Играем пальчиками – развиваем речь

Практикум для родителей Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Нестерова Татьяна Геннадьевна

воспитатель, первая категория

МАДОУ детский сад № 85

Цель:

повышение педагогической культуры родителей;

– познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;

– вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.

Ход

Вступительное слово педагога.

Тихо звучит музыка.

«Добрый вечер, уважаемые родители!

Я рада, что мы собрались все вместе, значит, вам не безразличны проблемы наших детей.

Тема нашего родительского собрания «Играем пальчиками и развиваем речь».

Звучит песня «Веселые ладошки». Под музыку в группу влетают воздушные шары, внутри которых записки с вопросами. Воспитатель просит родителей, подержать воздушные шары в руках и послушать магнитофонную запись с ответами детей.

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:

1.Зачем нужны наши ручки?

2.Что умеют наши пальчики?

3.Чем любят играть твои пальчики Костя? Оля?

А теперь давайте вспомним детство, лопнем, шарики и ответим на вопросы.

Вопросы для родителей:

1.Что, по вашему мнению, способствует развитию речи ребенка?

2.Что такое мелкая моторика?

3.Какие факторы, по вашему мнению, влияют на развитие речи?

4.Какие упражнения помогают нам формировать мелкую моторику?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением.

Уровень развития мелкой моторики руки – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: «Сначала развиваются движения пальцев рук, затем артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат».

Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др.

А сейчас давайте немного поиграем. Вы будете детьми, а я – воспитателем и я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.

Звучит негромкая музыка.

Задания для родителей:

1.Пальчиковые игры «Вышли пальчики гулять», «Капуста».

2.Игра «Кто быстрее заплетет из шнурков косичку».

3.Игра «Собери целое».

4.«Волшебное превращение» (воздушный шарик необходимо превратить во что-нибудь с помощью подручных материалов: скотча, бумаги, клея, шнурков и т.д.)

Заключительное слово педагога

Дорогие родители, большое спасибо, что вы посетили наш практикум. Спасибо, что принимаете активное участие в решении проблем наших детей. Надеюсь, что Вы узнали много нового, интересного и примените полученные на практикуме знания для формирования речи детей в семье.

Индивидуальная работа с родителями.

1.Оформление стенда «Практическое применение для родителей по развитию мелкой моторики руки».

2. Привлечение родителей к изготовлению пособий для уголка по мелкой моторике «Веселые пальчики».

3.Привлечение родителей к созданию мини-музея «Веселые пуговицы» и мини-музея «Разноцветные шнурки».

3.Библиотечка для родителей по данной теме.

4.Фотовыставка «Как мы развиваем пальчики». (приложение № 3)

5.Консультация для родителей «Основные занятия с детьми для развития мелкой моторики руки». (приложение № 4)

6.Выставка дидактических игр по развитию мелкой моторики «Наши руки не для скуки».

7.Индивидуальные беседы с родителями детей с нарушением развития речи по развитию речи посредством формирования мелкой моторики.

Индивидуальная работа с детьми.

1.Игры и упражнения по развитию ручной моторики.

4.Упражнения с применением спортивного инвентаря.

5.Массаж пальцев и ладоней.

7.Игры с воображаемыми предметами.

8.Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию ручной умелости и развитию речи детей.

Наглядная информация.

1. Анкетирование родителей. (приложение № 2)

2. Выставка игр по мелкой моторике.

3.Вывешивание плакатов «Наши руки не для скуки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Наша речь на кончиках пальцев».

4.Подбор музыкального фона.

5.Составление памятки для родителей. (приложение № 1)

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Играем пальчиками и развиваем речь

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ:

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)

Здоровое питание и развитие речи

Аннотация: Статья предназначена для родителей, которые не видят взаимосвязи между правильным, здоровым питанием ребенка и развитием его речи

Статья:

Целью моего выступления является сопоставления двух остро стоящих проблем на сегодняшний день, которые на первый взгляд, не имеют тесной взаимосвязи. Эти проблемы звучат так: «Здоровое питание и Развитие речи ребенка». Для того, чтобы грамотно сопоставить данные проблемы, предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи?» Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери. К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша. Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет. Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое. Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому. Встает вопрос: «Каким образом?» Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом условии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности. Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно. До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям. Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной. Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него. Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат. Итак, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности. Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед. Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом. Мы подошли к некоторым выводам. Правильно организованный воспитательный процесс: – прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ; – улучшает психологический контакт союза мать-ребенок; – оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество; – развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи. Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем — здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления. Спасибо за внимание!

Читайте также:  Развитие речевого дыхания - приемы и упражнения

Здоровое питание и развитие речи ребенка

Злата Курманова
Здоровое питание и развитие речи ребенка

«Здоровое питание и Развитие речи ребенка».

Для того, чтобы грамотно сопоставить данные проблемы,предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи

Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери. К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша. Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет.

Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое.

Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому.Встает вопрос: «Каким образом?»

Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом условии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности.

Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно.

До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям.

Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной.

Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него.

Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.

И так, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям.

Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт.

Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.

Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед.

Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом.

Мы подошли к некоторым выводам. Правильно организованный воспитательный процесс: – прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ; – улучшает психологический контакт союза мать-ребенок; – оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество; – развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи.

Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем — здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления.

Интерактивная игра «Здоровое питание» Тема: «Здоровое питание» Цель: формировать у детей элементарное представление о полезных и вредных продуктах питания. Задачи: Образовательная:.

Консультация «Здоровое детское питание» Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Основной закон рационального питания.

Лепбук «Здоровое питание» Сунгатуллина ГюзелияЛепбук “Здоровое питание”Подготовила: Сунгатуллина Г. А. воспитатель логопедической группы от 5 до 7 лет Лепбук “Здоровое.

Методическая разработка проекта «Здоровое питание» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

«Здоровое питание». Презентация Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья.

Проект «Здоровое питание» Проблема: Недостаточно знаний у детей о правилах здорового питания, отказ от полезных продуктов, питания в детском саду. Актуальность:.

Проект «Здоровое питание — основа процветания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Забава» Проекта «Здоровое питание – основа процветания»с.

Родительский практикум «Здоровое питание дошкольника» «Здоровое питание дошкольника». Тема: «Здоровое питание дошкольников» Задачи: развивать представления родителей о правильном питании, его.

Стенд-газета «Мы за здоровое питание» В прошлом году в нашей средней группе проходил проект «Развитие познавательных навыков у воспитанников детских садов» в рамках реализации.

Консультация «Здоровое питание — здоровый ребенок» Здоровое питание – здоровый ребенок. Здоровое питание – здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье- это самое важное для родителей. Одним.

Специальная еда для развития речи ребенка?

Бесспорно, очень важно, чтобы ребенок был сыт, а его диета — сба­лансированной. Однако важны также текстура и консистенция пищи, которую ест ребенок.

Для того чтобы говорить, произносить слова и звуки, необходи­мо управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, а также уметь контролировать дыхание. Умение жевать твердую пищу, пере­двигая ее во рту, — это определенная степень способности коорди­нации мышц.

Ребенку, который в возрасте после одного года все еще продолжа­ет питаться только протертой пищей, трудно координировать работу мышц рта и ротовой полости, и это может отразиться на его способно­сти произносить звуки. Многие логопеды предлагают делать специаль­ную артикуляционную гимнастику, которая, несомненно, важна для де­тей с трудностями в артикуляции. Однако не стоит забывать о том, что дети едят не меньше 3—4 раз в день, а еда — это не только необходи­мые для развития ребенка калории и витамины, но еще и важная трени­ровка для артикуляционного аппарата. Давайте ребенку возможность, грызть и жевать, например, сырые овощи, кусочки фруктов, сухофрукты, сухарики и. д.

? Различия в развитии речи мальчиков и девочек?

Исследования показывают, что девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков. Есть данные, что первенцы в семье иногда заговаривают чуть раньше, чем вторые или третьи дети, одна­ко нередко происходит и наоборот. В некоторых семьях дети начинают говорить чуть позже, чем в других, в том числе по сравнению с родите­лями и другими родственниками ребенка.

Если малыш в первые месяцы жизни обращает мало внимания на звуки и речь взрослых, стоит обязательно проверить его слух. Даже минимальные нарушения слуха, которые возникают, например, вслед­ствие перенесенных отитов, могут повлиять на развитие речи в буду­щем. Некоторые устаревшие медикаменты, которые до сих пор исполь­зуются, чтобы справиться с инфекцией, плохо действуют на слуховой нерв ребенка и могут привести к его поражению.

Обязательный слуховой скрининг (проверка слуха) всех новорож­денных является стандартной процедурой во многих развитых стра­нах, но не в России. Если вы сомневаетесь в том, хорошо ли слышит ваш ребенок, обязательно проверьте его слух у сурдолога или аудио-лога — это безвредная процедура может быть очень полезной. Извест­но, что раннее выявление нарушений слуха и, в случае необходимости, слухопротезирование помогают ребенку начать говорить. Если же на­рушения слуха будут выявлены только после 2—3 лет, то при серьезных потерях слуха вероятность того, что ребенок сможет эффективно ис­пользовать вербальную речь, существенно снижается.

Исследования показывают, что дети, матери которых находились в состоянии депрессии после рождения ребенка, начинают говорить поз­же и хуже, чем их сверстники. Это неудивительно, ведь речь — это ком­муникация, а в случае, если взрослый находится в депрессии или пе­реживает стресс, эта коммуникация нарушается. Если мама малыша находится в депрессии, то помощь должна оказываться не только маме (см. главу 9). Необходима также помощь в развитии отношений и диа­лога мамы и ребенка.

Если вас волнует развитие речи малыша, обратите внимание на то, как строится его общение со взрослыми — насколько его попытки всту­пать в коммуникацию находят ответ, получает ли он возможность отве­тить, и т. д.

Когда имеет смысл бить тревогу? Что еще важно для развития речи?

Очень важно наблюдать за развитием речи малыша. Как мы уже го­ворили, речь начинает развиваться не тогда, когда ребенок начинает использовать слова, а гораздо раньше.

Когда и кому нужен логопед?

Раньше бытовало мнение, что логопед в основном занимается пра- вильной постановкой звуков, следовательно, ребенку, который пока еще не говорит, логопед не нужен.

Во многих странах логопеды начинают работать с очень маленьки- ми детьми, например помогают нормализовать кормление (сосание и

Глава 14. Развитие речи у детей

Читайте также:  Как помочь ребенку в развитии речи

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?

глотание в отделении интенсивной терапии или реанимации новорож­денных, где находятся недоношенные дети и дети с различными нару­шениями здоровья).

Логопеды также помогают семьям, в которых появились дети с осо­быми потребностями (дети с нарушениями зрения и слуха, дети с гене­тическими синдромами, например синдромом Дауна, дети с двигатель­ными нарушениями и повреждениями мозга) или аутизмом. В данном случае задача логопеда (специалиста по коммуникации или раннему развитию) состоит в том, чтобы с самого начала нормализовать про­цесс взаимодействия с малышом, помочь родителям распознавать сигналы их ребенка. В дальнейшем логопед будет не только способ­ствовать развитию речи ребенка, но и учить родителей и ребенка ис­пользовать дополнительные средства коммуникации (жесты, картинки или специальные речевые устройства).

Мы уже рассматривали формирование нейронных связей в мозге новорожденного ребенка. Для того чтобы эти связи сформировались правильно и оставались устойчивыми, необходимо неоднократное по­вторение опыта, полученного малышом. Не случайно пословица гласит: «Повторение — мать учения». Если у ребенка есть трудности в развитии речи либо из-за его состояния существует риск появления таких труд­ностей, то участие логопеда является очень важным. При этом не сто­ит рассчитывать на то, что занятий с логопедом, даже если это очень высококвалифицированный специалист и встречи с ним проводятся не­сколько раз в неделю, будет достаточно для того, чтобы речь малыша развивалась хорошо и правильно.

Ребенок учится всему в непосредственном общении с родителями и окружающим миром. Поэтому задача логопеда при работе с детьми раннего возраста состоит скорее не в том, чтобы собственно «позани­маться с ребенком», а в том, чтобы показать его близким, как строить общение, как включать развивающие задания в повседневную жизнь ребенка. Важной задачей логопеда также является оценка развития ре­чи ребенка: есть ли трудности и если есть, то какие, и как с ними справ­ляться.

Логопед также может подсказать родителям, как заниматься с ре­бенком простой и забавной артикуляционной гимнастикой. Это далеко не всегда сложные манипуляции с использованием резиновых перчаток и шпателя, которые очень не нравятся маленьким детям. Артикуляци­онная гимнастика может включать обучение ребенка жеванию твердой пищи, которая его привлекает, имитацию выражения лица взросло-

го (надувание щек, складывание губ в трубочку и т. д.), высовывание языка, слизывание капелек варенья с уголков губ («как делает киска») и многое другое. Специалист также может подсказать, в какие игры играть с малышом, как работать над развитием правильного дыхания (дуть в трубочку, дудку, дуть на воду или кусочки ваты, выдувать мыль­ные пузыри и т. д.).

Маленькие дети лучше всего учатся, когда играют. Поэтому наибо­лее полезны для них занятия, проводимые в приятной игровой форме, а также включение этих занятий в обычную жизнь ребенка (во время еды, купания, прогулки). Помните, по-настоящему эффективными являются только те занятия, которые включены в повседневную жизнь ребенка и семьи, когда все взрослые, окружающие ребенка, знают, в чем заклю­чаются задачи развития и какие формы коммуникации лучше использо­вать с ребенком.

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?

Представить современную жизнь без телевизора довольно трудно. Те­левизор теперь есть практически в каждой семье, а чаще всего в доме не один, а несколько телевизоров (на­пример, в комнате и на кухне).

Раньше считалось, что детям вред­но смотреть телевизор «из-за глаз», то есть это может негативно отразить­ся на их зрении. Однако, к счастью, со­временные экраны уже не столь вред­ны для глаз ребенка и практически не оказывают вредного воздействия на зрение. Но есть другая опасность. Ре­бенок в раннем возрасте только учит­ся выделять важные для него сигналы из окружающего мира. Слишком мно­го шума и мелькания могут приводить

Глава 14. Развитие речи у детей|

к сенсорной перегрузке и к тому, что ребенку будет трудно сосредото- чивать внимпние на общении с близкими людьми. А это,-в свою очередь, может негативно сказываться на развитии речи и внимания малыша.

Некоторым родителям проще кормить ребенка, который «уставил­ся» в телевизор. Иногда это действительно так, но, как мы говорили, раньше, кормление — это тоже важная составляющая коммуникации. И желательно, чтобы при кормлении ребенок обращал внимание на то­го, кто его кормит, а не на то, что происходит на экране телевизора.

Оглянитесь вокруг и подумайте, не мешает ли «вечно бубнящий» те­левизор или радио вашему общению с малышом.

Влияние компьютера на развитие речи

Компьютеры становятся неотъемлемой частью современного об­раза жизни и имеются практически в каждой семье. Мониторы стали более безопасными для зрения человека. Появляются игровые и раз­вивающие программы для самых маленьких. Уже никого не удивишь двухлетним ребенком, ловко водящим компьютерной мышкой, и мно­гие родители задаются вопросами: «Полезен ли компьютер для моего ребенка? Дает ли этот опыт что-то для его развития? Не мешает ли раз­витию речи?»

Компьютер значительно лучше телевизора для развития ребенка и неплохо расширяет его опыт, если подобрать подходящие по возрасту развивающие компьютерные игры. Однако все хорошо в меру. Нельзя лишать ребенка человеческого общения и полагаться только на ком­пьютер, так же как нельзя полагаться на любую другую игрушку, — ка­кой бы интересной ни была игрушка, она по-настоящему учит чему-либо только тогда, когда вокруг нее строится коммуникация с другими людьми.

Задумайтесь над тем, что сделало компьютер по-настоящему по­пулярным среди взрослых. В первую очередь это, конечно, возмож­ность общаться с другими людьми через Интернет (до появления такой функции компьютер представлял собой нечто среднее между печатной машинкой и игровой приставкой). Поэтому старайтесь делать так, что­бы «общение» ребенка с техникой было лишь еще одним поводом для интересного совместного занятия с вами.

Есть ли лекарства для развития речи?

Станете ли вы принимать таблетки или делать себе уколы, если вам необходимо срочно выучить иностранный язык? Скорее всего, ответ будет отрицательным. То же самое относится и к детям.

Современная медицина имеет очень большие возможности. Совре­менные технологии позволяют восстановить или существенно улучшить утраченные зрение и слух, вылечить многие заболевания, которые рань­ше казались неизлечимыми. Однако, к сожалению, специальной «вол­шебной» таблетки для развития речи пока еще не придумано. Есть ме­дикаменты, улучшающие мозговое кровообращение, но для лечения маленьких детей они используются далеко не во всех странах; кроме того, их непосредственное влияние на развитие языка и речи не доказа­но и подвергается серьезным сомнениям многими исследователями.

Речь — очень сложный процесс, который включает и желание всту­пать в коммуникацию, и умение произносить звуки, и способность кон­центрировать внимание, и многое другое. Поэтому таблетку, улучша­ющую развитие речи, на сегодняшнем уровне развития медицинской науки создать невозможно.

Однако помогать детям, у которых есть трудности в развитии речи, можно, нужно и очень важно! Использование современных методов и технологий обучения приводит к очень хорошим результатам у многих детей, особенно если в процессе участвует не только ребенок, но и вся его семья, а занятия включаются в повседневную жизнь и рутинные ак­тивности.

Исследования показывают, что у детей в двуязычных семьях речь вначале развивается чуть медленнее, чем в одноязычных семьях. Одна­ко к возрасту 3—4 лет такие дети обычно догоняют своих сверстников в развитии речи; кроме того, они успешно используют оба языка.

Исследования также показывают важность использования мамой (или другим ухаживающим взрослым) в разговоре с малышом своего родного языка. Так ей будет проще общаться с малышом, и процесс об­щения будет происходить максимально естественным образом. В пре-

Глава 14. Развитяеречиудетей

дыдущих главах книги мы рассматривали особенности материнской речи (ее темп, мелодику и т. д.). Говорить так на языке, который не яв­ляется родным, довольно сложно, и это может отражаться на качестве взаимодействия. Если другие члены семьи общаются на другом язы^е, ребенок все равно освоит этот язык, поскольку все дети учатся тому, что их окружает.

Приучение к горшку — вопрос деликатный

Когда и как приучать ребенка к горшку — важный вопрос для роди­телей. Многие из современных родителей росли тогда, когда об одно­разовых подгузниках (памперсах) еще никто и не слышал, поэтому ча­сто им трудно использовать опыт своих мам и бабушек.

Некоторым мамам кажется, что их дети начинают проситься на гор­шок с шести месяцев и даже раньше и что ребенка имеет смысл при­учать к горшку чуть ли не самого рождения. Однако это не совсем так.

Когда мочевой пузырь или кишечник младенца переполнен, он ис­пытывает дискомфорт, который выражается в плаче или хныканье. Чув­ствительная мама, которая все время находится рядом, быстро учится различать значение плача своего малыша: так он плачет, когда голоден, так — когда хочет спать, а так — когда мокрый, и т. д. И маме начина­ет казаться, что малыш намеренно просится в туалет. На самом же деле это просто означает, что чувствительная мама «ловит» выражение дис­комфорта, который проходит после того, как опорожняется мочевой пузырь или кишечник. Самостоятельно контролировать сфинктеры ма­ленькие дети в возрасте до одного года не могут. Они ведь даже не мо­гут пока хорошо контролировать свое тело, чтобы самостоятельно хо­дить, так что приучение к горшку в младенчестве — это скорее навык мамы, нежели малыша.

Наносят ли детям вред подгузники?

Миф о подгузниках Ns 1. Подгузники Вредны для репродуктивно­го здоровья.

Сторонники этой идеи считают, что мокрый подгузник, в котором находится ребенок, создает «парниковый эффект», что может навре­дить репродуктивному здоровью ребенка, особенно мальчика. НИКА­КИХ научных подтверждений этому предрассудку нет.

Да, действительно, подгузники нужно регулярно менять! Если ма­лыш целый день находится в одном и том же подгузнике, это действи­тельно вредно, так как на его коже может возникнуть опрелость.

Глава 15. Приучение к горшку — вопрос деликатный

С чего начать приучение к горшку?

Конечно, необходимо учитывать, что все исследования производи­лись лишь с продукцией известных производителей и, наверное, нуж­но придерживаться простых принципов при покупке подгузников, таких же, каких вы придерживаетесь, покупая все остальное: обращайте вни­мание на то, сертифицирован ли продукт и насколько известен произ­водитель.

Современные подгузники изготавливают из материалов, которые хорошо впитывают влагу, и если их вовремя менять, никакого вреда ре­бенку нанести невозможно.

Миф о подгузниках N° 2. Ребенок, который находится в подгуз­никах, не сможет самостоятельно проситься на горшок или на­учится это делать слишком поздно.

Все зависит от родителей (или взрослых, их заменяющих). До опре­деленного возраста малыш все равно не сможет самостоятельно поль­зоваться горшком. Но в возрасте после полутора лет можно предлагать ребенку горшок, например утром или после дневного сна, когда малыш проснулся сухим. Не забывайте сразу же похвалить ребенка, если он сделал то, что от него ожидается. Детям нравится, когда их хвалят, им также нравится делать что-то самостоятельно. Если ребенок все время находится в подгузнике и никогда не видел горшка, ему действительно поначалу будет трудно понять, что с ним делать.

Уходя от использования подгузников, постарайтесь быть стабиль­ными и не слишком навязчивыми. Приучение к горшку занимает время, и это должно быть постепенным. Самое главное — постарайтесь, чтобы это не стало «вашей проблемой», когда вы начнете бегать за ребенком с горшком в руках, а он будет уверен, что раз это так нужно взрослым, нужно все делать наоборот или что это «такая веселая игра».

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Конспект НОД «Питаться нужно не только вкусно, но и полезно!» По программе «Разговор о правильном питании»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_o_pravilnom_pitanii.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №4

Конспект НОД «Питаться нужно не только вкусно, но и полезно!»

По программе «Разговор о правильном питании»

Автор: Мамедова Лейла Фикратовна

Возраст дошкольников 6 лет

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: Здоровье. Старший дошкольный возраст.

Цель: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к своему питанию, расширять знания о полезной и вредной пище, витаминах.

  • Закреплять знания о полезных веществах, витаминах, содержащихся в разных продуктах;
  • Развивать наблюдательность, память логическое и образное мышление, находчивость;
  • Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
  • Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.

Социализация – развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

ФЭМП – развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

Плакаты, иллюстрации с продуктами питания, разнос с овощами и фруктами, карточки с изображением продуктов питания, содержащих витамины, углеводы, жиры; мяч.

Здоровая полезная пища, углеводы, жиры, белки, минеральные вещества.

Беседы: «Беседа о витаминах», «Если хочешь быть здоров», «Что надо есть», «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты», «Полезные вещества – что это?», «Самые полезные продукты».

Д/игры : «Где найти витамины?», «Овощи в погреб», «Фрукты, ягоды в компот, джем».

Заучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла…», пословицы и поговорки о еде: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами», «Ешь побольше – говори меньше», «Ешь калачи да поменьше лепечи», «Когда я ем, я глух и нем», благодарное стихотворение «Мама мне вкусную кашу сварила»; вкусная считалочка.

Чтение стихотворений: Чтение художественной литературы Б. Гримм «Горшочек каши», рус. народная сказка «Каша из топора», чтение и обсуждение поговорок и пословиц «Сытый голодном не товарищ», «Сладкого досыта не наешься», «Щи да каша – пища наша», «Когда я ем – я глух и нем»

Экскурсия на кухню детского сада.

Чтение разделов энциклопедии для малышей: «Что мы едим», «Здоровье».

Чтение разделов из большой иллюстрированной энциклопедии для младших школьников: «Пища для школьников», «Пищеварительная система, «Что нужно организму» (Питание), «Овощи».

Игры в пальчиковых бассейнах с горохом, чечевицей, фасолью (развитие мелкой моторики детей).

Сюжетно-ролевая игра «Готовим вкусный обед для друга».

В группе развешаны плакаты с изображением продуктов, содержащих те или иные полезные вещества.

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, он передал нам письмо от Карлсона, давайте посмотрим, что там написано.

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, Чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное скоро я буду здоров. Ваш Карлсон ».

Воспитатель: Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Давайте подойдем к столу, на котором стоит разнос, и посмотрим, что в нем находится. (Дети называют продукты, которые находятся в корзинке). Давайте составим правильное меню для нашего друга, выберем только полезные продукты.

Обыгрывание наглядного материала

Цель: уточнить представления детей о вкусовых качествах овощей и фруктах, их признаках и свойствах.

Предполагаемые варианты игры:

1. Найдите в корзине фрукты и овощи, которые вы когда-либо пробовали, расскажите, какие они на вкус (дети выполняют задание).

2. Разложите фрукты и овощи на три группы

– что едят только сырым (редис, огурец, лимон, орехи…)

– что едят только вареным (картофель, баклажан, кабачок, фасоль, чечевица…)

– что едят и сырым и вареным (болгарский перец, морковь, свеклу, помидор, лук, горох, яблоко, груша, ягоды).

Дети выполняют задания, озвучивая свои действия словесным сопровождением.

Варианты суждения поля поиска

Работа с признаками, которые упорядочены :

– Это яблоко? (выбор центрального объекта, деление его на 2 части)

– Этот фрукт, овощ слаще (кислее) чем яблоко?

Аналогично строится работа на основе другого признака.

– Этот фрукт (овощ) тверже, чем…?

Работа с признаками, которые не упорядочиваются

– Этот фрукт едят сырым?

– Его кладут в компот?

– Он растет в наших садах?

-Давайте разгадаем кроссворд и поймем, о чем мы будем сегодня разговаривать с вами.

1. Лето целое старалась- 2. Кругла, а не месяц,

Одевалась, одевалась… Желта, а не масло,

А как осень подошла, С хвостом, а не мышь.

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок 4. Скинули с Егорушки

Сложили мы в бочонок. Золотые пёрышки –

3. Синий мундир, Плакать и без горюшка.

В середине – сладко.

5. Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

– Ребята, как бы вы предложили назвать кроссворд?

– Какие фрукты вы любите?

Воспитатель: Какие это продукты? (вкусные, здоровые, полезные)

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о вкусной здоровой пище. Для чего человеку нужна пища? У каждого из вас есть любимые блюда, назовите их (дети называют). Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные). Но не вся вкусная пища – здоровая пища. А что значит здоровая полезная пища? (Дети: это та пища, которая нам приносит пользу)

Воспитатель: Правильно, пища, которая приносит здоровье вашему растущему организму.

Показывая на плакаты с продуктами, воспитатель продолжает: «В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в нашем рационе регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В, В, В,) и жирорастворимые (А, Д, Е).

Краткая характеристика витаминов.

1 ребенок: Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

2 ребенок: Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

Во саду ли в огороде

Вы меня всегда найдёте.

А кто летом в лес пойдёт

Тот нас в корзине принесёт.

3 ребенок: Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Д/игра «Где найти нужные вещества и витамины?»

Цель: уточнение знаний детей о витаминах и веществах, содержащихся в продуктах питания.

Дети отбирают карточки с изображением продуктов, в которых находится

Белок (рыба, молочные продукты, мясо, бобовые); углеводы (хлеб, крупы, овощи, фрукты); жиры (молочные продукты, мясо, растительные масла, орехи); витамин С (капуста, шиповник, смородина, клюква, петрушка), витамин В (печень, мясо, хлеб, молоко, сыр, творог, яйцо), витамин А (зеленый лук, морковь, красные овощи).

Чтение русской народной сказки «Каша из топора» (Приложение 2)

Д/игра «Кто знает, тот дальше продолжает»

Цель: расширять знания детей о значимости витаминов и питательных веществ для детского растущего организма .

Воспитатель: а сейчас, чтобы вспомнить для чего нам нужны эти вещества и витамины, поиграем в другую игру. (Воспитатель начинает, дети заканчивают).

Воспитатель: белки нам нужны для того…Ребенок: чтобы мы росли крепкими и здоровыми.

Углеводы нам нужны…. – Для того, чтобы мы росли сильными.

Продукты, содержащие витамины, для чего нам нужны? Ребенок: чтобы наш организм боролся с заболеваниями, наше сердце и кровеносные сосуды работали в полную силу, без сбоев.

Игра «Вершки и корешки».

Если мы едим подземные части продуктов надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква).

Обсуждение пословицы «Сытый голодному не товарищ»

Цель: расширять знания детей о блюдах, изготавливаемых из различных продуктов питания.

Воспитатель, передавая мяч ребенку, начинает предложение, ребенок, принимая мяч, заканчивает.

– Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи, пироги…

– Я знаю такое блюдо из овощей: пюре, рагу, запеканка…

– Я знаю такое блюдо из мяса: котлеты, фрикадельки, отбивные…

– Я знаю блюда, приготовленные из молочных продуктов: каши, супы, суфле…

– Я знаю, без чего котлеты будут не вкусными: без лука, специй…

– Я знаю, с чем каша будет вкуснее: с маслом, фруктами, овощами …и т.д.

Чтение художественной литературы сказка Б.Гримм «Горшочек каши» (приложение 1)

Задание «Придумайте диалог между предметами»

Цель: развитие воображения у детей.

Воспитатель: в конце занятия я хотела бы, чтобы вы представили и рассказали, о чем могли бы говорить между собой:

– шоколад и салат

– картофель и сковорода

– хозяйка и овощи

– хозяйка, рыба и растительное масло.

Чтение и обсуждение пословиц «Сладкого досыта не наешься», «Щи да каша – пища наша»,

Воспитатель : ребята, мы с вами убедились, что питаться нужно не только вкусно, но и полезно. Мы должны с вами помнить, что не все- то полезно, что вкусно.

Логомаг

Марианна Лынская

Питание детей с нарушениями речи → Марианна Лынская

Безусловно, все мы знаем, должны правильно питаться и тем более, питание наших детей должно быть сбалансированным и витаминизированным. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на вопросе организации диеты для детей с речевыми нарушениями как одном из натуропатических средств их коррекции. Исходя из того, что практически любое речевое нарушение – суть нарушение нервной системы ребенка, логично предположить, что пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, уравновешивание процессов корковой нейродинамики также окажет положительный эффект в системе речевого воспитания ребенка.

Итак, составляя меню для ребенка, имеющего речевые нарушения, а также для их профилактики следует исходить из следующих параметров:

1.Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Следовательно, ребенок должен пить минеральную воду с достаточным содержанием магния, либо пить очищенную жесткую, богатую минералами воду своего региона (в кипяченой воде магний, скорее всего, не обитает). Магния много в семечках, посему логично заменить привычные покупные конфеты самодельными, включая в их состав семечки. Приготовить такие конфеты просто: нужно взять сырые очищенные семечки подсолнечника, изюм, натуральный мед (при аллергии – яблочный пектин), сырые кунжут, мак и кокосовую стружку, молотую корицу. И все смешать. Либо купить их у нас в магазине. Другим рецептом с семечками могут стать: цукини, приготовленные в аэрогриле, уложенные слоями с помидорами и тыквенными семечками. Достаточно магния в ужине, включающем печеный картофель с зеленью. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.

2. Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с красителями, ароматизаторами и консервантами. К примеру, их содержит добрая половина покупных йогуртов и детских мармеладок. Кстати, многие из них вызывают аллергические реакции, которые не дают нервной системе нормально функционировать. Среди американских исследователей, кстати, даже бытует мнение, что столь распространенный сейчас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) возникает именно из-за повышенного содержания в нашем рационе продуктов с зловещими буквами «Е».

3. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Согласно некоторым теориям, такое соотношение может также приводить к гипервозбудимости, снижению концентрации внимания, в том числе, к речи взрослых.

4. Строителями являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, рыба и молоко. Кстати, если ребенок гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию, либо его нервная система слишком лабильна, и Вы наблюдаете у него появление судорожных запинок. Полезным будет пить теплое молоко перед сном в течение 2-3 недель. Больший эффект эта процедура будет иметь в сочетании с расслабляющим массажем и ванной перед сном.

5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их в последнее время модно назначать детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме (например, Нейромультивит), однако с учетом высокой вероятности возникновения аллергических рекомендаций, можно начать с активного включения в рацион ребенка продуктов их содержащих.

Чтобы получать витамин В 1 – пейте хлебный квас всей семьей. Подчеркну, не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах.

Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3.

Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клетки печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки: шпинат отварить и измельчить в пюре, добавить молоко, муку грубого помола, фруктозу, морскую соль и яйцо. Быстро обжарить. Добавляя в привычные салаты проростки пшеницы также можно повысить уровень потребления этого важного витамина.

Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты. Для усвоения необходимо разводить употребление цитрусовых, перца и других продуктов, богатых витамином С. Основные пищевые источники витамина В12:
кисломолочные продукты, яйца , соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений (ботва репы , редиса, моркови ), салаты, зеленый лук , говяжья печень

И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).

Ссылка на основную публикацию