Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Пять простых советов, если ребенок не любит читать

Что делать, если ребенок не любит читать? Условие одно – не заставляйте их! Сегодня слишком многие родители, с тревогой обсуждают своих детей.

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» – вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу».

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

11 советов, как превратить чтение в удовольствие:

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин – тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Новое видео:

Новое видео:

Консультация «Если ребёнок не любит читать»

Наталья Морозова
Консультация «Если ребёнок не любит читать»

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развивать у ребёнка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим сегодня.

Специалисты называют следующие причины нелюбви детей к чтению:

раннее обучение, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;

«специфическая задержка развития навыка чтения» — дислексия;

чтение как повинность, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали своими занятиями его игры, прогулки с друзьями, просмотр любимых телепередач. Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее выполнить, чтобы заняться чем-нибудь более приятным и интересным. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При таком отношении к чтению ребенок плохо пони-мает и запоминает содержание прочитанного.

До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы»считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, постоянное развитие науки и техники требует от людей всё большого уровня подготовки. Поэтому раннее обучение ребёнка – это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объёмы информации. Но, с другой стороны, увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения детородного возраста, а также стрессы, новые болезни и т. д. и т. п., что приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.

Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз некоторых из них: «Читать — раньше, чем говорить!») пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу.

В таком случае психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребёнка.

Родителям,стоящим перед выбором: учить или не учить ребёнка читать в раннем возрасте,необходимо ответить для себя на два вопроса:

1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем?

Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность ребенка к обучению»наряду с прочими включает и психологический компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность.

2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки? Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или, наоборот, пассивен, то до 5—6 лет лучше ограничиться развивающими играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.

С другой стороны, детские психологи отмечают, что при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил поздно (после двух с половиной лет, имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов, не изменяет слов по падежам — с обучением чтению торопиться не стоит.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения,направленные на:

• формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди) сначала про самого себя, а потом про окружающих.

• формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше.Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то (то же самое спрашивается про меньше – больше, выше, ниже, левее, правее и т. д.).

• формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того,ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;

в) составить рассказ на основе последовательных картинок.

• формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например, «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Водовоз вез воду из-под водопровода». Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для «К»: «Идет с косой косой козел» и т. д.).

• формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, «ка-ран-даш», «ста-кан»);

б) взрослый предлагает ребенку «уменьшать» предмет,добавляя определенный слог: он говорит «дом», а ребенок добавляет — «ик» и т. п.

Как вырастить книголюба?

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребёнку: «Книга – это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» едва научившись сидеть, ребёнок берёт книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что – то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребёнка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребёнок мог добраться только до своих специальных книжек. Но всё равно постоянно говорите ребёнку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них.

Старайтесь «спасти»испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка,сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному от-ношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам (Дети – зеркало).

Пусть одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события –усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время, но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек.

В ваших силах привить ребенок вкус к хорошим книгам.Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса – час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо,современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Родители могут помочь ребёнку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определённые образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте,как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая. «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и не-обходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Станьте для ребенка примером

Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, DVD и компьютеры.

Читайте также:  Задания логопеда по теме Игрушки

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу (это может быть «Дядя Федор» Э. Успенского или «Хоббит» Р. Толкиена и т. д.) и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей под ходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу (например, когда я училась в седьмом классе, мы всей семьей с удовольствием читали по ролям «Горе от ума»).

2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

3. Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Не давите на ребенка

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте пра-вильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Для чтения должно быть выделено специальное время.

Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным, тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами.

Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям. (Мы редко читаем на фронтальных занятиях, больше на индивидуальных)

И главное, ничего не пускайте на самотек — нерешенные детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как думают некоторые родители.

Луговская А., Кравцова М. М., Швнина О. В. «Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М. : Эксмо, 2008.

«Если ваш ребёнок левша». Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша». Консультация для родителей «Леворукость- стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной.

Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же. Что.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок гиперактивный» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок».

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок перестал есть овощи?» Консультация для родителей на тему: «Что делать,если ребёнок перестал есть овощи?» Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет.

Консультация родителям «Если ребёнок ест снег» Консультация родителям на тему: «Что делать, если ребёнок ест снег?» Наступило прекрасное время года – Зима. С её приходом природа одевается.

Папка-передвижка «А ваш ребёнок любит математику?» А ваш ребёнок любит математику?* Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений следует начинать с раннего детства.

Шпаргалка для родителей «Если ребёнок плохо ест» Пища для ребёнка значит очень многое- это его рост, развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита- это вовсе не трагедия.

Советы родителям «Если ребёнок стал неуправляемым» Каждая мама должна знать, что существует несколько возрастных кризисов у детей. Это кризис одного года,трёх и семи лет. Что же делать родителям,.

Консультация логопеда для родителей: Движение и речь

Тема логопедической консультации для родителей: «Движение и речь»

– показать родителям, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

– научить родителей применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

2. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

3. Применение полученных навыков в условиях семьи.

I. Значение и взаимосвязь движений и речи.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.

Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би».

Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

II. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

1. Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

– упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
– упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)
– упражнения без предметов.

2. Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом:

– игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

– игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процес¬сов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

– игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.)
(Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

III. Применение полученных навыков в условиях семьи.
(метод игрового моделирования)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Упражнения с пальчиками

– упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

– упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

– упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

2. Упражнения с мячом.

– игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

– игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

– игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)

Как организовать логопедические занятия дома?

Рекомендации для родителей

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

2. Все занятия должны строиться по правилам игры!

3. Длительность занятия без перерыва не должна пре-вышать 15-20 минут!

4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!

5. Знакомьте ребенка с детской литературой!

6. Пользуйтесь наглядным материалом!

7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

8. Не употребляйте слово «неправильно»!

Смирнова Анастасия Евгеньевна,
учитель-логопед детского развивающего
центра «Солнышки» г. Рязань

Взаимосвязь движения и речи – Консультация логопеда для родителей

Консультации логопедов “Родителям на заметку”

1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Читайте также:  Готовность речи ребенка к обучению в школе

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
– Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
– «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
– Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
– Разрезные картинки из двух и более частей.
– Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
– Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
– Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда
– Разрезные картинки из двух и более частей. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы. [скачать “Как научить ребенка говорить?”]

3. Мяч и речь. Практикум для родителей. [скачать]

4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи. [скачать]

5. Применение cу–джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста [скачать]

6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
[скачать]

7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота? [скачать]

8. Рекомендации при заикании [скачать]

9. Артикуляционная гимнастика [скачать]

10. Профилактика дисграфии [скачать]

11. Пословицы в развитии речи дошкольника [скачать]

12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками» [скачать]

13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет [скачать]

14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком [скачать]

15. Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников [скачать]

16. Поиогаем детям вместе! [скачать]

17. Формирование связной речи при составлении рассказов [скачать]

18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие? [скачать]

19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша? [скачать]

20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет [скачать]

21. Как стимулировать речевое развитие ребенка? [скачать]

22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики [скачать]

23. Дыхательная гимнастика [скачать]

24. Леворукий ребёнок [скачать]

25. Готовим руку к письму [скачать]

26. Подготовка руки ребенка к письму в школе [скачать]

27. Упражнения для тренировки речевого дыхания [скачать]

28. Заикание (памятка для родителей) [скачать]

29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу [скачать]

30. Почитай мне мама! [скачать]

31. Формирование навыков «внимательного» чтения [скачать]

32. Рекомендации при заикании [скачать]

33. Упражнения для развития подвижности губ [скачать]

34. Правила и упражнения в плавной речи [скачать]

35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье [скачать]

36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка [скачать]

38. Развитие мелкой моторики [скачать]

39. Как помочь ребенку заговорить? [скачать]

40. Технология БОС – технология здоровья [скачать]

41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся [скачать]

42. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? [скачать]

43. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

44. Рекомендации родителям для преодоления заикания [скачать]

45. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда [скачать]

46. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников [скачать]

47. Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ. [скачать]

48. Пособия, для проведения дыхательной гимнастики, своими руками. [скачать]

49. Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

50. Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста. [скачать]

51. Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться. [скачать]

52. Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях». [скачать]

53. Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

54. Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 лет. [скачать]

55. Развитие фонематического восприятия. [скачать]

56. Роль родителей в развитии речи детей старшей и подготовительной групп. [скачать]

57. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников. [скачать]

58. Речь ребенка в 5-6 лет. [скачать]

59. Как сделать свой голос красивым. [скачать]

60. Игры по дороге домой 5-6 лет. [скачать]

Консультация для родителей “Движение и речь”
консультация по теме

Тема: «Движение и речь»

Цель: сформировать у родителей представления о том, как движение связано с речью.

Задачи:

1. сформировать знания родителей о различных видах игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику;

2. показать значение и взаимосвязь движений и речи;

3. показать родителям, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

4. научить родителей применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
dvizh_i_rech.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Движение и речь»

Цель: сформировать у родителей представления о том, как движение связано с речью.

1. сформировать знания родителей о различных видах игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику;

2. показать значение и взаимосвязь движений и речи;

3. показать родителям, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

4. научить родителей применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи

План консультации для родителей

1. Организационный момент

2. Основная часть

I. Значение и взаимосвязь движений и речи.

II. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

III. Применение полученных навыков в условиях семьи.

3. Заключительная часть

1. Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня тема нашей консультации «Движение и речь». Сегодня я постараюсь вам показать значение и взаимосвязь движений и речи при коррекции речевых нарушений и научить применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи.

2. Основная часть

I. Значение и взаимосвязь движений и речи.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.

Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу.

После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би – би».

Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

II. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

Упражнения с пальчиками

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

– упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

– упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

– упражнения без предметов.

Упражнения с мячом

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом:

– игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

– игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процес¬сов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

– игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.)

(Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

III. Применение полученных навыков в условиях семьи.

(метод игрового моделирования)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Упражнения с пальчиками

– упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

– упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

– упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Продает она орешки.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

2. Упражнения с мячом.

– игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

– игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

– игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

3. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)

Как организовать логопедические занятия дома?

Рекомендации для родителей

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  1. Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  3. Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  4. Разрезные картинки из двух и более частей.
  5. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  6. Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  7. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

2. Все занятия должны строиться по правилам игры!

3. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!

4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!

5. Знакомьте ребенка с детской литературой!

6. Пользуйтесь наглядным материалом!

7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

8. Не употребляйте слово «неправильно»!

3. Заключительная часть

– В заключении, мне хотелось бы сказать, что формирование речи происходит при участии движений, а чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Важно выполнять упражнения, направленные на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику, так как точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Список использованных источников

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений./ Г. А. Волкова – М: ВЛАДОС, – 2002. – 272 с.

2. Бодраченко, И. В. Речевые игры: что это такое и как в них играть / И. В. Бодраченко // Логопед. – 2007. – № 3. – С. 97-102

3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет./ Н. Г. Комратова – М.: Сфера, – 2004 – 208 с.

4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок./А. И. Максаков – М: «Мозаика-Синтез», – 2005 – 159 с.

5. Самусикова, Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям / Л. А. Самусикова//Логопед, 2004, – № 2. – С. 65-69

Советы логопеда

Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу. >>

Речь родителей – образец для ребёнка. >>

Учим буквы с помощью манной крупы. >>

Семь развивающих игр с пуговицами. >>

Речь начинается со звукоподражаний. >>

Читаем книги – развиваем речь. >>

Восемь игр для развития грамматического строя речи. >>

Чем полезны игры с песком. >>

Шесть приёмов для развития связной речи. >>

Девять идей для пальчиковой гимнастики. >>

Игры для закрепления поставленного звука. >>

Что нужно знать родителям леворуких детей. >>

Стихотворения про осень для дошкольников . >>

Несколько советов, как помочь ребенку в развитии речи. >>

Памятка для родителей “Правила речевого дыхания”. >>

Памятка для родителей “Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1-5 лет”. >>

Мимическая гимнастика для детей. >>

Рекомендации для родителей “Логопедические игры и упражнения”. >>

Памятка для родителей по развитию речи детей. >>

Консультация для родителей “Изучаем правила дорожного движения с детьми”. >>

Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по лексической теме “Одежда”. >>

Активная гимнастика для развития мелкой моторики. >>

Упражнения для отработки звуков [ш, ж , щ, ч]. >>

Для чего нужны занятия с логопедом. >>

Развитие речи детей. Советы логопеда на лето. >>

Советы логопеда родителям первоклассников. >>

Говорите с ребенком правильно! >>

Как подготовить ребенка к школе. >>

Критерии готовности к школьному обучению. >>

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи. >>

Игры на развитие речевого дыхания. >>

Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной группы “Речевая готовность ребенка”. >>

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

Методика работы с предложением. >>

Укороченная подъязычная уздечка. Что делать? >>

Мимическая гимнастика для детей. >>

Развитие глагольной лексики. >>

Консультация по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста. >>

Как подготовить ребенка к школе. >>

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. >>

Консультация для родителей “С детьми играем – речь развиваем”. >>

Консультация логопеда “Если ребенок не говорит?”. >>

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. >>

Консультации для родителей “Развитие мелкой моторики у детей”. >>

Консультация логопеда для родителей. Тема : “Зима. Зимние забавы”. >>

Консультация для родителей “Развитие фонематического слуха у детей с общим нарушением речи, как часть работы по профилактике дисграфии”. >>

Развитие общей моторики детей с речевыми нарушениями. >>

Консультация для родителей “Развитие внимания у детей дошкольного возраста”. >>

Настольные игры, как средство развития речи. >>

Открытое занятие. Видео. >>

Игры и упражнения для развития связной речи. >>

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. >>

Роль пальчиковых игр в развитии речи. >>

Автоматизация звуков в речи. >>

Консультация для родителей “Организация и проведение артикуляционной гимнастики”. >>

Памятка для родителей “Учимся слышать звуки и правильно их произносить”. >>

Развитие речи ребенка в 6 лет. >>

Советы логопеда на лето. >>

Фонематический слух – одна из составляющих речевого развития. >>

Формирование грамматического строя речи. >>

Формирование слоговой структуры слова. >>

Если у Вас возникли вопросы или предложения, заполните форму.

Ваше обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки. Результат обращения будет выслан на Вашу электронную почту.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Петровой Натальей Владимировной, учителем-логопедом МАДОУ «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида» г. Великий Новгород. Сегодня Наталья Владимировна делится с нами своим профессиональным опытом по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. Статья будет интересна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Владимировны:

«Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. Рассматриваются традиционные формы работы с родителями».

Познавательного чтения…

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым (специалистам и родителям), но и к детям. Чтобы помочь детям справиться с возникающими сложными задачами, необходимо позаботиться об их гармоничном развитии, в котором речь играет немаловажную роль. Что же следует делать, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, полноценно? Ответом на этот вопрос занимаются специалисты разных областей науки – психологи, физиологи, логопеды…

Семья играет важную роль в жизни ребенка, потому что она является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи очень значимо в начальный период жизни ребенка и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие всех других факторов. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, через слово выражает свои потребности, эмоции. Речь родителей и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Вопросы взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда и родителей сейчас особенно остры.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя-логопеда, заинтересованное и осознанное включение в этот процесс родителей – важнейший аспект повышения результата логопедической работы.

Основанием для организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей послужило увеличение в последние годы количества детей с нарушениями речи в группах детского сада. Результаты обследования речи детей дошкольного возраста при зачислении на логопункт показывают, что до 80% их имеют речевые нарушения различной степени тяжести. В связи с этим возникает необходимость привлечения родителей к активному взаимодействию в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи детей дошкольного возраста.

Первое, родители должны знать своих детей, и не просто знать, а видеть их положительные и отрицательные стороны, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Чаще всего родители не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с состоянием их здоровья (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом все пройдет и речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

Второе, родители должны помнить, что на эффективность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, личный пример.

Для того, чтобы создать благотворную почву для развития речи ребенка, родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию, общению во время совместного труда, каких-либо занятий.

Необходимое условие закрепления достигнутого результата (автоматизации поставленного звука) – активное участие родителей в коррекционном процессе, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции. Взаимодействие с родителями в нашей образовательной организации осуществляется в традиционных формах работы.

В систему работы учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта входят: посещение родительских собраний; индивидуальные консультации для родителей воспитанников; открытые занятия; ведение тетрадей взаимодействия с родителями; оформление стендов, папок-передвижек.

На родительских собраниях в сентябре после проведения обследования речи детей учитель-логопед знакомит родителей с организацией работы логопедического пункта, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости закрепления полученных навыков дома. Во время собрания необходимо нацелить родителей на помощь специалистам детского сада, активно включиться в процесс логопедической работы. Кроме того, на собрании родители знакомятся с особенностями речевого развития детей в соответствии с возрастной нормой. С речевым развитием каждого ребенка в группе. Рассказывается о том, как можно развивать речь ребенка, в какие речевые игры можно играть по дороге в детский сад, как развивать тонкую моторику и т.д.

Кроме собраний проводятся консультации по просьбе родителей или приглашению учителя-логопеда. Консультации необходимо строить так, чтобы они не были формальными и по возможности обеспечивали привлечение родителей к решению проблем ребенка. К некоторым консультациям подбираются игры и упражнения для развития речи. Кроме того, во время консультаций для родителей проводятся практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности коррекционной направленности (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения, обучение навыков звукового анализа и синтеза). Проводятся индивидуальные беседы, в ходе которых можно выявить особенности семейного воспитания, положительный или отрицательный опыт родителей, их трудности. Во время индивидуальной беседы учитель-логопед знакомит родителя с результатами обследования речи ребенка, обычно это происходит в начале учебного года. Родители узнают о развитии речи ребенка, получают советы, рекомендации.

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и другие взрослые, заинтересованные в занятиях с ребенком дома. Эти занятия помогут родителям правильно и содержательно взаимодействовать со своим ребенком, ведь во время занятия родители получают не только теоретические знания, но и практические. Родители просто смотрят, записывают игры, упражнения. Во время занятий они видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приемам работы. Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Родитель может задать в ней любой интересующий его вопрос. В тетради для автоматизации звуков предлагается специально отобранный и расположенный в определенной последовательности материал. Накопленный речевой материал ежедневно проговаривается родителями с ребенком, заучиваются стишки и потешки до тех пор, пока ребенок не начнет пользоваться правильным звуком в самостоятельной речи. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти. При этом необходимо комбинировать речевые упражнения и задания на развитие психических процессов.

Индивидуальный экран звукопроизношения, находящийся в индивидуальной тетради, показывает, какие звуки нарушены у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят продвижение процесса коррекции звуков, какой звук автоматизируется, какой введен в речь.

Очень важны в достижении результатов в коррекционном процессе практические приемы работ. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений. Родители должны быть заинтересованы в этой работе, они должны понимать важность и нужность их знаний и умений в практической помощи своему ребенку.

Опыт работы в детском саду показывает, что только заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи детей дошкольного возраста, что и предполагает продуктивное взаимодействие.

Ссылка на основную публикацию