Развитие речи младших дошкольников

Развитие речи младших дошкольников

Шапкина Юлия
Развитие речи младших дошкольников

Тема: «Развитие речи младших дошкольников»

Провели: Шапкина Ю. П., воспитатель

Альжева Т. С., воспитатель

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Ход СОБРАНИЯ:

«Совсем немного науки»

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

– речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

– Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

– Формирование звуковой культуры речи.

– Обогащение словарного запаса.

– Формирование грамматического строя речи.

– Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

– луна (яркая, растущая и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями.

Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.

3. Станция «Наши руки не знают скуки».

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

Пальчиковые игры (без предметов).

1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

«Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

4. Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» – говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» – замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог родительского собрания:

– родители задают вопросы на уточнение.

– проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей младших дошкольников» Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Повестка дня. 1. Доклад по теме собрания. 2. Выступление ПДО по физической культуре.

Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль.

Песочная терапия и развитие речи младших дошкольников Песочная игра — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ исследовать мир, выразить свои переживания, выстраивать.

Консультация «Познавательное развитие для младших дошкольников» В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей.

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровой ситуации «Зайка заболел» Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Развитие речи младших дошкольников в ходе игровых ситуаций Программные задачи: Вовлекать детей в воображаемую игровую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажам игры. Осуществлять.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Род. собр. «Развитие речи мл. дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Программное.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть: «Совсем немного науки» Речь – форма общения. В дошкольном.

Самообразование «Речевое развитие младших дошкольников» Актуальность темы: в психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности.

Педагогика

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Однако многие ребятишки младшего дошкольного возраста упорно молчат, будто набрав в рот воды. Мама и папа задумываются: как же активизировать развитие речи ребёнка? Об этом — в нашей статье.

Речь малыша

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к речевому развитию малыша принесёт свои плоды достаточно скоро, когда вы увидите рядом с собой маленького собеседника, с которым можно вести разговоры на разные темы. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная работа родителей и детей.

Успешное речевое развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:

  • имеет ли нормальное строение речевой аппарат
  • насколько активно малыш вовлечён в общение с родителями
  • получает ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.

Не секрет, что все навыки детей, начиная с рождения, отрабатываются в виде игры. Первые игры для обучения речи должны быть направлены на совершенствование процесса говорения с помощью называния, звукоподражания, рассказа и упражнений для развития мелкой моторики. А для этого необходимо обеспечить малыша не только нужными и полезными игрушками и играми (погремушками, пирамидками, кубиками, многофункциональными игрушками с вкладышами, пластилином и красками).

Формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах.

«Совет. Чтобы малыш лучше запоминал названия предметов и действий – нужно вербализировать (говорить, объяснять словами) всё, что происходит вокруг».

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте заключаются в различных стадиях развития речи малыша.

1-я стадия: крик. Малыш кричит, когда хочет сообщить о проблеме, привлечь внимание к себе. Постепенно крик становится средством общения, первым способом вести диалог. К третьему месяцу и кроха учится менять интонацию криков, по которым внимательные родители могут понять, чем вызвано недовольство: ребёнок ворчит, канючит, у него что-то болит, он хочет кушать и т. д.

2-я стадия: гуление. Гуление – это звуковые вариации: протяжно произносимые «агу», «агы», «гы», «гэ» и т. д. При этом виде речи тоже важно взаимодействие. Произнося звуки нараспев, малыш ищет контакта и пытается построить диалог. Родителям следует вступать в контакт с ребёнком, отвечать на понятном ему языке, вводя в речь первые слова. Ребёнок будет пытаться подражать вам.

3-я стадия: лепет. Когда малышу исполнится 6-7 месяцев, он начнёт произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Постепенно они будут повторяться многократно, что будет предшествовать появлению первых слов.

«А знаете ли вы, что гуление и лепет — важные проявления речи малыша, которые готовят его к дальнейшему речевому развитию. Если этих проявлений вы не видите, то их нужно стимулировать. Например, держа ребёнка близко к лицу, повторяйте чётко слоги, рассказывайте стихи и пойте песенки. Чаще говорите с ребёнком, используя взрослую речь».

4-я стадия: первые слова. Ближе к году важно помочь ребёнку сказать первые слова. Нужно больше читать вслух, все предметы вокруг называть, комментировать все действия. На этой стадии логопеды рекомендуют тренировать мышцы щёк и губ – с помощью свистулек, губных гармошек и мыльных пузырей, а также специальной артикуляционной гимнастики (попросту говоря, строить рожи и изображать эмоции).

Важный момент развития речи младших дошкольников – появление звукоподражательных, упрощённых слов («ав-ав», «ляля», «бибика» и др.). Пока ребёнку сложно произнести слова правильно, но впоследствии с вашей помощью он научится называть предметы и действия верно.

Речь детей 3-4 лет

У 3-4-леток речь развивается довольно-таки быстро. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. Словарь трёхлеток растёт с каждым днём: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развёрнуто. Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам.

Среда для развития речи

Для успешного речевого развития малыша нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность.

Итак, что нужно сделать, чтобы создать дома уютную обстановку, насыщенную разнообразными развивающими игровыми и образовательными материалами?

  1. Дома должны быть созданы условия для самостоятельной деятельности малыша — для игры, познания, движения, изображения.
  2. Предметы в комнате ребёнка должны подходить возрасту малыша, соответствовать его интересам и потребностям.
  3. Дома должно быть организовано общение ребёнка с взрослыми.
  4. Родители должны содействовать организации контактов малыша со сверстниками.
  5. Мама и папа должны предлагать ребёнку книги, картинки, игрушки, предметы для самостоятельного изучения их с целью углубления знаний об окружающем их мире.
  6. Можно организовать «уголок» интересных вещей с дидактическими материалами, побуждающими к речевой активности.
  7. Родители должны не только активно общаться с ребёнком, называя все действия, но и читать и заниматься в направлении развития речи.

Таким образом, хорошо подготовленная развивающая среда будет способствовать формированию речевых навыков младших дошкольников, обеспечит их самостоятельное естественное речевое развитие.

Приёмы, методы, способы

Бывает так, что малышу уже и пришло время заговорить, а этого никак не происходит? Что делать? Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для развития речи и методами активизации речи:

  1. «Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом. Говорите не спеша, но чётко, короткими фразами.
  2. «Параллельный разговор». Теперь вы описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
  3. «Я тебя не понимаю». Этот метод – провокация. Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните, какую именно: кубик, машинку, мишку? Так вы будете побуждать его к речевой активности.
  4. «Расширяем». Всё что скажет малыш, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет «каша». Вы: «Вкусная каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную почву для овладения связной речью.
  5. «Приговариваем». Народные песенки, потешки, пословицы и поговорки доставляют малышам большую радость. Так младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
  6. «Его выбор». Позволение ребёнку самостоятельно делать выбор напрямую связано с активизацией его речи: «Тебе налить целый стакан компота или половину?», «Пойдём гулять или побудем дома?», «Будешь играть с машинкой или поездом?».
  7. «Занимаемся творчеством». Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это очень хорошо для развития разнообразных сфер: тактильных ощущений, творчества, мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные материалы, пробуйте вместе создавать поделки из них, проговаривайте все ваши действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по развитию речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ-описание получившегося «шедевра».
  8. «Имитация». Чаще играйте с малышом в игры, где можно представить себя в виде какого-то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться вместе с родителями описывать всё, что может происходить.
  9. «Ролевые игры». Научите малыша выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия. Например, играть в телефон, когда ребёнок понарошку будет звонить сказочным персонажам. Такая игра будет способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию его уверенности в себе, фантазии.
  10. «Музыкальные игры». Активизировать речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять.
Читайте также:  Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?


Развиваем речь по картинкам

С младшими дошкольниками полезно заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные иллюстрированные детские книги.

Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.

Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:

  • Какого цвета?
  • Кто какой? (сравнения и противоположности)
  • Кто чья мама?

Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.

Смотрите видео о методе развития речи малышей с помощью сказок

Гуляем и разговариваем

Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.

«А знаете ли вы, что прогулки – один из самых эффективных способов развития речи ребёнка? Остаётся лишь правильно его организовать».

Во время прогулки рекомендуем:

  • описывать всё, что окружает вас
  • поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
  • использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
  • говорить эмоционально и интонационно богато, спокойным тоном.

Развивающие дидактические игры

В возрасте, когда ребёнок постепенно переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные дидактические игры для развития речи:

  1. «Какой это предмет?». Мама вынимает из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать малышу.
  2. «Угадай, какая игрушка». Перед малышом лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по описанию.
  3. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
  4. «Таинственная коробка». Мама заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
  5. «Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
  6. «Чудесные кубики». Кроха бросает кубик с картинками. Карая картинка выпадает — малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
  7. «Где игрушка?». Мама раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них находится. Мама должна подсказать крохе, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
  8. «Открытка». Мама показывает ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке.

Эти игры подходят детям от 1,5 до 4 лет. Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.

Выводы

Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.

Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.

Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из конкретных предметных ситуаций, что проявляется во множестве существительных, глаголов и местоимений. Однако в этом возрасте можно встретить и слова, которые обозначают интеллектуальные и волевые действий, а также слова, обозначающие модальность.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возраст.

Возраст от трех до четырех лет обладает особым значением для формирования речи детей.

Главная задача педагогов в области формирования речи у младших дошкольников – помогать детям осваивать разговорную речь, приобретать навыки владения родным языком.

На первых этапах речь развивается благодаря тому, что ребенок подражает другим. Но у некоторых детей развитие речи происходит постепенно, начиная от лепета, первых слов и постепенно пополняя словарный запас. Другие же дети накапливают слуховые образы скрытно. И словарь начинает расти скачкообразно.

Формирование речи дошкольников на современном этапе

Формирование речи детей дошкольного времени сегодня – это одна из важнейших задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями. Речь, являясь средством общения, вплетается во все виды деятельности детей: в их игры, в развлечения, в продуктивные виды деятельности, в прогулки и т.п.

Согласно ФГОС, предъявляемому к структуре образовательной программе в дошкольных заведениях, формирование речи дошкольников становится одной из задач области образования «Коммуникация». Содержание этой задачи связано с тем, чтобы достичь цели овладения конструктивными средствами и способами взаимодействовать с окружающими людьми.

Согласно ФГОС акцент должен быть сделан на совместную деятельность детей и педагогов, на их формы взаимодействия во время игры, на отсутствие твердой регламентации деятельности детей.

Сегодня базовыми формами работы по достижению описанных задач являются следующие:

  • организация педагогом разным видов деятельности детей: образовательная деятельность, продуктивная, музыкальная, театрализованная и другие виды деятельности;
  • совместная со взрослыми деятельность, которая осуществляется согласно режимным моментам;
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Структура работы по формированию речи у детей

В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.

Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.

Учитывая развитие игровой деятельности, переход от индивидуальных и предметно-манипулятивных игр к ролевым совместных играм, появляются новые потребности в осуществлении коммуникаций, что приводит к появлению иных способов включения речевой активности в ситуативную структуру предметной деятельности.

Появляются иные виды высказываний: ребенок начинает комментировать, корректировать, планировать. Так речь приобретает свойства инструмента планирования и средства организации деятельности, а также способа согласовывать действия с партнером.

Игровое взаимодействие детей младшего дошкольного возраста во многом осуществляется в процессе практических действий, в процессе которых используются невербальные средства общения.

При этом речевые действия еще пока не считаются скоординированными. Дети могут говорить вслух, при этом даже не обращают внимания на то, что говорит сосед.

Количество глаголов, которые используются в повелительном наклонении, понижается. Меняется и соотношение личных и указательных местоимений. Все чаще используются именно указательные.

Вместе с прилагательными, обладающими атрибутивными свойствами, используются прилагательные эмоционального и эстетического характера. Уже с трех лет дети используют сослагательную речь. А в четыре года у них появляются первые признаки косвенной речи[14].

Темпы освоения речи у детей очень высокие. Ежегодно ребенок получает множество приобретений. При этом процесс растягивается по времени, так как получаемые умения достаточно непрочны, у каждого может быть индивидуальный темп развития и свои способы овладения языком.

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Известно, что для произношения сложным является свистящие, сонсорные и шипящие звуки. Их начинают осваивать ребята уже в два с лишним года. На четвертом году жизни их произношение в словах начинает значительно улучшаться, если дети повторяют за взрослыми правильный образец произношения.

При этом произношение звуков в этот период пока неустойчиво. Дошкольники редко способны правильно их произносить, когда им не озвучивают образец. Часто бывает, что, когда они произносят новый звук чисто, они начинают ошибаться при произношении тех звуков, которые усвоили ранее.

Это воздействует на выбор тех языковых средств, с помощью которых ребенок осуществляет речь. Важнейшая задача для ребенка в этом возрасте – овладеть внеситуативным общением как при разговоре с ровесниками, так и со взрослыми. Дети это чувствуют и стараются овладеть точными языковыми средствами, развивать грамотность своего произношения, произвольность речи, строить связные контекстные высказывания.

Младшие дошкольники легко нарушают грамотность своего произношения, когда ослабляется педагогическая работа, когда группы перегружаются, когда возникает шумная обстановка, когда заболевают. Дети, которые говорят чисто, попав в общество малышей и сверстников с дефектами произношения, часто начинают и сами искажать слова.

Дефекты в произношении до пяти лет как правило допустимы, связаны с тем, что речевой аппарат не закончил свое развитие, а также продолжают формироваться функции дыхания и речевого аппарата.

В три года речь становится инструментом общения между ровесниками. Чтобы изучить то, как младшие дошкольники реагируют на незнакомых людей, наблюдают за тем, стараются ли дети устанавливать контакты, выжидают ли они, стараются ли они отвечать на общение.

Если незнакомые взрослые не обращаются к детям и выражают свое к ним расположение только улыбкой и мимикой, то лишь 2 процента детей стараются войти с ними в контакт. Правда, когда взрослые активно обращаются к детям, уже каждый восьмой ребенок откликается.

Конечно, дети испытывают робость. Но главное, у них еще пока нет опыта взаимодействия с разными людьми. У них плохо развиты мотивы общения и инструменты для осуществления такой деятельности.

Младшие дошкольники имеют однообразные мотивы общения, их языковые выражения достаточно просты.

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования. Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения.

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников. В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Особенностью дидактических игр является то, что их учебное содержание включает в них правила и действия, что помогает детям усваивать содержание. Ведь мотив выполнения заданий возникает именно в процессе игровой активности. Дети играют, но при этом они усваивают необходимые сведения, используют полученные ранее знания.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Малые средства фольклора в развитии речи

Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.

Потешки – это фольклорный жанр малой формы.

Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей. Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание.

Простые рифмы, множество раз повторяющиеся слова, эмоции – все это заставляет ребенка слушать и самостоятельно повторять слова. Слова и звукосочетания, напевность – все это делает речь музыкальной. С помощью потешек дети формируют речевой слух, учатся произносить звуки правильно.

Детские потешки наделены тонким педагогическим смыслом. Они позволяют решить несколько задач:

  • развивают звуковую культуру дошкольников. Потешки очень лаконичны и довольно забавны. Они хорошо формируют речевой слух детей, их способность слушать и различать звуки, которые близки по звучанию. Они формируют в них плавность речи и ритмичность, учат делать речь более выразительной и формируют ее интонацию;
  • они обогащают словарь. Произведения фольклора включают в себя множество ярких и красочных картинок, что дает возможность обогатить детский запас слов. Если часто прослушивать их, это поможет усваивать новые словесные формы, которые обозначают предметы. По мере того, как накапливаются подобные речевые образцы, в дальнейшем осуществляется переход к языковым обобщениям. Все это дает возможность запоминать слова, активно их употреблять. Еще ценность потешек заключается в том, что слово соединяется с действиями детей. Содержание потешек обогащено глаголами. Используя их, дети демонстрируют свои действия, которые обозначаются словами, что побуждает их связывать слова с действиями;
  • развитие грамматического речевого строя;
  • развитие диалогической речи;
  • формирование монологической речи;
  • формирование мелкой моторики.
Читайте также:  Развитие речи у детей

Таким образом, речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи.

Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребенка.

Для дошкольников

  • Главная
  • Воспитание
  • Развитие речи младших дошкольников

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

«Совсем немного науки»

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

– речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

– развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

– Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

– Формирование звуковой культуры речи.

– Обогащение словарного запаса.

– Формирование грамматического строя речи.

– Обучение рассказыванию, связной речи.

– Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Игра-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

– луна (яркая, растущая и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

– Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Добрый доктор говорит:

– Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок») .

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

А для волка – кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас – беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

На поляне дом стоит,

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» – ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» – говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

“да-да-да – в огороде лебеда”,

“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,

“ша-ша-ша – принесли домой ерша”

“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”

“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”

“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”

“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”.

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки». ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

– Что это? (Кто это)

– Что есть у зайки? (Что это у зайки)

– Как можно назвать зайку?

– Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

5. Подведение итогов собрания

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность темы…. …. 4

Цель проекта. Задачи. Ожидаемый результат…. … 6

Диагностика по развитию речи …. 7

Диаграмма усвоения знаний детьми по развитию речи… .…. 8

Анализ внешней и внутренней среды…. 11

Тип проекта. Характеристика объекта. …. 16

Стратегия осуществления проектной деятельности…. …. 17

Этапы внедрения …. … .18

Модель: мероприятия, проводимые с детьми…. 20

Модель: мероприятия, проводимые с родителями…. 21

Модель: мероприятия, проводимые с педагогами…. 22

Основные этапы работы…. … .23 Материальные ресурсы… .… .28

Приложение. Анкета для родителей. .… .… .… 30

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? …. 31

Список используемой литературы…. 37

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развитии

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Краткое изложение идеи проекта.

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

• Проект «Развитие речи с помощью театрализованной речи» рассчитан на год.

Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных разделов программы: ребёнок и окружающий мир, культурно-досуговая деятельность и художественно-эстетическое воспитание.

Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.

Особенностью проекта является блочно-тематическое планирование. Практическая значимость проекта заключается в том, что он способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества, способствует социальной адаптации детей.

Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность; разработать модель ознакомления детей с театрализованной деятельностью.

Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.

-Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года) -различные задания по методике М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

-Проведение спектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения.

– последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;

– развитие артистических навыков детей;

– раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками) ;

– работа над речью, интонациями;

– расширять и активизировать словарный запас детей;

– коллективные действия, взаимодействия;

– пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

– обогащать знания детей о театре;

– учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.)

К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:

– разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

Читайте также:  Скороговорки для тренировки звука Р

– владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;

– изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов;

– перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

– принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители) .

ДИАГНОСТИКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

2-ой младшей группы ___

ребенка По своей инициативе и при заинтересован-

ной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. С интересом рассматри-

вать сюжетные картинки. Отвечать на разнообразные вопросы касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами С помощью взрослого, используя фигурки настольно-

го театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок. Ито

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Занятия в кружке на тему: “Наша армия” (1)
  • Консультации для воспитаелей (1)
  • Консультации для родителей (2)
  • Игровые материалы (4)
  • Графомоторные навыки. (1)
  • Полезная информация. (1)

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Появление речи- важнейшее условие нормального развития ребенка. Речевая деятельность относится к разряду высших психических функций и возникает при нормальном созревании и функционировании ЦНС (центральной нервной системы). Происходит это на втором году жизни, хотя уже в первый год жизни ребенка у него возникает потребность общения с окружающим миром- это и становится главным условием для появления речи. Но на первом году жизни общение с ребенком с близкими проявляется с помощью экспрессивно-мимических и предметно -действенных средств (гримасы, интонирование, гуление, игры с предметами и т.д.).

Потом появляется речь: сложный физиологический процесс, связанный с работой речедвигательного, слухоречевого анализаторов, а также органов артикуляции.

В становлении речи ребенка раннего возраста рассматриваются два периода: доречевой (до 1 года) и период совершенствования и развития всех сторон речи ( ранний возраст от 1 года до 3 лет, младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет))

В обоих периодах параллельно идет развитие как импрессивной (понимание) речи, так и экспрессивной (говорение) речи.

Остановимся подробнее на каждом из периодов.

Доречевой период развития ребенка.

Этот период является подготовительнвм в развитии детской речи и разделяется на 4 этапа:

1) От 0 до 3 месяцев. Этот этап характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций. Начинается этот этап с рефлекторного крика ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими.

2) От 3до 6 месяцев. Время появления голосовых реакций, гуления, лепета. Звуки гуления не несут никакого смыслового содержания, но становятся средством общения со взрослыми в силу их интонационной выразительности. В 4-5 месяцев проявляются первые признаки локализованности звуков, активное включение языка и других огранов артикуляции, что способствует звуковому оформлению голосовых реакций.

К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов, произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге. (МА-ма-ма-ма, БА-ба-ба-ба). Начинается период лепета.

3) От 6 до 10 месяцев. Начало развития понимания речи, активного лепета. Длина цепочек лепетных слогов к 8 месяцам достигает 4-5 сегментов, а потом уменьшается до 2-3, что соответствует среднему числу слогов в словах русского языка. По мере развития лепета звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка.

4) От 10 до 12 месяцев. Время появления первых слов. К концу первого года появляются слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, папа, мама, ляля.

Понимание речи ребенка до года проявляется в различных ситуациях:

– понимает простые инструкции: «Дай. Встань. Возьми. Положи.

– Демонстрирует понимание слов-действий: «Бросил, бах!»- ребенок бросает мяч. «Открыл- хлоп! Закрыл-хлоп!»- ребенок открывает и закрывает коробочку.

– Выбирает по требованию взрослых предмет из ряда других, используя указательный жест.

Период совершенствования и развития всех сторон речи

( от 1 года до 3 лет)

Понимание обращенной речи характеризуется следующими показателями:

– Ребенок понимает не только названия предметов и игрушек, но и узнает их на предметных картинках (12-14 мес.), узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес.)

– понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит? Кто спит?» и т.д.

– Понимает двухступенчатую инструкцию: «Возьми платок, вытри нос. Пойди в комнату, принеси носочки». (2 года)

– Понимает значение предлогов в конкретной привычной ситуации: «НА чем ты сидишь? ВО что ты играешь?» (2г.6мес.)

– понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2г.6мес.-3 года)

– понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (4 года)

Развитие словаря и словообразования:

Формирование лексики в онтогенезе обусловлено развитием психических процессов (в том числе и мышления), представлений об окружающей действительности, а также развитием всех компонентов языковой системы.

Первоначально для ребенка значение слова связано с конкретным предметом, а не с названием класса предметов («киса»- это только знакомая ему киска, а не все кошки вообще). Кроме того слова легко могут терять свою предметную соотнесенность и приобретать расплывчатое значение. («кисой» может быть и шапка, и шуба, т.к. похожи на мех кошки).

Но в процессе развития значения слова (до 2,5 лет) отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок постепенно начинает использовать слово для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков- форма, размер, материал, звучание, вкус.

Выделяется несколько степеней обобщения слов по смыслу (по Федоренко Л.Б):

1) Нулевая стадия обобщения (от 1 года до 2 лет): имена собственные и названия единичных предметов

2) Первая степень обобщения (к 2 годам): формируется обобщающее значение наименований однородных предметов.

3) Вторая степень обобщения (к 3 годам): обобщающие родовые понятия (игрушки, посуда)

4) Третья степень обобщения (к 5-6 годам): более сложные обобщающие родовые понятия (растения-деревья, травы, цветы).

Рост словаря в этот период характеризуется следующими количественными особенностями:

– 1год 6 месяцев- 39 слов

– 2 года- 300 слов

– 3 года 6 месяцев- 1110 слов (по Аркину Е.А.)

Формирование словаря у детей тесно связано со словообразованием, т.к. по мере развития словообразования словарь у ребенка быстро обогащается за счет производных слов. А если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по усвоенным ранее правилам, что проявляется в детском словотворчестве.

Развитие грамматического строя:

В работах Гвоздева А.Н. (см. приложение) с учетом тесного взаимодействия морфологической (разные части речи) и синтаксической (словосочетания и предложения) системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

1 период . Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней без грамматического оформления (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.)

– однословные предложения (1 слово+ мимика и интонация: «БУХ. БИ-БИ. ДИ.»

– несколько слов-корней (появляется первая фраза: «МАМА, ДАЙ.» «КИСА ПАТЬ».)

2 период . Период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет). Делится на три этапа:

1) Этап формирования первых форм слов (до 2 лет 1 месяца).

Дети начинают замечать различную связь между словами в предложении («НЕТ КИСЫ», «НА СТОЛЕ», «ДАЙ КИСУ»), т.е. появляются первые словоформы множественного числа, падежные формы и т.д.)

2) Этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов.

Ребенок начинает усваивать окончания русского языка с наиболее продуктивных, и долго еще потом дети используют этот вариант окончания во всех словоформах ( столов, коров…по аналогии «ложков, стулов»)

Наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (стоит-стоят), усваиваются личные местоимения, появляются некоторые простые предлоги. Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов.

3) Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений ( до 3 лет)

( от 3 до 4 лет: младший дошкольный возраст ).

Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни уже достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства. В этом возрасте все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, глубже познать окружающий мир вынуждают малыша обращаться к взрослым с разнообразными вопросами. Наступает возраст «почемучек». И чем больше вопросов задает ребенок, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими.

Развитие словаря и словообразования:

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, плохой).

Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами, притяжательными местоимениями (мой, твой), притяжательными прилагательными (мамин стул, папина чашка).

Однако ребенок еще не пользуется в самостоятельной речи собирательными существительными обобщающего значения: одежда, овощи, фрукты, мебель). Он лишь перечисляет конкретные предметы.

Активный словарный запас дает возможность ребенку свободно общаться с окружающими, но из-за недостаточности словаря трудно бывает передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказать историю, участником которой он был сам.

В процессе освоения новых слов ребенок не просто запоминает их, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим.

Развитие грамматического строя:

В речи ребенка этого возраста преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные. В предложениях используются однородные члены (Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе.) В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных (большая-больше), в их речи появляются краткие причастия.

В согласовании слов еще допускаются ошибки, особенно при согласовании прилагательного с существительными среднего рода («большая яблоко»). Могут быть неправильно образованы падежные словоформы ( «Мама окны моет».), форма родительного падежа множественного числа (ручка- «ручков»). Неправильно могут употребляться несклоняемые существительные ( А у меня на «пальте» пуговица оторвалась).

Развитие связной речи.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собою по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда возможно.

Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают.

Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Таким образом, развитие речи ребенка в онтогенезе протекает многообразно. Это зависит от условий, в которых растет ребенок, от его индивидуальных особенностей. Тем не менее, существует некая закономерность становления речи в раннем и младшем дошкольном возрасте, которая и отражена в докладе.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Одним из важных аспектов взросления ребенка является формирование навыков общения. Воспитание речевой культуры подразумевает собою обучение грамматическим основам и произношению.

В данной стать речь пойдет о правилах развития речи у детей младшего возраста. Подробно рассмотрены основные требования, которых стоит придерживаться при воспитании и обучении ребенка.

Речевые функции

На сегодняшний день выделяют три функции речи. Она может использоваться в качестве:

  • средства общения между людьми;
  • регулирования и контролирования процессов психики;
  • связного канала для получения различных сведений (информации).

Основная цель развития навыков речи – создание контакта между ребенком и родителями. Только по прошествии некоторого времени она перестраивается и применяется для получения информации и других функций.

Необходимо чтобы ребенок был всесторонне развит. Не стоит забывать о том, что формирование речи во многом зависит от того, какая среда окружает детей. Она оказывает большое влияние на воспитание ребенка.

Особенности дошкольного периода

Произношение оказывает большое значение на формирование личности ребенка, помогает при воспитании и познании окружающего мира.

Важно! Дошкольный период является очень важным. Именно в это время осуществляются процессы нравственного и умственного воспитания. Нужно с особым вниманием относиться к усвоению произношения звуков, становление словарного запаса.

Основные правила развития речи

Речевое развитие включает в себя три ключевых этапа.

1. Довербальный

От рождения до одного года. В это время начинаются формироваться предпосылки речевого развития.

Важно! Новорожденный не имеет навыков общения, не может общаться с другими людьми. Тем не менее, именно в данный период происходит образование обстановки, которая способствует овладению речевыми навыками.

Основные условия – избирательная восприимчивость к произносимым звукам. Образуется возможность выделения речи среди других звуков. В результате к одному году ребенок может понимать некоторые высказывания родителей и посторонних людей, происходит формирование пассивной речи.

2. Активная речь

Вторым этапом является активная речь. Произношение первых слов и фраз, как правило, начинается на втором году жизни малыша. В этот период формируется фонематический слух у ребенка.

При воспитании следует придерживаться основных требований общения:

  • создание эмоционального контакта между детьми и взрослыми;
  • насыщенность общения и богатый словарный запас;
  • возникновение делового сотрудничества между ребенком и родителями.

3. Совершенствование речевого развития

Заключительный этап – совершенствование речевого развития. Речь начинает использовать как главное средство общения, происходит передача сведений и информации.

Основные составляющие, которых стоит придерживаться родителям при развитии речи у маленьких детей:

  • богатство и насыщенность общения;
  • четкое произношение;
  • расширение лексикона;
  • соблюдение главных правил грамматики;
  • отсутствие сложных речевых конструкций.

Особенности формирования речи у дошкольников

К 5-6 годам ребенок постепенно овладевает связной речью. Он уже может самостоятельно формулировать и излагать свои мысли и пожелания. Под связной речью понимают логическую связь, которая обуславливается правильным произношением и точным выражением слов. Детская речь совершенствуется, словарный запас становится богаче.

Связная речь включает в себя следующие факторы:

  • возможность изучения родного языка;
  • насыщенность словарного запаса;
  • освоение грамматики и лексикона;
  • звуковое развитие.

Для правильного произношения следует с самого детства прививать ребенку умение ведение диалога с людьми. Дети должны понимать обращенную к ним речь.

Важно! Основное условие речевого воспитания – желание и умение ведения диалога с другими людьми.

Речь способствует выражению своих мыслей, помогает поддержать разговор. Маленькие дети отличаются особым любопытством, они не стесняются разговаривать на улице с посторонними людьми. Это обуславливается желанием ребенка познать окружающий мир.

Влияние народного творчества

Младший дошкольный возраст ознаменуется течением диалогической речи. Создание диалога оказывает большое влияние на формирование речевых навыков. Для развития произношения рекомендуется читать совместно с детьми литературные произведения (народное творчество).

Фольклорные произведения способствуют формированию дидактических возможностей. Устное народное творчество помогает расширить и обогатить словарный запас ребенка, развивает речь, совершенствует произношение слов и звуков.

Важно знать! Стоит обязательно использовать фольклор при воспитании детей дошкольного возраста.

Польза чтения произведений литературы при речевом развитии

Основные достоинства применения фольклора при обучении:

  • приобретение грамматических навыков, обогащение лексикона;
  • приобщение к культурному наследию России, возможность изучения популярных литературных произведений;
  • формирование навыков чтения у детей;
  • повышение эффективности развития речи у ребенка.

Изучение фольклора помогает всесторонне развиваться, способствует заложению грамматических и эстетических основ, помогает приобщиться к культуре, появляется возможность применения полученного опыта в различных жизненных ситуациях.

Почему фольклор?

Причиной выбора произведений народного творчества является богатство и насыщенность фольклора. Ни в каком другом литературном жанре не имеется наличие труднопроизносимых слов, которых значительно отличаются по произношению и звучанию.

Таким образом, произведения способствуют быстрому освоению грамматических и лексических основ, помогают запомнить правила произношения слов и звуков. При изучении фольклора ребенок сможет беспрепятственно научиться самостоятельно читать.

Заключение

В данной статье рассмотрены основные правила формирования речи у детей дошкольного возраста. Описаны основы и методы воспитания ребенка, влияние фольклора на развитие речевых функций. Также рассказано о значимости общения между маленькими детьми и взрослыми.

Ссылка на основную публикацию