Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Загадки и скороговорки

Зага­ды­вать и отга­ды­вать загадки любят дети любого воз­раста. Найдя пра­виль­ный ответ, они раду­ются, что сумели про­явить наход­чи­вость и сооб­ра­зи­тель­ность. Очень велико вос­пи­та­тель­ное и позна­ва­тель­ное зна­че­ние загадок.
Они рас­ши­ряют кру­го­зор детей, зна­ко­мят их с окру­жа­ю­щим миром, явле­ни­ями при­роды, раз­ви­вают любо­зна­тель­ность и пыт­ли­вость, тре­ни­руют вни­ма­ние и память, обо­га­щают речь.

Кто хочет на загадки отгадки находить

Зага­ды­вать и отга­ды­вать загадки любят дети любого воз­раста. Найдя пра­виль­ный ответ, они раду­ются, что сумели про­явить наход­чи­вость и сооб­ра­зи­тель­ность. Очень велико вос­пи­та­тель­ное и позна­ва­тель­ное зна­че­ние зага­док. Они рас­ши­ряют кру­го­зор детей, зна­ко­мят их с окру­жа­ю­щим миром, явле­ни­ями при­роды, раз­ви­вают любо­зна­тель­ность и пыт­ли­вость, тре­ни­руют вни­ма­ние и память, обо­га­щают речь.

Осо­бенно инте­ресны народ­ные загадки. Так же, как и народ­ные посло­вицы и пого­ворки, они все­гда образны, поэ­тичны, скреп­лены риф­мами или созву­чи­ями. Для них харак­терны ясность, крат­кость, кон­крет­ность изло­же­ния, выра­зи­тель­ность и мет­кость опре­де­ле­ний. Чаще всего в загад­ках содер­жится пере­чис­ле­ние при­зна­ков, по кото­рым надо дога­даться, о каких пред­ме­тах или явле­ниях идет речь. От того, сколько этих при­зна­ков, насколько подробно они харак­те­ри­зуют то, что зага­дано, зави­сит про­стота или слож­ность загадки. Напри­мер, в загадке «Не огонь, а жжется (кра­пива) ука­зан один при­знак, но он настолько харак­те­рен, что его доста­точно для отга­ды­ва­ния. Ино­гда в загад­ках содер­жится по 3–4 при­знака: «Кругло, гор­бато, около мох­нато, при­дет беда — поте­чет вода» (глаз). Каж­дый из этих при­зна­ков нужен для опре­де­ле­ния зага­дан­ного слова.

В неко­то­рых загад­ках ори­ен­ти­ром для отга­ды­ва­ния слу­жат при­знаки, вскры­ва­ю­щие про­ис­хож­де­ние пред­мета, напри­мер: «От воды родится, воды боится» (соль), или его функ­ции: «Вес­ной весе­лит, летом холо­дит, осе­нью питает, зимой согре­вает» (дерево). Мно­гие загадки постро­ены на алле­го­риях. К ним отно­сятся загадки, где дей­ствие или при­знак пред­мета срав­ни­ва­ются с таким же дей­ствием или при­зна­ком дру­гого пред­мета или живого суще­ства, напри­мер: «Живут пять бра­тьев, один дру­гого меньше, и все одного имени» (пальцы) или «Белых овец полон хле­вец» (зубы).

Зна­ние всех этих осо­бен­но­стей и раз­но­вид­но­стей зага­док необ­хо­димо и для их под­бора и для их отга­ды­ва­ния. Надо поста­раться в доступ­ной форме объ­яс­нить это детям, разо­брать с ними подробно ту или иную загадку — тогда про­цесс отга­ды­ва­ния будет более осмыс­лен­ным. Зага­дав загадку, не надо торо­пить детей с отве­том. Если загадку никто не может отга­дать, надо пояс­нить ее, задать несколько наво­дя­щих вопро­сов, под­ска­зать пра­виль­ный путь в поис­ках решения.

У вос­пи­та­теля должно быть в запасе много зага­док. Они могут быть темой само­сто­я­тель­ных заня­тий, могут быть исполь­зо­ваны в пере­рыве между заня­ти­ями, во время отдыха, про­гулки и тогда, когда по непред­ви­ден­ным обсто­я­тель­ствам ранее наме­чен­ное заня­тие при­шлось отме­нить. Загадки все­гда инте­ресны детям.

Надо под­би­рать загадки по темам. Про­гулке в лес можно посвя­тить целую серию зага­док о рас­те­ниях, о явле­ниях при­роды. Гуляя по городу, дети наблю­дают за транс­пор­том, за рабо­той раз­лич­ных машин, на селе зна­ко­мятся с маши­нами сель­ско­хо­зяй­ствен­ными. Их наблю­де­ния очень жела­тельно под­кре­пить под­бо­ром соот­вет­ству­ю­щих зага­док на эту тему.

Ниже при­во­дятся загадки на мно­гие темы — народ­ные и совет­ских авто­ров. Они рас­по­ло­жены в опре­де­лен­ной системе (явле­ния при­роды, чело­век, живот­ный и рас­ти­тель­ный мир, тех­ника, уче­ние, книга, школа, жилище и домаш­ний быт, а также загадки-шутки и загадки с кол­лек­тив­ным ответом).

Хорошо, если наи­бо­лее понра­вив­ши­еся загадки дети запом­нят и будут зага­ды­вать другим.

Природа и ее явления

Белые цве­точки вече­ром рас­цве­тают, а утром увядают.

Загадки, пословицы и скороговорки о лете

Люди радовались лету во все времена. Они осмысляли явления природы через загадки и игры, сочиняли песни и прибаутки о цветах, деревьях, птицах.

В последние учебные дни и на каникулах детям наверняка пригодятся пословицы и поговорки про лето, скороговорки с летним настроением. А ещё загадки — как народные, так и шуточные, в стихах, с ответом в рифму.

Поговорки и пословицы про лето

  • Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
  • Красное лето — зеленый покос.
  • Кто летом в холодке сидит, тот зимой наплачется.
  • В июне на дворе пусто, а на поле густо.
  • Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал.
  • Июль — макушка лета.
  • Лето крестьянину — мать и отец.
  • Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.
  • Не проси лета долгого, проси теплого.
  • В августе серпы греют, вода холодит.
  • Лето припасает, зима поедает.
  • Готовь сани летом, а телегу — зимой.
  • В летнюю пору заря с зарёй сходится.
  • Что летом родится, зимой пригодится.
  • Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.
  • Лето — припасиха, зима — подбериха.
  • Летом каждый кустик ночевать пустит.
  • Летний день — за зимнюю неделю.
  • Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
  • Лето работает на зиму, а зима — на лето.
  • Лето собирает, а зима подбирает.

Летние скороговорки

  • Дед Данила делил дыню.
  • Овощи тащи — будут щи.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Шесть мышат в камыше шуршат.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  • Слушали старушки кукушку на опушке.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили.
  • Поле полное полыни выпало полоть Полине.
  • Вика нарвала крапивы у воды в тени под ивой.
  • В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи.
  • Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
  • Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.
  • У Антипа в саду одна липа, а Филипп посадил семь лип.
  • Зеленая береза стоит в лесу, зоя под березой поймала стрекозу.
  • Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • У реки — ивы, за селом — нивы, в корзине — фасоль, на столе — сливы.
  • Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
  • Рябина рубиновая, рубино-рябиновая. Рябина-рябиночка, родима кровиночка.
  • У Сашки в кармашке шишки да шашки. А у Маши на кармашке маки и ромашки.
  • Поле-то не полото, поле-то не полито, просит полюшко попить — нужно полюшко полить.
  • В лесу лиса под сосенкой стелила постель лисенку. Из листьев постель для сына, а листья слетели с осины.

Загадки про лето

У извилистой дорожки растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко — будет горстка зёрнышек.

Я капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться, а имя дала мне родная землица.

Что за чудо-красота! Расписные ворота

Показались на пути! В них ни въехать, ни войти

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет!

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

На зелёном шнурочке

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

На ромашку у ворот

Хвост пушистый — краса!

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

На грядке вырос куст.

Бегать вовсе не умеют,

Огоньком в траве желтеют,

Без хвостов они с сестричкой,

Ножки, словно трубочки,

На пеньке сидят ребята

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется.

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней май сережки дарит ей.

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

  • Поздравления от Деда Мороза. Новогодние стихи
  • Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
  • Русские народные потешки для детей

Многие народные загадки знакомы буквально всем, ведь каждому в детстве рассказывали про “Антошку на одной ножке” и про “золотые монетки”, которые падают с ветки. Но другие русские загадки незаслуженно забыты, а ведь они построены на интересных сложных образах, отлично развивают фантазию ребенка и даже прививают литературный вкус. Почаще загадывайте их малышу, это доставит удовольствие и вам, и ему!

“В золотой клубочек спрятался дубочек” – ваш ребенок знает, что это такое? А ведь это одна из самых простых загадок в нашей подборке!

Мы еще одну подборку народных загадок составили. Есть очень хитрые!
Например:

Сидит на палочке в красной рубашке.
Брюшко сыто, камешками набито.

А вот догадайтесь, что это!

Возможно, вам понравится эта подборка народных загадок:

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга . (пылесос)

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит . (тень)

Цвет зеленый, без сомненья,
Всем поднимет настроенье.
Есть в болоте хохотушка-
Пучеглазая . лягушка

Желтый цвет, прошу заметить
Любят взрослые и дети.
Посмотри в свое оконце:
Что увидешь в небе. солнце

Круглый он и полосатый
На бахче ростет ребята
Очень сладкий он на вкус
Называется. арбуз

Звезды разные бывают
Утром звезды в небе тают
А в морях забот не зная
Плавает звезда. . морская

Я сегодня рисовал
Краской на листе овал
И сказал мой друг Виталик
Это же воздушный. шарик

***Скатерть бела Весь свет одела. (Снег)
Белое покрывало На земле лежало. Лето пришло — Оно всё сошло. (Снег)
*** Морковка белая Всю зиму росла. Солнышко пригрело И морковку съело. (Сосулька) *** Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд)
*** С неба – звездой, На ладошку – водой. (Снег)
*** Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит И стоять не велит. (Мороз)
*** Детки сели на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки)
***На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
*** Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт — Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
*** Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз)
*** Ночью он, пока я спал, Пришёл с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья. (Мороз)
*** Он катки для нас устроил, Снегом улицы занёс, Изо льда мосты построил, Кто же это. (Дед Мороз)
*** Все его зимой боятся — Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице… (Мороз)
*** Поглядели мы в окно — Аж глазам не верится! Всё вокруг белым-бело И метёт… (Метелица)
*** Зимой, в часы веселья, Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня… (Хлопушка)
*** Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
*** Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
*** Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? (Февраль)
*** Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
*** Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от. (Ёлки)
*** Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег)
*** Её всегда в лесу найдёшь, Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. А к нам придёт Под Новый год — Ребята будут рады, Хлопот весёлых полон рот: Готовят ей наряды. (Ёлка)
*** К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придёт, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью… (Ёлка)
*** Родилась она в лесу, Там росла и расцвела. И теперь свою красу К Рождеству нам принесла. (Ёлка)
*** Снег идёт, под белой ватой Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята — Снова к нам пришла. (Зима)
*** По счёту первым он идёт, С него начнётся Новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано. (Январь)
*** Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я. (Зима)
*** Он чёрной тучей был сначала, Он белым пухом лёг на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег)
*** Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка)
*** Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и в миг Получился… (Снеговик)
*** Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной, У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель. (Снеговик)
*** Кто зимой метёт и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это – снежная. (Метель)
*** Если кот решил прилечь, Где теплее, там, где печь, И хвостом укрыл свой нос — Ожидает нас. (Мороз)
*** Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)
*** Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири)
*** Всё лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры — Помчались с горы. (Санки)
*** Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их . (Лыжи)
*** Зимой спит, Летом – ульи ворошит. (Медведь)
*** Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я! Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом. (Лыжи)
*** А ну-ка, ребята, Кто угадает: На десятерых братьев Двух шуб хватает. (Варежки) *** Их треплют, катают, А зиму таскают. (Валенки)
*** Он и ёлку, и подарки, И конфет для нас принёс. Это добрый и весёлый Наш любимый. (Дед Мороз)
*** Кто ребят под Новый год Веселить не устаёт? Кто подарки дарит детям? Кто ребятам всем на свете Ёлку из лесу привёз? Отгадайте! (Дед Мороз)
*** Он приходит в зимний вечер Зажигать на ёлке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это. (Дед Мороз)
*** Он приходит в зимний вечер Зажигать на ёлке свечи. Он заводит хоровод — Это праздник… (Новый год)

Читайте также:  О важности исправления речевых недостатков дошкольников

Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи
учебно-методический материал по логопедии на тему

Предлагаю Вашему вниманию, комплекс дыхательной гимнастики для детей с нарушением речи. Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
комплекс дыхательной гимнастики16.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 373 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКВОРУШКА» ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. НОВОСИБИРСКА

для детей с нарушениями речи.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи.

Все упражнения выполняются в указанной последовательности, к следующему упражнению можно переходить только после того, как будет освоено текущее упражнение. Гимнастику нужно проводить в состоянии покоя, можно использовать спокойную музыку или специальную расслабляющую музыку для медитаций.

  1. И.П.: лежа на спине, ноги вытянуты, руки по швам. Ребенку на живот кладут игрушку, а ребенок должен следить за тем как поднимается игрушка.
  2. И.П.: то же. Вместо игрушки кладется ладонь ребенка.
  3. И.П. сидя на стуле, следить за осанкой. Ребенок кладет ладонь на живот, старается почувствовать, как поднимается и опускается живот.
  4. То же в положении стоя (можно выполнять перед зеркалом).
  5. И.П.: сидя на стуле. Быстрый вдох через нос, выдох через нос продолжительный.
  6. И.П: то же. Вдох через нос, выдох через рот.
  7. И.П.: то же. Вдох через рот, выдох через нос.
  8. И.П.: лежа или сидя: вдох (5 сек.) – задержка (3 сек.) – выдох (5 сек.);
  9. «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов).
  10. Купите ребенку мыльные пузыри и учитесь надувать их по-разному: быстро, медленно, тихо, слабо.
  11. “Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
  12. “Немое кино”. Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
  13. Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
  14. Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
  15. Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
  16. Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ-СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения.

В процессе преодоления нарушений звукопроизношения важное значение имеет работа по формированию воздушной струи.Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновремен.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание – это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ.

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть.

Использование дыхательной гимнастики для профилактики фонематических нарушений речи у дошкольников.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха .

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания . Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

– выдох происходит плавно, а не толчками;

– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики–«снег»– и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.

Статья:

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1.Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от “киндер-сюрпризов” или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру “Кто быстрее”.

4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в “буль-бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в “Буль-бульки”, чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и “отведение косы” в сторону, на сильную – выдох и “взмах косой”.
Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Дыхательная гимнастика

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое . Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

« Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, – то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

Можно предложить ребёнку поиграть в мыльные пузыри, подуть на султанчики или вертушки (ветровички), задуть настоящую свечу и др.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. .к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания.

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

«Вдох – выдох»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как? Покажем малышам.

Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Муха

Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.

Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.

Волшебные заклинания

Цель: развитие фонационного дыхания

Содержание:

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

Гоночки

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Материал: Машинки – оригами.

Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.

Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату.

Ветряная мельница.

Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.

Бабочка

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха

Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:

Полети на облачко,

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».

Кораблик.

Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.

Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:

Пастушок дудит в рожок.

Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материал: Рожок, дудочка.

Содержание: Предложить ребенку как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Педагог показывает, что необходимо вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто подует громче всех.

Запасливые хомячки

Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов.

Содержание: Педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги).На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».

Куры

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки.

Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.

Футбол

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).

Шторм в стакане

Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.

Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.

Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Живые предметы.

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю, а также силу выдоха.

Содержание: возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. «Оживший» предмет покатится по направлению воздушной струи.

Задуй свечу.

Цель: Развивать плавность и интенсивность выдоха, увеличивать жизненную силу легких.

Содержание: Предложить ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения следить за плавностью выдоха и вместе с тем за его достаточной интенсивностью.

Гуси

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».

Жук жужжит

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.

Лопнула шина

Цель: Развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш».

Содержание: Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.

Вини Пух идет в гости к Пятачку.

Цель: Развитие речевого дыхания, плавного и длительно речевого выдоха.

Материал: два картонных домика, вырезанные из бумаги персонажи (или игрушки), можно использовать иллюстративную полянку (с изображением домиков и дорожки).

Содержание: Ребенку предлагается проводить Вини Пуха в гости к Пятачку, передвигая фигурку (игрушку) пропевать какой либо звук, например: «Аааа». Как усложнение можно использовать короткие стишки (пыхтелки, сопелки). Условие: произносить фразы на одном выдохе.

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Содержание: В а р и а н т 1

В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку.

В а р и а н т 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох) от трёх до семи раз подряд.

Узнай по запаху

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Оборудование: 2-3цветка, имеющих разные запахи.

Содержание: Дети по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребёнок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок.

Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребёнка положить ручки на живот и проконтролировать, таким образом, своё дыхание. Взрослый говорит: «Глубоко вдохни, а потом, не спеша выдохни. Вот так – 1, 2, 3 – 1, 2, 3».

Примечание: Аналогично с фруктами и ягодами.

Носик и ротик поучим дышать

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Содержание: Ребёнок учиться контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами.

В а р и а н т 1

Сначала ребёнок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком на свой нос. Затем 2-4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, ребёнок дотрагивается указательным пальчиком до носа; а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю.

В а р и а н т 2

Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при

выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Дыхательные упражнения выполняются под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

Погудим

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Оборудование: маленькие пузырьки из-под лекарства с горлышком, имеющем в диаметре примерно 1,5 см, по количеству детей и один пузырёк для взрослого.

Содержание: Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырёк, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-«ветерок» быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключении упражнения все дети дуют одновременно.

Можно предложить детям конкурсы: «Чей ветерок (гудок) громче гудит?» и «Чей ветерок (гудок) дольше гудит?».

С флажками

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Оборудование: флажки (по два на каждого ребёнка).

Содержание: Взрослый раздаёт детям флажки. Дети под спокойную музыку идут по кругу, по сигналу педагога останавливаются, поднимают руки вверх (вдох), опускают вниз (выдох).

Затем дети вновь идут по кругу до следующего сигнала.

В другой раз движения могут быть заменены на другие: развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Продолжительность вдоха и выдоха равны.

Подуем на плечо

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.

Подуем на плечо,

(голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох)

Подуем на другое.

(голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох)

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

Подуем и на грудь мы

(голова прямо – вдох, опустить голову – выдох)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака.

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

И остановимся пока.

Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..

Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Содержание: Дети соединяют пальцы рук, собранные в щёпоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить ( 3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.

Ручки поднимаем – звуки распеваем

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков.

Содержание: После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно пропевая звук а, а затем опускают руки вниз, произнося звук у.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку делать

движения руками и одновременно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: с-з; ш-ж; л-р.

Слоговая зарядка

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.

Содержание: Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырёх слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» – произносится слог ГА, при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» – ГО, затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ, а из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.

Рекомендуется делать слоговую зарядку рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом: «СА-СО-СУ-СЫ», «ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ» и «ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ», «ША-ШО-ШУ-ШЫ» и т.д.

С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов полезно проговаривать слоги со стечением согласных такие, как «МНА-МНО-МНУ-МНЫ», «ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ» или «СТА-СТО-СТУ-СТЫ».

Одуванчики

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Содержание: Игру проводят в летнее время на свежем воздухе. Педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Пузырь

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш.

Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга произнося с ( или ш), подражая выходящему воздуху.

Примечание: После сигнала «Лопнус» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно и длительно: ссс или шшш).

Ссылка на основную публикацию