О важности исправления речевых недостатков дошкольников

Нарушения речи у детей

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

  • Признаки задержки речевого развития
  • Признаки нарушений речи в дошкольный период
  • Причины речевых нарушений
  • Внутриутробные патологии
  • Родовые травмы
  • Послеродовые патологии
  • Генетическая предрасположенность
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия
  • Классификация речевых нарушений
  • Психолого-педагогическая
  • Медицинская классификация
  • Особенности диагностики
  • Рекомендации

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Предупреждение и исправление речевых ошибок детей дошкольного возраста

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

  • 1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
  • 2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
  • 3. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном, чётком звучании. Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях. Речевой образец воспитателя должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное – учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться, правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

Речевые ошибки детей нельзя оставлять без внимания, их нужно исправлять. Желая исправить ошибку, взрослый использует различные тактики, учитывая которые можно разделить исправления на прямые исправления и косвенные.

Прямые способы исправления:

– предложение нормативного варианта взрослым для имитации ребенком.

Косвенные способы исправления:

  • – переспросы, вопросы как результат непонимания или изображения непонимания взрослым;
  • – оценка взрослым ненормативного детского варианта без называния нормативного варианта;
  • – указание на отсутствие слова или формы слова в нормативном языке;
  • – воспроизведение взрослым детской ошибки.
  • – смех взрослого как реакция на ошибку ребёнка.
  • – предложение ребенку исправиться через аналогичную словообразовательную (формообразовательную) модель;
  • – сопоставление ошибки ребенка с такой же ошибкой другого ребенка.
Читайте также:  Игры для подготовки к школе

Исправлять ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить.

Неисправленная ошибка ведет к закреплению неправильных условных связей, как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.

Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Воспитатель может предложить ему подумать, как надо сказать правильно. Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его повторить.

Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.

У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит: “Мы поставили на стол много тарелков и много ложков”. – “Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек ” – подтверждает воспитатель.

Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: “Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно”, – предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа – ложек, чашек, ботинок).

В качестве образца правильной речи можно использовать речь одного из детей. Допускается привлекать к исправлению ошибок детей (очень осторожно, в редких случаях).

Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:

  • – ребенок чем-то огорчен, жалуется воспитателю, ждет от него помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;
  • – ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;
  • – ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.

В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Тесты по логопедии с ответами

    татьяна кудинова
    Тесты по логопедии с ответами

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Формой контроля степени усвоения слушателями знаний, умений и навыков, сформированных при изучении курса «Организация и содержание работы логопеда в условиях реализации ФГОС» выбран письменный тест. Преимущества данной формы заключаются в ее стандартизированном характере. Тест состоит из 20 тестовых заданий. Для успешного прохождения теста слушатели должны владеть знаниями по основным те-мам курса. При решении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать все варианты ответов.

    1. Логопедия — это.

    а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и

    (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и

    б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и

    устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия

    изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений

    речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

    в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения

    умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

    2.Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ)

    а) Они соответствуют возрасту говорящего

    б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических

    в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое

    г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают

    3.Под структурой речевого дефекта понимается:

    а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности

    б) сйовокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного

    нарушения речи и характер их связе

    в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,

    обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой

    4. Педагогический процесс, направленный на коррекцию и

    компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и

    развитие ребенка с речевым нарушением – это.

    а) коррекция нарушений речи

    б) логопедическое воздействие

    5. Восстановительное обучение — это.

    а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную

    познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков

    и педагогическое руководство этой деятельностью

    б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация

    личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности

    в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и

    6. Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?

    в) эмоционально-положительное общение со взрослым

    7. Брадилалия — это.

    а) патологически замедленный темп речи

    б) патологически ускоренный темп речи

    в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное

    судорожным состоянием мышц речевого аппарата

    8. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

    иннервации речевого аппарата — это…

    9. Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-

    10. Нарушение процессов формирования произносительной системы

    родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

    вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это.

    а) общее недоразвитие речи

    б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи

    11. Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин

    а) В. Олтушевский

    12. Предметом логопедии как науки является:

    а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством

    б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи

    в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие

    нарушений речевой деятельности.

    13. Как называется явление, когда звук произносится как

    несвойственный фонетической системе родного языка по своему

    акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в

    силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных

    14. Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как.

    (какие) дефекты, при которых нарушена система языка

    15. Дефект произношения звуков [р] и 1р]называется.

    16. Как устаревшее название дислалии?

    17. Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых

    18. Что не относится к причинам функциональной дислалии?

    а) педагогическая запущенность

    б) недоразвитие фонематического слуха

    в) укороченная уздечка языка

    19. Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика

    артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере

    звукопроизношения напоминает моторную алалию)

    20. Недостатки произношения звонких согласных звуков,

    выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками

    а) дефектами озвончения

    б) дефектами смягчения

    в) дефектами произношения небных звуков

    21. Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по

    формированию правильного звукопроизношения

    а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

    б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения

    подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов

    периферического речевого аппарата

    в) устранение неправильного звукопроизношения

    ответы 1-б, 2-а, 3-б,4-б,5-б, 6-б,7-а. 8-в,9-в, 10-б, 11-в,12-а, 13-а, 14-б, 15-б, 16-в,17-а, 18-в, 19-б,20-а, 21-в

    Тесты для педагогов ДОУ В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях встала проблема в подборе педагогов, их качественном составе. Не секрет,.

    Тесты для воспитателей Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы Отметьте, какие из пословиц русского народа,.

    Тесты логопеда – Развитие ребёнка в 1 год

    Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни – это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка 1-го года жизни нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

    Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу на 1-м году жизни ребенка и, таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

    Предлагаемая методика основывается на комплексном изучении ребенка 1-го года жизни: оценка его доречевых и предречевых возможностей проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств. Это определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в условиях патологии. Поэтому комплексное обследование проводится на основе диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

    Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии (анализ выписок из истории развития, из истории болезни и т.д.), а также данных наблюдения и обследования ребенка.

    Общий осмотр необходимо начинать с наблюдения за ребенком в период бодрствования в кроватке, манеже и т.д., не привлекая к себе его внимание. Это дает возможность оценить положение тела ребенка, его поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения.

    Затем обращают внимание на форму черепа младенца в целом и соотношение величины мозговой и лицевой частей черепа. У новорожденных форма черепа может быть самой разнообразной, что связано с ее временной деформацией при прохождении родовых путей, но обычно преобладает брахицефалическая. Деформация головы, связанная с родами, через 2-3 нед. исчезает. Редко череп имеет башенную форму. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой особенно выражено. При микроцефалии, наоборот, преобладают размеры лицевой части черепа.

    Необходимо отметить также наличие черепно-лицевых асимметрий. Асимметрия костей мозгового и лицевого черепа может быть конституциональным признаком, а может быть обусловлена и дизэмбриогенезом (Табл.).

    Таблица. Основные дизэмбриогенетические стигмы

    ЛокализацияХарактер аномалии
    ЧерепФорма черепа микроцефальная, гидроцефальная брахицефалическая, долихоцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков.
    ЛицоПрямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
    ГлазаЭпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихназ(двойной рост ресниц) колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
    УшиБольшие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низкорасположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки.
    РотМикростомия, макростомия, “карпий рот”, высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык.
    ШеяКороткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки.
    ТуловищеДлинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
    КистиБрахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый 5-ый палец, искривление всех пальцев.
    СтопыБрахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
    Половые органыКрипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора.
    КожаДепигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.

    О нормальной иннервации мимической мускулатуры свидетельствуют симметрия глазных щелей и складок на лице как в спокойном состоянии, так и при крике, симметричное смыкание век, плотное захватывание соска, соски.

    При парезах и параличах мимической мускулатуры наблюдается комплекс симптомов: расширение глазной щели – лагофтальм; при крике, когда ребенок пытается зажмурить веки, глазные яблоки смещаются вверх, а глазная щель остается несомкнутой и видна белковая оболочка под радужкой – феномен Белла, один угол рта может быть опущен, одна носогубная складка может быть выражена больше другой. Во время крика отмечается неравномерность образования складок на лбу, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватывание соски, подтекание пищи из угла рта. Все это может свидетельствовать о периферическом поражении лицевого нерва. При центральном поражении лицевого нерва лагофтальм и феномен Белла отсутствуют, наблюдается сглаженность носогубной складки, при крике рот перетягивается в сторону более глубокой складки. Тонус мимических мышц, как и наличие или отсутствие пареза и паралича определяется логопедом при совместном с невропатологом осмотре ребенка.

    Исследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, положения в покое при общем симметричном положении тела ребенка, оценку непроизвольных движений артикуляционного аппарата во время еды (сосания, глотания, снятия пищи с ложки, питья из чашки, откусывания, жевания и др.), при мимических проявлениях, при голосовых и звуковых реакциях, а также наличия или отсутствия парезов, параличей, насильственных движений. Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.

    При активном сосании положенное количество молока ребенок высасывает за 10-15 мин., молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.

    Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голоса, это говорит о бульбарных или псевдобульбарных нарушениях.

    При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием небного и глоточного рефлексов, свисанием мягкого неба, вытеканием пищи через нос, саливацией. В период новорожденности и первые месяцы жизни саливация может быть не выражена или выражена слабо, чаще всего она проявляется к 4 мес при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. При бульбарной симптоматике ребенок находится на зондовом вскармливании. При псевдобульбарной симптоматике усиливаются небный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва существенно не нарушает сосания и глотания. Заставив ребенка покричать, можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва).

    Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыраженность кончика языка, ограниченная способность языка двигаться вниз, назад и т.д. Все это не дает возможности формировать разнообразие звуков в гулении, лепете, а в дальнейшем и в речи.

    Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре характеризуются его повышением (гипертонусом), приводящим к спастичности артикуляционных мышц, когда отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен, отодвинут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.

    Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что в дальнейшем повлечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3-6 мес уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. До 3-4 мес у детей преобладает физиологический гипертонус.

    Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться, пища подтекает из углов рта, при жевании пища вываливается изо рта. При этом может отмечаться нозализация звуков гуления, лепета, крика.

    Нарушения тонуса могут проявляться в виде дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, а при звуковых реакциях тонус резко нарастает.

    Оценка состояния тонуса артикуляционной мускулатуры должна проводиться логопедом совместно с врачом-невропатологом. Исследуется мышечный тонус в артикуляционной и мимической мускулатуре при пассивных движениях органов артикуляции. Пассивные движения нижней челюстью (пассивное открывание и закрывание рта) при симметрично расположенном теле ребенка (ребенок в позе “на спине”) дают возможность оценить тонус мышц нижней челюсти, жевательных мышц. Пассивные движения губ ребенка: открывание – закрывание губ, растягивание губ – сведение их в “трубочку” – дают возможность оценить тонус в мышцах губ, круговой мышце рта. Пассивные движения языка при толкании языка в стороны, кзади (надавливая на кончик языка и продвигая его назад), при захвате кончика языка двумя пальцами с подтягиванием его вперед дают возможность оценить тонус мышц языка.

    Совместно с врачом-невропатологом логопед оценивает безусловные рефлексы, отсутствие или наличие патологических рефлексов орального автоматизма при обследовании детей с тяжелым органическим поражением ЦНС, детей с синдромом двигательных расстройств, детским церебральным параличом (ДЦП).

    Следующим этапом обследования ребенка 1-го года жизни является оценка его дыхательной деятельности. Нарушения дыхания у детей с различными церебральными нарушениями обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функции.

    Дыхание значительно совершенствуется после рождения ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. После 6 мес. брюшной тип дыхания заменяется смешанным, дыхание становится глубже и реже. У детей с церебральной патологией часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, сосанием, глотанием, а также между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерные нарушения ритма дыхания: при звукопроизношении дыхание учащается, после произнесения звуков делается поверхностный судорожный вдох, нарушается активный выдох. Тяжесть дыхательных нарушений соответствует тяжести общего двигательного поражения.

    Затем логопед в ходе наблюдения за ребенком оценивает его голосовые реакции, связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного и ребенка первых месяцев жизни относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.

    Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности даже этих голосовых реакций.

    Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка слабым, тихим. Крик может быть пронзительным, болезненным, с носовым оттенком при аномалиях строения носоглотки, бульбарных или псевдобульбарных нарушениях. Голосовые реакции могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения ЦНС.

    К 2 мес. у здорового ребенка крик возникает при прекращении общения с ним или при изменении положения его тела, а не только как реакция на голод, дискомфорт и пр. На последующих этапах крик приобретает характер активной реакции протеста: в 6-9 мес. здоровый ребенок может кричать при появлении незнакомых людей, в 12 мес. ребенок громко кричит в ответ на то, что отобрали игрушку. У детей с церебральной патологией, генетическими и хромосомными заболеваниями крик долгое время не приобретает интонации, выразительности, или имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым, или остается единственным средством общения ребенка со взрослым на протяжении всего 1-го года жизни (в случаях тяжелой патологии ЦНС).

    Первые голосовые безусловно-рефлекторные реакции ребенка логопед оценивает методом наблюдения. Рекомендуется наблюдать за ребенком сразу после сна, перед кормлением и после кормления, при засыпании.

    В ходе логопедического обследования методом наблюдения оценивают звуковые реакции ребенка: гуканье, гуление, лепет. Для логопедического обследования важно не только отсутствие или наличие этих звуковых реакций, но и их качественные характеристики. Развернутая система определения раздражителей, которые значимы для конкретного ребенка, позволяет наметить пути стимулирования звуковых реакций.

    Логопед должен точно установить уровень общения ребенка со взрослым: то ли это только тактильно-эмоциональный уровень (что очень характерно для детей с тяжелой церебральной патологией, хромосомными заболеваниями), или эмоционально-речевой, или сочетание тактильно-эмоционального общения с эмоционально-речевым, присущее детям с перинатальной патологией, недоношенным детям, воспитывающимся в доме ребенка, или уровень предметно-действенного общения. Знание уровня общения и значимых раздражителей дает возможность выбрать правильное направление в коррекционной работе.

    При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. О наличии у ребенка общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18-20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.); стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

    До тех пор, пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же налицо все четыре признака, общение является сложившимся. На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, “делового” общения или предметно-действенного общения.

    Самый короткий – этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.

    Второй этап эмоционального общения охватывает время приблизительно 2-6-й месяц жизни ребенка.

    Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни ребенка. Общение становится “деловым”, оно включается в практическое сотрудничество ребенка со взрослым.

    Логопедическое обследование завершается заключением логопеда и рекомендациями коррекционной работы с данным ребенком.

    Как обследовать речь ребенка родителям (логопедическое обследование с пояснениями)

    Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

    Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

    Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

    1. Обследование звукопроизношения.

    Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова: сова, сено, зонт, зебра, цапля, шапка, жук,щука, чай, лук, лев, рак, река, юла, яблоко, попугай. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

    Далее оцените результаты:

    Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

    Если полностью отсутствует звук (например, «ампа» вместо лампа, «ука» вместо рука), либо звук заменяется более простым для произношения («сюба» вместо шуба), такой дефект может являться «возрастным косноязычием» и исправиться самостоятельно (по мере созревания речевого аппарата), если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Однако, если это наблюдается и после 5 лет, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих своевременно овладеть правильным произношением. Это уже нарушение звукопроизношения, когда требуется специальная логопедическая помощь.

    Если вы слышите искаженное произношение некоторых звуков («хлюпающее» с неприятным для слуха оттенком, либо у ребенка при произнесении звуков С, З, Ш, Ж просовывается язык между резцами, ребенок «шепелявит», либо «картавое» Р), это нельзя относить к «возрастному косноязычию». Необходимо обратиться как можно раньше к логопеду (с 4-4,5 лет), т.к. такое искаженное произнесение звуков не пройдет с возрастом, а будет только закрепляться. Причиной такого нарушения может быть недостаточная подвижность губ и языка либо дефекты в строении речевых органов.

    Ребенок умеет правильно произносить звуки, но смешивает их (говорит то «ракета», то «лакета», то «шапка», то «сапка»), причиной тому может быть затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. Ребенок как бы не улавливает разницы в звучании сходных звуков. Слова типа СУП-ЗУБ, МИСКА-МИШКА, САЙКА-ЗАЙКА воспринимаются таким ребенком как одинаковые. Такая форма нарушения речи особенно коварна, т.к. при поступлении в школу такие звуковые замены неизбежно и на письме и при чтении. При таком нарушении обязательно проведите обследование фонематического слуха (см. ниже). Итак, если в ходе проверки будет выяснено, что ребенок 3-х – 4-х лет, заменяющий, например, звук Ш на С, не может правильно показать, где на картинках МИШКА, а где МИСКА, то это патология и нужна помощь логопеда.

    2. Обследование фонематического слуха.

    Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

    Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены самими родителями с помощью специальных картинок. При обследовании заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий. Показывайте две картинки, их названия отличаются только звуками, которые заменяет в речи ребенок (например, РОЗА-РОЖА). Сначала объясните значение обоих слов: «Вот видишь, красная роза, а это нарисована рожа. Теперь я буду называть эти картинки, а ты будешь показывать, где рожа, а где роза». Соблюдайте условия называния картинок:

    1) Картинки называйте одним словом («Где роза?», «Где рожа?»), чтобы не было слов-подсказок (например, «где красная роза?»).

    2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

    3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

    — Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

    — Покажи, где коза? А где коса?

    — Покажи, где усы? Где уши?

    Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

    Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

    Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

    Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

    Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

    Далее оцените результат:

    Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

    3. Обследование слоговой структуры слов.

    Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

    Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

    Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

    Далее оцените результат:

    Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

    Если ребенок допускает много ошибок (перестановка, замена, выпадение одного или нескольких звуков, слогов («весипед», «велосибист», «скоровода», «акравиум», «мицнанер» и т.д.)), то мы говорим о нарушении звуко-слоговой структуры слов. Это нарушение речи может быть выражено как в легкой степени, так и в более тяжелой. Но в любом случае требуется помощь логопеда. Работу по совершенствованию слоговой структуры слов проводят параллельно с работой по коррекции звукопроизношения. Эта работа должна вестись длительно, систематизировано.

    4. Обследование словарного запаса.

    Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

    1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

    2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
    для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
    для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
    для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

    3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
    для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
    для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
    для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

    4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
    Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
    Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
    Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

    5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

    6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

    Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

    7) Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

    — Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

    8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

    — Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

    9) Знание обобщающих понятий: игра «Назови одним словом» (обследуем с 4 лет – одежда, ягоды, посуда, животные; с 5 лет – овощи, фрукты, обувь, домашние и дикие животные; с 6 лет – те же и мебель, транспорт.

    — Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

    Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
    Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
    Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
    Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
    Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
    Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
    Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
    Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
    Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
    Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

    10) Знание названий профессий – игра «Назови профессии» (по картинке и словесному описанию).
    Для детей 4-5 лет – врач, учитель, продавец, повар, водитель.
    Для детей 5-6 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик.
    Для детей 6-7 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик, актер, парикмахер.

    11) Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?»: шарик из ваты — …ватный шарик, сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…

    12) Образование притяжательных прилагательных – игра «Скажи чей? (чья, чье, чьи)» (обследуем с 5 лет): дом бабушки – бабушкин дом, шапка папы -…, зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

    5. Обследование грамматического строя речи.

    Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

    1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

    Взрослый сажает на стол какую-нибудь игрушку (например, щенка), коробку, начинает выполнять с игрушкой различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где сидит щенок? (На столе.) Вот он прыгнул (спрятался, перепрыгнул, запрыгнул, спрыгнул, выпрыгнул, выглянул, подошел, отошел)…куда (откуда)? (Варианты ответов: на коробку, за коробку, под коробку, в коробку, с коробки, из коробки, из-за коробки, к коробке, от коробки).

    Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

    2) Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: шарф -…шарфы, мяч -…, стул — …, (с 5 лет) дом -…»

    3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

    Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

    Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

    Можно провести игру «Мой, моя». Взрослый раскладывает перед ребенком предметы (например, чашку, карандаш, шарф, машинку, куклу, полотенце, зеркальце и т.п.) и говорит: «Возьми себе предмет и скажи «Моя кукла, мое зеркальце»» и т.д.

    4) Умение согласовывать существительные с числительными – игра «Посчитай». Взрослый предлагает ребенку посчитать помидоры по образцу: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Слова для обследования: помидор, ухо, стул, ручка.

    При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

    Далее оцените результат:

    если ребенок пропускает или заменяет предлоги (например, «а коробку» вместо «на коробку»), не умеет образовывать множественное число существительных, допускает ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительными, то вам необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, чтобы пройти более подробное обследование, уточнить диагноз и составить план коррекционной работы. Аграмматизм является довольно стойким нарушением речи и требует длительной систематизированной работы. Дети с аграмматичной речью посещают логопедические группы в течение 2 лет и за это время чаще всего нарушение полностью исправляется.

    6. Обследование связной речи.

    Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

    Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

    Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

    Далее оцените результат:

    Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

    Тесты для аттестации логопедов.
    тест по логопедии по теме

    Представленные тесты используются для аттестации логопедов Белгородской области, возможно в других местах применяются иные . Не исключен и вариант ошибки в 2-3 вопросах. Сама я сдала это тестирование с одной ошибкой. Ответы находила в книгах и использовала интернет. Если найдете ошибки буду благодарна за совет, пишите.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    18_logopedy.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

    1. неправильная речь окружающих;
    2. двуязычие в семье;
    3. черепно-мозговая родовая травма.

    2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

    1. тройничный;
    2. обонятельный;
    3. блуждающий.

    3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

    1. алалии,
    2. механической дислалии ,
    3. афазии,

    4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

    2)заикание ,
    3) ФФН,

    5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок;

    6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

    1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

    2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

    3 ) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

    7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

    1) комплексного подхода ;

    2) системного подхода;

    8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

    а) обогащение и активизации предметного словаря ;

    б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

    в) развитие слухового восприятия;

    г) обогащение и активизация предикативного словаря.

    9. Продолжите определение «ОНР – это…»:

    1) нарушение произносительной стороны речи;

    2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

    3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

    10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

    11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:

    1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

    2) органическое повреждение продолговатого мозга

    3) органическое повреждение мозжечка .

    12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

    1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

    2) блок приема переработки и хранения информации;

    3) блок программирования, регуляции и контроля.

    13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:

    1) согласных смычных;

    3) согласных щелевых.

    14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:

    15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

    А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

    Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

    С. Ориентировка в собственном теле;

    Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

    16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

    1) представление о звуке;

    2) представление о графеме;

    3) представление о фонеме.

    17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

    А. Определить количество звуков в слове;

    Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;

    В. Придумать слово с 4 звуками;

    Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

    18. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

    19. Что является единицей фонологического кода языка:

    20. Что является единицей лексического кода языка:

    21. Что является единицей морфологического кода языка:

    22. Что является единицей синтаксического кода языка?

    23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:

    1) об отставании в формировании фонематического слуха;

    2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

    3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

    24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

    1) нарушение фонематического слуха:

    2) нарушение фонетического слуха;

    3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

    25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:

    1) нарушение фонематического слуха;

    2) нарушение фонетического слуха;

    3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций .

    26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

    27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

    28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

    2) Вот мой парашют.

    3) Вот моя собака.

    29. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

    1) замены графически сходных букв;

    2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

    3) изменение формы, времени глаголов.

    30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

    1) ступень слого-аналитического чтения;

    2) ступень становления синтетических приемов чтения;

    3) ступень синтетического чтения.

    31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

    2)зрительный,
    3) кинестетический ,

    32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

    33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

    1) нарушение произносительной стороны речи;

    2) несформированность лексико-грамматических категорий;

    3) нарушение слоговой структуры слова.

    34. Какой темп речи характерен для заикания:

    35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

    2) навязчивые состояния;

    3 ) астенический синдром.

    36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

    37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

    38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

    1) Настоле стояла ваза срозами.

    2) На столе стояла васа с росами.

    3) На этоле этояла ваэа э роэами.

    39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

    40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

    1) подробный пересказ,

    2) ответы на вопросы по прочитанному;

    3) краткий пересказ,

    4) составление плана к прочитанному тексту.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ в форме компьютерного тестирования.

    Тесты с ответами “Нормативно-правовой блок”.

    тесты для аттестации учителям начальной школы КБР.

    Материал содержит общие тесты для аттестации.

    Данный материал содержит вопросы тестов по психологии и педагогике.

    Данный документ содержит 104 вопроса с ответами для аттестующихся учителей начальных классов.

    Интерактивные тесты созданы по шаблону А.А. Баженова. На последнем слайде выставляется оценка результата деятельности ученика. При создании тестов использованы вопросы из сборника “Итоговая атте.

  • Ссылка на основную публикацию