Как помочь ребенку в развитии речи

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!

Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.

Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.

Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.

Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.

Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.

Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!

Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.

Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.

Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.

Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

>h3>Способ 13 — проявляйте внимание.

Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Формирование речи ребенка – как помочь?

Итак, вчера мы начали разговор о том, какие факторы изначально могут влиять на развитие речи детей, что может приводить к задержке речевого развития и его нарушению. Однако, чтобы лишний раз не сомневаться в том, имеется ли у вашего ребенка задержка речи или нет, стоит примерно ориентироваться на сроки становления определенных речевых навыков, на развитие зубочелюстного аппарата и на формирование слуха и зрения. В речи принимают активное участие все анализаторы, и важно, чтобы ребенок хорошо слышал и видел, так как он копирует речь родителей. Если вы будете замечать проблемы с речью, отмечаете задержку речевого развития, важно надеяться не только на помощь специалистов, но и на самостоятельные активные занятия по развитию речи.

Как развивается речь?

Родителям, врачам и педагогам важно знать приблизительные нормативные сроки в развитии детской речи. Это будет нужно для того, чтобы изначально внимательно присматриваться к формированию речевых навыков малыша в декретированные сроки и прилагать усилия к стимулированию речи по возрасту. Кроме того, специалист должен объяснить родителям, что правильный сон, здоровый плач и крик ребенка, его движения и мышечный тонус отражают степень развития у него центральной нервной системы и всех ее центров. Врожденными формами зачаточной речи будут являться плач, крик и гуление, эти формы речи возникают как речевая генная память, у глухих детей эти формы речи развиваются также как у слышащих, в отличие от подражательной речи в дальнейшем.

Проблемы в развитии речи могут возникать у детей в тех случаях, когда их матери и отцы мало эмоциональны, когда они больше руководствуются в воспитании и уходе разумом, книжными постулатами, а не эмоциями, чувствами. Такие родители, безусловно, заботятся о малыше, но играют с ним очень мало, не ласкают, мало берут на руки, не обнимают и не целуют его, мало с ним разговаривают, считая, что это еще несмышленый малыш. При таком типе общения может возникать предрасположенность к различного рода невротическим расстройствам, состоянию страха и формированию аутичных форм в поведении. При попадании малышей в группу риска по сложно протекавшей беременности и родам (о чем мы говорили в первой части), необходимо заниматься с ними развитием речи с первых же месяцев жизни. Это будет тактильная стимуляция губ, развитие слухового сосредоточения, стимуляция процесса гуления, развитие мелкой моторики пальчиков, путем вкладывания в них игрушек и предметов разных фактур.

Первые слова и далее

Первые свои слова у нормально развивающихся по возрасту малышей обычно возникают в возрасте 9-12 месяцев, и постепенно к возрасту 1 года 3 месяцев дети начинают использовать упрощенные слова-предложения по типу «ням-ням», «фу, кака» и подобные. К полутора годам предложения могут иметь уже два простых слова по типу «мама, дай», «киса мяу». К возрасту 1,10-2 лет ребенок начинает уже употреблять слово «я», трехлетние малыши могут беседовать с другими людьми в виде фраз, могут постоянно комментировать свои действия – «я посёл», «хосю игруську» или задавать вопросы «это сьто», «куда идем».

Если речь идет о детях с задержкой развития, то они слабо реагируют на речевое общение со взрослыми и не могут дифференцировать расположенные рядом с собой предметы, могут очень длительно не отличать своих от чужих, мало говорят и только отдельные слова. Но, в вопросах оценки задержки в речевом развитии нужно быть крайне осторожными, не делая поспешных выводов и не сравнивая своего ребенка с другими ровесниками. Речь детей в раннем возрасте зависит от многих влияющих на них факторов, от наследственных особенностей и возраста начала речи у родителей, от общего состояния их здоровья и от пола, от веса тела при рождении и даже от окружающей среды. Если в возрасте полутора-двух лет, кроме речи малыш хорошо и правильно развивается, то возможно пока его энергия уходит на накопление пассивного словаря, и он просто по натуре не сильно разговорчив.

Возрастной период до трех лет – это время сенситивного (чувственного) развития речи. В этот период любые из неблагоприятных воздействий на организм малышей могут стать причинами отставаний в развитии – психические травмы, тяжелые болезни сильно тормозят развитие. Негативное влияние на речь детей могут оказывать стрессы матери или других членов семьи, постоянные скандалы, развод, противоречия в воспитании. Они делают ребенка пассивным, тревожным и пугливым, что начинает тормозить его нормальное доречевое и речевое развитие. Кстати, еще одной причиной отставания речи могут быть предвосхищающие действия родителей в отношении просьб и желаний ребенка – они заранее все делают, не давая ребенку возможности словами выразить свои чувства и желания, заваливают его гаджетами и информацией, что отбивает у него формирование стимулов к речи. Гиперопека, как и недостаточное внимание к ребенку в отношении развития речи будут вредны. Влияет на речь формирование леворукости и попытки переучить ребенка с левой руки на правую. Необходимо отказаться от идеи переучивать левшу, направив усилия на параллельное развитие правой руки. При переучивании возникает нарушение ассоциативных мозговых связей и торможение психо-эмоционального, в том числе и речевого развития.

По мере возраста мозг и нервная система ребенка растут и совершенствуются, созреванием мозговой ткани называют состояние, при котором образуются полноценные нейронные связи между его клетками. Эти клетки должны получать с рождения как можно больше раздражителей и информации, стимуляции. Первые свои ощущения дети получают благодаря кожным рецепторам, так как вся поверхность кожи детей помогает в познании, развитии нервной системы. Если малыш не будет прикасаться к предметам, щупать их и изучать, он не сможет научиться слышать и видеть. Именно поэтому детям нужны игрушки с самых первых месяцев жизни, они должны быть разными, из различных по структуре и фактуре материалов, они должны быть различной температуры и плотности, и трогать нужно ребенку абсолютно все. При этом нужно сопровождать процесс познания рассказом взрослого, нужно все проговаривать с малышом, даже если он совсем крошка.

Читайте также:  Профилактика задержки развития речи

Не менее активно должен стимулироваться для развития речи самый древний из анализаторов – обонятельный. При ощущении запаха дети запоминают его, видят предмет, который пахнет именно так, и слышат из уст родителей его название. При помощи обоняния малыш начинает познавать мир и запоминает значение слов. Это связано с тесным взаимодействием зрительного анализатора и слухового, они оба контролируют область коры головного мозга. И поэтому, зоны мозга, ответственные за обоняние и запоминание запахов и их названий, должны активно стимулироваться. Примерно таким же образом связан со становлением и формированием речи орган вкуса, ребенок все тащит в рот и познает мир через оральную стимуляцию. Если предметы не представляют опасности для ребенка, не стоит запрещать ему тянуть их в рот. Вкус и ощущение предмета тесно связаны с его речевым значением, это развивает малыша. Также малыша должны знакомить и с пищей разного вкуса – это активно стимулирует кору головного мозга и развивает вкус и косвенно – речь.

Конечно, самыми важными органами в формировании речи являются зрение и слух, именно они помогают ребенку познавать мир на расстоянии, они создают в его мозге ассоциации со словами в виде образов. При помощи зрения ребенок оценивает форму и цвет, размер предметов, их нахождение в пространственном отображении. Чем больше предметов ребенок будет видеть и знать, тем шире будет его лексический запас. При помощи слуха ребенок понимает звуки и слова, различает их. Недаром у глухих плохо развита речь. Иногда родители слишком перегружают слуховой анализатор детей и говорят, что ребенок их «не слушает». Но, если около малыша постоянно разговаривают люди, работает телевизор или радио, ребенок будет реагировать на все звуки, ему первое время будет сложно отделить шумы от того, что предназначено именно для него.

Поэтому, давайте ребенку время побыть в тишине, он может общаться и сам с собой – это тоже часть становления речи. Занимайтесь развитием слуха и речи с первых же месяцев жизни – это занятия на слуховое внимание крошки, слуховую память. Нужно спрашивать ребенка, что и где он слышит, просить его искать глазами источник звука и позже, называть, указывать его. Затем нужно переходить к развитию фонематического слуха, связывать названия и предметы.

Очень большой участок мозга может управлять движениями кистей рук и пальцев, и уровень развития речи зависит практически напрямую от степени развития этих центров мозга. Стоит помнить, что указательный пальчик малыша, отведенный в сторону предмета – это первый жест разума малыша, это понятие того, что ребенок выделяет объект из других и связывает его с словом. Важно развивать у малыша ловкость рук, координацию и точность пальчиков, синхронность в движениях пальцев рук, для чего помогают такие игры и занятия как мозаика, конструкторы, шнуровки, застегивания пуговиц, штриховка или обведение по контурам. Отлично развивает ручки крупа и мешочки с горохом и фасолью, сортировка круп по баночкам. Полезными будут и пальчиковые игры с печеньем, дети их очень любят.

О дыхании

«О дыхании»

(материал для консультации и размещения в родительском уголке)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Правила выполнения дыхательных упражнений

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Примеры дыхательных упражнений

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит
(руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит
(руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
(руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут
(руки вниз назад).

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).

Материал разработан
учителем-логопедом
Порядиной А. И.

Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.
4. Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)
материал по теме

Развитие речевого дыхания детей (материал для родительского уголка)

Скачать:

ВложениеРазмер
o_dykhanii.docx80.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речевого дыхания детей»

(материал для консультации и размещения в родительском уголке)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Правила выполнения дыхательных упражнений

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, речевом неправильно.
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Примеры дыхательных упражнений

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит
(руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит
(руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
(руки вперед, вверх).
Пауков найдет он тут
(руки вниз назад).

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).

Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.
2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.
4. Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Развитие речевого дыхания детей – дошкольников. Что такое речевое дыхание? Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения? Игровые упражнения.

консультация для родителей.

В данном материале представлены игры и упражнения на развитие плавного длинного речевого выдоха.Цель мастер-класса: в совершенствовании и обогащении знаний по предложенной .

Предметно-развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения необходимо правильное речевое дыхание, в развитии которого может помочь дыхательная гимнастика. Специальные дыхательные упражнения способ.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.

Консультация на тему: «Родителям о речевом дыхании»

Володина Светлана Александровна
Консультация на тему: «Родителям о речевом дыхании»

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 Володина Светлана Александровна

Что такое речевое дыхание?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, правильное речевое дыхание является основой звучащей речи!

Задача взрослых – воспитателя и родителя – научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранять возрастные недостатки речевого дыхания. Нарушения речевого дыхания также могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.

Правильное речевое дыхание

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, важно, прежде всего, развивать:

1) бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч; 2) сильный плавный ротовой выдох.

Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) длительность выдоха должна обеспечивать произнесение фразы из 3-5 слов. Постепенно дети будут приучаться к более сильному выдоху.

Параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха нужно губы складывать трубочкой, надувать щеки нельзя;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Уважаемые родители!

Проявляя изобретательность, выдумку, Вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений. Играя с детьми, нужно обязательно соблюдать перечисленные выше правила!

Упражнения на развитие речевого дыхания

«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите легкий шарик, например, от пинг-понга. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Листопад». Вырежьте из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья, лежащие на ладони, так, чтобы они полетели. Аналогично можно сдувать с ладони ватные комочки или «снег».

«Шторм в стакане». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой. Важно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными.

«Ветряная мельница». Для этой игры необходима вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый может сопровождать действия текстом: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!» А. С. Пушкин.

«Покатай карандаш». Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1 Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут;

2 регулярность выполнения: ежедневно;

3 упражнения проводятся в проветренном помещении;

4 игрушка, на которую дует ребенок, должна находиться на уровне губ, на расстоянии 10-15 см;

5 упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется подождать 1,5-2 часа после последнего приема пищи);

6 в день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.

Что можно сделать родителям в речевом развитии до занятий с логопедом. «Учитель – логопед» советует. Общее родительское собрание МБДОУ д/с № 25 «Аистенок». Памятка. Что можно сделать родителям в речевом развитии.

Консультация для родителей «Родителям о стандарте дошкольного образования» Консультация для родителей на тему: «Родителям о стандарте дошкольного образования» Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в.

Консультация для родителей «В помощь родителям» Консультация для родителей Тема: «В помощь родителям» Цель консультации: помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком, разобраться.

Консультация для родителей «Ты или Вы? О речевом этикете дошкольника» «ТЫ» ИЛИ «ВЫ»? (О речевой этике дошкольника) Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За.

Консультация «Двадцать простых советов логопеда родителям» И тогда Ваш малыш будет говорить хорошо… (двадцать простых советов логопеда родителям) 1 Начинаем с Вас. Даже если вы сами по себе молчаливы.

Консультация «Родителям на заметку» Для того, чтобы вырастить здорового ребенка, соблюдайте режим дня сначала сами, и только потом учите этому ребенка. Наблюдая за вами, ребенок.

Консультация «Родителям о детском чтении» Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше.

Консультация «Родителям о ФГОС ДО» Консультация «Родителям о ФГОС ДОО» С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон “Об образовании в Российской Федерации”, который закрепляет.

Консультация «Родителям о правилах дорожного движения» Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя.

Консультация «Пожелания родителям» Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая школа его – ваш дом – окажет огромное.

–>МДОУ ДС № 22 г.Буденновска –>

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний…

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др…, отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями.

Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом следует начинать с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

В процессе занятий дети должны получить знания о том, что:

  • надо дышать носом;
  • нельзя поднимать плечи при вдохе;
  • в дыхании должен участвовать живот.

Дети должны улучшить функцию внешнего дыхания, приобрести навыки носового дыхания и освоить первичные приемы дыхательной гимнастики :

  • вдох и выдох носом;

Например, упражнение «Носиком дышу» Предлагается посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках, а потом предложить вдохнуть и выдохнуть через нос. Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче – как угодно.

Дышат птицы и цветы

Дышим он, и я, и ты.

  • вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);
  • вдох ртом – выдох носом;
  • вдох и выдох ртом;
  • упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт;
  • упражнение «Собачке жарко» – частые вдохи – выдохи ртом.

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота. Предлагается упражнение «Бегемотик».

Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый предлагает инструкцию: «Сядь. Положи ладонь себе на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь. И опускается, когда ты выдыхаешь». Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой.

Сели бегемотики.

Потрогали животики:

То животик поднимается,

То животик опускается.

Очень важным для развития диафрагмального дыхания является упражнение «Шарик».

Предлагается инструкция: «Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягивается».

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются .

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, – самое правильное и самое полезное.

Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам».

Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.

При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Вот параметры плавного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения :

  • надувание резиновых игрушек и шариков;
  • игра на губных инструментах;
  • пускание мыльных пузырей;
  • упражнение «Лодочка» – дуть на лодочку из пенопласта;
  • упражнение «Футбол» – дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение;
  • упражнение «Буря в стакане» – через соломинку дуть в стакан с водой.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха. Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение тыльной стороны ладони ко рту, движение руками по графическим схемам: спирали, горке…

Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

  • « Понюхать цветок»;
  • узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

  • упражнение «Фокус» – сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
  • упражнение «Загнать мяч в ворота»:

– плавный выдох через губы трубочкой;

– плавный выдох, держа губы в улыбке;

– плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;

– выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

Затем внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха .

На этом этапе следует познакомить детей со звуковыми дыхательными играми. Ребенку предлагается тянуть без голоса и с голосом звуки на выдохе максимально долго. Сначала предлагаются гласные звуки, с изменением голоса, с разной интонацией, затем – согласные звуки. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Упражнения: “Отгадай, кто позвал”

Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки)

Взрослый заранее обговаривает с детьми какому предмету, какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Игра «Обезьянки»

Проводится перед зеркалом. Взрослый предлагает представить детям, что на них смотрит обезьянка и все повторяет. Можно мимикой изобразить радость, удивление , обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О»- удивились, «У» – обиделись, «А» – обрадовались.

Игра «Большой – маленький»

Детям показываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком Ф, а маленький со звуком Фь. Предлагается произнести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: большой насос и маленький насосик(С и Сь), ветряная мельница и комнатный вентилятор(В, Вь)

Затем следует начать работу по формированию речевого высказывания.

Детям предлагается в процессе выдоха сначала произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, трех, четырех слов, поговорки, скороговорки, затем небольшие тексты.

Игра “У кого длиннее звук (слог)?” Дети произносят на одном выдохе (слог). Для упражнения берутся слоги со звуками, хорошо произносимые детьми (ма – мо – му – мэ, на – но – ну – нэ)

Игры “Назови картинки”, “Повтори слова”

а) Взрослый раскладывает перед ребенком 3 – 5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

б). Взрослый раскладывает перед ребенком 3 – 5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

в). Взрослый называет 3 – 5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе

Игры “Повтори предложение”, “Повтори пословицу (поговорку)”

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе.

Игры “Мой веселый звонкий мяч”, “Кто больше скажет без передышки”

Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения, быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Рекомендуется такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.

Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.. Основы физиологии человека.– М.: Издательство РУДН, 2001.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.

Лалаева Р.И. .Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998..

Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, 2000.

Понятийно– терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 1997.

Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.

Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.

Формирование правильного речевого дыхания

Сегодня в рубрике “Мастера своего дела” рады представить вам Абдуллину Ильмиру Радиковну, учителя-логопеда детского сада «Радость» города Губкинский, ЯНАО.

Комментарии к статье от Ильмиры Радиковны:

“Последние годы углубленно изучаю тему «Роль функции дыхания в формировании речевых нарушений». С удовольствием поделюсь опытом своей работы в статье «Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», которая будет интересна и полезна как воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так и родителям.”

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Дыхание – одна из самых важных функций организма.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемого дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная “неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через “входные ворота” – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за “плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку:

  • – умения дышать носом,
  • – на развитие ротового выдоха,
  • – умения дифференцировать носовой и ротовой выдох,
  • – рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности и условно делится на два этапа:

1 этапвыработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.

Прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания. Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации. («Погрей ладошки», «Лети снежинка», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер» и т.д.) Затем предложить игры с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.) Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Упражнения для развития физиологического дыхания

1) «Толстяк» ( картинка-образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

2) «Худенький» (картинка-образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

3) «Снежок» (картинка-образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

4) «Дудочка» (картинка-образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

5) «Пропеллер» (картинка-образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания.

2 этап – тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу.

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмального типа дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание – то есть дыхание животом, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Оно является самым правильным и самым полезным. Почему? Такой тип дыхания способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород, и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, а это в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение. Укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление.

Таким образом, на таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по формированию длительного и плавного выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха.

Как же происходит выработка диафрагмального дыхания?

Ребенку объясняется, как надо дышать животом. На вдохе живот должен выпячиваться, а на выдохе плавно втягиваться. Вдох нужно делать через нос, а плавный выдох через рот.

После выработки ДРД начинаем речевые тренировки.

б) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений.

В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры.

Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью. («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?») Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;..)

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

Упражнения для развития речевого дыхания

1) «Поем песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

2) «Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

3) «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

4) «Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

5) «Шину прокололи». Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол на шине – «ш-ш-ш».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га га га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т. д.).

«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией предполагает решение следующих задач:

  • 1) Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  • 2) Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • 3) Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • 4) Развивать речевое дыхание.
  • 5) Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • — не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • — температура воздуха должна быть на уровне 18-20 єС;
  • — одежда не должна стеснять движений;
  • — не заниматься сразу после приема пищи;
  • — не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря методикам развития речевого дыхания у детей закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка.

Ссылка на основную публикацию