Логопедические игры, словесные игры

Логопедические игры, словесные игры

Логопедические игры со словами.

Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» – вторая, где «три» – третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру с более сложными словами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

Посуда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварешка.

Птицы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем птиц мы называть:

Утка, галка, соловей,

Попугай и воробей.

Домашние животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Домашних животных начнем называть:

Лошадь, кошка и осел,

Поросенок и козел.

Дикие животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Диких животных нам надо назвать:

Волк, лисица, лось, барсук,

Полосатый бурундук.

Насекомые.

Раз, два, три, четыре, пять.

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, паук,

Стрекоза и майский жук.

Цветы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам цветы назвать:

Мак, ромашка, василек,

Колокольчик и вьюнок.

Деревья.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам деревья знать:

Дуб, береза, клен, осина

И кудрявая рябина.

Инструменты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Инструменты надо знать:

Молоток, пила, топор,

Плоскогубцы, гвоздодер.

Обувь.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем обувь вспоминать:

Туфли, тапочки, сапожки,

Башмаки и босоножки.

Одежда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам одежду надо знать:

Шарф, футболка, галстук,

Полушубок, фартук.

Игра «Скажи словечко».

Цель. Упражнять в употреблении обобщающих слов, расширять активный словарь детей.

Оборудование: мяч.

Проведение игры.

1 вариант. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку и называет любое обобщающее слово, например: «овощ». Ребенок должен бросить мяч обратно педагогу и назвать любой овощ, например: «капуста».

2 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет любой предмет, например: «чашка». Ребенок должен бросить мяч педагогу и назвать обобщающее слово «посуда».

3 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет обобщающее слово. Ребенок должен назвать предмет из этой группы, затем назвать свое обобщающее слово и бросить мяч другому ребенку. Игра продолжается.

Игра «Какой пальчик лишний?»

Цель. Расширять активный словарь детей, укреплять мелкие мышцы кистей рук, развивать логическое мышление.

Проведение игры.

Педагог загибает четыре пальца ведущей руки и называет четыре предмета (три из одной группы и один из другой), например: собака, корова, волк, овца.

Дети повторяют за педагогом.

Затем он спрашивает: «Какой пальчик лишний?» Дети должны назвать лишний предмет и показать лишний пальчик.

Игра «Шаг, шажище и шажок».

Расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительным суффиксами.

Проведение игры.

Дети выстраиваются в одну линию лицом к педагогу. Педагог говорит детям, что они будут играть в слова; нужно послушать слово, повторить его и сделать обычный шаг; затем нужно представить, что этот предмет стал огромным, надо назвать его и сделать очень большой шаг (шажище); потом надо представить что предмет стал очень малюсеньким, назвать его и сделать очень маленький шаг (шажок).

Шаг, шажище и шажок

Прошагай скорей дружок.

Педагог называет слова, дети поочередно делают шаги и подбирают слова с нужными суффиксами:

рука – ручища – ручка;

голова – головища – головка,

стол – столище – столик и т. п.

Игра «Сложные слова».

Цель: расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении сложных слов.

Оборудование.

ЛОВ, ЛОВ, ЛОВ,
ЛАЗ, ЛАЗ, ЛАЗ,

ВАР, ВАР, ВАР,
ЕД, ЕД, ЕД.

КАМНЕ, ЗВЕЗДО, СНЕГО,

ЛЁТ, СВАЛ, КАТ,
БЫБО, ЗМЕЕ, ПТИЦЕ,

СКАЛО, ВЕРХО, ВОДО,
ВЕЗДЕ, БОЛОТО, ЛУНО,
БЕНЗО, МОЛОКО, МУСОРО,
КАШЕ, СЫРО, МЫЛО,
КОРО, ЛИСТО, ЦВЕТО.

Проведение игры.

Педагог и дети читаю стихи, находят сложные слова, обсуждают, как они образованы:

  1. Что может падать.

Камни падают – камнепад.

Что такое камнепад?

Камни падают, летят,

По горе стучат, гремят,

Друг за дружкою спешат.

Звёзды падают – звездопад.

Звезды падают на небе.

Загадать желанье мне бы:

Чтоб под этим звездопадом

Мирно жили люди рядом.

Снег падает – снегопад.

Падал снег на зимний сад –

Начинался снегопад.

На деревья и тропинки

С неба сыпались снежинки.

  1. Что умеют делать сами.

Сам летает – самолет.

Сам летает самолет.

Управляет им пилот.

В самолёте мы сидим.

Рядом облако, как дым.

Сам сваливает груз – самосвал.

Самосвал привез песок,

После – несколько досок.

Сам привез и сам свалил.

И на все хватило сил.

Сам катится – самокат.

Самокат сам катится,

И катись, катись, катись….

  1. Кто что ловит.

Рыб ловит – рыболов.

Рыбу ловит рыболов.

У него прекрасный клёв:

Щука, лещ и два ерша.

Да, рыбалка хороша!

Змей ловит – змеелов.

Средь песка и средь камней

Змееловы ловят змей.

Яд змеиный нужен им:

Для лекарств необходим.

Птиц ловит – птицелов.

Птичек ловит птицелов,

Канареек и щеглов.

Чтобы в зимние метели

Птицы нам про лето пели.

  1. Кто где лазит.

По скалам лазит – скалолаз.

Скалолаз по скалам лазит.

Иногда на землю слазит.

На скале, на горной круче

Скалолазу всё же лучше.

В воде лазит – водолаз.

В океане, в речке, в море

Водолазы на просторе.

Любят лазить под водой.

Мир подводный – дом родной.

Вверху лазит – верхолаз.

Настоящий верхолаз

Лазил вверх уже не раз.

В вышине работа есть –

Верхолазу нужно лезть.

  1. Что где ходит.

Везде ходит – вездеход.

Везде ходит вездеход.

Вездеход везде пройдёт.

И по лесу, и по луже.

Этот транспорт очень нужен.

По болоту ходит – болотоход.

По болоту что идёт?

Ходит там болотоход.

Лягушонка из болота

Прокатил до поворота.

По Луне ходит – луноход.

Лунной ночью луноход

По Луне идет вперед.

Захотелось тоже мне

Походить так по Луне.

  1. Что возят машины.

Бензин возит – бензовоз.

Бензовоз везёт бензин

Для заправки всех машин.

Молоко возит – молоковоз.

Молоко везет машина

В городские магазины.

Молоко молоковоз

В детский сад с утра привез.

Мусор возит – мусоровоз.

Гору мусора увез.

На себе мусоровоз.

Чтобы город чистым был,

Мусор он весь день возил.

  1. Кто что варит.

Кашу варит – кашевар.

Кашу я варю братишке

По рецепту в старой книжке.

Каша пышет, в каше – пар.

Я – хороший кашевар.

Сыр варит – сыровар.

Сварит сыр из молока

Сыровар наверняка.

Сыр получится душистый,

Мыло варит – мыловар.

Мыло варит мыловар.

Мыло – лучший санитар.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть.

Кору едят – короеды (короед).

Ест кору жук-короед.

Целый день идёт обед.

Для лесов большие беды.

Листья едят – листоеды (листоед).

Если в листьях дырки есть,

Их, конечно, кто-то ест.

Ест листочки листоед.

Где же листья? Листьев нет.

Цветы едят – цветоеды (цветоед).

Натворит немало бед

Жук опасный – цветоед.

Если съест жучок цветы,

Не появятся плоды.

Затем следует разделить большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Игра «Взрослые и малыши».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.

Проведение игры.

Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.

Если «взрослый» – потянись,

А «детёныш» – опустись.

Думай быстро, кто какой,

Кто малыш, а кто большой.

Педагог называет взрослого животного или детеныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детеныша или взрослого животного).

Игра «Скажи правильно».

Цель. Упражнять детей в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Два набора с карточками.

1 набор. Цифры от 1 до10.

2 набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.

Проведение игры.

Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).

По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна».

Игра «Кто как кричит».

Цель. Учить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Картинки животных: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.

Проведение игры.

Педагог показывает картинки и спрашивает, кто, как кричит, например: «Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!».

Затем вызывает ребенка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное столько раз, сколько кружочков на карточке.

Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».

Логопедические игры, словесные игры

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Учитель-логопед: Ананьина Г.Н.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Читайте также:  Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей - Готов ли ваш ребёнок к школе?

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

«Прошагай слово».

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Поднимись по лесенке».

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

«Магазин».

Играющим раздаются «деньги» – карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».

Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…

Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…

Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

«Игра с мячом».

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

«Почтальон».

У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.

Игра с пирамидкой

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

Игра с мячиками

Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их.

После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов.

Игра с матрёшкой

Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу.

Игра с геометрическими фигурами

Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные)

Игра с кубиками

Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог.

Игра с детскими печатями

Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.

Словесные игры для детей 6-7 лет

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.
«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

Читайте также:  Ребенок не выговаривает звуки - ему трудно будет учиться в школе
«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится 🙂

Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

  • высокий, дерево — высокое дерево;
  • девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
  • лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;
«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

  • Кошка;
  • Кошка бежит;
  • Рыжая кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
«Расскажи картину»

Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

  • присутствующего поблизости человека;
  • видимую из окна часть улицы;
  • детскую площадку во время прогулки.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.

Советы «Эврики»

  1. Мы привели лишь малую часть возможных игр со словами. Больше вариантов вы найдёте в других материалах нашего блога.
  2. Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.
  3. Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.
  4. Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.

Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь крохи растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Речевые игры для детей 6-7 лет

В основе занятий с детьми возраста 6-7 лет лежит подготовительная работа к обучению в школе. Поэтому особое внимание уделяется совершенствованию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, расширением и уточнением лексической составляющей и работой над грамматическим строем. Предложенные игры подходят как для индивидуальных занятий, так и групповых.

Перед каждым заданием педагог озвучивает его цель, и чему будут учиться дети, выполняя их. Также взрослый следит за правильностью звукопроизношения и выразительностью речи. Речевой материал лучше стараться подбирать в соответствии с лексической темой.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным. Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы. Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

«Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Упражнения для слоговой структуры

Работа со слогами является еще одним направлением работы с детьми этого возраста. Это и основа для совершенствования звуко-буквенного анализа, и важная составляющего успешного обучения грамоте. В этом блоке детей учат:

  • делить слово на слоги, опираясь на количество гласных;
  • путем перестановки слогов образовывать новые слова;
  • выбирать слова в соответствии с заданным количеством слогов.

Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо провести подготовительную работу. У ребенка должно быть сформировано понятие «слог»; он должен владеть начальными навыками звуко-буквенного анализа. Тогда описанные ниже упражнения будут эффективными и не вызовут больших затруднений.

Звуко-буквенный анализ и слоговая структура тесно взаимосвязаны. Поэтому на подобных заданиях отрабатывают параллельно оба этих направления, также расширяя и уточняя словарь.

«Скажи наоборот»

В этой игре отрабатывают навыки словообразования путем перестановки звуков местами, а именно – твердые на мягкие и наоборот. Взрослый сначала показывает пример выполнения упражнения (НА-НЯ, ЛА-ЛЯ и т. д.), а потом ребенок делает его самостоятельно. Подбирать нужно слоги со звуками, произношение которых не нарушено.

«Назови новый слог»

Это задание на развитие слухового внимания. Ребенку называют пары слов, которые отличаются друг от друга дополнительным слогом. Нужно найти и назвать его. Он может находиться в любом месте слова.

«Словесная путаница»

Основная цель – работа со слогами, обогащение словаря. Для ее проведения понадобится наглядный материал – картинки с изображением предметов. Ребенок, глядя на карточки, должен «распутать» слово. Взрослый называет ему слово с переставленными слогами, а он должен не только подобрать картинку, но и составить слоги правильно.

Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя

У 6-7-летних детей речь практически не отличается от речи взрослого человека. Они могут легко рассуждать о знакомом им предмете, используют больше уточняющих слов, дают развернутые ответы. С совершенствованием связной речи происходит и развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры направлены на уточнение имеющихся представлений, расширение словаря и закрепление усвоенных грамматических навыков, таких как словообразование и согласование. Кроме существительных и прилагательных, на занятиях со старшими дошкольниками отрабатывают глагольную лексику, числительные, наречия и местоимения.

«Кто назовет больше»

Кроме расширения словарного запаса и закрепления умения обобщать, нужна тренировка моторных навыков, координации движений. Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.

«Ласковое имя»

Во время этой игры происходит применение на практике навыка суффиксального образования слов. На занятиях используют наглядный материал – картинки или игрушки. Взрослый говорит, что этот предмет бывает большим и маленьким. Ребенку нужно назвать его ласково, добавив суффикс.

«Знакомство с антонимами»

Взрослый показывает картинки, на которых изображены слова с противоположным значением. Задача ребенка – правильно подобрать антонимы. Усложнить это задание можно, если использовать не только существительные и прилагательные, но и глаголы.

«Это чье?»

Это задание направлено на закрепление в активной речи ребенка употребления притяжательных прилагательных. Лучше всего начинать образование от названий животных. Детям показывают подходящие изображения, и им нужно отвечать на вопросы: «Это чье, чья, чей?».

«Назови действие»

Во время этой игры педагог учит детей подбирать действие к предмету и называть подходящий глагол. Так как для этого упражнения нужен мяч, совершенствуются и моторные навыки. Взрослый кидает мяч и называет существительное, ребенок в ответ должен назвать подходящий глагол. Например, врач – лечит, учитель – учит и т. д.

«Сколько предметов»

Выполняя это задание, ребенок закрепляет навык счета и согласования существительного и числительного. Показывают картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).

Рекомендации по развитию связной речи

Чтобы усовершенствовать связную речь детям в возрасте 6-7 лет предлагают составить рассказ-описание по картине; придумать сказку или историю; закончить за взрослым предложение. В начале работы взрослые могут помочь наводящими вопросами или составляют план для рассказа. Старшим дошкольникам можно давать короткие истории для самостоятельного пересказа; ставить театрализованные представления.

Взрослые должны поощрять в детях стремление к самостоятельному составлению рассказов. Необходимо чаще интересоваться их мнением, задавать больше вопросов об окружающем мире. Для развития связной речи наиболее эффективны сюжетно-ролевые игры, потому что они способствуют еще и развитию интонационной выразительности, улучшают дикцию. Чем лучше развита связная речь, тем лучше реализуется коммуникативная функция.

Все вышеописанные задания помогают сформировать базу для успешного овладения навыками чтения и письма. Они являются профилактическими мерами по предупреждению нарушений письменной речи. Также, если у ребенка нарушено звукопроизношение, то необходимо заниматься и его коррекцией, потому что оно влияет на все составляющие речевого развития.

Все речевые игры для детей 6-7 лет нужно подбирать в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому перед их проведением рекомендуется провести логопедическую диагностику, чтобы определить уровень речевого развития и подобрать наиболее эффективные упражнения для учебно-воспитательной работы.

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Словесные игры для развития речи обучающихся

Словесные игры развивают у обучающихся речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен сложный реквизит.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и практически без опоры на наглядность.

Играть в словесные игры можно по дороге в школу, в начале занятия в качестве разминки, на перемене и т.д. Приведем примеры наиболее известных и популярных словесных игр для обучающихся.

“Назови три слова” (активизация словаря)

Учащиеся становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Например, что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т.д.

“Перепутанные слова” (развитие фонематического слуха, коррекционная работа)

  • апалот – лопата
  • ковшер – вершок
  • агесатир — сигарета
  • рукинос — рисунок
  • отаткел – котлета
  • упечах – чепуха
  • некосир – керосин
  • кихенат – техника и т.д.

“Сравни предметы” (развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как предметы, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Преподаватель сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи.

«Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например, преподаватель: «У меня нарядный фартук».

Учащийся: «У меня рабочий фартук».

Преподаватель: «Он белого цвета в красный горошек».

Учащийся: «А мой — тёмно-синего цвета».

Преподаватель: «Мой украшен кружевными оборками».

Учащийся: «А мой — красной лентой».

Преподаватель: «У этого фартука по бокам два кармана».

Учащийся: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Преподаватель: «А на этом нарисованы инструменты».

Читайте также:  Адреса окружных ПМПК в Москве

Учащийся: «В этом фартуке накрывают на стол».

Преподаватель: «А этот одевают для работы в мастерской».

“Составь слово” (расширение словарного запаса)

Заранее нужно приготовить карточки с буквами алфавита. Участники по очереди вытаскивают по одной карточке с буквой и называют любое существительное в исходной форме, где бы эта буква встречалась (например: «с» — «свет»; «д» — «дерево»).

После этого игроки вытаскивают еще по одной букве и называют слово, где встречаются уже обе вытащенные буквы («с» и «л» — «солнце»; «д» и «г» — «дорога») и так далее.

Те, кто не справился с заданием и не смог составить слово из доставшихся букв, покидают игру. Выигрывает самый эрудированный и везучий человек (кому достались легкие буквы).

“Подбери рифму” (развитие фонематического слуха).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве …(сверчок).

Словесная игра “Жужжим” (развивает память и фонематический слух)

Один из учащихся выходит из комнаты. Оставшиеся вспоминают одну-две строчки известного стихотворения и распределяют ее между собой: каждому достается одно слово.

Входит учащийся. Он должен внимательно слушать остальных, которые одновременно произнесут из загаданной строчки стихотворения каждый свое слово. Если учащийся не отгадал, можно попросить класс повторить свои слова из строчки всем вместе. Если отгадал, то он называет строчку и стихотворение.

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у обучающихся самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

“КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР по правилам дорожного движения”

КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР по правилам дорожного движения.

Просмотр содержимого документа
«”КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР по правилам дорожного движения”»

СЛОВЕСНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР

по правилам дорожного движения

Игровое упражнение “Закончи предложение”

Старший дошкольный возраст

Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным союзом а.

Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом.

Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов а потом, и возвращает мяч.

Педагог: “Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре. “

1-ый ребёнок: “. а потом переходить улицу”.

Педагог: “Нужно посмотреть налево. “

2-ой ребёнок: “. а потом начинать переход”.

Педагог: “Следует взять взрослого за руку. “

3-й ребёнок: “. а потом переходить улицу”.

Педагог: “Нужно дождаться полной остановки транспорта. “

4-й ребёнок: “. а потом начинать переход”.

Игровое упражнение “Продолжи предложение”

Старший дошкольный возраст

Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).

Игровые действия. Закончить предложение.

Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.

– На перекрёстке случилась авария, потому что.

– Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что.

– На остановке собралось много народу, потому что.

– Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.

– У светофора все машины затормозили, потому что.

– Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что.

– Дети долго не могли перейти дорогу, потому что.

– Водитель сигналил мальчику, потому что.

Игра “Семейка слов”

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.

Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.

Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:

“Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина“.

Игровое упражнение “Подбери действие”

Старший дошкольный возраст

Цель: активизировать глагольный словарь по теме “Правила дорожного движения”

Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме

Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.

Педагог: “Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос “что делает?”. Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?”

Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.

Игровое упражнение «Туристы»

Старший дошкольный возраст

Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.

Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.

Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут на велосипедах.

Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.

Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т.д.

Игровое упражнение “Весёлое путешествие”

Старший дошкольный возраст

Цель: активизировать употребление приставочных глаголов.

Материал: сюжетная картинка (смотреть приложение 1).

Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.

Игра проводится несколько раз.

В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке. Педагог: “Веди указательным пальцем по дороге так, как должна ехать машина. Будь внимательным шофёром – проведи машину точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Машина ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. Яму объехала, до речки доехала; по мосту проехала, рельсы переехала и домой приехала“.

В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и “ведёт” машину, и комментирует её передвижение: “А теперь сам расскажи, какой у машины был маршрут”. Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.

Игровое упражнение “Путешествие Вани”

Старший дошкольный возраст

Подготовительная к школе группа

Цель: закрепить умение образовывать приставочные глаголы движения.

Игровые действия. Дополнить рассказ взрослого нужными словами.

Педагог: “Ребята, Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать.

Из дома Ваня (что сделал?). (вышел), речку по мостику он (что сделал?). (перешёл) и дальше. (пошёл). Ваня к дороге … (подошёл), на машину сел и … (поехал). Машина ехала и на горку … (въехала), потом она с горки … (съехала), кочку . (переехала). По пути встретилось озеро и машина её … (объехала). Наконец на железнодорожный вокзал … (приехала). Ваня на поезд сел и … (поехал). Вскоре в другой город. (приехал), из поезда . (вышел), остановку нашёл и к ней . (подошёл). Сел на автобус и к пляжу . (приехал) и стал отдыхать”.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Старший дошкольный возраст

Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.

Игровые действия. Подбор антонимов.

Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.

Подъехал – отъехал, въехал – съехал,

укатил – прикатил, уехал – приехал,

подошёл – отошёл, пришёл – ушёл,

зашёл – вышел и т.д.

Игровое упражнение “Назови картинку”

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.

Материал: сюжетные картинки (смотреть приложение 2).

Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.

Педагог показывает детям картинки и говорит: “Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них машина подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей – объезжает гараж, на четвёртой – проезжает между двумя гаражами, на пятой – переезжает через мост, на шестой – съезжает с моста. А теперь ответите на вопросы:

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая выезжает? (На второй картинке машина выезжает из гаража).

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая подъезжает? (Ответы детей).

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая проезжает?

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая переезжает?

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая объезжает?

– На какой по счёту картинке мы видим машину, которая съезжает?

– А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)”.

Игра “Весёлые гонки”

Старший дошкольный возраст

Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.

Материал: игровое поле и модели машинок.

Игровые действия. Прокомментировать свои действия.

Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле – большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: “А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту”.

Дети выполняют действия и комментируют их: “Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж”.

Педагог говорит после всех ответов детей: “Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать“.

Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.

Игровое упражнение “Подбери маленькое слово”

Старший дошкольный возраст

Цель: активизировать употребление простых предлогов.

Игровые действия. Подобрать нужный предлог.

Педагог предлагает детям соединить слова в предложении маленьким словом (предлогом):

– Автобус подъехал . остановке. (к)

– Пешеход идёт . дороге. (по)

– Машина отъехала . гаража. (от)

– Автобус переезжает . мост. (через)

– Машина остановилась . гаража. (у)

– Мотоцикл съезжает . моста. (с)

– Регулировщик стоит . перекрёстке. (на)

Игровое упражнение “Из чего – какой?”

Средний и старший дошкольный возраст

Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.

Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.

Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения:

– Колесо из резины. Оно (какое?) . (резиновое).

– Дверца машины из металла. Она (какая?) . (металлическая).

– Руль автобуса из пластмассы. Он (какой?) . (пластмассовый).

– Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое?) . (кожаное).

– Жезл из резины. Он (какой?) . (резиновый).

– Остановка из железа. Она (какая?) … (железная).

– Свисток из пластмассы. Он (какой?) … (пластмассовый)

Подвижная игра “Машины”

Средний и старший дошкольный возраст

Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.

Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.

Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.

1. На улице нашей 1. Дети двигаются из одного конца

Машины, машины. группы в другой, держа в руках

Машины малютки, воображаемый руль.

2. Спешат грузовые, 2. Делают разворот, двигаются

Фырчат легковые. в противоположную сторону.

Как будто живые.

3. – Эй, машины, полный ход, 3. Когда все “машины проехали”,

Я – примерный пешеход: один из детей – пешеход –

Торопиться не люблю, переходит улицу и произносит

Вам дорогу уступлю. эти слова.

Пальчиковая гимнастика “Гонки”

Старший дошкольный возраст

Цель: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, закрепить умение координировать речь с движением.

Материал: маленькие модели машинок на каждого ребёнка.

Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.

Педагог приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздаёт маленькие модели машинок и говорит: “Ребята, давайте превратимся в шофёров гоночных автомобилей. Выполним упражнение “Гонки””

1. Раз, два, три, четыре, пять. 1. Возят машинку по каждому

пальчику вперёд и назад, начиная с

2. Можно гонки начинать. 2. Теперь то же самое, но

начиная с безымянного пальца.

3. По кругу, по кругу. 3. Теперь – по кругу в одну и

Вперёд и назад, другую сторону.

4. Но пальцы машинку мою 4. Вновь катают машинку по

тормозят. пальчикам, которые слегка согнуты.

5. Закрылись. 5. Сжимают кулак.

Машинка стоит в гараже.

6. И фары погасли, не светят уже. 6. Заглядывают в маленькую

Н. Нищева щелочку в кулаке.

Подвижная игра “Шофёр”

Средний и старший дошкольный возраст

Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.

Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.

Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.

1. Качу, 1. Дети бегут по кругу, крутят

Лечу воображаемый руль.

2. Нажимаю 2. Останавливаются, нажимают на

На педаль – воображаемую педаль правой ногой,

И машина бегут по кругу в противоположную сторону.

Дидактическая игра “Переход”

Средний и старший дошкольный возраст

Цель: закрепить знания правил дорожного движения.

Материал: полоски бумаги (“переход”), магнитный светофор.

Игровые действия. Вспомнить правила дорожного движения и выполнить движения по тексту стихотворения.

Педагог предлагает детям пройти на ковёр, внимательно слушать текст стихотворения и выполнять соответствующие действия.

1. Утром встаёшь ты, 1. На полу полосками бумаги

выходишь из дома – обозначен переход, на светофоре

На перекрёстке красный свет. Дети стоят у “пе-

твой старый знакомый. рехода”.

Он огоньком тебе

2. Жёлтый зажегся – 2. На светофоре – жёлтый свет.

Чуть – чуть подожди.

3. Вспыхнет зелёный – 3. Дети идут по “переходу”;

Свободно иди”. сначала смотрят налево, потом –

Игровое упражнение “Есть – нет”

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: предметные картинки по теме “Правила дорожного движения” (два жезла, пять светофоров, пять дорожных знаков, три фуражки и т.д.)

Игровые действия. Сосчитать предметы на картинке и назвать их.

Педагог: “Я предлагаю поиграть в игру “Есть – нет”. Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке. Например: “У меня есть два жезла”. Следующий игрок продолжит: “А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров”. И так далее по кругу”.

Ссылка на основную публикацию