Нарушение письма – что это?

Нарушение письма – что это?

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

  • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
  • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
  • Соматическая ослабленность ребенка.
  • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
  • Речевые нарушения.
  • Билингвизм.
  • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

  • Нарушения координации движений.
  • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
  • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
  • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
  • Ребенок путает стороны.
  • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
  • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
  • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
  • Ребенок путает похожие элементы.
  • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

  • Смешение букв по схожим признакам.
  • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
  • «Зеркальное» написание буквы.
  • Пропуск элементов буквы.
  • Кинетические ошибки.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • исправление звукопроизношения;
  • работа со слоговой структурой слова;
  • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
  • преодоление аграмматизмов.

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

Дисграфия – излечимо ли расстройство письменной речи

Дисграфия – это психическое отклонение, которое встречается у относительно большого количества детей школьного возраста; в ряде случаев, когда проблеме не уделяется должного внимания, она остаётся у человека и сопровождает его во взрослой жизни. Конечно, каким-либо опасным психическим заболеванием это расстройство не является, и зачастую взрослые люди, имеющие этот диагноз, ведут полноценную жизнь, тем более что дисграфия имеется у немалого числа знаменитостей. Однако в ряде случаев она может причинять существенный дискомфорт её «обладателю».

Что такое дисграфия и дисграфические ошибки

При этом ошибки не связаны с общим уровнем интеллекта, успеваемостью в обучении и развитием личности как таковым: чаще всего это отклонение наблюдается у абсолютно нормальных детей, многие из них преуспевают в учёбе, быстро усваивают информацию, активны в творческом плане. Вместе с тем у таких детей недостаточно сформированы некоторые психические функции, отвечающие за реализацию письменной речи. Исследования показывают, что более половины учащихся вторых классов имеют дисграфию. В средних классах это расстройство также достаточно широко распространено.

У исследователей принято разделять данное отклонение на две стадии. Собственно дисграфия заключается в частичном нарушении письменной способности при общей её сохранности; но есть ещё аграфия – полная утрата способности писать. Нередко это отклонение сопровождается также дислексией – нарушениями чтения, поскольку чтение и письмо – это тесно связанные функции психики.

Ребёнок может не различать на письме похожие по звучанию буквы (с – ш, с – з, д – т и др.), путает похожие по написанию письменные буквы (в – д, п – т), пишет буквы и слова в зеркальном отражении (это, как правило, характерно для левшей); он может не дописывать слова, пропускать целые слова в тексте, неправильно разбивать услышанную речь на слова (у дома – «удома», вскочил – «вско чил»), зацикливаться на написании одной и той же буквы («беерег»). Ребёнок может не различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, хотя произносит их всегда правильно; или же не распознаёт нужные фонемы в словах, произнесённых искажённо (в том числе при дефекте речи). Может переставлять буквы и слоги в словах. Все эти и другие подобные ошибки должны насторожить родителей и учителей.

Виды дисграфии

Письменная речь – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. И на каждом из них может произойти нарушение, которое и приводит к такому расстройству, как дисграфия.

Поэтому выделяется несколько видов этого расстройства.

  • Акустическая – возникает тогда, когда ребёнок не может распознать похожие по звучанию фонемы, из-за чего путает звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, а также аффрикаты (сложные звуки) и составляющие их простые (ц – с, ч – щ, ц – т, ч – т), не различает похожие гласные (о – у, и – е). Причём сам он произносит эти звуки правильно и слышит хорошо.
  • Оптическая – связана с нарушением зрительного и пространственного восприятия. Выявить это нарушение можно во втором классе, когда ребёнок уже освоил написание всех букв алфавита. Ошибки состоят в том, что он приписывает буквам лишние элементы – палочки, петельки, либо же отнимает их; из-за этого у него путаются буквы «и» и «у», «о» и «а», «п» и «т» и т. д. Путать он может и буквы, написание которых отличается только положением в пространстве, – таковы, к примеру, письменные буквы «т» и «ш». Или же пишут буквы в зеркальном отражении.
  • Аграмматическая – возникает из-за трудностей в овладении грамматической и лексической частью языка. Например, ребёнок не может правильно употребить те или иные слова, хотя слышал их и знает их значение, поэтому в тексте заменяет их сходными по смыслу. Таким детям с трудом даётся умение описывать предмет, называть синонимы и антонимы к нему, называть большое количество действий, которые может производить этот предмет. У таких детей наблюдаются трудности в образовании множественного числа, уменьшительных форм, в употреблении приставок, предлогов, в согласовании разных членов предложения и т. д. Это похоже на речь иностранца, который плохо изучил язык той страны, куда он приехал. И действительно, такая разновидность дисграфии зачастую наблюдается в многоязычных семьях, где принято говорить на нескольких языках одновременно.
  • Артикуляторно-акустическая – появляется в том случае, если у ребёнка нарушено звукопроизношение. Он пишет так, как говорит, из-за чего делает ошибки в письменных словах.
  • Дисграфия, развившаяся вследствие нарушений языкового синтеза и анализа – более серьёзная разновидность, при которой ребёнку трудно разделить слова на слоги, звуки и буквы, определить наличие или отсутствие определённого звука в слове, указать место этого звука в нём, указать, какой он по счёту. Такому ребёнку трудно составить целое слово из отдельных букв или слогов, особенно если они даны в произвольном порядке. Также таким детям трудно различать такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Результатом становятся пропуски букв и слогов в словах или добавление лишних, пропуски слов в тексте, написание слов не до конца, перестановки слогов и букв, неправильное написание слитных и раздельных слов. Наблюдаются и трудности в определении границ предложений.
  • Неспецифические нарушения письма, вызванные педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими подобными причинами.
Читайте также:  Заикание у детей

Признаки и симптомы

Упомянутые выше нарушения письменной речи – основные признаки того, что у ребёнка наличествует дисграфия. Однако неопытному родителю самостоятельно определить её бывает непросто, поскольку он может спутать симптомы данного расстройства с обычными ошибками, связанными с освоением нового материала или педагогической запущенностью (к которой относятся, например, пропуски занятий). Каждый человек в любом возрасте, начиная осваивать новую для себя деятельность, обязательно делает ошибки. Чтобы выявить именно указанное нарушение письменной речи, нужно пристально присматриваться к самим ошибкам, их характеру и повторяемости. Окончательный диагноз, впрочем, может поставить только специалист.

Одним из признаков расстройства письменной речи является неразборчивый почерк. Ребёнок пишет неровно и медленно, буквы «плавают», строчные буквы он заменяет на заглавные и наоборот.

Важно отметить, что при этом расстройстве интеллект в целом находится в норме, ребёнок ничем не отличается от своих «здоровых» сверстников. Однако на почве расстройства письменной речи могут возникнуть психологические проблемы, которые нередко сопровождают человека в течение всей своей жизни. Это тревожность, страх совершения ошибки, неуверенность в себе, замкнутость, рассеянность и другие свойства личности.

Причины возникновения патологии

Причина возникновения расстройства письменной речи чаще всего кроется в недостаточном развитии определённых отделов головного мозга. Как правило, эти нарушения не столь большие, чтобы помешать развитию интеллекта в целом, однако определённые элементы распознавания и интерпретации речи они затрудняют. Есть данные о том, что расстройство может иметь наследственный характер.

Бывает, что указанная патология мозга развивается вследствие нездорового образа жизни родителей, особенно матери. Это может быть курение, алкоголизм, наркомания. Её могут вызвать и инфекционные заболевания, и проблемы при родах (например, асфиксия), и травмы головы, менингит.

Ещё одна причина – специфические внешние факторы раннего развития ребёнка: недостаток внимания к нему со стороны взрослых, их нежелание много разговаривать с ним, частое сюсюканье с ним, неправильная речь окружающих. Дисграфия может появиться и у детей, растущих в многоязычных семьях, и у тех, кого родители слишком рано начали обучать чтению и письму – когда психологически ребёнок ещё не созрел для этого.

Патология в письменной речи может быть и следствием определённых психических расстройств или заболеваний. Это и синдром дефицита внимания, и задержка психического развития, и минимальная мозговая дисфункция. В результате травм головы, опухоли мозга, инсульта и других заболеваний расстройство письменной речи может возникнуть у человека и во взрослом состоянии.

Механизмы дисграфии

Формирование расстройства письменной речи имеет довольно сложный механизм, поскольку сам процесс этой речи имеет сложную структуру. В процессе развития письменной речи задействованы сразу несколько анализаторов – зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный. Навык письма является результатом взаимодействия всех этих анализаторов. «Выход из строя» хотя бы одного из них и приводит к проблемам с письменной речью. Большую роль в развитии письменного навыка играет устная речь; однако она, в отличие от письменного умения, не обязательно требует целенаправленного обучения.

Расстройство письма может проявиться также в случае, если латерализация (установление доминантного полушария, отвечающего за речевые процессы) происходит с задержкой. Вследствие таких мозговых нарушений дисграфия нередко сопровождается расстройствами пространственного восприятия, памяти, мышления и т. д.

В психолингвистике расстройство письменной речи объясняется как нарушение процесса появления письменной формы речи у ребёнка: «сбои» в операциях структурирования, разделения предложений на слова и словосочетания и т. д.

Современные способы диагностики

Диагностировать расстройство письменной речи не так просто, как кажется. Поскольку письменные ошибки при этой патологии могут быть похожи на ошибки, вызванные другими причинами, ребёнок должен пройти комплексное обследование. Его должны осмотреть такие специалисты, как невролог, окулист, отоларинголог, логопед. Эти врачи определят, в каком состоянии находятся его системы восприятия и организации речи – зрение, слух, сформированность речевых навыков, память; следует определить ведущую руку ребёнка – то есть правша он или левша, изучить его моторику.

Также следует определить уровень его общего развития, проанализировать грамотность речи, словарный запас. Вначале исследуют устную речь ребёнка (это, кстати, может быть и взрослый), а затем переходят к письменной – испытуемый пишет тексты под диктовку, анализирует слова и предложения по звуко-буквенному составу, выполняет различные упражнения с письменными текстами. Только по результатам всех этих испытаний можно выдавать заключение о наличии или отсутствии патологий.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы. Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи. Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Нарушение письма – что это?

Нарушение письма – что это?

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Ваш ребенок учится в начальной школе и уже не первый год пытается справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении.

Итак, представим — середина первого класса. Все дети уже более-менее читают, пишут. Конечно, еще с ошибками, но все не так страшно и объяснимо. А в тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое. Куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по нескольку раз, но толку никакого.

Об этих проблемах, о том, что случилось с ребенком, как с этим справиться, и пойдет речь.

Есть много академических учебников, где подробно изложена история вопроса таких нарушений, их этиология и патогенез.

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ «ПИСЬМО»

Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение. О различии этих двух форм речи написаны целые научные трактаты. Нам достаточно знать, что письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения.

Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10—11-м году жизни.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

• речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

• речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);

• зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);

• двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи)

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования — этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Но так как мы с вами хотим помочь ребенку, у которого имеются нарушения письменной речи, то сразу делаем вывод: в этой системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой.

Что мы должны сделать?

Найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребенком.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА?

«Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать — и у большинства особых проблем нет. Почему же у вашего ребенка такие трудности? Откуда появились эти нарушения с пугающими названиями — дисграфия, дислексия?

Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой.

Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения?

Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексии.

Рассмотрим подробнее эти слабые звенья в развитии речи.

1. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит?

При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

2. Фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа.

Физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие — звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). При исправленном звукопроизношении он также может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.

3. Лексико-грамматические нарушения.

Это в первую очередь нарушения слоговой структуры.

Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их, «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ». Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформированности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т. д. — и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка.

Читайте также:  Развивающие речевые игры для самых маленьких

Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Бывает, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последние 10 лет в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. К детям из двуязычных семей нельзя подходить однозначно и ограничиться обучением русскому языку как иностранному, Среди них также можно выделить детей с нарушениями общего речевого развития, педагогической запущенностью, психологическими проблемами. В соответствии с этим и строится работа. Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определенна ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2—3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего из этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы, Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

Давайте подведем итоги – что же вас должно насторожить?

· если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

· если ребенок левша;

· если он – переученный правша;

· если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу;

· если имеется соматическая ослабленность (часто болеет);

· если он слишком рано пошел в школу;

· если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

· если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики);

· если в семье говорят на двух и более языках;

· если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение;

· если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность;

· если у него проблемы с вниманием, памятью.

ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, а-о, д-у, Е-З, л-м, и-у, т-ш, ш-щ, х-ж, в-д, и-ш, и-п.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит; сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.

Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За зомом росла мамина. (3а домом росла малина.) предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Теперь вы знаете, какие причины вызывают нарушения письма и чтения, как это может проявиться.

Подготовка к школе – развивающие игры для детей

Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе “Комплексная программа занятий для подготовки к школе” мы собрали большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, разбив их для удобства на уроки. Каждый урок включает в себя задания на: развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти, обучение счету.

Наши занимательные уроки помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе.

Прежде чем приступить к очередному уроку, ознакомьтесь с ним сами. Попробуйте оценить степень трудности заданий. Объясняйте условия своими словами, задавайте вопросы для выяснения ребенком их понимания. При затруднениях задавайте наводящие вопросы, стимулирующие ребенка думать самостоятельно, не давайте готовые ответы. Вместе с маленьким учеником радуйтесь найденному решению.

Подготовка к школе. Часть 1. Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Развивающие игры, предлагаемые нами для занятий с детьми, помогут Вам объективно оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и самостоятельно организовать подготовку дошкольника к школе. Самое главное, понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, в котором нет места муштре, зубрежке и скучным беседам. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития. Перейти к урокам первой части

Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Большое внимание уделено развитию школьных навыков, например, умения работать по правилам. Это связано с тем, что за последнее время требования, предъявляемые будущим первоклассникам, значительно возросли. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимушества на всю жизнь, а наши задания направлены, в конечном итоге, именно на это. Перейти к урокам второй части

Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере

Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. При разработке заданий этого раздела учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. Уроки на компьютере проходят в увлекательной, игровой форме. В каждый урок включены задания на развитие логико-математических способностей и обучение счету, а так же задание на обучение чтению. Компьютерные уроки развивают внимание, память, школьные навыки и мышление (логическое, пространственное, наглядно-образное). Перейти к занимательным урокам

Развивающие игры для подготовки детей к школе

Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе

Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)

«Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть. (тень, ствол).

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).

«Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ – машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Рыба, акула, ручка, кошка.

Петух, курица, соловей,

Щука, медведь, окунь, карась.

«Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова – теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный – светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).

Папа – мама, бык -. (коза, корова, овца).

Мебель – стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).

Время – часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)

Круг – шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).

Животное – лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).

Яблоко – апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).

Молния – гром, туча -. (солнце, земля, дождь).

Врач – больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).

Строитель – дом, художник -. (картина, ручки, краски).

«Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).

Пример: ель, дуб – (деревья).

Лимон, апельсин – (фрукты)

Суп, чай -. (пища)

Стол, стул – … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка – … (домашние животные)

Ручка, фломастер – … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

Игра «Найди противоположное слово».

Пример: день – ночь (противоположное слово).

Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый – … (мягкий, добрый – … (злой, черный -. (белый, чистый – … (грязный, холодный – … (теплый) и т. д.

«Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

Упражнение «Угадай предмет»

Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.

Упр. «Угадай, что я загадал»

Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.

Упр. «Логические концовки»

– Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

– Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)

– Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

– Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

– Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Упражнение «Угадай, что внутри»

Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.

Упр. «Кто летает, кто плавает»

Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».

Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.

Упр. «Не пропусти растение»

Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

Упр. «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».

Упражнение «Не перепутай»

При слове «нос» – дотронутся до носа, «лоб» – до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.

Упр. «Да» и «Нет» не говорите»

Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки.Вопросы: Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.

Упр. «Четыре стихии»

Если ведущий говорит «земля», ребенок опускает руки вниз; «вода» – руки вытянуть вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение в локтевых суставах.

«Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников» Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Надежда Вьюгина Информация для родителей «Развивающие.

Читайте также:  Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

«Развивающие игры с помпонами для детей 2–3 года» Как считают сторонники методики Монтессори, для занятий с малышами нужно использовать интересные, красочные и необычные по фактуре материалы.

Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Жили – были в домике маленькие гномики» Цель: формировать и расширять у детей знания о цифрах от 1 до 5;умение соотносить.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее чем на занятиях. Ребенок увлеченный замыслом новой игры.

Развивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Развивающие игры с крупой для детей 3 лет Развивающие игры с крупой в 3 года. На заметку для родителей. Находясь в отпуске или же просто на выходных родители не знают, чем занять.

Развивающие игры своими руками для детей первой младшей группы Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию несколько развивающих игр, сделанных своими руками. Главным достоинством этих игр является.

Эмоционально-развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе Эмоционально – развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе Но знаете ли вы о том, какие переживания и чувства будет испытывать.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

10 игр, чтобы подготовить ребёнка к школе

Весь первый класс дети привыкают к школе. Кроме стресса от новых требований и другого режима дня, семилетним детям сложно быть внимательными на уроках. Автор «Мышематики» Женя Кац рассказывает, чем заниматься этим летом, чтобы первый год в школе прошёл легче лёгкого.

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным. Просто ребёнок пока ещё не умеет по команде «включать» свою наблюдательность. А в школе это понадобится. Поэтому играйте в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

Для этого можно использовать игру «Турбосчёт». Для многих детей она сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание (лягушек больше, чем ёжиков), но и какие расклады нас устраивают, а какие — нет. Если сейчас выпадет восемь лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, то ждём дальше.

Как играть в «Турбосчёт», чтобы развивать память

Выкладывайте четыре карточки в ряд: две птички, четыре ёжика, один ёжик, три лягушки. Теперь пусть дети закрывают глаза, а вы меняйте одну карточку (например, четыре ёжика на шесть ёжиков или четыре лягушки). Теперь просите детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось?

То же самое делайте на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убирайте или меняйте местами. Сначала я меняю, потом дети меняют, делаем это по очереди. В семье можно менять сначала родителям, тогда дети будут угадывать, потом пусть дети меняют — родители угадывают.

Раз, два, три, Маша, смотри!

За ширмой (за картонкой или платочком) выкладывайте мелкие одинаковые предметы: каштаны, счётные кубики, просто кубики, детальки Lego. Но не просто так, а группами по две, по четыре, по шесть штук. Потом ненадолго поднимаете картонку и говорите: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываете снова. Дети должны сказать, сколько каштанов (кубиков или деталек Lego) лежит за ширмой.

Птичка в клетке

Рисуете квадрат: поле из девяти клеток 3*3. В середину ставите магнит (монетку, пуговицу), это будет «птичка». А дальше кто-то из игроков командует: «вверх, вправо, вниз, вниз». Остальные должны вычислить, где теперь окажется «птичка». Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются с правильным ответом.

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Это очень просто, но эффективно! Процесс обучения в школе построен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью

Ещё можно играть в игры, в которых ребёнок будет внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

Кар, мяу, ква

Я говорю «кар-кар», а дети два раза машут руками, как крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», а дети четыре раза трут носик «лапкой». Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

В эту игру мы играем с пятилетними детьми. Но игра хорошо идёт и в разновозрастных компаниях. В семье пусть играют все: и дети, и родители, и гости.

Хлопни в ладоши, когда в сказке встретится число «три»

На занятиях мы иногда играем в эту игру лёжа. Дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.

Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой

Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и до 100. Но пройти ровно восемь шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А с крупной моторикой связаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

Пройди пять шагов вперёд и три шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните четыре раза, потом пройдите семь шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите восемь больших шагов и шесть маленьких.

Стоп — один, стоп — три

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «Стоп — три!», то дети должны встать на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. Если «Стоп — один», то надо встать на одну ногу, «Стоп — четыре» — на обе руки и обе ноги.

Замри-отомри

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!». Тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

Тише едешь — дальше будешь

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. Как только водящий скажет «Стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

Зеленый свет, красный свет

Детям важно научиться самим себе командовать: когда начать бегать, а когда остановиться, когда начать читать, а когда закончить.

Именно этому умению многие учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребёнка стоять и прыгать на одной ножке

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте вычислить время, которое он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учёбы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.

Чему забывают научить ребёнка перед школой все родители

Взрослые пытаются помочь ребёнку и облегчить его школьную жизнь, стремятся заранее научить его многому. Учат читать и считать, вываливают на дошкольника тетрадки с примерами, чтобы приучался к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи? Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?

Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться или пытается решить проблему самостоятельно, кто-то списывает ответ у соседа по парте.

Когда-то давно мы водили школьников в походы на один день или на неделю. И первое, чему мы учили школьников (восьмой класс, 13-14 лет, не малыши), — умению просить о помощи. Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти или слишком быстро идёт руководитель, то не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, в этом нет ничего страшного. Лучше заклеить ногу до того, как натрётся мозоль.

Умение отслеживать своё состояние и сообщать о том, что ты устал или плохо себя чувствуешь, куда важнее умения считать или красиво писать в прописях.

Развивающие задания и упражнения для подготовки к школе

Родителям больше не нужно пересматривать десятки пособий и детских сайтов. Ведь команда ЛогикЛайк подготовила всё необходимое для лёгкого старта и увлекательного обучения.

  • Гибкий ум и уверенность Когда дети решают задачи и головоломки на LogicLike, они тренируют «извилины» и развивают смекалку.
  • Фундамент для IT Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект.
  • Свобода родителю Можно потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок занят полезным делом.

На платформе ЛогикЛайк 3500 заданий для подготовки к 1 классу и развития младших школьников. Интересные вопросы, полезные пояснения, озвучка и видеоуроки. Детям у нас нравится!

Задания для занятий онлайн

Сколько должен заниматься будущий первоклассник?

Начните с 5-7 заданий в день и постепенно наращивайте обороты.

Искали идеи для офлайн занятий?

Перед вами подборка популярных развивающих заданий и других активностей, примеры занимательных заданий от ЛогикЛайк.

Развиваем внимание

Изначально дети не умеют управлять своим вниманием. Они активно реагируют на все новое и интересное, но не могут долго сосредоточиться на том, что их не привлекает. Поэтому первокласснику бывает сложно высидеть 45 минут урока без переключения на посторонние дела. Научиться слушать и стать более сосредоточенным ребёнку помогут игры, задания и упражнения на развитие внимания от ЛогикЛайк.

Задание «Находи и обводи»

Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.

Задание «Абракадабра»

На листке бумаги запишите ряд сложных несуществующих слов и предложите ребёнку без ошибок переписать их в тетрадь:

МАПЕТЛООЖЕРРАОТИНДЕБОЖА
ЗЕЛЛОТИМНОСТАЛЛОТОЗАКОН
ЖАМОТСВАНЕРТАЛОФОГРОДИ.

Задание на внимательность и пространственное мышление

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Юра сделал постройку из кубиков (рис. справа). Иришка спрятала несколько кубиков.

Сколько кубиков нужно Юре, чтобы восстановить постройку?

Упражнение «Слушай и действуй»

Называйте различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д) и просите ребёнка хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное. Повышаем сложность: теперь необходимо будет вставать каждый раз, когда слышишь название растения. Соедините две части упражнения. Если будет легко, добавьте еще действие.

Упражнение «Покажи на себе»

Называйте части тела и указывайте на них. А ребёнок должен повторять слова и показывать на себе. Затем начните запутывать его: говорите «рука», а указывайте на ногу и т.п.

Развиваем память

Как и внимание, память дошкольника только переходит от непроизвольной к управляемой: он быстро запоминает стихи с яркими и интересными образами, но скучные тексты учит с трудом.

Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;
чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба;
машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.

Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

– повторять вслух и про себя;
– мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
– объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

Упражнение «Вспомни и опиши»

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

Развиваем мышление

Когда дети выполняют задания для подготовки к школе от «ЛогикЛайк», они учатся анализировать информацию, устанавливать связи между предметами, делить их на группы, сравнивать и обобщать.
Узнайте больше о развитии логики и мышления у детей.

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 1 класс

Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком.

«Что, зачем и почему?»

Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень — …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова — это телёнок, детёныш овечки — это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

«Какое слово лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задача четвёртый лишний

На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

Ссылка на основную публикацию