Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

– у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

– у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

– ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

– фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно. Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Новое видео:

Новое видео:

Как научить ребенка читать бегло?

Когда малыш впервые переступает порог школы, он думает об увлекательных приключениях, которые ждут его впереди. Однако многие родители в этот момент с горечью осознают, что беззаботное детство их чада закончилось, а теперь им вместе придется до ночи корпеть над домашними заданиями и книгами, чтобы своевременно выполнить все задания учителя.

Пессимистические мысли еще никому не помогали! Задайтесь вопросом «как научить ребенка читать бегло», вооружитесь советами опытных педагогов и вместе со своей крохой покорите новые вершины!

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.
Читайте также:  Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Мотивация при обучении технике чтения

Будем откровенными: у младшеклассника мало шансов по-настоящему влюбиться в чтение. Самые интересные книги ему пока «не по зубам» из-за их большого объема и обилия незнакомых слов. На этом этапе главная задача родителей – выработать у малыша тягу к новым знаниям и желание поскорее научиться читать.

  • Найдите для малыша интересную книгу с краткими текстами – оцените по достоинству роль сборника стихов и анекдотов, детских энциклопедий и комиксов.
  • Читайте ребенку вслух. Договоритесь, что малышу нужно проговорить одно-два предложения из напечатанного текста, а вы озвучите целую страницу.
  • Используйте внешнюю мотивацию.
  • Не давайте ребенку толстую книгу без картинок или с маленьким шрифтом. Лучше отдать предпочтение тексту, который оформлен красочными иллюстрациями или четко разделен на абзацы. Интересная литература позволит пробудить интерес к чтению и превратить его в желанный процесс.
  • Не считайте книгу наказанием – избегайте фразы «ну если тебе нечем заняться, сейчас будем читать» и ей подобных формулировок. Неправильная установка закрепит ребенка во мнении, что чтение – это долго, неприятно и неинтересно.
  • Не предлагайте сладости, компьютерные игры и другие конкретные награды. Иначе ребенок будет считать чтение противным делом, которое просто надо пережить, чтобы получить желаемое.
  • Не смотрите вместе со своим чадом фильм или мультфильм до знакомства с произведением.
  • Читайте сами, и с упоением пересказывайте новую информацию малышу. Ваш ребенок заразится вашим примером и тоже захочет провести время за книгой.

Чтобы возродить в ребенке интерес к чтению, нужно прилагать к этому регулярные усилия. Главная задача родителя – сделать так, чтобы малышу нравилось проводить время с книгой в руках. Не ругайте свое чадо, не сравнивайте его с одногодками и не превращайте занятия в наказание за какой-то проступок.

Не вынуждайте читать детей, а стимулируйте их интерес к знаниям. Купите им красочную книгу, перескажите свою любимую сказку, пообещайте потом посмотреть фильм о любимых героях. Чтение должно быть не отчаянной попыткой привести в порядок домашнее задание. Превратите его в увлекательный процесс, к которому захочется возвращаться снова и снова.

Консультация логопеда «Как растянуть подъязычную уздечку?»

Наталия Хрякова
Консультация логопеда «Как растянуть подъязычную уздечку?»

Подъязычная уздечка — это перепонка, которая соединяет ткани дна ротовой полости и язык.

Короткая подъязычная уздечка расположена слишком близко к кончику языка и ограничивает движения языка наверх.

Описание и правила выполнения упражнений для подъязычной уздечки.

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки выполняются как можно чаще, до 5-7 раз в день по 10-15 минут. Обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.

Согласно рекомендациям,основные правила проведения артикуляционного упражнения включают в себя:

• медленность, отсутствие спешки и максимальная отдача;

• хорошее настроение, улыбка и широко открытый рот;

• необходимо чередовать выполнение упражнений и отдых, ведь такие занятия являются серьезной физической нагрузкой.

Внимание! Если ребёнку была проведена операции по подрезанию подъязычной связки, то приведенные упражнения необходимо выполнять для растяжки, разработки, так как бывает такое, что уздечки срастаются и положение становится хуже, чем было до операции. Также нужно, чтобы ребёнка наблюдал ортодонт или стоматолог. Необходимо помнить, что упражнения можно выполнять только под контролем логопеда.

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении до 15 сек.

Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.

1. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

«Вкусное варенье»

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.

Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем широкий язык вперед, загибаем широкий его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно, в самом деле, намазать верхнюю губу вареньем или медом.

Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; Открыть рот шире. Подбородок неподвижен! Кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри из стороны в сторону.

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.

Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, а натянутая подъязычная связка, напоминающая его ножку.

Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.

Внимание! Нижняя челюсть, остаётся строго неподвижной.

Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.

Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

«Бытовые» упражнения для растяжения подъязычной связки:

1. Облизывание тарелок от мелкой до глубокой.

2. Есть мороженое, слизывая его языком.

3. Облизывание варенья с большой столовой ложки языком (йогурта, мёда, сгущенки и др.)

4. Облизывание большой конфетки «Чупа-чупс» и так далее.

Консультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда» Пиктограмма-(от латинского piktus-нарисованный)-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Кабинет логопеда на логопункте! Кабинет учителя-логопеда представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной.

Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки
картотека по логопедии на тему

Материал полезен специалистам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleks.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Выполнить упражнение «грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

Крот стережет норку.

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  2. Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.
  3. Косинова Е. М. Уроки логопеда – М.: ЭКСМО, 2003 г.
  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для логопедов и родителей.

Материал расскажет о том, как растянуть подъязычную связку с помощью специальных упражнений.

Упражнения для растягивания подъязычной связки.

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то , что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижн.

Специально подобраные упражнения помогут растянуть подъязычную уздечку.

Комплекс упражнений для растягивания укороченной подъязычной связки.

Короткая уздечка языка у ребенка: от симптомов до методов коррекции

  • О патологии
  • Причины возникновения
  • Виды патологии
  • Признаки и симптомы
  • Куда обратиться?
  • Лечение и коррекция

Примерно в 1 случае на тысячу новорожденных врачи диагностируют укорочение подъязычной связки. Это явление в народе получило название короткой уздечки языка. При своевременном обнаружении и правильном подходе к коррекции с проблемой можно справиться в полной мере без последствий для детского здоровья и качества жизни малыша.

О патологии

У медиков для короткой уздечки языка есть официальное название — анкилоглоссия. По своей сути укорочение подъязычной связки представляет собой врожденную аномалию челюсти и лица. Связка, которая соединяет язычок ребенка с нижней частью ротовой полости, короче нормы, и это не позволяет языку двигаться в том диапазоне, в котором это могут позволить себе остальные дети. Двигательные функции детского язычка ограничены. Врачи давно заметили, что у мальчиков анкилоглоссия встречается чаще, чем у девочек примерно в 3 раза. При этом разумного научного объяснения этому пока найти так и не удалось.

Короткая уздечка язычка у ребенка может привести к травмированию тканей полости рта, нарушениям некоторых функций, например, с трудом получается сосать, глотать, есть проблемы с произношением звуков родной речи. Поскольку пострадать могут разные сферы жизни ребенка, проблема укороченной уздечки находится на стыке интересов педиатров, стоматологов и логопедов. Как правило, для решения данной проблемы нужны усилия всех этих специалистов.

Уздечек у каждого из нас во рту ровно три. Вытянув кончик языка вперед и вверх, вы легко нащупаете у себя первую — верхнегубную. Опустив кончик языка вниз, не составит труда обнаружить уздечку нижней губы. Третья находится под языком, примерно в половине сантиметра от ряда нижних передних зубов. Поднимите язык вверх и легко обнаружите ее — тонкий и эластичный тяж, который ни в коей мере не мешает нашему языку двигаться.

При укорочении происходить могут разные вещи, которые приводят к одному неизменному результату. Например, уздечка может крепиться к верхней части языка или к кончику. В любом случае подвижность язычка нарушается вплоть до полной его неподвижности, несмотря на здоровые мышцы. В большинстве случаев у пятилетнего ребенка длина тяжа под языков в максимально растянутом состоянии составляет около 8 мм. При меньшей длине, недостаточной эластичности данного тяжа, необычном его прикреплении врачи говорят родителям, что у ребенка диагностировано укорочение уздечки языка.

Причины возникновения

В большинстве случае дети наследуют анкилоглоссию от кого-то из близких родственников. Если аналогичной проблемы ни у кого из родственников не было, то предполагается так называемая ненаследственная анкилоглоссия. Она, по мнению исследователей, может быть связана с неблагоприятным воздействием на эмбрион в период активного эмбриогенеза, то есть в первом триместре беременности. Это может быть сильный токсикоз, с которым столкнулась женщина на сроке до 12 недель, или вирусное заболевание, которым заразилась беременная в тот же период.

Причиной нарушения формирования челюсти и зубов в эмбриональном периоде может быть прием женщиной лекарственных препаратов, например, антибиотиков. Аномалия может сформироваться в результате работы будущей мамы на вредном предприятии при контакте с красками и лаками, химикатами, газами. У женщин, которые забеременели в возрасте после 35 лет, риск формирования у ребенка такой врожденной аномалии существенно повышается.

К сожалению, ни один доктор не сможет точно назвать вам причины ненаследственного укорочения уздечки язычка у ребенка. Есть только предположения, истинные причины и механизмы аномалии пока науке и медицине неизвестны.

Виды патологии

Существует 5 видов нарушений длины уздечки, при которых подвижность детского языка нарушается.

  • Она слишком тонкая, почти просвечивает, короткая.
  • Тяж не только тонкий и укороченный, но и крепится передней своей частью близко к кончику языка. При попытке поднять язычок вверх, натяжение становится сильным, и кончик начинает напоминать «сердечко», происходит раздвоение кончика.
  • Уздечка не просто не длинная, но и толстая, широкая, мощная и неповоротливая. Обычно передним краем она крепится близки к кончику органа, если попросить малыша показать язык, он подвернет кончик вниз, спинка языка при этом округлится «горкой».
  • Тяж толстый и плотный, имеется сращение с мышечной тканью языка. Такая форма патологии обычно встречается у малышей, которые родились с расщелинами губ или неба.
  • Тяж почти не определяется как самостоятельный. Он тесно переплетен с язычными мышцами, подвижности языка почти нет.

Признаки и симптомы

Порой укорочение подъязычной уздечки становится очевидным в ближайшие дни после появления новорожденного на свет — возникают проблемы при грудном вскармливании, ребенку тяжело дается сосание. Позднее проблема проявляется слабым становлением речи, проблемами развития зубов, челюсти. Какими именно будут нарушения, зависит от того, насколько выражена патология, насколько эластичен тяж, где и как он крепится, каковы длина и гибкость свободного краешка язычка.

В период грудного вскармливания патология дает о себе знать примерно у 25% детей с врожденной аномалией. Новорожденный никак не может правильно захватывать грудь, часто теряет сосок, плачет, устает. Кормление малыша превращается в настоящее испытание для женщины и самого малыша. Кроха получает недостаточно молока и медленно прибавляет в весе. Кормящая мама может обратить внимание на то, что грудничок для питания пытается использовать губы и активно прикусывает сосок деснами — так малютка старается доступными ему способами усилить поток молока, не в силах сосать нормально и создавать нужное для этого давление.

У самой молодой мамы такие кормления часто вызывают сильный стресс, усталость, нервные срывы, на сосках образуются болезненные трещины. Может нарушаться сам процесс лактации, ведь в чаще всего ребенок не выпивает столько молока, сколько нужно для полноценного его восполнения. Часто в этом случае, не выдержав, мамы переводят детей на искусственное вскармливание, и патология способна еще некоторое время оставаться недиагностированной.

Но сосательный процесс нарушается вовсе не у каждого малыша с укорочением подъязычной уздечки. У ряда грудничков отлично получается пить материнское молоко, и в этом случае диагностика анкилоглоссии всегда происходит более поздно, когда мама начинает обращать внимание на то, что у ребенка появляются дефекты звукопроизношения.

Короткая уздечка влияет на речь по-разному. Чаще всего ребенок неправильно артикулирует сонорные «р», «л», шипящие «ч», «щ», «ж», «ш», могут быть трудности с произношением звуков, которые требуют так называемой верхней артикуляции «т», «д». Логопеды в этом случае говорят о механической дислалии. Механическим фактором как раз и выступает короткий подъязычный тяж.

Реже первым диагностирует патологию детский стоматолог, к которому встревоженные родители обращаются с жалобами на открытый прикус, смещение зубных рядов, с жалобами на частый гингивит, пародонтит, воспаление в полости рта. При обследовании выявляется истинная причина. Если же в раннем детстве проблема не обнаружилась и не была устранена, то в подростковом возрасте у ребенка появляется индивидуальная анатомическая особенность — V-образный кончик язычка, также частыми становятся случаи надрыва уздечки, слюнотечение при говорении, ночной храп и даже апноэ. У подростков, которые очень трепетно относятся к особенностям своей внешности, речи все это может вызвать снижение самооценки, замкнутость, нежелание выстраивать социальные контакты, выступать публично, и это может привести к целому ряду психологических и даже психиатрических проблем.

Куда обратиться?

Установить наличие аномалии могут самые разные специалисты, которые понимают, как должна выглядеть нормальная подъязычная связка. В роддоме на проблему может обратить внимание неонатолог, в первый месяц — участковый педиатр, который будет часто навещать новорожденного на дому. Позднее определить анатомическую аномалию может хирург, ортодонт, ЛОР-врач и стоматолог. Обратить внимание на проблему и отметить, что длина уздечки не соответствует норме, может и логопед.

В более позднем возрасте родители и сами могут заподозрить наличие проблемы — дети с короткой уздечкой не могут самостоятельно легко облизать губы, дотянуться кончиком языка до верхних зубов, высунуть язык по просьбе.

В этих случаях следует показать ребенка детскому врачу. У медиков помимо визуального осмотра, есть специальный тест Хазелбейкер, который поможет установить степень подвижности языка.

Лечение и коррекция

Существует два вида лечения врожденной аномалии — оперативное и консервативное.

Хирургическое

Операция по рассечению уздечки, ограничивающей движения языка, называется френулотомией. Это довольно простое оперативное вмешательство, аналогичное надрезанию уздечки полового члена у мальчиков. Во время операции, которую проводят под местной анестезией, врач проводит рассечение лингвальной уздечки. У новорожденного данный тяж не содержит сосудов и мышц, и операция проблем не доставляет никому, она проходит легко и быстро. В первые дни после рождения, если ребенку короткая уздечка мешает питаться нормально, френулотомия проводится ножницами, делается поперечный надрез. Ни швов, ни анестезии это не требует. Ранка заживает довольно быстро.

Если проблема стала очевидной уже после выписки из родильного дома, то френулотомия проводится под местной анестезией — надрезать уздечку врач может ножницами, скальпелем или лазерным методом. После того как ребенку исполнится 2-3 года, в случае необходимости операции в этом возрасте учитывают некоторые возрастные нюансы. В соединительной ткани появляются кровеносные сосуды. Начиная с этого возраста при необходимости френулотомия проводится в стационаре с анестезией и наложением швов. Существует лазерная френулотомия или так называемый бескровный метод. После нее восстановление и заживление происходит быстрее.

Если проблема не была выявлена рано, и потребность в операции появляется уже после 5 лет, то проводится иная операция — френулопластика. Это вмешательство легким не назовешь. Для нее применяется общий наркоз, наложение швов и длительное стационарное наблюдение за пациентом обязательно. Суть операции сводится к удалению, иссечению старого тяжа с формированием нового с фиксацией швами нового места прикрепления. Порой править приходится и зубной ряд. Обрезать, удалить и снова создать, но уже нормальную уздечку довольно сложно. Еще сложнее протекает период реабилитации — без помощи логопеда речь малыша сама собой даже после операции не станет полноценной.

В каких случаях рекомендуется оперативное лечение:

  • если ребенок не может полноценно есть;
  • если смещается зубной ряд, формируется неправильный прикус;
  • если нарушается речь, и консервативные методы оказываются неэффективными.

Однако не спешите готовиться к операции по обрезанию и подрезанию — в большинстве случае проблема может быть решена консервативно.

Консервативная терапия

​​​​​Растянуть короткую связку помогут специальные методики — упражнения для растягивания, логопедическая гимнастика, массаж. Детям с маленькой уздечкой хорошо помогают артикуляционные упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» и другие. Начинать занятия с логопедом можно с 1 года. Это должны быть ежедневные выполнения упражнений дома самостоятельно и посещение логопеда, который поможет понять, так ли ребенку мешает короткая связка, так ли ему нужна сама операция.

Если функции языка не страдают, считает доктор Комаровский, то стоит ли делать операцию? До 2-3 лет можно подождать и понаблюдать, позаниматься с ребенком. Если же проблемы выявлена поздно, например, в 4 года, то ждать уже нет смысла — если врач рекомендует оперативное решение вопроса, стоит соглашаться. Обязательного обращения к врачу требуют ситуации, если ребенок порвал уздечку. Консервативные методы, которые позволяют без операции вытянуть подъязычную связку, считают эффективными для детей до 5 лет.

Прогнозы обычно весьма благоприятные, но чем раньше будет обнаружена аномалия, тем меньше будет последствий, таких как нарушение речи, например. Оперативное вмешательство редко имеет какие-либо осложнения.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»)

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь.
Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.
Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если втечение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.
Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.
Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.
Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.
Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку.
Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.
Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.
Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

Желаем удачи!

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т. д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

( [4], [5], [7]):

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Растягивание уздечки

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

    Упражнение «Крот»

Прием [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

· Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
Так качаются качели.
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

    «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” – ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем

    «Барабан» Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
    Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.
    «Грибок» Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.
    Повторить упражнение 2-3 раза.

«Гармошка»

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Помните!

    Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Процедура подрезания уздечки под языком у детей: оптимальный возраст, методы пластики, упражнения после операции

Дефекты речи у ребенка часто связаны со слишком плотной или короткой подъязычной уздечкой. Влияет этот дефект и на возможность приема пищи. Нормализовать работу языка позволяет оперативное вмешательство.

Кому и когда надо подрезать уздечку? Как это делается? В каком возрасте лучше устранить дефект?

Зачем ребенку подрезать под языком уздечку?

Причиной коррекции уздечки является нарушение функций языка. Если она короткая или расположена близко к кончику язычка, это затрудняет прием пищи и речь ребенка. Для чего нужна уздечка? Уздечка языка выполняет ряд важных функций:

  • нормальное сосание груди у грудничков и пережевывание пищи у детей в старшем возрасте;
  • правильная постановка языка при произнесении звуков;
  • развитие прикуса;
  • фиксация язычка во рту.

На фоне этого состояния проблемы с питанием могут возникнуть даже у новорожденных младенцев. Малыш или отказывается есть, или процесс кормления продолжается очень долго. В результате ребенок не получает необходимый объем пищи, нет прибавки в весе.

У детей постарше, между двумя и пятью годами, подъязычная уздечка может быть причиной проблем с речью и артикуляцией. Ребенок произносит слова неразборчиво, проглатывая окончания или начальные звуки. Иногда при падении малыша связка может порваться, вызвав кровотечение и отек. Для своевременной диагностики необходимо обратиться к педиатру и логопеду. Если уздечка языка у ребенка является причиной дефекта речи, специалисты в первую очередь предложат массаж или гимнастику. Если же это не помогло, дефект корректируют с помощью процедуры подрезания уздечки.

У подростков активно формируется лицевой скелет, растут кости челюстей. Короткая уздечка препятствует развитию нижней челюсти, со временем она оказывается короче верхней, соответственно, нарушается прикус. В этом случае верхние зубы сильно выступают вперед. Кроме косметического дефекта, такое положение зубов приводит к нарушению пережевывания пищи — резцы не соприкасаются, трудно жевать. К тому же, повышенная нагрузка ускоряет процесс разрушения жевательных зубов.

Недоразвитость нижней челюсти становится причиной проблем с зубным рядом — всем зубным единицам не хватает места. Часть зубов будет расти с неестественным наклоном, другие могут развернуться поперек, возможно формирование второго ряда зубов. Кроме этого, неправильный прикус влияет на осанку и походку — фактическое изменение положения головы повышает давление на позвоночный столб, что в результате приводит к искривлению позвоночника. Избежать всех этих негативных проявлений поможет своевременная пластика уздечки.

У взрослых прикус и речь давно сформировались, но имеющиеся дефекты исправить простым подрезанием уже невозможно. Однако подрезание проводят и во взрослом возрасте, пластика уздечки языка помогает справиться с пародонтитом и облегчает установку зубных протезов.

Причины возникновения дефекта у детей

Короткая уздечка (анкилоглоссия) – врожденный дефект. Целый ряд причин приводит к тому, что у плода формируется маленькая уздечка. Связка закладывается в первом триместре беременности, когда формируются основные органы. Факторы, которые влияют на появление патологии:

  • наследственность (если в роду есть такой дефект, высока вероятность, что он будет и у младенца);
  • возраст матери (чем старше женщина, тем риск возрастает);
  • состояние матери во время беременности (инфекционные заболевания и хронические болезни способны спровоцировать развитие дефекта);
  • сильный ранний токсикоз (мать и малыш не получают необходимое питание, что приводит к нарушению процесса развития ребенка);
  • обстановка, в которой находится беременная — нарушения вызывают токсические вещества, алкоголь, табачный дым, радиация, некоторые лекарственные препараты;
  • частые или длительные стрессы;
  • травмы, полученные в период вынашивания.

Какие могут быть виды подъязычных уздечек?

Подъязычная связка может иметь различные дефекты. Как выглядят короткие уздечки, можно увидеть на фото. Различают 5 типов укороченной складки:

  • тонкая прозрачная пленка, которая мешает свободному движению языка;
  • тонкая плотная связка, примыкающая к самому кончику язычка, заставляет мышцу раздваиваться при движении вверх, принимая вид «сердечка»;
  • толстая складка, плотно фиксирующая кончик языка (при вытягивании мышца подворачивается, а середина выпячивается вверх);
  • связка, сращенная с мышцами, зачастую диагностируется на фоне других дефектов (расщелин неба и губы);
  • сплетение перепонки с мышцами.

Характерные признаки дефекта

Выявить дефект подъязычной уздечки можно по определенным признакам. У новорожденного ребенка о наличии патологии свидетельствуют:

  • прикусывание соска и причмокивание во время кормления;
  • отклонение от нормы набора веса;
  • продолжительное кормление, во время которого малыш капризничает;
  • частый плач, когда малыш успокаивается, получив пищу.

Чтобы проверить состояние уздечки у ребенка в старшем возрасте, нужно попросить его выполнить ряд действий. Для постановки диагноза в домашних условиях надо, чтобы малыш:

  • показал язык – при короткой связке он сможет высунуть язык на небольшое расстояние, кончик будет наклонен вниз;
  • поднял язык к небу – язык или не достанет неба, или поднимутся только края, а середина не изменит положение;
  • облизал губы – при наличии дефекта сделать это не удастся, язык не дотянется даже до верхних зубов.

Определить, нормальная ли уздечка, можно по ее длине. У грудничка она должна быть более 8 мм, а у пятилетнего ребенка — от 17 мм.

Оптимальный возраст для подрезания

Если патология выявлена в роддоме, операцию лучше сделать сразу. Зачем это нужно? Коррекция даст малышу возможность правильно питаться и расти, а его ограниченная подвижность поможет врачу сделать надрез без проблем. Рассечение перепонки в этом возрасте удобно проводить и потому, что в ней еще нет кровеносных сосудов.

После 6 месяцев подросший ребенок будет мешать хирургу, уговорить его не получится, поэтому в большинстве случаев укорочение откладывают до 4-5 лет. В этот период становится понятно, может ли ребенок правильно произносить звуки, как формируется прикус. Врач определяет, требуется ли подрезать связку или можно растянуть ее с помощью массажа и специальных упражнений.

Обрезание проводят и позже, если предпринятые ранее меры не помогли растянуть складку. В этом случае врач осмотрит малыша и предложит операцию.

Методы решения проблемы

Изменить размер и форму уздечки можно различными способами. Выбор варианта зависит от характера дефекта, возраста ребенка, индивидуальных показаний. Анкилоглоссия устраняется классическим хирургическим способом, рассечением лазером (на фото ниже) или консервативным способом, направленным на растяжение связки.

Хирургическое вмешательство

Хирургическая коррекция называется френулотомия. Связка рассекается ножницами или скальпелем. Операция у грудничка до полугода не сопровождается болевым синдромом. В перепонке нет кровеносных сосудов и нервных окончаний, рассекается она легко, а прикладывание к груди позволяет сразу успокоить малыша.

Когда ребенок подрастает, складка пронизывается кровеносными сосудами и иннервируется. Детям старше 4 лет рассечение проводится под местной анестезией, чтобы не было больно.

Короткую плотную связку рассекают полностью. Используется так называемое Z-образное иссечение с удалением тканей. Такая операция называется френэктомия. Хирургическое вмешательство выполняется в условиях стационара под общей анестезией. Способ применяют для лечения детей, которым пластику не сделали в раннем возрасте, и взрослых.

Самый сложный вид хирургического вмешательства — френулопластика. Суть френулопластики состоит в том, что из перепонки вырезают треугольный участок, затем делают надрез, в который вставляется иссеченный лоскут. Френулопластика позволяет увеличить длину уздечки до нормальных показателей.

Подрезание лазером

Пластика лазером менее травматична и не требует дополнительного зашивания раны. Риск инфицирования разреза минимальный, поскольку лазер оказывает дезинфицирующее воздействие. Преимущества:

  • быстрое заживление раны;
  • отсутствие кровотечения;
  • высокая скорость выполнения операции (лазерное подрезание выполняется под местной анестезией и занимает около 5 минут).

Во время хирургического вмешательства удаляется намеченная часть связки и накладывается аппликация с заживляющим средством. Для восстановления функций языка требуется всего 2 суток.

Упражнения для растягивания уздечки

Альтернативой операции являются упражнения для растягивания уздечки языка. Будет ли результат или необходима операция, может определить только врач. Если есть шанс растянуть связку с помощью массажа и гимнастики, специалист назначит специальные упражнения, которые придется регулярно выполнять.

Для удлинения уздечки существует много простых приемов (даже для самых маленьких). Новорожденным дают облизывать маленькую ложку, желательно серебряную. Если капнуть на верхнюю губку молоком, малыш будет стараться его слизать, что тоже поможет разработать связку.

Занятия с детьми постарше включают аналогичные приемы, вытягивание языка наружу, щелканье языком. Упражнения стоит проводить в игровой форме, чтобы малыш делал их с удовольствием. Взрослым ребятам назначают выполнять комплексы упражнений, направленных на растягивание уздечки. Один из них показан на видео.

Послеоперационный период

После операции, проходившей под общей анестезией, ребенку надо помочь справиться с последствиями наркоза, обеспечить ему покой. Он может быть плаксив и возбужден или, наоборот, слегка заторможен.

В дальнейшем основное внимание следует обратить на гигиену полости рта — следить, чтобы на зубах не оставались частички пищи и образовался налет. В первые дни желательно не давать малышу слишком горячую и холодную пищу.

Возможные последствия операции

В целом результат хирургического вмешательства по увеличению длины уздечки бывает положительным. Однако ошибки врача могут привести к осложнениям. При слишком малом количестве швов возможно проникновение инфекции из ротовой полости. Неравномерно затянутые швы способствуют смещению складки.

Однако чаще всего проблемы возникают по вине самих пациентов. Плохая гигиена ротовой полости и невыполнение полученных назначений могут спровоцировать развитие гнойного процесса. При этом у ребенка поднимается температура, начинает болеть голова, появляются другие характерные симптомы. Чтобы пластика устранила имеющиеся проблемы и не добавила новые, необходимо внимательно отнестись к состоянию ребенка после операции.

Ссылка на основную публикацию