Когда начинать учить ребёнка читать

В каком возрасте начинать ребенка учить читать

В современном мире принято считать, что раннее развитие ребенка – это необходимо и престижно. Потому, разбираясь с вопросом, со скольких лет учить ребенка читать, некоторые родители придерживаются мнения, что нужно начинать как можно раньше. Таким образом, удается намного лучше подготовить малыша к школе, адаптировать его к сложной учебной программе.

Однако детская психика не рассчитана на такой ход событий, о чем свидетельствуют заключения многих психологов. Важно помнить о естественном развитии каждого чада, которое невозможно ускорить или приостановить – оно происходит на генетическом уровне.

Во сколько дети начинают читать

Нервная система ребенка запрограммирована таким образом, что у малыша имеется определенное количество стадий созревания головного мозга. К примеру, до 5-6 лет дети очень плохо усваивают различные абстрактные образы. Ребенок оперирует только конкретными и реальными фактами, событиями, которые он видит в данный момент или те, что он переживал ранее.

Чтобы разобраться с тем, во сколько дети начинают читать, необходимо учитывать тот факт, что к 3-4 годам ребенок не может различать следующие понятия – звук, буква, слог, слово. Дети смогут сложить буквы в слог и механически запомнить, как правильно пишется этот слог. Однако малышу будет крайне сложно прочесть простое предложение и самое главное – понять прочитанное.

Принимая решение научить собственное чадо читать, родители должны ответить себе на один вопрос: хочет ли этого ребенок? Чтобы начался активный процесс обучения, нужен стимул, без которого малыш будет выполнять поставленные задачи без всякого желания. Как правило, желание прочесть определенный текст, проявляется у детей к 6-7 годам (в некоторых случаях к 5 годам). Это сенситивный период – наиболее благоприятное время, когда нужно начинать изучение нового навыка.

Польза и вред раннего обучения чтению

«Родители должны заниматься ранним обучением собственного чада, чтобы поскорее научить его всему и сразу» – именно такие изречения можно встретить на многих «мамских» форумах. Ведь далеко не каждый родитель знает, когда ребенка надо учить читать, чтобы не упустить этот самый «нужный» момент.

Раннее развитие действительно имеет большое количество преимуществ:

  1. Постоянное общение с малышом. Несмотря на всю сложность заданий, которые стоят перед малышом – он проводит время со своими родителями. Регулярное общение в кругу семьи положительно сказывается на психическом здоровье мальчиков и девочек.
  2. Возможность выучить новую информацию. В процессе чтения ребенок открывает для себя много нового и интересного. Безусловно, узнать определенные факты он сможет и без раннего развития, но использование развивающей литературы сделает процесс обучения максимально увлекательным.
  3. Развитие мозга. Когда малыш начинает изучать новую для него информацию, происходит тренировка мозга без особого напряжения – это поможет ребенку быстрее запоминать и усваивать прочитанное. В результате можно будет уменьшить нагрузку в процессе обучения в школе и с успехом подниматься по «лестнице знаний».

  • Получение полезных навыков. Если начинать учить ребенка читать в раннем возрасте, можно тренировать его мышление, развивать логику, что способствует приобретению новых важных навыков. Это, так называемый, «фундамент» для дальнейшего обучения малыша. Имея, хотя бы минимальную подготовку, дошкольнику будет легче запоминать новую информацию.
  • Повышение самооценки. Похвала работает для взрослых и детей. Замечая результаты своей работы с чадом, родители смогут похвалить сами себя. Кроме того, ребенок непременно почувствует гордость мамы и папы, что подтолкнет его к новым победам.
  • Однако раннее развитие детей имеет и некоторые минусы:

    1. Родители слишком увлекаются ранним развитием своего чада. Такой процесс может стать способом самореализации, когда каждый родитель старается доказать, что именно его ребенок является умным и смышленым.
    2. Много сил и времени. Во время занятий мамы и папы забывают о том, чтобы уделить время себе. Кроме того, ребенку также требуется свободное время для отдыха.
    3. Интересы малыша отходят на второй план. Раннее дошкольное развитие подразумевает применение игрового метода для обучения малышей. В таком возрасте дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть со своими сверстниками, с домашними животными, а не постоянно сидеть за книгами. Именно поэтому так важно сделать процесс обучения в виде увлекательной игры.
    4. Неподготовленность к получению новых знаний. Детский мозг способен воспринимать только ту информацию, которая соответствует возрастной категории малыша и его основным потребностям. Когда неподготовленному ребенку предлагают изучить большой объем информации – это не принесет никаких результатов. Кроме того, это может вызывать негативное отношение к процессу обучения в целом.

    Учитывая все «за» и «против» раннего развития, современные родители могут с легкостью построить оптимальную схему работы со своим ребенком.

    В каком возрасте начинать обучение чтению

    Для успешной подготовки к тому периоду, когда дети начинают читать, важно обратить внимание на некоторые физиологические особенности малыша:

    • Перед началом обучения потребуется учитывать речь ребенка. Дошкольник должен не просто выговаривать по одинокие слова, но и уверенно говорить простыми предложениями. Ребенок должен осознавать и четко понимать то, что он выговаривает.
    • Ребенок должен с легкостью назвать слово, которое начинается на букву «П» и заканчивается на букву «А»; он может выделять общий звук сразу в нескольких словах; родители отмечают хорошее развитие фонематического слуха – все это свидетельствует о том, что самое время приступать к процессу чтения.

    • Во время разговора у малыша должны отсутствовать всевозможные логопедические проблемы. Если ребенок не может выговорить одну или несколько букв из алфавита – это негативно сказывается на его фонематическом слухе.
    • У ребенка должно быть хорошо развито пространственное мышление, он должен понимать, где «право», а где «лево». Ведь процесс чтения книги осуществляется слева направо. В противном случае малыш начинает читать текстовые блоки хаотично: он может начать с той буквы или с того слова, которое ему больше всего понравилось.

    Проявление вышеперечисленных признаков формируется ближе к 5-ти летнему возрасту. Но не стоит забывать тот факт, что каждый малыш – это индивидуальность.

    Как выбрать правильную методику обучения чтению

    Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

    Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

    1. Азбука, в которой для каждой буквы имеется определенная картинка. Детям нравятся яркие изображения, что позволяет им с легкостью визуализировать новую информацию и намного быстрее ее запомнить. Однако не стоит слишком увлекаться картинками, иначе малыш «привязывается» к образу конкретной буквы, забывая о том, как она выглядит на самом деле.
    2. Букварь – классика всех времен и поколений. Несмотря на изменения в оформлении современных букварей, их принцип остался неизменным – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Нужно выбирать буквари, где изучение букв и слогов идет параллельно – для моментального укрепления пройденного материала.
    3. Кубики Зайцева. Педагог из Санкт-Петербурга Н.А Зайцев создал кубики со складами – это отличное решение для обучения детей в игровой форме.

    Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.

    Когда начинать учить ребенка читать?

    С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценое умение становится важным в определенный момент. В какой именно?

    Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация. Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.

    Новые веяния
    Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» − так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. «Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», − говорится в книге Масару Ибуки. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга − до 6−7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.

    У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5−7 лет. Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения. Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».

    Горячие головы
    Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа.

    С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

    С 3 до 7−8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.

    С 7−8 до 12−15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.

    Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

    Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать? А что глаза?
    Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

    Насколько это обоснованно?
    Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

    Юность гения
    Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.

    Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3–4 − сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

    Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

    А это зачем?
    При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение − процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.

    Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5−6 лет. По статистике, 70% де-тей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые. Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.

    Скоро в школу — готова ли речь вашего ребенка к школе?

    Скоро в школу — готова ли речь вашего ребенка к школе?

    Статья адресована родителям будущих первоклассников. Цель – обратить внимание родителей на состояние речи их детей до поступления в школу. Раннее распознавание возможных отклонений речевого развития позволит успешно преодолеть их средствами логопедического воздействия, снизить процент детей поступающих в школу с нарушениями речи, предупредить нарушения письменной речи. Помочь родителям разобраться в причинах неуспеваемости детей и с особой чуткостью подходить к своим детям. Не подлежит сомнению, что эти рекомендации и чуткость родителей, помогут ребенку, будут способствовать улучшению его здоровья и нормальной учебе.

    С каждым годом среди детей, поступающих в первые классы, увеличивается число младших школьников с отклонениями в речевом развитии. До 60% учащихся испытывают трудности освоения программы начальной школы. Эта проблема остается достаточно острой.

    Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справиться ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей и педагогов.

    Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольных учреждений.

    Понятие школьной зрелости достаточно широко и включает показания как физического, так и психического развития ребенка.

    Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс.

    Речь является одной из центральных психических функций. Развитие речи играет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. Нарушения речевого развития довольно часто может быть одной из причин неправильного психического развития.

    Читайте также:  Нарушение письма – что это?

    Проще тем, кто посещал детский сад. А «домашним» детям хорошо бы помочь.

    Определение готовности к обучению проводится врачами-специалистами в дошкольном учреждении или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Логопеды и невропатологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии.

    Такая диагностика – часть углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Врачи рекомендуют проводить диагностику «школьной зрелости» дважды.

    1. Первый раз за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести коррекцию.
    2. Повторная диагностика в апреле-мае, позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

    По разным причинам описанный выше порядок определения готовности ребенка к обучению в школе выполняется не всегда. Однако ситуация не безнадежна.

    Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?

    Во-первых, если ваш ребенок посещает подготовительные курсы для будущих первоклассников, опытный учитель с большой степенью точности может определить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, логопеды, которые тоже могут помочь: провести диагностику, консультацию, оказать своевременную помощь.

    Говоря о готовности ребенка к обучению, к школе, следует подчеркнуть, что ребенок с нарушениями звукопроизношения не может считаться готовым к школе, так как у него будут дополнительные трудности при обучении.

    В чем причина таких трудностей при обучении письму?

    Прежде всего в том, что при нарушениях артикуляции из процесса письма исключается четкое и, самое главное, правильное проговаривание, а значит, звуко-буквенный анализ будет затруднен, а во многих случаях просто будет неверным.

    Практически все дети с нарушениями звукопроизношения, даже слабо выраженными, испытывают трудности при обучении письму.

    Поэтому особое внимание родителей хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

    Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

    Факторы, которые могут послужить причиной задержки или дефектов в развитии речи, разнообразны. Нарушения речи могут иметь у детей разный характер. Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

    Нарушения устной и письменной речи у школьников – серьезная проблема обучения, так как и письменная и устная речь являются средством для получения знаний.

    Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями (нарушениями чтения и письма), а также и сопутствующей им педагогической запущенности.

    Довольно много среди первоклассников детей, имеющих различные нарушения речи: не произносит один, два или несколько звуков; имеют смазную, невнятную речь.

    Часто приходится сталкиваться с мнением родителей, что «не беда, если ребенок не произносит несколько звуков, не может связно изложить содержание рассказа, не понимает, что изображено на картинке. Ведь он еще маленький, он еще не научился, ему нет и семи лет». Родители обычно очень удивляются, когда педагог советует им срочно, не дожидаясь учебного года, обратиться с ребенком к логопеду, исправить речь. Они неохотно соглашаются, больше для вида, явно не понимая необходимости этого.

    Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что «безобидные» на первый взгляд речевые нарушения могут привести к серьезным трудностям при овладении навыками чтения и письма.

    Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте.

    Существует сеть логопедических учреждений, где созданы условия для преодоления нарушений речи у детей. Устранением недостатков речи у детей занимаются учителя-логопеды.

    Принимая все сказанное во внимание, необходимо сделать следующий вывод:

    Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

    По словам Р.Е. Левиной «Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму».

    Очень важно до конца понять, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, приводят к социальной дезадаптации: нарушению общения, меняются условия формирования личности, появляется неуверенность в своих силах, а также низкая самооценка и боязнь речевого общения, сказываются на овладении грамотой, успеваемости в целом, выборе профессии.

    Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве. С большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнью. Необходимо как можно раньше выявлять детей с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.

    Поэтому, помощь детям, имеющим речевые нарушения должна оказываться своевременно, комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

    Для качественного формирования письменной речи у ребенка должна быть хорошо развита устная речь:

    • произношение,
    • фонематическое восприятие,
    • речевой анализ (синтаксический, морфологический, слоговой, звуковой),
    • лексико-грамматические компоненты речи.

    Грамотная, связная устная речь – залог успешного обучения в школе!

    Поташинская М.В.,
    учитель-логопед высшей кв. категории

    “Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению?”
    материал на тему

    Дать практические рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    byt_gotovym_k_shkole.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?».

    Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

    Цель : Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

    Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. Формирование активной педагогической позиции родителей. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

    Форма проведения : групповая беседа с элементами дискуссии

    Добрый день, уважаемые родители! Сегодня Вы пришли на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Меня зовут … , я ваш учитель первого класса. ( Родители представляют друг друга ) .Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент – ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности. С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2013 года и это одно из первых условий приема детей в школу. Учёные говорят, что за первые 5 лет жизни человек получает большую часть все жизненной информации. И оттого, что узнает от нас маленький человек, чему научится, будет зависеть то, каким он станет. Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей.

    Времена, когда ребенок мог пойти учиться в школу абсолютно неподготовленным, давно остались в прошлом.

    Сейчас поступать в первый класс без предварительной подготовки не только не принято, но и можно сказать даже неприлично. Да и требования к будущим первоклассникам давно изменились. Теперь дошкольник должен уметь читать и считать . Это как минимум. Сегодня свои требования для дошколят выдвигают как специализированные школы с каким-либо уклоном, так и вполне рядовые школьные заведения.

    Для того, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учеба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику еще до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков. Помочь детям овладеть ими могут, в первую очередь, конечно же, родители, а также педагоги, которые преподают на специальных курсах подготовки к начальной школе.

    В каком возрасте надо начинать подготовку к школе? Начинать это дело ни в коем случае нельзя слишком рано. Но в то же время нельзя начинать подготовку и слишком поздно. Чтобы этого не случилось, озаботиться вопросом готовности Вашего ребёнка к школе надо примерно в возрасте 5 – 6 лет. Психологи советуют: начинать заниматься подготовкой к первому классу лучше всего за год или два года до поступления в школу. К этому времени родители должны определиться и выбрать один из вариантов “трудоустройства” своего дошколенка.

    От того, насколько правильно будет сделан выбор, зависит то, насколько подготовленным Ваш ребенок пойдет в школу и будет ли ему там легко.

    Готовность номер один

    Неплохо, если к первому классу Ваш ребенок будет знать азы счета и уметь читать. Однако в понятие “готовность к школе” психологи вкладывают не только это. Специалисты выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

    1. Интеллектуальная готовность.

    Она проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребенка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.

    2. Эмоциональная готовность

    Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребенка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок уже научился управляться своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.

    3. Социальная готовность

    В это понятие входит потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность к обучению и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.

    Все эти критерии готовности детей к обучению в школе необходимы детям для успешного начала обучения в школе. Замечено, что интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе наступает приблизительно в возрасте 6,5-7 лет. Вот почему не стоит спешить отдавать в школу малыша более раннего возраста.

    Многие родители сейчас обеспокоены тем: ” Чему и как учить ребёнка?” Ответ прост:

    • первое и главное – умению слышать и слушать;
    • заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,
    • развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.

    Дети должны знать:

    • Название нашей страны и её столицы;
    • Название родного города, свой адрес.
    • Назови свои фамилию, имя, отчество.
    • Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
    • Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
    • У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
    • Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
    • Сейчас утро или вечер (день или утро)?
    • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
    • Что бывает раньше – обед или ужин?
    • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    • Кем работает твой папа, твоя мама?
    • Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
    • Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
    • Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
    • Почему снег бывает зимой, а не летом?
    • Что делает почтальон, врач, учитель?
    • Зачем в школе нужна парта, звонок?
    • Ты хочешь пойти в школу?
    • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
    • Каких животных ты знаешь?
    • Каких птиц ты знаешь?
    • Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
    • Что надо сделать если сломал чужую вещь?

    Дети должны иметь представление:

    • о всенародных праздниках;
    • о труде людей в городе и сельской местности.
    • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
    • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
    • называть части суток, дни недели, названия месяцев;
    • иметь представление о домашних и диких животных;
    • о перелетных и зимующих птицах;
    • о лесных ягодах и грибах;
    • об овощах и фруктах;
    • о деревьях, кустарниках и цветах.
    • знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
    • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
    • Дети должны уметь:
    • соотносить цифры и числа;
    • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
    • составлять и решать самые простые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
    • называть материалы, из которых они изготовлены;
    • сравнивать по длине, высоте, ширине;
    • ориентироваться на листе бумаги;
    • различать форму предметов;
    • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
    • понимать значение понятий “вчера”, “сегодня”, “завтра”;
    • знать дни недели, их последовательность;
    • уметь называть месяцы года.
    • проводить прямые, не дрожащие линии;
    • “видеть” строку и писать в ней;
    • видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
    • правильно произносить все звуки;
    • употреблять в речи простые и сложные предложения;
    • составлять небольшие рассказы о предмете, картине или по какой-либо теме;
    • пересказывать рассказы близко к тексту;

    рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

    • запоминать и рассказывать стихотворения, загадки, повторять дословно предложения, состоящие примерно из 10 слов;
    • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

    Помимо всего этого, будущий первоклассник должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес. Хорошо бы, если к школе дошкольник мог уже определять время по часам и знал бы основные правила дорожного движения.

    Также дети должны уметь:

    • прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
    • точно ловить и кидать мяч;
    • работать с пластилином, бумагой и картоном;
    • на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
    • застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
    • должны уметь рассказывать о своей семье.

    Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

    Сейчас я назову “портрет” первоклассника, неготового к школе . Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

    • чрезмерная игривость;
    • недостаточная самостоятельность;
    • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
    • неумение общаться со сверстниками;
    • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
    • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
    • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
    • недостаточное развитие произвольной памяти;
    • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

    Основной формой организации обучения остается урок, но урок особый, его длительность 35 минут в 1 четверти, 40 минут со 2 четверти. Только хотелось отметить, что это не игра, а урок. В 1 четверти количество уроков – 3 и экскурсии по предметам, а со второй четверти – по 4 урока.

    Обучение ведется без отметок. Оценка не нужна для этого возраста. Обучение без отметок постепенно вселяет веру в свои силы у каждого малыша.

    Уроки в начальной школе начинается в 9.00.

    Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

    • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
    • Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
    • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    В будущем году обучение будет осуществляться по УМК “Школа России”

    Комплект учебников (показать)

    • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
    • Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю – достаточно).
    • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова,

    знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова “за”, “над”, “под”)”.

    • Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
    • Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
    • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

    Прием в школу согласно нормативным документам Министерства образования начинается 1 апреля. Мы ждем вас с ксерокопией свидетельства о рождении, ксерокопией вашего удостоверения личности.

    Медицинскую справку вы принесете в школу после прохождения медосмотра.

    Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень – очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

    Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

    – Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса,с режимом школы;- Идет разговор о школьной форме;- Родители заполняют анкеты.

    Советы родителям первоклассников. Несколько коротких правил

    Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

    Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.

    Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

    Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

    Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

    Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

    Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

    Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

    Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

    Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

    Признавайте права ребенка на ошибки.

    Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

    Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

    И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

    Правила поведения взрослых:

    – только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей.

    – никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо.

    Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п.

    Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре.

    Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе.

    В статье рассказывается о социально- психологической готовности ребёнка к школе, на что обратить внимание при подготовке к школе и какие требования может предъявить школа.

    Данное родительское собрание проводится в конце мая, после завершения детьми “Школы будущих первоклассников”.

    Данный материал поможет родителям будущих первоклассников.

    Проект “Скоро в школу”

    Пояснительная записка

    Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

    Тип проекта: познавательно-творческий.

    Вид проекта: групповой.

    Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).

    Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35

    По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы

    Продукт проекта:

    • Схема-маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
    • Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы «Школьная жизнь». Конспекты, дидактические игры.

    Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности

    Цель проекта:
    • формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
    • создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

    Задачи проекта:

    Воспитательные:

    • воспитывать положительные качества в детях.
    • воспитывать умение слушать взрослых и детей.
    • воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах

    Обучающие:

    • формировать представления детей о школе и её значении.
    • активизировать словарный запас.

    Развивающие:

    • развивать творчески активную личность.
    • развивать навык общения.
    • развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).

    Предполагаемый результат:

    • Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
    • Накопление большого багажа знаний о школе;
    • Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
    • Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
    • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
    • У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
    • Подготовка руки к письму;
    • Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

    Интеграция образовательных областей:

    • познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
    • речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
    • социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
    • художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.

    По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).

    Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.

    Средства и оборудование:

    • Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
    • Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
    • Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки

    Работа с родителями:

    • объединить усилия ДОУ и родителей в подготовке детей к обучению в школе.
    • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.
    • Фотоколлаж: «Мы тоже были школьниками».
    • Родительское собрание: «Готовность детей к школе».
    • Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
    • Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
    • Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей, будущих первоклассников».

    Список литературы

    1. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
    2. Анисимова Т.Б. «Подготовка ребёнка к школе».
    3. Бардин В.«Подготовка ребёнка к школе».
    4. Доронова Т.Н. « Из ДОУ – в школу».
    5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
    6. Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
    7. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
    8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
    9. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2003
    10. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006
    11. Попова Д.А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006
    12. Соловейчик С. «Педагогика для всех».
    13. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003
    14. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001
    15. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».
    16. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004
    Этапы проекта «Скоро в школу» подготовительная группа группы № 5

    Этапы проекта,
    указать временные рамки

    Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту

    Деятельность детей

    1 этап Поисковый, постановка проблемы

    Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей: Предложить рассмотреть картину с изображением школы и школьной жизни.
    – выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
    – формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
    – анкетирование детей «Я – первоклассник»

    Принимают задачу проекта.

    2 этап Аналитический

    – Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
    – Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
    – Изготовление и подбор дидактических игр;
    – Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
    – Анкетирование родителей по теме

    Планируют с воспитателем как они будут готовить маршрут «Путь от дома до школы», используя разнообразные формы: аппликация, рисование

    3 этап практический

    Беседы: «Как построит свой день». Составление режима дня, «Каким ты представляешь себя в школе», «Чем школа отличается от детского сада», Беседа о школе и правилах поведения в школе.

    Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто, «Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов, «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин, чтение стихотворений о цифрах.

    Дидактические игры: Лото «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Расшифруй слова», настольная игра «Собери из частей школьный предмет»: «Читаем предложения», «Логический поезд», Читаем по буквам», «Числовые домики»,« Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

    Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека».
    НОД: Аппликация «Закладка для книг».
    Рисование: «Цветы для учителя».
    Ручной труд: «Закладка для книг».
    Рассматривание иллюстраций: Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни, рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе», рассматривание иллюстративных книг, рассматривание картины «Школа».
    Прослушивание песен: «Буквы слова», Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс», «Первоклашка».
    Консультации для родителей: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».

    4 этап
    презентационный – рефлексивный

    Выставка совместного творчества с родителями фотоколлаж «Мы были школьниками», составление маршрута «Путь от дома до школы», совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь»
    Методические разработки: конспект ООД «Закладка для книг», конспект ООД «Цветы для учителя»
    Оформленный проект с результатами в виде фотоотчета.
    Подготовка к распространению опыта реализации проекта воспитателям МБДОУ ДС №8

    5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики
    • Количество участников проекта детей до 100%.
    • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
    • Количество реализованных мероприятий – 100%.
    • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
    • Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

    2. Перспективный план по проекту: «Скоро в школу» подготовительной группы №5

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

    Взаимодействие с родителями

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

    Индивидуальная деятельность с детьми

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу

    1 неделя

    Просмотр презентации «Школа».
    Беседа о школе и правилах поведения в школе.
    Чтение и рассказывание «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто
    Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
    Экскурсия в школу и школьную библиотеку».

    Лото «Школьные принадлежности»,
    Дидактическая игра «Собери портфель», «Расшифруй слова», составление рассказа по картине «В школу». Настольная игра «Собери из частей школьный предмет»

    Сюжетно-ролевые игры «Школа»,
    Просмотр мультфильма «Наш друг пиши – читай», «В стране не выученных уроков».

    Рассматривание картины «Школа»
    Слушание детских песен «Буквы слова», Дважды два – четыре». Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

    Проинформировать родителей о проведении проекта.
    Родительское собрание «Готовность детей к школе».
    Анкета для родителей
    «Ваш ребенок скоро станет школьником».
    Приложение № 1

    Задача: расширять представления детей о школе

    2 неделя

    Беседа «Каким ты представляешь себя в школе».
    Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
    Чтение«Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов
    Вечер загадок «Скоро в школу».
    Рисование «Цветы для учителя»

    Дидактические игры: «Читаем предложения», «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу».

    Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека»,
    Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», «Смешарики про школу».

    Слушание детских песен «Первый раз в первый класс».
    Конструирование «Здание моей школы». Рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе». Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

    Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
    Составление маршрута «Путь от дома до школы»
    Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
    Приложение № 2

    Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

    3 неделя

    Беседа«Как построит свой день». Составление режима дня. Чтение «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин
    Ручной труд «Закладка для книг».
    Чтение стихотворений о цифрах.

    Дидактические игры: «Читаем по буквам», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

    Просмотр мультфильма «Остров ошибок».

    Слушание детских песен «Первоклашка»
    Рассматривание иллюстративных книг. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

    Памятка для родителей «Скоро в школу». Приложение № 4
    Совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь» Оформление выставки детских рисунков «Школа моей мечты».

    Скоро в школу – готова ли речь вашего ребенка к школе

    Приложение 1.

    1. Свои фамилию, имя и отчество.

    2. Дату рождения и возраст.

    3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

    4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

    5. Знание диких, домашних животных.

    6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

    7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

    1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

    2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

    3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

    4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

    5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

    6. Рассказывать рассказы по картинкам.

    7. Заучивать наизусть стихи.

    1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

    2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

    3. Цифры от 1 до 10 , знаки + , – , = , монеты достоинством 1 , 5 , 10 копеек.

    4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

    5. Соотносить цифру и число предметов.

    6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

    7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

    8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

    9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

    К началу обучения в школе дети должны уметь:

    % строить сложные предложения разных видов; % составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

    % определять место звука в слове; % находить слова с определенным звуком;

    % составлять предложение из 3-4 слов; % расчленять простые предложения на слова;

    % расчленять слова на слоги (части);

    % различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

    % самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

    % уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

    % иметь представление о сезонных явлениях природы;

    % знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

    К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

    Нужно знать и уметь:

    % числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;

    % цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 ; % знаки + , – , , > , = ;

    % называть числа в прямом и обратном порядке; % соотносить цифру и число предметов;

    % составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; % пользоваться арифметическими знаками;

    % измерять длину предметов с помощью условной меры; % делить круг, квадрат на две и четыре части.

    % составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

    Критерии психологической готовности ребенка к школе

    1. Социально-психологическая готовность к школе:

    % учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

    % умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

    2. Школьно-значимые психофизические функции:

    % развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

    % пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

    % координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

    % логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

    % произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

    Приложение 2.

    Памятка «Рекомендации родителям».

    1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

    2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

    3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши только менять: то толстый, то тонкий.

    4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

    5. Затем раскрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

    6. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

    7. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

    8. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы. Кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

    9. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

    Тест для первоклассника: готов ли ваш ребёнок к школе

    По закону в первый класс поступают в возрасте от 6,5 до 8 лет. Полтора года — довольно большой промежуток, и многие родители в растерянности — подождать или, напротив, не засиживаться? Можно ориентироваться на интуицию, но есть и практические методы определить уровень развития ребёнка и его готовность к школе.

    Выделяют четыре типа готовности, которые оцениваются в тестах для первоклассника для поступления в школу и непосредственно при приёме в учебное заведение — речевая, психологическая, интеллектуальная и бытовая. В статье мы дадим действенные подсказки, как всесторонне подготовить ребёнка. Вы примените упражнения на практике и поймёте, готов ли малыш к школе.

    Отметим, что ни о каких специальных знаниях речи не идёт. Необязательно даже уметь читать и писать — всему научат в школе. Требуется лишь общее развитие.

    Речевая готовность

    Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:

    • Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
    • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
    • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
    • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
    • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
    Тест для будущих первоклассников, который определит уровень речевой готовности, — игра «Путаница». Она направлена на коррекцию слоговой структуры слова. Начинайте так: «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться! Босака — собака, ловосы — волосы, посаги — сапоги, лекосо — колесо, скоровода — сковорода.

    Важно научить ребёнка рассказывать или пересказывать что-либо (сказку, историю, произошедший случай), формулировать впечатления и чувства, побуждать участвовать в разговоре. Следите за тем, как он выговаривает слова, — ребёнка должны понимать чужие люди. Для чёткости дикции помогут чистоговорки: «Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей стать шпионами хотят».

    Учите описывать окружающие предметы или явления. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг, например, светофор, микроволновка, дверная скважина. Отвечайте на любые вопросы и надоедливые «Почему?». Тогда дошкольник 6–7 лет сможет не только объяснить значение знакомого слова, но и порассуждать о возможном значении незнакомых выражений.

    Психологическая готовность

    Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:

    • Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
    • Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.

    Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время. Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом.

    Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса.

    Интеллектуальная готовность

    Это сформированность основных психических функций — внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь следующее.

    Внимание:
    • Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
    • Находить до 10 отличий между двумя картинками;
    • Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
    • Находить фрагменты картинок;
    • Проходить лабиринты из линий взглядом.
    Память:
    • Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
    • Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
    • Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
    • Запоминать ряд цифр (до 6);
    • Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
    Мышление:
    • Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
    • Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
    • Находить закономерности в логических цепочках;
    • Определять последовательность событий;
    • Складывать картинку из 12-15 частей.

    Ребёнок должен уметь классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять яблоко и апельсин во фрукты, отличать хищных животных от травоядных. Расскажите про гласные и согласные, анализируйте алфавит с этой точки зрения. Научите малыша считать, желательно до 100. Убедитесь, что он знает, где «право», а где «лево».

    Уделите отдельное внимание развитию памяти. Это влияет на скорость мышления и здорово поможет ребёнку в первые годы школы.

    Чтобы тренировать память, предложите ребёнку несложный учебный тест для первоклассников. Суть упражнения в следующем: назовите ряд несложных слов, которые не связаны по смыслу, например, кот, мяч, машина, телефон. Ребёнок должен внимательно выслушать и затем воспроизвести всё, что запомнил, в любом порядке. Начните с 5–7 слов и постепенно увеличивайте ряд.

    Бытовая готовность

    Бытовой кругозор включает в себя широкий круг знаний. Начните с малого: ребёнку следует знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Могут спросить о братьях и сёстрах, домашних питомцах и дате рождения. Лучше назубок знать даже домашний адрес.

    Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задачки по ориентации в городе. Убедитесь, что малыш знает, что дорогу переходят на зелёный, а на красный — нельзя. Может ли ребёнок назвать цвета светофора? Знает ли, что такое «зебра»?

    Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту. Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов.

    Проверка готовности к школе от «Фоксфорда»

    Мы сделали бесплатный комплексный тест для первоклассников, который поможет оценить, насколько ребёнок готов пойти в школу и в каких вопросах ему нужна помощь. Тестирование проходит онлайн в увлекательном формате.

    После прохождения 18 вопросов вы получите персональные рекомендации для успешной подготовки ребёнка к школе. На выполнение отводится около часа, но возможно, малыш справится куда быстрее.

    Резюме

    Если ребёнок не демонстрирует суперзнания сверхчеловека, это не значит, что он слишком юн для школы. От малыша не ждут мгновенного решения логарифмов и цитирования Аристотеля наизусть. Собеседование при приёме в школу — это просто знакомство с поступающими детьми.

    Скорее всего, вы интуитивно поймёте, когда ребёнка можно отдавать в школу. А чтобы добавить +100 очков к спокойствию, вместе пройдите тест для первоклассника в школу от «Фоксфорда». Результат показал, что малыш готов? Добро пожаловать в начальную онлайн-школу «Фоксфорда»! Чтобы заниматься потребуются лишь начальные навыки чтения, письма, устного счёта. Входные тестирования не предусмотрены.

    Ссылка на основную публикацию