Отдавать ли ребенка в детский сад

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Преимущества и недостатки детского сада для ребенка

Прежде чем задаваться столь важными и сложными вопросами, неплохо было бы для начала понять, зачем вообще нужен детский сад. Есть ли какие-то конкретные, положительные стороны пребывания ребенка в этом месте, и о каких недостатках важно помнить, отдавая чадо в сад?

Преимущества пребывания ребенка в детском саду:

  1. Соблюдение режима. Организм человека устроен таким образом, что соблюдение строгого режима, когда приемы пищи, сон, игровая активность и отдых расписаны по часам, идет ему на пользу. В условиях дома или квартиры намного сложнее организовать соблюдение режима столь же безупречно, как это происходит в детском саду.
  2. Прививание дисциплины. Дисциплина – неотъемлемая часть жизни любого человека, вот только наиболее часто мы сталкиваемся с ней вне дома. Ребенок, растущий исключительно дома, в окружении семьи, не может познакомиться с дисциплиной в полной мере. В саду же он учится правилам и необходимости их придерживаться.
  3. Выработка самостоятельности. Вполне естественно, что когда воспитателю приходится следить одновременно за 15-20 ребятишками, он не может уделить каждому столько внимания, сколько ребенку, например, внимания уделяют родители дома. В условиях детского сада ребенок вынужден учиться самостоятельности: убирать за собой игрушки, съедать самостоятельно еду, выполнять другие действия, соответствующие возрасту.
  4. Социализация среди взрослых. Если ребенок не ходит в детский сад, единственные взрослые в его жизни, которые обладают авторитетом и выполняют важную роль – это родители. После привычки в течение 6-7 лет слушаться только маму с папой, ребенку, попавшему в школу, может быть сложно приспособиться к тому, что есть учителя, которых так же нужно слушаться. Детский сад медленно приучает малыша к тому, что его окружает большое количество взрослых людей, которых нужно уважать и слушать.
  5. Социализация среди сверстников. У маленького ребенка, живущего дома и изредка посещающего детскую площадку, нет возможности пообщаться со сверстниками без присмотра родителей или воспитателей. Общение со сверстниками, однако – неотъемлемая часть становления личности. Ребенок сталкивается с другими детьми, учится уживаться с их характерами, дружить и даже враждовать.
  6. Физическое и интеллектуальное развитие. Тут все в первую очередь зависит от самого садика и того, есть ли у родителей возможность заниматься развитием ребенка дома. Идеальный вариант – сочетать программу детского садика с усилиями родителя по развитию любимого чада. Однако если ребенок круглые сутки проводит за просмотром мультиков и играми, даже детский сад с не слишком разносторонней программой принесет пользу. Ребенок в детском саду знакомится с иностранными языками, учится танцевать, делать зарядку, рисовать, лепить из пластилина и многое другое.

Недостатки пребывания ребенка в детском саду:

  1. Разлука с родителями. Ребенок, после того, как до этого 24 часа в сутки находился под присмотром родителей, окруженный любовью и заботой, в детском саду испытывает стресс, особенно поначалу. Любовь и эмоциональная поддержка чрезвычайно важны для развития ребенка, его уверенности в себе, чего детский сад, увы, дать не может. Даже в очень хорошем учреждении воспитатель окружен слишком большим количеством детей, чтобы в полной мере уделить каждому внимание.
  2. Утомляемость. Малышу, как и взрослому человеку, иногда требуется одиночество. Кому-то больше, кому-то меньше, ведь даже в малом возрасте дети делятся на интровертов и экстравертов. В саду ребенок почти не предоставлен самому себе, его постоянно окружают люди, он не может остаться в одиночестве и заниматься, чем ему бы самому захотелось. В некоторых случаях это приводит к психологическому переутомлению.
  3. Неблагоприятное окружение. Не у многих родителей есть возможность отдать свое чадо в садик, в котором бы находились дети исключительно из благополучных семей. Среди сверстников обязательно найдутся дети, воспитанию которых родители не уделяли внимание, довольно часто они грубые и задиристые.
  4. Болезни. Часто родители, для которых детский садик, по причине работы – необходимость, приводят детей с насморком, температурой и даже гриппом. По правилам, сад не может не принять больного ребенка, поэтому больные детки заражают здоровых. Это один из пунктов, с которым ничего не поделать, приходится просто мириться.
  5. Социализация среди сверстников. Мы не случайно поместили этот пункт и в преимущества, и в недостатки. Да, разумеется, ребенку полезно проводить время среди других детей, учиться общаться и налаживать контакт. К сожалению, общение между детьми не всегда проходит по сценарию, который запланировали взрослые. Воспитатель физически не может проследить за каждым ребенком и правильно организовать общение. В 3-4 года дети вполне уже могут поссориться и даже подраться, претендовать на чужие игрушки, играть не по правилам. Хорошо, если родители занимаются ребенком и объясняют вне детского сада, как правильно себя вести, а если нет? Для некоторых малышей походы в садик – самый настоящий стресс, так как отстаивать свою собственность и интересы не всегда и не со всеми легко.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад. Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps. Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад и зачем?

В жизни каждого родителя однажды встает вопрос отдавать ребенка в детский сад или оставить его дома. Если изучить мнение общественности по этому вопросу, то однозначных ответов найти не получится.

В данном случае работает поговорка «сколько людей, столько и мнений». Кто-то будет настаивать на посещение детсада, уверяя, что для полноценного развития необходим частый контакт с коллективом сверстников. Другие родители весьма категорично отказываются от услуг дошкольного учреждения, считая, что от пребывания в нем больше вреда, чем пользы. Но как все обстоит на самом деле и что в этом случае советуют специалисты?

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Когда малыш подрастает и встает вопрос о посещении им дошкольного учреждения некоторые родители начинают предаваться сомнениям. Сегодня дошкольное образование не является обязательным и в случае пожелания родителей ребенок может и вовсе не ходить в детсад. Именно поэтому прежде чем прийти к конкретному решению, родители проводят долгое время в раздумьях, взвешивая все плюсы и минусы.

Можно конечно отказаться от детсада и посвятить все свое время воспитанию малыша, но такой вариант возможен только в том случае, если один из родителей не работает. Если же и мама, и папа не имеют возможности сидеть дома со своим чадом, а услуги няни могут заметно облегчить семейный бюджет, то вопрос о садике даже не стоит. В данной ситуации альтернативы просто не предусмотрено. Помимо прочего не стоит забывать и о необходимости адаптации ребенка к обществу. Он должен учиться взаимодействовать с окружающими взрослыми и оттачивать искусство коммуникации со сверстниками.

Если у мамы есть возможность посвятить все свое время ребенку, то она вполне может и не отдавать малыша в детсад. Но опять же, принимая такое решение, стоит помнить, что воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности – труд кропотливый, ответственный и весьма тяжелый.

  • В-первых, домашняя обстановка мешает как следует сосредоточиться на образовательных занятиях.
  • Во-вторых, хочет того мама или нет, но она все равно будет вынуждена отвлекаться на домашние дела, а значит ребенок периодически будет предоставлен сам себе.
  • Ну а в-третьих, ребенку будет не хватать общения с ровесниками, хотя это не является особой проблемой.

Помните! В каждом городе существуют специализированные центры, кружки и секции, которые может посещать ребенок абсолютно любого возраста.

Плюсы и минусы дошкольных учреждений

Раздумывая о том отдавать ребенка в садик или нет, родители стараются максимально полно анализировать имеющуюся информацию и учитывать не только недостатки, но и преимущества от посещения дошкольного учреждения.

К явным минусам следует отнести:

  • Стресс для ребенка. В редких случаях период адаптации к детсаду проходит без осложнений. Зачастую дети очень тяжело воспринимают столь кардинальные изменения в привычном укладе жизни. Ребенок может много плакать, закатывать истерики и отказываться от похода в садик, чуть ли не устраивая драку. Малыш привык, что мама всегда рядом и ее внимание полностью посвящено ему и его потребностям. А тут он столкнулся с ситуацией, когда приходится быть среди незнакомых людей и подстраиваться под неизвестные доселе правила. Все это может стать причиной серьезного стресса.
  • Особенности темперамента. Не все дети нуждаются в активном общении со сверстниками и готовы несколько часов находиться в достаточно большом коллективе. Некоторые малыши очень быстро истощаются психологически и эмоционально и им требуется какое-то время побыть в одиночестве и заняться любимыми делами. К сожалению, детский сад не предусматривает возможности побыть наедине с собой.
  • Негативное влияние ровесников. Далеко не все дети растут в благоприятных семьях, где принято уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. Жаль признавать, но некоторые родители абсолютно не уделяют своим детям внимание, отмахиваются от их проблем, пуская воспитание на самотек. Такие недолюбленные дети часто пытаются добиться признания ровесников с помощью кулаков и издевательств. Подобное поведение может стать плохим примером для ребенка.
  • Проблемы со здоровьем. Услугами детского сада в основном пользуются те родители, которые много работают и не могут позволить себе взять выходной по желанию. Если ребенок чихает или у него начался насморк, его все равно отведут в сад. Воспитатели не откажут ему в пребывании, поскольку в садик не принимают только детей с температурой. В результате здоровые дети могут подхватить вирус.
  • Нехватка внимания. Главным плюсом посещения детсада принято считать возможность общения со сверстниками. Родители уверены, что находясь в коллективе, их чадо станет лучше и больше разговаривать, наконец-то научится сам убирать за собой тарелку и откроет в себе какой-нибудь талант, например, к рисованию. Но так ли это на самом деле? В какой-то степени, да. Но частой проблемой муниципальных дошкольных учреждений является их загруженность. Когда ребенок попадает в коллектив из 30, а порой и 40 малышей, он может просто замкнуться в себе. По сути получается тупиковая ситуация: с одной стороны, воспитание в коллективе действительно весьма важно и действенно, но с другой – организовать этот процесс максимально эффективным образом воспитатель не может именно из-за большого количества деток.

В детском саду также возможно развитие конфликтных ситуаций, где сильные дети будут ущемлять более слабых, пытаясь тем самым доказать свое превосходство. В большинстве случаев воспитатель не всегда может правильно разрешить спорную ситуацию, что также является для ребенка серьезным стрессом.

Когда речь заходит о преимуществах посещения детского сада, то обязательно нужно упомянуть такие, как:

  • Режим. В детском саду ребенок учится жить согласно определенному распорядку дня. Режим очень полезен для здоровья малыша, ведь ложиться спать и кушать в одно и то же время весьма важно. К сожалению далеко не каждый родитель следит за распорядком дня своего чада.
  • Дисциплина. Воспитатели учат детей элементарным правилам поведения: как вести себя за столом во время еды, на занятиях и во время игр с другими ребятами. Дисциплина, которую стремятся привить ребенку в детском саду, формирует у него навыки поведения в обществе.
  • Общение со взрослыми. До прихода в детский сад единственные взрослые, с которыми контактирует малыш – его семья. Но в садике ему приходится общаться с другими представителями старшего поколения, что также вносит свой вклад в его развитие. Он узнает, что слушаться нужно не только маму с папой, но и других взрослых, что они тоже могут научить его новым вещам.
  • Самостоятельность. Находясь в садике, ребенок вынужден удовлетворять свои потребности самостоятельно. Рядом нет мамы, которая вытрет перепачканную кашей мордашку или поможет убрать за собой.
  • Взаимодействие со сверстниками. Находясь большую часть дня в коллективе других детей, малыш учится создавать новые социальные связи. Он начинает понимать, что люди все разные и к каждому нужен свой подход.
Читайте также:  Домашнее задание логопеда для выполнения в тетради, лексическая тема (Овощи)

Последствия отказа от детсада

Каждый родитель взвешивает все «за» и «против» и старается проанализировать, как именно на развитии ребенка может отразиться отказ от посещения дошкольного учреждения. Еще некоторое время назад можно было услышать, что отказ от садика ведет к возникновению проблем с адаптацией в школе в будущем. Однако у данного стереотипа нет под собой никаких оснований.

Детский сад не всегда может благотворно повлиять на ребенка. Если ваш малыш не отличается особой активностью и по складу темперамента и не отличается общительностью, то пребывание в садике точно не поможет ему измениться. В некоторых случаях более пассивные дети после прихода в детсад начинали еще больше закрываться в себе.

Опять же, если у родителей есть возможность обеспечить ребенку гармоничное развитие в домашних условиях, то почему бы ей не воспользоваться? Отсутствие детского сада в жизни малыша не отразится на нем негативно, а общение с ровесниками в нужном ему объеме он может получить и во время прогулки на детской площадке.

Так нужен ли ребенку детский сад или стоит от него отказаться? Каждый родитель имеет свое мнение на этот счет. Самое главное в данном вопросе – прислушаться к позиции ребенка и руководствоваться его желанием.

О важности исправления речевых недостатков дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Будьте внимательны к своему ребенку. Как сказал какой-то мудрец: «Единственная ответственность, которой мы не вправе избегать, — это ответственность за своих детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
o_vazhnosti_ispravleniya_rechevyh_nedostaatkov_doshkolnikov.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

О важности исправления речевых недостатков дошкольников.

Ребенок идет в школу… Каждый год сотни тысяч взрослых произносят эту фразу. Одни – с ужасом, другие – спокойно, уверенно, третьи – равнодушно. Как произнесете ее вы, родители тех детей, которые через два года переступят школьный порог? Какую жизнь за этим порогом готовите вы для своих, таких родных и любимых детей? Всё ли сделали вы, взрослые, чтобы не превратилась эта жизнь в сущий ад для всех, чтобы не убила она в ребенке веру в свои силы, способности, возможности? Скажет ли сын или дочь «спасибо» родителям за то, что сумели сделать безболезненным переход из дошкольного беззаботного детства в серьёзную эпоху? Наконец, часто ли задумываемся мы, родители над этим или просто отмечаем только свои трудности, когда отправляем детей на долгие 11 лет туда, где «сеют разумное, доброе, вечное»? А каково ребёнку там, за школьным порогом? Таким ли он останется в новой обстановке, каким знали его в детском саду? Вереница нескончаемых вопросов… Но не будет громом среди ясного неба учёба детей для тех родителей, кто все душевные силы, да и физические тоже, отдал для того, чтобы школа для их ребенка стала светлым домом радости. Что же значит подготовить ребёнка к школе? Наивно думают те родители, и глубоко заблуждаются, что могут спать спокойно, купив форму, портфель и школьные принадлежности. А уверенно ли дети со всем этим войдут в класс? Подготовленные – да. Я не буду останавливаться на всей системе подготовки к школе. Затрону лишь одну из самых важных сторон. Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок? «Нормально», — наверное, скажут одни. «Ну, есть немного искажений, но у моего старшего то же было. Даже хуже», — подытожат другие. «Да, ужасно. Но что я сделаю?» — пожмут плечами третьи. Речевые недостатки недооценивают некоторые родители: «Главное – здоровье, остальное наладится, я его понимаю – и ладно!».

Сядьте спокойно напротив ребенка. Взгляните ему в глаза, поговорите с ним просто, без суеты, и вам откроется многое. Вместо одного звука слышится неизвестно что, другой звук совсем проглочен, речь отрывистая, сбивчивая, слово проговаривается наполовину. А сможет ли ваш сын пересказать знакомую сказку так, чтобы его приятно было слушать? А под силу ли дочке прямо, полно, подробно ответить на ваш вопрос? Ведь школьный урок – это полные ответы на вопросы, это постоянный связный пересказ, это чистая, понятная речь, услышав которую, ни один сверстник вашего ребёнка не должен смеяться. Над всем этим и работают учителя-логопеды детских садов в специализированных группах.

Как логопед исправляет речевые недостатки дошкольников? Во время индивидуальных занятий в логопедическом кабинете с детьми работают над исправлением неправильно произносимых звуков, делают артикуляционную гимнастику, развивают пальцы рук, работают над правильным дыханием и делают много другого, понятного специалистам. Всё проводится в интересной игровой форме. На эти занятия могут прийти и родители, которые получат консультации для занятий дома. На общих, фронтальных, занятиях дети учатся пересказывать текст по плану и без него, составлять рассказы и сочинять сказки (а ведь это — основа будущих сочинений), учатся делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, среди которых находят гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. Во время логопедических занятий изучаются буквы, даются основы чтения, готовится к письму кисть руки. Это только небольшой перечень работы логопедов.

Кроме того, вся работа детского сада проводится с учетом логопедической специализации: введены дополнительные специальные моменты в музыкальные и физкультурные занятия. Больше внимания уделяется изобразительной деятельности. В детском саду занятия ежедневные. Кроме того, предполагается обязательная помощь родителей в закреплении пройденного материала дома с ребёнком по рекомендации логопеда. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми специальные занятия. Проводить их надо постоянно, систематически, совместно с логопедом, так как исправление недостатков речи требует порой очень длительного времени, поэтому быстрых результатов ждать не приходится. Помните, успех во многом зависит от вас. Речевые недостатки сами собой не исчезнут, если не исчезли к пяти – пяти с половиной годам.

Важно помнить: дети, искаженно произносящие звуки, очень страдают в школе. Ведь как слышат они свою речь, так и пишут. Не готовая к письму рука никогда не даст красивого почерка. А моральные издержки ещё заметнее: ребёнок, чувствуя свои недостатки, замыкается, не находит контакта с одноклассниками и учителями.

Будьте внимательны к своему ребенку. Как сказал какой-то мудрец: «Единственная ответственность, которой мы не вправе избегать, — это ответственность за своих детей».

Учитель-логопед О.В. Шихова

МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад «Бережок»

Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период»

Ирина Минчук
Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период»

В настоящее время одной из проблем детей дошкольного и школьного возраста являются речевые нарушения, связанные с недостаточным развитием фонетико – фонематической и лексико – грамматической систем. Все эти недостатки должны быть скорректированы еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе на нарушение устной речи не наслоились нарушения письменной речи,что вполне закономерно: ребёнок, слыша свою речь в искажённом варианте будет так же отражать её на письме, не будет понимать смысла прочитанного, условия задач – всё это автоматически отбивает желание такому ребёнку учиться.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения в школе. Очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте до того, как они превратятся в сложный стойкий дефект. Нужно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное, она более гибка и податлива. Поэтому все виды нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Установлено, что не позже 5 летнего возраста ребёнка необходимо приступать к преодолению всех недостатков звукопроизношения, потому что маленький ребёнок не может произносить правильно все звуки речи, так как артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искажённое произношение до 4-5 лет считается нормальным явлением, но после 4-5 лет нарушение считается патологией.

У нас в стране достаточно детей, по каким либо причинам не получают дошкольное образование. Дети, посещающие Белоберезковский детский сад комбинированного вида «Родничок» и имеющие стойкие нарушения речевого развития, проходят обследование психолого-медико-педагогической комиссии детского сада и по решению областной психолого – медико-педагогической комиссии зачисляются в логопедическую группу детского сада, где с ними осуществляется работа специалистов не только по исправлению недостатков устной речи, но и проводится работа по предупреждению дисграфии (нарушение письменной речи).

Второй год в детском саду, в рамках дополнительного образования работает кружок «АБВГДейка», где детей учат специалисты правильному говорению, знакомят со звуками речи, буквами, обучают навыкам чтения и письма.

Все выше сказанное говорит о необходимости не только развития, но и расширения системы логопедической помощи в нашей стране. Нельзя допустить и мысли о сокращении таких специалистов как учитель-логопед.

Я, как специалист-практик, могу сказать, что почти каждый второй ребёнок массового дошкольного учреждения нуждается в своевременной логопедической помощи.

Работая с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, я изучаю проблему формирования готовности к обучению грамоте этой категории детей.А проблем и трудностей у этих детей немало: несформированность чувства ритма, пространственной ориентации как в собственном теле, так и на листе бумаги, фонематической системы со всеми её составляющими (фонематический слух, фонематическое восприятие, Фонематические представления, фонематический анализ и синтез, кинестетической основы движения руки, зрительно – моторной координации и графических навыков.

Своевременное развитие всех этих компонентов готовности к обучению грамоте будет благотворно влиять на овладение процессами чтения и письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обогащение предметно развивающей среды, способствующей коррекции речи Процес становления у детей первой функции речи,тоесть овладение речью, как средством общения,в течении первых лет жизни проходит несколько.

Целевая прогулка по территории детского сада в летний период (старший дошкольный возраст) Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием «пустыня», его обитателями; 2. Продолжать учить детей пользоваться картой-схемой маршрута;.

Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного.

Использование игр и пособий в коррекции речи детей дошкольного возраста (Выступление логопеда на родительском собрании) Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы) Ноябрь 2014 г. Работа логопеда на первом этапе с вновь прибывшим ребенком начинается с наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, его.

Психологические рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации ДОРОГИЕ ВOСПИТАТЕЛИ! Вот малыш переступает порог группы детского сада. Выйдите ему навстречу, поздоровайтесь, присядьте рядом, чтобы ваши.

Реферат «Игра — это жизненная необходимость ребёнка» Игра – жизненная необходимость ребёнка. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный.

Рекомендации для педагогов по коррекции развития связной речи детей 4–5 лет Рекомендации для педагогов по коррекции связной речи детей 4-5 лет Для совершенствования навыков рассказывания все исследователи советуют.

Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей с ОНР Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) коммуникативная функция речи.

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Содержимое публикации

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев”.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, при несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

На современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры, так и различные здоровьесберегающие технологии.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

“При поражении нижне-лобных отделов сенсо-моторной области коры фонематические нарушения характеризуются недостаточным пониманием речи окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или заменами звуков.

“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не сформирован, наблюдается нечеткость, смазанность речи, нестойкие звуковые замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание.

“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой речевой активности наблюдается замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.

Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…” Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношение к речевому процессу.

По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Такая успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательно-коррекционной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственной ориентации на себе.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

В своей работе можно использовать следующие виды здоровьсберегающих

технологий: медико-профилактические;физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики и Су Джок.

Предполагаемые результаты нетрадиционной работы

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок ,особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 9 комплексов. Каждый комплекс разучивается в течении недели, затем повторяется.

Комплекс состоит из 8 упражнений:

– кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно;

– биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно.

Работа начинается с простых упражнений, типа “ Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Авторские сказки с использованием Су Джок массажеров, семянотерапии, жгутотерапии используются с целью воздействия на систему соотвествия биологически активных точек и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала. Вместе с психологом проводиться психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по плаванию – дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

Ошибки устной речи дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления

Учитель-логопед Рабина Ю.И,
МАДОУ д/с №3 “РОмашка” городского округа Ликино-Дулёво

Методическая разработка для воспитателей старших и подготовительных логопедических групп

Время дошкольного детства – это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи, что особенно важно для успешного речевого развития дошкольника и школьника.

В детском саду контроль за речью детей ложится на плечи учителя-логопеда, и воспитателя. Речь воспитателя является образцом для детей. Грамматическая правильность речи педагога, ее выразительность одно из обязательных условий формирования у детей правильного стереотипа речевого поведения. Но одного образца для подражания недостаточно. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов в речи дошкольников.

Поскольку на сегодняшний день число детей с речевой патологий возрастает, и у нас в детском саду (МАДОУ детский сад №3 «Ромашка» городского округа Ликино-Дулево, г Куровское) более 50% детей подготовительной и старших групп является детьми с речевыми нарушениями, необходимо познакомить воспитателей и родителей с грамотными приемами формирования грамматически правильной речи у дошкольников.

С этой целью мною, учителем-логопедом Рабиной Ю.И., была разработана консультация для воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп: «Грамматические ошибки дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления».

Целью данной консультации стало: познакомить воспитателей с результатами мониторинга лексико-грамматического строя детей логопедической группы, а также с некоторыми дидактическими упражнениями и приемами для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Под лексико-грамматической стороной речи дошкольника понимают словарь и грамматически правильное его использование. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К 4 годам формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Уже к 5 годам в речи детей появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который. [2]

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [1]

При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. ( Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки. По результатам мониторинга в старших и подготовительной логопедической группах можно выделить следующие типичные ошибки:

Неправильные окончания имен существительных родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей – карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) ; с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев (в основном у детей 5 лет); родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре, (при обследовании выявлено у 10% детей 5-6 лет логопедической группы); предложного падежа неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в саде (10% у детей 5-6 лет);

Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).

Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).

Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).

Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).

Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).

Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.

Синтаксические ошибки у дошкольников наблюдались в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?». Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Неправильное употребление и понимание детьми предлогов было выявлено при выполнении детьми подготовительной группы следующих заданий: – дополни предложение по смыслу ( около 50 % не справились с заданием): Мы пошли в цирк, который…. (Ответы детей: там было весело, мы ходили с мамой). Автобус остановился, поэтому … (Ответы детей: он сломался, стало темно). Мама выключила свет , потому что (стало темно). Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке): варианты ответов: «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за), «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).

При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».

Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в простых предложениях с использованием предлогов.

Для преодоления речевых ошибок дошкольников важно создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Нужно помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речь детей. Как часто можно слышать от воспитателей и родителей такие фразы: «Чё» ты делаешь?» или «Не лазь туда», «Поди помой руки», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – профессиональная обязанность педагога.

Важно вовремя исправлять грамматические ошибки детей, не думая, что это лишь забота родителей и затем школьного учителя. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При этом слишком частые и резкие замечания могут привести к тому, что у ребенка появится недоверие к себе, он может «замолчать». Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение, иначе в его памяти останется произнесенное воспитателем искаженное слово.

Одним из компонентов формирования грамматически правильной речи детей дошкольников являются специальные занятия, проводимые учителем-логопедом, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий. Однако элементы грамматических упражнений необходимо использовать воспитателям и в ходе режимных моментов. Например, на прогулке, попросить сосчитать количество лопат, ведер на участке. При чтении художественной литературы и пересказе текста можно использовать упражнение «Ответь на вопросы». (Почему птицы осенью улетают на юг? Для чего нужен пылесос? Зачем мальчик пошел в библиотеку? И т. д.) Интересный способ – специально созданные игровые и бытовые ситуации… Воспитатель может спросить в ходе игры: Маша взяла утюг чтобы, Миша огорчился потому что … и поэтому…

Еще одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр.

В свободное от основных логопедических занятий время воспитателям рекомендуется проводить логопедические пятиминутки с использованием дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Приведем пример некоторых игровых упражнений, которые могут быть рекомендованы учителем логопедом для закрепления материала фронтального занятия. Эти игры собраны в картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

Игра «Разное значение» (на употребление омонимов)

Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?». Нужно было определить с какими предметами используются слова (например: ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее воспитатель читает стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмарева)

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Или игра «Найди 2 слова – «неприятеля»

Игра проводится с помощью карточек с напечатанными словами и карандашом.

Воспитатель предлагает детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

(Друг, печаль, враг.// Высокий, большой, низкий.// Ночь, сутки, день.// Длинный, большой, короткий. И т д)

Игра «Поймай – скажи» с мячом (на правильное употребление глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени).

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. (Образец: врач – лечит; художник – рисует; повар – варит). Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие. (Люба – играет; Дима – прыгает).

Еще несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.

Игра «Опиши картинку» (для усвоения родовой принадлежности)

Предметные картинки (яблоко, ведро, полотенце, груша, платье) разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое). Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье).

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша).

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко).

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже

Дидактическая игра с предметами и куклой Таней. «Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы). А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно. [5]

Игра «Как кто передвигается?»

Цель игры: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Воспитатель показывает изображения животных, птиц, насекомых и спрашивает у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки. Затем каждый ребенок уже рассказывает о своем животом и отвечает на вопрос воспитателя: кто как ест (кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно), кто как голос подает (корова мычит и т д).

С картинками животных и с игрушками можно играть в дидактическую игру «Кто ушел и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Пришла кошка, пришли кошки, ушла кошка, нет кошки,/ кошек и т далее.

В подготовительной группе дидактические игры усложняются.

Вот пример такой словесной дидактической игры: «Кто он такой?».

Дети учатся образовывать существительное от глагола.

Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

Для некоторых детей грамматические упражнения даются особенно тяжело, тогда необходимо в игру вводить персонажа, использовать игрушки.

Например, для развития грамматического строя речи в старшей группе можно провести игру-драматизацию «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек).

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец).

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Для хлеба есть что? (Хлебница).

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу, с лово повторяется хором).

Как называется посуда для конфет? (Конфетница).

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу).

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.

Таким образом, мы видим, что дидактическая игра в этом случае многофункциональна. В ней закрепляются и навыки словообразования, и падежные формы существительных.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 — 199 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / Алексеева М.М., Яшина Б.И. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно—методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 224 с.
  4. Гусева О.А., Панова М.А. От игры к правильной речи // Логопед –– 2012–– №9— С. 81 — 83
  5. Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед –– 2004–– №1— С. 100 — 105
  6. Н.А. Стародубова Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления // «Детский сад от А до Я» № 5 – 2005г.

О важности исправления речевых недостатков.
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация специалиста для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
o_vazhnosti_ispravleniya_rechevyh_nedostatkov_doshkolnikov_.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

О важности исправления речевых недостатков дошкольников.

Ребенок идет в школу… Каждый год сотни тысяч взрослых произносят эту фразу. Одни – с ужасом, другие – спокойно, уверенно, третьи – равнодушно. Как произнесете ее вы, родители тех детей, которые через два года переступят школьный порог? Какую жизнь за этим порогом готовите вы для своих, таких родных и любимых детей? Всё ли сделали вы, взрослые, чтобы не превратилась эта жизнь в сущий ад для всех, чтобы не убила она в ребенке веру в свои силы, способности, возможности? Скажет ли сын или дочь «спасибо» родителям за то, что сумели сделать безболезненным переход из дошкольного беззаботного детства в серьёзную эпоху? Наконец, часто ли задумываемся мы, родители над этим или просто отмечаем только свои трудности, когда отправляем детей на долгие 11 лет туда, где «сеют разумное, доброе, вечное»? А каково ребёнку там, за школьным порогом? Таким ли он останется в новой обстановке, каким знали его в детском саду? Вереница нескончаемых вопросов… Но не будет громом среди ясного неба учёба детей для тех родителей, кто все душевные силы, да и физические тоже, отдал для того, чтобы школа для их ребенка стала светлым домом радости. Что же значит подготовить ребёнка к школе? Наивно думают те родители, и глубоко заблуждаются, что могут спать спокойно, купив форму, портфель и школьные принадлежности. А уверенно ли дети со всем этим войдут в класс? Подготовленные – да. Я не буду останавливаться на всей системе подготовки к школе. Затрону лишь одну из самых важных сторон. Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок? «Нормально», — наверное, скажут одни. «Ну, есть немного искажений, но у моего старшего то же было. Даже хуже», — подытожат другие. «Да, ужасно. Но что я сделаю?» — пожмут плечами третьи. Речевые недостатки недооценивают некоторые родители: «Главное – здоровье, остальное наладится, я его понимаю – и ладно!».

Сядьте спокойно напротив ребенка. Взгляните ему в глаза, поговорите с ним просто, без суеты, и вам откроется многое. Вместо одного звука слышится неизвестно что, другой звук совсем проглочен, речь отрывистая, сбивчивая, слово проговаривается наполовину. А сможет ли ваш сын пересказать знакомую сказку так, чтобы его приятно было слушать? А под силу ли дочке прямо, полно, подробно ответить на ваш вопрос? Ведь школьный урок – это полные ответы на вопросы, это постоянный связный пересказ, это чистая, понятная речь, услышав которую, ни один сверстник вашего ребёнка не должен смеяться. Над всем этим и работают учителя-логопеды детских садов в специализированных логопедических группах.

Как логопед исправляет речевые недостатки дошкольников? Во время индивидуальных занятий в логопедическом кабинете с детьми работают над исправлением неправильно произносимых звуков, делают артикуляционную гимнастику, развивают пальцы рук, работают над правильным дыханием и делают много другого, понятного специалистам. Всё проводится в интересной игровой форме. На эти занятия могут прийти и родители, которые получат консультации для занятий дома. На общих, фронтальных, занятиях дети учатся пересказывать текст по плану и без него, составлять рассказы и сочинять сказки (а ведь это — основа будущих сочинений), учатся делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, среди которых находят гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. Во время логопедических занятий изучаются буквы, даются основы чтения, готовится к письму кисть руки. Это только небольшой перечень работы логопедов.

Кроме того, вся работа детского сада проводится с учетом логопедической специализации: введены дополнительные специальные моменты в музыкальные и физкультурные занятия. Больше внимания уделяется изобразительной деятельности. В детском саду занятия ежедневные. Кроме того, предполагается обязательная помощь родителей в закреплении пройденного материала дома с ребёнком по заданию логопеда. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми специальные занятия. Проводить их надо постоянно, систематически, совместно с логопедом, так как исправление недостатков речи требует порой очень длительного времени, поэтому быстрых результатов ждать не приходится. Помните, успех во многом зависит от вас. Речевые недостатки сами собой не исчезнут, если не исчезли к пяти – пяти с половиной годам.

Важно помнить: дети, искаженно произносящие звуки, очень страдают в школе. Ведь как слышат они свою речь, так и пишут. Не готовая к письму рука никогда не даст красивого почерка. А моральные издержки ещё заметнее: ребёнок, чувствуя свои недостатки, замыкается, не находит контакта с одноклассниками и учителями.

Будьте внимательны к своему ребенку. Как сказал какой-то мудрец: «Единственная ответственность, которой мы не вправе избегать, — это ответственность за своих детей».

Ссылка на основную публикацию