Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Советы для родителей «ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ И НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»
консультация (1 класс) на тему

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_dlya_roditeley.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Советы для родителей

«ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ И НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: «Книга — это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Станьте для ребенка примером

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, — это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу (это может быть «Дядя Федор» Э. Успенского или «Хоббит» Р.Толкиена и т. д.) и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу

Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Не давите на ребенка

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух — по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8—10 минут, а у второклассника 10—15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво педагоги рекомендуют родителям не «соревноваться» с телевидением. Не заставляйте ребенка читать вместо любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то все же лучше, чем ничего.

Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На сегодняшний день большое затруднение у родителей и педагогов вызывает мотивация к чтению детьми литературы. В данной презентации представлен спектр приемов, способствующих замотивировать ребенка на.

Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба.

Цели данной беседы:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников;Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме;Дать рекомендации родителям плохо читающих детей.

Советы для родителей.

Полезные советы. как организовать работу дома с плохо читющими детьми.

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и.

Родительское собрание “Почему ребенок не любит читать”

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:

  1. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.
  2. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
  2. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
  3. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
  4. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
  5. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
  6. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.

Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.

Анкета для ученика

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
  2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?
  3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги и журналы он предпочитает?
  5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
  7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?
  9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
  10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
  11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.

Рекомендательный список детей.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

– Название книги, автор.
– Почему я её рекомендую.

Рекомендательный список родителей.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

– Название книги, автор.
– Почему я её рекомендую

III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).

IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).

V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.

Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

Памятка для родителей.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
  2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
  3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
  4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
  5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
  6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
  7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
  8. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
  9. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания.

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
  2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
  3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

Литература:

  1. Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.

Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать?

Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно “глотали” крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек. Не будем повторять штампы о “сокровищнице мирового духа. ” и пр.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами “Лиза” — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? “Ка”, “Эль”, “Эм”, “Эн” и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы “Рэ”, а есть буква “Эр”. И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав “ЭМ. А. ЭМ. А”. Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками (“М” — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква “М” может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву “м” с “машиной” (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова “мяч” (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и. по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по “складам” (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для “первого чтения”. Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами “вос-хи-ти-тель-ный” и “пе-ре-пон-ча-тый”? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Отнеситесь ответственно к выбору книги

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.

Создавайте книги сами!

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка “Поверь в свое дитя”. Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе “Чтобы ребенок любил читать. “).

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу). “

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: “Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому. “.

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.

Консультация «Если ребёнок не любит читать»

Наталья Морозова
Консультация «Если ребёнок не любит читать»

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развивать у ребёнка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим сегодня.

Специалисты называют следующие причины нелюбви детей к чтению:

раннее обучение, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;

«специфическая задержка развития навыка чтения» — дислексия;

чтение как повинность, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали своими занятиями его игры, прогулки с друзьями, просмотр любимых телепередач. Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее выполнить, чтобы заняться чем-нибудь более приятным и интересным. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При таком отношении к чтению ребенок плохо пони-мает и запоминает содержание прочитанного.

До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы»считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, постоянное развитие науки и техники требует от людей всё большого уровня подготовки. Поэтому раннее обучение ребёнка – это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объёмы информации. Но, с другой стороны, увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения детородного возраста, а также стрессы, новые болезни и т. д. и т. п., что приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.

Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз некоторых из них: «Читать — раньше, чем говорить!») пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу.

В таком случае психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребёнка.

Родителям, стоящим перед выбором: учить или не учить ребёнка читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса:

1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем?

Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность ребенка к обучению» наряду с прочими включает и психологический компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность.

2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки? Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или, наоборот, пассивен, то до 5—6 лет лучше ограничиться развивающими играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.

С другой стороны, детские психологи отмечают, что при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил поздно (после двух с половиной лет, имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов, не изменяет слов по падежам — с обучением чтению торопиться не стоит.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

• формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди) сначала про самого себя, а потом про окружающих.

• формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то (то же самое спрашивается про меньше – больше, выше, ниже, левее, правее и т. д.).

• формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;

в) составить рассказ на основе последовательных картинок.

• формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например, «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Водовоз вез воду из-под водопровода». Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для «К»: «Идет с косой косой козел» и т. д.).

• формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, «ка-ран-даш», «ста-кан»);

б) взрослый предлагает ребенку «уменьшать» предмет, добавляя определенный слог: он говорит «дом», а ребенок добавляет — «ик» и т. п.

Как вырастить книголюба?

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребёнку: «Книга – это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» едва научившись сидеть, ребёнок берёт книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что – то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребёнка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребёнок мог добраться только до своих специальных книжек. Но всё равно постоянно говорите ребёнку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них.

Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному от-ношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам (Дети – зеркало).

Пусть одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события – усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время, но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек.

В ваших силах привить ребенок вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса – час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Родители могут помочь ребёнку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определённые образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая. «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и не-обходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Станьте для ребенка примером

Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, DVD и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу (это может быть «Дядя Федор» Э. Успенского или «Хоббит» Р. Толкиена и т. д.) и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей под ходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу (например, когда я училась в седьмом классе, мы всей семьей с удовольствием читали по ролям «Горе от ума»).

2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

3. Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Не давите на ребенка

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте пра-вильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Для чтения должно быть выделено специальное время.

Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным, тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами.

Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям. (Мы редко читаем на фронтальных занятиях, больше на индивидуальных)

И главное, ничего не пускайте на самотек — нерешенные детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как думают некоторые родители.

Луговская А., Кравцова М. М., Швнина О. В. «Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008.

«Если ваш ребёнок левша». Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша». Консультация для родителей «Леворукость- стойкое предпочтение действовать левой рукой, обусловленное функциональной.

Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же. Что.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок гиперактивный» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок».

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок перестал есть овощи?» Консультация для родителей на тему: «Что делать,если ребёнок перестал есть овощи?» Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет.

Консультация родителям «Если ребёнок ест снег» Консультация родителям на тему: «Что делать, если ребёнок ест снег?» Наступило прекрасное время года – Зима. С её приходом природа одевается.

Папка-передвижка «А ваш ребёнок любит математику?» А ваш ребёнок любит математику?* Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений следует начинать с раннего детства.

КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ

БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны

26 марта 2018 г.

Почему ребёнок не любит читать? Тест для родителей

Автор: Людмила Кишкунова на 09:41

Оценить:

14 комментариев:

Людмила Фёдоровна! У вас всегда в блоге интересно! Спасибо за чудесные советы для блога “Записки на колготках”. Я туда размещаю материалы, с которыми хочу поделиться, которые мне интересны.

Благодарю, Ирина Михайловна! Когда встречается интересный материал, хочется поделиться со своими дорогими читателями. Вдруг, им тоже пригодится.
А родители часто задают такой вопрос “Почему дети не любят читать?” Вот и буду рекомендовать этот тест в блоге. Можете и Вы так делать, если зададут такой вопрос!

Людмила Федоровна, Вы абсолютно правы, чтение ребенка начинается с заинтересованности родителей. А еще с их примера. Если мама с папой не читают, а проводят свободное время у компьютера или за гаджетом, то и дети читать не будут. Увы, это реалии сегодняшнего дня.

Татьяна Владимировна, здравствуйте! Есть такие родители, которые только сейчас начинают это понимать. И вместе с детьми читают и “Маленького принца” и “Приключения Карика и Вали”. И это на пользу всей семье. А дети видят заинтересованность родителей! Хотя я понимаю, что сейчас столько развлечений.

Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
Тест прошла, но с результатом как-то не соглашаюсь, точнее с выводами )) У меня 44 балла. Но не могу сказать, что дочь моя плохо читает или читает скучные книги. С этим как раз всё в полном ажуре ))
Спасибо за интересную информацию! Может, мне и не надо было обращаться к тесту, так как моя дочь читает превосходно?))

Ольга Николаевна, здравствуйте! Не могу с Вами поспорить или согласиться. Тест подготовлен психологом, напечатан в престижном журнале “Здоровье школьника”. Возможно, на какие-то вопросы Вы ответили слишком принципиально, там ведь 3 варианта. Попробуйте ещё раз. Хотя, Ваша же доченька читает! И очень хорошие книги.

Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Очень интересно! Обязательно буду рекомендовать родителям пройти этот тест!

Здравствуйте, Антонина! Я тоже при случае предложу родителям этот тест. Возможно, и польза будет.

Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за полезный материал! Обязательно размещу ссылку на материал на сайте Центра образования!

Наталия Викторовна, здравствуйте! Я тоже на сайт гимназии сбросила ссылку. Если кому-то из родителей понадобится, я буду рада!

Людмила Федоровна, здравствуйте! Остается только вспоминать, когда была маленькой в подъездах почтовые ящики всегда были у всех забиты корреспонденцией, а что происходит сейчас. Родители не читают, а дети берут пример с них. За тест спасибо, предложу для родительского собрания.

Елена Владимировна,здравствуйте! Газеты сейчас, действительно, не выписывают. Да и журналы тоже. Но на них такие цены! Хотя дети рассказывают, что родители покупают журналы – “Человек-паук”, “Тачки” и тому подобные комиксы. Это реклама, или просто других не знают?
Семьи есть разные! В гимназии есть семьи, где чтению придают важное значение. Вот бы провести на эту тему родительское собрание.

Добрый вечер, Людмила Федоровна. Спасибо, интересный материал. Отправляю ссылку для страничку школьного сайта.

Анна Борисовна, здравствуйте! Я заметила, что количество посещений значительно возросло! Я рада, что этот материал заинтересовал читателей!

ВСЕМ СПАСИБО! ЮБИЛЕЙНОЕ

Мысль в подарок

«Есть два главных условия развития образованного и порядочного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги»

Ребёнок не хочет читать: Эффективные советы отчаявшимся родителям

«Мой ребёнок не хочет читать!» — часто говорят отчаявшиеся родители, которым так и не удаётся усадить малыша за книгу. Почему же так происходит? Может быть, он ленивый? Вовсе нет!

Взрослым кажется, что читать – это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение — это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.

– Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Что делать?

Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.

  • Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
  • Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
  • Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
  • Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
  • Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.

Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!

Вращающиеся буквы.

Слоги за “шторкой”.

Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.

Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано econet.ru.

По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика, упражнения для звука (Р)
Ссылка на основную публикацию