Готовность речи ребенка к обучению в школе

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

« Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Показатели готовности речи ребёнка к обучению в школе

Статья для родителей будущих первоклассников на тему «Готовность речи ребёнка к обучению в школе». Материал сопровождается презентацией, которая позволит родителям получить представление о том, что такое речевая норма и какие отклонения от неё могут помешать ребёнку успешно освоить школьную программу.

Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи.

Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее стороны, или компоненты. Остановимся на них подробнее и будем говорить о речевой норме и отклонениях в речевом развитии.

Состояние произношения

К 6-ти годам произношение звуков уже вполне нормализовалось, и ребенок умеет правильно произносить все звуки речи, четко и внятно проговаривать фразы. В норме речь четкая, внятная, без носового оттенка.

Если к этому времени ребенок искаженно произносит звуки (при произнесении звуков С, З, Ц кончик языка просовывается между зубами или при произнесении шипящих звуков имеется хлюпающий призвук и т. п.), то сам ребенок без специальной помощи логопеда не заговорит правильно. В этом случае нужно обращаться к логопеду как можно раньше.

При нарушении речевого развития часто можно заметить замены звуков. Эти ошибки почти всегда отражаются на письме, так как дети пишут с опорой на проговаривание.

Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитие и создает трудности для усвоения грамоты – чтения и письма.

Звуко-слоговая структура

В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений сними. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднения и нужно выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы оно запомнилось. Важно именно в первый раз произнести новое слово правильно, а затем закрепить его в предложении.

Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения тоже отражаются на письме.

Словарный запас

Он уже достаточно велик и не поддается точному учету. Есть дети, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой.

В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия), появляются сложные предлоги «из-за», «из-под».

К 7-ми годам ребенок должен:

  • употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт. времена года),
  • уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара),
  • использовать в речи слова-антонимы (высокий – низкий),
  • знать не только названия предметов, но и их частей.
  • Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову).
  • Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины – «звук», «буква», «слог», «предложение», «цифра».
Читайте также:  Шпаргалка логопеда для родителей

При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ – куртка, шляпа – шапка, шьет – вышивает), названия предметов заменяются названиями действий (ошейник – чтоб собачка не убежала, обувь – на ноги надевают), обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.

Грамматический строй речи

При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей»), «карандашов», «светили фонариков», «под столе».

Ошибки могут оставаться сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых, так как являются объективно трудными. Основные причины – сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил.

Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист».

Грамматическая сторона формируется самопроизвольно. Ребенок слышит речь взрослого, запоминает, и у него возникают определенные речевые обобщения, которые он применяет на другом речевом материале. Поэтому культура речи взрослых, их умение правильно пользоваться различными категориями и формами, своевременное исправление ошибок, оказывает положительное влияние на формирование этой стороны речи у детей.

У тех, у кого не сформировалась грамматическая сторона речи впоследствии возникают трудности. Которые проявляют себя чаще всего в 3-4 классах при усвоении грамматических правили их использовании, написании изложений, сочинений.

Связная речь

В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше.

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать вы, уважаемые родители. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Расскажите детям о своем, детстве,о ваших играх и увлечениях. И, конечно. главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Подводя итог, хочется остановиться на некоторых умениях, которые имеют особое значение для готовности ребенка к школе:

  • Сформированности навыков звукового анализа и синтеза – это умение выделить в звучащем слове звуки, определить их количество и последовательность, назвать звук по заданию (3-й, 5-й), определить место звука в слове, отгадать слово по отдельно названным звукам. Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв, искажениях слов.

Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.

Что касается письменной речи, а чтение — это письменная речь, то ее формирование только начинается. Некоторые родители считают, что самым главным показателем готовности ребенка к школе является умение читать и пренебрегают при этом развитием устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, то ребенок легко зачитает, причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при обучении чтению неподготовленного ребенка.

Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте чтение, а обратите самое серьезное внимание на развитие навыков анализа и синтез звукового состава слова, обогащайте словарный запас, учите рассказывать. Однако, если ваш ребенок готов к чтению, задерживаться не стоит, так как чтение — это мощнейший толчок развития мышления, памяти и всех сторон устной речи.

Захаренкова Елена Сергеевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №13,
г. Смоленск

Речевая готовность детей к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» – это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» – «большой, «крошечный» – «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу?

Материал предназначен в основном для родителей, но может быть полезен также логопедам. В статье рассказывается о современных нормах и сроках развития речи детей, в каких случаях необходимо срочно обращаться за помощью к логопеду, а когда можно дать ребенку возможность научиться правильной речи самому. Из опыта работы логопеда с 23-летним стажем.

Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу?

Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому неудивительно, что родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту.

Попробуем разобраться, какие же нарушения речи и в каком возрасте требуют помощи и коррекции, а в каких случаях можно подождать и дать ребенку возможность исправить речь самому.

Итак, в норме у здорового ребенка в 1,5-2 месяца появляется гуление (произнесение гласных). Эти звуки пока особого отношения к речи не имеют и могут появляться даже у слабослышащих детей.

Читайте также:  Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

В полгода должен появиться лепет — произнесение повторяющихся слогов типа «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. Это уже первые зачатки речи.

К году ребенок должен произносить 8 слов. Слова могут быть примитивными, лепетными, понятными только родителям, однако это должно быть именно осознанное название каких-то предметов или действий в конкретной ситуации. То есть если ребенок произносит «ма-ма», он должен в этот момент либо обращаться к матери, либо звать ее. Бездумное произнесение слогов «ма-ма» словом не является.

Фразовая речь должна появиться к полутора-двум годам.

Фраза может состоять из двух лепетных слов, понятных только родителям, но несущих в себе смысл. Например, «Авав ам» -собачка ест.

Однако, в наш век инновационных технологий, когда ребенок получает огромные потоки информации из разных источников, развитие речи в большинстве случаев задерживается. И, соответственно, нормы постепенно сдвигаются. Таким образом, у современных детей появление первых осознанных слов можно ждать до 1 года 9 месяцев, а фразовую речь до 2.5 лет. До этого возраста бить тревогу и бежать к специалистам не нужно. Повторюсь, это касается только здоровых детей, не имеющих тугоухости, ДЦП и других серьезных заболеваний (при наличии таких заболеваний логопедическая помощь может потребоваться в самом раннем возрасте).

Если же в возрасте около 3 лет ребенок не говорит, пора обращаться к специалистам: логопеду и обязательно неврологу, т.к. возможно, что логопедическое воздействие в этой ситуации необходимо поддерживать медикаментозно.

Рассмотрим следующий вопрос, волнующий многих родителей: качество речи.

Ребенок заговорил, но его речь малопонятна. Что делать? Для начала надо разобраться в причинах невнятности речи.

Ребенок может переставлять либо пропускать звуки и слоги в словах, недоговаривать окончания слов либо наоборот произносить только окончания. Что ж, на этапе становления речи он имеет на это право.

Чтобы помочь ребенку быстрее упорядочить звуки в слове, можно делать ряд нехитрых упражнений: отхлопывать слова, протопывать их, отстукивать по столу и т.д..

Нужно также читать и заучивать с ребенком короткие ритмические тексты: потешки, стишки, песенки.

Если речь не улучшается или улучшается медленно, можно обратиться к логопеду.

В каком возрасте бить тревогу, зависит от тяжести нарушения. Единичные перестановки и пропуски у ребенка в норме могут сохранятся даже к 1 классу.

Множественные нарушения необходимо коррегировать, иначе это нарушение с большой долей вероятности в дальнейшем отразится на письме.

Теперь самый частый вопрос – нарушение звукопроизношения.

В норме звуки у ребенка должны появляться в следующем порядке:

  • К трем годам у ребенка должны присутствовать все простые звуки (раннего онтогенеза) — Г[Б], [Б‘], [П], [П‘], [Д], [Д‘], [Т], [Т‘], [М], [М‘], [Н], [Н‘], [В], [В‘], [Ф], [Ф‘], [Г], [Г‘], [К], [К‘], [Х], [Х‘], [Л’], [С’], [З’], [Й’] и все гласные. Нарушения этих звуков встречаются редко;
  • в три года ребенок не должен смягчать звуки [С] и [З], то есть перестать «сюсюкать»;
  • звуки [Ж], [Ш] должны появиться в 4,5 года;
  • звуки [Л], [Ч], [Щ], [Ц] ждут до пяти лет;
  • звуки [Р], [Р‘] можно ждать до 6.5 лет.

Проводить занятия по постановке этих звуков рекомендуется с определенного возраста.

Но: необходимо учитывать, как именно нарушен звук у ребенка. Давайте разберемся.

Нарушения произношения звука бывает трех типов:

  1. пропуск (ребенок просто не говорит этот звук, вместо него в слове нет ничего, например, «коова» вместо «корова», «ыба» вместо «рыба»);
  2. замена (ребенок заменяет звук в речи на более простой, например, «лыба» вместо «рыба», «сапка» вместо «шапка»)
  3. искажение (у ребенка в речи есть неправильный звук, звук-аналог. Например, горловое произнесение [Р] или межзубное [С]).

Так вот, все вышеперечисленные нормы, определяющие оптимальный возраст для коррекции звука, относятся только к нарушению звукопроизношения по типу пропусков или замен.

То есть ребенок, например, вместо [Ш] говорит [С]. Это до определенного возраста считаеся нормой, так как при этом он знает, что звук [Ш> он говорить не умеет, и будет стараться научиться.

Однако если он вместо [Ш] произносит какой-либо его аналог, то есть звук, которого нет в русском языке, либо произносит не чисто, искажает, то зачастую ребенок уверен, что у него этот звук уже есть, и стараться говорить его по-другому, правильно, он уже не будет.

Особенно часто это касается горлового [Р]. Случается, даже на занятиях ребенок не хочет произносить правильный, уже поставленный звук, мотивируя тем, что ему «неудобно», что «звук плохой, не такой, как надо», «некрасивый».

Таким образом, нужно иметь в виду, что при появлении в речи ребенка искаженных звуков необходимо обратиться к логопеду как можно раньше, пока дефектный звук не закрепился в речи. Это может быть возраст от 3 лет для всех звуков, независимо от того, в каком возрасте они должны появиться в речи в норме. У такого ребенка звук уже появился, и он неправильный.

Как известно, переделывать что-то гораздо тяжелее, чем делать новое. Так же и со звуками: поставить звук при его отсутствии потребует от ребенка намного меньше усилий, чем исправить уже закрепленный.

И, наконец, существует еще такой дефект, как нарушение фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это умение различать близкие по звучанию и артикуляции звуки: [С]-[Ш], [Ч]-[Т’], [Р]-[Л] и т.д. У ребенка с нарушенным фонематическим восприятием смешиваемые звуки в речи присутствуют, но в определенном контексте происходят их замена на сходный. Такое звукопроизношение считается нормой до 4.5-5 лет. В более старшем возрасте фонематическое восприятие должно уже сформироваться и замены постепенно исчезнут. Если этого не происходит – есть повод обратиться к логопеду. Этот дефект наиболее часто в дальнейшем отражается на письме.

Становление правильной, грамотной речи ребенка – очень важный процесс. От этого зависит его дальнейшая учеба в школе и успешность в жизни. Нужно следить за развитием речи малыша и вовремя принимать необходимые меры, чтоб ребенок рос гармонично развитой личностью.

Гунина Галина Викторовна,
учитель-логопед

Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться

Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?

— «А», например, или «у».

— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.

Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:

  • Кто-то плюёт на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит;
  • Кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры;
  • Остальные — это производные от первых двух.

Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.

Сначала первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

  • Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
  • Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
  • Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
  • Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
  • Разглядывает и показывает картинки в книжке.
  • Главное: с удовольствием и активно общается. Хотя бы с вами. Общение не обязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ваша задержка и дальше будет оставаться задержкой, если вовремя не принять определённые меры.

Теперь второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности и при этом ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Вспомните как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше трёх лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать нейропсихолога, а не ждать у моря погоды. Мы подскажем, что делать и стоит ли волноваться.

Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше. Не бойтесь, обращайтесь. Через нас прошло много разных детей: мы видели и норму, и разные проблемы. Поможем. Детские проблемы разрешимы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Volodymyr Tverdokhlib)

Во сколько начинает говорить ребенок? Когда стоит бить тревогу?

Наверное, сложно найти человека, который не переживает за развитие своего ребенка. С восторгом и умилением наблюдают родители за каждым движением своего малыша. В нетерпении проходит ожидание первого звука, осмысленного слова, фразы или целого предложения. Во сколько начинает говорить ребенок, зависит от множества различных факторов, которые требуют более детального рассмотрения.

Первые звуки крохи

Чтобы понять, когда малыши произносят свое первое слово, нужно разобраться, что означают его звуки. Любая мама, с первых дней начинает понимать, является ли звук, издаваемый грудничком, просьбой, выражением эмоций или просто случайным произношением. В младенческом возрасте малыши стараются повторять то, что слышат от взрослых. Специалисты утверждают, что в возрасте до 6 месяцев ребенок произвольно издает звуки, без осмысленного действия.

Этот милый лепет вдохновляет и умиляет родителей, особенно если кроха сопровождает свое трогательное «Агу» приятной возней. К примеру, он может теребить ножками, разглядывать ручки, накручивать на пальцы волосики. Эти движения нельзя считать началом разговора.

Уже ближе к восьми месяцам звуковой запас карапуза должен стремительно увеличиваться. В произношении все чаще можно разобрать отдельные слоги с ярко выраженными эмоциями при виде знакомых лиц. Бывает, в этом возрасте ребенок может произносить целые слова, однако происхождение их случайно. Многие ошибочно считают такие слова первыми, но это совершенно не так.

Первые осознанные слова

Спустя девять месяцев после своего рождения дети начинают разбираться в смысле произносимых ранее звуков и слогов. В этот период они начинают говорить свои первые слова, так как уже понимают их значение. Произнесенные, к великой радости родителей, первые слова становятся маленьким кирпичиком в фундаменте будущей речи. Из этого следует, что ответом на вопрос: “Во сколько начинает говорить ребенок?”, будет следующий: “Приблизительный возраст – 9-10 месяцев”.

К концу первого года у каждого малыша уже сформирован запас из некоторых распространенных слов. Если ребенок не говорит в год полных различимых слогов, это еще не повод для переживания. Для оценки речевого развития следует обратиться к специалисту, который после осмотра расскажет о способностях своего пациента. Многие крохи в годик произносят только отдельные слоги, им не под силу произносить длинные слова. В такой ситуации не стоит бить тревогу, нужно понаблюдать за малышом дальше.

Ребенок говорит предложениями

В возрасте около двух лет большинство детей с полноценным развитием начинает говорить простыми предложениями. Известны такие случаи, когда ребенок двух лет уже рассказывает легкие стишки. В запасе ребенка приблизительно 50 слов, он уже должен понимать, чего хотят от него взрослые. Развитие речевых способностей зависит в большой степени и от родителей. Близкие, часто болтающие со своим малышом, помогают ему запоминать и усваивать новые слова, обращая внимание на их прямое значение.

Читайте также:  Стихотворения на дифференциацию звуков (ш) (ж)

Период с 20-го по 22-й месяц у логопедов принято называть лексическим взрывом. За этот отрезок времени многие дети быстро пополняют свой словарный запас. По словам специалистов, для запоминания одного слова ребенок должен услышать его не менее 100 раз. Тогда он начинает пытаться повторять его более правильно. Говоря о том, во сколько дети начинают говорить, многие упоминают именно этот отрезок времени, потому что в таком возрасте речь ребенка больше напоминает связную речь.

Разговор трехлетнего ребенка

С наступлением третьего года жизни дети способны выражать свои маленькие мысли. Словарный запас такого ребенка, по мнению специалистов, не должен быть ниже 300 слов. Встречается, что к этому времени малыш только осваивает первые предложения, но это еще не является значимой проблемой. Родителям стоит уделить больше внимания непосредственному обучению малыша.

Многие родители, отвечая на частый вопрос: «Во сколько ребенок начал говорить?», называют именно трехлетний возраст. К этому моменту малыш уже полноценно описывает свои желания, увиденные в течение дня картины, впечатления от увлекательной игры.

Ближе к четырем годам у детей наблюдается всплеск повышенной любознательности. Карапуз начинает задавать первые вопросы, пытаясь познавать окружающий его мир. Важно в такие моменты отвечать малышу максимально доступными фразами, это способствует более быстрому усвоению новой информации.

Если годовалый ребенок не говорит

Особенно трепетные родители часто обеспокоены таким моментом, когда ребенок в год не говорит полноценных слов. В таком случае следует помнить, что речевые способности каждого малыша индивидуальны. Если кроха произносит различимые слоги «ма», «па», «ба», особенно при обращении к маме (папе, бабушке), причин для беспокойства нет. Обратиться к специалисту-логопеду нужно лишь в том случае, если к годовалому возрасту малыш произносит только спонтанные звуки, без определения личностных слогов.

Большое внимание следует уделить темпераменту маленького человека, активные и подвижные дети быстрее начинают произносить свои первые слова. Спокойный, усидчивый ребенок, который долгое время играет игрушками на одном месте, начнет говорить позднее своих сверстников, но это не является поводом для беспокойства.

Развивая речевые навыки у малыша, необходимо постоянно с ним разговаривать на нормальном языке. Не следует искривлять слова до неузнаваемого состояния, это может ухудшить слуховое восприятие ребенка, ему сложнее будет повторить новое слово. Всех, окружающих маленькое чадо, следует предупредить, что вещи и предметы следует называть правильно, без перехода на «детский лепет».

Случается, родители совершают распространенную ошибку, повторяя за ребенком удобные ему слова. Например, малыш на хлеб может говорить «беб», и мама, дающая крохе кусочек хлеба, произносит это понятное ему слово, формируя неправильное восприятие слов. Потому очень важно повторять ребенку именно правильное название.

Нужно ли переживать, если ребенок трех лет не говорит

Трехлетний возраст – один из переломных моментов в речевом развитии ребенка. В этот период дети должны уметь строить простые предложения, а некоторые рассказывают стихи, то есть способны к связному рассказу. Если такой ребенок (3 года) не говорит, то это повод обратиться к специалисту.

Настоящее наличие проблем с развитием речи заметно уже в более раннем возрасте. Малыш не умеет уметь говорить полноценными фразами – это одна из распространенных причин для беспокойства. Более того, если кроха не может произносить даже звуков родителям, следует незамедлительно обращаться к логопеду. Причиной для беспокойства и обращения к врачу может стать заикание, «глотание» слогов, речь ребенка со сложным подбором нужных слов.

Причин, которые могут вызывать замедление или отсутствие речевого развития, множество, основные, по мнению специалистов, заключаются в следующем:

  • Проблемы со слухом. Если малыш плохо слышит, он будет плохо воспринимать слова, тем более не сможет их повторить.
  • Ослабление. Детский организм, ослабленный тяжелым заболеванием, задерживает развитие центральной нервной системы (ЦНС), как следствие может наблюдаться замедленное развитие речевых функций.
  • Преждевременные роды. Часто в случае ранних родов у ребенка наблюдаются проблемы с речью, вызванные неполноценным развитием внутриутробного строения.
  • Родовые патологии. Одной из причин задержки развития речи могут быть патологии при родах, влияющие на ЦНС.

Если ребенок в своем возрасте мало говорит

Во сколько начинает говорить ребенок – вопрос, не дающий покоя многим родителям. Переживая за развитие речи у малыша, родным стоит обращать внимание на любые отклонения в развитии крохи. Своевременное обращение к специалисту поможет решить множество проблем в будущем. Не следует думать, что формирование разговорной речи – это своевременный процесс, и ребенок заговорит самостоятельно.

Частое явление, когда в своем возрасте ребенок мало говорит, в отличие от сверстников. Этому может быть ряд факторов, на которые следует обратить особое внимание:

  • Родители малышу уделяют мало внимания, дети в возрасте от года должны быть окружены заботой своих родителей. Постоянное общение и разговор помогут ребенку запоминать и практиковаться в произношении новых слов.
  • Речь карапуза может быть нарушена из-за физиологических способностей, например, нарушение работы внутренних органов. Опытный специалист посредством небольших тестов сможет легко определить возможности маленького человечка.
  • Испуг — частая причина малой разговорчивости малыша.
  • Дефицит общения со сверстниками может быть причиной нарушения речевого развития. Благодаря тесному игровому контакту, дети учатся сравнивать себя с другими, это часто способствует произношению первых слов.

Ребенок начал поздно говорить

Независимо от того, во сколько дети говорят первые слова, появление полноценной, связной, разборчивой речи может приходить со значительным опозданием. Такая проблема имеет распространенное значение. Для решения этого вопроса не следует сразу бежать к специалисту, можно попробовать заниматься с ребенком самостоятельно.

Родителям следует чаще разговаривать с малышом, стараясь произносить больше одинаковых слов, это будет влиять на хорошее слуховое восприятие. Детка быстрее усвоит и запомнит слова, сказанные ровным, спокойным голосом несколько раз подряд. Чтение сказок наполнит подсознание малыша новыми словоформами, которые отложатся в памяти и будут использованы позднее. Засыпающему малышу можно читать одну сказку в течение нескольких дней, это поможет ему чаще слышать и узнавать одинаковые слова.

В разговоре с маленьким чудом не следует делать акцент на конкретных деталях, достаточно просто вслух обсуждать каждое действие. Так, например, одевая ребенка гулять, можно останавливаться на каждом предмете одежды, на части тела, на которые он их надевает. Во время прогулки следует рассказывать крохе об окружающем его мире, показывая листочки, цветы, веточки. При этом важно каждый предмет называть своими именами, вызывая у ребенка интерес к повторению нового слова. Если же, несмотря на усилия родителей, ребенок не говорит, что делать в таком случае – подскажет опытный специалист.

Если ребенок не хочет говорить

Родители, дети которых не говорят, очень насторожены. Чтобы понять причину нарушения развития чада и развеять собственные страхи, нужно обратиться за консультацией к следующим специалистам: логопеду, педиатру, неврологу, дефектологу и психиатру. Для начала придется посетить кабинет педиатра. В случае обнаружения отклонений от нормы в развитии речи ребенка, он назначит консультацию более узкого специалиста.

Во сколько ребенок начал говорить, может не иметь принципиального значения в пределах допустимых норм. Значительно важнее помочь малышу полноценно развивать речевые навыки для успешного общения в дальнейшем. Чтобы кроха начал разговаривать, необходимо работать над его речью еще с младенческого возраста. Помогут в этом следующие рекомендации:

  • произносить все слова четко, чтобы они были понятны для слуха;
  • не сюсюкать с малышом, говорить только на правильном, понятном для ребенка языке;
  • большое внимание уделять развитию мелкой координации пальчиков;
  • новое слово повторять несколько раз, в разных интонациях и ситуациях;
  • проводить с ребенком больше времени, не отлучаясь от него, пока он заинтересован в общей игре;
  • уделять внимание артикуляционной гимнастике;
  • отвечать на вопросы ребенка, рассказывать интересные познавательные истории.

Когда ребенок должен иметь правильное произношение

Задаваясь вопросом: «Во сколько дети начинают говорить?», многие родители прибегают к консультациям и советам специалистов. Однако не все знают, что процесс речевого развития малыша долгий и трудоемкий. Говорящий карапуз может длительное время «ломать» слова, меняя окончания, не выговаривая буквы, «глотая» слоги.

Если ребенок отстает в речевом развитии, с ним нужно посещать курсы логопеда, которые начинаются с четырехлетнего возраста. Для того чтобы занятия со специалистом были полезны, малышу следует объяснять о значимости этих занятий. Внимательно слушать педагога, выполнять заданную работу в домашних условиях – все это поможет ребенку быстрее исправить возможные дефекты речи.

Родителям, которые записали дитя на прием к логопеду, должны обеспечить непрерывность занятий, иначе они будут неэффективными. Успех этого предприятия зависит от упорства и желания не только ребенка, но и близких людей. Именно они должны оказать крохе огромную поддержку в нелегком деле. Правильное произношение слов, ударений и словоформ должно присутствовать у ребенка уже с 6-летнего возраста. В дальнейшем задача родителей состоит в регулярной поправке неправильных выражений.

Процесс воспитания детей включает много сложностей и подводных камней, но приложенные усилия вознаградятся сторицей. Хочется верить, что, прочитав эту статью, читатель получил исчерпывающую информацию по вопросу «Во сколько начинает говорить ребенок».

Задержка речи и речевого развития у ребёнка

В годовалом возрасте малыш должен произносить около десяти легких слов и знать названия двух сотен предметов. Кроме того, он должен понимать речь, обращенную к нему и реагировать на слова.

Уже в два года ребенок строит фразы и простые предложения, пользуется местоимениями и прилагательными, а его словарный запас растет как минимум до пятидесяти слов, но специалисты ожидают от него как минимум ста слов.

Более сложные предложения с использованием двух-трех сотен слов ребенок начинает строить в два с половиной года, начав использовать шипящие звуки. Уже в три года малыш должен говорить объединенными по смысле предложениями, правильно употребляя местоимения, наречия и прилагательные.

Задержку в развитии в трехлетнем возрасте определить просто: нужно, чтобы с малышом поговорил незнакомый ему человек. Если складывается нормальная диалоговая речь – все в порядке.

Граница между задержкой речевого развития и индивидуальными особенностями ребенка

Рамки, учитываемые нормами развития, достаточно гибкие. Если в год ребенок еще не говорит десяти слов, а только семь, не стоит бить тревогу. Причем мальчики могут отставать от девочек на 4-5 месяцев. Многие люди считают, что за развитие речи отвечает определенная область головного мозга. На самом же деле речь формируется при согласованной работе двух полушарий мозга.

Для того, чтобы речевое развитие проходило нормально, важно гармоничное развитие обоих полушарий. Пучок нервных волокон, которые их соединяют, у мальчиков тоньше, чем у девочек, и отличается более медленным развитием. Но это различие быстро сходит на нет. Если отклонение от нормы сильное, стоит бить тревогу. Именно среди мальчиков особенно высок процент отклонений как в речевом, так и в психоречевом развитии.

Среди детей, страдающих заиканием, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Почти полным отсутствием речи при нормальном слухе страдают втрое больше мальчиков, чем девочек.

Когда бить тревогу?

До 2,5 лет словами можно считать не только полноценные (к примеру, «мама»), но и «малышковые» слова «би-би», «куп-куп» и прочие. Но, если ребенок в возрасте 2,5 лет еще не пытается строить фразы из трех-четырех слов, это является поводом для волнений. Внимательные специалисты могут выявить задержку речевого развития в раннем периоде.

Основные признаки значительной задержки речевого развития

4 месяца

Ребенок в 4 месяца не реагирует на жесты родителей, не улыбается и не оживляется, когда с ним разговаривает мама.

8-9 месяцев

Ребенок в 8-9 месяцев не начинает лепетать.

1.5 года

  • не говорит простых слов;
  • не знает собственного имени и названий окружающих предметов;
  • не может выполнить самые простые просьбы родителей.

Ребенок имеет трудности с жеванием или сосанием (к примеру, если полуторагодовалый ребенок не может жевать).

2 года

Ребенок в два года не пытается выучить новые слова и повторяет только отдельные, не связанные слова.

2.5 года

  • имеет словарный запас менее двадцати слов и словоподражаний;
  • не знает названий частей тела и окружающих предметов;
  • не может указать на знакомый предмет по просьбе родителей или принести предмет, находящийся вне поле его зрения;
  • не умеет составлять простые фразы из двух слов.

3 года

Трехлетний ребенок говорит так неразборчиво, что даже родители с трудом могут его понять, не говорит простых предложений, не понимает простых рассказов и объяснений. Говорит слишком быстро, не проговаривая окончаний слов, или, наоборот, слишком медленно, растягивая слова, хотя примера такой речи никогда не слышал.

Малыш выражается фразами из книжек или мультфильмов, но не может построить свои собственные словосочетания и предложения (это – признак крайне серьезного отклонения в развитии). Ребенок постоянно зеркально повторяет слова и фразы, которые говорят при нем взрослые (даже если говорит к месту) – причина для срочного обращения к психиатру.

У ребенка любого возраста все время приоткрыт рот или отмечается повышенное слюноотделение без явных на то причин. Заметив, что речевое развитие малыша не соответствует норме для его возраста, следует срочно обратиться к специалистам. Если начать коррекцию расстройства в раннем возрасте, уже к школе ребенок ничем не будет отличаться от сверстников.

Ссылка на основную публикацию