Как закрепить правильное произношение в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

автор: Сафронова Наталья Викторовна

учитель-логопед МКОУ СОШ с УИОП №7 г.Кирово-Чепецка Кировской области

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Тема консультации-практикума:

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Подготовила

Сафронова Н.В.,

учитель-логопед

г.Кирово-Чепецк

2014 год

Модель консультации-практикума

Руководитель консультации-практикума:

Сафронова Наталья Викторовна, учитель-логопед.

Категория участников консультации-практикума:

родители учащихся первых классов, чьи дети посещают школьный логопункт.

Тема консультации-практикума: «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях»

Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  • Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  • Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  • Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  • Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
  • Содействовать активному взаимодействию участников консультации практикума.

Формы проведения: групповая, индивидуальная.

Методы работы с аудиторией: беседа, практические задания.

Оборудование:

Раздаточный материал для творческой деятельности: карточки с играми и упражнениями, карточки со скороговорками, прищепки, клубки ниток, памятки, бумажные ранцы для рефлексии.

Технологическая карта семинара-практикума

Тема консультации-практикума:

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  1. Активизация знаний родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  2. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  3. Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  4. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня я пригласила вас для того, чтобы помочь вам организовать дома занятия с ребенком по закреплению произношения поставленных звуков в речи легко и интересно.

Итак, ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений.

Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного и сложного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения.

— Знаете ли вы, что такое автоматизация звука?

— Это поэтапное введение (закрепление) поставленного звука в речи ребенка: в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей.

И от того, насколько тесным будет сотрудничество, насколько ответственно вы подойдете к этому, зависит продолжительность этапа автоматизации.

Часто родители ссылаются на занятость, говорят, что не хватает времени. Я сегодня постараюсь вас убедить в обратном.

На самом деле, для занятий с ребенком не обязательно специально выделять время. Это можно делать на кухне во время приготовления ужина , по пути в школу , в магазине

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Но вначале давайте познакомимся с правилами, которые необходимо соблюдать при занятиях с ребенком.

(Родители по очереди зачитывают пункты памятки)

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Но сразу хочу отметить, что сначала придется вам научиться контролировать себя, т.е. научиться слышать, как говорит ребенок и постоянно его поправлять.

А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Для отработки изолированного звука: «Намотаем нитку на клубок»

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах и словах можно в таких играх:

«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прицепи прищепку» , «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Развивают переключаемость артикуляционного аппарата, мелкую моторику

Автоматизация звука в словах.

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди.

  • «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
  • Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг» , в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг.
  • Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

Автоматизация звука в СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ.

Прочитать скороговорку (стих) по-разному:

— шепотом, весело, грустно, сердито

— как школьник, не выучивший урок

Вот так, весело и интересно можно организовать занятия с ребенком дома.

Желаю вам успехов в занятиях и радости в общении с детьми!

Консультация на тему: «Если ребёнок не хочет и не любит читать»
консультация на тему

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: «Книга — это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Если ребенок не любит читать?104 КБ

Предварительный просмотр:

Советы для родителей

«Если ребёнок не хочет и не любит читать»

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один — ребенок отказывается читать. Как вырастить книголюба?

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: «Книга — это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

У чите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Станьте для ребенка примером

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, — это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу (это может быть «Дядя Федор» Э. Успенского или «Хоббит» Р.Толкиена и т. д.) и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу

Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Не давите на ребенка

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух — по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8—10 минут, а у второклассника 10—15 минут.

Ч тобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво педагоги рекомендуют родителям не «соревноваться» с телевидением. Не заставляйте ребенка читать вместо любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то все же лучше, чем ничего.

Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

Родительское собрание “Почему ребенок не любит читать”

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:

  1. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.
  2. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
  2. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
  3. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
  4. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
  5. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
  6. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.

Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.

Анкета для ученика

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
  2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?
  3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги и журналы он предпочитает?
  5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
  7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?
  9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
  10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
  11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.

Рекомендательный список детей.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

– Название книги, автор.
– Почему я её рекомендую.

Рекомендательный список родителей.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

– Название книги, автор.
– Почему я её рекомендую

III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).

IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).

V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.

Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

Памятка для родителей.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
  2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
  3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
  4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
  5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
  6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
  7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
  8. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
  9. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания.

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
  2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
  3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

Литература:

  1. Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов

Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»

2. Познакомить с приемами занятий с детьми

Вступление

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые “глупые” пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой — травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое – эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! Оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе – обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например – за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты – логопеды.

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для родителей и учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё – ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну

неправильную. Найти буквы, спрятанные в

различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном

изображении: какие буквы «свалились в кучу»

и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Итак 1.Выводы

Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь – правило. Иначе – исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2.Выводы :

Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.

КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ

БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны

  • Главная
  • О блоге
  • Спрашивайте – ответим!
  • ДРУЗЬЯ КНИГИ
  • Читаем, рассуждаем, спорим
  • Методическая копилка
  • Викторины и кроссворды на портале “Школа”
  • Мысли о книгах и чтении
  • Ищешь, что почитать?
  • Учись быть читателем
  • “Я вырос здесь. ” г. Омск.
  • КНИГИ ОБ ОМСКЕ И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Год литературы в России
  • Книга и кино
  • “Помнить, чтобы жить”. День Победы
  • Родителям
  • “Когда я был ребенком. “
  • Читаем всей семьёй
  • Год экологии в России

26 марта 2018 г.

Почему ребёнок не любит читать? Тест для родителей

Автор: Людмила Кишкунова на 09:41

Оценить:
14 комментариев:

Людмила Фёдоровна! У вас всегда в блоге интересно! Спасибо за чудесные советы для блога “Записки на колготках”. Я туда размещаю материалы, с которыми хочу поделиться, которые мне интересны.

Благодарю, Ирина Михайловна! Когда встречается интересный материал, хочется поделиться со своими дорогими читателями. Вдруг, им тоже пригодится.
А родители часто задают такой вопрос “Почему дети не любят читать?” Вот и буду рекомендовать этот тест в блоге. Можете и Вы так делать, если зададут такой вопрос!

Людмила Федоровна, Вы абсолютно правы, чтение ребенка начинается с заинтересованности родителей. А еще с их примера. Если мама с папой не читают, а проводят свободное время у компьютера или за гаджетом, то и дети читать не будут. Увы, это реалии сегодняшнего дня.

Татьяна Владимировна, здравствуйте! Есть такие родители, которые только сейчас начинают это понимать. И вместе с детьми читают и “Маленького принца” и “Приключения Карика и Вали”. И это на пользу всей семье. А дети видят заинтересованность родителей! Хотя я понимаю, что сейчас столько развлечений.

Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
Тест прошла, но с результатом как-то не соглашаюсь, точнее с выводами )) У меня 44 балла. Но не могу сказать, что дочь моя плохо читает или читает скучные книги. С этим как раз всё в полном ажуре ))
Спасибо за интересную информацию! Может, мне и не надо было обращаться к тесту, так как моя дочь читает превосходно?))

Ольга Николаевна, здравствуйте! Не могу с Вами поспорить или согласиться. Тест подготовлен психологом, напечатан в престижном журнале “Здоровье школьника”. Возможно, на какие-то вопросы Вы ответили слишком принципиально, там ведь 3 варианта. Попробуйте ещё раз. Хотя, Ваша же доченька читает! И очень хорошие книги.

Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Очень интересно! Обязательно буду рекомендовать родителям пройти этот тест!

Здравствуйте, Антонина! Я тоже при случае предложу родителям этот тест. Возможно, и польза будет.

Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за полезный материал! Обязательно размещу ссылку на материал на сайте Центра образования!

Наталия Викторовна, здравствуйте! Я тоже на сайт гимназии сбросила ссылку. Если кому-то из родителей понадобится, я буду рада!

Людмила Федоровна, здравствуйте! Остается только вспоминать, когда была маленькой в подъездах почтовые ящики всегда были у всех забиты корреспонденцией, а что происходит сейчас. Родители не читают, а дети берут пример с них. За тест спасибо, предложу для родительского собрания.

Елена Владимировна,здравствуйте! Газеты сейчас, действительно, не выписывают. Да и журналы тоже. Но на них такие цены! Хотя дети рассказывают, что родители покупают журналы – “Человек-паук”, “Тачки” и тому подобные комиксы. Это реклама, или просто других не знают?
Семьи есть разные! В гимназии есть семьи, где чтению придают важное значение. Вот бы провести на эту тему родительское собрание.

Добрый вечер, Людмила Федоровна. Спасибо, интересный материал. Отправляю ссылку для страничку школьного сайта.

Анна Борисовна, здравствуйте! Я заметила, что количество посещений значительно возросло! Я рада, что этот материал заинтересовал читателей!

Мысль в подарок

«Есть два главных условия развития образованного и порядочного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги»

Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?

Почему одни дети любят читать, а другие нет? Как хронические заболевания и клиповое мышление влияют на способность к чтению? Почему конкуренция и запрет подходить к книжному шкафу могут помочь привить любовь к книге? Об этом, многом другом и личном опыте рассказала писательница, журналист и мама двоих детей Ника Батхен.

Книжные дети

Армия мальчиков и девочек, категорически отказывающихся читать что-то кроме новостей на страничке ВК – кошмар современных родителей. Но проблема, как вы понимаете, не нова.

На необразованность и тотальное невежество подрастающего поколения жаловались ещё древнегреческие философы. Наверняка юные эллины всего лишь предпочитали Аристофана Гомеру, но классикам этого хватало. У поколения «перестроечных» родителей, выходцев из интеллигентных семей поводы посерьезней – в какой-то момент выясняется, что с ребенком невозможно говорить. Он не ловит цитат – ни про маааленькие бифштексы или «можно я лягу», ни про «в белом плаще с кровавым подбоем» или «осетрина бывает только одной свежести» ни даже банальное «пилите, Шура, они золотые». Чадо просто находится в другом культурном контексте, говорит на другом языке и жонглирует смыслами, совершенно непонятными взрослым – «паблик», «манга», «кавай». И цитаты у него – варварские!

Кто бы спорил, наши мамы и папы тоже брезгливо морщились от наших кумиров, не понимая, что хорошего в Карлосе Кастанеде или Дж.Р.Р. Толкиене… Но здесь, увы, мы наблюдаем не только обесценивание классической литературы вообще и книг в частности, не просто отказ от покрытых пылью и плесенью «взрослых» ценностей. Многие дети, особенно те, кто не вылезает из игрушек и соцсетей становятся в принципе неспособны воспринять большой, серьёзный и сложный текст, переварить значительный объем информации, оценить красоту слога и мастерство автора, уловить ход интриги или изящество литературной шутки. Они теряют классический русский язык – не только «днесь» и «ижде», не только Державин и Карамзин, но и Бунин, Булгаков или Лесков оказываются недоступны для понимания. Почему так происходит, отчего дети отказываются от книг?

Причин стать «нечитайкой» довольно много:
Проблемы с глазами. У ребенка не диагностированное или не скомпенсированное очками нарушение зрения, боли и резь в глазных яблоках из-за какого-то заболевания, неправильно подобранной оптики или линз. Ему физически трудно читать.

• Минимальные органические нарушения мозговой деятельности. Следствие тяжелой беременности, тяжелого кесарева, асфиксии в родах, кровоизлияний в мозг в период новорожденности, реже – травм головы. Абсолютно психически и интеллектуально сохранный ребенок оказывается не в состоянии запомнить больше нескольких печатных фраз подряд, больше 5-6 минут провести за чтением, сконцентрироваться на получаемой информации.

Хронические заболевания, нарушающие дыхание, кислородный обмен, усвоение пищи и т.д., ослабляющие ребенка. Даже застарелый кариес может сказаться на работоспособности мозга, не говоря о гастрите, зобе или гайморите.

Дислексия, СДВГ и другие нарушения внимания, поведения и восприятия. Ребенку тяжело или даже в принципе невозможно сосредоточиться на чтении.

Гормональная буря. В какой-то момент пубертат буквально «отключает мозг» ребенку, девочка или мальчик, ещё недавно бывшие внимательными и послушными умницами, превращаются в неуправляемых монстров на 1-3 года. К счастью, это проходит.

Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает.

Навязанное чтение. Ребенка заставляют читать с 4-5 лет, читать то, что ему неинтересно, из-под палки, при этом ругают, попрекают, унижают и не слушают – даже добившись результата и прочитав книжку, сын или дочь скорее всего не получат поощрения.

Непонимание текста. Ребенок не способен воспринять архаичный язык книг (дореволюционных или советских), он не знает, что такое «ЦК КПСС», «пионерлагерь», «буржуи», «верстак», «гуттаперчевый» или «оскоромиться». А чувствовать себя дураком, лазая в словарик за каждым словом, тоже не особенно интересно.

Протестное поведение. Мальчик или девочка отказываются читать назло родителю, с которым конфликтуют, например. Или протестуют таким образом против развода, переезда, рождения младшего ребенка и т.д.

Клиповое мышление. Прямое следствие соцсетей и компьютерных игр без ограничений с дошкольного возраста. Ребенок привыкает быстро обрабатывать избыточную информацию, поданную маленькими кусочками – предложениями, абзацами. Даже страница текста, не говоря о романе для него – большая нагрузка.

Не-визуальная система восприятия. Ребенку настолько важнее получать информацию через слух, прикосновение, запах и т.д., что читать для него так же трудно, как для визуала – учиться «с голоса».

Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени.

Невозможность уединиться. Ребенок, как ни удивительно, любит читать, но ему негде остаться наедине с книгой, погрузиться в мир произведения, а глотать тексты наспех – не нравится.

Неправильный подбор книг. Ребенку предлагают не те книги, которые ему интересны, могли бы привлечь. Он считает, что чтение скучное занятие исключительно потому что до сих пор не нашел свою полку в библиотеке.

Замедленное развитие. Мальчик или девочка взрослеют и созревают медленней своих сверстников. Если разница – год-три и есть серьёзные поводы (травма, наркоз, тяжелая продолжительная болезнь, сильный стресс, депривация, переезд со сменой языка) – порой достаточно подождать, пока сын или дочь дорастут до книг.

Не любит читать. Просто не любит, как другие не любят слушать музыку, ходить в театр, или заниматься спортом. Возможно получится приохотить, возможно придется ограничиться минимально необходимым литературным багажом.

Естественно, здесь перечислены не все причины, у вашего ребенка может быть своя собственная – например, он ассоциирует книгу с болезнью или больницей, был сильно напуган во время чтения, атакован домашним животным, получил тяжелое известие и т.д. И конечно же, до 8-9 лет говорить о «нелюбви» к чтению рано – навык ещё недостаточно сформирован, мозг не созрел.

Причины и следствия

Прежде чем решать проблему, внимательно понаблюдайте за ребенком неделю-другую, проверьте какие-то вещи в игре, «на спор» или в шутку. Как она себя чувствует, крепко ли спит, насколько быстро устает, насколько хорошо и свободно дышит, нет ли постоянных источников воспаления или боли. Насколько хорошо он видит, не устают ли у него глаза. Насколько хорошо читает, вслух и про себя. Насколько понимает и помнит прочитанное через несколько часов или дней. Способен ли он вообще самостоятельно сосредоточиться на какой-то деятельности (гаджеты и телевизор не в счет) больше чем на полчаса, не отвлекаясь? Читает ли самостоятельно хоть что-то – журналы, комиксы, анекдоты, техническую литературу? Как он лучше получает и усваивает информацию – с голоса, с экрана, с «бумаги»? Что ему интересно, что увлекает?

Отдельное внимание уделите учебе – если ваш «нечитайка» отличник, схватывающий знания на лету – скорее всего нелюбовь к чтению имеет психологическую природу. Если же проблемы возникают и в школе, послушайте, что говорят учителя, на что они жалуются – на невнимательность, излишнюю активность, трудности с получением или обработкой информации?

Поговорите с ребенком откровенно и без критики. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией – это тоже ответ на вопрос.

Вспомните, были ли у ребенка психотравмирующие поводы отказаться от книг, особенно если он резко перестал читать. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы ругаете и упрекаете его за то, что он не читает, заставляете его взять что-нибудь из библиотеки и т.д. (ессно если вы это делаете).

По итогам, станет ясно – требуется ли дополнительная помощь медиков или психологов. Проблемы со здоровьем можно решить или компенсировать, душевные травмы – разобрать и вылечить, нагрузку – снизить и т.д. Возможно сын превратится в «читайку» получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей собственной комнате.

В любом случае стоит вылечить аденоиды, хронический ринит, кариес, убедиться, что нет мигреней, хронических болей, о которых ребенок молчит, чтобы не расстраивать папу с мамой. Проверьте зрение и слух – проблемы с глазами иногда надвигаются исподтишка. Поговорите с педиатром – возможно он направит вас на энцефалограмму или другое обследование. Если корень неприятностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание – нужен психолог.

Удостоверьтесь, что ребенок может спокойно спать 8-9 часов в проветриваемой спальне, его не отвлекают братья, сестры или телевизор в гостиной.

Посоветуйтесь с врачом и подберите курс витаминов. Не помешают и препараты жень-шеня (спокойным детям) или другие мягкие стимуляторы, помогающие справиться со стрессами и хронической усталостью.

Иногда достаточно снять лишние нагрузки, чтобы развитие ребенка скакнуло вперед. Но могут понадобиться и более серьёзные усилия.

Ловись, ловись, книжка!

18 рекомендаций – как приохотить ребенка к чтению:

Чтобы приохотить ребенка к чтению нужна читающая семья и читающая среда. Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом, дружеством и интересом. Хорошая библиотека убеждает лучше самых правильных слов.

Раз и навсегда прекратите ругать и стыдить ребенка за то, что он не читает, не знает или не понимает. Ни в коем случае не сажайте за книгу из-под палки, не заставляйте читать даже программные произведения – на несколько месяцев или даже год отпустите ситуацию вообще. Максимум (если это практикуется в семье) назначьте умеренную, но весомую премию за прочтение и пересказ содержания конкретных книг – деньги, дополнительное время у гаджета, поход в кино, зоопарк и т.д.

Выключите телевизор. Или хотя бы ограничьте «голубой экран», интернет, плейстешен и игрушки в телефоне 1-2 часами в день – пусть у ребенка появится свободное время и свободная голова для чтения.

Читайте сами, на глазах и на слуху у ребенка – пусть книги лежат на тумбочке у вашей кровати, на рабочем столе, в городском рюкзаке, светятся в телефоне. Обсуждайте прочитанное с мужем, мамой, друзьями или соседями. Увлеченно рассказывайте о любимых литературных героях и судьбах книг, об их месте в вашей жизни, вспоминайте истории из вашего школьного детства – дети обожают слушать «как мама и папа были маленькими».

Поощряйте рассказы ребенка о прочитанном, внимательно выслушивайте их, задавайте вопросы. Хвалите и благодарите. Позволяйте ему самостоятельно формировать круг чтения, каким бы странным он вам ни казался. Обеспечьте максимально возможно широкий доступ к литературе, запишите ребенка в библиотеку и покажите, как искать тексты онлайн в общедоступных источниках.

Объясняйте, зачем нужны книги. Почему человек читающий имеет преимущество перед тем, кто берет информацию из телевизора, каким образом чтение развивает и шлифует ум. Как оно пригодится при выборе и получении образования, принятии самостоятельных решений.

Читайте вместе. Если домашние не возражают, устраивайте по выходным сеансы семейного чтения, как было принято в интеллигентных домах до революции. Закончили рассказ или главу романа – и тут же обсудили, перемыли косточки и героям, и автору.

Читайте перед сном. Пусть несколько страниц какой-нибудь увлекательной и доброй истории – приключений Буратино, Суок, Муми-троллей или хоббита с компанией – сблизят вас с ребенком, станут способом выразить любовь.

Устраивайте увлекательные и торжественные походы в книжный магазин, завершая их в кафе или на игровой площадке, покупайте ребенку небольшие сувениры, обсуждайте обложки и содержание книг, которые его интересуют, вместе рассматривайте издания.

Непедагогично, но эффективно действует конкуренция – со старшим или младшим читающим сиблингом, кузенами, одноклассниками и т.д. – ненавязчиво, но активно общайтесь с ними на глазах у «нечитайки», говорите о книгах – прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите за эрудицию.

Постарайтесь, чтобы у ребенка было читающее окружение, круг общения, где говорят о книгах и любят их. Кружок при музее или библиотеке, компания «олимпиадников», сильный класс – возможно ваш «нечитайка» потянется за сверстниками.

Может сработать игровой формат – например, семейная литературная викторина ко дню рождения или празднику; игра в цитаты – откуда взята та или иная фраза, ассоциация, персонаж (начинайте с тех цитат, которые точно известны ребенку). Предложите ему нарисовать картину, сделать поделку, написать эссе на какой-нибудь конкурс, посвященный Пушкину, Грину и т.д. и заодно ознакомиться с тематическим произведением.

Подбрасывайте на видное место книги, которые на ваш взгляд могли бы быть интересны ребенку. На первое время сойдут и популярные фэнтези-сериалы и постап и истории про Братц и Смешариков, и детские журналы и комиксы и художественные альбомы и учебники и вообще все что угодно, кроме откровенной пошлятины. Скромный автор этой статьи всю жизнь будет помнить прочитанный в 8 лет дореволюционный учебник педиатрии с картинками…

Сыграйте на стремлении выделиться. Модные книги – по фильмам и сериалам, которые уже вышли или вот-вот выйдут, с популярными у подростков героями, «культовые» и т.д. – могут быть редкой мерзостью на ваш хорошо воспитанный вкус. Но сын или дочь прочтут их – чтобы похвастать в классе

Если ребенок любит нарушать запреты – ка-те-го-ри-чес-ки запретите ему подходить к книжному шкафу и брать оттуда книги, особенно ту, ту и воон ту с верхней полки. На подростка может и не сработать, но лет до 13 – действует фантастически.

Если проблема в небольшом словарном запасе – в СССР выходило несколько замечательных книг по филологии для детей – то же «Слово о словах». Прочтите их вместе с ребенком поглавно, обсудите, заведите игру – что значит то или иное редкое слово, откуда оно взялось, как меняло значения. В запущенных случаях и в семьях билингв можно воспользоваться и помощью сайтов, где иностранцы изучают русский.

Если тяжело воспринимаются крупные и сложные тексты – начните с микрорассказов, юморесок, басен, читайте поглавно, по страничке. Главное, чтобы прогресс шел и «нечитайка» его видел.

Если ребенок тяжело воспринимает информацию «с листа» – попробуйте аудиокниги. Да, это более легкий, «халявный» способ вложить в сына или дочь нужные знания. Но лучше, чем ничего.

Если категорически неинтересна художественная литература – пусть читает о своих драгоценных автомобилях, космических кораблях, собаках или моделях, листает журналы, копается в справочниках. Вдруг однажды количество перейдет в качество?

Экспериментируйте, ищите, пробуйте – у каждого «нечитайки» есть ключик к книжному шкафу, надо только его подобрать.

Мои дети

Поделюсь своим опытом – у меня, как вы возможно знаете, две дочки 11 и 13 лет.

Старшая – книжница от рождения, книги были любимой игрушкой с младенчества, в 4 она начала читать сама и до сих пор поглощает том за томом с завидным аппетитом. Остается лишь подбрасывать книжки – домашняя библиотека освоена уже почти вся.

Младшая – изначально абсолютная «нечитайка». Кесарево, гипоксия, следствие – слабая память. Плюс кинестетик, приоритетное восприятие информации «через пальцы». Плюс активность на грани гиперактивнсти. Чтение освоила в 7 лет, после того, как её научили складывать буквы в слова на карточках и писать на клавиатуре. Большие объемы текста берет с трудом, читает медленно. Плюс к тому лет до 10 – протестное отношение к книгам.

Что я делала?

Читала им обеим перед сном, лет до 9 старшей. Находила интересные младшей сказки (Остера, Янссон) и договаривалась, что прочту очередную главу после того, как младшая сама осилит пару предложений. Обратила внимание, что девочка здорово рифмует, стала ежедневно читать и учить с ней стихи – Юнну Мориц, Овсея Дриза, потом Ахматову, Цветаеву, Бродского. Познакомила её с несколькими «живыми писателями», подписавшими для деточки книжки. Постоянно обсуждала книги и литературу со старшей дочерью, корректировала её список чтения, давала советы. Покупала самые разные детские книги – художественные, научно-популярные, «девочковые», энциклопедии и пособия. Ходила с ней в книжный, предоставляя ей право выбора книжки. Клала в карман свое негодование, когда деточка категорически отказывалась читать предложенную книжку или отзывалась о прочитанном с невыразимо ядовитым сарказмом. Давала деньги – довольно существенные – за прочитанные и пересказанные книги, которые считала для неё полезными. Отправила в театральную студию, где пришлось и читать, и учить роли.

Лед тронулся на «Голодных играх». Я купила покетбук для себя, на втором прочтении забыла в туалете, деточка утащила книгу, грызла неделю и пришла в полнейший восторг. Распробовала

Что я имею сейчас?

Деточка добровольно и с энтузиазмом прочла около полутора сотен книг – для 11летки позорно мало, для «нечитайки» ИМХО очень неплохо. Охотно читает сказки – классическое «Сквозь волшебное кольцо», цыганские, молдавские и т.д. Обожает Остера, Мориц, Сетон-Томпсона, короткие рассказы «дедушки Логинова». Кое-как осилила «Хоббита». С видимым удовольствием декламирует в т.ч. на память Ахматову, есть любимые стихи. Из последних прочитанных с интересом – «Человек-Амфибия», просит ещё Беляева. И намекает, что читать ей нечего! Надеюсь, продолжит в том же духе.

…И напоследок учтите – мнение ребенка о литературе, его выбор, вкусы и пристрастия могут абсолютно не совпадать с вашими. И это его право – он не вы. Даже если вас тошнит от очередного «Сталкера» или розовых сказок Чарской, вы не понимаете, что интересного в жизни и «подвигах» акул, справочнике по минералогии или новомодной вампирской саге – пусть ребенок читает то, что ему по нраву. Вкусы могут и измениться, а привычка к чтению сохранится. Чего вы, собственно и добивались

Читайте также:  Особенности трудных звуков - Материалы логопеда для родительского стенда
Ссылка на основную публикацию