавательное развитие детей, которое происходит при непосредственном участии родителей. И здесь чрезвычайно важны профилактические меры. Все взрослые в семье должны разговаривать с детьми без каких-либо подстроек под детский лепет. Ребенку важно слышать четкую и правильную речь, чтобы ежедневно получать ориентиры в произношении.

Точно также важен познавательный аспект и наполнение активного словаря. Необходимо знакомить детей с новыми понятиями, объяснять, что означает незнакомое им слово. И главное, нужно тренировать речевые навыки дошкольника при помощи пересказов, придумывания историй, приемов театрализации.

Несложно провести самостоятельно и первичную диагностику речевой готовности к школе. Для этого хорошо подходит упражнение «Истории в картинках». Выполнение задания потребует двух серий последовательных картинок (по 3 картинки в каждой).

Инструкция к упражнению «Истории в картинках».

Предварительный этап. Взрослый раскладывает картинки по порядку и сопровождает рассказом историю, отраженную на них (достаточно использовать 4-6 предложений). После того как ребенок услышит всю историю и рассмотрит изображения, картинки следует убрать. Взрослый просит ребенка повторить рассказ, но уже без зрительной опоры. Допускается задавать наводящие вопросы, если дошкольник испытывает затруднения.

При оценивании рассказа ребенка обращают внимание на несколько параметров:

  • Полно ли передано содержание истории;
  • Отражены ли смысловые связи в рассказе или получилось отдельное описание картинок;
  • Не появились ли второстепенные детали, искажающие содержание рассказа.

Основной этап. Разложить перед дошкольником 3 картинки из другой серии и попросить его составить рассказ. Помощь исключить, ребенок должен справиться самостоятельно. После того как прозвучит история, картинки убираются из поля зрения, а испытуемого просят еще раз повторить свой рассказ. Выполнение оценивается по тем же критериям.

О высоком уровне речевого развития дошкольника можно говорить только в том случае, если он верно воспроизводит рассказ на предварительном этапе, точно передавая смысл и не придумывая лишнего. А при самостоятельном сочинении истории связно описывает картинки, объединяя их общим смыслом, легко оперирует словарным запасом, находит подходящие слова, чтобы передать содержание.

Читайте также:  Родителям будущих школьников о значении речевого развития

Данное упражнение полезно тем, что позволяет комплексно оценить устную речь ребенка: как он услышал рассказ (понимание речи), смог ли воспроизвести, умеет ли сочинить историю, используя подсказки в виде картинок. Также задание позволяет выявить слабые места в развитии речи ребенка и сконцентрировать усилия на их устранении.

При поступлении в школу ребенку предстоит всесторонне продемонстрировать свои речевые умения, произношение и богатство словарного запаса. Речевая подготовка детей к школе также включает понятливость и осведомленность об окружающем мире, поскольку это важные составляющие общей готовности к школьному обучению.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
консультация по теме

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
gotovnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

1. Звуковая сторона.

У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов.

1.Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы

– умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком.

2. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

-уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет);

-уметь выделять первый и последний звук в словах;

-уметь определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.

-уметь определять количество слогов в слове. Ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.

Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер – коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса – ананасовый).

Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо – уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис).

Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).

Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6. Мелкая моторика.

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо учить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.

Рекомендации и советы родителям:

Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

– создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругайте ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправляйте неправильное произношение;

– не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Содержимое разработки

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.

Итак, что же входит в понятие «Речевая готовность к школе»? Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

– умение правильно произносить все звуки речи;

– чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

– говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;

– изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть, «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан», «бочка» вместо «почка» и т. д. Важно отметить, что при нормальном ходе речевого развития различение всех звуков доступно ребёнку, начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что отсутствие умения различать звуки на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены. Вот почему так важно развивать фонематический слух ребёнка.

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Звуковой анализ и синтез

Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

– Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?» Ребёнок здесь должен определить лишь наличие звука в слове.

– Выделение звука из начала и конца слова: «С какого звука начинается слово «астра?» или «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»? или «Какой звук стоит в конце слова «лук»?

– Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

– Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

– Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

– Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и синтез

Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.

При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и синтез

Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Причиной использования слов-паразитов: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое» часто тоже является бедность словарного запаса.

О недостаточном словарном запасе свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов: в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что дети часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки» и т. д.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» и др.

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.

Чем больше слов ребёнок будет иметь в запасе, тем более точно и легко сможет выражать свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, которые он знает, но не употребляет) и активный (слова, которые он используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Родители должны понимать: чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

– Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

– употреблять слова с обобщающим значением;

– подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

– подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

– подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

– подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

– подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

– понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

– использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

– понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

– подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи.

Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к 4 годам, системой словообразования – к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности.

Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

– Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

– согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

– согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

– понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

– образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

– образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

– образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

– образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

– образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

– уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

Все трудности, связанные с усвоением ребёнком грамматической системы языка, неизбежно проявятся на письме, поэтому их нужно постараться преодолеть к началу школьного обучения.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Детям нужно уметь:

– свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

– составлять рассказ по серии сюжетных картин;

– включать элементы творчества в рассказы.

Нарушение самостоятельной связной речи в школе может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

– Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание, 1994, 192 с.

– Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : Дельта, 1996, 384 с.

– Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб. : Дельта, 384 с.

“Речевая готовность ребенка к школе”

«Речевая готовность ребёнка к школе».

Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:

-хорошее физическое развитие ребёнка;

-развитый физический слух;

-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

-нормальное функционирование ЦНС;

-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);

-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

-коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи:

-умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

-работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

-владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

« Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Читайте также:  Логопедические игры для малышей
Ссылка на основную публикацию