Как определить готовность ребенка к школе? ТЕСТ логопеда для родителей – Готов ли ваш ребёнок к школе?

Как определить готовность к школе?

Перед школой осталось совсем немного времени и Вы волнуетесь – удачно ли пройдет собеседование в 1 класс. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению? Справится ли Ваше чадо с теми вопросами и заданиями, которые могут предложить на школьной комиссии, успешно ли пройдет тестирование на готовность к школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить готовность к школе вашего ребенка? Эти вопросы волнуют всех родителей дошкольников.

Требования к подготовке будущего первоклассника стали выше — по сравнению с временем, когда учились их родители или бабушки и дедушки. Как логопед-дефектолог, я понимаю, что усложнение программы для первоклассников и требования к ним являются завышенными и не обоснованными. Но увы — такова реалии нашей жизни и нам нужно быть к ним готовыми.

Давайте рассмотрим все направления, которые охватывает тестирование перед школой.

Рассмотрим навыки, необходимые для успешного обучения к школе, по которым определяется готовность к школе.

1. Звукопроизношение

К моменту поступления в 1 класс у ребенка не должно быть дефектов звукопроизношения.

Довольно часто родители не могут самостоятельно правильно определить состояние звукопроизношения ребенка. Поэтому нужно показать дошкольника логопеду, который проведет обследование и, в случае нарушений произношения, займется его коррекцией. Только логопед сможет определить готовность ребенка к школе по части звукопроизносительной стороны речи.

Еще один важный аспект – хорошая дифференциация (различение) поставленного звука речи и тех звуков, на которые раньше ребенок заменял этот звук. Если ребенок, например, заменял звук [Р] на звук [Й] и говорил «ядуга» вместо «радуга» и иногда (пусть даже совсем редко), продолжает путать эти звуки, такое произношение может отразиться на письме. Тогда в школе это может привести к акустико-артикуляторной дисграфии и дислексии.

Над различением звуков можно работать и дома, но важно точно определить те пары звуков, которые ребенок путает и подобрать эффективные упражнения.

2. Звуковой анализ и синтез

Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.

Особенно сильно этот навык влияет на обучение письму и чтению в начальных классах. Если ребенок путает такие понятия, как «звук» и «буква», «буква» и «слог», «слог» и «слово», «гласный» и «согласный» звуки, «твердый» и «мягкий» согласный, «звонкий» и «глухой» согласный, не может определить положение звука в слове, это удручающе скажется на обучении в школе. Такой ребенок будет путаться в написании букв, отставать от сверстников, не говоря уже о переживаниях первоклассника по поводу собственных неудач. Плохое состояние звукового анализа и синтеза бывает причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Перед школой нужно проводить с ребенком игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.

3. Чтение

Желательно, чтобы перед школой ребенок умел читать по слогам.

Чтение должно быть на первых этапах послоговым. А затем, по мере усвоения (как правило уже во время обучения в 1 классе) чтение становится беглым (целыми словами). Часто бывает, что родители учат ребенка читать перед школой и будущий первоклассник приходит в школу с навыками пословного чтения. Однако следует избегать ошибок, связанных с побуквенным чтением. Начинать читать надо сразу со слогов, и ни в коем случае не учить ребенка сначала произносить буквы отдельно, а затем повторять состоящий из них слог или слово. К сожалению, я наблюдаю результаты таких ошибок в своей логопедической практике. В таких случая ребенок читает сначала буквы по отдельности, затем соединяет их в слоги: «К», «О»- «КО», «З», «А» — «ЗА», «КОЗА». Этого допускать нельзя, нужно уже на этапе знакомства с буквами тренировать ребенка в слитном чтении простых слогов с изучаемыми буквами.

На первых порах пусть ребенок читает «орфографично», произнося все буквы так, как они пишутся («сОбака», «что», «дОрога»). И только когда чтение станет беглым, можно переходить к орфоэпичному чтению, когда мы читаем так, как говорим в обыденной жизни, а не как написано.

Еще важно обратить внимание на понимание прочитанного. Не читает ли малыш формально, понимает ли он смысл? Однажды мой ученик на вопрос, что означает предложение «Дети завесили стол одеялом и устроили домик» ответил: «Дети залезли под стол и ЗАВЕСЕЛИЛИСЬ. Им весело было». Такое ошибочное понимание прочитанного приведет в школе к ошибкам в выполнении многих заданий, таких как устные и письменные ответы на вопросы, изложения и т.п. Попросите ребенка пересказать предложение или текст. Задайте несколько вопросов по прочитанным предложениям.

И помните, что чрезмерно высокие требования к скорости чтения вредны для ребенка. Если он не готов быстро читать, то перейдет на чтение по догадке, в спешке перестанет дочитывать слово до конца. И получится не «Кошка спряталась за дерево», «Кошка СПРЯТАЛА за дерево», не «Дети играли и заснули в шкафу», а «Дети играли и ЗАСУНУЛИ в шкаф».

4. Письмо

Желательно, чтобы до школы ребенок знал написание печатных многих (или всех) букв, умел писать печатными буквами простые слова.

Когда ребенок усвоил послоговое чтение, знает написание некоторого количества букв, можно сразу же тренировать его в написании простых слов, например: «мама, папа, кот, коза, руки» и т.п. Не нужно акцентировать внимание на том, что ребенок неправильно пишет словарные слова («алея» вместо «аллея»). Однако будущий школьник не должен писать «дЭд мороз» вместо «дед мороз», «мальина» или «малына» вместо «малина», «лэампа» вместо «лампа». Подобные ошибки свидетельствуют о нарушениях звуко-буквенного анализа и синтеза на этапах обучения чтению и письму и в школе могут проявиться в виде дисграфии.
Важно также обратить внимание на то, не переворачивает ли дошкольник буквы, не пишет ли он их «зеркально» (в другую сторону) или не путает ли написание схожих букв, заменяя, например, букву «Ш» на букву «Щ» или букву «В» на букву «Б». В период знакомства с буквами малыш имеет право не сразу запомнить правильное положение буквы, будет путать направление написания буквы, писать некоторые буквы зеркально — в начале обучения это нормально! Но если после нескольких месяцев обучения написанию печатных букв такие ошибки остаются и ребенок упорно пишет буквы «зеркально» — это значит, что у ребенка страдает оптическое восприятие образа буквы. Тогда существует риск, что в школе он будет путаться в написании букв, особенно это будет проявляться при быстром письме в классе, и может вылиться в оптическую дисграфию. Лучше отработать навыки правильно написания печатных букв до школы. Для этого нужно делать специальные упражнения по предотвращению дисграфии.

5. Мелкая моторика

К первому классу у ребенка должна быть хорошо сформирована мелкая моторика ведущей руки.

Если ребенок пишет неровно, рука дрожит, он делает много ошибок, быстро устаёт при письме, плохо проводит заданные линии, криво выполняет обводки и штриховки, ему сложно будет осваивать письмо прописными буквами в школе.

Значит перед школой необходимо много заниматься тренировкой мелкой моторики ведущей руки.

6. Развитие речи

Ребенок перед школой должен успешно усвоить лексико-грамматический строй речи, иметь богатый словарный запас, у него должна быть хорошо развита связная, фразовая речь.

Для проверки этих навыков можно предложить ребенку поиграть в речевые игры, связанные со словообразованием и словоизменением.

Например:

    • «Назови детенышей животных» (ягненок, теленок и т.д.);
    • «Образуй слово» (шкаф из дерева – деревянный, машина из металла – металлическая и т.п.);
    • «Сколько предметов» (пять яблок, три яблока, семь карандашей, два уха и т.д.) «Чьи уши» (кошачьи, волчьи и т.д.);
    • «Подбери слова, противоположные по смыслу» (низкий – высокий, толстый – тонкий, широкий – узкий и т.д.)

Перед школой ребенок должен:

  • употреблять сложные предложения;
  • уметь составлять рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.

Да и общая осведомленность об окружающем мире должна быть высокой. Дошкольник должен знать:

  • где он живет, в какой стране, собственный адрес;
  • как зовут родителей и кем они работают;
  • иметь представления о времени, определять время по часам;
  • знать названия времен года, месяцы, дни недели и т.д.

Проводите побольше речевых игры для развития связной речи, лексики и грамматического строя речи, это поможет ребенку лучше подготовиться к школе.

7. Память, внимание, восприятие

Состояние памяти, внимания и восприятия ребенка существенно влияют на определение готовности к школе.

Перед школой дошкольник должен:

  • запоминать 6-8 слов или картинок (зрительно или на слух, сравнивать изображения;
  • находить отличия или одинаковые изображения;
  • уметь быстро и без ошибок зачеркивать или обводить заданные предметы или буквы (выполнять корректурные пробы);

Ели эти задания окажутся трудными в выполнении, обязательно надо упражнять в них дошкольника, выполняя задания на развитие внимания, восприятия и памяти.

8. Логическое мышление, математика

Будущий школьник должен уметь решать логические задачи и примеры на сложение и вычитание по математике (в пределах 10).

    • хорошо знать состав чисел в пределах первого десятка;
    • уметь сравнивать количество;
    • решать примеры на сложение и вычитание и решать задачи на эти действия;
    • знать геометрические фигуры
    • хорошо ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполняя рисунок по клеточкам (ориентируясь в таких понятиях, как «2 клеточки влево», «1 клеточка вправо», «3 вверх» и т.д.);
    • решать логические задачи (например «раскрась мячики: красный мячик находится слева от синего, но справа от зеленого, а желтый слева от зеленого»);
    • выявлять закономерности, отличительные признаки, обобщать классификации (например «объясни, какой предмет лишний и почему»).

9. Усидчивость, высокая мотивация к обучению

На показатели готовности к школе существенно влияют: высокая мотивация к обучению, а также хорошая концентрация на процессе обучения и самоконтроль, а проще говоря – усидчивость.

Если ребенок плохо концентрируется на учебной деятельности, быстро отвлекается и соскальзывает с занятий на игровую деятельность, допускает много ошибок из-за низкой концентрации внимания, то говорить о поступлении в школу – преждевременно.

Сперва надо развить эти качества у дошкольника! Как правило, такие детки не испытывают желания идти в школу, они не понимают, зачем нужно учиться. И это также говорит о незрелости функций, определяющих готовность ребенка к школе.

Насильно невозможно заставить ребенка проявлять интерес к учебе! Вы потратите его и свои нервы, но не добьетесь желаемого. Лучше побольше играть с ребенком в речевые игры и логические игры, повышая интерес к занятиям и дать время малышу повзрослеть, через год эти процессы будут функционировать лучше, а значит – обучение в школе будет успешным и будет доставлять удовольствие.

Родителям будущих школьников нужно понимать, что (к моему большому сожалению) требования к поступающим в первый класс современной школы усложнились, поскольку усложнились программы обучения начальной школы. 20-30 лет назад школьная программа в первом классе была проще, что ничуть не мешало детям успешно учиться! Однако наши времена диктуют свои условия. Темп прохождения школьной программы высок, а у учителя порой нет времени, чтобы уделить дополнительное время ребенку, не успевающему за другими первоклашками. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен к школьной программе, тем легче пройдет адаптация и обучение в первом классе. Надеюсь, эта статья поможет Вам лучше подготовить малыша к первому классу!

Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи детки скоро пойдут в 1-й класс!

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Рекомендации и тесты для родителей “Готов ли ваш ребенок к школе”
тест (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет родителям не только проверить знания своего ребенка, но и послужит ориентиром при подготовке ребенка к школьному обучению. Обучение первоклассника в школе может быть успешным, только если он обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школе – это не только умение ребенка читать и писать, это определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Тесты помогут родителям ответить на вопросы: как определить готовность ребенка к школе? А так же чему учить ребёнка до школы?

Читайте также:  Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
testy_dlya_roditeley.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ ДСКВ №66 «Забавушка» г. Нижневартовска.

«Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Когда специалисты говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика

Тест для родителей

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Тест ниже поможет родителям ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? А так же чему учить ребёнка до школы?

1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти?

3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал прямоугольник)?

5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)?

19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец «дерево — ветки», к слову «книга» необходимо назвать слово «страницы»)?

23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?

12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет – ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям “зимних” деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия “больше, меньше, поровну”.

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: “тарелка, кастрюля, щетка, ложка”?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова “Тесты для проверки речи и навыков чтения”

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга – “Тесты для будущих первоклассников”. Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе»

Людмила Батарлыкова
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе»

Чтобы проверить, насколько ваш ребёнок готов к школьному обучению, предлагаем ответить на вопросы теста.

Ниже предлагаются утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребёнка. Необходимо ответить на каждый вопрос.

Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

№ Верно ли утверждение… (Да Нет Не знаю)

1 Мой ребёнок очень хочет учиться в школе

2 Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте

3 Мой ребенок легко работает с мозаикой

4 У моего ребёнка иногда сильно кружится голова

5 Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёный цвета

6 Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за контуры картинки

7 Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне

8 Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги

9 Мой ребёнок умеет читать по слогам

10 Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 10 и обратно

11 Мой ребёнок может сосчитать от 0 до100

12 Мой ребёнок говорит чётко, правильно, произнося все звуки в словах

13 Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю

14 Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми

15 Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним

16 Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно

17 Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили

18 Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)

19 Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки

20 В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе

21 Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было

22 Мой ребёнок знает, как называется страна и город, в котором он живёт

23 Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания

24 Мой ребёнок – хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы

25 Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии (книгах для взрослых)

26 Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться

27 Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на русском языке, от иностранной

28 Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений

29 Иногда мой ребёнок плачет, говоря, что у него ничего не получается

30 Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку

31 Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу

32 Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер

33 Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему

34 Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьется

35 Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику (конструктор «Лего»)

36 Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже

37 Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений

38 Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)

39 Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами

40 На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру

41 Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (например, гуляет с собакой, кормит рыбок, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т. д.)

42 Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой

43 Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза

44 Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит купить ему портфель, тетради

45 У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение

В таблице «Обработка теста», в графе «Номера вопросов», обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка».

Обработка теста

№ Параметр готовности к школьному обучению Номера вопросов Максимально возможный балл Балл ребёнка

1 Психическое здоровье 2-нет 4-нет 5-да 7-нет 4балла

2 Психомоторика 3-да 6-да 8-да 35-да 4балла

3 Умение читать, считать, писать 9-да 10-да 11-да 39-да 4балла

4 Умение общаться и говорить 12-да 7баллов

13-нет 14-нет 15-нет 18-да 24-да 40-да 5баллов

Интеллектуальные процессы (развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления) 17-да 20-да 21-да 27-да 28-да 30-нет 31-нет 32-да 37-нет 42-да 10баллов

6 Предметные знания – эрудиция 22-да 23-да 25-да 3балла

7 Эмоционально-волевая сфера 26-нет 34-да 45-да 3балла

8 Мотивация к школе 1-да 33-нет 44-да 3балла

9 Самооценка 29-нет 36-нет 38-да 3балла

10 Дисциплинированность и ответственность 16-да 19-да 41-да 43-да 4балла

Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке.

40—45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься.

30—39 баллов — ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов

Менее 30 баллов — возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога.

Если ответов «не знаю» более 15, это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка. Поэтому особенно полезными будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребёнок очень сильно отдалится от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами.

Давайте расшифруем, что такое «Параметры готовности к школьному обучению».

Психическое здоровье — состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невропатолога).

Психомоторика — умение хорошо работать руками: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т. д.

Умению читать, считать, писать как раз и обучают в начальной школе. В большинстве школ учителя говорят, что ребёнок не обязан при поступлении в 1-й класс бегло читать, считать и писать, но, если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, это сделает его обучение более успешным.

Умение общаться и говорить обеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т. д.).

Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, то есть не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребёнка есть проблемы с устной речью. Если ребёнок не может сказать, потому что у него есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему необходима консультация логопеда.

Интеллектуальные процессы (развитие ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности.

И наоборот, ученик, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому, на наш взгляд, больше времени при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.

Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребёнку при изучении различных предметов.

Эмоционально-волевая сфера демонстрирует, как ребёнок строит свои взаимоотношения с окружающим миром.

В норме у ребёнка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными.

Однако если ваш ребёнок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость, желательна консультация психолога.

Мотивация к школе показывает, насколько и как ребёнок настроен на школу и обучение. Если ребёнок не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т. п., значит, у ребёнка нет желания учиться, и такой ребёнок не ориентирован на успех в учёбе. Чтобы ребёнок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте ребёнка трудиться (работа по дому — это тоже труд).

Самооценка свидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребёнок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена.

Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то или что-то, и поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так. Такие дети часто тревожатся и легко ранимы.

Дисциплинированность и ответственность — качества, без которых ребёнок не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать — вот над чем нужно работать, если в соответствующей графе ребёнок набрал 0 баллов.

«Что значит «ребенок готов к школе»?» Консультация для родителей Каменева Светлана Александровна Что значит ребенок “готов к школе?” Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите.

Деловая игра для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи. – Познакомить родителей.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Консультация для родителей детей дошкольного возраста Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.

Психологические аспекты «Готов ли ваш ребенок к школе» Педагог-психолог Перегримова И. П. Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу.

Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе?» Консультация для родителей Уразгулова Светлана Владимировна Готов ли ребенок к школе? Каждый родитель имеющий ребенка в возрасте : 6.

Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» Как мы говорим о человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном,.

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Школа – это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически.

Консультация для родителей «Воспитан ли ваш ребенок?» О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Круглый стол для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №277» г. о. Самара Разработка содержания мероприятия с родителями.

Консультация для родителей «Ваш ребенок слушает и рисует» Статья: Ваш ребенок слушает и рисует. ФИО, воспитатель Серебренникова Анастасия Александровна, МБДОУ детский сад №36г. Иркутска, группа.

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише – умеет ли он читать и считать. На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие.

23 августа 2016

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Готовимся к школе

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация и тесты для родителей.

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г.Нижневартовска.

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика

Тест для родителей. Готов ли ваш ребёнок к школе?

Тест ниже поможет родителям ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? А также чему учить ребёнка до школы?

1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

Да Нет

13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

Да Нет

14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти?

Да Нет

3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

Да Нет

15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

Да Нет

4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

Да Нет

16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал прямоугольник)?

Да Нет

5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

Да Нет

17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

Да Нет

6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

Да Нет

18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да Нет

7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)?

Да Нет

19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

Да Нет

8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

Да Нет

20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

Да Нет

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

Да Нет

21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Да Нет

10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)?

Да Нет

22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

Да Нет

11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево — ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)?

Да Нет

23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” — “холодно”)?

12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

Да Нет

24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к чтению?

Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?

Во-первых, способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.

Во-вторых, учить читать необходимо без принуждения.

Во-третьих, читать малыш должен осознанно.

Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка к осознанному чтению.

1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?

10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?

11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями?

3. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

14. Способен ли их пересказать?

6. Ваш малыш знает много стихов и песен?

15. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

7. Он понимает смысл большинства сложных слов?

16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

8. Чтение для него приносит удовольствие?

17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы?

18. Ваш малыш с радостью учится читать?

20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к письму?

Как научить ребенка красиво и правильно писать?

Это непростая задача.

Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.

Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

  • со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
  • буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
  • изображая с небольшими неточностями.

2. Вы считаете, что Ваш ребенок:

  • невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
  • расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
  • рассеян, но старается быть аккуратным.

3. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

  • никогда, очень редко;
  • иногда;
  • часто, почти всегда.

4. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

  • с неохотой, но приступив, увлечется;
  • с огромным удовольствием;
  • с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

5. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

  • никак не может запомнить;
  • от случая к случаю;
  • всегда.

6. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

  • у него неплохо получается;
  • его ловкости можно позавидовать;
  • постоянно путается, совершенно неуклюж;

7. Рисунки Вашего ребенка отличаются

  • наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
  • оригинальностью, некоторой размашистостью;
  • аккуратностью и четкостью линий.

8. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

  • примитивные и очень неаккуратные поделки;
  • самые элементарные вещи с помощью взрослых;
  • замечательные поделки.

9. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

  • куклу, машинку;
  • мозаику или конструктор;
  • книгу для раскрашивания.

10. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

  • держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
  • его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
  • держит ее, как взрослый.

1.Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Колесникова, Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – Ювента, 2001.

3.Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб.: Питер, 2004.

4.Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

5.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.

6.Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2007.

Читайте также:  Трудности обучения в школе - как их предупредить
Ссылка на основную публикацию