Нужна ли ребенку логопедическая группа

Нужна ли ребенку логопедическая группа

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

Статья:

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Логопедическая группа детского сада

Среди родителей дошкольников одинаково популярны два мнения о логопедической группе. Мнение первое: логопедическая группа — добро, так как в ней меньше детей и больше развивающих занятий.
Мнение второе: логопедическая группа — зло, так как ребёнок будет находиться среди неполноценных детей и ещё начнёт брать с них пример.
Чтобы выяснить, какое мнение правильное, познакомимся поближе с логопедической группой детского сада.

Что такое логопедическая коррекционная группа?

Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада в которую принимаются дети 5-6 лет (иногда — раньше), имеющие нарушения речи. Глобально логопедические группы подразделяются на речевые (чисто логопедические) и ЗПР-группы, в которых обучаются детишки с задержкой психо-речевого развития.
В речевых группах дети учатся произносить те звуки, которые у них не получаются, учатся говорить правильно связанными предложениями.
В ЗПР-группах наряду с логопедами с детьми занимаются дефектологи.
Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Речь тесно связана с памятью и умственным развитием ребёнка. Практика показывает, что современные логопедические группы лучше готовят детей к школе, чем обычные.

Как занимаются с детьми в логопедических группах?

В логопедических группах дети получают всё, что обычно плюс дополнительные занятия. В результате значительно расширяется словарный запас, формируются навыки правильного письма и грамотной речи, происходит подробное знакомство со звуко-буквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты

Опасности логопедических групп

При неграмотном формировании групп, когда объединяются, к примеру, дети с заиканием и те, кто просто не выговаривает несколько звуков, могут случаться неприятности. Дети, ранее не заикавшиеся, начинают заикаться. Развивается так называемое подражательное заикание., которое потом нужно лечить отдельно. Но это — грубое нарушение формирования групп и встречается крайне редко. Помните, что вы всегда можете уточнить — какие дети будут окружать вашего ребенка и проконсультироваться с заведующей по конкретному вашему случаю.

Как оформить ребёнка в логопедическую группу?

Если ваш малыш уже посещает детский сад, и после осмотра логопед сделал заключение о необходимости его перевода в логопедическую группу, от вас требуется только согласие на этот перевод. Все комиссии, обычно, ребёнок проходит в своём детском саду и только в исключительных случаях может быть направлен в стороннюю организацию (к примеру, районную комиссию). Родители об этом ставятся в известность и уже сами решают — соглашаться им или нет.

Если ваш ребёнок ещё не посещает детский сад, то для начала вам нужно посетить логопеда поликлиники в которой наблюдается ребёнок. Если специалист найдёт отклонения, то он даст направление в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед тем, как туда отправляться, нужно посетить следующих специалистов:

  • педиатра,
  • окулиста,
  • оториноларинголога,
  • невропатолога,
  • психиатра (по показаниям).

Затем нужно записаться на ПМПК и в назначенный день явиться туда вместе с ребёнком и следующими документами:

  • паспорт сопровождающего родственника (родителя или опекуна);
  • свидетельство о рождении ребёнка;
  • заключения вышеперечисленных специалистов.

Комиссия решает последовательно два вопроса.
Первый: нуждается ли ребёнок в логопедической группе.
Второй, если ответ на первый вопрос положительный: в какую именно коррекционную группу определить ребёнка. Возможны несколько вариантов:

  • группа заикания — если есть хоть малейшее заикание;
  • недоразвития речи — если есть грубая задержка развития речи;
  • нарушения речи фонетико-фонематического характера — если малыш не произносит более 10 звуков;
  • нарушения произношения отдельных звуков — если малыш неправильно произносит небольшое количество звуков.

Логопедическая группа детского сада — не добро и не зло, это необходимость для тех детей, кто нуждается в коррекции речи. Поэтому если вашего ребёнка планируют перевести в логопедическую группу — не расстраивайтесь — это ему во благо. Если же показаний нет — не стремитесь туда.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Овощи (лексический строй речи).

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

• названия овощей и их частей;

• сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

• что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

• что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

• что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

• что овощи полезны: в них много витаминов.

Примерный перечень слов,который Вам поможет:

Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай».

• Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

• Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

3. Игра «Скажи наоборот»:

• Кабачок большой, а огурец — маленький,

• Картофель крупный, а редис — мелкий,

• Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

• Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4.Отвечать на вопросы:

• – Где растут овощи? -.

• – Какие овощи растут в земле? -.

• – Какие овощи растут на земле? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

• Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

• Что это? (название овоща)

• Какой формы, цвета?

• Какой он на вкус?

• Какой он на ощупь?

• Что можно из него приготовить?

Овощи (грамматический строй речи).

1. Игра «Назови, какой салат?»:

• Салат из картофеля — картофельный;

• Салат из капусты — капустный;

• Салат из моркови — морковный….

2.«Назови, какой сок?»:

• Сок из огурцов — огуречный;

• Сок из помидоров — томатный;

• Сок из тыквы — тыквенный;

• Сок из свёклы — свекольный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи»:

• Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

• Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

• Один огурец — два огурца — много огурцов;

• Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

4.«Скажи ласково»

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно – образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема “Овощи. Огород”
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема “Овощи. Огород”

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_ogorod.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Овощи. Огород

Существительные: овощи, огород, грядка, огородник, труженик, земледелец, рассада, семена, дачник, колхозник, теплица, урожай, капуста, свёкла, баклажан, огурец, кабачок, тыква, морковь, чеснок, репа, редька, минералы, витамины, удобрение, инвентарь, куст, помидор (томат), картофель, патиссон, зелень, петрушка, укроп, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, земля, посадка, полив.

Глаголы: работать, сажать, удобрять, поливать, выращивать, копать, рыхлить, полоть, вырывать, собирать, срывать, выкапывать, выдёргивать, выпалывать, заготавливать, консервировать, сушить, варить, наслаждаться, сеять, рыхлить, зреть, поспевать, брызгать, срезать, мыть, натирать, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, мариновать.

Прилагательные: мелкий, крупный, посевной, огородный, хрустящий, рассыпчатый, зелёный, зрелый, чёрно-синий, пузатый, высокий, колючий, червивый, съеденный, красный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Наречия: мелко, крупно, давно, глупо, быстро, медленно, охотно.

Грамматический строй речи.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.

Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребѐнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Игра «Овощной магазин»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети — покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.

Я хочу купить помидор ,помидоры, много помидоров.

Я хочу купить огурец, огурцы, много огурцов.

Я хочу купить баклажан, баклажаны, много баклажанов.

Я хочу купить перец, перцы, много перцев.

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит им, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — .

Какие котлеты получатся из капусты? — .

Какой салат получится из огурцов? — .

Какие котлеты получатся из моркови? — .

Какой сок получится из свѐклы? — .

Какой суп получится из лука? — .

Какое рагу получится из овощей? — .

Какая икра получится из кабачков? — .

Какая каша получится из тыквы? — .

Игра «Сосчитай до шести»

(С выделением голосом)

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидоры, пять помидоров,

(Огурец, кабачок, баклажан, тыква, горошина, перец).

Скажи какой или какая?

Морковь (какая?) – сочная, вкусная, оранжевая.

Огурец (какой?) – зеленый, маленький, сочный.

Помидор (какой?) – красный спелый, мясистый , сочный.

Картофель (какой?) – крупный, рассыпчатый, вкусный.

Старшая группа. Знакомство со звуком и буквой У. Выделение звука на фоне других звуков. Определение места звука в слове.

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой У и предлагает детям положить в нее только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [у].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свѐкла, чеснок, петрушка, редька.

Подготовительная группа. Знакомство со звуком и буквой Й. Выделение звука на фоне других звуков. Определение места звука в слове.

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в нее только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свѐкла, чеснок, петрушка, редька.

Игра «Весѐлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука, тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребѐнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Слова: лук, тыква, укроп, салат.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Игра-шутка «Про овощи»

Цели: развивать слуховое внимание, речевой слух.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает постараться отгадать, из названий каких овощей состоят сказочные овощи, которые взошли на огороде.

Жил один садовод,

Он развѐл огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принѐс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

И взошли семена —

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал,

Их берѐг от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Редисвѐкла, чеслук и репуста.

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли,

Но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам?

Ну и съели их просто сырыми!

Развитие связной речи.

Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания; расширять словарь прилагательных; развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).

Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной схеме.

Он овальный, зелѐный, твѐрдый, сочный, хрустящий. (огурец).

Текст для пересказа

Щипал Телѐнок травку возле забора. Подошѐл к немуПетушок и принялся рядом зѐрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

— Ко! — удивился Петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Решил он Телѐнку предложить попробовать и говорит:

А Телѐнок не понял, в чѐм дело, и спрашивает:

— Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

— Му-у? — не понимает Телѐнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

— Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

1.Что нашѐл Петушок в траве?

2.Понравилсяли ему капустный листок?

3. Кому Петушок предложил листок капусты?

4. Попробовалли его Телѐнок? Почему?

5.Что сказала Коза?

Начало предложения и вопрос проговаривает взрослый.

Земледельцы собирают (что?)….урожай.

Земледельцы собирали в поле много (чего?)….урожая.

Земледельцы рады богатому (чему?)……урожаю.

Земледельцы делятся богатым (чем?)……урожаем.

В следующем году земледельцы мечтают (о чем?)…..о богатом урожае.

Расскажи об овоще по плану.

2. Какой он формы?

3. Какой по размеру?

5. Какой он на ощупь?

6. Какой он на вкус?

7. Где его выращивают?

Отгадай загадки и выучи понравившуюся.

Есть загадка для ребят,

Про меня так говорят:

Что я старый дед,

Во сто шуб одет.

Что все плачут от меня,

Что сердитый очень я. (ЛУК)

.Большая, как маленький слон,

На грядке она- чемпион. (ТЫКВА)

Он зеленый, презеленый,

Он и свежий и соленый,

Она важней всех овощей,

Для винегретов и для борщей,(СВЕКЛА)

Она растет на грядке,

Чтобы разбегались все микробы,

-Ты, простыл, голубчик?

-Съешь, хотя бы зубчик! (ЧЕСНОК)

С тонким хвостиком макушка,

И получится икра(БАКЛАЖАНЫ)

Любят девчонки, любят мальчишки,

Желтые зернышки на кочерыжке,

И это лакомство, солью натертое,

Съем, хоть на третье, хоть на четвертое. (Кукуруза)

Красный, маленький стручок,

Больше пробовать не буду,

Я уже не дурачок. (перец)

Любопытный, красный нос,

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке,

На плетне зеленый крюк,

На плетне висит сундук,

В сундуке пять ребят,

Смирно, рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук,

Все рассыпались вокруг.(Горох)

.Был зеленый плод-

Не просился в рот,

Положили в лежку,

Он сменил одежку,

Для еды поспел. (Помидор)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.(Помидор)

Круглая, да не мяч, желтая, да не масло,

С хвостиком, да не мышь.(Репка)

И зелен и густ, на грядке вырос куст,

Покапай немножко, под кустом…(Картошка)

• Вставь пропущенный предлог

Дачники убирают огородный инвентарь (куда?) . сарай (в). Мама взяла тяпку и пошла (куда?) . грядку, чтобы прополоть лук (на). Бабочки летают (где?) . грядками капусты (над). Колорадские жуки прячутся (где?) . листьями (под). Пчела слетела (откуда?) . куста, напившись нектара (где?) . цветке (с, в). Картофельный куст вырастает (из чего?) . маленького клубня (из).

• Послушай и перескажи русскую народную сказку «Мужик и медведь»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью ко¬пать репу. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повёз в город прода¬вать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел — заревел.

— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь.

Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и

увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Вопросы по содержанию сказки

1. Что посеял мужик?

2. Почему ему пришлось делиться с медведем?

3. Когда мужик собрал урожай репы?

4. Как он разделил урожай? Почему?

5. Почему рассердился медведь на мужика?

6. Что посеял на следующий год мужик?

7. Как поступил медведь?

8. Кто выиграл в этот раз? Почему?

9. Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

Развитие общей и мелкой моторики.

Координация речи с движением «Веселье»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать

На весѐлом огороде (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Лук, и редька, и чеснок,

Закружились в хороводе

Влево, вправо — скок-поскок!

И капуста не дремала — (Ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя.)

Пела песни и плясала;

И включился в дружный хор (Надувают щѐки ивыставляют ножки)

— Ведь и я не тугоухий! —

И с морковкой-хохотухой (Кружатся парами.)

Пляшет танец «Крыжачок».

У Лариски – две редиски»

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке)

Мы капусту рубим, мы капусту рубим.

Мы морковку трем, мы морковку трем.

Мы капусту солим, мы капусту солим.

Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

(Выполнять соответствующие движения)

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема “Новый год&quot.

Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. .

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Семья.День матери”.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Зима. Зимующие птицы”.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Транспорт. Виды транспорта”.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: “Космос”.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина – Россия. Москва – столица&raquo.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в ДОУ. Рабочая тетрадь для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 6–7-летнего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исследования современной коррекционной педагогики подтверждают, что важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал, они получат возможность закрепления с ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи может способствовать устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а значит, и дальнейшему успешному обучению в школе. Исходя из этого, актуальность данной рабочей тетради состоит в том, что учитель-логопед систематизирует, дифференцирует и контролирует работу родителей, направленную на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями программ: «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, В.Г.Чиркиной и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

Цель данной рабочей тетради – систематизация речевого материала, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи:

  • Способствовать устранению речевых и интеллектуальных нарушений у детей 6-7 летнего возраста;
  • Расширить активный словарь;
  • Формировать связную речь;
  • Формировать все психические процессы (память, внимание, мышление и т.д.);
  • Закрепить языковые нормы русского языка;
  • Совершенствовать графо-моторные навыки;
  • Воспитывать у детей желание самостоятельно добывать новые знания;
  • Привлечь к участию в коррекционно-образовательном процессе родителей, для повышения интенсивности педагогического воздействия на детей с речевыми нарушениями и систематизации полученных знаний у детей.

Выявленные трудности у детей 6-7 летнего возраста, привели к необходимости создания пособия с готовым комплектом игр и упражнений, объединенных между собой одной лексической темой. Материал, собранный в этой тетради, предназначен для совместной деятельности детей и взрослых, заинтересованных в развитии ребенка посредством игры.

Данное пособие будет полезно для учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей и родителей. Оно представляет собой систему логопедических игр и графических упражнений для детей 6-7 летнего возраста.
В тетради выделены 31 лексическая тема. Раскрытие тем происходит с постепенным последовательным усложнением материала, учитывающим своевременное усвоение лексики родного языка. Каждая лексическая тема включает в себя следующие формы работы:

  • дидактические игры и упражнения, позволяющие расширить словарный запас, уточнить представления об окружающем мире, закрепить правильное употребление грамматических категорий;
  • задания на развитие связной монологической и диалогической речи, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
  • графические задания, направленные на развитие мелкой моторики и психических процессов.

Для повышения мотивации у ребенка, рекомендуется оценивать правильность выполненных заданий. Это делает сам ребенок на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. Если ребенок выполнил задание без ошибок, проговорил и ответил на вопросы полным ответом, то номер задания ребенок обводит в красный кружок; если в задании были незначительные ошибки или неточности, то ребенок обводит номер задания в зеленый кружок; если, при проверке задания, отмечается много аграмматизмов и неточностей, ребенок обводит номер задания в синий кружок; затем, оценивается вся тема.

Методические рекомендации:

Учитывая, что у дошкольников с ОНР имеются отклонения в формировании всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматики, отмечаются нарушения в психических процессах: слабо развита логика, память, нарушено зрительное и слуховое восприятие, недостаточно развита общая и мелкая моторика), необходимо регулярно заниматься с детьми по развитию лексико-грамматической правильной речи. Эту возможность имеют родители, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Перед выполнением домашнего задания необходимо:

  • Занятия рекомендуется проводить в одно и то же время.
  • Проветрить комнату и выключить телевизор.
  • Приготовить для выполнения задания: тетрадь, цветные карандаши.
  • Занятия проводятся в первую половину дня.
  • Длительность занятий 10 –15 минут.
  • Сделайте в тетради пометку для педагога, если, какое-то из заданий вызвало затруднение у ребенка.

Чтобы процесс усвоения шел интенсивнее, нужно как можно чаще применять в разговорах с ребенком данный лексический материал.
Алгоритм выполнения задания:

  • Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Если затрудняетесь в понимании прочитанного, то лучше проконсультируйтесь с педагогом.
  • Прочитайте задание для ребенка вслух.
  • Графические задания дети могут выполнять самостоятельно.
  • В конце занятия поинтересуйтесь, что у ребенка вызвало затруднение.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной оценкой.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

  1. Овощи
  2. Фрукты
  3. Деревья
  4. Ягоды, грибы
  5. Перелетные птицы
  6. Осень
  7. Домашние животные
  8. Дикие животные
  9. Откуда хлеб пришел
  10. Одежда
  11. Семья
  12. Зима
  13. Зимующие птицы
  14. Зимние забавы
  15. Новый год
  16. Посуда
  17. Продукты
  18. Дом и его части
  19. Мебель
  20. Наша Родина
  21. День защитников Отечества
  22. Транспорт
  23. 8 Марта. Женские профессии
  24. Признаки весны
  25. День космонавтики
  26. Тело человека
  27. Рыбы
  28. День Победы
  29. Насекомые
  30. Животные жарких и холодных стран
  31. Школьные принадлежности

Тема: «Деревья»

1. Рекомендации родителям:

– закрепите названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
– повторите различия деревьев по внешнему виду;
– закрепите с ребенком названия частей дерева;
– закрепите понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
– закрепите понятие «цветущие деревья»;
– поговорите с ребенком о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина. );
– закрепите, как меняются деревья в различные времена года.

2. Игра «Назови предмет со словом “сосновый”

  • Бор (какой?) — сосновый;
  • кресло (какое?) — сосновое;
  • мебель (какая?) — сосновая;
  • полено – …,
  • запах – …,
  • бревно – …,
  • шишка – …,
  • ветка – …,
  • ствол – …,
  • хвоя – …,
  • иголки – ….

3. Игра «Как назвать лес?»

Если в роще растут березы, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
. осина — осиновая;
. ивы — ивовая;
. клены — кленовая.

4. Игра «С какого дерева детки?»

  • Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья.
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

5. Игра «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

длинная шишка на — ели;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

6. Подумай и скажи, в каких словах спряталось слово «лес». (Лес – лесной – лесник – лесовик – лесок.) Объясни их:

  • Лес – это . (место, где растет очень много деревьев).
  • Лесок – это . (маленький лес).
  • Лесной – это . (то, что находится в лесу).
  • Лесник – это . (человек, который охраняет лес).
  • Лесовик – это . (сказочный герой, который живет в лесу).

7. На поляне росли три дерева: береза, елка и дуб. Дуб выше березы, а береза ниже елки. Какое дерево самое высокое, а какое дерево самое низкое?

8. Игра «Найди отличия»

9. Пересказ текста

«Букет для мамы»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких
берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

10. Раскрась листья

11. Объясни пословицы

  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

12. Выучить загадку по теме

13. Наклеить картинки по теме

Тема: «Дикие животные»

1. Рекомендации родителям:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия поздней осени;
  • вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
  • рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

2. Игра «Подбери словечко и повтори предложение»

В лесу живет много рыжих пушистых .
На охоту вышло много серых злых .
Охотники выслеживают больших рогатых .
По тропинке бежало много больших колючих .
За кустом спрятался маленький серенький .
Орешек грызет маленькая рыженькая .

3. Найди отличия

4. Дай полные ответы на вопросы

  1. Чей хвост длиннее – лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
  2. Чей хвост короче – волчий или медвежий?
  3. Чьи копыта больше – оленьи или кабаньи?
  4. Чьи копыта больше – оленьи или кабаньи?

5. Игра «Скажи, чей дом»

  1. В этой норе живет лиса (еж, барсук). Чья это нора? (Это лисья нора. И т.д.)
  2. В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога?
  3. В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло?
  4. В этом логове живет волк. Чье это логово?

6. Какие животные спрятались на рисунке? Обведи по контуру

7. Игра «Какой? Какая?»

  • У зайца длинные уши— заяц какой? (длинноухий)
  • У медведя кривые лапы — …
  • У лисы длинный хвост — …
  • У волка острые зубы – …
  • У зайца быстрые ноги – …
  • У белки острые ушки – …
  • У зайца косые глаза – …
  • У лося длинные рога – …

8. Сосчитайте мышек (одна серая мышка, две … и т.д.)

Разделите между ними сыр: самой маленькой мышке дайте самый маленький кусочек, а чем больше мышка, тем прожорливее она.

9. Игра «Угадай»

  • Ноги, копыта, рога — у . (лося).
  • Кисточки на ушах — у . (белки, рыси).
  • Иголки на теле — у . (ежа).
  • Лапы, клыки – у … (лисы, волка).

10. Пересказ рассказа

«Почему медведь спит зимой»

Жил-был Медведь. Надумал он к зиме запасы сделать. «Насушу малины побольше», – решил Медведь. Взял он корзинку и отправился в малинник. Долго собирал вкусные ягоды, полную корзинку набрал, еле принес домой. Сел отдохнуть. «Попробую немножко малинки», – подумал Медведь и начал есть ягоды. А малина ароматная, вкусная, сладкая. Медведь так увлекся, что все ягоды съел.
В следующий раз надумал Медведь желуди собирать. Взял мешок и пошел в дубраву. Целый день ползал под дубами, полный мешок желудей набрал и побрел домой. Присел на пенек. «Попробую один желудь», – решил Медведь. А желуди спелые, золотистые. Медведю они так понравились, что в мешке скоро ничего не осталось.
«Ладно, – подумал Медведь. – Пойду мед собирать».Взял бочонок, пошел на пасеку. Полный бочонок набрал, притащил домой, решил лизнуть разочек. А мед душистый, вкусный. Вылизал все до дна. «Нет, не буду я запасы делать. Лягу и просплю всю зиму», – решил Медведь. И теперь спит каждую зиму.

11. Игра «Кто чем защищается»

Волк защищается клыками и когтями.

  • Ёж …,
  • Лось .
  • Медведь …,
  • Кабан …,
  • Заяц…

12. Сравни ежа и мышь

Найди сходства и отличия. Раскрась картинки

13. Объясни пословицы

  • Волка ноги кормят.
  • Лиса и во сне кур считает.

14. Выучить загадку по теме

15. Наклеить картинки по теме

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор – 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец – 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок – 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец – 2 перца — 5 перцев
1 свёкла – 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты – 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока – 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока – 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха – 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок – Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Ссылка на основную публикацию