Как подготовить ребенка к школе – советы логопеда

Как готовить детей к школе? Советы логопеда
консультация по логопедии на тему

Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_logopeda.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему всё необходимое: одежду (форму) и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение.

Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

Из чего складывается этот процесс? Из целого комплекса составляющих, которые касаются буквально всех сторон личности маленького человечка.

Представим себе для наглядности огромное дерево. Если в его корнях поместить «готовность к школе», а ветви, образующие крону, назвать: «мышление», «речь», «чтение», «счет», «память» (в том числе мускульная) и т.д., то ствол — это «произвольность поведения», а вершина дерева — способность ребенка воспринимать звуки, различать их и т.п. — то, что специалисты называют «фонематический слух».

Вот знаменитое высказывание по этому поводу известного психолога А.Р. Лурия: «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звуко-буквенного анализа».

К сожалению, не у каждого ребенка они достаточно развиты. Как показывает статистика, детей с недоразвитым фонематическим слухом — порядка 50%. Правда, степень нарушения устной и письменной речи у них различна, но всё равно это затрудняет их обучение в общем потоке. Многие родители и воспитатели детских садов стараются так или иначе выправить негативную ситуацию, даже приглашают логопедов. Однако тут же прекращают занятия с дошкольником, как только у него исчезают явные (слышимые) нарушения.

Но вот, наконец, ребенок поступает в школу. И тут-то «скрытая патология» начинает цвести пышным цветом. Иначе говоря, всё более явственно проступают разнообразные нарушения письменной речи.

Какие нарушения наблюдаются чаще всего? Их множество:

— в гласных — любые замены (о=а, е=и, о=ю), пропуски букв.

— в согласных — смешение д=т, б=п, т=п, н=п, с=з.

— некоторые предлоги пишутся слитно («втрех шагах…», «понебу…»).

— есть лишние слоги или пропуски в них букв («слеледы», «возращался»)

— допускаются ошибки в корне слова («скврцы», «раступились…»)

— не дописываются окончания слов («перелест») — нет согласования слов («пришел сентября…»).

Отсюда ясно, как важно научиться ребенку дошкольного и букварного периода различать — «дифференцировать» — смешиваемые при написании буквы —«графические формы»: а–о, и–э, я–ё, о–б, и–у, т–д, е–а, р–л, о–е, х–ж, р–п, б–д, у–з, р–з, ш–щ, и–ц, ц–щ, ш–ж, и т.д., а также звуки — «фонетические формы» (на слух дети их тоже смешивают):, ы–я, ю–ё, е–я, с–з, е–и, д–т, б–п, к–г, в–ф, ш–ж, с–ч, и т.д.

Но времени в дошкольный и букварный период на эту работу не хватает! Да и учителя начальной школы своими уроками не в состоянии заменить занятия логопеда. Вот и возникает замкнутый круг. В результате нередко развивается стойкое отставание ребенка по русскому языку — вплоть до 11-го класса, а родители думают, что ребенок не учит правил и мало читает. Дело, конечно, не в правилах. Можно вызубрить их все, однако на практике, в учебной ситуации ребенок не видит или не слышит слова, и применять правило в том или ином конкретном случае он не может. Для этого нужна длительная помощь профессионала-логопеда!

Дорогие родители! Не спешите браться за ремень! Вдумайтесь внимательно в неуспехи своего ребенка. Стремитесь помочь ему. Ведь это не просто «нелепые» ошибки, а результат неправильного восприятия им звуков — или, как мы говорим, несформированности фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Таких детей часто относят к разряду лентяев — неработоспособных, рассеянных, невнимательных или плохо переключающих внимание. Но это не вина их, а беда, так как у них плохо со слуховым восприятием, нарушение фонематического слуха. В свою очередь, это влечет за собой

— запоминать фразу из 4–5 слов,

— затруднения в письме по памяти и т.д.

Такие дети не могут подбирать проверочные слова, у них отсутствует языковое чутье.

Чтобы избежать всё это, требуется большая подготовительная работа с ребенком до школы.

Что же конкретно нужно делать? Как говорят нейролингвисты: «Впускать речь». Чем раньше вы начнете развивать речь ребенка, тем лучше. Именно в период до 5-ти лет нейросенсорные пути открыты слову, звукам. В этот период необходимы звуковые подражания, потешки, считалки, скороговорки, песенки. Каждый день обязательно читать ребенку не только сказки, но и стихи: это формирует ритмическую сторону речи. Речевое творчество должно быть совместным: вместе с ребенком следует рассматривать картинки и предметы, говорить, рассказывать, рисовать, петь, сочинять и т.д. Короче, «оречевлять» требуется всю совместную деятельность с ним.

Может возникнуть вопрос: стоит ли все это делать, если ребенок маленький и даже еще не говорит? Просто необходимо! Любой ребенок с рождения и далее должен буквально «купаться» в звуках — речевых и неречевых, естественным путем различать их, узнавать и повторять. Ответная реакция, если ребенок слышит, и нет опасения, что у него снижен слух, обязательно наступит. Но не надо соревноваться, соперничать с другими семьями: все дети развиваются по-разному.

А если ребенок учит иностранный язык? Важно умерить родительские амбиции по поводу раннего обучения детей иностранному языку. Как часто мы слышим браваду: «Мой сын лучше говорит на английском, чем на русском!». На практике «двуязычные» дети долго овладевают родным языком и часто смешивают буквы и звуки.

Нельзя также учить чтению детей, не выговаривающих звуки, так как это ведет к ошибкам на письме и закреплению уже дефектного произношения.

Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин. Родной язык — и средство общения, выражения мысли, и мощный стимул развития личности человека.

Удачи и успехов Вам, дорогие родители, а мы, логопеды, всегда Вам поможем!

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе»

г. Богородицк, Тульская область,
учитель-логопед Деревягина Елена Сергеевна
оригинал стать скачать

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!
Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок – цыпенок);
2) перестановки букв (свет – всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк…Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего ребенка к школе. Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой?

Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков.
Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков или смешение глухих и звонких звуков: “д-т”, “б-п”, “з-с”, “ф-в”, “ж-ш”, “г-к” и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он – левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 – 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: “Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?” Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый, мягкий звук”. Он учится читать. Можно сшить или купить ему “кассу” букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: “Кто? Что делает?”, слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: “Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок”, либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам “прибавить” , “отнять”, “получится”, решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

При подготовке консультации использовались материалы следующих авторов:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Никонюк Екатерина Юрьевна
«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

– сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

– достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

– способность к выполнению основных мыслительных операций;

– достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

– развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

– определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок

должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ

гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой готовности ребёнка к школе. Что же такое речь? Речь – это процесс общения, поэтому готовность.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

« Как подготовить ребенка к школе?» (советы логопеда)

Советы по подготовке ребенка к школе:

1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он – левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых,, учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык – штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

Содержимое разработки

Выступление на семинаре – практикуме в средней школе №12. 2014 – 2015 уч год.

« Как подготовить ребенка к школе?»

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он – левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык – штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото, например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 – 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: “Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?” Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый, мягкий звук”. Он учится читать. Можно сшить или купить ему “кассу” букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: “Кто? Что делает?”, слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: “Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок”, либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам “прибавить” , “отнять”, “получится”, решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

От двойки по математике спасет логопед: как подготовить будущего первоклассника к школе

В субботу в школах прозвенит первый звонок. От этой мысли начинают бешено биться сердца не только у родителей нынешних первоклассников, но и у мам и пап малышей, которым предстоит пойти в школу в следующем году. Ведь у них подготовка к 1-му классу только начинается. Станет ли ребенок отличником, это зависит не столько от того, научится ли он до школы читать и писать, сколько от здоровья. Корреспондент «Амурской правды» поговорил с авторитетными врачами и педагогами Благовещенска и узнал, что нужно успеть сделать родителям до следующего 1 сентября, чтобы проблемы со здоровьем, памятью и речью не помешали будущему школьнику учиться на пятерки.

Иммунолог:

Приучите всю семью завтракать

— Было бы здорово, если бы был такой список из четырех пунктов, ты ему следуешь и твой ребенок прекрасно учится. Но универсальных рецептов подготовки ребенка к школе не существует, — сразу начала разговор с «Амурской правдой» врач-педиатр высшей категории, аллерголог-иммунолог и главврач благовещенского кинезиоцентра «Берегиня» Наталья Климова.

Но все же, добавляет Наталья Викторовна, родителям будущего ученика минимум за год до школы стоит завести определенные правила, если они еще отсутствуют в семье. Эти правила касаются питания, быта, режима и профилактики заболеваний.

«Ребенок должен идти в первый класс с 7 лет. Родители часто пытаются отдать детей в школу и в 6 лет, и в неполные 6. Это неправильно».

— За один год вряд ли можно что-то кардинально изменить. Но надо понимать, что базой здоровья для ребенка является рациональное питание с рождения, организованный быт, организованный режим дня, правильная профилактика различных хронических заболеваний. Это и лечебная физкультура, и своевременная вакцинация, и санитарно-гигиенические нормы. Научите ребенка до школы мыть руки, умываться, чистить зубы, — советует врач. — Даже отношения в семье влияют на здоровье ребенка. Он будет спокойнее и адекватнее, если у него дома спокойная атмосфера.

Новые привычки должна принять вся семья, создавать специальные условия только для ребенка малоэффективно, считает педиатр.

— Прививайте в семье культуру питания. Ребенок должен позавтракать перед тем, как выйти из дома. Завтрак — один из важнейших приемов пищи, особенно для школьника, который первую половину дня будет активно заниматься, — рекомендует Наталья Климова. — Конечно, это не должна быть колбаса. Желательно каша, и не обязательно молочная. Следуйте известным и простым правилам. Вареное яйцо лучше жареного, а свежие блинчики, пожаренные без масла, лучше магазинного полуфабриката.

За год до школы ребенку нужно обязательно пройти медосмотр. Игнорировать его не стоит, даже если вас ничего не беспокоит. Узкие специалисты оценят физическое и нервно-психическое развитие будущего первоклассника, ведь во многом именно от здоровья будет зависеть его успех в учебе.

Логопед:

Ребенку нужен кругозор и богатый запас слов

Убедиться в том, что развитие ребенка до школы идет как надо, можно легко — приведя его к логопеду. Ведь этот специалист не только учит правильно произносить звуки. Речь малыша напрямую зависит от его уровня развития. Ребенок не построит красивое, развернутое предложение, если не будет обладать широким для его возраста кругозором и богатым запасом слов. Обнаружить, где именно с речью что-то пошло не так, и поможет логопед.

— Каждый год к нам приходит большое количество детей, которые испытывают трудности в обучении. Когда начинаешь этих детей обследовать, то выясняется, что основная причина школьной неуспеваемости в том, что они в первом классе не готовы воспринимать учебный материал, анализировать его и воспроизводить. Зачастую это связано с речевыми нарушениями, — говорит логопед центральной психолого-медико-педагогической комиссии при Институте развития образования Амурской области Галина Якимишина. — Если ребенок не произносит какие-то звуки, то родители считают, что это речевая проблема и обращаются к логопеду. Но ведь бывает и так, что ребенок все звуки произносит правильно, но у него есть трудности в различении звуков, близких по звучанию. Он не может воспроизвести сложные слова, например «экскаваторщик», «тракторист», «балерина» и так далее. Не может выделить первый звук в слове и последний. Неправильно употребляет слова, не может развернуто построить предложение, не может пересказывать. А это все те навыки, которые необходимы для обучения, особенно по русскому языку. При этом эти речевые проблемы, одна из которых непонимание обращенной речи, являются причиной неуспеваемости и по математике! Ведь ребенок просто недопонимает, что говорит учитель, когда он объясняет новый материал.

Школа — стресс, считают врачи: в садике ребенок много двигался, а в классе придется сидеть.

Специалисты отмечают: сейчас редко встретишь ребенка, которому не требуется помощь логопеда. Причем проблема может дать о себе знать в любом возрасте. «Ко мне обратились родители 16-летнего подростка. В свое время дефект не замечали, а теперь ребенок не может поступить в летное училище, потому что у него горловое произношение звука «р», — рассказывает логопед.

— Когда я окончила институт, в Благовещенске только открылся детский сад для детей с нарушениями речи, а потом еще один. Сейчас такие детские сады можно открывать повсеместно. Логопед нужен практически в каждый детский сад, — говорит Галина Родионовна, за плечами которой 28-летний опыт работы. — Очень много детей, которые произносят все звуки, а им ставят логопедическое заключение «общее недоразвитие речи».

Часто у будущих первоклассников накоплен малый запас представлений об окружающем мире. Не знают фамилию, имена и отчества своих мам и пап, где они работают. «Не знают даты своего дня рождения, не говоря уже о возрасте мамы и папы», — констатирует Галина Родионовна.

— У детей настолько фрагментарно сформированы представления об окружающем мире, что, если спросить ребенка, знает ли он животных жарких стран или севера, он растеряется. А ведь это дошкольный возраст и это все должно формироваться посредством общения с родителями, просмотра правильных телепередач, чтения правильной литературы, в том числе энциклопедий. Это все причины школьной неуспеваемости, — предупреждает логопед. — В первом классе оценки не ставят, получается, что ребенок, недостаточно освоивший программу первого класса, переходит во второй, когда у него снижается школьная мотивация за счет неуспешности в первом классе.

Ортопед:

Учите правильно сидеть на стуле

Школа для ребенка — стресс, считают врачи-ортопеды. Ведь в детском саду он активно двигался, а в классе ему придется много сидеть.

— В первую очередь обратите внимание на то, как ребенок сидит на стуле. Умеет ли он использовать спинку стула, как позиционирует корпус тела относительно сиденья, спинки и стола, за которым он будет писать и читать, — советует врач-ортопед-травматолог и мануальный терапевт Евгений Квиткин. — В идеале позиция должна быть такой, чтобы между туловищем и бедром был тупой угол, то есть надо сидеть, слегка откинувшись, должен быть поясничный упор, чтобы поясница не провисала, а имела небольшую поддержку. Тогда не будет нарушаться кровообращение в паховой области, где проходят магистральные кровеносные сосуды.

Амурские врачи и учителя констатируют: все больше детей идут в школу уже с искривлением позвоночника.

— То, что сколиоз (стойкое боковое отклонение позвоночника от физиологического выпрямленного положения) часто диагностируется у детей дошкольного возраста, связано с современным темпом жизни, — считает детский ортопед и мануальный терапевт Дина Заикина. — Это доступность гаджетов, длительное сидение у телевизоров из-за массы привлекательных детских каналов. Одним словом, длительная гиподинамия. Да и просто «нехватка» у родителей времени на ребенка.

Часто нарушение осанки связано с другим нарушением — зрения, отмечает Евгений Квиткин. Поэтому посетить офтальмолога — тоже обязательный пункт в подготовке к школе.

— Если у ребенка плохое зрение, он интуитивно тянется вперед, сгибает верхний отдел позвоночника. Надо сразу определиться, как ребенок зрительно подготовлен к школе, — советует Евгений Анатольевич. — Осанка — это ведь не только ортопедическая проблема. Вертикальная поза контролируется тремя органами — позвоночником со стопами, вестибулярным аппаратом и глазами. Все три системы между собой коннектятся, и мы, соответственно, выбираем ту или иную форму управления осанкой. Надо, чтобы все эти органы вместе работали хорошо.

— Обнаружить сколиоз на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает, — предупреждает Дина Феликсовна. — В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте. При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии дети нередко жалуются на боли неврологического характера.

Невролог:

Эра гиперактивных детей

— Школьная зрелость наступает в полные 7 лет. Именно с этого возраста ребенок должен идти в первый класс. Родители часто пытаются отдать детей в школу и в 6 лет, и в неполные 6. Это неправильно. Исключение можно сделать только для сентябрьских-октябрьских детей. Если есть проблемы с речью, то тем более стоит подождать до полных 7 лет, ничего страшного в этом нет, — говорит Антонина Фомина, заведующая неврологическим отделением Благовещенской детской городской клинической больницы.

Перед школой дети обязательно проходят осмотр у невролога, иногда необходимо обратиться к специалисту заранее. Часто бывают проблемы с кровотоком, поэтому отправляем пациентов на дополнительное обследование. В школе ребенок берет в руку ручку и у него появляется напряжение между кистью и плечом. От этого потом возникают головные боли. В этом случае назначаем УЗИ магистральных артерий головы. Кому-то поможет массаж, кому-то потребуется более глубокое обследование.

Неврологические проблемы у детей в школе обернутся снижением успеваемости, проблемами с поведением, неусидчивостью. Дети вообще стали более активными. Сейчас эра гиперактивных детей. Они и будут двигать мир. Поэтому активность — еще не патология, но уделите больше внимания воспитанию ребенка. Оно играет основную роль в том, чтобы активный ребенок мог сидеть и слушать учителя.

«Давайте будущим школьникам поливитамины. Дальневосточным детям рекомендуют принимать их круглогодично», — советует детский невролог Антонина Фомина. Педиатр Наталья Климова придерживается этого же мнения, но рекомендует выбирать не синтетические препараты, а натуральные витаминные комплексы или биологически активные добавки.

Педиатр:

Не ломайте свои биотритмы

— Любые хорошие правила крайне редко выполнимы в силу различных обстоятельств. Не ставьте себе сверхзадачи, когда вы создаете ребенку приятные условия, а сами при этом ломаете свои биоритмы, — советует врач-педиатр Наталья Климова. — Мое негласное правило — без фанатизма. Чтобы ребенок вырос счастливым, здоровым и грамотным, нужно, чтобы родители тоже вели такой образ жизни — счастливый, здоровый и грамотный. И не важно, в детский сад идет ребенок, или школу, или в институт. Если в семье создан микроклимат и все условия, чтобы личность развивалась гармонично и в физическом плане, и психоэмоциональном, то, я думаю, все эти моменты переходов ребенком будут пережиты гораздо лучше.

Учитель:

Разговаривайте и тренируйте память

Современные родители стремятся отдать своих детей в развивающие центры и клубы. На занятиях педагоги учат дошколят читать, считать и писать. Но многое из того, что получают там дети, могут дать сами родители. Главное — разговаривать с ребенком, считают учителя начальных классов. Это поможет будущему первокласснику расширить словарный запас, научиться выражать мысль и пересказывать, например, события, которые с ним произошли за день, или просмотренный мультфильм. Этот навык — пересказывать — ему пригодится в школе на протяжении всех 11 лет обучения.

— Чтобы ребенок хорошо учился, до школы начните тренировать его память, — советует педагог с 36-летним стажем, учитель начальных классов благовещенского лицея № 6 Ольга Сергиенко. — Учить только стихотворения недостаточно. В игровой форме делайте тренировочные упражнения. Например, покажите ребенку картинки — сначала пять штук, закройте их и проверьте, сколько он запомнил. Постепенно доведите количество картинок до 10, для ребенка 5—6 лет это приемлемо. Хорошо, если он вспомнит половину и больше. Так вы натренируете его зрительную память. Чтобы развить слуховую, вместо картинок называйте предметы, которые вы видите, когда, например, идете из садика домой. Достаточно пяти слов. Если ребенок называет четыре, это уже хорошо. В классе мы пишем диктанты, я читаю предложения из четырех слов. Некоторые дети не могут запомнить, приходится диктовать по одному слову.

«Мы пишем диктанты, я читаю предложения из четырех слов. Некоторые дети не могут запомнить, приходится диктовать по одному слову».

Родителям будущих школьников Ольга Калиновна советует больше читать детских книг и сказок — хотя бы по 30 минут в день. А еще чаще вместе гулять и ходить в лес. «Ведь это полезно не только для здоровья, но и очень познавательно. Волей-неволей родителям придется отвечать на многочисленные вопросы малыша. Это опять же пополнение словарного запаса, развитие внимания и разговорной речи», — говорит педагог.

Полезным будет потренироваться с дошкольником в усидчивости. Ведь учителю потребуется не менее 20 минут, чтобы объяснить ученику новый материал на уроке.

— Родителям своих учеников я советую: засеките время, сколько ребенок может сидеть и внимательно смотреть какую-то телепередачу — не мультик. А сколько времени он может рассматривать детский журнал? Обычно 5—7 минут — а этого очень мало! — говорит Ольга Сергиенко. — Собирайте с ребенком пазлы, играйте в настольные игры, учите его концентрировать внимание.

Готовим ребенка к школе: взгляд логопеда

Ребенку исполнилось шесть лет. Глядя на малыша, родители часто задают ему вопрос. «Ты хочешь в школу?». Дети не всегда до конца понимают, что такое школа (если в семье нет старших братьев и сестер, которые делятся своими впечатлениями об уроках, одноклассниках и учителях). Неуверенные ответы малыша настораживают родителей. И тогда возникает вопрос «А готов ли ребенок к обучению?».

В чем заключается готовность? Определяется она интеллектуальным и личностным развитием. Немаловажную роль играет и состояние здоровья. Физиологи и психологи, изучив двадцать тысяч учащихся первых классов столичных школ, сделали вывод, что примерно 30 % первоклассников не готовы к школьным занятиям. Около 20% первоклассников не в состоянии слушать учителя, выполнять его инструкции. Всего по оценке методистов и психологов, почти 40% первоклассников по разным причинам не смогут успешно учиться в школе.

Шаг №1. Спросите себя, насколько ваш ребенок хочет учиться

Готовность к обучению складывается из различных факторов и формируется в дошкольном возрасте. Первая составляющая готовности ребенка к школе – личностная готовность, желание учиться, понимание своих обязанностей. Важно, чтобы школа привлекала не только внешней стороной (красивый портфель, пенал, новая форма), но и возможностью получать знания.

Чтобы выявить, сформировалась ли у будущего первоклассника мотивация, т.е. знает ли он, для чего нужно ходить в школу, или почему он хочет туда идти, задайте своему сыну или дочери вопрос: «Зачем тебе идти в школу?» или «Почему ты хочешь туда ходить?» Если в ответ на это вы получите рассказ о том, как там (в школе) весело играть с ребятами, то это сигнал об отсутствии мотивации. Для ребенка школа сейчас – это источник развлечений.

Вы можете услышать в ответ слова о том, что он уже большой, а всем большим мальчикам и девочкам надо ходить в школу. Это тоже неправильное понимание назначения учебной деятельности. Если же ребенок отвечает, что ему школа нужна для того, чтобы узнать что-то новое, интересное – это правильное видение себя в качестве ученика.

Правильное понимание значимости школы в своей жизни зависит от того, как взрослые готовят малыша к обучению. Делитесь с ребенком только приятными впечатлениями о своих школьных годах, рассказывайте об успехах и достижениях в то незабываемое для вас время. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять задания, поручения взрослого, четко следуя его инструкциям, управлять своим поведением, эмоциями. В дальнейшем по такому же принципу будет организовываться учебный процесс. Дети работают по теме урока, выполняя задания учителя.

Часто специалисты при приеме будущих первоклашек сталкиваются с такими случаями, когда ребенок имеет высокие интеллектуальные способности, но при этом не способен к систематическим занятиям. Родители чаще обращают внимание на первую составляющую готовности к школе – интеллектуальную. Конечно, определенный запас знаний, развитое логическое мышление, хорошая память, достаточный уровень речевого развития, сформированность зрительно-двигательных координаций – все это будет способствовать успешному усвоению школьной программы. Но помните, что готовности к школе нельзя обучить, поскольку речь идет об оценке не только интеллектуальных навыков, но и о совокупности психических и физиологических составляющих.

Интеллектуальные способности и учебные навыки не всегда живут дружно со способностью ребенка к систематическим занятиям. Это говорит о некой незрелости организма будущего ученика. Поэтому так важно учитывать индивидуальные особенности будущего первоклассника при подготовке к школе, и, в дальнейшем, при обучении.

ребенок разговаривает по телефону.jpg

Определить возможности и особенности ребенка может только детский психолог. Обращали ли вы внимание, как малыш общается со сверстниками? Умеет ли он принимать общие правила взаимодействия в детском коллективе? Этим также определяется социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Помимо этого родителям нужно учесть и уровень речевого развития шестилетки. Это базис для успешного постижения грамматики русского языка. Понятие «речевое развитие» многогранно. ​Во-первых, оно включает в себя правильное произношение всех звуков. Вы замечали, как часто с экранов телевизоров и по радио звучит картавая и шепелявая речь, а в жизни мы все чаще сталкиваемся с людьми, которые не могут без ошибок написать простой текст? Логопеды знают, что между неправильным произношением и трудностями при обучении русскому языку существует прямая связь.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать животных, в названии которых должны быть такие звуки как:
р (корова, река)
л, л’ (лось, лиса)
ш, ж (кошка, жеребенок)
с, з (коза, собака)

Неправильное произношение звуков – наиболее очевидное нарушение речи. Их необходимо корректировать до поступления в школу. Даже ребенок, который не умеет читать, должен чувствовать структуру слова, слышать звук и определять его место в слове (начало, середина, конец), называть слова на определенный звук.

Ребенку, поступающему в первый класс, необходимо иметь достаточный словарный запас. К началу занятий он должен составлять не менее 5-7 тысяч слов. Это АКТИВНЫЙ словарь ребенка, т.е. он этими словами активно и правильно пользуется. В словаре будущего первоклассника присутствуют все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, предлоги, наречия, союзы. Ребенок должен владеть обобщающими понятиями: обувь, одежда, посуда, животные и т.д.

ЗАДАНИЕ
Попросите ребенка назвать предметы посуды, цветы или деревья. Вопрос нужно построить в таком ключе: «Какую ты знаешь посуду?», «Какие ты знаешь цветы?», «Назови деревья, которые тебе известны». Далее попросите ребенка ответить на следующие вопросы:
– Подбор признаков к предмету (Какой лимон? – желтый, кислый и т.д.)
– Подбор действий к предмету (Что делают дети? – смеются, играют, танцуют)
– Владение предлогами (Где находится предмет? – в шкафу, на столе)

Читайте также:  Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения
Ссылка на основную публикацию