Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке”

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания.

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ) (далее – Закон о языках).

Применительно части 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Согласно норме части 6 статьи 14 Федерального закона язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в том числе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

С целью обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе в части выбора языка, языков образования, локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования, согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организацией.

Согласно нормам статьи 28 Федерального закона образовательная организация наделена также полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и с учетом примеренных основных образовательных программ.

ФГОС общего образования и примерные образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающие несколько вариантов примерных учебных планов, обеспечивают возможность изучения и преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также родных языков из числа языков народов Российской Федерации.

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объёме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 17 декабря 2010 г. № 1897) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.

В соответствии с пунктом 18.3.1 ФГОС учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.

В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.

В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2014 г., регистрационный номер 33335) утвержден порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее – реестр, Порядок соответственно).

Реестр содержит раздел «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные программы, а также организовывать экспертизу примерных программ в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.

В субъектах Российской Федерации разрабатываются примерные рабочие программы по родным языкам, которые в соответствии с Порядком проходят экспертизу и, также по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, могут быть рассмотрены федеральным УМО в целях их включения в реестр примерных основных образовательных программ.

По ФГОС в 2017/2018 учебном году обучаются учащиеся 1-7 классов.

Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

В 8-11 классах продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 г., утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее – ГОС-2004), а также нормы приказа Минобразования России и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Таким образом, рабочие программы учебных предметов по родным языкам и литературам для 8-11 классов разрабатываются в соответствии с ГОС-2004.

ГОС-2004 включает три компонента:

федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;

региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;

компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

Следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 111 Федерального закона приказы об утверждении ГОС-2004 г. в настоящее время действуют в части, не противоречащей Федеральному закону.

Изучение государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, и родного языка из числа языков народов Российской Федерации возможно в рамках регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации. Изучение родного языка также возможно в рамках федерального компонента в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Минобразования России и от 9 марта 2004 г. № 1312.

Таким образом, и ФГОС, и ГОС-2004 г. позволяют в полном объеме реализовать права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Рассмотрены некоторые вопросы о реализации прав граждан России получать образование на родном языке.

Разъяснено, что и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), и государственные образовательные стандарты 2004 г. (ГОС-2004) позволяют в полном объеме реализовать право изучать как русский язык, так и родной язык из числа языков народов России.

Так, в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования предметы “Родной язык и литературное чтение на родном языке” и “Родной язык и родная литература” обязательны для изучения. Программы данных предметов разрабатываются согласно ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Напоминается, что по ФГОС в 2017/2018 учебном году учатся школьники 1-7 классов, в 8-11 классах продолжают действовать ГОС-2004.

«Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму

Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.

Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.

Структура овладения навыками письма:

Зрительный и слуховой анализ

Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента

Механизмы координации и регуляции движений

Трудности детей при поступлении в школу

Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.

Как распознать трудности?

Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».

Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.

Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.

Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.

Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно. Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку.

С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?

Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.

Сложности в воспроизведении формы графических элементов.

Быстрая утомляемость при письме.

Неровная, «дрожащая» линия при письме.

Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.

Большое количество помарок и исправлений.

Зеркальное написание букв и цифр.

Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.

Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:

начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;

различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;

фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.

Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений. Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука. Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука. И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде. А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.

«Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

Перед каждым заданием объясняйте ребенку его цель: что будем делать, для чего и как. При этом используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите. Необходимо убедиться, что ребенок понял инструкцию. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки». Не переходите к следующему заданию, если не освоено предыдущее. Помните, что дети лучше запоминают информацию в игровых практиках, но не используйте тактику соревнований между воспитанниками, если занимаетесь с малышами в детском саду. Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.

Как надо сидеть при письме?

Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола.

Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное.

Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.

Раздел «Учимся рисовать». Тетрадь «Клетки, точки и штрихи»

Чем хороша тетрадь? Освоению каких навыков она существенно помогает?

Развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (геометрических фигур и др.).

Формирование ряда умений:
— пространственная ориентировка;
— умение анализировать форму предмета и изображение.

Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Работа по клеткам.

Зеркальная симметрия. Ось симметрии.

Деление на фрагменты, где каждая часть может быть закрашена или оставаться белой. Важно, чтобы ребенок работал простым карандашом и не слишком сильно нажимал на него при штриховке, чтобы всегда была возможность стереть недочеты ластиком и не оставить при этом неопрятных следов и углублений.

Работа по точкам начинается с небольшого количества точек, затем задания усложняются, точек становится больше. Детям, которые испытывают трудности при выполнении таких заданий, лучше работать желтым карандашом. Он виден, но в то же время не доминирует. Задание, где можно узнать героев из сказки «Теремок» вызовет у детей положительный эмоциональный отклик, рисовать знакомых персонажей по точкам будет весело и увлекательно.

В следующем типе заданий лучше всего использовать набор цветных карандашей. Это более сложный уровень. Поэтому, если ребенок провел одну линию правильно, можно отметить цветом точку, с которой нужно будет начать следующую линию.

Точки и клетки перекликаются в заданиях более сложного уровня. Здесь есть и свобода творчества — раскрашивать можно в любых цветах.

Сложнее становится работать по точкам в том случае, если точки не выстроены организованно, как было в предыдущих заданиях. Кстати, все созвездия, которые мы использовали в наших пособиях, существуют в действительности. Поэтому задание направлено не только на подготовку руки к начертанию прописей, но и на пропедевтику курса окружающего мира.

Штриховка. Важный тип задания. Что ближе, Что дальше? Что будет видно, а что незаметно? Это пропедевтика пространственных задач в математике.

Читайте также:  Шпаргалка логопеда для родителей


Подготовка к обучению письму детей дошкольного возраста

Письменность есть абстрактная идеальность языка.
Ханс Георг Гадамер

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом яв­ляется частью проблемы подготовки к обучению в школе, ко­торая с каждым годом, в свете изменения содержания школь­ных программ, становится все актуальнее.

Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного ре­шения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образова­ния даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. (Этого мнения придерживается и большинство родителей дошкольников.)

Однако и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использо­вать рисование, лепку, другие — штриховку контуров; появи­лись технологии, предполагающие использование модифициро­ванных школьных прописей.

Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. А цена может быть немалая: пло­хая осанка ребенка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться.

С. О. Филиппова справедливо отмечает, что большинство недостатков методик по обучению письму детей дошкольного возраста связано с поверхностным представлением авторов об этом самом сложном виде учебного труда, о механизмах фор­мирования графических навыков, возрастных ограничениях ис­пользования отдельных графических упражнений. Незнание истории чистописания приводит к предложениям использовать приемы, от которых педагогика много лет назад отказалась как от не оправдавших себя. Именно поэтому в первой главе пособия так обстоятельно рассматриваются вопросы теории письма. С. О. Филиппова ставит своей целью предостережение педагогов и родителей от непрофессионального подхода к этой деятельности, особенно в работе с детьми дошкольного воз­раста.

Место письма в учебном процессе

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важ­нейших. От степени его сформированное™ во многом зависит успех ребенка в обучении (Н. Г. Агаркова, 1978).

В современном обществе, в эпоху научно-технического про­гресса и бурного потока информации, человеку приходится мно­го заниматься образованием и самообразованием, а значит, вести записи лекций, сообщений, конспектов и т.д. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и в быстром письме.

По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма — одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увели­чении скорости не должна изменяться графическая картина письма. Полноценным средством выражения мыслей письмо оказывается только в тех случаях, когда форма письменных знаков не вызывает у читающего затруднения в понимании их значения.

Для эффективности учебного процесса письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обес­печивать возможность успешного овладения такими предмета­ми, как родной язык, математика и др. Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Отсюда и целью занятий чистописанием, или каллиграфией, является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Иными словами, необходимо формирование у детей таких графических навыков, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Оказывает ли влияние на грамотность степень владения техникой письма, ее каллиграфической стороной? Исследованиями установлено, что такое влияние имеет место, хотя и не во всех случаях. Например, замечено, что при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормаль­ного размера. По-видимому, это происходит оттого, что дет­ский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и ребенок плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.

Появление ошибок нередко вызывается нечетким или не­правильным изображением букв и их соединений, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко, быстро способству­ет повышению грамотности (Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, 1987).

На связь чистописания с орфографией указывали и многие лингвисты: методисты как прошлого, так и нынешнего столе­тия. Не потеряло актуальности утверждение С. П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся. А грамотное и четкое письмо было, есть и будет неотъемлемым требованием культуры человека [24].

Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе, отмечают наличие тесной взаимосвязи: во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умст­венной работоспособности; во-вторых, между степенью готов­ности к овладению графическими навыками и школьной зре­лостью; в-третьих, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников. На основании это­го они приходят к выводу, что качество выполнения про­стейших заданий можно использовать как критерий готовнос­ти детей к обучению в школе и для прогнозирования ус­пешности обучения (М.В.Антропова, М.М.Кольцова и др., 1983 [21]).

Открытие Л. С. Выготским психологического своеобразия письменной речи не «как привычки руки и пальцев, но как действительно нового и сложного вида речи», понимание ее как средства, орудия активной познавательной, творческой де­ятельности человека позволяет рассматривать процесс усвое­ния письма в тесной связи с процессом формирования лич­ности [8].

Из истории обучения чистописанию

Правильное и успешное формирование графических навы­ков письма отождествляется с красивым почерком и в практике начальной школы носит название чистописания. История обучения чистописанию интересно описана в книге Л.Я.Желтовской и Е.Н.Соколовой (1987). Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало, по обыкновению, то, что на определенном историческом этапе больше удовле­творяло запросы общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в ос­новном метод механических упражнений, переписывания. Толь­ко при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образ­цу латинских букв. Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет.

Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и чер­чения.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требова­ли дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличе­ния объема производимых записей.

Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению; буквы писались в алфавит­ном порядке от «а» до «ижицы». К. Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, то есть осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению.

С конца прошлого столетия в практику школы внедряют­ся исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиени­ческие требования к обучению письму. На некоторое время в ряде стран было введено прямое письмо — на том основа­нии, что оно (как считали его сторонники) способствует луч­шей посадке, при нем наблюдается меньше случаев косоглазия и почерк детей более разборчив. Однако господство прямого письма продолжалось недолго. Оказалось, что оно вовсе не уменьшило количества случаев искривления позвоночника, близорукости, косоглазия. Преимущество же наклонного пись­ма обнаруживалось прежде всего в том, что оно более быстро и удобно.

В системе обучения письму получают распространение та­кие методы (или способы), как копировальный, линейный, рит­мический, генетический, метод Карстера. В разные годы пред­почтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных карандашом от руки учителем.

Линейный метод также берет свое начало в далеком про­шлом. Буквы, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту буквы в целом и ее половины, наклон, расстояния между элементами и т.д.

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбива­ются на группы по нарастающей графической сложности.

Тактический (или ритмический) способ — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Еще один из распространенных методов — обучение пись­му путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод Карстера.

В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

Схема. Подготовка к письму.

Образец графического диктанта. Тема: “Ёжик”

“Помощь по сайту” – нажмите на изображение стрелочки – гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

Обучение детей грамоте — методы и приемы

Обучение грамоте – это метод, с помощью которого развивается навык письма и чтения. Обучение детей грамоте можно осуществить только если у них хорошо развит фонематический слух и восприятие.

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.
Читайте также:  Речевое развитие ребёнка - сензитивные периоды

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Как научить ребенка писать. Обучение письму

Сегодня вряд ли можно найти человека, который не умел бы писать. Но свежа еще память о временах, когда люди не только не умели этого делать, но и вообще не обладали ни малейшей грамотностью. Однако даже среди подавляющего большинства всегда находились те, кто был обучен и письму, и грамоте. Именно к таким людям приходил честной народ для составления записей, чтения документов и выполнения других не менее важных дел и задач. Но интереснее то, что люди, умеющие либо только писать, либо только читать, считались полуграмотными. Точно так же и сейчас – чтобы быть действительно грамотным, нужно уметь и читать, и считать и писать, причем делать все это грамотно.

В настоящее время грамотность можно назвать одним из показателей развития и образованности личности вообще. Многие даже говорят, что именно на грамотности построено личностное развитие в целом. Но почему же грамотность, и в частности грамотность на письме так важна и для детей и для взрослых?

Содержание:

Почему нужно уметь писать

Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько основополагающих причин, говорящих о важности письма:

  • Во-первых, умение писать позволяет людям понимать друг друга посредством этого самого письма. Когда человек говорит что-то неправильно или не умея подобрать слов, его достаточно трудно понять. С письмо дело обстоит аналогично.
  • Во-вторых, умение писать – это проявление уважения к традициям и законам русского языка и народа в целом.
  • В-третьих, умение писать является серьезным инструментом, при помощи которого можно взаимодействовать с людьми.
  • В-четвертых, умение писать позволяет достигать успехов в обучении, а также элементарно устраиваться на работу или заниматься какой-то деятельностью, связанной с писательством
  • И, наконец, в пятых, умение писать позволяет человеку сформировать о себе первое впечатление. Это примерно как внешний вид – когда человек неопрятен, с немытой головой и грязными ногтями (то бишь пишет кое-как и ошибается даже в простейших словах), впечатление о нем складывается одно, а когда он ухожен и отлично выглядит (другими словами – красиво и грамотно пишет) – совершенно другое.

Таким образом, важность навыка письма переоценить очень сложно. Но, естественно, чтобы ребенок умел писать красиво, правильно и грамотно, его образованием нужно заниматься. Да, это может быть не очень просто, но это крайне важно. К тому же, если вы обучаете свое чадо чтению и счету, почему бы не научить его писать?

Вопросом же на тему того, как это сделать, многие родители задаются, пока их дети еще совсем малы. Они изыскивают всевозможные способы обучения письменной грамотности, постановке красивого почерка, расширения словарного запаса и т.д., чтобы малыш смог подготовленным пойти в школу, добивался больших успехов в учебе, не отставал от одноклассников и т.п. Именно по этим причинам уже с первых лет жизни мамы и папы разбавляют повседневную жизнь детишек разными занятиями и уроками.

В том случае, если ваша затея – это не проявление амбиций и не прихоть, а истинное желание воспитать в своем ребенка здоровую, целостную и гармоничную личность, представленная ниже информация – именно для вас.

Прежде чем начинать обучать ребенка письму, нужно обратить внимание на один очень важный момент. Именно с него мы и начнем.

О чем следует позаботиться в первую очередь

Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.

Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на развитие мелкой моторики совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия – обычные игры.

Проводите время с пользой для ребенка, а именно:

  • Лепите вместе из пластилина. Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
  • Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
  • Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
  • Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
  • Осваивайте вместе с ребенком оригами.
  • Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
  • Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.

Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.

Этапы обучения

Каждому, кто хочет научить своего ребенка писать, нужно сразу осознать, что для достижения успеха придется приложить максимум усилий, и продумать свою собственную методологию. Но о методах мы еще поговорим с лихвой, а пока заострим внимание на этапах обучения.

Всего этапов три:

  • Подготовительный этап
  • Этап обучения письму печатными буквами
  • Этап обучения письму прописью

Представленные этапы – это категоризация педагогов и педиатров. Кстати, согласно их мнению, не стоит начинать учить ребенка писать до трех лет – это еще очень рано. А вот когда малыш перешагнет этот порог, можно понемногу приступать. Что же касается периодов, то их обязательно нужно брать во внимание. Рассмотрим вопрос подробнее.

Подготовительный период

Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:

  • Сидеть за столом
  • Держать ручку или карандаш
  • Размещать тетрадь на столе
  • Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
  • Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
  • Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии

Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.

Читайте также:  Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет.

Этап обучения письму печатными буквами

О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.

Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.

Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.

Этап обучения письму прописью

В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.

Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.

Вот перечень главных ошибок:

  • Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
  • Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
  • Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
  • Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
  • Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
  • Игнорирование предлагаемых этапов (пропуск подготовительного этапа, ранние занятия письмом прописных букв)
  • Формальный и серьезный подход к занятиям (в сотый раз повторимся: лучшая форма обучения детей дошкольного возраста – это игра)
  • Чересчур жесткая дисциплина (когда родитель берет на себя функции учителя, переставая быть в первую очередь родителем)
  • Нерегулярность и бессистемность занятий

Обучая ребенка письму, всегда берите в расчет эти распространенные ошибки родителей, выстраивайте свою стратегию соответствующим образом и занимайтесь для профилактики самоконтролем.

И в заключение вступительного урока мы хотим дать вам еще несколько советов, которые, непременно, пригодятся вам в вашей дальнейшей практике.

Дополнительные рекомендации

Эти рекомендации выдуманы не нами, а составлены одним из самых известных российских академиков, психологом, доктором биологических наук, профессором и директором Института возрастной психологии Российской академии образования – Марьяной Михайловной Безруких. По ее мнению, основанному на многолетнем опыте работы, в процессе обучения детей письму нужно учитывать следующее:

  • Навык письма является одним из наиболее трудных для освоения. Он формируется довольно медленно, и чтобы ребенок хорошо его освоил, требуется в среднем от 3 до 4 лет.
  • Родителям не следует придумывать велосипед – самые эффективные методики можно найти в специализированной литературе.
  • По сей день очень эффективным способом тренировки навыка письма считаются прописи. В книжных магазинах продается огромное количество прописей в самых интересных исполнениях и рассчитанных на разные возраста и уровни развития детей.
  • В самом начале обучения ребенка письму не стоит применять расчерченную в клетку бумагу. Лучше всего использовать альбомы или (в отсутствие таковых) тетрадки в линейку.
  • Вся информация, преподносимая ребенку, должна визуализироваться. Для этого нужно показывать картинки, писать примеры, приводить ассоциации и т.д.
  • Если даже при грамотном подходе по какой-то причине ребенок так и не научается справляться с простейшими заданиями, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.

На этом мы подводим черту первому уроку. Во втором уроке мы познакомим вас с базовыми принципами и самыми популярными методами, используемыми при обучении детей письму. Ознакомившись с ними, вы будете знать, что можно применять, и что будет эффективнее конкретно в вашем случае.

Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах.

Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Научить ребенка писать – задача, пусть и сложная, но вполне выполнимая, причем под силу она любому ответственному родителю. Вопрос состоит скорее в том, когда следует приниматься за дошкольное обучение, ведь если начать слишком рано, в будущем у ребенка могут появиться проблемы. Именно по этой причине первое, чему нужно уделить внимание – это развитие мелкой моторики.

Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.

В прошлом уроке мы уже начали разговор о подготовке детей к обучению письму. Далее мы продолжим эту тему и одновременно перейдем к практике начального обучения. Как уже стало понятно, подготовка начинается еще за несколько лет до школы. Но многие родители, торопясь быстрее приступить к занятиям наспех изучают методы, но совершенно не уделяют внимания самоконтролю, т.к. только он позволяет избежать совершения наиболее распространенных ошибок. Самая главная из них – это слишком раннее начало обучения.

По мнению педагогов начальных классов, основанному на многолетнем опыте работы, родителям не стоит заниматься обучением детей в дошкольном возрасте письму (особенно прописью). И категоричность этого мнения, конечно же, основана на ряде конкретных причин:

Несмотря на то, что обучение детей правильному письму является одной из важнейших задач школьной системы образования, а надлежащая дошкольная подготовка всегда приветствуется, требование к этой самой дошкольной подготовке есть только одно – чтобы ребенок знал алфавит. Что же касается навыка красивого написания букв, то здесь все – как бог на душу положит – для «зачисления» в первоклассники этого не требуется.

Но и заботливые родители в свою очередь не хотят пускать развитие своего чада на самотек или перекладывать ответственность за это на плечи единственно педагогов. Поэтому и дошкольные занятия письмом – далеко не редкость. И тут мы вновь возвращаемся к наблюдениям учителей: было замечено, что дети, обучавшиеся письму в домашних условиях еще до школы, придя в первый класс, зачастую пишут хуже тех, кто начал осваивать столь трудный навык уже за партой.

Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.

В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.

Многие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.

Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.

О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».

Современная жизнь уже совершенно немыслима без компьютеров. Они сопровождают человека везде, от дома до рабочего офиса, от кофейного аппарата до кассы магазина. Даже без разговоров о глобальной компьютеризации становится ясно, что уметь работать с компьютером сегодня нужно обязательно. Во многих учебных заведениях (пока преимущественно на Западе, конечно) место тетрадок и ручек на школьных партах заменили ноутбуки. О преимуществах и недостатках внедрения компьютеров в систему образования мы тоже как-нибудь поговорим на страницах нашего интеллектуального клуба, а пока продолжим.

Сейчас и взрослого, который не умел бы работать на компьютере, встретишь не часто, что уж говорить о детях. Но если поколению среднего возраста достаточно знать базовые программы и уметь пользоваться интернетом, а дедушкам и бабушкам вполне хватает навыков манипулирования кнопочным сотовым телефоном, то современным детям нужно владеть премудростями пользовательской компьютерной науки. И одним из базовых навыков среди них можно назвать умение быстро печатать на клавиатуре.

§ 8. Подготовка к обучению письму

Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма.

Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.

Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев).

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия (СНОСКА: Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955).

Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.

Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.

Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.

В школьной практике накоплен богатый опыт подготовки руки и глаза ребенка к письму. Педагогам детского сада целесообразно его изучить и вести эту работу совместно со школой (СНОСКА: Методика некоторых занятий по подготовке детей к письму раскрыта А. И. Воскресенской: Грамота в детском саду. – М., 1965; Обучение грамоте в детском саду. – М., 1963).

Ссылка на основную публикацию