Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

• В чем заключается связь неврологии и логопедии?

• Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?

• Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?

• Стоит ли бояться направления к неврологу?

• Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.

2. Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 15.09.2014 2014-09-15

Статья просмотрена: 972 раза

Библиографическое описание:

Лавренюк, Н. В. Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники / Н. В. Лавренюк, И. Ю. Прядко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12539/ (дата обращения: 07.01.2021).

Весь мир был счастлив. Все решили, что его вычисления – это и есть наука. Никому не пришло в голову, что Вселенная имела начало. Это человек просто следовал синтаксису своего языка, который требует начал, вроде рождения, развития. Только так строятся высказывания.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности.

Общение с детьми — это всегда соприкосновение с другим миром. И из каждого такого соприкосновения мы входим уже слегка изменившимися людьми.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Нарушение речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности.

Важной составной частью комплексной диагностики детей с различными отклонениями в развитии является логопедическая диагностика, которая представляет собой сложный комплексный процесс, направленный, прежде всего, на изучение патогенеза речевого развития. В процессе логопедической диагностики в условиях детской поликлиники предусматривается изучение всех сторон речи и сенсорных функций, моторики, особенно артикуляционной; изучение познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; изучение сформированности личности с одновременной регуляцией социальных отношений. Логопедическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, определить результаты обучения после прогноза, в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.

Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушении слуха и зрения, при эмоциональных расстройствах (Л.С Волкова, Р. И. Лалаева, С. Г. Шевченко, Е. С. Слепович)

Частота речевых нарушений у детей с проблемами в развитии, особенности речевых нарушений и степень выраженности зависят от локализации и тяжести перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС).

Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности. Механизмы речи связаны с целостной организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой вклад в характер речевой деятельности. Первым звеном речевой функциональной системы является слух, зрение, рецепторы чувствительности. Вструктуре механизмов речи главным рецепторным аппаратом является слуховой анализатор, поэтому при его недостаточности процесс формирования речи нарушается. Зрение играет важную роль в развитии письменной речи. К системам рецептивного звена относятся кинестетические ощущения. При недостаточности речевых кинестезий нарушается звукопроизношение, с трудом идет овладение звукобуквенным анализом. Кроме того, нарушается развитие слухоречевой памяти, обусловливающее недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

Второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и непосредственный перевод исходной семантической записи в схему развернутого речевого высказывания. Это звено включает в себя специфические речевые системы, которые представлены корковыми структурами левого полушария. Речевые нарушения при поражении второго звена называют расстройствами речи коркового генеза. Эти формы речевых расстройств характеризуются специфическими нарушениями основных звеньев языкового процесса — кодирования и декодирования. В зависимости от специфики поражения мозга может нарушаться либо производство языковых операций в процессе порождения речи на различных этапах, либо процесс понимания речевого сообщения и тоже на различных его этапах.

Третье звено речевой функциональной системы реализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной деятельности пирамидной, экстрапирамидной, мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации. Важное значение в реализации артикуляционного акта имеют нижняя лобная извилина, зоны передней центральной извилины, где представлена иннервация органов артикуляции, зоны задней центральной извилины, где происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от речевой мускулатуры. Большое значение в осуществлении моторной речи имеют подкорковые отделы мозга и их связи, мозжечок и прилегающие к нему структуры, проводящие пути, черепно-мозговые нервы, иннервирующие речевую мускулатуру и их ядра.

Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения различных регулирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Поражение того или иного звена вызывает специфические речевые расстройства.

Все это обусловило необходимость говорить о дифференциальной диагностике и способах коррекции речевых нарушений.

Работая совместно с врачом-неврологом, мы имеем данные относительно мозговых механизмов речевой деятельности, роли периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового аппарата. У детей с отклонениями в развитии могут быть пораженными различные структуры мозга. Для изучения этого врач-невролог назначает параклинические методы исследования: электроэнцефолографию, эхоэнцефолографию, магнитно-резонансовую томографию головного мозга, компьютерную томографию головного мозга, рентгенографию черепа. Получив результаты исследований, невролог расшифровывает данные исследований, назначает медикаментозное лечение. Логопед и невролог совместно проводят изучение артикуляционного праксиса, просодико-ритмико-интонационной стороны речи, импрессивной и экспрессивной речи. При наличии моторно-сенсорного недоразвития речи, нарушений иннервации мышц органов речи, при нарушении ритма, темпа и плавности речи определяют программу коррекционных мероприятий: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика. Совместно определяют режим нагрузок, вид массажа и артикуляционных упражнений, массаж активизирующий или расслабляющий. Развитие органов речи в филогенезе тесно связано с развитием руки и формированием её дифференцированной моторики. Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы. Двигательный анализатор имеет большое значение в развитии как моторной, так и сенсорной речи ребенка. Поэтому разрабатывается программа развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Подчеркиваем, что коррекционная логопедическая работа ведется обязательно при наблюдении врача-невролога. Он присутствует на логопедических занятиях, наблюдает за динамикой коррекционной работы, дает рекомендации по уменьшению или увеличению нагрузки на детей, наблюдает уровень медикаментозного воздействия.

Читайте также:  Как научить ребёнка правильно говорить

Для преодоления нарушений речи важным звеном работы является развитие правильного физиологического и речевого дыхания. Эта работа организуется совместно с педиатром. Воснове звукопроизносительной стороны речи лежат процессы вдоха и выдоха. Речь образуется на выдохе. При неречевом дыхании выдох равен вдоху, за один выдох выдыхается основная часть воздуха. При речевом дыхании происходят постоянные вдохи на паузах, выдох осуществляется постепенно, отдельными толчками. Во время речи вдох ускоряется, а выдох значительно замедляется и становится намного длиннее вдоха. Количество выдыхаемого воздуха во время речи больше, чем при физиологическом дыхании. Другое отличие речевого дыхания от физиологического заключается в том, что оно осуществляется преимущественно через рот, а не через нос.

Логопедом и врачом-педиатром диагностируется уровень физиологического и речевого дыхания и составляется программа работы над дыханием. Логопедическая работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Затем проводится речевая дыхательная гимнастика. При этом педиатр осуществляет контроль за общим состоянием ребенка; контролирует нагрузку, объем выполняемых упражнений, следит за пульсом.

Совместная деятельность педагога и врача создает полноценную здоровьесберегающую среду для диагностико-коррекционного процесса, что и обуславливает его успешность.

Задания логопеда для родителей по лексической теме Фрукты, старшая группа

Автор: учитель – логопед Домажирова Ольга Владимировна
МКДОУ Детский сад № 38 “Росинка”, город Саров

Лексическая тема «Фрукты»

Существительные: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива; дерево, сад; компот, сок.

Глаголы: расти, рвать, мыть, резать, есть, варить, кушать, давать.

Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, сладкий, кислый, вкусный, мягкий, гладкий, твёрдый, большой, маленький, чистый, грязный.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там.

Родителям рекомендуется:

1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.

Для этого необходимо прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории в рамке-указателе.

2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением фруктов. Рассмотреть натуральные фрукты, дать ребёнку попробовать их на вкус.

3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.

«Покажи-назови»

Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.

Описание: Перед ребёнком раскладываются фрукты или картинки с фруктами.

Инструкция на понимание речи: – Покажи яблоко (грушу, апельсин, лимон …).

Вопрос на активизацию речи: – Что это? Скажи, где яблоко? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: – Это груша. Вот яблоко.)

«Один-много».

Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.

Инструкция на понимание речи: Покажи, где яблоко (где яблоки).

Вопрос на активизацию речи: – Скажи, что это? (груша – груши и т.д.)

«Большой-маленький».

Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.

Инструкция на понимание речи: – Покажи, где большая груша (где маленькая груша).

– Покажи, где лимон (где лимончик).

Задание на активизацию речи: – Скажи, что это? (большая груша, маленькое яблочко).

«Какой, какая, какие?».

Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.

Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты.

Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)

Задание на активизацию речи: – Скажи, лимон по цвету, какой? (жёлтый)

«Мой, мое, мои»

Задача: Учить понимать и употреблять притяжательные местоимения. Учить употреблять фразы типа: «Это мой банан. Это моя слива»

Описание: предъявите ребёнку картинку (или натуральный фрукт) и спросите:

– Это чья груша? (Это моя груша)

«Скажи, где?».

Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.

Описание:

Инструкция на понимание речи: – Покажи, какой фрукт растёт на яблоне? (лежит на тарелке)

Задание на активизацию речи: – Скажи, где лежит груша? (на столе) Где растёт яблоко? (на дереве)

«Чего нет?»

Задача: развивать зрительное внимание и память.

Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки с фруктами или натуральные фрукты и попросить назвать их. Затем спрятать 1 картинку или фрукт и спросить:

– Что пропало? (яблоко, груша, лимон).

«Приготовим компот».

Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама моет яблоко. Мама чистит апельсин.

Описание: во время игры (приготовление компота) обратите внимание ребёнка на то, какие фрукты вы берёте и что с ними делаете. Объясните малышу, что фрукты надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, выпить компот. Предлагайте ребёнку повторить названия производимых действий.

4. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа, сжимают и разжимают пальцы рук

Где ты бегал, где обедал? в кулачки

-Долго я в саду гулял, передвигают двумя пальчиками по

Яблоки я собирал. столу – «идут»

Маме яблоко дал, загибают большой палец

Папе яблоко дал, загибают указательный палец

Бабе яблоко дал, загибают средний палец

Деду яблоко дал. загибают безымянный палец

И себе яблоко взял. загибают мизинец

Круглое, большое, сладкое такое. показывают кулачок

5. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

– «Выложи из палочек» (дерево)

– «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки из 2-4 частей)

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

Читайте также:  Речевые нарушения у детей - кто поможет их преодолеть

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Фрукты (лексический строй речи).

1.- Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом (“фрукты“). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви – цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

– Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

– Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

– Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

Примерный перечень слов,который Вам поможет:

Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…

Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…

Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …

2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах.Например:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

3. Упражнение “Назови цвет, форму” на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая) – синяя, овальная.

Лимон (какой) -.

Абрикос (какой) – и т. д.

4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов.Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

5. Составление предложений из слов.

• яблоки, лежать, яблоня, под

• груша, расти, сад, в

6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение “Закончи предложение”)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы.

Мама помыла груши, чтобы.

Мама купила в магазине сливы, чтобы.

7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко – зеленное.

Лимон кислый, а груша -.

8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

• В шкурке желтой, кислый он,

• В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

• Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зеленым, а поспел он –

Стал янтарным, синим, белым.

Фрукты (грамматический строй речи).

2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных):

яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,

косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,

нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

яблоко – нет яблока

4. Упражнение “Один-много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин – много апельсинов.

Одна груша – много груш.

5. Какой сок? Какое варенье?

фрукт – фруктовый, фруктовое

5. Поиграйте в игру «Жадина»:

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.

1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.

1 груша, 2. , 3. , 4. , 5. И т. д.

7. Упражнение “Закончи предложение” на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

8. Упражнение “Какие будут фрукты?” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

– Если фрукты сварить, то они будут – вареные.

– Если фрукты заморозить, то они станут.

– Если яблоки запечь, тогда они получатся.

– Если груши посушить, тогда они станут.

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Домашнее задание для детей средней логопедической группы по лексической теме «Осенние дары» Тема: Осенние дары Вклейте (нарисуйте) картинки с изображением овощей, фруктов. Ребенок должен уметь назвать: • Фрукты • Овощи • Одним словом:.

Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Занятие по теме «Фрукты. Сад» Цели: – совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки; – развивать умение сравнивать предметы.

Лексическая тема «Сад. Фрукты»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный; глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)

«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Яблоко — яблоки — яблок
груша — груши — груш
слива — сливы — слив
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
лимон — лимоны — лимонов
фрукт — фрукты — фруктов
сад — сады — садов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
ветка — ветки — веток
пальма — пальмы — пальм
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

Яблоко — яблочко — яблочки
груша — грушка — грушки
лимон — лимончик — лимончики
апельсин — апельсинчик — апельсинчики
мандарин — мандаринчик — мандаринчики
абрикос — абрикосик — абрикосики
вишня — вишенка — вишенки
банан — бананчик — бананчики
дерево — деревце — деревца
сад — садик — садики
ветка — веточка — веточки

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
. грушами — грушевое — груша
. сливами — сливовое — слива
. персиками — персиковое — персик
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
(детям от 5 лет)
Сок из яблок — яблочный
. груш — грушевый
. слив — сливовый
. вишни — вишневый
. лимонов — лимонный
. абрикосов — абрикосовый
. апельсинов — апельсиновый
. персиков — персиковый
. фруктов — фруктовый
. мандаринов — мандариновый

Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.

Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.

«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

Игра «Угадай» (детям от 5 лет)
Тренируем в узнавании фрукта по его части.
Долька (чего?) мандарина, апельсина.
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши.
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина.

Игра «Красивые слова» (детям от 5 лет)
Упражняем в подборе прилагательных.
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое. )
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские. )
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая. )

Игра «Отгадай фрукт по описанию»
1. Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
2. Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
Работа продолжается по подбору эпитетов с другими фруктами.

Читайте также:  Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?

Игра «Что лишнее?»
Учим выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Игра «Да и нет»
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос. маленький;
у яблока семечек много, а у сливы . одна косточка;
апельсин круглый, а банан . длинный;
лимон кислый, а персик . сладкий;
апельсин больше, а мандарин. меньше

Игра «Доскажи словечко»
Развиваем чувство ритма. Хорошо если слово-отгадку ребенок нарисует или слепит.
Важен он, как господин,
Этот сочный. (апельсин).

Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится. (лимон).

Вот, на дереве красивом
Синим цветом манят. (сливы).

Пальчиковая гимнастика

На базар ходили мы

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз — большие
Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Фрукты
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.

Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Зарядка

Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем. Дети садятся.
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, Дети повторяют движения.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

Считалки

Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец, —
Ведь считалочке конец!

Стихотворения для заучивания и автоматизации поставленных звуков:

Абрикос

Ты на знойном юге рос.

Тебя солнышко ласкало –

Соки сладкие вливало,

Ветерок тебя трепал –

Аромат плодам давал.

Умывали тебя росы,

Проносились мимо грозы.

Вот и вырос абрикос –

Цвет нежнее, чем у роз,

С твёрдой косточкою гладкой,

Ароматный, вкусный, сладкий!

Рыжий, спелый абрикос

Рыжий, спелый абрикос

Нам с собой сюрприз принес,

У него внутри есть кость,

Если взять и расколоть,

То тогда найдем ядро,

Очень вкусно и хитро,

Как шкатулочка чудес –

Кушай с ядрышом и без!

автор: О. Шалимова

Душистая сладкая дыня

Душистая сладкая дыня

Ломтями лежит на столе.

Вот ломтик для маленькой Дины,

А этот достанется мне.

От корочки мякоть отходит,

Янтарного сока полна.

Глаз с дыни и киска не сводит,

Но любит ли дыню она?

Я ей ароматный кусочек

Отрезал и предложил,

Но пробовать Мурка не хочет,

И дольку я в рот положил.

Дынюшка

На припёке в огороде

Чудо дивное природы –

Серо-жёлтая на вид

А над ней – оса кружится,

На неё – пчела садится:

У всего, что здесь жужжит,

А коль так – она созрела.

Значит, ты берись за дело!

Поскорей её снимай,

На кусочки разрезай.

Все вокруг: и стар, и млад –

Поспешат на аромат!

Я от счастья просто млею –

Ем. Но капельку жалею,

Что ужасно тесен рот,

И совсем уж мал живот!

Принесли мне ананас

Помню я, как в первый раз

Принесли мне ананас.

У меня весеннее.

Стали все меня просить

Хоть кусочек откусить.

Он колючий – не хочу.

Вот прошёл всего часок,

И остался лишь кусок.

Я попробовать решила.

Ну, ребята, что тут было.

Стало мне обидно очень,

В День Рожденья, между прочим!

Что такую вкусноту

Расхватали на лету.

Четко поняла тогда,

Что хотя бы иногда,

Маму нужно слушать,

Что велели – кушать.

автор: Н. Губская

Поспевай же, ананас

Ананас растет на грядке –

Это знают все ребятки;

Чтобы нам понравиться,

И мечтает поскорей

Стать полезным для людей.

Поспевай же, ананас, –

Наслаждение для нас!

Лимончик желтые бока

Лимончик желтые бока

На солнышке согрел,

Он теплый и живой в руках

И очень-очень спел!

Его нарежем мы сейчас,

И будет лакомство для нас

На целый вечерок!

Апельсин как солнце светит

Апельсин как солнце светит,

Он на блюдечке лежит!

Он о море и о лете,

Всем ребятам говорит!

Ешьте дети апельсин,

Это солнца витамин!

Он лучист и ароматен,

И на вкус весьма приятен!

Апельсина сок хорош,

Когда жарко, его пьёшь!

Пьёшь и отдыхаешь!

Как меняется слива

платье за платьем

нет, не понравилось:

Вот надоело также и это, –

платье надела синего цвета.

сменить не успела:

пришла наша Катя

да сливу и съела.

Самый главный сладкий плод

В нашем садике растёт.

Он янтарный и душистый,

Крупный, круглый и хрустящий,

Есть с румяненьким бочком,

И с весёлым червячком.

Наша яблоня на диво

Много яблок подарила:

Очень сладких, ароматных,

И на вкус таких приятных.

автор: Т. Лаврова

Яблочко румяное, налитое соком

Конспект логопедического занятия по теме [Фрукты]

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты. Сад»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.


Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

I. Организационный момент

1. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

II. Игра «Найди быстро ошибку» (с мячом)

2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: – Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Что из него можно приготовить?

1. Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра «Какие ты видишь фрукты?»

Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

9. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот персик
ананас – ананасовый сок виноград

10. Игра «Доскажи словечко»

Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты, Синяя с косточкой …

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Рекомендую прочесть:

  • Домашнее задание логопеда для родителей [Зима]
  • Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики
  • Домашнее задание для родителей [Ягоды]
  • Итоговое родительское собрание в подготовительной логопедической группе
  • Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Ссылка на основную публикацию