Развитие речи младших дошкольников

Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.

Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из конкретных предметных ситуаций, что проявляется во множестве существительных, глаголов и местоимений. Однако в этом возрасте можно встретить и слова, которые обозначают интеллектуальные и волевые действий, а также слова, обозначающие модальность.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возраст.

Возраст от трех до четырех лет обладает особым значением для формирования речи детей.

Главная задача педагогов в области формирования речи у младших дошкольников – помогать детям осваивать разговорную речь, приобретать навыки владения родным языком.

На первых этапах речь развивается благодаря тому, что ребенок подражает другим. Но у некоторых детей развитие речи происходит постепенно, начиная от лепета, первых слов и постепенно пополняя словарный запас. Другие же дети накапливают слуховые образы скрытно. И словарь начинает расти скачкообразно.

  1. Формирование речи дошкольников на современном этапе
  2. Структура работы по формированию речи у детей
  3. Становление речи в раннем возрасте
  4. Формирование лексики и грамматики
  5. Дидактические игры в развитии речи
  6. Малые средства фольклора в развитии речи

Формирование речи дошкольников на современном этапе

Формирование речи детей дошкольного времени сегодня – это одна из важнейших задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями. Речь, являясь средством общения, вплетается во все виды деятельности детей: в их игры, в развлечения, в продуктивные виды деятельности, в прогулки и т.п.

Согласно ФГОС, предъявляемому к структуре образовательной программе в дошкольных заведениях, формирование речи дошкольников становится одной из задач области образования «Коммуникация». Содержание этой задачи связано с тем, чтобы достичь цели овладения конструктивными средствами и способами взаимодействовать с окружающими людьми.

Согласно ФГОС акцент должен быть сделан на совместную деятельность детей и педагогов, на их формы взаимодействия во время игры, на отсутствие твердой регламентации деятельности детей.

Сегодня базовыми формами работы по достижению описанных задач являются следующие:

  • организация педагогом разным видов деятельности детей: образовательная деятельность, продуктивная, музыкальная, театрализованная и другие виды деятельности;
  • совместная со взрослыми деятельность, которая осуществляется согласно режимным моментам;
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Структура работы по формированию речи у детей

В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.

Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.

Учитывая развитие игровой деятельности, переход от индивидуальных и предметно-манипулятивных игр к ролевым совместных играм, появляются новые потребности в осуществлении коммуникаций, что приводит к появлению иных способов включения речевой активности в ситуативную структуру предметной деятельности.

Появляются иные виды высказываний: ребенок начинает комментировать, корректировать, планировать. Так речь приобретает свойства инструмента планирования и средства организации деятельности, а также способа согласовывать действия с партнером.

Игровое взаимодействие детей младшего дошкольного возраста во многом осуществляется в процессе практических действий, в процессе которых используются невербальные средства общения.

При этом речевые действия еще пока не считаются скоординированными. Дети могут говорить вслух, при этом даже не обращают внимания на то, что говорит сосед.

Количество глаголов, которые используются в повелительном наклонении, понижается. Меняется и соотношение личных и указательных местоимений. Все чаще используются именно указательные.

Вместе с прилагательными, обладающими атрибутивными свойствами, используются прилагательные эмоционального и эстетического характера. Уже с трех лет дети используют сослагательную речь. А в четыре года у них появляются первые признаки косвенной речи[14].

Темпы освоения речи у детей очень высокие. Ежегодно ребенок получает множество приобретений. При этом процесс растягивается по времени, так как получаемые умения достаточно непрочны, у каждого может быть индивидуальный темп развития и свои способы овладения языком.

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Известно, что для произношения сложным является свистящие, сонсорные и шипящие звуки. Их начинают осваивать ребята уже в два с лишним года. На четвертом году жизни их произношение в словах начинает значительно улучшаться, если дети повторяют за взрослыми правильный образец произношения.

При этом произношение звуков в этот период пока неустойчиво. Дошкольники редко способны правильно их произносить, когда им не озвучивают образец. Часто бывает, что, когда они произносят новый звук чисто, они начинают ошибаться при произношении тех звуков, которые усвоили ранее.

Это воздействует на выбор тех языковых средств, с помощью которых ребенок осуществляет речь. Важнейшая задача для ребенка в этом возрасте – овладеть внеситуативным общением как при разговоре с ровесниками, так и со взрослыми. Дети это чувствуют и стараются овладеть точными языковыми средствами, развивать грамотность своего произношения, произвольность речи, строить связные контекстные высказывания.

Младшие дошкольники легко нарушают грамотность своего произношения, когда ослабляется педагогическая работа, когда группы перегружаются, когда возникает шумная обстановка, когда заболевают. Дети, которые говорят чисто, попав в общество малышей и сверстников с дефектами произношения, часто начинают и сами искажать слова.

Дефекты в произношении до пяти лет как правило допустимы, связаны с тем, что речевой аппарат не закончил свое развитие, а также продолжают формироваться функции дыхания и речевого аппарата.

В три года речь становится инструментом общения между ровесниками. Чтобы изучить то, как младшие дошкольники реагируют на незнакомых людей, наблюдают за тем, стараются ли дети устанавливать контакты, выжидают ли они, стараются ли они отвечать на общение.

Если незнакомые взрослые не обращаются к детям и выражают свое к ним расположение только улыбкой и мимикой, то лишь 2 процента детей стараются войти с ними в контакт. Правда, когда взрослые активно обращаются к детям, уже каждый восьмой ребенок откликается.

Конечно, дети испытывают робость. Но главное, у них еще пока нет опыта взаимодействия с разными людьми. У них плохо развиты мотивы общения и инструменты для осуществления такой деятельности.

Младшие дошкольники имеют однообразные мотивы общения, их языковые выражения достаточно просты.

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования. Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения.

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников. В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Особенностью дидактических игр является то, что их учебное содержание включает в них правила и действия, что помогает детям усваивать содержание. Ведь мотив выполнения заданий возникает именно в процессе игровой активности. Дети играют, но при этом они усваивают необходимые сведения, используют полученные ранее знания.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Малые средства фольклора в развитии речи

Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.

Потешки – это фольклорный жанр малой формы.

Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей. Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание.

Простые рифмы, множество раз повторяющиеся слова, эмоции – все это заставляет ребенка слушать и самостоятельно повторять слова. Слова и звукосочетания, напевность – все это делает речь музыкальной. С помощью потешек дети формируют речевой слух, учатся произносить звуки правильно.

Детские потешки наделены тонким педагогическим смыслом. Они позволяют решить несколько задач:

  • развивают звуковую культуру дошкольников. Потешки очень лаконичны и довольно забавны. Они хорошо формируют речевой слух детей, их способность слушать и различать звуки, которые близки по звучанию. Они формируют в них плавность речи и ритмичность, учат делать речь более выразительной и формируют ее интонацию;
  • они обогащают словарь. Произведения фольклора включают в себя множество ярких и красочных картинок, что дает возможность обогатить детский запас слов. Если часто прослушивать их, это поможет усваивать новые словесные формы, которые обозначают предметы. По мере того, как накапливаются подобные речевые образцы, в дальнейшем осуществляется переход к языковым обобщениям. Все это дает возможность запоминать слова, активно их употреблять. Еще ценность потешек заключается в том, что слово соединяется с действиями детей. Содержание потешек обогащено глаголами. Используя их, дети демонстрируют свои действия, которые обозначаются словами, что побуждает их связывать слова с действиями;
  • развитие грамматического речевого строя;
  • развитие диалогической речи;
  • формирование монологической речи;
  • формирование мелкой моторики.
Читайте также:  Бесполезное – полезно (Самостоятельно сделанные игры)

Таким образом, речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи.

Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребенка.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Фото блюда

Блок автора

Одним из важных аспектов взросления ребенка является формирование навыков общения. Воспитание речевой культуры подразумевает собою обучение грамматическим основам и произношению.

В данной стать речь пойдет о правилах развития речи у детей младшего возраста. Подробно рассмотрены основные требования, которых стоит придерживаться при воспитании и обучении ребенка.

Речевые функции

На сегодняшний день выделяют три функции речи. Она может использоваться в качестве:

  • средства общения между людьми;
  • регулирования и контролирования процессов психики;
  • связного канала для получения различных сведений (информации).

Основная цель развития навыков речи – создание контакта между ребенком и родителями. Только по прошествии некоторого времени она перестраивается и применяется для получения информации и других функций.

Необходимо чтобы ребенок был всесторонне развит. Не стоит забывать о том, что формирование речи во многом зависит от того, какая среда окружает детей. Она оказывает большое влияние на воспитание ребенка.

Особенности дошкольного периода

Произношение оказывает большое значение на формирование личности ребенка, помогает при воспитании и познании окружающего мира.

Важно! Дошкольный период является очень важным. Именно в это время осуществляются процессы нравственного и умственного воспитания. Нужно с особым вниманием относиться к усвоению произношения звуков, становление словарного запаса.

Основные правила развития речи

Речевое развитие включает в себя три ключевых этапа.

1. Довербальный

От рождения до одного года. В это время начинаются формироваться предпосылки речевого развития.

Важно! Новорожденный не имеет навыков общения, не может общаться с другими людьми. Тем не менее, именно в данный период происходит образование обстановки, которая способствует овладению речевыми навыками.

Основные условия – избирательная восприимчивость к произносимым звукам. Образуется возможность выделения речи среди других звуков. В результате к одному году ребенок может понимать некоторые высказывания родителей и посторонних людей, происходит формирование пассивной речи.

2. Активная речь

Вторым этапом является активная речь. Произношение первых слов и фраз, как правило, начинается на втором году жизни малыша. В этот период формируется фонематический слух у ребенка.

При воспитании следует придерживаться основных требований общения:

  • создание эмоционального контакта между детьми и взрослыми;
  • насыщенность общения и богатый словарный запас;
  • возникновение делового сотрудничества между ребенком и родителями.

3. Совершенствование речевого развития

Заключительный этап – совершенствование речевого развития. Речь начинает использовать как главное средство общения, происходит передача сведений и информации.

Основные составляющие, которых стоит придерживаться родителям при развитии речи у маленьких детей:

  • богатство и насыщенность общения;
  • четкое произношение;
  • расширение лексикона;
  • соблюдение главных правил грамматики;
  • отсутствие сложных речевых конструкций.

Особенности формирования речи у дошкольников

К 5-6 годам ребенок постепенно овладевает связной речью. Он уже может самостоятельно формулировать и излагать свои мысли и пожелания. Под связной речью понимают логическую связь, которая обуславливается правильным произношением и точным выражением слов. Детская речь совершенствуется, словарный запас становится богаче.

Связная речь включает в себя следующие факторы:

  • возможность изучения родного языка;
  • насыщенность словарного запаса;
  • освоение грамматики и лексикона;
  • звуковое развитие.

Для правильного произношения следует с самого детства прививать ребенку умение ведение диалога с людьми. Дети должны понимать обращенную к ним речь.

Важно! Основное условие речевого воспитания – желание и умение ведения диалога с другими людьми.

Речь способствует выражению своих мыслей, помогает поддержать разговор. Маленькие дети отличаются особым любопытством, они не стесняются разговаривать на улице с посторонними людьми. Это обуславливается желанием ребенка познать окружающий мир.

Влияние народного творчества

Младший дошкольный возраст ознаменуется течением диалогической речи. Создание диалога оказывает большое влияние на формирование речевых навыков. Для развития произношения рекомендуется читать совместно с детьми литературные произведения (народное творчество).

Фольклорные произведения способствуют формированию дидактических возможностей. Устное народное творчество помогает расширить и обогатить словарный запас ребенка, развивает речь, совершенствует произношение слов и звуков.

Важно знать! Стоит обязательно использовать фольклор при воспитании детей дошкольного возраста.

Польза чтения произведений литературы при речевом развитии

Основные достоинства применения фольклора при обучении:

  • приобретение грамматических навыков, обогащение лексикона;
  • приобщение к культурному наследию России, возможность изучения популярных литературных произведений;
  • формирование навыков чтения у детей;
  • повышение эффективности развития речи у ребенка.

Изучение фольклора помогает всесторонне развиваться, способствует заложению грамматических и эстетических основ, помогает приобщиться к культуре, появляется возможность применения полученного опыта в различных жизненных ситуациях.

Почему фольклор?

Причиной выбора произведений народного творчества является богатство и насыщенность фольклора. Ни в каком другом литературном жанре не имеется наличие труднопроизносимых слов, которых значительно отличаются по произношению и звучанию.

Таким образом, произведения способствуют быстрому освоению грамматических и лексических основ, помогают запомнить правила произношения слов и звуков. При изучении фольклора ребенок сможет беспрепятственно научиться самостоятельно читать.

Заключение

В данной статье рассмотрены основные правила формирования речи у детей дошкольного возраста. Описаны основы и методы воспитания ребенка, влияние фольклора на развитие речевых функций. Также рассказано о значимости общения между маленькими детьми и взрослыми.

Методики развития речи дошкольников

Дошкольный период – это время усвоения ребенком разговорного языка, развития грамотной фонетической речи, которая необходима для выражения желаний, общения, познания окружающего мира. Первостепенная задача взрослых – обучение речевым навыкам, которые осуществляются разными приемами. Методики развития речи дошкольников применяются исходя из возрастных групп и личных особенностей ребенка.

Цели и задачи методик

Обучение родному языку – это важная часть умственного воспитания и мышления. Владение языком является одним из важных критерий готовности к школьной программе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольная методика развития речи должна быть направлена на выполнение следующих задач:

  • Формирование свободного общения между сверстниками;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Приобщение к чтению литературы;
  • Развитие слуха;
  • Приучение к правильной интонации.

Методика обучения развитию речи дошкольников преследует главную цель – научить малышей свободно выражать свои мысли, легко поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, развивать творческие способности.

Этапы развития речи

С рождения малыш начинает познавать мир. Двухмесячные дети кричат, привлекая к себе внимание матери. С четырех месяцев начинается активное «гуление», после полугода – лепет.

В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.

К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.

К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.

Примечание. Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС и разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.

Методы развития речи

Существует много различных приемов обучения детей. Популярной является методика развития речи дошкольников Яшиной В.И. и Алексеевой М.М., которая строится поэтапно.

Она включает в себя:

  1. Наполнение словарного запаса.
  2. Воспроизведение правильных звуков.
  3. Формирование грамматического построения предложений.
  4. Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.

Методика развития речи Яшиной использует следующие приемы:

Методика развития речи дошкольников Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. широко использует словесные приемы: образец речевого общения, проговаривание и повторение, объяснение, указание, вопрос.

Продуманная речь преподавателя, используется для подражания детьми как речевой образец. В младших группах обычно проводят игровые занятия. В старших – методику применяют для сравнения и коррекции речевых отклонений.

Многократное повторение словесного элемента позволяет детям запомнить звуки и научиться правильно говорить. Главное, чтобы проговаривание не вызывало негативных эмоций у детей.

Объяснение различных явлений позволяет понять их значение и сущность. Для исполнения необходимых действий используют словесное указание. Оценка детской речи должна мотивировать ребенка к активности в разговоре, для это подчеркивают положительные качества, а словарные недочеты исправляют другими приемами.

Развитие речи в младших группах

Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.

Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С. уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.

Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.

Широко используются игры на дедукцию, например «Угадай что спрятали», «Завариваем чай», «Режем салат» и т.д. Ребенок учится не только речи, но и на практике осуществляет действия с реальными предметами.

В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.

Обучение в средних и старших группах ДОУ

Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.

Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.

В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.

В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.

Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.

Занятия по описанию включают:

  • Рассматривание предмета;
  • Выделение его характерных особенностей;
  • Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
  • Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
  • Повторное восприятие.

Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.

Речевые упражнения

На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.

Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:

  1. Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
  2. Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
  3. Имитация голосов животных.
  4. Название объектов в единственном и множественном числе.
  5. Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
  6. Запоминание чистоговорок и скороговорок.
  7. Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
  8. Описание сказки по картинке.
  9. Придумывание окончание рассказа.
  10. Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
  11. Подбор рифмы к словам.
  12. Самостоятельное составление рассказа.
Читайте также:  Трудности обучения в школе - как их предупредить

Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.

Видео

5 правил применения артикуляционной гимнастики на звук Р

Артикуляционная гимнастика для звука Р — один из наиболее эффективных способов постановки и автоматизации звука Р. Ваш малыш растет, развивается, меняется и его речь.

Еще недавно его лепет и неправильные звуки вызывали восторг и умиление. Но сейчас от слов «лыба, лот, лека, лычит» вас бросает в дрожь.

Что же делать? Многие сверстники уже говорят чисто и выговаривают букву Р. Почему это не удается вашему ребенку? Как вы можете помочь ему?

5 правил на пути к правильной речи


Воспользуйтесь нашими правилами и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

  • Перестаем паниковать. Звук Р считается самым коварным среди остальных звуков. Чаще всего в речи он появляется в возрасте 5-6 лет.
  • Начинаем поиски хорошего логопеда. Звук Р трудный и его постановкой должен заниматься специалист. Только он сможет учесть подвижность и тонус языка и многое другое. Искать специалиста можно различными способами: на сайтах, по отзывам знакомых, обратиться за помощью к логопеду в детском саду. Главное найти того, с кем ребенок сможет комфортно и продуктивно заниматься.
  • Следуем советам врача. Логопед может попросить у вас заключение невролога или психолого-медико-педагогической комиссии. Не нужно пренебрегать этим требованиям, не всегда проблемы в речи обусловлены возрастными причинами. Иногда за нарушение речи отвечают неврологические заболевания. Бояться этого не нужно. Грамотное лечение у невролога ускорит процесс совершенствования речи.
  • Совместная работа. Логопед работает всегда в паре с родителем. Вы никогда не добьетесь положительных результатов, если не будете контролировать процесс. Все домашние задания и упражнения, которые прописывает вам логопед, вы должны выполнять дома вместе с ребенком.
  • Часто нарушения в произношении буквы Р связаны с ограниченной подвижностью языка. Эффективно решить эту проблему помогут артикуляционные упражнения для звука Р.

Что такое артикуляция звука Р

Что такое артикуляционная гимнастика? Прежде всего это набор необходимых упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата. У каждого звука свой артикуляционный уклад и профиль. Это положение, которое занимают органы артикуляционного аппарата (гортань, язык, горло, ротоглотка и др.)

Артикуляционный профиль звука Р изображен на рисунке.

Верная артикуляция звука Р заключается в следующей последовательности действий:

  • Улыбаемся, оставляя пространство между зубами;
  • Широкий кончик языка ставим за верхними зубами на альвеолы;
  • Воздушная струя проходит по центру языка;
  • Горлышко работает.

Артикуляционная гимнастика на звук Р: 10 основных упражнений

Предлагаем вашему вниманию основные артикуляционные упражнения для постановки звука р.

Вашему ребенку очень понравится игровой формат и веселые названия:

  1. «Грибок». Язык плотно прижимаем к верхнему небу. Улыбаемся широко, а после открываем рот насколько можно. Важно добиться того, чтобы язычок ребенка стал похож на шляпку гриба, ножкой которого является подъязычная связка.
  2. «Лошадка». Ваш ребенок видел лошадей? Сможет показать как они стучат копытами при движении? Давайте вместе вспомним как цокает лошадка. Будет работать только кончик языка. Повторяем упражнение в течение 2-3 минут.
  3. «Барабанщик». Сейчас переместимся на сцену, мы будем барабанщиками. Немного приоткрывает рот и стараемся широко улыбнуться. Кончик языка за верхними зубами, на выдохе говорим ДДДДД. Повторяем упражнение 5 раз.
  4. «Маляр». Узнаем у ребенка кто такой маляр и зачем ему кисточка? Представим, что наш язык — кисть маляра. Рот широко открываем и водим по верхнему небу вперед и назад нашим языком-кистью.
  5. «Вкусно». Ваш ребенок любит сладости, варенье? На минутку представим,что мы только что полакомились сладким бабушкиным вареньем. Вкусное было варенье? Да, вот какое вкусное. Открываем рот, выставляем язык и облизываем слева направо сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Вот так. Спасибо, бабушка, за варенье.
  6. «Гармошка». Ваш ребенок знаком с гармошкой? Повторим руками движения играющей гармошки. А теперь тоже самое проделает наш язычок. Всю поверхность языка фиксируем за верхние зубы. Рот открывается и закрывается, повторяя движение играющей гармошки. Язык остается плотно прижатым за верхними зубами.
  7. “Улыбка”. Мама очень рада видеть ребенка, она широко улыбается, плотно прижав зубы. Ребенок улыбается маме в ответ. Улыбаемся друг другу не менее 5 секунд. Выдыхаем и собираем губы в дудочку, держим 5 секунд.
  8. «Качели». Спрашиваем ребенка любит ли он качаться на качелях? Грустно говорим, что наш язычок никогда не качался на качелях. Предлагаем покачать и его. Широко открываем рот, кончик языка крепко прижимаем за верхними зубами, затем плавно перемещаем его за нижние зубы. Раскачиваем язык 5 раз.
  9. «Чистим зубки». Зубной щеткой мы чистим зубы каждый день. Давайте попробуем “почистить” зубы языком. Рот закрываем, язык “чистит” сначала по верхние, затем нижние зубы.
  10. «Комар». Сейчас мы будем маленькими комариками. Приоткрываем рот, улыбаемся. Язык ставим за верхние зубы, на выдохе говорим звук ЗЗЗ (услышим звук, похожий на что-то среднее между З и Ж)

Как выполнять гимнастику

Для успешной постановки и следующей за ней автоматизации звука Р упражнения, входящие в комплекс артикуляционной гимнастики, повторяем ежедневно.

Начинаем занятие всегда в спокойной и дружелюбной обстановке обстановке. Ребенка мотивировируем на занятия его личным примером. Он молодец, многому научился и с возникшей проблемой нарушения речи вы сможете справиться вместе.

Отмечаем самые первые незначительные успехи в совершенствовании речи. Будьте союзником и верным наставником своему ребенку. Подбадривайте и хвалите его. Постепенно двигайтесь к своей цели с полной уверенностью к обретению «чистой» речи.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал для логопедов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_zvukov_r_r.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции

Для произнесения звуков “Р, Рь” необходима сложная работа всех мышц

языка. При произнесении звука “Р” рот открыт, кончик языка и его передняя

часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов,

напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и

вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха

проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук “Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при произнесении звука “Р”.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,

удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом

рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную,

непрерывную воздушную струю, идущую посередине

языка. Улыбнуться, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть

ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна

натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы

произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была

узкая, а не рассеянная.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность

его передней части. Открыть рот, кончиком языка

стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,

умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем

опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не

сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его

подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка

доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он

продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Цель: укреплять мышцы кончика языка,

вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,

открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-

Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,

постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в

улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик

языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,

чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Цель: вырабатывать движение широкой передней

части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким

передним краем языка облизать верхнюю губу, делая

движение языком сверху вниз, но не из стороны в

сторону. Следить, чтобы работал только язык, а

нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение

направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

боковые края его были прижаты, а посередине языка

был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при

этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка

должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по

которой идет воздушная струя.

Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу, открывать – закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык

прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение

управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за

верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала

упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить,

чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык

прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком

оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и

подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —

сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх,

подвижность его передней части. Приоткрыть рот,

положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от

губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения,

потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как

индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не

сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх

и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться

произнести “дззз”, но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд,

энергично нажимать языком на бугорки.

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы.

2. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на

язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не

напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част.

Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц.

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р.

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л.

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений.

Материал для логопедов и родителей.

Упражнения для развития артикуляции у воспитанников дошкольного возраста.

Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»

Лена Мустафина
Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь. [/b

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Почистим зубы

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Артикуляционная гимнастика для звука Л:

Правильная артикуляция звука «Л»:

– кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

– воздушная струя умеренная и теплая

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко впер

ед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болобочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук л

Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.

Артикуляционные сказки «Веселый лягушонок. Иголочка. Блинчик. Часики» Артикуляционные сказки М. В. Малец «Веселый лягушонок» Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться.

Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Савельева Татьяна «НОГИ И НОЖКИ» Большие ноги Шагали по дороге: Топ-топ, топ-топ,.

Картотека «Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы» 1.«Пропавшие ручки» Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.).

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Картотека социально –ориентированных игр и Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека социально –ориентированных игр у дошкольников Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Картотека «Логоритмические игры и упражнения» «Логоритмические игры и упражнения» «Поющий мяч – 1» Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных.

Лэпбук «Звук [р]» На лэпбуке представлен материал для закрепления (автоматизации) звука “Р” Подборка стихов, чистоговорок, скороговорок. Задания для автоматизации.

Упражнения для командообразования Упражнение «Говорящие руки» Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут. Ход упражнения: Участники образуют.

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.

Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков Р, РЬ, необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:

Звук Р:

  • положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
  • нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
  • кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
  • язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
  • мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
  • голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук РЬ:

  • артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
  • отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Виды ротацизма:

  1. Горловойротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
  2. Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
  3. Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
  4. Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
  5. Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.
  6. Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
  7. Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.

Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Техника выполнения упражнений:

  1. Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
  2. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
  3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  4. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  5. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  6. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
  7. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Маляр»

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Индюк»

  • рот открыть;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;

«Грибок»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек»(т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Дятел»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать буклет здесь.

Вам также будет интересно:
  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Автоматизация звука С в картинках.
  6. Автоматизация звука Р в картинках.
  7. Биоэнергопластика.

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Ссылка на основную публикацию