Правильно ли говорит ваш ребенок

Правильно ли говорит ваш ребенок

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
Родительские собрания
Автор: Журавлева Светлана Александровна
25.03.2015 16:08

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?

-Многие родители задаются вопросом: “Правильно ли говорит мой ребенок? К каким нормам стремиться?”-

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же. Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.

Признаки нарушения речи ребенка

  • отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
  • длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний

(патология: «ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)

  • длительное отсутствие стремлению подражать новым словам

(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1, 10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)

  • более позднее появление фразы

(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)

  • стремление подражать не контуру целого слова, а его части.
  • Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики- «тят», масло- «ма», девочка- «де»)
  • длительное, морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу

(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.» — девочка несет флажок.

  • Значительное преобладание «внутренней»(импрессивной) речи над «внешней»(экспрессивной)

(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план», как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: «ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные затруднения

Речевые игры дома:

  • «большое-маленькое»(лимон-лимончик, стол-столик)
  • «все наоборот»(добрый-злой, высоко-низко, вышел-зашел)
  • «один-много»(дом-дома, зима-зимы)
  • «посчитаем до 5»(один стол, два стола. пять столов, но пять стульев, т.е. разные окончания грамматических форм)
  • «назови одним словом»(диван, кровать, кресло — это мебель)
  • «кто больше найдет деталей»(у стула есть: ножки, сиденье, спинка, болты, гайки, ткань. )
  • «Чей-чья-чьё-чьи?»(у медведя хвост межвежий, голова медвежья, брюхо медвежье, лапы медвежьи)
  • «кто больше скажет?»(Это слива. Она фиолетовая. Овальная. Сочная. Кислая. Витаминная. Можно сварить сливовое варенье. Выжать сливовый сок. Засушить и сделать сухофрукт. )

Помощь родителей в воспитании правильной речи:

  • по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  • активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов (Зачем? Почему? Как?)
  • поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
  • замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
  • использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
  • развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  • совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  • Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  • Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений

Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:

игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи (чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)

  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах «затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания

при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета

  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук

часто посещать с ребенком выставки, музеи, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  • Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
  • если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
  • если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
  • если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
  • если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
  • если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
  • если ребенка окружают понимание и дружелюбие-он учится находить любовь в этом мире

Важно! Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка.

Правильно ли говорит ваш ребенок

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Фонетический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом .

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно важно развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимани я

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук . Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

А ваши дети произносят «Р»?

За последние годы резко возросло число детей с зубочелюстными аномалиями. Данная патология является причиной нарушения фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения. Все это приносит немало огорчений и ребенку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, и родителям. Часто встречаются неправильное положение зубов, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус и др.). В этих случаях просто необходимо сотрудничество логопеда с врачом-ортодонтом.

Хотелось бы заострить внимание и поговорить о такой патологии, как укорочение уздечки языка. Как известно, укороченная уздечка языка ограничивает его движения, ребенку трудно поднять язык вверх (достать нос), опустить вниз (достать бородку), повернуть влево, вправо (достать щеку).

У некоторых детей можно заметить раздвоение кончика языка. При этом ребята дефектно произносят не только , , но и шипящие звуки. Они произносят их в «нижнем положении» или как губно-губные, смягченно.

Нередко укороченные уздечки языка выявляются и у родителей. Такова семейная особенность. При нормальной уздечке языка в состоянии физиологического покоя его кон­чик прилегает к небной поверхности верхних фронтальных зубов.

При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно, и он не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек.

Различают пять видов укорочения уздечки языка по классификации Ф.Я.Хорошилкиной. Если у ребенка укорочение I—III видов, логопед может с помощью упражнений растянуть подъязычную связку. Полезен при этом и логопедический массаж уздечки языка.

Одновременно можно отрабатывать верхний подъем языка, используя комплекс артикуляционных упражнений («оскал», «любопытный язычок», «хоботок»-«оскал», «маляр», «чашечка», «почистим верхние зубки» (снаружи, изнутри), «грибок», «грибок»-«гармошка», «лошадка», «пулемет», длительное удерживание широкого кончика языка у верхних зубов и др. ). Добиться нужной вибрации кончика языка можно с помощью зонда или упражнения «Заведи молодчик» от «д-д-д», от «джж». Упражнение проводится в сочетании с быстрыми движениями пальца ребенка под языком.

Гораздо труднее поставить при укорочении уздечки языка IV—V видов. Ребенка необходимо направить на консультацию к врачу-ортодонту, так как в данном случае не обойтись без хирургического вмешательства. Уже на следующий день логопед может предложить комплекс артикуляционных упражнений для выработки верхнего положения языка и вибрации кончика языка, столь необходимой для постановки звука .

Правильно ли говорит ваш ребенок

Недавно наблюдала на улице такую сцену… Два мальчугана лет пяти о чем-то мирно беседовали. Неподалеку стояли мамы, наблюдая за своими чадами. Один из мальчишек подбежал к одной из женщин и спросил: «Мама, можно я покатаюсь на Мишином йисипете?». Женщины переглянулись и дружно захохотали. «Как ты сказал? Ну-ка повтори, повтори», – сквозь смех попросила мама. Мальчишка, ничего не понимая, смотрел на маму удивленными глазами и молчал…

Не могу не привести слова одного из первых логопедов нашей страны М.Е. Хватцева: «Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык он входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание родного языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения школьной программой. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности».

Воспитанию правильной речи способствует развитие слухового внимания и восприятия. Для этого можно использовать разнообразные игровые упражнения: «Узнай по голосу» (можно играть со сверстниками), «Эхо» (точное повторение того, что услышал), «Найди игрушку» (используя тихую и громкую музыку или звон бубна, колокольчика). Очень полезно прослушивание музыкальных произведений. Можно попросить рассказать, о чем это произведение по мнению ребенка, какая это музыка (грустная, веселая), или передать характер музыкального произведения различными движениями, танцем. Полезно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны: «Какие звуки доносятся с улицы? Какие звуки живут в квартире?». Дети услышат тиканье часов, гудение холодильника, звук кипящего чайника, голоса людей, гудки автомобилей, звуки птичьих разговоров (чириканье воробьев и карканье ворон), ссоры котов и т.д. В процессе игры можно предложить ребенку повторить звуки, которые они слышали: жужжание мухи, шуршание шин автомобилей, звук самолета и комарика, бульканье воды в тазу… Данные игры дают возможность развивать у детей слуховое внимание, т.е. учат слушать и слышать окружающий мир. И, таким образом, ребенок становится более восприимчивым к звучанию речи.

Необходимо уделять большое внимание выработке общей внятности речи, четкой дикции, изживанию остатков лепетной речи. Ни в коем случае взрослые не должны говорить с ребенком на детском языке, копируя неправильную речь детей.

Для работы над формированием правильного звукопроизношения необходимо активно использовать речевые игры. Для таких игр лучше использовать знакомый детям материал. Тогда игра будет более осмысленной и результативной. Можно использовать различные инсценировки с диалогами, песенки, стихотворения, в которых часто произносится нужный звук (А.Л. Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др. детские авторы). Необходимо стараться говорить выразительно.

Для понимания содержания игры, установления связи с окружающей действительностью перед началом игры можно показать картинки. Например, «Едет поезд» (Ч-Ч-Ч), «Лопнул воздушный шарик» (С-С-С), «Шум машин на дороге» (Ш-Ш-Ш), «Летит комарик» (З-З-З), «Собака сердится» (Р-Р-Р) и т.д.

Очень полезно играть с детьми в такие игры, как логопедическое лото, речевое домино, игры на придумывание слов с трудными звуками, заучивание длинных слов (проговаривание слов по слогам, добавление недостающего слога).

Ребенок шести-семи лет, несомненно, может и должен пойти в школу с совершенно чистым звукопроизношением и сформированным грамматическим строем речи. Но эта работа требует систематичности, выдержки и терпения. Это длительный труд, который требует от взрослого большого терпения и понимания.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения и развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем легче ему будет овладеть процессами чтения и письма. Нарушение речи – это серьезная причина для беспокойства. Некоторые дети даже в дошкольном возрасте стыдятся своего речевого дефекта. У них формируется комплекс неуверенности. Дети боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, что, в свою очередь, приводит к замкнутости или, наоборот, к повышенной возбудимости (такой ребенок часто не умеет сдерживать себя, дерется). Ни в коем случае нельзя смеяться над неправильной речью, дразнить ребенка. Это может вызвать страх перед процессом говорения.

Недоразвитие речи, в дальнейшем, как правило, сказывается на школьной успеваемости. В письменных работах появляется много специфических, логопедических, ошибок.

Ольга Григорьевна Исавнина,
учитель-логопед,
детский сад ГДОУ №22,
г. Санкт-Петербург

“Как помочь ребенку стать читателем”
статья на тему

Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebenku_stat_chitatelem.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Д. Дидро К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса.

статья – рекомендация ” Как помочь ребенку стать читателем” ( дети с ОВЗ).

Как помочь ребенку стать читателем.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой.

в материале даны рекомендации для родителей.

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не лю.

Как помочь ребёнку стать читателем

Как родители могут помочь ребёнку

чтение, помощь родителей

«Как помочь ребенку стать читателем».

Эпиграфом к выступлению я взяла слова философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Дети осваивают навыки чтения задолго до того, как пойдут в школу. Обычно это начинается тогда, когда у них появляется способность воспринимать шрифт.

Тем не менее, в современном мире все большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Развитие средств информации снижает у детей потребность в чтении, т.к. в данном случае ребенок выступает как пассивный субъект и у него не возникает необходимости и внутренней потребности в приобретении этого навыка.

Так что же надо сделать, чтобы ребенок полюбил читать книги?

Конечно же, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

Но, помимо этого очень важна техника чтения ребенка. Ведь мы прекрасно понимаем, что при низкой технике чтения ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Кстати, грамотное письмо также связано с навыком чтения. Одним словом, именно навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Для учащихся 1 классов допускается читать по слогам в течение первого года обучения, но к концу учебного года они должны читать слитно, целыми словами.

Сформированный навык чтения характеризуется единством четырех компонентов: сознательность, правильность, беглость и выразительность.

Правильное чтение – это чтение без ошибок.

Сознательность чтения заключается в осмысление прочитанного. О том, что чтение является осознанным свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла. А чтобы осмысление прочитанного происходило быстрее, у ребенка должен быть хорошо развит словарь, он должен понимать значение слов, которые читает.

Важно обратить внимание на темп или, по другому сказать, на скорость чтения. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.

И 4-м компонентом является выразительность чтения. Данный показатель напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения. Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков).

Как Вы думаете, когда ребенок начинает учиться читать, какое физическое действие он делает одним из первых?

Он ставит на печатную страницу палец. Многие люди считают, что палец замедляет чтение. Давайте проведем эксперимент.

Сначала вы усаживаетесь лицом друг к другу на расстоянии 60 см, причем руки у вас скрещены на груди, а головы неподвижны.

Пусть теперь один из вас вообразит идеальную окружность диаметром около 45 см. Она должна находиться на расстоянии 30 см перед глазами. Человек, представивший этот круг, медленно обводит его контур глазами, а второй партнер очень внимательно всматривается в первого, чтобы точно проследить, как действуют его глаза.

У того участника эксперимента, который вообразил окружность, должно быть ощущение, что он двигает глазами точно по периметру окружности

На этой стадии не следует обмениваться информацией о том, что конкретно каждый из вас видит или испытывает.

Затем нужно поменяться ролями, чтобы теперь уже второй участник представил себе окружность и обвел ее взглядом, в то время как первый следил бы за движениями его глаз. По окончании эксперимента обменяйтесь сведениями о том, что каждый из вас обоих видел по движению глаз партнера и что вы чувствовали сами, когда отслеживали воображаемую окружность.

Почти всегда в первой части эксперимента получится фигура, форма которой весьма далека от окружности! Она будет похожа на изломанный многоугольник, показанный на рис. Большинство людей сочтут данное упражнение трудным.

Рис. 1. Фигура, обозначающая движение глаза, который перемещается вдоль контура окружности без посторонней помощи

Во второй части этого эксперимента вы с партнером усаживаетесь точно так же. На сей раз один из участников помогает другому, очерчивая указательным пальцем правильный круг. Тот, кому ранее не удавалось отследить воображаемую окружность, теперь прекрасно следует за пальцем своего партнера вдоль всего контура, фиксируя про себя, что испытывают его глаза, когда движутся вслед за пальцем. Тот участник, который служит “указкой”, как и прежде, внимательно наблюдает за движением глаз партнера. Затем роли участников снова меняются, а по окончании эксперимента они обсуждают собственные ощущения и рассказывают о своих наблюдениях за глазами партнера.

При проведении эксперимента не водите пальцем слишком быстро, не делайте несколько кругов и не пытайтесь загипнотизировать своего партнера!

Во второй части этого несложного опыта большинство участников придут к выводу, что глаза плавно следуют за “указкой” и делать это гораздо удобнее, нежели в первом случае

Рис. 2. Фигура, показывающая движение глаза, который обходит контур окружности с помощью “указки”

Это происходит потому, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся объектом, поскольку именно движение, происходящее в окружающей среде, содержит основную информацию.

Таким образом, указка минимизирует объем работы, которую должны проделывать глаза, поддерживает сфокусированность мозга и обеспечивает постоянный рост скорости чтения, сохраняя в то же время высокую степень понимания. Глаза при следовании за указателем гораздо меньше устают и действуют более эффективно.

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ?

Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом, восточно-азиатской палочкой для еды или вязальной спицей. Такая указка не будет заслонять текст.

По этой причине не следует пользоваться для данной цели ладонью или пальцем (разве что ничего другого под рукой нет), поскольку и палец, и особенно ладонь слишком толсты и будут мешать вам видеть.

Для достижения наилучшего эффекта вдоль строки, мозг при чтении сам даст глазам указание, где они должны приостанавливаться.

Рис. 3. Иллюстрация, показывающая правильное расположение указки при ее использовании для чтения

К тому же указка позволяет значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок при чтении незнакомого текста.

Как вы считаете, можно ли читать лежа?

  1. При чтении лежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, которое должно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижает остроту зрения.
  2. При чтении лежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритм дыхания. Как известно, ин­теллектуальная деятельность в значительной степени зависит от правильного ритмического дыхания.
  3. При чтении лежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Очень часто от школьников долго читающих лежа, приходится слышать жалобы на боли в затылочной части мозга. Спе­циалисты считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых на старинных гравюрах и фото­графиях. Как правило, они работают стоя за специальной на­клонной конторкой.

Конечно, не следует забывать о гигиене зрения. В памятке приведены упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век.

И в заключение, 6 простых способов для улучшения навыков чтения у детей.

  1. Читайте вслух своему ребенку. Дети вслушиваются в то, как вы читаете, и затем сами учатся читать. Ваш пример показывает им, как должен звучать прочитанный текст, как быстро следует читать и как не нарушать порядок предложений. Не страшно, если вы читаете ребенку книгу, которая чуть выше его уровня. Большинство детей понимают, о чем идет речь, даже если история выше уровнем, чем та, которую они могут читать сами. Читая вашему ребенку, вы прививаете ему любовь к книгам. В идеале, чтение должно стать для него приятным времяпрепровождением. Зачастую маленькие читатели не любят читать из-за того, что восприятие смысла приходит немного позже прочитанного – им приходится сначала складывать буквы в слова и при этом еще понимать, о чем они читают. Прочтите своему ребенку вслух то, что ему предстоит прочесть самому! Это облегчит восприятие смысла, так как в данном случае ребенок просто вникает в суть услышанного. 2. Пусть ребенок читает вам вслух. Пусть ребенок читает вам книгу или отдельную историю, которая соответствует его уровню чтения (можно брать книжки немного выше его уровня). Это могут быть даже книжки, принадлежащие младшим братьям и сестрам. Не волнуйтесь, если ребенок старается выбрать для чтения “легкую” книгу. В конечном счете, ребенку надоест читать легкие книги, и он захочет прочесть что-нибудь посложнее и интереснее. Помните: заданные на дом книги обязательны для чтения, к тому же они соответствуют уровню чтения ребенка, так как были утверждены образовательным стандартом. 3. Читайте со своим ребенком. Совместное чтение с ребенком может быть двух видов: чтение одного и того же абзаца (читаете вы, потом тот же самый абзац ваш ребенок) и попеременное чтение (каждый по одному новому абзацу). При совместном чтении вслух ребенок узнает, как нужно читать. Читайте на средней скорости: не слишком медленно (так теряется смысл), но и не слишком быстро (ребенок не сможет уловить слова). Можно использовать метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. 4. Представляйте себе историю. Некоторые книги не иллюстрируются, поэтому ребенок не имеет четкой идеи относительно того, что происходит и как все выглядит. Взрослые видят картинки у себя в голове, а детей нужно этому просто научить. Представление действия улучшает его понимание и восприятие мозгом ребенка. Задавайте ребенку вопросы о главных героях, развитии действия и др. Попросите, чтобы ребенок описал все, что он себе представляет. Вы будете удивлены, насколько ярко и интересно ребенок представляет себе тот или иной сюжет. Если издание проиллюстрированное, то, закрыв книгу, попросите, чтобы ребенок описал, что он увидел на картинках и что они могли значить. 5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши “предсказания” оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение. 6. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых.

Уважаемые родители, помните о том, что человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить эти тренировки по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

Как помочь ребенку стать читателем

Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку стать читателем»

Эпиграфом к выступлению я взяла слова философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Дети осваивают навыки чтения задолго до того, как пойдут в школу. Обычно это начинается тогда, когда у них появляется способность воспринимать шрифт.

Тем не менее, в современном мире все большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Развитие средств информации снижает у детей потребность в чтении, т.к. в данном случае ребенок выступает как пассивный субъект и у него не возникает необходимости и внутренней потребности в приобретении этого навыка.

Так что же надо сделать, чтобы ребенок полюбил читать книги?

Конечно же, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

Но, помимо этого очень важна техника чтения ребенка. Ведь мы прекрасно понимаем, что при низкой технике чтения ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Кстати, грамотное письмо также связано с навыком чтения. Одним словом, именно навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Для учащихся 1 классов допускается читать по слогам в течение первого года обучения, но к концу учебного года они должны читать слитно, целыми словами.

Сформированный навык чтения характеризуется единством четырех компонентов:

  • сознательность,
  • правильность,
  • беглость
  • выразительность.

Правильное чтение – это чтение без ошибок.

Сознательность чтения заключается в осмыслении прочитанного. О том, что чтение является осознанным, свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла. А чтобы осмысление прочитанного происходило быстрее, у ребенка должен быть хорошо развит словарь, он должен понимать значение слов, которые читает.

Важно обратить внимание на темп или, по-другому сказать, на скорость чтения. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.

И четвертым компонентом является выразительность чтения. Данный показатель напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения.

Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков).

Как Вы думаете, когда ребенок начинает учиться читать, какое физическое действие он делает одним из первых?

Он ставит на печатную страницу палец. Многие люди считают, что палец замедляет чтение. Давайте проведем эксперимент.

Сначала вы усаживаетесь лицом друг к другу на расстоянии 60 см, причем руки у вас скрещены на груди, а головы неподвижны.

Пусть теперь один из вас вообразит идеальную окружность диаметром около 45 см. Она должна находиться на расстоянии 30 см перед глазами. Человек, представивший этот круг, медленно обводит его контур глазами, а второй партнер очень внимательно всматривается в первого, чтобы точно проследить, как действуют его глаза.

У того участника эксперимента, который вообразил окружность, должно быть ощущение, что он двигает глазами точно по периметру окружности

На этой стадии не следует обмениваться информацией о том, что конкретно каждый из вас видит или испытывает.

Затем нужно поменяться ролями, чтобы теперь уже второй участник представил себе окружность и обвел ее взглядом, в то время как первый следил бы за движениями его глаз. По окончании эксперимента обменяйтесь сведениями о том, что каждый из вас обоих видел по движению глаз партнера и что вы чувствовали сами, когда отслеживали воображаемую окружность.

Почти всегда в первой части эксперимента получится фигура, форма которой весьма далека от окружности! Она будет похожа на изломанный многоугольник, показанный на рис. Большинство людей сочтут данное упражнение трудным.

Рис. 1. Фигура, обозначающая движение глаза, который перемещается вдоль контура окружности без посторонней помощи.

Во второй части этого эксперимента вы с партнером усаживаетесь точно так же. На сей раз один из участников помогает другому, очерчивая указательным пальцем правильный круг. Тот, кому ранее не удавалось отследить воображаемую окружность, теперь прекрасно следует за пальцем своего партнера вдоль всего контура, фиксируя про себя, что испытывают его глаза, когда движутся вслед за пальцем. Тот участник, который служит «указкой», как и прежде, внимательно наблюдает за движением глаз партнера.

Затем роли участников снова меняются, а по окончании эксперимента они обсуждают собственные ощущения и рассказывают о своих наблюдениях за глазами партнера.

При проведении эксперимента не водите пальцем слишком быстро, не делайте несколько кругов и не пытайтесь загипнотизировать своего партнера!

Во второй части этого несложного опыта большинство участников придут к выводу, что глаза плавно следуют за «указкой» и делать это гораздо удобнее, нежели в первом случае.

Рис. 2. Фигура, показывающая движение глаза, который обходит контур окружности с помощью «указки».

Это происходит потому, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся объектом, поскольку именно движение, происходящее в окружающей среде, содержит основную информацию.

Таким образом, указка минимизирует объем работы, которую должны проделывать глаза, поддерживает сфокусированность мозга и обеспечивает постоянный рост скорости чтения, сохраняя в то же время высокую степень понимания. Глаза при следовании за указателем гораздо меньше устают и действуют более эффективно.

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ?

Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом, восточно-азиатской палочкой для еды или вязальной спицей. Такая указка не будет заслонять текст.

По этой причине не следует пользоваться для данной цели ладонью или пальцем (разве что ничего другого под рукой нет), поскольку и палец, и особенно ладонь слишком толсты и будут мешать вам видеть.

Для достижения наилучшего эффекта вдоль строки, мозг при чтении сам даст глазам указание, где они должны приостанавливаться.

Рис. 3. Иллюстрация, показывающая правильное расположение указки при ее использовании для чтения.

К тому же указка позволяет значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок при чтении незнакомого текста.

Как вы считаете, можно ли читать лежа?

1. При чтении лежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, которое должно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижает остроту зрения.

2. При чтении лежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритм дыхания. Как известно, ин¬теллектуальная деятельность в значительной степени зависит от правильного ритмического дыхания.

3. При чтении лежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Очень часто от школьников долго читающих лежа, приходится слышать жалобы на боли в затылочной части мозга. Специалисты считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых на старинных гравюрах и фотографиях. Как правило, они работают стоя за специальной наклонной конторкой.

Конечно, не следует забывать о гигиене зрения. В памятке приведены упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век.

6 простых способов для улучшения навыков чтения у детей.

1. Читайте вслух своему ребенку. Дети вслушиваются в то, как вы читаете, и затем сами учатся читать. Ваш пример показывает им, как должен звучать прочитанный текст, как быстро следует читать и как не нарушать порядок предложений. Не страшно, если вы читаете ребенку книгу, которая чуть выше его уровня. Большинство детей понимают, о чем идет речь, даже если история выше уровнем, чем та, которую они могут читать сами. Читая вашему ребенку, вы прививаете ему любовь к книгам. В идеале, чтение должно стать для него приятным времяпрепровождением.

Зачастую маленькие читатели не любят читать из-за того, что восприятие смысла приходит немного позже прочитанного — им приходится сначала складывать буквы в слова и при этом еще понимать, о чем они читают. Прочтите своему ребенку вслух то, что ему предстоит прочесть самому! Это облегчит восприятие смысла, так как в данном случае ребенок просто вникает в суть услышанного.

2. Пусть ребенок читает вам вслух. Пусть ребенок читает вам книгу или отдельную историю, которая соответствует его уровню чтения (можно брать книжки немного выше его уровня). Это могут быть даже книжки, принадлежащие младшим братьям и сестрам. Не волнуйтесь, если ребенок старается выбрать для чтения «легкую» книгу.

В конечном счете, ребенку надоест читать легкие книги, и он захочет прочесть что-нибудь посложнее и интереснее. Помните: заданные на дом книги обязательны для чтения, к тому же они соответствуют уровню чтения ребенка, так как были утверждены образовательным стандартом.

3. Читайте со своим ребенком. Совместное чтение с ребенком может быть двух видов: чтение одного и того же абзаца (читаете вы, потом тот же самый абзац ваш ребенок) и попеременное чтение (каждый по одному новому абзацу). При совместном чтении вслух ребенок узнает, как нужно читать.

Читайте на средней скорости: не слишком медленно (так теряется смысл), но и не слишком быстро (ребенок не сможет уловить слова). Можно использовать метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

4. Представляйте себе историю. Некоторые книги не иллюстрируются, поэтому ребенок не имеет четкой идеи относительно того, что происходит и как все выглядит. Взрослые видят картинки у себя в голове, а детей нужно этому просто научить. Представление действия улучшает его понимание и восприятие мозгом ребенка.

Задавайте ребенку вопросы о главных героях, развитии действия и др. Попросите, чтобы ребенок описал все, что он себе представляет. Вы будете удивлены, насколько ярко и интересно ребенок представляет себе тот или иной сюжет. Если издание проиллюстрированное, то, закрыв книгу, попросите, чтобы ребенок описал, что он увидел на картинках и что они могли значить.

5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши «предсказания» оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение.

6. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых.

Уважаемые родители, помните о том, что человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить эти тренировки по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

Пять золотых правил гигиены зрения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз — 33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

Корытько Ольга Петровна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 3″,
г. Ханты — Мансийск

Родительское собрание “Как помочь ребенку стать читателем”

Цели и задачи:

  • напомнить родителям о ценности детского чтения;
  • дать советы по привитию любви к чтению, привлечению к чтению детской литературы, развитию познавательного интереса;
  • вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;

Предварительная работа и оформление:

  1. Анкетирование родителей и детей. (См. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5).
  2. Выставка детской художественной литературы.
  3. Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
  • «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
  • «Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
  • «Повысить качество восприятия классики – повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

  1. Вступительное слово о роли чтения.
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Обсуждение путей решения этой проблемы.
  4. Советы родителям.

Ход родительского собрания

Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень. Слайды №2, №3.

Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Чудо свершает порой

Может сердцам повелеть.

Часто проходит сквозь строй.

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

И не зря многие известные люди пели гимн книге. Слайды: №4, №5 (приложение 5).

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.

Так газета «АИФ» недавно провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

В №37 за 2009год известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ, что 35% россиян не читают книги вообще.

Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал – Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно! Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, – тщетный человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги. И если мы сейчас не научим наших детей читать, не начнём снимать добрые фильмы именно для семейного просмотра, мы получим поколение, где, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком».

Недавние исследования социологов “Левада-центра” свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы “кризиса чтения”.

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.

Сегодня, когда чтение детей рассматривается как национальная ценность, нужно помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Сегодня вы много раз услышите, что не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение семейного чтения является важной задачей в воспитании читателя

Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.

А вот данные социологов:

  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
  • а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
  • 40% читают книги от случая к случаю.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал “Школьная библиотека”, 2003, 8).

Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).

А вот результаты анализа ваших анкет (дать анализ).

Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

(Дать возможность высказаться родителям).

Не читающие родители.

Причем не просто не читающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» – психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к А. Пушкину, К.Чуковскому.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить». или «мечтать».

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

— Марш к себе и читай!

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать?

Успокоенные, мы вернемся к телевизору».

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: «Успокоенные, мы вернемся к телевизору». О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?

(Пригласить родителей к диалогу).

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно. И ещё раз напомню- не читающий родитель воспитывает не читающего ребёнка.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – ребёнку очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Отнеситесь ответственно к выбору книги.

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Читайте ребенку и вместе с ребенком! Слайды №6, №7.

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему ребёнку.

Руководство детским чтением – сложная и увлекательная наука и одновременно искусство. Учиться этому можно всю жизнь, накапливая собственный опыт и знакомясь со специальной литературой. Могу порекомендовать вам специальный журнал для родителей «Семейное чтение».

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  • Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это “авторитетное” мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Иногда причины, мешающие ребенку начать читать, носят психологический характер: у ребенка сформировался своеобразный барьер против чтению, который малыш пока не в состоянии преодолеть сам. А может, у вашего ребенка есть другие причины отказа от чтения: ему сложно читать из-за нарушений зрения, он читает книжку, в которой ему встречается много незнакомых слов (иногда такого непонятого слова достаточно одного, чтобы ребенок бросил читать), крохе сложно представить то, о чем он читает.

Самое важное, что могут родители:

1) Посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Вот что по этому вопросу думает автор книги для родителей «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (СПб, 2000) известный библиограф нашей страны Нонна Николаевна Тимофеева. Прислушаемся к ее авторитетному мнению:

«Для этого, — говорит она, — надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство». В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены взрослым, другие — детям и представляют собой увлекательные книги о книгах. К пособиям первого типа относится упомянутое уже пособие Нонны Николаевны «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением».

2) Организовать дома семейную библиотеку.

«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

Зная это, выполняя это надо помнить, что это даст результаты только тогда, когда будем любить детей и делать будем это с любовью. Слайд № 8.

Я сегодня хочу подарить Вам некоторые советы, а чтобы руководствоваться ими соблюдайте следующие принципы: Слайд № 9.

Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть с наслаждением — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение”.

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Пусть наши совместные старания, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей сильной страстью и принесет им счастье.

Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья. Слайд №10

Предложить родителям решить ситуации (обмен мнениями). Приложение №4

Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.

Читайте также:  Речевая готовность к школе
Ссылка на основную публикацию