Как помочь ребенку правильно писать слова

Как научить ребенка писать в домашних условиях

Пошаговая инструкция по обучению ребенка письму

Шаг №1. Заинтересуйте

И обратно: сочините с ребенком рассказ и предложите ему подробно его проиллюстрировать с помощью картинок. Такие задания, помимо прочего, развивают фантазию, речь и навык повествования.

После пиктограмм переходите к объяснению идеографического письма. Звучит сложно, но на самом деле в идеографии используются упрощенные пиктограммы – символы. На символике построен китайский язык (принцип 1 символ = 1 слово), обозначения в транспортной сфере. Знакомство с символами будет интересно ребенку, если обращать его внимание на них во время прогулки.

Можно научить ребенка рисовать простые изображения, наделенные смыслами: например, две волнистые горизонтально расположенные линии символизируют водоем; перечеркнутый круг – запрет, слово «нет» и так далее. Рассказы об идеографическом письме и «практическая идеография» расширят кругозор малыша, научат его более чутко воспринимать окружающий мир, разовьют творческое мышление, научат пространственному восприятию.

Шаг № 2. Практикуйте умеренно

Шаг № 3. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» Развивайте мелкую моторику

Шаг № 4. Научите сидеть с прямой спиной

Популярные вопросы и ответы

Как научить ребенка писать красиво?

Анна Шумилова, методист платформы “Учи.ру”:

— А нужно ли вообще требовать от ребенка красивого почерка и идеально чистых тетрадей? Некоторые родители переживают, когда учителя снижают детям оценки за оформление тетрадей, и считают, что главное — это записать упражнение без ошибок, дать правильный ответ на вопрос, найти верное решение задачи. Другие родители, напротив, заставляют ребенка переписывать работу с помарками и ждут, что учитель будет уделять чистописанию достаточно времени на уроках. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Любой учитель по своему опыту знает, что в грязных, неопрятных тетрадях редко бывают работы без ошибок. Порядок и аккуратность помогают формировать стройное, логичное мышление. Если ученик пишет быстро и читабельно, это становится для него огромным преимуществом в усвоении школьного материала. Мы придерживаемся мнения, что учить детей письму должен учитель. Любой взрослый человек по себе знает, что изменить почерк или способ написания букв довольно сложно. Некорректное написание букв не поможет ни первокласснику, ни его учителю, а наоборот вызовет дополнительные сложности. Однако родитель может помочь.

Если вы хотите помочь ребенку подготовиться к письму, лучше начать работу в прописях с печатными буквами и заниматься не более 20 минут за один раз. Также следует объяснить будущему школьнику базовые принципы письма.

1. Строчка — это буквенный дом. В нем есть пол и потолок. Нельзя проламывать пол и высовывать оттуда ноги буквы. Нельзя проламывать потолок и высовывать оттуда голову, как жираф. Если такая неприятность все же случилась с буквами, можно дать ребенку цветной карандаш и попросить подчеркнуть буквы-хулиганки и спросить, что именно с ними не так. После того обязательно подчеркнуть буквы, которые получилось написать правильно, и похвалить ребенка. Еще одно отличное упражнение — это раскраска. Выбираем небольшую часть рисунка и просим раскрасить, не выходя за контур фигуры. Для маленьких непослушных пальчиков это не так просто.

2. Когда мы пишем буквы, мы представляем рельсы, по которым едет поезд. Если рельсы пересекутся, то поезд сойдет с них и упадет. Буквы должны не танцевать на строчке, а стоять, как солдатики. После того как малыш напишет строчку, можно взять линейку и провести через буквы вертикальные линии. Если рельсы везде прямые, то поезд замечательно доехал, и на этой строчке можно поставить большой жирный плюс! Со временем рельсы могут стать наклонными, но должны оставаться параллельными.

3. Письменные буквы состоят из определенного набора элементов: палочки, крючки, петли овалы. Как мы уже писали выше, лучше не собирать буквы без учителя, а вот потренироваться писать палочки разной длины стоит. Чтобы работать с овалом, мы можем начертить окошко. Овал должен выглянуть в окошко и не застрять в нем. Если ребенок нарисует круг, то его пухлые щечки не пролезут в окно. Щечки придется стереть. Кроме прописи, советуем завести тетрадь в линеечку формата А4. Если такой нет, подойдет и обычная. Сначала родитель сам рисует крупную красивую печатную букву. Ребенок раскрашивает ее элементы разными цветами. Затем мы пишем буквы-гиганты (высотой в несколько сантиметров). В начале строки родитель ставит точки, ребенок обводит их и только потом дописывает строку самостоятельно. Далее идут средние буквы и ближе к концу страницы буквы-лилипуты. Пока ребенок пишет, можно попросить его проговаривать звук большой буквы грубым голосом, звук средней буквы нормальным голосом и пропищать звук буквы-лилипута. Так будет гораздо веселее!

Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок


Всегда огорчает такая ситуация, когда вы весь вечер с ребенком учили правила и писали упражнения, а назавтра он принес очередную двойку по русскому языку. К сожалению, постоянные занятия «через не хочу» заставляют ребенка еще больше возненавидеть русский и увериться в собственном бессилии. Тройки, поставленные из жалости, не выход из положения. Ребенку в любом случае придется писать ВПР, сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дисграфия и как можно научить ребенка писать без ошибок.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

  • ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
  • пропуски одной или нескольких букв;
  • недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
  • перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
  • дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
  • зеркально перевернутые буквы и цифры;
  • замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
  • пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
  • неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
  • он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
  • не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.

Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:

1. Напишите необычный диктант

Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.

2. Работаем над образом слова

Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.

3. Тренируемся запоминать словарные слова

Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.

4. Переписывайте классику

Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.

5. Шифруем

Лучше запомнить правила русского языка и закрепить навык их применения поможет следующее упражнение. Создайте шифровальный алфавит, в котором вместо букв будут определенные символы. Предложите ребенку написать «секретную записку», в тексте которой обязательно нужно использовать определенное правило.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!

Скороговорки со звуком”Р”
тренажёр (старшая, подготовительная группа) на тему

Скороговорки для автоматизации звука и улучшения дикции

Скачать:

ВложениеРазмер
skorogovorki_so_zvukom_r.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Скороговорки со звуком”Р”

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.

Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип

* * *Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Во мраке раки шумят в драке.

* * *
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.

РРРЫ!

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!
Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине –
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба –
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.

Дворник дверь
Два дня держал –
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.

Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.

Ворона

– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
– Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. –
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!

Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась :
“Раскрась, Карасёнок, сказку!”
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка :
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

Я.Козловский из книги “О словах разнообразных, одинаковых, но разных”

Клара-краля кралась к Ларе.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

Дpозд пpост – упорный хвост, проворный нос.

На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.

Город Нерль на Нерли-реке.

Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.

Проворонила ворона воронёнка.

Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.

На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал

Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.

В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
* * *

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
“В кармане Макара корова пропала!”

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Рододендроны из дендрария.

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

* * *
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

* * *
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.

Скороговорки для школьников на букву “Р” – ДИКТОРЫ.com

Скороговорки для развития звука “Р” с проставленными ударениями. Советы – как правильно читать скороговорки


1. (Р,п,т,к) – Заб ы л Панкр а т кондр а тов домкр а т. Теп е рь Панкр а ту без домкр а та не подн я ть на тр а кте тр а ктор.

2. (Р,г) – На ур а у г у ру инаугур а ция прошл а .

3. (Р,т,в) – Интервью е р интерв е нта интервью и ровал.

4. (Р,л) – Орёл на гор е , пер о на орл е . Гор а под орл о м, орёл под пер о м.

5. (Р,м,н) – Ром а н Карм е н полож и л в карм а н ром а н Ром е на Ролл а на и пошёл в “Ром э н” на “Карм е н”.

6. (Р,в) – На двор е трав а , на трав е дров а . Не руб и дров а на трав е двор а !

7. (Р,к) – Е хал гр е ка ч е рез р е ку, в и дит гр е ка – в рек е рак. С у нул гр е ка р у ку в р е ку, рак за р у ку гр е ку – цап!

8. (Р,п) – Рапортов а л, да не дорапортов а л, дорапорт о вывал, да зарапортов а лся.

9. (Р,л,г) – Регулир о вщик лигур и ец регул и ровал в Лигур и и.

10. (Р,л) – Р ы ла свинь я белор ы ла, тупор ы ла, полдвор а р ы лом изр ы ла, в ы рыла, подр ы ла. На то Хавр о нье и дан о р ы ло, чт о бы он а р ы ла.

11. (Р) – На гор е Арар а т кор о ва рог а ми гор о х собир а ла.

12. (Б,р) – Бред у т бобр ы в сыр ы бор ы . Бобр ы храбр ы , а для бобр я т добр ы .

13. (Б,р) – Все бобр ы добр ы для сво и х бобр я т.

***

14. (В,т,р) – Тр и дцать три корабл я лав и ровали, лав и ровали, да не в ы лавировали.

15. (В,р,ч) – Разн е рвничавшаяся Вавилон я нка Варв а ра, разн е рвничала в Вавил о не, неразн е рвничавшегося вавил о нянина Вав и лу Вавилон е йского.

16. (В,р) – В ы дра у в ы дры норов и ла в ы рвать р ы бу.

17. (Й,р,в) – Яросл а в и Яросл а вна
Посел и лись в Яросл а вле.
В Яросл а вле жив у т сл а вно
Яросл а в и Яросл а вна.

18. (К,т,р) – У Кондр а та к у ртка коротков а та.

***

19. (К,п,р) – Из-под Костром ы , из-под Костром и щи шли чет ы ре мужч и ны. Говор и ли он и про торг и , да про пок у пки, про круп у , да про подкр у пки.

20. (К,р,г) – Краб кр а бу сд е лал гр а бли, подар и л гр а бли кр а бу – грабь гр а блями гр а вий, краб.

21. (К,р,л) – Карл укр а л у Кл а ры кор а ллы, а Кл а ра укр а ла у К а рла кларн е т.

22. (К,р,в,л) – Корол е ва кавал е ру подар и ла карав е ллу.

23. (К,р,м,н) – Курф ю рст скомпромет и ровал ландскн е хта.

***

24. (К,р) – Курь е ра курь е р обгон я ет в карь е р.

25. (К,р,л) – Крист а лл кристаллизов а лся, кристаллизов а лся да не выкристаллизов а лся.

26. (Д,р) – Два дровос е ка, два дровор у ба, два дровок о ла говор и ли про Л а рьку, про В а рьку, про Л а рину жен у .

27. (П,р,м) – В а шему пономар ю н а шего пономар я не перепоном а ривать стать: наш поном а рь в а шего пономар я перепоном а рит, перев ы пономарит.

28. (Т,р) – Тор о пке п о рка не впрок. Тор о пке к о рка впрок.

29. (П,к,р) – В пруд у у Полик а рпа – три карас я , три к а рпа.

30. (П,т,р) – Др о бью по перепел а м да по тетерев а м.

31. (П,р) – Перепёлка перепел я т пр я тала от реб я т.

32. (П,р,к) – Пришёл Прок о п – кип и т укр о п, ушёл Прок о п – кип и т укр о п. Как при Прок о пе кип и т укр о п, и так и без Прок о па кип и т укр о п.

33. (П,р,ч,к) – Говор и ли про Прок о повича. Про как о го про Прок о повича? Про Пр о коповича, про Прок о повича, про Прокоп о вича, про твоег о .

34. (П,к,р,т) – Проток о л про проток о л проток о лом запротокол и ровали.

35. (П,р) – У п е репела и перепёлки пять перепел я т.

36. (П,р,в) – Раб о тники предпри я тие приватиз и ровали, приватиз и ровали да не выприватиз и ровали.

37. (П,р,т) – Т о карь Раппоп о рт проп и л пр о пуск, р а шпиль и с у ппорт.

38. (П,р,л) – Параллелогр а мм паралеллогр а ммил паралеллогр а ммил да не выпараллелограмм и ровал.

39. (П,р) – Перпендикул я ры рис у ют без транспорт и ров.

40. (П,р,т) – Промен я ла Праск о вья карас я
На три п а ры полос а тых порос я т.
Побеж а ли порос я та по рос е ,
Простуд и лись порос я та, да не все.

41. (С,к,в,р) – Скороговор у н скороговор и л скоровыгов а ривал, что всех скорогов о рок не перескороговор и шь не перескоровыгов а риваешь, но заскороговор и вшись, в ы скороговорил – что все скорогов о рки перескороговор и шь, перескоровыгов а риваешь. И пр ы гают скорогов о рки как карас и на сковор о дке.

42. (С,к,р) – Х и трую сор о ку пойм а ть мор о ка, а с о рок сор о к – с о рок мор о к.

43. (С,р,т) – Барк а с при е хал в порт Мадр а с.
Матр о с принёс на борт матр а с.
В порт у Мадр а с матр а с матр о са
Порв а ли в др а ке альбатр о сы.

44. (Т,р,с) – В а хмистр с в а хмистршей, р о тмистр с р о тмистршей.

45. (Ф,д,б,р) – Дефибрилл я тор дефибрилл и ровал дефибрилл и ровал да не выдефибрилл и ровал.

46. (Ф,р) – Фара о нов фавор и т на сапф и р смен я л нефр и т.

47. (Ц,р) – Съел молод е ц тр и дцать три пирог а с пирог о м, все с творог о м.

48. (Ц,к,п,д,р) – Ж и ли-б ы ли три кит а йца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Др о ни.
Ж и ли-б ы ли три кит а йки
Ц ы па, Ц ы па-Др и па и Ц ы па-Др и па-Лимпомп о ни.

Вот они пережен и лись:
Як на Ц ы пе Як-Ци-Драк на Ц ы пе-др и пе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Др о ни на Ц ы пе-Др и пе-Лимпомп о ни.

И у них родил и сь д е ти:
У Яка с Ц ы пой – Шах,
У Як-Цы-др а ка с Ц ы пой-др и пой – Шах-Шахм о ни,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Др о ни
С Ц ы пой-Др и пой-Лимпомп о ни –
Шах-Шахм о ни-Лимпомп о ни.

49. (Ч,р) – Чет ы ре чёрненьких чум а зеньких чертёнка черт и ли чёрными черн и лами чертёж чрезвыч а йно ч и сто.

50. (Ч,р) – У четырёх череп а шек по чет ы ре черепаш о нка.

51. (Ш,р) – Стаффордш и рский терь е р рет и в, а чернош е рстный ризеншн а уцер резв.

52. (Ш,к,в,р) – Кашев а р к а шу вар и л, подв а ривал да недов а ривал.

53. (Ш,р,к) – У кр о шки матрёшки проп а ли серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дор о жке.

54. (Ш,р) – Ш а рики шарикоподш и пника ш а рят по подш и пнику.

55. (Ш,р) – Ш у шера ш у шере шурш а ла,
Что шурш а ш у шере шурш а ть меш а ла.

Постановка звука “р”. Упражнения и скороговорки

У многих детей возникает ситуация с неправильным произношенеим звуков. Меня в детстве водили в логопеду к поликлинику, даже короткое время я посещал специальный логопедический сад. И эта история и исправлением дефектов речи как-то очень долго у меня тянулась и трудно всё шло. Может, методика была неудачной. Если со звуками “с” и “ш” я ещё справился относительно быстро, то на “р” забуксовал и так и остался у меня этот звук невнятным.

Уже во взрослом состоянии я ради интереса посмотрел, что есть в интернете на эту тему и, сохранив найденные упражнения в файл, распечатал три листа формата А4. Каждый день перед сном я тратил 15 минут на выполнение упражнений и чтение сгороговорок. Спустя время стал читать только одну длиную и тратить всего 5 минут в день. Буквально через пару месяцев звук “р” стал звучать нормально. Тут вся суть в недостаточно развитых мышцах языка. По началу звук идёт, словно “каша во рту”, но постепенно с тренировкой мышц языка, звучание оттачивается и становится нормальным. То, как я занимался, публикую ниже. Методика проверена. Пригодится как для детей, так и для взрослых, в том числе иностранцев, которые учат русский язык. В китайском языке, например, нет звука “р”, а во французском он гортанный.

Гимнастика для языка

1. «Рычащий лев». Прижать кончик языка к верхнему небу и касаться им верхних зубов. На выдохе, когда кончик языка начнет дрожать, должен получиться звук «Р». Упражнение следует повторять до тех пор, пока звук не станет четким и звонким.

2. Как можно шире раскрыть рот, чтобы кончик языка касался внутренней стороны верхних зубов. Затем следует несколько быстрых движений кончиком влево и вправо. «Набегавшись», кончик языка гладит верхнее небо вперед и назад, касаясь верхних зубов. Упражнение выполняется, не закрывая рта.

3. «Сильный ветер». Произношение звука «Ф» укрепляет мышцы языка и способствует чистому произношению буквы «Р». С открытым ртом, кончик языка касается нижней губы. Выдыхая тонкой струйкой воздух, произносите звук «Ф», при этом должны стараться делать эту струю длительной и непрерывной.

4. «Облизнись». Зафиксируйте своей рукой нижнюю челюсть. Расслабленный язычок облизывает верхнюю губу сверху вниз.

5. Произношение звука «Д» способствует правильному положению языка для произношения буквы «Р».

6. С открытым ртом положите широкий язык на нижнюю губу и начните ее быстро облизывать вперед-назад. Добавьте при этом голос, чтобы у вас вышел звук, похожий на тот, что выдает индюк.

Отработка звука

1. Для разминки повторите небольшой комплекс:

Р-р-р-р-р-р
Рь-рь-рь-рь
Ри-рэ-ра-ро-ру-ры
Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

2. Отработка ударных слогов:

в начале слова с ударным слогом: рот, руль, рама
в середине слова с ударным слогом: нора, пари, конура
в начале слова с безударным слогом: ртуть, работа, ремень
в середине слова с безударным слогом: мера, карусель, пара

3. Скороговорки со звуком “Р”:

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

4. Устранение картавости с помощью игры со звуками:

Ра-Ра-Ра – рама, радуга, гора.
Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары.
Ро-ро-ро – роза, родина, ведро.
Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар – повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир – пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр – ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор – помидор, топор, забор.
Ур-Ур-Ур – шнур, контур, абажур.
Ра-Ра-Ра – Рае нравится жара.
Ру-ру-ру – в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры – Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро – быстро строится метро.
Ар-ар-ар – Роме нравится загар.
Ур-Ур-Ур – у розетки чёрный шнур.
Ир-Ир-Ир – в кружке с сахаром кефир.
Ор-ор-ор – красит Верочка забор.
Эр-эр-эр – марширует офицер.
Ыр-ыр-ыр – у Захара жирный сыр.

Длинная скороговорка “Лигурия”

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает “Р”)

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

* * *
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

* * *
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

* * *
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

* * *
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * *
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * *
Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.

* * *
Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип

* * *
Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * *
Во мраке раки шумят в драке.

* * *
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!

Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

* * *
У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине –
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба –
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.

* * *
Дворник дверь
Два дня держал –
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

* * *
Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.

Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.

– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
– Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. –
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!

* * *
Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась :
“Раскрась, Карасёнок, сказку!”
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка :
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!

* * *
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

* * *
Клара-краля кралась к Ларе.

* * *
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

* * *
Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * *
Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * *
Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * *
На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * *
Дpозд пpост – упорный хвост, проворный нос.

* * *
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * *
Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.

* * *
Город Нерль на Нерли-реке.

* * *
Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * *
Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * *
За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.

* * *
На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

* * *
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

* * *
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

* * *
Интервьюер интервента интервьюировал.

* * *
Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

* * *
Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.

* * *
В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

* * *
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

* * *
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

* * *
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

* * *
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.

* * *
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
“В кармане Макара корова пропала!”

* * *
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.

* * *
Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

* * *
Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.

* * *
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

* * *
У Аграфены и Арины
Растут георгины.

* * *
Раз дрова, два дрова, три дрова.

* * *
Дробью по перепелам да по тетеревам.

* * *
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

* * *
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

* * *
Рододендроны из дендрария.

* * *
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

* * *
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

* * *
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.

* * *
Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

* * *
Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.

СКОРОГОВОРКИ НА СОНОРНЫЕ ЗВУКИ “Р”, “Рь”

На праздничной рубашке розы и ромашки.
Забрался червяк на старый чердак.
У Лары ларец полон колец.

Крынку Кирилл крышкой накрыл.
Приготовила Лера четыре эклера.
Грушу Гриша грыз на крыше.
Тру на терке три морковки.
Круглая горошина в огороде брошена.
Короед грызет кору, прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке, у сурка нора на горке.
Рубит брёвна дроворуб — растрепался русый чуб.
Нарисован здесь карась, карася скорей раскрась.
В квартиру номер сорок три ковер персидский привезли.
Мы ходили на бульвар, там купили красный шар.
Ремонтирует монтер электрический мотор.
Рубили дрова дровосеки с утра.
Сорока сорочонку сорочку раскроила, сорока на сорочке три строчки прострочила.
Рыбу ловят Боря с Лёвой, Лёва с Борей — рыболовы.
— Расскажи скороговорку про Петра и про Егорку.
— Петр карабкается в гору, в гости Петр спешит к Егору.
Жует поросенок морковку спросонок. Барашек баранку грызет спозаранку.
Жарким солнышком согретый, смотрит гриб из-под берета. Рассмотрел берет грибник. Под беретом — боровик.
Попросите у Трофима рассказать вам про налима. Попросите у Петра рассказать про осетра.
Под грядкой кроты прорыли ходы и тянут морковки в прорытые норки.
Потерял терентий тёрку, не натер на тёрке корку. Терпеливо ждут тетёрки корки, тёртые на тёрке.
Принесла в корзине Рая три румяных каравая. Раздала всем поровну: двум грачам и ворону.
Тренируются терьеры перепрыгивать барьеры. Через разные преграды все терьеры прыгать рады.
Рисую на открытке ромашки, маргаритки, бархотки, георгины для мамы в именины.
Жура-жура-журавли оторвались от земли. Прокурлыкали: «Прощай, до весны, родимый край!»
Чёрный ворон спел вороне серенаду по-вороньи, передразнивает он раскричавшихся ворон.
Мы проказника-крота отругали неспроста. Перерыл, испортил крот наш красивый огород.
Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала».
Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки. Сошьет скворец исправно в срок все сорок скроенных сапог.
Барабанщики-бараны застучали в барабаны. Кто всех громче барабанит? Кто всех перебарабанит?
Коршун выловил рыбешку коршунятам на кормежку. Раскрошил в котле рыбешку коршунятам коршун в крошку.
В огороде дворник вечером во вторник собирал крыжовник в старенький половник.
Погрузил Егор на санки триста тридцать три баранки. Санки быстро развалились — все баранки раскатились.
Варит повар макароны для сестры своей Матрены и для братика Сережи макароны варит тоже.
Во дворе, на тротуаре, три подружки рисовали. Замерла ворона: «Кар! Разрисован тротуар!»
Бобер давно разгрыз бревно. Построил дом. Бобрята — в нем.
Промурлыкал рыжий кот. Попросил он бутерброд. Бутербродик с сыром и пирог с кефиром.
На ровной дорожке рассыпаны крошки. Решила синица: «Пора подкрепиться!»
Кормит Шурочка просом курочку. Кормит пеструшку просом из кружки.
В огороде — помидоры, на пригорке — мухоморы. Растерялся Прошка: «Что собрать в лукошко?»
Раскрываю я коробки: тут — шурупы, тут отвертки. Я шурупы закручу и братишку научу.
От зари и до зари строят домик муравьи. Коль работа спорится, муравейник строится.
Около корыта — трое поросят. Просят поросята корки у ребят. Красные арбузы кушают ребята, корки от арбузов бросят поросятам.
Рассердилась Маргарита и была на нас сердита. Маргариту рассмешите и еще рас-тор-мо-ши-те!
Нарядился таракан в ярко-рыжий сарафан. Таракану говорят: «Поразительный наряд!»
Предложили кобре поиграть на домре. Кобра поиграла и добрее стала.
Хранится в квартире старинный портрет, и смотрит с портрета любимый мой дед. Но он на портрете не старый совсем. Ему на портрете примерно лет семь.
В парке драка средь ворон. В драке был большой урон: ровно тридцать три пера. Драка длилась до утра.
Прорычал медведь в берлоге. Промолчал сурок в норе. Прорычали, промолчали — и проснулись на заре.
В коридоре, у порога, растянулись два бульдога. Охраняют коридор — не пройдет в квартиру вор.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Забрел бобер в дремучий бор. Нашел бобер в бору топор. Принес топор бобер Петру, он обронил топор в бору.
Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
Кряква крякает: «Кря-кря!» Кряква крякает не зря. Рядом с кряквой ряска есть. Приплывайте ряску есть.
В огороде Прокоп собирает укроп. Уже у Прокопа короб укропа.
Мышь шуршала: шур-шур-шур. Кот мурлыкал: мур-мур-мур. Кролик прыгал: прыг-прыг-прыг. Воробей пел: чик-чирик!
Дрозды на дереве сидят, рябину дружно теребят. Дрозды дружны, дрозды — друзья. Дроздов огромная семья.
Барсучиха с барсуком причесались гребешком. Барсучонку для прически подарили три расчески.
Кудрявый баран бил в барабан.
Три серые кошки играли на ложках. А маленький Жора был дирижером.
Испек сурок сырный пирог. Пирог у сурка сыроватый слегка.
Приходил Борис к Барбосу, карамель Барбосу бросил. Карамельку «Барбарис» Барбос быстренько разгрыз.
У кудрявого барашка раскрутились вдруг кудряшки. Парикмахер рядом был. Он кудряшки закрутил.
На пригорке у реки подросли боровики. Самый рослый боровик погрузили в грузовик.
Разгорается костер, начинаем разговор. До рассвета просидим, у костра проговорим.
Громко гром прогрохотал, горожан гром разогнал. Гром грохочет, гром гремит. На кого же гром сердит?
Простудился поросенок: по росе бродил спросонок. Хрипло хрюкает: «Хрю-хрю! Утром встретил я зарю!»
Разорвал Трезор шнурки, разбросал кругом коньки. Как же будем мы кататься? Надо в этом разобраться.
Рак на травке загорал. Грека в реку вдруг упал. Рак нырнул за Грекой в реку. Из реки достал рак Греку.
Стоит муравей у закрытых дверей. Откройте ему муравейник скорей.
По кривому переулку осторожно кралась Мурка. Пригорюнились мышатки: Знают муркины повадки.
Гордится графиня граненым графином. Граненый графин у графини один.
У раскрытой книжки прыгали мартышки. Прыгали, кричали, строчки разбирали.
Хороши в пруду порядки: караси играют в прятки. Рыбаки искать старались — караси в пруду скрывались.
Брёл по речке Боря вброд, обронил свой бутерброд. Не пропали хлеб и сыр: был у рыб прекрасный пир.
Разбираем мы игрушки: вот конструктор, вот зверушки, разноцветные машинки и фонарики в корзинке.
Шел хорек, нашел дыру и устроил в ней нору. Широка, просторна норка для хорька и для хорчёнка.
Корова Бурёнка ругает телёнка: — Зачем за овражком бодался с барашком?
Варя варенье варила в кастрюле, куклы-подружки без Вари уснули. Скучно подружкам без Вареньки было. Варя в кастрюле варенье варила.
Под крышею крыса в каморке живет, вдруг серая кошка по крыше идет. — Сударыня крыса, каморку бросайте, здесь серая кошка, скорей удирайтев
Комарик играет романсы на скрипке, В прозрачном пруду хороводятся рыбки. Рыбешки под музыку рты раскрывают, негромко романсы они распевают.
Убирает дворник двор, подгребает разный сор. Рядом с ним бродячий кот моет грудку и живот.
На широком тротуаре мы мелками рисовали. Натюрморты и портреты ярким солнышком согреты.
У Варвары в сарафане карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара, речку и кудрявую овечку.
Под речной корягой рак не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен, дом у рака не устроен.
— Сколько рогов У пары коров? — У пары коров две пары рогов.
Пир устроил пёстрый дрозд: съел рябины красной гроздь. Гроздь рябины велика, дрозд подрос наверняка.
По дорожке, по тропинке две подружки, две Маринки прошагали, проскакали и вприпрыжку пробежали.
Расхрабрился воробей: прыгнул в мартовский ручей, а теперь на брёвнышке сушит свои перышки.
Вера в сквер вчера ходила, вера веер уронила. Разыщите веер в сквере и верните веер Вере.
Разразился в море шторм. Альбатрос взмахнул крылом. Не страшится птица шторма, в шторм на море больше корма.
Продают на рынке рыжики в корзинке, грузди, сыроежки продают в тележке.
Сыр сорока раздобыла. Сорок дырок в сыре было. Сыр сорока поклевала: сыра с дырками не стало.
За забором Борис посадил барбарис. Кустик барбариса перерос Бориса.
Краб вскарабкался на трап и пополз по трапу краб. Краб по трапу проползет, с трапа краб не упадет.
У тетерева и тетёрки тетеревята на горке. Эти пять тетеревят три травинки теребят.
Тараканы прибежали, квартирантов мы не ждали. Церемониться не стали: тараканов мы прогнали.
Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: растет дочка, как росточек.
Как на утренней на зорьке два Петра и три Федорки соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой.
Бурундук шел к барсуку, а барсук — к бурундуку. Полдороги прошагали и друг друга повстречали.
У барана — беда: не растет борода. Баран от природы совсем безбородый.
В сарае у Нюры разные куры. Две черных — чернушки. Три пёстрых — пеструшки.
Уронил воробышек перышко в траву, и спросил воробышек мудрую сову: «Как найти пропажу посреди травы?» «Отрастет вновь перышко», — был ответ совы.

Читайте также:  Речевые нарушения младших школьников
Ссылка на основную публикацию