Причины нарушений речи у детей

Какие причины нарушения речи?

Под нарушениями речи у детей понимают врожденные или приобретенные отклонения, препятствующие нормальному формированию и развитию речи. Кроме прямых повреждений самого периферического речевого аппарата, существуют также болезни центрального и связанные неврологические дефекты.

Глобально причины нарушения речи разделяют на органические (врожденные, анатомические) и функциональные (приобретенные).

Органические причины детских речевых дефектов

Такие отклонения появляются вследствие воздействия на сам речевой аппарат ребенка – центральный или периферический. Их лечение достаточно сложное и диагностика может проходить медленно, если им не сопутствуют другие заболевания, которые неврология может быстро определить как сопутствующие.

Причины их появления во многом зависят от родителей их отношения к здоровью не только новорожденного ребенка, но и матери еще в период беременности. Сюда же относятся и различные травмы, выделять которые в отдельную группу анатомический причине не целесообразно.

Органические и анатомические причины нарушений речевой активности у детей раннего возраста

  • внутриутробные патологии (сюда относится очень широкий спектр проблем и отклонений развития плода вследствие нездорового образа жизни матери, перенесенные ею во время болезни инфекционные и бактериальные болезни, последствия приема определенных групп медикаментов, наследственность одного из родителей, травмы и отравления в период беременности, патологии развития периферического речевого аппарата),
  • родовые травмы (тяжелые роды, усложненные состоянием матери или условиями их прохождения, неправильные действия медперсонала, реакция на применяемые медикаменты, крайне проблемное состояние новорожденного, невозможность вовремя оказать младенцу срочную врачебную помощь),
  • генетические аномалии (их появление не всегда определяется наследственностью, ребенок может оказаться первым в семье с подобным диагнозом),
  • болезни первых лет жизни (сюда относятся не только тяжелые хронические недуги, но даже обычные ОРЗ и ОРВИ, способные давать осложнения на органы слуха определенным группам детей или на фоне хронических заболеваний).

К травмам относятся как последствия ударов и порезов, так и воздействия отравляющих веществ на периферический и центральный речевой аппарат.

Функциональные причины нарушений речи

Подобные дефекты речевой активности также называются социальными, так как они часто появляются вследствие изначально существующих проблем с адаптацией ребенка.

Понимать под этим следует неуспешную совместную работу родителей и педагогов, которая не стимулирует в должной степени нормальное развитие речи с самого раннего возраста.

Функциональные сбои также появляются вследствие разовых событий: сильного эмоционального переживания, тяжелой психологической травмы.

Социальные и семейные причины появления нарушений речи в детском возрасте

  • отсутствие вербальных контактов с родителями (с ребенком мало разговаривают, к нему редко обращаются с вопросами),
  • негативные ассоциации с собственным голосом (общение в семье происходит только на повышенных тонах, за любым словом следует физическое наказание или оскорбление),
  • постоянный угнетающий опыт вне семьи (агрессивный ребенок в школе, устраивающий травлю более слабой «жертвы» за то, что и как она говорит; оскорбительные замечания педагогов об ошибках и особенностях речи),
  • негативный эмоциональный опыт и психологическая травма (сильный разовый или повторяющийся испуг, постоянные негативные переживания, отсутствие эмоциональной близости в семье и замещение ее агрессией).

Отдельно нужно остановиться на понятии соматической ослабленности. Это – особое состояние ребенка, при котором его адаптационные способности снижаются из-за общего плохого состояния здоровья, частых инфекционных и других заболеваний.

Такие дети легко утомляемы, быстро теряют интерес к большинству занятий, становятся апатичны или наоборот гиперактивны, невнимательны и имеют сложности с обучением.

Проблемы со слухом как причины сложностей с речью

Прямое отношение к работе речевого аппарата имеет слух ребенка. Таким образом появляется две связанных проблемы, из которых основная – поражение именно органов слуха.

В данном случае диагностика обычно не осложняется, так как даже очень слабая глухота (как пример) становится быстро заметна. Можно ожидать, что явные проблемы с речью не успеют проявиться, так как реальная их причина будет вовремя устранена.

Заболевания слухового аппарата, вызвавшие нарушения речи, относятся к органическим, так как причина их появления – анатомическая, как и у различных травм. В случаях же, когда проблемы за собой повлекла соматическая ослабленность, то определить можно функциональное расстройство.

Травмы органов речи

Частой причиной сложностей в общении ребенка является травма периферического речевого аппарата. В данном случае речь не идет о неврологии (относящийся к ее сфере диагностики речевой аппарат называется центральным), а о повреждениях рта, носоглотки, гортани, челюстей и так далее.

Это может быть и как ранней или даже родовой травмой, так и приобретенным позднее дефектом. В большинстве случаев при этом страдает произношение, но понимание и мысленное формирование предложений проблем не имеет. При активном общении с ребенком в семье и школе последствий с его адаптацией не будет.

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию и алексию, дисграфию и аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Советы учителя-логопеда по подготовки детей к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_uchitelya-logopeda_po_podgotovki_detey_k_shkole.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Советы учителя – логопеда по подготовке ребенка к школе:

1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он – левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 – 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: “Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?” Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый, мягкий звук”. Он учится читать. Можно сшить или купить ему “кассу” букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: “Кто? Что делает?”, слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: “Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок”, либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам “прибавить” , “отнять”, “получится”, решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к и.

Полезные советы для родителей по подготовке детей к школе. Ваш ребенок подрос и уже готовится пойти в школу. Именно в этот важный период жизни ребенка, он осо.

Печатные консультации для родителей.

советы психолога родителям по подговке детей к школе.

quot;Советы учителя-логопеда по подготовке ребёнка к школе”.

Данная работа содержит в себе материал педагога-специалиста по детскому развитию Жуковой О.С.

«Школе нужен удобный ребенок. Вы таких видели?» Логопед Ольга Азова — о том, как помочь первокласснику учиться

Какие особенности говорят о том, что у ребенка возможны проблемы в школе? С какого возраста нужно обращать на это внимание — с 5 лет или раньше?

— Если у ребенка поставлен диагноз, который при расшифровке содержит слова «сложное», «тяжелое», то многие проблемы могут отразиться на письме и чтении.

Например, при алалии нарушены все категории речи: лексика, грамматика, связная речь, фонетика и фонематика. У детей отмечается ограниченный словарный запас, неточное понимание значения слов, ребенок не может «вынуть из памяти» нужное слово. Трудности актуализации словаря, в свою очередь, приводят к заменам по смыслу, по звуковым и морфологическим признакам.

Например, ребенок может назвать антенну проводом, слон «гудит» (вместо «трубит»), «заросли — это морская трава» (смешение с водорослями). Также ребенок использует простые грамматические формы в речи, аграмматизмы («играл двух игрушек»). Ребенку с трудом дается пересказ простых сказок, практически недоступен монолог.

Конечно, всю языковую систему до школы исправить сложно. Еще нужно поставить звуки и провести их дифференциацию, чтобы не было нарушений чтения и письма. А школьная программа сейчас так устроена, что ребенок должен пойти в первый класс читающим и почти пишущим (я против, но не на моем мнении держится программа). Тут никак не успеть.

Второе — возраст. Дети начинают говорить к году и постоянно совершенствуют этот навык. В три года ребенок использует распространенные предложения, а в пять лет речь почти заканчивает свое развитие, далее — только накопление словаря и сложные грамматические конструкции.

А теперь представьте, что ребенку 3, 5, 6 лет, а он не говорит или почти не говорит. Остальные дети не ждут его, а идут в темпе речевой нормы. Как успеть их догнать? Самое эффективное в коррекции — это грамотное раннее вмешательство, комплекс различных мероприятий и интенсивность занятий и процедур.

Сегодня мы, наверное, не будем говорить о раннем речевом развитии. Еще раз отметим только то, что если у ребенка диагностирован речевой диагноз или отсутствие/нарушение речи в сложном синдроме, то нужно очень стараться, чтобы к школе успеть максимально продуктивно решить проблему. Обратить на нее внимание стоит не в 5 лет, а уже в год. Именно тогда появляются первые слова. И нормы раннего речевого развития очень высоки.

Чек-лист речевых проблем дошкольников

— Что должен уметь ребенок к 5–7 годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?

— Возраст 5–7 лет — это предшкольный период, когда родители начинают задумываться о том, в какую школу ребенок пойдет, по какой программе будет учиться и сможет ли ее усвоить.

По сути, в пять ребенок владеет речью в совершенстве, как взрослый человек. Когда все не так, то это тревожный звоночек.

Что в этом возрасте уже есть — отмечайте. Если ни по одному пункту нет галочки, то надо срочно бить тревогу. Равно как и 1–2 плюсика — тоже повод беспокоиться.

  1. Богатый словарный запас (2500–3000 слов).
  2. В речи присутствует много существительных, прилагательных, личных местоимений, используются предлоги.
  3. Присуще словотворчество, ребенок может придумать собственные стихи. Читает стихотворения с выражением.
  4. Появляется пересказ, в стадии формирования — монолог. Из нескольких предложений может составить логичное высказывание, с выводом.
  5. Выговаривает все звуки (звуки [л], [р] могут появиться чуть позже).

К шести годам у ребенка прекрасная коммуникация, он разговаривает и с ровесниками, и со взрослыми. К семи годам он готов к освоению школьной программы.

Что характерно для этого возрастного периода:

  1. В речи присутствует много слов с абстрактным значением.
  2. Умеет обобщить предметы одной родовой категории (губы, рот, глаза — части лица) и объяснить значение достаточно сложных слов (рельсы, палуба, сито, винегрет).
  3. Владеет пространственными и временными понятиями («право-лево», «сколько времени»), знает названия и последовательность времен года, дней недели, суток.
  4. Оперирует географическими понятиями, знает название своей страны, ее столицы.
  5. Владеет правилами движения пешеходов.
  6. Изменяет части речи с учетом числа, рода и падежа. Владеет согласованием числительного и прилагательного с существительным.
  7. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
  8. Нет ошибок звукопроизношения, правильное использование ударения.

Итак, есть прогноз накануне школы, так сказать, финальный — к чему пришли. А есть долгосрочный.

Я уже говорила, что, если у ребенка тяжелое нарушение речи, такое как алалия, или нарушения речи в структуре синдромов, генетических аномалий и сочетанных нарушений (синдром Дауна, аутизм, ДЦП), коррекция должна быть ранней и достаточно продолжительной. Начинать нужно в возрасте с 2 до 3 лет. И, вероятнее всего, придется продолжать заниматься в школе и довольно долго коррекцией речи, нарушений письма и чтения.

Если это только речевые прогностически несложные проблемы (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий или связной речи), то нарушений письма и чтения в принципе быть не должно.

Знаете, во что мы в этом случае упремся? Кадры и возраст детей (начинать нужно не позже 5–6 лет). Если до школы занимались правильно, то исправить все успели и даже провели профилактику нарушений. Если были слабые специалисты и поздно начали заниматься (наш чек-лист это покажет), то, увы, ребенок продолжит занятия в школе.

Инклюзия пока как иллюзия

На сайте «Социальная сеть работников образования» есть «характеристика идеального ребенка — выпускника детского сада». То есть школа ждет идеальных детей? А если у большинства родителей — просто дети?

— Школе нужен прежде всего удобный ребенок. Что это значит? Он должен быть послушным — тихо сидеть на уроках, поднимать руку и не конфликтовать с детьми. Должен успевать усваивать пройденный материал, не портить учителю статистику. Выполнять в полном объеме домашние задания.

Теперь вопрос: вы много таких детей видели? А если еще ребенок имеет особенность и тем более болезнь, то это совсем невозможная ситуация для учителя.

Поэтому вопрос ваш правомочный. С одной стороны, учителей ждут увеличение количества детей в классе, усложнение требований и самой программы. А с другой — совсем не простые дети. С третьей — инклюзия пока как иллюзия. Желание есть, а реализовывается плохо.

Учитель не дефектолог, не коррекционный педагог, он, может быть, и хотел бы помочь, но зажат в рамки.

На деле получаются такие ножницы, которые «режут» не только детей, но и учителей. Требования к идеальным детям, а дети, как вы говорите, просто дети. Учитель изо всех сил старается, но, увы, условия не позволяют.

Поэтому ни про идеальных, ни про удобных детей не приходится говорить. Пожалуй, опираться нужно на норму. Но и тут надо определиться: какую норму будем считать нормой — функциональную, среднестатистическую или нормативную.

Нормативная норма — это такая вершинка (как у кривой Гаусса), средний идеализированный показатель, которого нет в природе, но который должен быть. Слева и справа от нее — среднестатистическая норма. За крайними точками — не норма, туда входит достаточно детей (задержка развития, умственная отсталость, пограничные отклонения, обусловленные соматическими, психоневрологическими проблемами).

А есть еще и функциональная норма — это индивидуальная норма развития ребенка. Вот я за нее.

Как понять, готов ли ребенок к школе, когда ему уже 6 или 7 лет? Если в 6 лет он читает, пишет и умеет рассуждать — готов? А вот если в 7 лет не готов (у него СДВГ, не умеет концентрироваться)?

— Только в семь лет. И дело не в том, пишет он или читает.

Готовность к школе подразумевает совсем другие параметры, и они касаются прежде всего физиологической (физическое созревание, устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму) и психологической готовности (развитие познавательных процессов, речи, руки, созревание эмоционально-волевых процессов). А педагогическая готовность, включающая умение писать, читать, считать, пересказывать, подождет.

Но есть еще один важный пункт — школьная гигиена, которая занимается вопросами охраны и укрепления здоровья детей.

До семи лет еще не сформирована статика, ребенок не может сесть ровно, как просит учитель, и удерживаться в таком положении, не готовы суставы и мышцы руки, в стадии формирования произвольная регуляция деятельности, селективное внимание и речь. Только с шести лет начались зрительные дифференцировки. Фронтальная кора и лобное созревание происходит вообще только к 8–9 годам.

Так что к семи не готов — это вполне частая история, которая объясняется с точки зрения нейрофизиологии. Другое дело, что существует социальная причина — не хотят «продлевать детство» до 8 лет даже тем, кому это необходимо. Между тем, в советское время, когда к гигиене щепетильно относились, ребенок шел в школу после семи, а это значит и в 7 лет и 2 месяца или в 7 лет и 10 месяцев. Я, например, пошла в семь с половиной и никуда не опоздала.

— Логопеды и психологи говорят, что ребенку совсем не обязательно учиться читать до первого класса — этому должны научить в школе. Но школа требует этого. Как же быть с теми детьми, кому до школы это дается тяжело?

— С детьми надо бы не бороться, а учить их именно в школе. По сути, это и есть ее прямая обязанность. Но вот как мы тут с вами можем решить социальную проблему? Только трансляцией научных знаний, их популяризацией.

А пока — только за счет свободного времени ребенка и дополнительных с ним занятий, причем не с одним педагогом, а теми, кто может ускорить процесс. Это нейропсихолог, логопед, психолог, инструктор ЛФК.

Если в школе скучно учиться

— Ребенок легко научился читать и писать перед школой. Но ему может быть скучно на уроках. Как сделать так, чтобы это не случилось?

— У всех детей свой темп усвоения материала, уровень общих знаний и умений, привычек, традиций, поэтому индивидуальный подход — это лучшее решение. Карточки, индивидуальные тетради, задания по уровням, когда не весь класс одновременно работает с одним материалом.

Некоторые дети усваивают программу быстрее других, и наоборот. Кто-то может перейти от букваря к чтению книг, а также к самостоятельным заданиям.

В любом случае в классе учатся дети разных уровней знаний, умений и возможностей. Индивидуальный подход — это выход. Это поможет не только тем, кого нужно подтянуть или, наоборот, ускорить, но и детям, у которых есть творческие, языковые, математические способности.

— «У вас ребенок не логопедический?» — спрашивают в школе, и это звучит чуть ли не как приговор. А если работали с логопедом, но не все проблемы ушли?

— Меня последнее время особенно тревожит именно то, о чем вы говорите. Если ты не такой, как все, то родители слышат: «заберите своего ребенка», «неудачник», «лузер».

В социальном аспекте мы все время говорим о толерантности, на самом деле неугодных выживают, вешают ярлыки. Но проблема не только в наших эмоциях, а прежде всего в нормативной базе.

Вот разговор с завучем одной московской школы, это бывшая наша студентка, по второму образованию логопед, проблемы особенных детей знает не понаслышке.

«Официально мы берем всех детей, особенно если они прошли психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и им определена программа. На деле — директор в приватных беседах просит найти аргументы и отказать семье, предложить домашнее, семейное, любое обучение, лишь бы не в школе», — рассказывает мне завуч одной московской школы, логопед по образованию. «Почему?» — спрашиваю я. «Потому что нет времени и кадров на этих детей — это первое, а второе — рейтинг школы».

Сейчас по закону об образовании и ФГОС получить занятия у логопеда можно только для детей с ОВЗ. То есть после прохождения ПМПК. Получается, что услуги логопеда при дисграфических проблемах в условиях общеобразовательной школы не предусмотрены.

При этом ребенка вынуждают учиться по другой программе. Получается, что все дети с логопедическими проблемами автоматически «выпрыгивают» из нормотипичного развития и вынуждены получать статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Очень грустно, что школа требует диагноз, когда нужно работать с конкретными особенностями, дефицитами детей, тем более — временными.

— В последние месяцы перед школой что можно подтянуть у первоклассника? И при этом не терять последнее дошкольное лето.

— Мне в принципе не нравятся дедлайны, а в том, что касается коррекционной работы, особенно. В коррекции нужна регулярность, комплексность. Не стоит из последних сил что-то делать.

Если проблема не была решена до школы, то можно продолжить ею заниматься далее. А в последние деньки просто насладиться беззаботностью.

Мне кажется, что в первую четверть много будет времени, если дети идут в школу уже читающими и пишущими.

О том, как подготовить ребенка к школе, я уже рассказывала «Правмиру» .

Какие проблемы могут быть в школе в первые месяцы? Как помочь?

— Дети могут быть рассеяны, встревожены, плаксивы, но это физиологично для них в этом возрасте. Многие психические процессы в стадии формирования — внимание, речь, произвольная регуляция деятельности.

Школьное время должно состоять из сменяющих друг друга периодов обучения и расслабления. Работоспособность только формируется.

Некоторые дети сразу включаются в урок, особенно это свойственно девочкам, другие же долго раскачиваются, зевают, что-то ищут в портфеле. Кто-то быстро работает, а потом скучает, другой — никак не включится, но быстро выполняет, третий — медлителен.

Учесть темп каждого ребенка сложно. Но это и есть организация учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. А также психологических, логопедических, физиологических особенностей.

Вы спросите — как это организовать? Но ведь есть опыт. Есть школы, где перемежают уроки с зарядкой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда школа продумывает удобные мелочи — красивые холлы, ресурсные сенсорные зоны.

Подготовим ребенка к школе: советы логопеда
консультация на тему

Уважаемые родители! Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени – да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И не уповайте, на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребёнка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников и кружочков. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника, круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной – пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно.

С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо, бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает движения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б; Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков. Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду. Дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах.

Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

5. В это же время – от пяти до пяти с половиной лет – ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги. Важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить слово «круглый», и научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах.

9. Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

10. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; плетение из ниток.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

– выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

– выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

– руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

– пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

– сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Доброго пути Вам и вашему малышу.

Как готовить детей к школе? Советы логопеда
консультация по логопедии на тему

Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_logopeda.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему всё необходимое: одежду (форму) и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение.

Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

Из чего складывается этот процесс? Из целого комплекса составляющих, которые касаются буквально всех сторон личности маленького человечка.

Представим себе для наглядности огромное дерево. Если в его корнях поместить «готовность к школе», а ветви, образующие крону, назвать: «мышление», «речь», «чтение», «счет», «память» (в том числе мускульная) и т.д., то ствол — это «произвольность поведения», а вершина дерева — способность ребенка воспринимать звуки, различать их и т.п. — то, что специалисты называют «фонематический слух».

Вот знаменитое высказывание по этому поводу известного психолога А.Р. Лурия: «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звуко-буквенного анализа».

К сожалению, не у каждого ребенка они достаточно развиты. Как показывает статистика, детей с недоразвитым фонематическим слухом — порядка 50%. Правда, степень нарушения устной и письменной речи у них различна, но всё равно это затрудняет их обучение в общем потоке. Многие родители и воспитатели детских садов стараются так или иначе выправить негативную ситуацию, даже приглашают логопедов. Однако тут же прекращают занятия с дошкольником, как только у него исчезают явные (слышимые) нарушения.

Но вот, наконец, ребенок поступает в школу. И тут-то «скрытая патология» начинает цвести пышным цветом. Иначе говоря, всё более явственно проступают разнообразные нарушения письменной речи.

Какие нарушения наблюдаются чаще всего? Их множество:

— в гласных — любые замены (о=а, е=и, о=ю), пропуски букв.

— в согласных — смешение д=т, б=п, т=п, н=п, с=з.

— некоторые предлоги пишутся слитно («втрех шагах…», «понебу…»).

— есть лишние слоги или пропуски в них букв («слеледы», «возращался»)

— допускаются ошибки в корне слова («скврцы», «раступились…»)

— не дописываются окончания слов («перелест») — нет согласования слов («пришел сентября…»).

Отсюда ясно, как важно научиться ребенку дошкольного и букварного периода различать — «дифференцировать» — смешиваемые при написании буквы —«графические формы»: а–о, и–э, я–ё, о–б, и–у, т–д, е–а, р–л, о–е, х–ж, р–п, б–д, у–з, р–з, ш–щ, и–ц, ц–щ, ш–ж, и т.д., а также звуки — «фонетические формы» (на слух дети их тоже смешивают):, ы–я, ю–ё, е–я, с–з, е–и, д–т, б–п, к–г, в–ф, ш–ж, с–ч, и т.д.

Но времени в дошкольный и букварный период на эту работу не хватает! Да и учителя начальной школы своими уроками не в состоянии заменить занятия логопеда. Вот и возникает замкнутый круг. В результате нередко развивается стойкое отставание ребенка по русскому языку — вплоть до 11-го класса, а родители думают, что ребенок не учит правил и мало читает. Дело, конечно, не в правилах. Можно вызубрить их все, однако на практике, в учебной ситуации ребенок не видит или не слышит слова, и применять правило в том или ином конкретном случае он не может. Для этого нужна длительная помощь профессионала-логопеда!

Дорогие родители! Не спешите браться за ремень! Вдумайтесь внимательно в неуспехи своего ребенка. Стремитесь помочь ему. Ведь это не просто «нелепые» ошибки, а результат неправильного восприятия им звуков — или, как мы говорим, несформированности фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Таких детей часто относят к разряду лентяев — неработоспособных, рассеянных, невнимательных или плохо переключающих внимание. Но это не вина их, а беда, так как у них плохо со слуховым восприятием, нарушение фонематического слуха. В свою очередь, это влечет за собой

— запоминать фразу из 4–5 слов,

— затруднения в письме по памяти и т.д.

Такие дети не могут подбирать проверочные слова, у них отсутствует языковое чутье.

Чтобы избежать всё это, требуется большая подготовительная работа с ребенком до школы.

Что же конкретно нужно делать? Как говорят нейролингвисты: «Впускать речь». Чем раньше вы начнете развивать речь ребенка, тем лучше. Именно в период до 5-ти лет нейросенсорные пути открыты слову, звукам. В этот период необходимы звуковые подражания, потешки, считалки, скороговорки, песенки. Каждый день обязательно читать ребенку не только сказки, но и стихи: это формирует ритмическую сторону речи. Речевое творчество должно быть совместным: вместе с ребенком следует рассматривать картинки и предметы, говорить, рассказывать, рисовать, петь, сочинять и т.д. Короче, «оречевлять» требуется всю совместную деятельность с ним.

Может возникнуть вопрос: стоит ли все это делать, если ребенок маленький и даже еще не говорит? Просто необходимо! Любой ребенок с рождения и далее должен буквально «купаться» в звуках — речевых и неречевых, естественным путем различать их, узнавать и повторять. Ответная реакция, если ребенок слышит, и нет опасения, что у него снижен слух, обязательно наступит. Но не надо соревноваться, соперничать с другими семьями: все дети развиваются по-разному.

А если ребенок учит иностранный язык? Важно умерить родительские амбиции по поводу раннего обучения детей иностранному языку. Как часто мы слышим браваду: «Мой сын лучше говорит на английском, чем на русском!». На практике «двуязычные» дети долго овладевают родным языком и часто смешивают буквы и звуки.

Нельзя также учить чтению детей, не выговаривающих звуки, так как это ведет к ошибкам на письме и закреплению уже дефектного произношения.

Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин. Родной язык — и средство общения, выражения мысли, и мощный стимул развития личности человека.

Удачи и успехов Вам, дорогие родители, а мы, логопеды, всегда Вам поможем!

«Ребенок идет в школу». Советы логопеда

Борисова Наталья Евгеньевна
«Ребенок идет в школу». Советы логопеда

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?

Бытует мнение, сто достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний.

Необходимо также чтобы будущий первоклассник умел:

Управлять своим поведением и подчинять свои действия правилам

Ориентироваться на заданную тему

Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме

Самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образу

Работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца

Для наиболее успешного обучения в школе ребенку необходима зрелость следующих функций.

МОТОРНАЯ (ДВИГАТЕЛЬНАЯ) СФЕРА

Для развития этой сферы подойдут упражнения артикуляционной гимнастики, игры на расслабление – напряжение (напряги только руки, а теперь только ноги т. п.,любые занятия по развитию пальчиковой моторики: перебирание гречки, риса, лепка, раскрашивание, штриховка, игры с мелкими игрушками, конструктором, повторение различных узоров, которые можно нарисовать безотрывно. Идеально подойдут все игры с мячом, танцы, велосипед, плавание.

СФЕРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

При копировании пространственно ориентированных фигур, ребенок не должен допускать «зеркальных» ошибок, ошибок связанных с размером и расположением фигур.

Складывайте из палочек различные фигуры, просите ребенка сделать такую же, нарисовать такую же. Потом нарисовать (сложить) ее так, как видит сидящий сбоку или напротив. Рисуйте схемы комнаты и «прячьте» предмет, обозначая его крестиком. Ребенок должен догадаться, что вы зашифровали.Как можно чаще пользуйтесь устным обозначением пространства: право-лево, верх-низ и т. д.

Подойдут игры, когда ребенок должен хлопнуть в ладоши на заданный звук (например, на звук [л]и перечисляете: п, л, т, в, л, б, л, д, л, л и т. д.). Игры, когда следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего (типа «городов», но тематику можно расширить. Подбирать рифмы к словам. Выделять первый звук в слове, второй, третий и т. д. Очень полезны игры, когда взрослый «прячет»слово: называет отдельными звуками с паузой после каждого звука (например: к – о – ш – к – а, ребенок должен назвать слово, а затем ребенок «прячет» слово.

Ребенок должен составлять рассказ по картине и по серии картинок. Обращайте внимание на понимание сюжете, на оформление речи. Разбирайте, что главное на картине, последовательность событий – что сначала, что потом. Просите пересказать любимую сказку, короткие рассказы. Важна не дословность, а передача смысла а грамотность речи.

Для тренировки слухоречевой памяти учим длинные фразы, стихи, пересказываем тексты.

С целью тренировки зрительной памяти берем шесть непохожих игрушек и две похожие (игрушки можно заменить картинками, любыми другими предметами). Всех размещаем в ряд. Просим назвать их, запомнить, что за чем идет. Просим отвернуться, и меняем местами или прячем одну игрушку. Затем ребенок поворачивается, ищет ошибку и делает, как было.

Учите обобщать явления, которые ребенок видит. Все, надевают на тело – одежда, что надевают на ноги – обувь и т. д. Стаканы, очки и окна сделаны из стекла, а матрешка, стол и дверь – из дерева и т. д. Ребенокпо аналогии должен показать картинку: если пауку паутина, то пчеле – (улей); если собаке кость, то медведю – (мед); если малышу погремушку, то школьнику – (книгу) и т. п. Каждый раз в качестве ответа предлагаются несколько картинок. Желательно, чтобы ребенок научился к школе делать это задание молча. Придумывайте аналоговые варианты заданий.Также подойдут любые задания на сравнение предметов: что похоже и что разное у тигра и льва, у яблока и груши, у фломастера и карандаша и т. д.

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей “подготовки к школе” не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Читайте также:  Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
Ссылка на основную публикацию