Развитие речевого дыхания – приемы и упражнения

Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР

Тараканова Людмила Вячеславовна
Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР

Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Рекомендательно- методический материал

для педагогов из опыта работы.

В Леви писал, что «цикл «вдох-выдох» – это психофизиологическая единица словесной речи. Именно этот цикл, а также объем оперативной памяти, с которым он соотносится, ограничивает длительность фразы. Желая начать речь, мы производим вдох и на выдохе говорим. Выдох кончился, фраза или её часть прерывается».

Дыхание – важнейший физиологический процесс, он происходит автоматически и рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Для нормального функционирования организма необходимо получить новую порцию воздуха, но для этого надо освободить место в воздухоносных путях, это, как раз достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания, она характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Именно дыхательная пауза обеспечивает эффективный обмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Фазы физиологического дыхания выдох – пауза – вдох короткие и равные по времени.

При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова: короткий энергичный вдох – пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки. Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дети с нарушениями речи, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как на середине фразы ребёнок вынужден добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Упражнения и игры для формирования и развития речевого дыхания проводятся на логоритмических занятиях, являются частью организационного момента на занятии по речевому развитию, на физкультминутках и динамических паузах, в свободной деятельности детей вне занятий и на прогулке.

При выполнении дыхательных упражнений с детьми необходимо, соблюдение определённых правил, способствующих развитию правильного речевого дыхания:

упражнения необходимо проводить в проветренном помещении или на улице (в теплое время года);

– вдох надо делать через нос, плечи не поднимать;

– следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки (если это происходит, можно придерживать их пальцами);

– выдох должен быть длительным, плавным;

– ребёнок должен дуть с силой (а не просто выдыхать);

– воздушная струя должна быть узкая, холодная (если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно);

– достаточно 3—5 повторений (многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению);

– после каждого упражнения нужно дать ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволяет не только развить правильное звукообразование, но и предупредить возникновение простудных заболеваний.

Упражнения по развитию речевого дыхания выполняются в таком порядке: развитие физиологического дыхания; дыхательные упражнения без участия речи; дыхательно-голосовые упражнения на материале: гласных звуков; согласных звуков; слогов; слов; фраз и предложений.

Для поддержания интереса детей к выполнению упражнений педагог может сопровождать их потешками, небольшими стихотворениями.

Примеры дыхательных упражнений.

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Ветер дул на одуванчик –

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю губу. Сделать вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуть ватный шарик – «снежинку» с ладони. Повторить три-четыре раза, чтобы не надувались щёки.

«Звуки вокруг нас».

Пропевать на одном выдохе гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Малыш плачет: «А-а-а-а-а». Медвежонок вздыхает «О-о-о-о-о». Самолёт в небе гудит: «У-у-у-у-у». Пароход на реке: «Ы-ы-ы-ы-ы». Мышка пищит: «И-и-и-и-и» и др.

Дети соревнуются, кто дольше “промычит” на одном выдохе.

Выполняются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, надо произносить звук “М-М-М”. Это упражнение развивает фонационный (озвученный) выдох.

«Повтори, не ошибись!».

Подобные упражнения предполагают многократное повторение ребёнком слогов на одном выдохе. Дождик капает по крыше – кап-кап-кап. Косолапый шишку ищет – топ-топ-топ.

Прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох, на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3-4 раза.

Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Например, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».

Произнесение чистоговорок, потешек и коротких стихов.

Подбирать подобные упражнения можно и с целью постановки тех звуков, которые «страдают» у ребёнка больше всего. Например, ребёнок набирает воздуха и на выдохе произносит: «Жа-жа-жа-жа – убежали два ежа». Затем опять следует глубокий вдох, после чего на выдохе малыш говорит: «Жу-жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу» Речевое дыханье замечательно тренирует рассказывание четверостиший Агнии Барто. Педагогу следует внимательно контролировать, как ребёнок координирует вдохи-выдохи при произношении каждой строфы.

Перечень упражнений по развитию речевого дыхания у старших дошкольников и описание их выполнения широко представлены в книге А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи».

Хорошими помощниками в коррекционной работе над развитием правильного речевого дыхания являются и компьютерные тренажеры. Так, на пример. тренажёр «Дельфа», представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит также упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания, коррекцию назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, на формирование навыка слитного произношения слов различной звуковой и слоговой сложности.

Предложенные игры и упражнения, если их проводить регулярно и в соответствии с правилами, способствуют формированию правильного речевого дыхания, содействуют развитию просодической стороны речи, влияют на чёткость дикции и силу голоса. Помимо этого, такие занятия укрепляют детское здоровье и повышают интеллектуальные способности ребёнка. Дышите правильно!

1. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером «Дельфа 142.1» // Практическое руководство – М.: ООО «Дельфа М», 2014. С. 56-105.

2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики // Библиотека журнала «Логопед» – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2014.

3. Курачева А. В. Развитие речевого дыхания с использованием игровых

упражнений // Журнал Логопед. – М.: ООО «ТЦ Сфера». – № 8/2013. С. 47-50.

4. Романова Г. В. Формирование правильной дикции у дошкольников // Библиотека журнала «Логопед» – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2012.

5. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет // Библиотека журнала «Логопед» – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2015.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Многим оно дается с трудом.

Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста Тема: Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста, как составляющая часть здоровьесберегающих.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Игры для развития речевого дыхания» Елена Фролова Фотоотчет о проведении мастер – класса для родителей «Игры для развития речевого дыхания» Елена Фролова Фотоотчет о проведении.

Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста Игры для развития физиологического и речевого дыхания 1. «Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное.

Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью логопедического занятия. Именно благодаря регулярным занятиям удается сформировать правильный.

Пособие для развития речевого дыхания В настоящее время очень много детей с различными нарушениями речи. Поэтому актуальны любые игры и занятия, направленные на помощь в её развитии.

Пособия-игры для развития дыхания у детей с нарушением речи (ОНР) Правильное дыхание представляет собой неизмеримое, первичное значение для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая.

Презентация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» (из опыта работы) Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности,с детьми с общим недоразвитием речи ОНР, я разработала ряд игр и упражнений.

Упражнения для развития речевого дыхания. Первая младшая группа Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Методы и приемы развития речевого дыхания.

Также большое значение имеет речевое дыхание, так как воздушная струя является источником образования звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Известно какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но кроме своей основной физиологической функции осуществления газообмена, которое осуществляется непроизвольно, независимо от воли и сознания человека, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого.

Речевое дыхание является – источником образования звука, голоса. Оно помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох в основном через рот. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое – автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими и постоянно меняется по своей силе. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Как показывает практика дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких. Работу по воспитанию внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно. То есть прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания. Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к школе - советы логопеда

Процесс формирования речевого дыхания можно условно разделили на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников:

  • 1 этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей от 2-х до 4-х лет)

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом. Дети четвертого года жизни тоже имеют трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок в норме может произнести небольшую фразу или произнести цепочку из 3-4 звуков. Поэтому на первом этапе с 2-х до 4-х лет необходимо обучать длинному плавному выдоху (на четвертом году жизни, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, обучаем его вдоху через нос).

Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации. («Погрей ладошки», «Лети снежинка», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер» и т.д.) Затем предложить игры с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.) Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

  • 2 этап – формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет).

На пятом году жизни дети без речевой патологии способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации, так как речевое дыхание удлиняется. Таким образом, на втором этапе с 4-х лет необходимо начать обучение ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию , которое является основой речевого дыхания.

  • 3 этап – формирование речевого дыхания (при проработанности первых двух этапов).

Обучив ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию, можно приступать к третьему этапу формирование речевого дыхания.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.

2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.

3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)

4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.

5. Произношение 1,2,3… слов.

6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания. А параллельно продолжать работу над внеречевым дыханием. Сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтение стихов и т.д.

Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот можно предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью. («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?») Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;..)

Предложить протяжно произносить звукоподражания(м-я-яу, г-а-а-а. «Перекличка животных»). При выполнении упражнений постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль. Далее, усложняя задание, произносить на одном выдохе небольшие шутки -чистоговорки. Следить, чтобы при произнесении небольших фраз дети не допускали ненужных остановок между отдельными словами. Добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящие из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом здесь могут послужить загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки, короткие стихотворения, небольшие считалочки.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку; а так же в любое свободное время на усмотрение воспитателя. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Развитие речевого дыхания – приемы и упражнения

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха .

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания . Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

– выдох происходит плавно, а не толчками;

– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики–«снег»– и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры

Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

Читайте также:  Логопедические игры, словесные игры

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Рекомендации по проведению упражнений

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Воздушный футбол

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

Снежинки

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Мыльные пузыри

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.

Техника речи, упражнения. Речевое дыхание

Фонационное дыхание – это дыхание во в р емя речи. Главные мышцы вдоха это д и афрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и гр уп па мышц, которые управляют рёбрами гру дн ой клетки. Наиболее естественно для лю бо го человека – дыхание в положении л ёж а на спине при расслаблении мышц. Лягте на с пи ну, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдо хн ите так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на ж ив оте, поднялась. Затем выдохните. Нужно доб ит ься, чтоб движения при брюшном дыхании сове рш ались легко, без нап ря жения. Теперь встаньте и сд ел айте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание пр ив ычкой, надо систематически делать упражнения. Зани м аться лучше по утрам.

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощ ут ить – как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём ну ж ное положение тела. В положении стоя начните сут ул ится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, г ру дь и, откиньте его назад, т.е. “наденьте” на поз вон очник. Спина прямая укрепилась, шея, р ук и, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – “те л о на колок” – должно стать естественным, пр и вычным, не только в период работы н а д речью, фонационным дыханием, но и во о бще в жизни.

Упражнение – “свеча”. Ровный интенсивный выдох

Берём полоску бу ма ги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко р ту на 5 – 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на п ол оску бумаги. Следим, чтоб угол нак л она полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый – бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ро вн ом выдохе – бумажка будет наход ит ься в одном положении – отклонившись. Как бы поло ж или пламя свечи и держим его в таком положении. Сл ед ует обратить внимание на лёгкое напряжение в об ла сти межрёберных мышц и диафрагмы. “Дых ате льный поясок” сохраняет ровность выды ха емой струи.

Упражнение – “проколотый мяч”. Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имити руй те мяч, который прокололи шилом, звукопод ра жанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно в ыш е. Нажимайте на “мяч” ладонями легко, бе з усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упра жне ние выполняйте легко, без напряжения в звуке. М ед ленно сходятся руки, ощущая небольшое сопр оти вление “мяча”. И также долго, медленно вы хо дит воздух на звуке “с”. Чем меньше воздуха ост ал ось в мяче, тем ближе руки. И в конце лад о ни сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке “с” ост авш ийся воздух. Это упражнение для постановки д ых ания проделайте несколько раз. Выполнять его сл еду ет легко, без напряжение в зв уке, в руках.

Упражнение “звукоподражание” (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните зв у ки природы и воспроизведите их:

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией.

Свист ветра: ССССССС.

Шум леса: ШШШШШШШ.

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР. КАРР! КАРР! КАРР.

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР.

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу – при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз – к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки – в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать – не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) – оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре – (мысленно, не вслух) – вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть – вслух, семь, восемь – мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом – не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться – как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы. Согласный звук “м” поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день – на 5. Оформим в виде таблицы:

Читайте также:  Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Пер в ый день 3 – 3 – 3
Второй день 3 – 4 – 3
Трет и й день 3 – 5 – 3
Четвертый день 3 – 5 – 4
Пят ы й день 3 – 5 – 5
Шестой день 4 – 5 – 5
Сед ь мой день 5 – 5 – 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:

5 – 5 – 6
5 – 5 – 7
5 – 5 – 8
5 – 5 – 9
5 – 5 – 10
6 – 5 – 10
7 – 5 – 10
8 – 5 – 10
9 – 5 – 10
10 – 5 – 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. “Илиаду”, либо “Оди сс ею”. Например:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф и на сказала,
Где божест ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В не бытность хозяина двор тот
Огородил дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб о р тот высокий из камня ” .

Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки – эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г ор ы, туда, как Афина сказала,

Потом три ст ро чки:

Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на “х э”! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох – короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить – красиво и свободно!

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Речевое дыхание − важная составляющая произносительной стороны речи. Именно от него зависит сила голоса, возможность менять интонации. Кроме того, оно необходимо для правильного произношения звуков. Поэтому в логопедической работе проводится работа по формированию речевого дыхания и голосоподачи.

Что это такое

Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Во время физиологического вдох и выдох примерно одинаковы по продолжительности. При речевом выдох намного продолжительнее, чем вдох. Во время выдоха воздух ненадолго задерживается в грудной клетке и выходит плавно и легко.

При речевом дыхании задействуется диафрагма, вдох делается через нос, а выдох через рот. У большинства людей дыхание поверхностное, а вдох они делают через рот, поэтому и происходит нарушение звукопроизношения и темпо-ритмической стороны речи.

Особенности при дефектах речи и механизм нарушения

Когда логопед проводит диагностику, он оценивает и речевое дыхание, потому что оно является основой темпо-ритмической стороны речи. В норме вдох должен быть достаточно глубоким, задействуются мышцы диафрагмы, а выдох − сильный, плавный. Но при дефектах речи возникают отклонения. Нарушение речевого дыхания бывает при дизартрии, алалии, ринолалии, заикании, дисфонии и афонии.

Вдох у детей с отклонениями в речевом развитии неглубокий, поверхностный. Выдох − слабый, часто они осуществляют вдох и выдох через рот (иногда только через нос), при этом мышцы диафрагмы не задействуются. В результате голос у ребенка тихий и невыразительный. Из-за неправильного речевого дыхания он не может произносить длинные фразы. Иногда из-за нерационального использования выдоха малыш может недоговаривать фразы или проговаривать их шепотом.

Поэтому чтобы договорить длинную фразу малышу приходится делать еще вдох и при этом продолжать говорить. В результате речь получается прерывистой и неплавной. Из-за короткого вдоха ребенок говорит в быстром темпе и логические паузы в его речи отсутствуют. Это приводит к нарушениям в грамматическом строе из-за нечеткого произнесения окончаний, у малыша не получается согласовать слова в предложении.

При сложных речевых нарушениях логопед обязательно включает в занятиях упражнения для формирования речевого дыхания и правильной голосоподачи. Заниматься по этому направлению можно с раннего возраста − это хорошая профилактическая мера по предупреждению нарушения речевого дыхания.

Диагностика

В логопедическом обследовании специалист смотрит на состояние просодической стороны речи. Он отмечает высоту и силу голоса, умение ребенка пользоваться интонацией. Для этого логопед просит произнести фразы громко, обычным голосом, шепотом.

Для оценки силы вдоха и выдоха взрослый просит малыша пропеть гласные звуки как можно дольше, предлагает сыграть на дудочке или сдуть перышко. Во время разговора логопед смотрит на то, как ребенок делает вдох и выдох, на плавность его речи. И на основе полученных результатов и в соответствии с возрастом предлагает упражнения для развития речевого дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Упражнения на дыхание нужно проводить на каждом занятии, чтобы у ребенка автоматизировался данный навык. По методике для формирования диафрагмального дыхания ребенок и взрослый должны находиться лежа на спине. Чтобы наглядно показать работу диафрагмы можно положить на эту область предмет или поместить руку.

Очень важно во время проведения дыхательных упражнений делать акцент на работе мышц.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста все это нужно проводить в форме игры, а вот на занятиях с детьми постарше такая работа должна выполняться более осознанно. Чтобы человек полностью расслабился, можно включить успокаивающую приятную музыку (особенно это важно при работе с людьми, имеющими заикание).

При пропевании гласных начинайте с одного звука. Затем постепенно увеличивайте их количество и сокращайте паузы между ними. Так вы будете формировать не только сильный выдох, но и плавную речь. Когда выдох станет достаточно сильным, усложните речевой материал и попросите произносить слова, фразы.

Часто дыхательную гимнастику сочетают с коррекцией моторной сферы. Особенно такой подход эффективен при работе с маленькими детьми. На основе подражания им легче усвоить новый навык, и он быстрее у них автоматизируется. Все упражнения показывает взрослый, а потом их выполняют вместе с ребенком, постепенно он начнет делать их самостоятельно, опираясь на инструкции.

Упражнения для детей раннего возраста

Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.

  • Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
  • Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
  • Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
  • Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».

Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.

Упражнения для детей 2-3 лет

В этом возрасте проводят работу по обогащению и уточнению словарного запаса у ребенка. Поэтому дыхательные упражнения можно сочетать с лексической темой вашего занятия. Так оно получится целостным и у малыша будет интерес к обучению. Обязательно перед выполнением дыхательных упражнений скажите малышу, что нужно делать вдох носом, а выдох − ртом.

  • Для этого задания вам нужно подготовить специальное приспособление. На занятиях с детьми дошкольного возраста использовать наглядный материал. На пластиковую трубочку прикрепите несколько ниточек разной длины. На них поместите цветы, бабочки или другие предметы. Между упражнениями сделайте перерыв и предложите ребенку подуть на бабочек.
  • Это задание направлено на формирование ощущений от работы диафрагмы. Малыш лежит на спине на коврике. Взрослый кладет ему на живот уточку и предлагает отправить ее в плавание по волнам. На вдохе живот надувается, на выдохе плавно опускается.
  • Предложите малышу стать футболистом и задуть мяч из ваты в ворота.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки. Можно с детьми 2-3 лет надувать мыльные пузыри, играть на дудочке − все это прекрасные способы формирования плавного и сильного выдоха.

Упражнения для детей 3-4 лет

Вы можете использовать все перечисленные выше упражнения. Но в этот период родители чаще всего обращаются за помощью к логопеду для исправления речевых недостатков. И для постановки определенных звуков нужны специальные упражнения, которые формируют не только сильный выдох, но и нужное положение органов артикуляции.

  • Для свистящих: взрослый просит ребенка положить язык на нижнюю губу, и, произнося «Ф», сдуть ватку или другой легкий предмет.
  • Для постановки шипящих язык должен занимать верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусочек ваты. Ребенок делает язык в форме «чашечки» и дует на него, пытаясь сдуть ватку.

Для разнообразия вы можете предложить ребенку порисовать при помощи дутья на краски. Для этого на листке бумаги поставьте несколько капель краски, предложите подуть на них через трубочку, чтобы получились красивые узоры. Хорошее упражнение для развития плавного длинного выдоха − различные пропевки, которые используют на музыкальных занятиях. Также пропевки способствуют формированию навыков диафрагмального дыхания, которое лежит в основе речевого.

Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых

Как правило, к этому возрасту, если родители вовремя обратились за помощью к логопеду, речевое дыхание уже сформировано. Если же нет, то детям 6-7 лет нужно показывать на примере других людей, как красиво звучит плавная речь. Это можно делать на примере дикторов − попросите ребенка сказать текст в такой же манере, в какой это делают ведущие.

Используйте на занятиях пропевки, предлагайте играть на духовых инструментах. В этом возрасте ребятам уже не так интересно сдувать ватки или дуть на бабочек. Предлагайте им читать отрывки из произведений с разной интонацией. Устраивайте представления и включайте действия, связанные с дыханием (воет ветер, волк и т. д.). Также развивайте с ребенком навык самоконтроля за своим дыханием. Для начала вы можете предложить, чтобы он следил за тем, как вы дышите. И так, постепенно, он научится контролировать и свое речевое дыхание.

Взрослым людям для формирования речевого дыхания можно предложить заняться пением (особенно оно полезно при заикании). Там научат не только диафрагмальному дыханию, но и поработают над голосоподачей и плавностью речи. Можно предложить прочитать отрывки из стихотворений, меняя высоту голоса.

В работе над речевым дыханием важно не просто научить человека правильно делать вдох-выдох, но и рационально им управлять, пользоваться интонацией. Конечно, для большего эффекта людям нужно наглядно показывать, как красиво звучит плавная речь − это добавит стимула для дальнейших занятий.

Ссылка на основную публикацию