Развивающие речевые игры для самых маленьких

Речевые игры для малышей
картотека по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
rechevye_igry_dlya_malyshey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения

Вторая младшая группа.

1 .«Угадай, на чём играет Петрушка».

Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование . Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры . Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

2. «Тихий и громкий дождик».

Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование. Деревянные кубики.

Ход игры . Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

3. «Музыкальные картинки».

Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры . Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

4. «Ножки шагают и бегают».

Задача: Учить детей различать ритм шага ( ) и бега ( ).

Оборудование. Деревянные палочки.

Ход игры . Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти шагом

( ), а могут бежать ( ). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

5. «Солнышко» (потешка).

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1. дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2. декламация с движением;

6. «Зайцы и медведь».

Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

7 . «Солнышко и дождик» (муз. Косенко).

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца:

б) в игре на музыкальных инструментах.

1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

8. «Что делает Петрушка?»

Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.

Методика проведения : педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия. 9. «На что похож звук?»

Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

Методика проведения : педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.

Детям предлагается поиграть на инструменте.

10 . «Что как звучит?».

Задача : придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Методика проведения : сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

11. «Кто вышел погулять?»

Задача : под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

Это мишенька идёт.

Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит И листочками шуршит.

13. «Говорим по-разному».

Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

Методика проведения : сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши, p

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись f

И коту не попадись!

На скамейке у окошка p

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье, f

Быстро вышли из подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

Кошка глазки открывает, p

Кошка спинку выгибает.

Прыг! – побежала, f

Тише, тише, тише, тише. p

Кто кузнечика услышит?

То тут, то там f

Кто-то скачет по кустам.

Наша Таня громко плачет. f

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь: p

Не утонет в речке мяч.

14. «Озвучим оркестром».

Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения : педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития музыкальности детей .

Проект для младшей группы.

Консультация для родителей.

Для того, что бы заниматься развитием речи малыша самостоятельно, совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи детей, которые легко.

специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребёнка должно быть не менее 50 слов. но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? от усилия взрослых многое зависит, а именно : ранн.

Речь ребенка стимулируют игрушки изображающие животных. Формирование речи детей в игровой деятельности происходит быстрее, чем на специальных занятиях. Детской игре необходимо придать нужное направлен.

Развивающие речевые игры для самых маленьких

«Как учить ребенка говорить? Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?» — мы начали обсуждать эту тему в предыдущих статьях. А сегодня я хочу рассказать еще о нескольких речевых играх — потешках для самых маленьких. Они будут полезны как для занятий с детьми, которые уже начали говорить, так и для занятий с неговорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет.

То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!

Такие игры — потешки для самых маленьких можно начинать проводить с детьми конца первого года жизни (примерно с 7-8 месяцев) для того, чтобы проблем с речью не возникло. Но если Вы никогда не проводили подобных речевых игр с малышом, то можно начать заниматься ими и в более старшем возрасте – после года.

Любая ли потешка будет способствовать развитию речи? Нет. Назначение игр — потешек разное – для забавы, для сопровождения купания, игр, гимнастики, массажа, укладывания в кроватку и т.д. И нужно уметь отбирать именно те их них, которые помогают ребенку заговорить.

Как же отобрать игры — потешки для развития речи малыша? Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога– «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позициит.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом – изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

Игра-потешка для развития речи 1.Савка и Гришка

Приготовьте игрушечную дудочку. Изобразите, как играет дудочка — покажите жестами и скажите: « дудуду, дудуду». Спойте малышу белорусскую народную песенку о дудочке:

Савка и Гришка сделали дудУ.

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУууу!

Ай, дуду, ай, дуду, ай, дудудУ!»

Спросите у малыша: «Как дудочка играет?» «Ду-ду-ду». «А теперь давай Анечка (имя малыша) поиграет на дудочке, а мама споет». Ребенок изображает игру на дудочке, а Вы снова поете песенку. Малыш может молча изображать игру на дудке (если еще не говорит), или говорить слоги «дудуду». Предложите поменяться ролями: «А теперь Анечка споет ду-ду-ду, а мама будет играть на дудочке». В заключение игры предложите ребенку: «Пусть дудочка отдохнет, она устала играть (спрячьте дудочку, чтобы она не отвлекала малыша), давай вместе споем». И вместе с ребенком изобразите игру на дудочке и пропойте – «дудуду»!

В следующие повторения игры можно предложить другие движения под эту песенку: хлопать в ладоши, делать «фонарики» ладошками, приседать как «пружинки» или любые другие действия, которые любит Ваш ребенок.

Игра — песенка для развития речи 2. Гуси-гусенята.

Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображены гуси: «Кто это? Гуси. Как они кричат? Га-га-га. Они пьют водичку! А лапки у них красные как твои носочки». Спойте песенку:

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Эта игра побуждает ребенка говорить слоги «га» и протяжно подговаривать текст. В дальнейшем можно инсценировать эту песенку (если у Вас есть игрушка гусь) – показать, как он идет к корыту, напился воды в корыте и начал в нем купаться.

Примечание: Игры 1 и 2 разработаны И.А. Выродовой – научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эти и другие замечательные игры Вы найдете в ее книге «Музыкальные игры для самых маленьких».

Игра-инсценировка с потешками для развития речи 3. Котик.

Игры-инсценировки побуждают детишек 1-2 лет начать проговаривать простые слоги и слова.

Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т.д.).

Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:

Котя – серенький хвостооооок!

Приди, котик, ночевааааать,

Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т.д.)»

Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он. (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»

Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.

Скажите протяжно или пропойте:

Сидит котик на краююююю.

Моет мордочку своююююю.

(покажите, как котик моет мордочку лапками игрушки или своей рукой)

Спросите малыша: «Как моется котик? (покажите еще раз действие). А как он говорит? Мяяяяуууу, мяяяяуууу. А как колыбельную поет? Бай-бай-баю-бай».

А где же мама котика? Давай ее позовем: «киса, киса, иди, иди». Достаньте спрятанную игрушку кошки (игрушка мамы-кошки должна быть более крупного размера). Предложите малышу погладить киску, скажите в ответ от лица кисы «Мяу, мяу, спасибо, Анечка». Покажите как киса ест молочко, как умывается. Дай киске молочка ( пусть малыш поднесет к ее мордочке ладошку или игрушечную тарелочку) — «на, киса, на, пей молочко. Молочко вкууууусное. На, киса. Пей.Киса кушает ам-ам-ам»

Такие речевые игры — инсценировки можно проводить с разными игрушками, меняя их содержание – «пошел дождик кап-кап-кап, прискакала лягушка скок-скок-скок и заквакала ква-ква-ква, пришла куколка топ-топ-топ и запела песенку ля-ля-ля, котик спрятался ку-ку – где котик? Где?». Включайте в сюжет те звукоподражания и слоги, которые уже появились в речи у ребенка. Придумывайте сами игры с игрушками для своего малыша, ведь придуманные мамой или другими близкими людьми сюжеты речевых игр-инсценировок для ребенка всегда самые интересные. Если трудно придумать сюжет самой, то вполне можно использовать сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок», но только персонажами будут игрушки малыша. А в сказку будут включены звукоподражания. Например, в «Теремке»:

— Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

— А я киска мяу-мяу-мяу.

— Иди, киса, в теремок, иди, иди!

Игра — инсценировка для развития речи 4. Наша кукла.

Возьмите куклу (или другую игрушку) и водите ее по полу, столу или дивану, приговаривая:

Наша куколка идет.

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет,

На последней строчке покажите, как кукла упала, обнимите ее, пожалейте и продолжите:

«Наша куколка идет. Ни за что не упадет!

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ. Вот какая куколка!»

Отдайте куклу малышу, пусть покажет с ней все действия под этот стишок. Когда малыш освоит действия с куклой, он сможет поиграть так же с другими игрушками.

Примечание: игра 4 разработана Ю.А. Разенковой, ведущим научным сотрудником Института коррекционной педагогики. Эту игру и другие игры для мам и малышей можно найти в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста» (от рождения до года).

Игра с движением для развития речи 5. Попрыгаем.

Вариант 1. Посадите малыша на колени и начните подпрыгивать, проговаривая разные простые слоги, например: да-да-да, ти-та-та, ду-ду-ду, так-так-так, ба-ба-ба, ма-ма-ма, гоп-гоп-гоп, ай-да-ай-да-ай-да, но-но-но, кап-кап-кап, му-му-му» и т.д.

Можно эту игру проводить на большом гимнастическом мяче.

Сначала проговаривайте ритмично один слог, затем сделайте паузу, чтоб малыш мог присоединиться. Повторите еще раз вместе с ним.

Вариант 2. Посадите малыша на колени и протяжно, но ритмично говорите, подпрыгивая в такт (пружиня):

«Коооо-ни, коооо-ни (слог «ко» низким голосом, слог «ни» высоким голосом, на «ко» малыш внизу, на «ни» — подпрыгивание вверх. Также продолжается и дальше).

После этого говорите ритмично, но уже в быстром темпе:

«Ко-ни, ко-ни, бе-гут ко-ни,

Бе-гут ко-ни, ко-ни, ко-ни.

Нооооооо! Ноооооо! Нооооооо!»

Обычно малышу нравится, когда кони быстро «бегут», и он подскакивает на маминых коленях и смеется. Если ребенку игра понравится, и Вы ее будете часто повторять, то через некоторое время малыш начнет проговаривать – тянуть слоги.

Вариант 3. Возьмите малыша за ручки и крепко его держите, пусть он прыгает на полу или на диване. А Вы в это время ритмично приговариваете-подпеваете на любую простую мелодию, какая придет Вам в голову:

Уж ты, Саша(имя ребенка), попляшиии!

Твои ножки хорошиииии!»

Игра — потешка для развития речи 6. Блины.

Когда будете печь блины, покажите ребенку блинчики и как Вы «солите». И проговорите ритмично потешку:

Надо соооооли купить!

И блиныыыы посолить!

Вот какая красотаааааа!»

Попросите малыша показать, как мама пекла блины. Как солила? Вы проговариваете текст потешки, а ребенок делает движения:

На первые две строчки ставит ладошку горизонтально и хлопает по ней другой ладошкой.

На сдедующие две строчки «солит».

На последние две строчки хлопает в ладошки.

Сначала сами спойте потешку с этими движениями, а потом предложите малышу поиграть в блинчики.

После этой инсценировки можно спросить дочку или сына, если они Вам в игре предложат поесть суп из игрушечной тарелки: «А ты суп посолила? Давай посолим». Так Вы одновременно обогатите и игровой опыт малыша.

Игра — забава для развития речи 7. Юла.

Покажите ребенку новую игрушку – юлу. Скажите: «Это юла». Заведите юлу – она начнет кружиться и гудеть. Спросите малыша: «Посмотри как юла прыгает: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. И гудит уууууу. Как гудит юла? Скажи: уууууу!». Когда юла упадет, скажите: «Бух, упала. Скажи – бух, бух, упала. Бух, бух — упала». Чтобы вызвать у ребенка звукоподражание, слова надо повторять несколько раз.

А сейчас Анечка заведет юлу (заведите юлу ручкой малыша). Как гудит юла? УУУУУ. А теперь скажи — бух, упала, бух, упала!

Маме на заметку:

  • Можно с ребенком поиграть в юлу – покружиться на месте и осторожно присесть после этого.
  • После игры убираем юлу на полку (или на другое место, недоступное для ребенка, но видимое им). Обычно дети с радостью играют в юлу, тянутся к ней. В следующий раз, когда ребенок потянется к юле, прося Вас поиграть, спросите: «Дать юлу? Скажи – дай, дай юлу! Дай! На! Вот юла! На!» и повторите игру с игрушкой.

Примечание: Игра 7 разработана Г.В. Груба. Эту игру и много других полезных игр для малышей Вы найдете в книге «Кроха. Играем с малышами»

Игра — сюрприз для развития речи 8. Чудесный мешочек.

Возьмите мешочек. Лучше всего его сшить из красивой яркой ткани. Ткань должна быть непрозрачной, чтобы ребенок не видел, что лежит в мешочке. Положите в «чудесный мешочек» игрушки, хорошо знакомые малышу.

Главный момент в этой игре – сюрпризный, ведь малыш не знает, что конкретно он достанет из «чудесного мешочка».

Достаньте сами первую игрушку из мешочка, удивитесь и порадуйтесь ей: «Что это? Киска! Киса! Какая киса. Хорошая киска». Погладьте игрушку и попросите малыша ее погладить: «Погладь киску! Хорошая киса!» Спрячьте игрушку за своей спиной, а потом достаньте: «Где киса? Вот киса» Спросите: «Как киса говорит? Мяу, мяу. Как киса кушает? Ам-ам-ам. Что у киски есть? Лапки. Где лапки. Хвостик. Где у нее хвостик? А у тебя есть хвостик? А где у киски ушки? Где глазки? А у тебя где ушки?».

Попросите ребенка вытащить из мешочка следующую игрушку. Каждая игрушка так же обыгрывается с разными звукосочетаниями и многократным повторением ее названия.

Главное здесь – вести игру весело и очень динамично. И нужно обязательно варьировать задания: у первой игрушки назвать части – ушки, глазки, лапки, хвостик. А вторая игрушка поиграет в прятки: «Где собачка ав-ав (спрячьте от ребенка игрушку так, чтобы видна была только одна ее часть). Поищи. Вот она! Иди, собачка к нам, иди!» А третья игрушка споет малышу песенку. С четвертой он станцует.

Не нужно брать много игрушек для одной игры – вполне достаточно 3-4 игрушек.

Игра-перекличка для самых маленьких 9.

В перекличку очень полезно играть, начиная с 7- 8 месяцев и позже. Посадите малыша на колени лицом к себе. Нужно постараться выбрать такое место, чтобы внимание ребенка сосредоточилось на Вашем лице, и ничего его не отвлекало.

Начните повторять один слог (имеющийся в лепете Вашего малыша). Например: «Га-га-га, га-га-га». Говорить надо четко, внятно, подчеркивая артикуляцию звука губами. Обратитесь к малышу: «Ксюшенька, скажи – га-га-га». Обычно малыш начинает сосредотачивать взгляд на мамином лице и повторять за мамой. Если ребенок повторяет неправильно – «да-да-да» вместо «га-га-га» — то снова повторите правильный вариант: «га-га-га».

  • Малыши вскоре понимают, что это за игра и начинают с удовольствием повторять за мамой. Тогда можно вводить новые слоги. Вскоре малыш может сам «предложить» Вам свой слог для повторения. Повторяйте за ним!
  • Не будьте слишком назойливы и нетерпеливы. Если малыш не понял, как играть, повторите лучше игру в другой раз. Рано или поздно малыш порадует Вас своей перекличкой.
  • Когда Вы научитесь играть с малышом в перекличку слогами, можно вводить в нее целые фразы для договаривания их малышом: «Ай-люли-люлИ. Прилетели гу?…».«Ли», — договаривает малыш.
  • Или поиграйте в такую игру – потешку, показывая ребенку игрушки или картинки:

Мама: Наши гуси у пруда: Га-га-га.

Мама: Вот коровка на лугу: Му-му-му.

Мама: Наши уточки с утра: Кря-кря-кря.

Малыш: кля-кля-кля или кья-кья-кья (он еще не может произнести «кря»)

Мама: А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет: «Кукареку»!

В этой игре хорошо развивается артикуляционный аппарат и слуховое внимание малыша.

Желаю Вам радости общения с малышом! И творческих идей по его развитию!

О других играх-потешках и речевых играх для самых маленьких Вы сможете узнать в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет»

Полезную и интересную информацию о развитии ребенка в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:

Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения. Как делать упражнения, чтобы они действительно развивали?

Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие речи, мышления, движений малыша.

Игры для детей 1 года: речевые игры для малышей.

Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка.

Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, переодевания, кормления, игры, укладывания спать и пробуждения.

Колыбельные для малышей: какие колыбельные нужны малышам и как их петь?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Когда логопед направляет ребенка к неврологу.
консультация

Консультативный материал для родителей детей, имеющих речевые нарушения. В доступной форме дается информация о необходимости неврологического лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_o_nevrologii.docx139.74 КБ

Предварительный просмотр:

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы . Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

В этой консультации вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.

Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога: алалия, дизартрия, афазия.

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема охраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога.

Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными .

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физического обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта .

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

В чем заключается связь неврологии и логопедии?
Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
Стоит ли бояться направления к неврологу?
Можно ли обойтись без врачебной помощи?
когда логопед направляет ребёнка к неврологу
Физиологические аспекты патологии речи
Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.
Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

Афазии
Дизартрии
Алалии
Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?
Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

занятия с логопедом-дефектологом
Визит к неврологу: чего ожидать?
Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике.Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Записаться на приём к логопеду: +7(495)999-03-17

Как лечит ЗРР логопед и невролог

Задержка речевого развития – это заболевание, при котором нарушены сроки формирования самостоятельной и осмысленной речи у ребенка. Чаще всего удается выявить это заболевание после 2,5-3-х лет. ЗРР – это одна из тех патологий, при которой медикаментозное лечение не является основным, и всегда дополняется логопедической коррекцией. Детский логопед-дефектолог необходим при лечении задержки развития речи, какой бы причиной не вызывалось это заболевание. Ход терапии контролирует невролог.

Логопедическая помощь при ЗРР

Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:

  • изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
  • выявление симптомов и определение степени нарушений;
  • изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
  • разработка диагностических методов;
  • изучение этиологии нарушений речи;
  • разработка новых методов профилактики.

Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР

Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.

На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.

  1. После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
  2. Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
  3. Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
  4. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
  5. Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
  6. Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.

Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40-60 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.

Логопедический массаж

Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:

  • восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
  • активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.

Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.

Неврологическая помощь при ЗРР

Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.

Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

Статья:

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Читайте также:  Здоровое питание и развитие речи
Ссылка на основную публикацию