Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

От 1 до 3 месяцев.

Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение, Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания — движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев.

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 — 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 —6 мес она легко возникает когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

От 6 до 9 месяцев.

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.

Двигательные функции. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед — предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7 — 8 мес, ползание на четвереньках – позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 — 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.

Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев.

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 — 2 мес.

Речь. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл. 2 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и самостоятельно.

Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Перевертывает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова “здесь”, “сейчас”. Говорит 50 — 70 слов; более половины употребляемых слов — существительные.

В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обращенную речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.

|следующая лекция ==>
Вегетативная нервная система, ее строение и значение.|Особенности речевого развития детей первых лет жизни.

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 2777 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

В свою очередь период новорожденности некоторыми авторами подразделяется на три подпериода – от рождения до 10 дня жизни, от 10 до 20 дня жизни, от 20 дня до 1 месяца жизни. Развитие ребенка подразделяется до года по месяцам, до двух лет по триместрам и до трех лет по полугодиям.

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) – из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) – производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет – фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит – плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, “поисковые” движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении – ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс “оживления” в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется – смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила – радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает “комплекс оживления”, громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) – при виде лица близкого человека возникает “комплекс оживления”, при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
    4Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  4. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  5. Подолгу певуче гулит
  6. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос “Где?” находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия – без показа выполняет “ладушки”, “дай ручку”.
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос “Где?” находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде “дай” находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия – мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”.

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово “нельзя”, прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина – вместо “би-би” и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки – “ворота”, “скамейка”, “дом” из кирпичиков, кубиков.
Читайте также:  Речевые игры с ребенком в 3 месяца

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы “Где?” и “Куда?”.
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы “”Почему?”, “Когда?”, “Что?”
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос “Кто ты?”. Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!

Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.

Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.

Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.

Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.

Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.

Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!

Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.

Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.

Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.

Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

>h3>Способ 13 — проявляйте внимание.

Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Как научить ребенка говорить: советы и рекомендации

Новорожденный малыш общается с родителями единственно возможным для него способом — через плач. Так он сообщает, что хочет кушать, замерз, испытывает боль или просто хочет внимания. Однако даже мама не всегда понимает, чем вызваны крик и слезы. Чем раньше ребенок научится говорить, тем быстрее он облегчит жизнь себе и родителям. Говорящие малыши намного спокойнее, они меньше капризничают и способны объяснить словами, чего хотят. Мама и папа, в свою очередь, смогут быстрее удовлетворить их потребности.

Владение речью — один из самых важных навыков, который должны освоить дети к двум годам. Как научить ребенка говорить, когда нужно начинать занятия, какое количество произносимых слов считается нормой в разном возрасте — на все эти вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Когда дети начинают говорить

Каждый ребенок — индивидуальность, и его развитие может отставать или опережать общепринятые нормы. Одни дети могут разговаривать уже в год, а другие упорно скрывают свои мысли от посторонних до 3 лет. По мнению психологов, малыш, в зависимости от возраста, должен уметь следующее:

  • В 2 месяца. Это период «гуления». Младенец с удовольствием протягивает гласные звуки «а», «о», «у», а некоторые индивидуумы пытаются добавить к ним согласный «г». Это милое «гу-агу» малыш может повторять по нескольку минут, при этом активно жестикулируя и улыбаясь.
  • От 3 до 6 месяцев. Видимое развитие речи в этом возрасте ограничивается простыми слогами или невнятным лепетанием, но обратите внимание, как малыш внимательно вслушивается в вашу речь. Он буквально впитывает каждое слово. Если вы замолкаете, младенец заполняет паузу своим гулением, давая понять, что диалог не закончен и он ждет продолжения. В этот период очень важно читать ему сказки, стихи, больше разговаривать, комментируя все происходящее вокруг.
  • В 8-10 месяцев. Ребенок продолжает лепетать, но среди несвязных звуков проскакивают вполне понятные первые двусложные слова. Малыш начинает понимать фразы, обращенные к нему. При названии предметов отыскивает их глазами, показывает пальчиком. На предложение покушать — открывает рот, а сообщение о предстоящей прогулке вызывает бурю положительных эмоций.
  • В 1 год. Годовалый малыш уже говорит. Пока его словарный запас ограничен 10-15 словами, но произносит он их вполне осознанно. Буквально через месяц-другой количество удваивается, и в 1,5 года малыш свободно оперирует 30-40 понятиями. Словарный запас двухлетних детей составляет около 100 единиц. Нередко в годик, ребенок начинает говорить первые фразы.
  • С 2 до 3 лет. Это период бурного развития речи. Около тысячи слов и две сотни фраз — такая норма считается усредненной для этого возраста. Малыши употребляют местоимения, склоняют слова по падежам и говорят вполне связными предложениями.

Современные родители серьезно озадачены ранним развитием детей. Чтобы ребенок начал говорить в годик, нужно принимать соответствующие меры еще до его появления на свет. Наукой давно доказано, что, находясь в утробе матери, малыш хорошо слышит звуки и понимает интонации. Поэтому будущим родителям рекомендуется читать вслух сказки, ласково разговаривать с младенцем, включать классическую музыку. Это будет способствовать развитию слуха и речевого аппарата еще не родившегося ребенка. Для тех родителей, кто понимает, что речь — это навык, который дети должны получить как можно раньше, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Как научить ребенка говорить рано

Чтобы не возникал вопрос «как научить ребенка говорить в два года», нужно стараться не упустить время и не надеяться, что все произойдет само собой. Ускорить речевое развитие помогут:

  • Разговоры с малышом, начиная с первого дня рождения. Это пополняет его пассивный словарный запас.
  • Использование техники смены интонации. Повышение или понижение голоса, яркая эмоциональная речь позволят ребенку раньше научиться понимать родителей.
  • Построение коротких фраз. Излишняя болтливость может сбить малыша с толку, заставит напрягаться и нервничать.
  • Четкая артикуляция. Это поможет ребенку не только слышать звуки, но и понимать, как они правильно произносятся.
  • Ежедневный массаж ладошек и пальцев. В коре головного мозга речевой центр и зона, отвечающая за мелкую моторику, тесно связаны. Поглаживая и растирая ручки, вы одновременно стимулируете развитие речи.

Помните, чем разнообразнее будет общение, тем быстрее ребенок наберет необходимый пассивный запас. По мнению психологов, от его объема в большей степени зависит срок, когда дети начинают говорить, и чистота речи. Бывают случаи, когда маленькие говоруны уже в годик быстро болтают на «детском» языке, который очень сложно понять. Поэтому стоит уделять особое внимание правильному и четкому произношению звуков и слов.

Как научить ребенка говорить правильно: простая методика

Чтобы малыш стал говорить чисто и правильно, логопеды советуют:

  • Отказаться от пустышки. Давно доказано, что малыши, чрезмерно увлекающиеся этим предметом, начинают разговаривать позже сверстников. Кроме того, у них может сформироваться неправильный прикус, который сильно влияет на четкость произносимых звуков.
  • Проводить массаж лица. Для этого не нужно обращаться к специалистам, его можно полностью делать самостоятельно. Легкие поглаживания лба, носика, гайморовых пазух, области вокруг губ способствуют активизации мышц, участвующих в произношении звуков.
  • Делать артикуляционную гимнастику. Ее необходимо проводить в игровой форме: надувать вместе с малышом щечки, изображая воздушный шарик, показывать, как гудит паровозик, собирая губы в трубочку, останавливать лошадку, говоря ей «Тпр», меряться, у кого длиннее язычок.
  • Внимательно слушать. Это поможет вовремя выявить неправильное произношение, указать на неверный порядок слов в предложении. Поправьте малыша и объясните как нужно говорить. Часто дети коверкают слова просто по незнанию.
  • Не забывать про мелкую моторику — массировать ладошки ребенка можно руками или не очень жесткой щеткой.

Проявив терпение и фантазию, легко решить проблему и научить ребенка говорить правильно. Однако существуют несколько особо трудных для произношения звуков: «р», «ш», «ж», «л». Многие дети учатся четко их произносить в 4 года или даже позже. Не стоит беспокоиться раньше времени, но если в 5 лет малыш продолжает картавить, шепелявить, говорить вместо «л» — «в», лучше проконсультироваться с логопедом.

Особую тревогу и беспокойство у родителей вызывает упорное молчание двухлетнего чада, когда вокруг все сверстники болтают и даже рассказывают стихи. Как правило, нежелание разговаривать связано с темповой задержкой. Это вполне обычное явление, которое встречается даже у здоровых детей. Ребенок может молчать до 3-4 лет, а после начать активно разговаривать, опережая сверстников по масштабам словарного запаса и чистоте произношения. О темповой задержке можно говорить, когда малыш активен, охотно контактирует с окружающими, понимает слова, выполняет просьбы. Попробуйте стимулировать, развивать его речь, и результат не заставит себя долго ждать.

Как ребенка научить говорить в 2 года

Главный двигательный механизм развития речи — мелкая моторика. Именно ее нужно тренировать, чтобы малыш начал разговаривать. Для этого будут полезны простые упражнения:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • поиск мелких игрушек в емкости с крупой, фасолью или горохом;
  • ежедневная зарядка для пальчиков;
  • массаж ладоней.

Помимо упражнений, есть много специальных игрушек, разработанных для развития навыков и умений, в том числе мелкой моторики:

Читайте также:  Развитие речи младших дошкольников

Старайтесь разнообразить занятия, совмещая игры и упражнения. Кроме того, вывести малыша из состояния темповой задержки развития речи поможет коммуникативный «толчок». Если в домашних условиях ребенок привык общаться с помощью жестов, то у ровесников это вызывает недоумение и непонимание. беседы с разговаривающими сверстниками нередко становится «спусковым крючком» для появления речи. Эффект усилится, если ежедневно:

  • Читать сказки и детские стихи. Это разовьет воображение ребенка, познакомит с новыми словами и привьет интерес к чтению.
  • Петь песни, колыбельные на ночь. Во-первых, это приятно, а во-вторых, развивает речевой аппарат, музыкальный слух и чувство ритма.
  • Связывать слова с образами. Рассматривая вместе с малышом картинки, рассказывая, что на них изображено, взрослые помогают связать слова с образами, что ускоряет развитие ребенка;
  • Описывать вслух все, что находится вокруг, и постоянно задавать вопросы. Это хорошо стимулирует детский мозг, заставляет думать и полноценно выражать свои мысли словами.

При общении избегайте «детских» словечек и коверканья языка, говорите четко и внятно. Это избавит от необходимости переучивания малыша, долгого перехода от «бибики» к машине, от «ням-ням» к человеческому — кушать.

Темповая задержка речи легко поддается коррекции и под силу любому родителю. Однако бывают случаи, когда лучше обратиться за консультацией к специалисту для исключения неврологических патологий. Это нужно, когда двухлетний ребенок:

  • не откликается на свое имя и просьбы;
  • не произносит даже простые слоги;
  • не указывает на предметы, о которых идет речь.
  • не жестикулирует, а добивается своего исключительно плачем.

Только врач может выявить проблему, а в случае ее присутствия, назначить лечение и дать рекомендации как научить ребенка говорить в таком случае. Если патологий нет — все в ваших руках! Возможно вас заинтересует статья “ Как научить ребенка считать “.

Общие советы и рекомендации

Главный принцип в процессе обучения — не навредить. Ни в коем случае нельзя стыдить малыша, ругать. Так можно вселить в него неуверенность в собственных силах и страх совершить ошибку. Это негативно скажется на его поведении во взрослой жизни. Нервная система у всех разная, и для некоторых детишек недовольство родителей может послужить причиной полного отказа от разговора на длительное время.

  1. Не отрицайте проблемы. Если трехлетний ребенок говорит мало, невнятно или вовсе молчит, предпочитая язык жестов — ему надо помочь. Это можно делать в домашних условиях или обратиться к специалистам, которые дадут профессиональные рекомендации и ответят на вопрос как научить ребенка говорить в 3 года.
  2. Не сравнивайте с другими детьми. Каждый развивается по индивидуальному расписанию. Имейте терпение, выдержку, будьте внимательны к успехам вашего малыша. Хвалите за достижения, определяйте новые цели. Не надо ставить в пример соседского мальчика Степу, который в два года говорит должным образом и знает все буквы алфавита.
  3. Не жалейте времени на разговоры с ребенком. Они позволяют накапливать детям достаточный объем пассивного словарного запаса, нужный для старта речи.
  4. Все занятия проводите исключительно в игровой форме, с согласия малыша. Используйте развивающие игрушки. Они способны увлечь любого «молчуна» и принести неоценимую пользу. Помните, что принуждение — плохой мотиватор.

Вопрос «как научить ребенка говорить» решить не сложно. Если любить малыша, уделять ему достаточно внимания, больше общаться, можно преодолеть любые трудности. Запаситесь терпением и уверенностью, что все получится. Ведь правильное и своевременное развитие речевого аппарата ребенка зависит только от вас. Больше информации о развитиии ребенка можно узанть в нашем блоге .

Как научить ребёнка говорить

Почему важно не упустить момент

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

Беседовать с младенцем нужно с первых дней жизни.

Почему важно не упустить момент

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать Language development starts in the womb разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются Babies remember their birth language — scientists в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать Talking to babies boosts their brain power, studies show от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит The Power of Talking to Your Baby в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.

Чем вы можете помочь

  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает Why your baby prefers infant-directed speech грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

В каких случаях стоит беспокоиться

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.

Чем вы можете помочь

  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает Baby talk: Mini Parenting Master Class детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.

Чем вы можете помочь

  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

В каких случаях стоит беспокоиться

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

Чему учится ребёнок

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные Онтогенез речевого развития .

Чем вы можете помочь

  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать Talking baby words to toddlers helps them learn to speak faster, study finds детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы Can a Dummy Affect Your Child’s Speech Development? с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В каких случаях стоит беспокоиться

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Чему учится ребёнок

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.

Чем вы можете помочь

  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

В каких случаях стоит беспокоиться

В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.

У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

Чему учится ребёнок

  • Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
  • Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
  • Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас Этапы развития речевых навыков достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.

Чем вы можете помочь

  • Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
  • Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.

Дети не могут научиться тому, что они не слышат.

  • Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
  • Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.

В каких случаях стоит беспокоиться

В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.

Как эффективно и правильно научить ребенка говорить: методики, приемы, советы психолога

Родители желают дать малышу с рождения всё необходимое, следят за его здоровьем, психологическим состоянием, стремятся научить ребенка говорить вовремя, правильно. Учить говорению нельзя отдельно от развития других процессов. При освоении речи важную роль играет психологическое состояние малыша. Родителям необходимо с рождения развивать у крохи память, мышление, воображение, внимание. Новорожденный малыш уже готов воспринимать мир, познавать его для становления дальнейшей речи, как способа взаимодействия с окружающими, удовлетворения собственных потребностей.

  • Как происходит становление речи ребенка
  • Как научить ребенка говорить
  • С рождения
  • Запуск речи в год
  • Дошкольники

Как происходит становление речи ребенка

Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.

До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.

Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание.

К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов.

Читайте также:  Логопедические игры для малышей

Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице.

К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять.

Как научить ребенка говорить

Важно с рождения учить малыша говорить. Процесс обучения будет незаметен, но даст плоды в будущем. Дети, с которыми родители начинают говорить с первых дней, рано произносят звуки, слова, включаются в живое общение. Психологами доказано, дети, воспитывающиеся в семье, где взрослые с рождения общаются с ними, в будущем более эмоциональны, открыты, развиты, имеют большой словарный запас, являются интересными собеседниками, в обучении опережают сверстников.

С рождения

Лев Семенович Выготский

Новорожденный − чистый лист, если обращаться к советской психологии. Л. С. Выготский утверждал, чему родители научат ребенка с рождения, то и получат в будущем. Поэтому многие современные психологи на консультации с будущими родителями говорят о важности воспитания и общения с первых дней появления на свет младенца. Знания в 1-й год жизни имеют накопительный эффект, прорываются, когда ребенок начинает ходить в детский сад, школу.

Побуждать малыша к развитию речи с рождения можно посредством:

  • рассказа смешных историй, стишков во время массажа, гимнастики, игр;
  • активных игровых действий с предметами;
  • разговора во время прогулки, когда родители рассказывают малышу про явления окружающего мира, называют предметы, животных;
  • пения колыбельной во время укачивания;
  • подробного объяснения каждого действия: «Сейчас Рома будет кушать», «Мама готовит Маше вкусный суп», «Пойдем гулять, будем кататься на коляске»;
  • одевая малыша на прогулку важно рассказывать про гардероб: какого цвета, теплый, тонкий, мягкий, яркий.

С первых дней можно читать малышу книги детских авторов: С. Я. Маршак, А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, русские народные сказки. Малыш не поймет смысл произносимых слов, но будет активно запоминать звуки, эмоциональную составляющую.

Перинатальные психологи утверждают, развитие детей начинается задолго до рождения. Еще в мамином животике ребенок познает окружающий мир, знакомится с ним заочно. Исследования показали, если, например, включать одну и ту же музыку или петь колыбельную перед сном, после рождения малыш будет легко под нее засыпать.

Запуск речи в год

До 12 месяцев обучение говорению − плавное и пассивное, к достижению малышом 1 года можно использовать специальные упражнения и игры, советы психологов и логопедов, стимулировать запуск речи. Если малыш не говорит к данному времени, пора проводить артикуляционные разминки для активации речевого аппарата. Ежедневные занятия по 10-15 минут в игровой форме помогут малышу легче выговаривать и произносить звуки, составлять из них сочетания, слова. У годовалых детей можно использовать следующие упражнения на артикуляцию:

  • Создать из кусочка ваты шарик, который мама и малыш будут передвигать друг другу без рук. С одного края стола становится взрослый, с другого находится ребенок. Мама показывает первая, как можно передать шарик без рук, активно дуя на него. Ребенок должен повторить, сделав губы трубочкой, направляя воздух на предмет.
  • Летом отлично подойдет для разминки игра в одуванчики. Предложите малышу поиграть с растением, сдуть все цветочки.
  • Можно поиграть в мыльные пузыри. Взрослый должен показать, что можно дуть медленно, быстро, сильно, слабо. Для аналогичной игры подойдут дудочки.
  • Попросить малыша повторять за взрослым, который показывает движения губами: вытянуть трубочкой, улыбнуться, повторить несколько раз комбинацию.
  • Иногда полезно подразнить языком. Можно посмотреть, у кого самый длинный язычок.

В процессе занятий важно поощрять ребенка, хвалить, помогать при неудачах.

Запуску речи помогут следующие упражнения и игры:

  • В течение месяца читать ребенку сказку «Колобок» или «Телефон». К чтению нужно подготовиться, закупить необходимые по ролям игрушки: Колобка, зверей. Инсценировать рассказ, показывая малышу каждого героя последовательно по ходу повествования. Задача родителя: вызвать интерес у крохи, чтобы он начал сам показывать в дальнейшем животных при чтении сказки, возможно, произносить название.
  • Петь с ребенком песни, читать стихи, даже если он пока не может активно участвовать в процессе. Родители удивляются иногда, как малыш смог быстро выучить какой-то стих или песенку. Потому что кроха запоминал ее уже во время чтения взрослым.
  • Больше разговаривать с малышом на улице во время прогулки, объяснять явления окружающего мира. Помогать общаться со сверстниками: «Помоги Диме найти лопатку», «Попроси Соню», «Угости Машу».
  • Для игры отлично подойдут современные сенсорные книжки или развивающие моторику, где малышу придется переклеивать предметы с места на место. Например, помочь кукле одеться, приготовить кушать. Важно не оставлять ребенка наедине с игрой, помогать приклеивать детали, проговаривая их форму, цвет, качество, назначение.
  • Если родитель хочет развить навык говорения определенного слова, важно повторять его не менее 50 раз в день по любому поводу: «мама пошла мыть руки», «сейчас мама будет тебя кормить» и т. д.

В год малыши начинают использовать активно движения и речь для достижения собственных целей, удовлетворения потребностей. Необходимо заставлять ребенка проговаривать слово, не поддаваться на указание пальцем на нужную вещь. Родитель должен говорить: «Я не понимаю, что ты хочешь, помоги мне, скажи». Можно демонстративно перебирать названия всех окружающих предметов, но не называть нужный. Ребенок поймет, чтобы получить желаемое, важно научиться говорить.

Дошкольники

Если малыш не говорит в 2-3 года, необходимо сначала показать его неврологу, педиатру для выявления причин отсутствия речи. Если отставание связано с патологическим процессом, нужно будет подключить к запуску речи профессионала − логопеда, невролога. Нередко задержка речи связана с ранним детским аутизмом, олигофренией, неправильным строением речевого аппарата. Запуск речи в такой ситуации не будет возможен без помощи профессионала, специалисты помогут заговорить.

Когда речевое развитие тормозится из-за социальных факторов или особенностей ребенка, помогут следующие советы:

  • Убрать из повседневного пользования мультсериалы, просмотр телевизора, игру в телефоне. Важно не отстранять ребенка, а вместе с ним заняться чем-то другим. Родители должны отказаться в присутствии ребенка от современных гаджетов. Использовать свободное время нужно для активизации говорения.
  • Малыши с 3 лет любят ролевые игры. Можно поиграть в детский сад, маму и дочку, машины. Важно на протяжении игры больше общаться с ребенком, задавать вопросы, даже если он не может полноценно ответить. Во что одеть куклу, куда пойдут гулять, где будет гараж у машины, какая погода сегодня и т. д. Таким образом родители будут стимулировать речевую активность.
  • Не стоит сразу же давать детям то, что они просят без произношения слова, обозначающего предмет. Следует притвориться, что родитель не понимает о чем идет речь. Необходимо давать ребенку возможность проговаривать нужное слово, пусть даже оно пока звучит неправильно, неполноценно.
  • Дошкольники любят логоритмику, когда под музыку нужно повторять слова и движения с последующим ускорением. Если ежедневно проводить такие занятия, учить малыша произносить слова песни, вскоре у него возникнет потребность в их проговаривании.
  • Больше играть в игры, подразумевающие обратную связь: живое−неживое, ладушки.
  • Читать вслух сказки, петь песни, танцевать. После прочтения произведения важно обсудить с малышом поступки главных героев.
  • Можно купить набор карточек: посуда, животные, птицы, одежда и т. д. Предложить малышу поиграть в угадайку. Кто больше узнает животных, получит ценный или сладкий приз.

Развивать речь, учить малыша говорить в домашних условиях легко, если следовать советам специалистов. При отсутствии речевых, неврологических дефектов ребенок при ежедневных занятиях дома, познавательных играх, прогулках заговорит в ближайшие недели−месяца. Важно постоянно обогащать словарный запас ребенка, не останавливаться на достигнутом.

Учим ребенка разговаривать

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

Умение говорить — одно из самых важных умений человека

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  1. Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  2. В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  3. В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  4. После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  5. В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  6. На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Когда ребенок начинает говорить — это значительно облегчает жизнь молодым родителям

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

С навыком речи ребенок переходит на новый уровень развития

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  1. Мышечный тонус.
  2. Моторику артикуляционного аппарата.
  3. Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  4. Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Речь — основна коммуникации с родными и знакомыми

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Постепенность.
  2. Заинтересованность ребенка.
  3. Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Для ускорения развития правильного произношения — необходимо тренировать мышцы речевого аппарата

Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  1. От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  2. От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  3. От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  4. От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

И еще – не будь жадиной и поделись в социальных сетях!
Это лучшая благодарность для нас…

Ссылка на основную публикацию