Как найти хорошего логопеда?

Как выбрать хорошего логопеда ребенка?

Ежегодно на территории России и других стран СНГ рождается большое количество детей, у которых есть дефекты речи. Подобным может обладать и ваш ребенок.

Самыми распространенными проблемами являются шепелявость и картавость. Если у вашего дитя есть что-то из этого, то переживать не стоит. Все это можно вылечить, и научить ребенка говорить правильно. Для этого вам достаточно будет записать его к логопеду, и заставить усердно заниматься.

Но здесь возникает одна проблема. В детских садиках логопедов мало. А в некоторых учреждениях их вообще нет. И, поэтому, отсутствуют гарантии, что вашего ребенка могут взять на занятия. Ему просто может не хватить места в группе.

Единственный выход – найти специалиста самостоятельно. На этом этапе и возникают проблемы. На «рынке труда» работает много логопедов. Но, к сожалению, не все из них высококвалифицированные и могут действительно вылечить дефект у дитя. Мы расскажем вам, как подобрать качественного логопеда ребенку.

Как и где искать логопеда?

Родители впадают в ступор даже на этапе поиска специалиста. Они просто не знают, где его можно подобрать. Хотим порекомендовать вам способ, с которым вы точно не прогадаете.

Просто поспрашивайте у своих знакомых и друзей контакты логопеда. Они посоветуют вам действительно толкового специалиста, который уже помог им.

Но есть и альтернативные способы поиска. Некоторые родители «идут» в интернет и ищут специалистов там. Но большинство других взрослых почему-то думают, что всемирная паутина – не лучшее место для поиска профессионалов. Мол, «у хороших специалистов и так много заказов», и «пиар им не нужен». Так относиться к поиску специалистов нельзя. Все профессиональные доктора когда-то начинали с нуля. И то, что у человека нет клиентов, не значит, что он ничего не умеет. Возможно, он просто недавно выпустился из ВУЗа, и еще не наработал клиентскую базу. В конце-концов, в 21 веке наступила эра интернета. И даже крупные компании ищут себе сотрудников там. Это ведь не значит, что те, кто отправляет им резюме – дилетанты?

Тем более, в интернете вы можете посмотреть отзывы о том человеке, который предлагает свои услуги. И еще на этапе подбора понять, подойдет этот доктор вам или нет. Но предупреждаем: отзывы на сайтах, принадлежащих самим логопедам, продающим свои услуги, могут быть накручены. Поэтому рекомендуем вам смотреть их на flamp или на otzovik . На этих ресурсах пользователи пишут, в основном, правдивые отзывы. И этим ресурсам можно доверять. С помощью них вы сможете заранее понять, подходит специалист или нет.

Некоторые родители вообще ходят к докторам только если их им порекомендуют. Они считают, что врачи, которые не работали с их знакомыми – непрофессионалы. А те, что «по рекомендации», наоборот, обязательно толковые. Но это не всегда так.

Бывает и такое, что даже тот доктор, которого вам порекомендовали, может разочаровать. Например, ваша подруга отдала ребенка к логопеду, чтобы он исправил ему букву «р». На это малышу понадобилось 3 месяца, потому что он усердно занимался, и, например, у него был более развит язык.

У вашего ребенка аналогичный дефект. Вы спрашиваете у подруги номер этого специалиста, отводите к нему чадо, и рассчитываете, что заплатить придется всего за 3 месяца работы с дефектологом.

Но во время занятий, обучение проходит очень тяжело. К примеру, у ребенка более слабый язык, чем у дитя вашей подруги. В результате, занятия растягиваются на полгода, и вам приходится платить сумму в два раза больше, чем ту, на которую вы рассчитывали. Вы разочаровываетесь, и начинаете винить логопеда в непрофессионализме и некомпетентности, хотя его и порекомендовала ваша подруга. Из этого нужно сделать вывод, что далеко не все доктора «по рекомендации» могут вылечить ваше чадо так, как это было у, к примеру, вашей подруги.

Суть в том, что каждый случай индивидуален. В одном случае специалист из интернета может вылечить дефекты вашего ребенка за самые кратчайшие сроки, хоть у него раньше и не было клиентов. А в другом – врач по рекомендации может лечить дитя полтора года, и не добиться результата. Все зависит от внешних причин, и многих аспектов, о которых мы с вами даже и не задумываемся.

Помните, найти логопеда в наши дни просто. Но вам нужен не просто доктор. Вам нужен профессионал, который поможет ребенку и исправит его дефекты.

Проведите мини-собеседование. Задайте потенциальному логопеду вопросы

Чтобы подобрать действительно высококвалифицированного логопеда, вам нужно, прежде всего, поговорить с ним. В процессе беседы обязательно задайте следующие вопросы:

Есть ли у вас высшее образование? Какой у вас опыт?

На данном этапе вы должны попросить у специалиста ксерокопию его диплома о высшем образовании. Когда он покажет ее, посмотрите внимательно, что написано в графе со специальностью. Там должно быть указано: «учитель дефектолог, логопед».

Желательно попросить у доктора его портфолио. И показать дополнительные дипломы. Если он даст вам в руки портфолио, то внимательно посмотрите на то, когда доктор в последний раз ездил на курсы повышения квалификации.

Если такие дипломы у человека присутствуют, это показатель того, что он постоянно стремится узнать что-то новое. И улучшить свои навыки в профессии.

Работали ли вы когда-нибудь с проблемами, которые есть у моего ребенка? (Например, заикание и дисграфия)

Этот вопрос тоже нужно уточнить перед началом занятий. Спросите у специалиста заранее, сможет ли он исправить ребенку заикание или дисграфию. Это специфические болезни, за которые берется далеко не каждый логопед.

Помните, если у чада есть дисграфия или заикание, то в интернете искать специалистов нельзя. Лучше обратитесь в какую-нибудь частную клинику на территории вашего города. Занятия там, конечно, будут дорогие, но зато специалисты помогут ребенку перестать заикаться. Но и там тоже нужно не терять бдительность, и в обязательном порядке проверять диплом специалиста.

Сколько стоят занятия с вами?

Далее, вам нужно спросить, сколько стоят занятия. Это важный аспект. Да, подобрать качественного специалиста – важно, но если его услуги будут слишком дорогими, то вы должны узнать об этом заранее. И, если вас что-то не устроит, вы хотя бы сможете отказаться, и не останетесь ему должны.

Потому, что нередко бывает такое, когда родители забывают уточнить стоимость услуг. А потом, после первого занятия, доктор начинает требовать с ребенка, к примеру, тысячу рублей. При том, что родители рассчитывали на 500.

У детей, которые только пойдут в школу, максимальная длина занятия составляет полчаса. А у ребенка в школьном возрасте – от 45 минут до часа.

Длина одного занятия напрямую влияет на стоимость. Этот момент тоже нужно учитывать во время обсуждения стоимости услуг.

Не рекомендуем вам подбирать специалистов по принципу «кто больше берет, тот и более высоко квалифицирован». Это не дает гарантий того, что определенный доктор – профессионал своего дела. Этот момент тоже нужно учитывать.

Спросите у ребенка после первого занятия, понравился ли ему логопед

После того, как побеседуете со специалистом, подумайте, нравится он вам или нет. Какое отношение сформировалось к нему за время вашей беседы? Вызвал ли он у вас доверие, как человек, и как доктор?

После первого занятия обязательно поговорите с ребенком. Спросите, понравилось ли ему заниматься с логопедом? Нашли ли они общий язык? Если на последний вопрос ребенок ответит отрицательно, то дайте доктору шанс. Пусть дите походит еще пару раз. И, если ему не понравится логопед даже после такого количества занятий, то начните подбирать другого специалиста. Какой смысл заниматься с этим, если чаду некомфортно?

Какие вопросы чаще всего задают логопеду?

Сколько ребенку придется с вами заниматься?

Заранее спрогнозировать точное время, которое понадобится на исправление дефекта, очень сложно. Специалист может назвать только примерный срок. Обычно, это полгода-год. В зависимости от того, насколько сложным является дефект в плане исправления.

Но помните, что на лечение больше времени нужно только подросткам. Они могут исправить, к примеру, букву «р» за 9 месяцев-год. А у совсем маленьких карапузов на исправление уходит, в среднем, три месяца. У школьников, которые учатся в младших классах, дефекты уходят за полгода.

Также, врач расскажет вам, как определить, что занятия можно прекращать. И объяснит, как понять, что определенная буква или звук исправлены.

Какие гарантии того, что ребенок сможет исправить дефект?

Безусловно, все родители хотят добиться результата, заплатив, при этом, меньше денег. Но гарантировать наверняка специалист ничего не может. Если ребенок будет усердно тренироваться, то он в любом случае сможет исправить дефект. Но никто не застрахован от того, что малыш просто решит сдаться, и перестанет посещать занятия и заниматься дома. Из-за чего деньги родителей будут выброшены на ветер.

На вопрос о гарантиях, доктора чаще всего говорят: «давайте немного позанимаемся, а потом посмотрим на первичные результаты, и определимся». Либо «На исправление проблемы нужно минимум 10 тренировок. За меньшее время результата добиться не получится».

Чтобы ваш ребенок точно смог избавиться от дефекта, рекомендуем вам следить за ним. Заставлять тренироваться дома. И не прогуливать занятий с логопедом. Только так вы сможете помочь ребенку вылечить картавость, шепелявость и другие проблемы такого типа. По большей части, все зависит от него и от вас. Доктор играет в занятиях намного меньшую роль, чем дисциплина и трудолюбие.

На сайте Vikids вы можете найти логопеда для своего ребенка.

Также найти клинику, которая занимается расстройством речи.

Логопед в Балашихе

  • Репетиторы
  • Услуги логопеда
  • Помощь студентам
  • Иностранные языки
  • Обучение персонала
  • Бизнес тренеры
  • Спорт
  • Музыка
  • Вождение
  • Танцы
  • Рисование
  • Фотосъемка
  • Имидж
  • Барменское искусство
  • Этикет
  • Главная
  • Обучение
  • Услуги логопеда
  • Логопед в Балашихе – закажите услугу на YouDo;
  • 57 исполнителей готовы оказать услугу;
  • вы сами назначаете цену задания в категории “Логопед в Балашихе”.

Дочке 4 года. Не выговаривает букву “Р” и не произносит букву Ё в словах. Количество занятий обговариваем с Логопедом. Цена договорная. Занятия либо в выходные,либо в будни в 19.00 ,19:30 Требования – образование и опыт. Бюджет указана за одно занятие (обсуждается). Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Жду Ваших предложений!

Отзыв на задание

Созвонились сразу. Пообщались,договорились о встрече. Доброжелательный,общительный человек! Рекомендую.

Возраст ребёнка 4,2г.,как сказал педиатр то с нашей проблемой нужно занятий 10,есть проблемы с произношением некоторых букв

Отзыв на задание

Ребёнку 3 г 11 мес нужен логопед-дефектолог, ОНР 1 степени, занятия у нас на ул. Хабаровская (желательно из нашего района, чтобы всем было удобно), 2-3 раза в неделю по 45 мин. Очень надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Отзыв на задание

Рекомендую логопеда, очень быстро нашедшему подход к ребенку, приятный, легкий, человек!

Нужен логопед для ребёнка. Рассматриваю занятия у меня дома. 2 занятия в неделю. Бюджет 2000 рублей за занятие. Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Жду Ваших предложений!

Отзыв на задание

Огромное спасибо Валерии! На постановку звуков ушло меньше двух недель! Педагог смог увлечения ребенка. Ребенок занимался с удовольствием и выполнял дома упражнения на закрепление.

Ищу логопеда девочке 5 лет, чтобы научить произносить Р. Занятия у нас дома. Метро Чертановская.

Отзыв на задание

Прекрасный педагог, отлично находит контакт с детьми. Результатом очень довольны.

Ищу логопеда для девочки (4 года 10 месяцев). 2 раза в неделю.

Отзыв на задание

Валерия очень грамотный и воспитанный преподаватель, приветливая и очень симпатичная девушка. Она провела очень интересный, насыщенный проф.заданиями урок, направленный на развитие речевого аппарата ребёнка.

Ищу логопеда для дочки (5 лет )Поставить букву Р . научить читать .

Отзыв на задание

Приятная девушка . Поставила все звуки дочке . Ребёнок занимался с большим удовольствием . Рекомендую .

Требуется логопед для эффективных и результативных занятий с девочкой 5,5 лет Логопед требуется на 2 раза в неделю. 2 раза в неделю – вторник, четверг

Отзыв на задание

Елизавета понравилась нам сразу и мне, и ребенку. Профессионал своего дела, любит детей. Для нас то что нужно!

Логопед для дочери 5,5 лет. Занятия один-два раза в неделю по скайпу. Оплата 350₽ за занятие. Комментарии логопеда прилагаю: «Маша имеет сложности с построением серии артикуляционных движений и движений общей моторики. Это выражается в пропусках слогов, неверных ударениях, перестановках слогов. Активная, заинтересована во время занятия.»

Отзыв на задание

Елизавета отличный педагог! Учимся с удовольствием! 🤗

Мальчику 5 лет 9 месяцев. Начал говорить в 3 года. Занимались с логопедом ранее, проводили логомассаж и логопедические занятия по постановке звуков. Переехали в Москву, ищем другого логопеда. Время занятий обговаривается

Отзыв на задание

Логопед отличный. Находит подход к ребёнку. Все занятия систематизированы, домашние задания продуманы. Эффективно и дёшево. Рекомендую.

Ищу Логопеда для занятий у нас дома. Количество занятий будет столько, пока это будет нужно. Цель это постановка звуков и далее.

Отзыв на задание

Вместе с Александрой провели уже несколько занятий и заметили первые положительные изменения у ребёнка ! Прекрасный человечек, очень приятный и располагающий – ребёнок занимается с удовольствием) Исполнителем довольны на все 100% . Рекомендуем =)

Отзыв на задание

с заданием справилась ,

Нужен логопед ребенку 5 лет

Отзыв на задание

Все отлично! Рекомендую Юлию как исполнителя!

Мальчику 6 лет. Год до школы. Не выговаривает Р. Нужно исправить. Писать цену за одно занятие. Спасибо!

Отзыв на задание

Все отлично! Приятный человек! Ребёнок занимается с удовольствием!

Нужно написать диплом по логопедии

Отзыв на задание

Яна! Спасибо! Работа выполнена без нареканий, без исправлений.

Девочке 4,5 года. Проблем с речью не было, развивается своевременно. Не выговаривает Р, твердые Т, Д. Ребенок спокойный, усидчивый, есть опыт занятий онлайн (не логопед). Планирую плавно начать обучение чтению, но сначала нужна работа с речью. Педагог мужчина нам НЕ подойдет. Ваш опыт работы ОНЛАЙН – от 1 года. Желательно заниматься с 10:00 до 13:00 в будни дни.

Отзыв на задание

Очень рада, что нашла Ирину! Приятная в общении, ответила на все мои вопросы, все подробно объяснила. Дочке 4,5 года на занятиях интересно и весело, каждый урок ждет с нетерпением)) В восторге от игр, хихикает, не устает. Самое главное, результат был уже на 2 занятии, а прошла только неделя. В речи был очевидный прогресс, заметили все близкие. Сделали паузу по причине отъезда, но продолжим заниматься. Ирину хочется рекомендовать друзьям, отличный педагог! Спасибо!

Девочке 5 лет,межзубное произношение.Нужен логопед плюс подготовка к школе.Занятия нужны систематические,2 раза в неделю.

Отзыв на задание

Ирина-приятный человек и хороший профессионал.Дочке нравятся занятия с ней.Надеемся на плодотворное сотрудничество!

Мальчику 8 лет. Нужна помощь в постановке звука “Р” и устранении оптической дисграфии.

Отзыв на задание

Сыну очень понравилось заниматься с Ириной. Она профессионал и знает подход к детям- ребенок комфортно себя чувствует, очень хорошие результаты после занятий .

Требуется логопед для эффективных и результативных занятий с мальчиком 6 лет. По возможности обучение алфавиту и чтению. Логопед требуется на 2 раза в неделю. Среда 18.00 Воскресенье 15.00 Занятие у нас дома. Оплата 750р за занятие

Отзыв на задание

Ищу логопеда для девочки 6 лет. Занятия у нас дома 1-2 раза в неделю.

Отзыв на задание

Вера Николаевна помогала моей дочери исправить логопедические проблеммы. На занятиях были дыхательные упражнения , артикуляционные, учили стихии, скороговорки. Много авторских наработок. Большая часть занятий проходила в игровой форме. Индивидуальный подход к ребенку. Занятия корректируются под потребности. (Например с дочей выучили стихи к первому сентября и на паре занятий занимались пересказом). Ребенок занятия очень любил. Я результатом довольна.

Читайте также:  Как воспитать у детей интерес к чтению

Ищу логопеда мальчику 6-ти лет, устранить картавость и улучшить дикцию.

Отзыв на задание

Ольга, понравилась и мне и ребенку. Очень приятная улыбчивая девушка, сразу заинтересовала ребенка. Провела диагностику и дала план каким образом и как долго мы будем заниматься. Занятие провела структурно, но при этом в игровой и интересной форме. Мы довольны. Спасибо.

Логопед ребёнку. Задача поставить звук “р” и “л” + грамматика окончаний, возможно еще что-то! Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Намерены заниматься 3 раза в неделю. Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. В предложениях указывайте сроки, когда сможете выполнить задание и цену за работу. Жду Ваших предложений!

Отзыв на задание

Спасибо! работаем с удовольствием! Рекомендую!

Нужен логопед мальчику 5 лет для постановки звука “р”. Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. В предложениях указывайте сроки, когда сможете выполнить задание и цену за работу. Жду Ваших предложений!

Отзыв на задание

Исполнителем довольна. Занятие построено четко, логично. С ребенком контакт налажен.

Ищем логопеда мальчику 5 лет и девочке 3 года . Занятие в будни до 10:30 либо в выходные дни.

Отзыв на задание

Все прекрасно, Елена молодец! Очень ответственно подходит к работе, находит подход к детям. Рекомендую

Ищу логопеда (преподавателя техники речи) необходим анализ требуются конкретные рекомендации (упражнения) для улучшения дикции (их нужно предоставить письменно) явных проблем нет до 1000 р спасибо

Отзыв на задание

Задание было выполнено.

Мальчику 4 года . Не выговаривает многие звуки :г/к , ш, р. Можем подъехать к вам , по району Царицыно / Бирюлёво восточное/Орехово. Или Вы к нам: Липецкая 8. Первое занятие хотим сегодня вечером. Цена не более 1000р/60 минут. Чем меньше тем приоритетнее) . Пишите в откликах цену занятия , и когда можете и куда : к нам или к вам .

Отзыв на задание

Остались недовольны занятием с Еленой. Елена занималась с ребёнком 10 минут. Все остальное время они занимались чем то отвлеченным: рисовали , выбирали наклейки. Создалось ощущение что она ни к ребёнку подход найти не может , ни к уроку не подготовилась , так как она предлагала ребёнку задания , которые не адаптированы к его возрасту (4 года). Так же Елена опоздала на час, что было не совсем удобно , так как занятие пришлось на поздний вечер, что при работе с маленькими детьми достаточно критично. Возможно Елене нужно больше набраться опыта или работать с взрослыми клиентами.

Ищем преподавателя логопеда+подготовка к школе. На постоянной основе. Мальчику 6 лет. Место занятий- у ученика. Район- Чертаново

Отзыв на задание

Провели первое занятие, все было хорошо. Потом преподаватель не смог продолжить дальнейшие занятия, так как не получалось по времени. Претензий никаких нет. Всё бывает.

Мальчик 6 лет. Занимался с логопедом, после переезда и перерыва в занятиях качество звуков снизилось. Ищем логопеда для продолжения работы над звуками и для подготовки к школе.

Отзыв на задание

Опытные логопеды в Балашихе, зарегистрированные на сайте Юду, недорого и эффективно проведут занятия с вашим ребенком. Если вы не знаете, где заказать услуги профессионалов, заполняйте заявку на данной странице. Частный специалист определит причины нарушений речи и устранит их с применением эффективных методик.

Почему лучше обратиться к исполнителю Юду?

Услуги логопеда в Балашихе, зарегистрированного на сайте Юду, предоставляются по приемлемым расценкам. Стоимость занятий зависит от их длительности, индивидуальных особенностей ребенка и сложности корректировки дефектов.

Обратившись к исполнителю Юду, вы получите следующие преимущества:

  • индивидуальные занятия на дому в привычной для ребенка обстановке
  • изучение причины возникших проблем и разработка эффективных способов устранения нарушений речи
  • консультации узкопрофильных специалистов в любое время
  • приемлемая цена занятий

Если вы хотите найти опытного логопеда в Балашихе, который эффективно исправит нарушения речи у ребенка любого возраста, сделайте свой заказ на Юду. Заполните заявку и укажите в ней все условия сотрудничества, возраст малыша и возникшие нарушения.

Специалист перед началом работы проведет обследование для определения словообразовательного процесса, правильности произношения звуков и слоговой структуры слов. Профессионал, зарегистрированный на Юду, определит подходящую методику и составит программу для вашего ребенка индивидуально.

Доверьте коррекцию речи опытному специалисту, зарегистрированному на сайте Юду. Заполняйте заявку, и профессионал приступит к делу в скором времени после согласования всех нюансов работы. Цена при этом будет для вас доступной и не изменится в ходе выполнения заказа.

Роль родителей в развитии речи детей

Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обу­чению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по­знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно­шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред­ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет дети, имеющие недостат­ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи­выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испыты­вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте­пенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре­тает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

С первого дня пребывания в школе ребенку прихо­дится широко пользоваться речью: отвечать в присут­ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про­изношение звуков и слов в период обучения ребенка грамо­те, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографи­ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово­рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организа­ции домашних занятий? Как правильно помочь ребен­ку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от­клонения в развитии зубов, неправильное расположе­ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что­бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов­ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы­ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже­нии слуха он лишается возможности нормально воспри­нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе­регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых

воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен­ные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем до­школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс­кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво­евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьши­тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправиль­но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле­дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва­лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра­нить только при помощи специалистов, учителей-лого­педов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно про­износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под­ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за­мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра­вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об­разец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рас­сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере­сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу­чае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем ука­зать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног­да на них трудно найти правильный ответ. Но укло­няться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае мож­но пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуля­ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по­лучит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу­чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес­но рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Кто любит варенье,

Упражнения для губ.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы впе

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу паль­цы опираются на стол.

«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы разведены, безымян­ный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся паль­цы собраны в кулак — ту­ловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях).

«строим дом»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым). Взрослый читает стихи:

Родителям будущих школьников о значении речевого развития

В вашей семье поселилось счастье – родился ребенок. Сколько радости приносит его первая улыбка, первые шаги. Волнение вызывают его «ночные концерты» или отказ от еды, вы устаете от домашних хлопот. Но время идет – ваш ребенок растет, получая все новые и новые жизненные навыки.

Вы ждете, когда он скажет первое слово. «Конечно, первое слово будет «мама» , — говорит мать. «Нет, «папа»!», — спорит отец.

Вы все ждете и ждете, а ваше «счастье» молчит. Оно все понимает, но, к сожалению,… молчит. «Ничего, подождем до трех лет », — думаете вы и продолжаете жить, любить и хлопотать.

Вот пришла пора отдавать ребенка в детский сад. Надежды, что заговорит, общаясь с детьми, тоже не оправдались. Вы обеспокоены, но трех-то еще нет! Ждете опять.

Наконец, появилась речь! Это слова, понятные только вам. Они неполные и неточные, отдельные слоги, позже сложенные в короткие предложения. Вы рады: «Прогресс есть! Все будет хорошо!». И верно, речь начинает развиваться, хотя, заметно хуже, чем у сверстников. Педагоги убеждают, что нужно обратиться к специалисту, но вы уверены, что ребенок сам «выговорится».

Вот ему уже четыре, пятый. Он задает вопросы, отвечает, рассказывает. Речь уже понятна окружающим, но словарный запас беден, допускаются ошибки в употреблении и согласовании слов, которые состоят из неверно произнесенных звуков. Слоговой состав слов нарушен, в них перестановки и пропуски. Но самое главное, вы наконец-то заметили, что ваш малыш осознал свой недостаток, стал замкнутым, предпочитает играть самостоятельно, в отдалении от детей. У него возник комплекс речи.

По счастью, в детском саду есть логопедическая служба. «Есть учитель-логопед, он справится с проблемами ребенка» , — убеждены вы. Вы пренебрегаете советом посетить невролога, получить и выполнить назначение и перевести ребенка в специальную логопедическую группу, так как считаете, что перемена обстановки и коллектива пагубно повлияет на его психическое здоровье.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения, артикуляционная гимнастика

Итак, начались занятия с логопедом. Вы успокоились, занимаетесь работой, жизненными проблемами. У вас нет времени выполнять задания специалиста. Очередные выходные прошли в заботах, к вам заходили гости, да и ребенок ночевал у бабушки.

Идет время, уровень развития речи вашего сына или вашей дочери не повышается, хотя уже умеет «рычать», «шипеть», «свистеть» в отдельных слогах, словах, но «каша во рту» продолжает иметь место.

«Плохой логопед!», — решили вы и бросились на поиски «хорошего логопеда», которому можно заплатить, и он «совершит чудо». Вашему удивлению нет предела, когда, забирая ребенка от «хорошего логопеда», вы получаете тетрадь с заданием. Делать нечего, деньги уплачены, надо позаниматься. Вы вдруг увидели настоящее состояние дел. Ваш малыш, оказывается, не различает звуки на слух, не может составить предложение, тем более рассказ, с трудом повторяет речевой материал на дифференциацию звуков. А ведь он уже в подготовительной группе! Осталось совсем немного времени для подготовки к школе…

Выпускной в детском саду прошел замечательно, ваш ребенок в самом красивом наряде участвовал в играх, танцах, пел песни. Стихотворение, как всегда, ему не дали.

Лето пролетело. Новая форма, портфель, учебники куплены. Вы вместе со своим чадом идете в первый класс.

Вначале ему все интересно, с удовольствием идет в школу, садится за домашние задания, но вскоре вы замечаете, что настроение к учебе начинает меняться в худшую сторону. Появляются слезы и даже истерики. Вы ищете причину и идете на контакт с учителем, который сообщает неприятную информацию: ваш первоклассник не справляется с программным материалом из-за проблем в речевом развитии. Кроме того, со стороны сверстников в его адрес сыплются насмешки, и учитель ничего с этим поделать не может, как бы ни старался.

Дальнейшее обучение превращается в пытку. С математикой особой беды нет, а вот с письмом и чтением – катастрофа. Снова идете к логопедам, которые объясняют это недостатками как воспроизведения, так и восприятия звуков. Специалисты говорят, что школьники младших классов пишут слова точно так же, как их произносят. Из-за нарушений речи у них развивается дисграфия (проблемы с овладением навыками письма) и дислексия (затруднения в освоении навыков чтения).

В лучшем случае дополнительные специальные занятия приведут к успеваемости, близкой к норме. Но чаще всего отставание в речевом развитии отражается на психическом состоянии ребенка, приводят к социальной дизадаптации: появляется неуверенность в своих силах, а также низкая самооценка и боязнь речевого общения. Как снежный ком, накапливаются проблемы в овладении грамотой, успеваемости в целом, выборе профессии.

Такие истории не единичны. С каждым годом среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается число младших школьников с речевыми отклонениями. До 60 % учащихся испытывают трудности освоения программы начальной школы.

Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте. Существует сеть логопедических учреждений, где созданы условия для преодоления подобных трудностей у детей. Чем лучше к моменту поступления в школу у ребенка развита его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением, письмом, а также социально- коммуникативными навыками.

Нарушения звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому помощь детям, имеющим речевые нарушения должна оказываться своевременно, комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия. Чистая, грамотная устная речь – залог успешного обучения в школе!

Консультация для родителей «Значение речевого развития»

Татьяна Лебедева
Консультация для родителей «Значение речевого развития»

Консультация для родителей

«Значение речевого развития»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы,например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество,например: красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» – эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю,что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит.Например: Ребёнок: «Суп».Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе –кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов,которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием.Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Представь, что…» – эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом –предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?»Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощеряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

– доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

– грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

Консультация для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Упражнения для развития речевого дыхания Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным,.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» «Особенности речевого развития детей раннего возраста». После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей в возрасте от 3 до 4 лет» В возрасте трёх лет дети уже значительно владеют своей речью. Однако речь их не чистая в произношении и грамматически неправильная. Дети.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук – имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Значение изготовления книжек — самоделок для развития детей» Давайте поговорим о том, зачем вообще читать ребенку книги и почему это важно. В самом деле, очевидно же, что мы живем в то время, когда.

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Консультация для родителей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Консультация для родителей «Значение занимательного.

Консультация для родителей «Задержка речевого развития» ЗРР — это отставание в речи от нормы развития детей. Данный диагноз невропатологии могут поставить детям до 3,5. Признаки ЗРР. В 1 год у.

Родителям будущих школьников о значении речевого развития
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

В вашей семье поселилось счастье – родился ребенок. Сколько радости приносит его первая улыбка, первые шаги. Волнение вызывают его «ночные концерты» или отказ от еды, вы устаете от домашних хлопот. Но время идет – ваш ребенок растет, получая все новые и новые жизненные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelyam_budushchih_shkolnikov_o_znachenii_rechevogo_razvitiya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратенко Н.В., учитель- логопед

Консультация для воспитателей и родителей

В вашей семье поселилось счастье – родился ребенок. Сколько радости приносит его первая улыбка, первые шаги. Волнение вызывают его «ночные концерты» или отказ от еды, вы устаете от домашних хлопот. Но время идет – ваш ребенок растет, получая все новые и новые жизненные навыки.

Вы ждете, когда он скажет первое слово. «Конечно, первое слово будет «мама» , — говорит мать. «Нет, «папа»!», — спорит отец.

Вы все ждете и ждете, а ваше «счастье» молчит. Оно все понимает, но, к сожалению,… молчит. «Ничего, подождем до трех лет », — думаете вы и продолжаете жить, любить и хлопотать.

Вот пришла пора отдавать ребенка в детский сад. Надежды, что заговорит, общаясь с детьми, тоже не оправдались. Вы обеспокоены, но трех-то еще нет! Ждете опять.

Наконец, появилась речь! Это слова, понятные только вам. Они неполные и неточные, отдельные слоги, позже сложенные в короткие предложения. Вы рады: «Прогресс есть! Все будет хорошо!». И верно, речь начинает развиваться, хотя, заметно хуже, чем у сверстников. Педагоги убеждают, что нужно обратиться к специалисту, но вы уверены, что ребенок сам «выговорится».

Вот ему уже четыре, пятый. Он задает вопросы, отвечает, рассказывает. Речь уже понятна окружающим, но словарный запас беден, допускаются ошибки в употреблении и согласовании слов, которые состоят из неверно произнесенных звуков. Слоговой состав слов нарушен, в них перестановки и пропуски. Но самое главное, вы наконец-то заметили, что ваш малыш осознал свой недостаток, стал замкнутым, предпочитает играть самостоятельно, в отдалении от детей. У него возник комплекс речи.

По счастью, в детском саду есть логопедическая служба. «Есть учитель-логопед, он справится с проблемами ребенка» , — убеждены вы. Вы пренебрегаете советом посетить невролога, получить и выполнить назначение и перевести ребенка в специальную логопедическую группу, так как считаете, что перемена обстановки и коллектива пагубно повлияет на его психическое здоровье.

Итак, начались занятия с логопедом. Вы успокоились, занимаетесь работой, жизненными проблемами. У вас нет времени выполнять задания специалиста. Очередные выходные прошли в заботах, к вам заходили гости, да и ребенок ночевал у бабушки.

Идет время, уровень развития речи вашего сына или вашей дочери не повышается, хотя уже умеет «рычать», «шипеть», «свистеть» в отдельных слогах, словах, но «каша во рту» продолжает иметь место.

«Плохой логопед!», — решили вы и бросились на поиски «хорошего логопеда», которому можно заплатить, и он «совершит чудо». Вашему удивлению нет предела, когда, забирая ребенка от «хорошего логопеда», вы получаете тетрадь с заданием. Делать нечего, деньги уплачены, надо позаниматься. Вы вдруг увидели настоящее состояние дел. Ваш малыш, оказывается, не различает звуки на слух, не может составить предложение, тем более рассказ, с трудом повторяет речевой материал на дифференциацию звуков. А ведь он уже в подготовительной группе! Осталось совсем немного времени для подготовки к школе…

Выпускной в детском саду прошел замечательно, ваш ребенок в самом красивом наряде участвовал в играх, танцах, пел песни. Стихотворение, как всегда, ему не дали.

Лето пролетело. Новая форма, портфель, учебники куплены. Вы вместе со своим чадом идете в первый класс.

Вначале ему все интересно, с удовольствием идет в школу, садится за домашние задания, но вскоре вы замечаете, что настроение к учебе начинает меняться в худшую сторону. Появляются слезы и даже истерики. Вы ищете причину и идете на контакт с учителем, который сообщает неприятную информацию: ваш первоклассник не справляется с программным материалом из-за проблем в речевом развитии. Кроме того, со стороны сверстников в его адрес сыплются насмешки, и учитель ничего с этим поделать не может, как бы ни старался.

Дальнейшее обучение превращается в пытку. С математикой особой беды нет, а вот с письмом и чтением – катастрофа. Снова идете к логопедам, которые объясняют это недостатками как воспроизведения, так и восприятия звуков. Специалисты говорят, что школьники младших классов пишут слова точно так же, как их произносят. Из-за нарушений речи у них развивается дисграфия (проблемы с овладением навыками письма) и дислексия (затруднения в освоении навыков чтения).

В лучшем случае дополнительные специальные занятия приведут к успеваемости, близкой к норме. Но чаще всего отставание в речевом развитии отражается на психическом состоянии ребенка, приводят к социальной дизадаптации: появляется неуверенность в своих силах, а также низкая самооценка и боязнь речевого общения. Как снежный ком, накапливаются проблемы в овладении грамотой, успеваемости в целом, выборе профессии.

Такие истории не единичны. С каждым годом среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается число младших школьников с речевыми отклонениями. До 60 % учащихся испытывают трудности освоения программы начальной школы.

Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте. Существует сеть логопедических учреждений, где созданы условия для преодоления подобных трудностей у детей. Чем лучше к моменту поступления в школу у ребенка развита его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением, письмом, а также социально- коммуникативными навыками.

Нарушения звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому помощь детям, имеющим речевые нарушения должна оказываться своевременно, комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия. Чистая, грамотная устная речь – залог успешного обучения в школе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал позволяет познакомиться педагогу с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, структурой психологической подготовленности ребенка к обучению в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Самостоятельность является важнейшим качеством ребенка для успешного обучения в школе. Если ребенок подготовлен к школьному обучению, но не самостоятелен, сразу возникнут проблемы с успеваемостью. для.

Буклет для родителей будущих школьников.

У Вас событие – в скором будущем Ваш ребенок впервые переступит порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимо.

Эта статья поможет разрешить психологические проблемы родителей будущих школьников, связанные с тревогой и волнением за успеваемость и дисциплину ребенка.

Цель: создание единой системы, направленной на формирование у детей полноценной психологической готовности к обучению в школе и наиболее благоприятной адаптации к новой школьной среде.Задачи:повышение.

Консультация для родителей, «Значение развития речи в жизни ребенка. Как правильно развивать речь детей»

Консультация для родителей

«Значение развития речи в жизни ребенка. Как правильно развивать речь детей»

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Задача родителей – вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т. к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет “само собой”, “когда-нибудь он научиться говорить”?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните – он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

Этапы речевого развития ребенка.

2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

Словотворчество: «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.

В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т. д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т. п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т. д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления.
У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка? Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т. п.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки семеро козлят» – эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: [ш], [ж], [т], [щ], [с], [з], [ц], [л], [р] – они заменяют на более простые.

Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни.

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т. п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество». Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т. д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.
Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме произношение твёрдых согласных [с], [з], [ц]; нередко в речи малышей появляются согласные [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р].
Каждый артикуляционно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например, произношением звука [ж] ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на [д’], потом на [з’], далее на [з]. Следовательно, в разные возрастные периоды слово «жук» будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука [ж] ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на [з], пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить [ж] в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука [з], произнося «жуб» вместо «зуб». В таких случаях родители должны помочь ребёнку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название
«возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря ( слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками [с], [з], [ш], [р], [р’], [л], [л’], например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др. Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Ссылка на основную публикацию