Не пора ли к логопеду?

ТВ и спешка родителей: почему каждый второй ребенок не умеет говорить

Интересная тенденция: если еще 10–15 лет назад на прием к логопеду записывали детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в пять-шесть лет, то сегодня основная группа клиентов этих специалистов — трехлетки. “За последнее десятилетие возраст моих учеников сильно помолодел, на года два-три точно. Причина — стремление родителей поторопить природу. Они начинают учить детей рано ходить, рано говорить, читать чуть ли не с двух лет и т. д., — рассказывает Юлия Серова, детский психолог, логопед-дефектолог и основательница студии правильной речи. — Такое воспитание приводит к тому, что дети перепрыгивают природные ступени развития. А в будущем эти пробелы приводят к нарушению не только обучения правильной речи, но и способности запоминания и отображения новой информации“.

Еще одна причина плохо разговаривающего поколения детей чисто физиологическая. Сосание груди — это не только процесс получение ребенком пищи, но и мышечный тренинг. На грудном вскармливании дети развивают свой артикуляционный аппарат с первых дней жизни. “При сосании груди у ребенка тренируется круговая мышца, от работы которой зависит в будущем правильная артикуляция, — говорит Юлия Серова. — Поэтому в своем большинстве мои посетители — это дети-искусственники, а их сегодня достаточно много“.

Но даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, родители могут помочь ему восполнить недостающую тренировку в более старшем возрасте. Для этого нужно убрать из кухни “измельчители”. “У нас как, чтобы ребенок быстрее поел, мы перебиваем ему супчик блендером. Вместо отварного кусочка телятины даем котлетку. А морковку и яблоко заменяем тюбиком с пюре. В результате очень часто у нас дети до трех лет попросту не знают, что такое твердая пища. Потом ленятся ее пережевывать. И получаем на выходе из сада ребенка с атрофированными мышцами речевого аппарата“, — считает логопед.

Еще одна интересная тенденция последних лет — сложность случаев, с которыми родители приводят детей к специалисту. Если раньше чаще всего родители обращались с детьми, которые не выговаривали или путали буквы “Р” и “Л”, то сегодня такая проблема встречается все реже. Но зато участились обращения с тяжелыми нарушениями речи. Стало много детей с дислексией (нарушением чтения) и дисграфией (нарушением письма).

Когда ко мне приходит новый ребенок — я провожу его полную диагностику, хотя родители жалуются на то, что он не выговаривает только букву “Р”. В одном случае из ста это будет действительно так. Но обычно у таких детей есть другие, сочетанные, дефекты, на которые родители просто закрывают глаза. Часто у детей может быть вдобавок такая проблема, как перестановка слогов в слове, а родители не придают этому значения, называя это детской “мимимишностью”. Также сегодня частенько стало проявляться такое отклонение, как эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Причиной эхолалии может быть привычка ребенка находиться постоянно в информационном шуме — звук машин с улицы, множество музыкальных игрушек, бесконтрольно работающий телевизор или музыка в “фоновом режиме”. Малыш не может просто быть в тишине, поэтому постоянно повторяет речь окружающих”.

Когда нужно идти к логопеду?

Если раньше все в один голос говорили, что к логопеду не стоит вести ребенка, пока ему не исполнится пять лет, то сегодня возрастные рамки сдвинулись. “Раньше что делал ребенок с трех до пяти лет? Правильно, бегал на улице, катался на велосипеде, лепил в песочнице куличики и висел на турнике. Сегодня же что делают дети в этом возрасте? Сидят в гаджетах. А это означает, что естественное развитие, которое постепенно проходило до школы, теперь не происходит. Поэтому сегодня, как только проблема замечена, следует сразу же ее решать, а не ждать, что ребенок перерастет. Ведь без вмешательства специалиста самостоятельное развитие детей без бега, прыжков, лазаний и тактильных ощущений невозможно. Перед тем как начать заниматься с ребенком, я всегда спрашиваю его родителей: “Умеет ли он кататься на велосипеде? Есть ли у него беговел и играют ли они с ним в футбол? Если нет, прошу начать наши занятия с покупки мяча и велосипеда“, — рассказывает Серова.

Поход к логопеду, по мнению специалиста, сегодня должен быть не вынужденным, а профилактическим. Первый раз к логопеду следует сходить в три-четыре года, даже если видимых причин для этого нет. На приеме специалист проверит темпо-ритмическую организацию речи ребенка, которая пригодится ему в будущем в школе для правильного чтения и письма, и, в случае чего, даст рекомендации родителям, как эту проблему исправить в домашних условиях.

Логопед-онлайн: есть ли смысл?

В период карантина многие занятия перешли в онлайн-пространство, и тренировки с логопедом — не исключение. Но беря во внимание то, что этот специалист работает не только как наставник, но и применяет такие методики, как массаж, ставит правильное положение языка шпателем и иногда проверяет силу звуковой вибрации пальцами, целесообразность дистанционных занятий с ним оказывается под вопросом.

Но специалисты уверены: несмотря на то, что, действительно, у дистанционных занятий с логопедом КПД несколько ниже, чем при личном контакте, при правильной организации уроков эффект от них все-таки есть.

Три условия эффективного онлайн-урока с логопедом

Заниматься дистанционно с логопедом нужно не с планшета или смартфона, а с установленного на столе компьютера с большим экраном и хорошей веб-камерой. Так у логопеда будет четкая картинка лица ребенка, и он сможет контролировать правильность повторения им упрежнений. Ребенок, в свою очередь, сможет видеть примеры, которые будет ему показывать педагог.

Второе важное условие — стационарный интернет. Во время уроков с логопедом важно, чтобы связь не искажала не только четкость произношения звуков, но и интонацию, с которой они проговариваются. Поэтому бесперебойная связь обязательна для онлайн-уроков. Не лишней будет и гарнитура. Так ребенок сможет слушать педагога не отвлекаясь, и в точности передавать ему произносимый звук.

Во время онлайн-занятий в комнате не должно быть посторонних людей (даже присутствие мамы должно оговариваться индивидуально в каждом конкретном случае). Логопед будет предлагать малышу выполнять разнообразные упражнения. Одни могут быть для него неловкими, другие, напротив, — смешными. Поэтому лишние “зрители” могут отвлекать ребенка от занятий.

“Домашка” от логопеда: топ-3 упражнений

Проблема 1: Заменяет звуки

Часто дети заменяют “Ш” на “С”, “Р” на “Л” и т. д. Эти звуки называют звуками верхнего подъема языка и к пяти годам они должны быть полностью сформированы. Если этого не происходит, проблема может заключаться в слабом дыхании или плохо развитых мышцах челюсти и языка.

Что делать?

Развить речевое дыхание поможет упражнение “Снежок”. Возьмите кусочек ваты, распушите и пусть ребенок на нее дует — так, чтобы она перемещалась. Можно скатать из бумаги шарик, и ребенок, дуя на него, должен загнать его в “ворота”. Следите, чтобы при этом он вдыхал воздух носом, а выдыхал через губы, сложенные в трубочку.

Проблема 2: Избегает трудных звуков

Иногда дети нарочно пропускают первые звуки в словах, если те у них не поучаются. Например, вместо “шуба” говорят “уба”, а вместо “Алена” — “Айона”.

Что делать?

Обратить внимание ребенка на труднопроизносимые звуки поможет игра “Поймай звук”. Договоритесь, что вы будете произносить слова, и как только ребенок услышит звук, о котором вы заранее договоритесь, например “Л”, он будет хлопать в ладоши, топать ногами или ударит в барабан. Так он научится концентрировать внимание на нужном звуке и станет произносить его в нужных местах.

Проблема 3: Произносит звуки, но только по отдельности

Часто бывает, что ребенок умело “рыкает” и “шипит”, но только когда произносит сам звук в отдельности. А выговаривая с этими звуками слова, он их пропускает или коверкает.

Что делать?

В этом случае следует автоматизировать у ребенка трудный звук. Введите в лексикон малыша как можно больше слов с этими буквами. Например, если он пропускает в словах букву “Р” — купите ему красный конструктор, розовый альбом, бордовые носки. А в магазине спрашивайте о том, что лежит на прилавке, но указывайте на те предметы, в которых будет содержаться “сложная буква”. Обязательно проговаривайте “сложное” слово после того, как ребенок его произнесет. Но не повторяйте за ним неправильно, пытаясь исправить. Например, не нужно говорить “Не лыба, а рыба”. Сразу произнося слово, как нужно, вы поможете ребенку закрепить его правильное произношение.

Читайте также:

  • Обнять и обезвредить: Как перевоспитать ребенка-хама
  • Домашка c бабушкой: как в игре научить ребенка читать и считать
  • Топ-7 подростковых субкультур: кто сменил готов и эмо

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Не пора ли к логопеду?

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

Статья:

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Читайте также:  Игры для подготовки к школе

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Знакомство с логопедом: что ожидать от первого занятия?

Знакомство с логопедом играет решающую роль в налаживании общения и становится первой ступенью плодотворного сотрудничества. Именно «сотрудничества», ведь результат зависит от усилий нескольких сторон: логопеда, родителей и самого ребенка.

К сожалению, большинство современных детей имеют те или иные отклонения в развитии речи. Даже если все звуки выговариваются четко и правильно, возникают другие трудности: дислексия, дисграфия, ограниченный словарный запас, неумение правильно строить предложения. Когда малыш приходит в школу, скрытые проблемы дают о себе знать. Чтение лучшей литературы и «осознанное родительство» не заменят своевременной консультации у квалифицированного логопеда. Специалист не только выявит отклонения в речи, но и покажет родителям направление, в котором необходимо развивать ребенка. С некоторыми трудностями можно справиться, занимаясь дома самостоятельно.

Малышу исполнилось два года, а он молчит? Настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту. Да, Эйнштейн тоже не разговаривал до трех лет, а потом стал гением. Но зачем рисковать и надеяться на чудо, если можно прояснить ситуацию у логопеда? До двухлетнего возраста логопедические занятия не проводятся. Гораздо эффективнее будет читать малышу книжки, посещать групповые занятия по раннему развитию, играть в пальчиковые игры, побольше общаться и поменьше показывать мультики… даже «развивающие». Логопеды, специализирующиеся на раннем возрасте, рекомендуют приводить малыша на первую консультацию не раньше 2-х лет. Специалист подскажет, как сделать процесс развития речи более эффективным, направит, если это необходимо, на консультацию к другим специалистам. Проблема с произношением звуков у детей старше 5 лет – четкий сигнал для посещения логопеда. Чаще всего именно в этот период родители начинают беспокоиться и обращаются за помощью. Сигналом, что с ребёнком нужно как можно быстрее идти к логопеду является появление в речи малыша так называемых «искажённых» звуков, то есть таких звуков, которых нет в родном языке. Например, горловой [Р]. Если же ребёнок заменяет или пропускает звуки, то это может быть вариантом возрастной нормы.

В каком же возрасте ребёнок должен чётко произносить те или иные звуки?

* До 4 лет должно полностью исчезнуть смягчение звуков, а слова, в которых есть [ЛЬ] и йотированные гласные, должны звучать в соответствии с нормами родного языка, появляются звуки [С], [Сь], [З] и [Зь].

* До 5 лет должны полностью сформироваться звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

* До 6 лет формируются звуки [Р], [Рь], [Л].

Как проходит первое занятие с логопедом?

Многие родители слышали сказки о том, как волшебник-логопед на первой же встрече «поставил» малышу все звуки. Хорошо, если ваш случай будет таким же счастливым. Однако не стоит делать поспешные выводы, не увидев изменений за 1-2 занятия. Ведь то, насколько быстро можно будет увидеть результат от логопедических занятий, зависит от ряда факторов, и в первую очередь – от механизма нарушения звукопроизношения (дислалия это или дизартрия). При дислалии звук может быть поставлен на первом же занятии, а вот при дизартрии коррекция звукопроизношения может занять не один год. Дело в том, что при дизартрии нарушен мышечный тонус артикуляционного аппарата и для его восстановления потребуется подключение логопедического массажа, кроме того, меняется тактика проведения артикуляционной гимнастики, усложняется этап постановки звуков, удлиняется и качественно меняется этап автоматизации звуков.

На первой встрече логопед ставит перед собой несколько задач: расположить ребенка к себе; провести диагностику и выявить проблемы; познакомить малыша со строением речевого аппарата; обучить начальным логопедическим упражнениям и играм, наметить примерный план предстоящей коррекционной работы.

Каждый логопед имеет собственный арсенал инструментов и методик, по которым работает с детьми. К «пациенту» требуется индивидуальный подход. Одного мотивирует похвала, другой сделает все за наклейку, третий нуждается в дисциплине, четвёртого мотивирует увлекательная игра. На первом занятии желательно присутствие родителей чтобы они сами видели, как ребёнок выполняет задания, на что логопед обращает особенное внимание.

Из-за физиологических особенностей ребенок не может удерживать внимание больше 15 минут, поэтому квалифицированный специалист не забывает о смене видов деятельности во время занятия. Артикуляционная гимнастика проводится в форме игры: так ее легче запомнить и интересней делать даже дома. Использование наглядных материалов, логопедических сказок, конструкторов, игр и песенок помогает удерживать внимание. Не расстраивайтесь, если увидите, что малыш устал. Он не просто игрался, а работал. Некоторые начинают зевать во время артикуляционной гимнастики и это тоже нормально.

По окончании встречи логопед дает рекомендации родителям. Здесь, как и в школе, уместно домашнее задание на закрепление материала, ведь именно так закрепляются умения и получается успешный результат.

Записать ребёнка на занятия с логопедом можно по телефону: +7(495)999-03-17

ПЕРВЫЙ ВИЗИТ К ЛОГОПЕДУ – КОГДА И КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?
консультация (подготовительная группа) на тему

Логопеды занимаются с детками разного возраста и лечат самые разные нарушения речи: ее отсутствие или недоразвитие, нарушения произносительной стороны речи, патологические изменения темпа, нарушения чтения и письма. Особое внимание уделяется именно работе с детьми раннего возраста – от рождения до 3 лет. Все потому, что задача логопеда – не только поставить правильно звуки и исправить дефекты произношения.
Логопедические занятия помогают малышу расширить словарный запас, формируют умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики, да и просто расширяют его кругозор и знакомят с миром.
Поговорим на тему логопеды и речь маленького ребенка.

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ
Многие родители думают, что логопед – какой-то «необязательный» доктор. Чистая правильная речь – разве она так же важна, как хороший аппетит, спокойный сон и крепкое здоровье? Вот и откладывают первый визит на 5 лет, когда малыш уже вовсю болтает. Сами же логопеды настаивают, что многих проблем с речью можно было бы избежать, если бы мама обратилась к ним профилактически, еще во время беременности. Или хотя бы вскоре после родов: первые месяцы жизни – важный этап для речевого развития маленького ребенка.

Казалось бы, о каком развитии речи можно говорить, когда младенец пока занят только тем, что спит и ест? Но оказывается, именно процесс кормления имеет огромное значение. Хорошо развитая способность сосать развивает у крохи артикуляцию, которая в будущем станет залогом правильного формирования речи и произнесения звуков. То есть, чтобы подросший малыш «говорил, как по писаному». Нужно правильно прикладывать малыша к груди и с самого начала наладить лактацию.

Читайте также:  Презентация: Артикуляционная гимнастика в картинках

Есть моменты в развитии маленького ребенка, на которые стоит обратить особенное внимание, если речь идет о формировании речи. Опытный специалист перенаправит вас также для постановки диагноза к педиатру, невропатологу, дефектологу и другим специалистам. И лишь после этого определит нарушение и назначит лечение.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВСТРЕЧИ С ЛОГОПЕДОМ?
Незнакомая обстановка, незнакомый человек в белом халате (а логопеды, как правило, их носят), странные вопросы – все это может вызвать у малыша страх или стеснение. И естественно, эмоциональное состояние маленького ребенка может повлиять на результаты собственно логопедической диагностики.
Даже то, что в кабинете логопеда есть разные игрушки, и он показывает детям книжки с картинками, может не сразу «растопить лед». Ребенок может замкнуться и отказаться отвечать на вопросы и общаться с «незнакомой тетей». Чтобы этого не случилось, важно рассказать ребенку, куда вы собираетесь, и что его там ожидает. Постарайтесь сделать это в мягкой форме, не пугая и не «натаскивая» малыша, как перед экзаменом.

Отличный вариант – поиграть с крохой «в логопеда». Например, соберите дома его любимые игрушки и смоделируйте ситуацию, при которой куклы и мишки не могут между собой договориться из-за того, что не понимают друг друга. Дайте им несложные задания, задавайте вопросы, просите повторять звуки и описывать ситуации, постепенно подключите к занятию самого малыша. Словом, проиграйте схематически все, что будет происходить на приеме у логопеда. Логопедическое обследование обычно начинается с выяснения истории семьи. Врачу важно учесть наследственные факторы, поэтому будьте готовы ответить на вопросы обо всех членах семьи и особенностях их речи. Например, имеет значение билингвальность – двуязычие, если в ближайшем окружении ребенка говорят на двух и более языках, в которые он «погружен» с рождения. Может иметь значение особенность речи каждого из людей, занятых воспитанием малыша: как общается с крохой бабушка? А няня? В какую языковую среду он попадает летом во время отпусков?

Далее логопед выясняет особенности развития ребенка, начиная от периода беременности и заканчивая тем, как малыш реагировал на звуки, изображения и движения с самого раннего возраста. Маме тоже стоит подготовиться: определитесь, какие вопросы вы хотите задать специалисту, составьте список. Общаясь с логопедом, постарайтесь рассказать ему детально, что в речи вашего малыша вас смущает, какие проблемы вас беспокоят. Если в результате обследования выяснится, что чаду нужны будут дополнительные занятия с логопедом, важно правильно настроить его. Первые занятия должны длиться не более 15 минут, чтобы кроха успел освоиться, привыкнуть к ним и даже полюбить «гимнастику для язычка».

Первая консультация у логопеда

Что мы ожидаем от логопеда при первой встрече?

Зачастую ожидаем живого искреннего участия, активного внимания к проблеме и грамотной консультации. В результате первой диагностики родитель должен понять, что делать с ребенком, как и когда. Логопед, по идее, должен кратко описать этапы работы, прогнозируемые сроки и ожидаемые результаты. Однако ко мне приходит много родителей от логопедов, с которыми они занимались не один месяц, а этой информации так и не получили.

Сейчас родителям стоит брать в свои руки заботу о ребенке и, хотя бы минимально, но иметь представление о том, что должен делать логопед, что ожидать от занятий, и какие домашние задания выполнять дома.

Дело в том, что каждый логопед строит работу с семьей по-своему. Кто-то очень прозрачно ведет занятия, дает домашние работы и отслеживает результаты на каждом занятии. Кто-то же говорит примерно: «Это длительный процесс, быстрых результатов не ждите», но при этом может не давать домашнего задания и не пускать родителей на занятия.

На первой консультации логопед должен уточнить состояние (в зависимости от возраста):

1. Звукопроизношения (есть возрастные нормы, например, звук [р] в 3 года ждать бессмысленно, он появится примерно после 5 лет).

2. Артикуляционного аппарата.

3. Фонематического слуха.

4. Грамматического строя речи:

-словоизменение (по падежам, родам и числам);

5. Языкового анализа и синтеза (н-р, место звука в слове).

Грамотный логопед, в зависимости от возраста ребенка, расскажет о нормативах речи и возможных трудностях в развитии. После первой консультации родитель должен четко понимать, что делать с ребенком.

С такими вопросами обращаются чаще всего:

1. «У нас нарушены звуки».
2. «У нас нарушены звуки, путает мой, моя, ошибки в окончаниях и другие трудности…»
3. «Ребенок не говорит. Что делать?»

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ

1. «У нас нарушены звуки»
Над каждым звуком время работы индивидуально. Приблизительно 2-3 месяца необходимо для постановки и автоматизации звука в речи (при условии регулярных занятий и отсутствии патологий речевого аппарата).

Параллельно можно брать 2-3 звука, и вести их от постановки до полного введения в речь (н-р, звуки [с] и [л] можно отрабатывать сразу, а параллельно готовить базу для звуков [р] и [ш]). Это делают не все логопеды в силу разных причин. Но если нарушено много звуков, ребенок справляется и готов к занятиям, а логопед работает только с одним, то это в разы удлиняет срок работы. Если ребенок может взять больше, просите изменить формат занятий.

Логопед каждое занятие отмечает успехи и трудности ребенка, дает обратную связь родителям, дает подробное задание в тетради.

ВЫ МОЖЕТЕ присутствовать на занятии (если хотите) и видеть, что и как делает логопед, чтобы дома хорошо заниматься. Отговорка, что ребенок хуже себя при Вас ведет безосновательна. Надо просто договориться с ребенком. Зачастую, и правда, ребенку комфортно самостоятельно заниматься, и этот формат может хорошо подготавливать к школе. Выбор за Вами!

Дома ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо выполнять ежедневные домашние задания, иначе при посещении логопеда 2 раза в неделю без домашнего закрепления сроки работы над звуками увеличатся с 2-3 месяцев до 4-5, а то и более, в зависимости от нарушения.

Если нет домашних заданий – ТРЕБУЙТЕ. С конкретными пояснениями, какие задания на что направлены (бессмысленно учить трудные стихи просто так, чтобы лучше говорил, все задания должны решать конкретные задачи).

2. «У нас нарушены звуки, путает мой, моя, ошибки в окончаниях и другие трудности…»

На занятии 30-40 минут невозможно отработать и звуки, и грамматический строй. Поэтому ряд заданий логопед может давать домой на самостоятельную работу с систематическими объяснениями.

Важно понимать, какую задачу Вы перед собой ставите. Если это подготовка к школе и у Вас мало времени, то стоит активно включиться в работу в тандеме с логопедом, возможно, дефектологом. Повысить регулярность посещений и «догнать» сверстников, чтобы быть готовым к обучению в школе по обычной программе.

Если у Вас до школы несколько лет, то можно настроиться на пару лет планомерной работы, с выполнением всех домашних заданий, при необходимости, с подключением других специалистов.

Если к 7-ми годам ребенок не готов к обучению по обычной программе, то сейчас по новым ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) ребенка отправляют на ПМПК (Психологого-Медико-Педагогическую Комиссию), там специалисты определяют образовательный маршрут.

3. «Ребенок не говорит. Что делать?»

Это один из самых сложных вариантов нарушений.

Безречевой ребенок – это системное недоразвитие. Масса причин, проявлений, как и диагнозов. Главное, что логопед должен понимать всю структуру дефекта, объяснить подробно родителям, что с ребенком происходит, а еще как он будет выстраивать коррекционную работу.

РОДИТЕЛИ в работе с НЕГОВОРЯЩИМИ детьми – это своего рода – ПАРАСПЕЦИАЛИСТЫ, которые занимают активную позицию. Обязательно присутствуйте на занятиях, спрашивайте все, что Вас интересует. Хороший логопед, который знает свою работу, всегда поделится знаниями, поддержит Вас и подробно объяснит особенности заданий.

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

Читайте также:  Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей - Готов ли ваш ребёнок к школе?

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Приём логопеда – чего ожидать от первого визита к логопеду?

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Статья:

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь.

Когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

1. Признаки нормального развития речи

2. Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

3. Поводы для обращения к логопеду

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

• Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.

• В 23 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.

• В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.

• В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

• В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.

• К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха, неврологу.

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

• Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Ссылка на основную публикацию