Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Дыхательная гимнастика

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое . Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

« Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, – то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

Можно предложить ребёнку поиграть в мыльные пузыри, подуть на султанчики или вертушки (ветровички), задуть настоящую свечу и др.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. .к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
– Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
– Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
– Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
– Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.
2. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от “киндер-сюрпризов” или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру “Кто быстрее”.
4. Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в “буль-бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в “Буль-бульки”, чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари. Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и “отведение косы” в сторону, на сильную – выдох и “взмах косой”.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики,которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – “чашечка”, цель: поймать шарик в “чашечку”.
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, “выплевывая” его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой
8. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
9. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
10. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
11. Язык – “лопаточка”. Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
12. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
13. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
14. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
15. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
16. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
17. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой: “Не расплескай воду”
18. Язык в форме глубокого “ковша” с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 – 15 секунд. Повторять 10 – 15 раз.
19. “Язык-ковш” с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
20. “Язык-ковш”, наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 – 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
21. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 – 15 секунд.
22. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
23. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
24. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим – расслабление чередуются 10 – 15 раз.
25. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
26. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или “лопатки” (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
27. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается “языком-ковшом” (“лопаткой”, “блинчиком”) не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
28. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме “лопатки” (“блинчика”).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 497 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Фото: Игорь Губарев

Дети, предрасположенные к отставанию в речевом развитии, обычно непосредственны, несамостоятельны, недостаточно самокритичны. У них больше развиты игровые, а не познавательные интересы.

Столкнувшись с трудностями, такой ребёнок проявляет пассивность и быстро отказывается от попыток добиться результата. Целенаправленность и настойчивость он проявляет только в тех вопросах, которые вызывают у него интерес. Выслушав вопрос, он обычно отвечает: «Не знаю», и только после поощрения со стороны взрослого начинает обдумывать ответ.

Дети, склонные к отставанию в речевом развитии, способны понимать и самостоятельно образовывать простые обобщающие понятия, однако испытывают затруднения при знакомстве с более сложными понятиями.

Им тяжело даётся фонематический анализ: затруднения возникают при подборе картинок на определённый звук, определение количества и последовательности звуков в слове. Часто вместо звуков они выделяют слоги, у них труднее формируется навык слогослияния.

Детям с трудностями формирования навыков письма и чтения свойственны неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление).

Главной причиной трудностей формирования навыков письма и чтения специалисты называют нарушения зрительного и пространственного восприятия.

Чем раньше выявлены отклонения и начаты коррекционные занятия, тем быстрее показатели развития ребёнка придут в соответствие с возрастными нормами.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать из-за несформированности некоторых частных психических процессов, которые совершенно незаметны в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом или чтением. Если время упущено, появляются вторичные расстройства, развивается неврозоподобная симптоматика, повышается уровень тревожности, тревожность приобретает характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением.

Читайте также:  Задания логопеда по теме Игрушки

Работа с буквами

Если ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, предложите ему задания на узнавание букв.

• найти букву среди ряда других букв;
• назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
• определить буквы, расположенные неправильно;
• обвести контуры букв;
• буква «сломалась» — добавить недостающий элемент;
• назвать буквы, наложенные друг на друга;
• изобразить букву с помощью пальцев.

Последнее упражнение исключительно полезно.

Чтобы освоить последовательность операций, разложите это задание на несколько этапов. Предложите ребёнку:

• построить букву по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
• сравнить пальчиковую букву с образцом;
• построить букву по словесному указанию без образца;
• построить букву самостоятельно без зрительного образца;
• отгадать букву, построенную другим ребёнком.

Эти упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и предупреждают возникновение оптической дисграфии.

Пальчиковые задания способствуют формированию ассоциативных связей между центрами речи и моторной зоной коры, что в конечном итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки и помогает освоить навык письма.

Для развития графо-моторных навыков рекомендуются такие задания, как: штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти.

Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счётные палочки или картонные элементы букв.

Для лучшего усвоения оптических образов букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» — с обручем, «ж» — с жуком, «и» — с перекладиной и так далее. Загадывайте ребёнку различные загадки о буквах, предложите ему ощупать рельефные буквы, срисовать их.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму. Такой подход объясняется психофизиологическими особенностями ребёнка пяти-шести лет.

Дети этого возраста с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая-левая стороны, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. У них слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Им стоит большого труда держать кисточку, карандаш, ложку, правильно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Для развития мелкой моторики рук

используются самые разнообразные приёмы и упражнения: массаж пальцев и кистей рук; пальчиковый театр, пальчиковые игры со стихами, скороговорками, счётными палочками; гимнастика для пальцев, лепка из пластилина; выполнение аппликаций и поделок из бумаги в технике оригами; рисование красками различными способами.

Для развития координированных движений предложите детям игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек). Весьма полезны рисование по трафаретам различной величины и сложности, дорисовка предмета по принципу симметрии или штриховка, копирование рисунка по точкам, по образцу. Устраивайте графические и слуховые диктанты, играйте в лабиринты.

Приведу описания некоторых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики:

«Отгадай, что внутри»

Возьмите несколько сосудов, наполните их водой, песком, различными крупами или любыми мелкими предметами. Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другим содержимым. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы.

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (одни пальцы могут быть согнуты, другие — выпрямлены). Малыш должен своими пальцами точно повторить «фигуру», зеркально изобразить её, ведь взрослый сидит напротив. Если задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться выполнять его, сидя рядом, а не напротив малыша, чтобы тому было легче копировать положение пальцев руки. В более сложном варианте игры участвуют обе руки.

«Игры с рисованием»

Нарисуйте заранее или используйте готовый рисунок какого-либо лабиринта. Если ребёнок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый — для ребёнка, азарт захватывает всех, каждый старается нарисовать посложнее. Как можно чаще рисуйте малышу всевозможные лабиринты. Пусть он пройдёт по ним карандашом, не отрывая руки. Желательно объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт и кто по нему должен пройти. Тогда занятие не покажется ребёнку скучным. Например: «Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

«Мозаика из пуговиц»

Подготовьте пуговицы разного цвета и размера. Сначала сами выложите рисунок из них, а затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как малыш научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. В технике пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, кошку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другие предметы.

Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами, как будто собирает ягоды. Потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё, чтобы набрать целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание на нитку пуговиц, бусин, рожков и макарон, сушек. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины.

Чтение

Очень эффективен интерактивный метод, при котором взрослые поощряют детей принимать активное участие в процессе чтения: побуждают их задавать вопросы, быть рассказчиками историй. Такое чтение, его называют диалогическим, оказывает положительное влияние на речь, улучшает лексику дошкольников. Как правильно читать ребенку?

• Шаг первый. Побудите ребёнка высказаться по поводу книги. Например, рассматривая страницу книги, на которой изображена пожарная машина, можно спросить: «Что это?» Малыш ответит: «Машина».

• Шаг второй. Оцените ответ: «Правильно, молодец, — и видоизмените, дополните его: — Это красная пожарная машина».

• Шаг третий. Повторно стимулируйте интерес малыша к книге, чтобы удостовериться, усвоил ли он ответ взрослого: «Ты можешь повторить — «пожарная машина»? Этот приём можно использовать практически на каждой странице.

Побуждайте ребёнка как можно больше говорить самому. Делайте паузу в конце предложения, а дети будут её заполнять. Этот приём можно использовать при чтении текстов с рифмой или с повторяющимися фразами: «Ты не бойся, это — гусь, я сама его (боюсь)» или «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик (погулять)». Благодаря такому приёму дети получают информацию о структуре языка.

Задавайте вопросы, напоминающие о событиях прочитанной книги: «Скажи мне, что случилось с Мухой-Цокотухой в этой сказке?» («Муха-Цокотуха», К. Чуковский).

Такие вопросы помогают ребёнку усвоить сюжет истории и описать последовательность событий.

Подобные вопросы можно задавать не только в конце книги, но и в начале, если эту книгу уже ранее читали, или в середине, если книгу читают несколько дней: «На чём мы остановились в прошлый раз? Напомни мне, где оказались коротышки после аварии на воздушном шаре?» («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов). Это помогает родителям понять, помнит ли ребёнок, о чём они читают и понимает ли смысл прочитанного (старшие дошкольники).

Побуждая ребёнка пересказать содержание прочитанной сказки или рассказа, важно понимать, что это вызывает сложности у большинства детей, поэтому не настаивайте, если ребёнок отказывается. Помните, что диалогическое чтение не должно вызывать отрицательных эмоций, иначе ребёнок не захочет читать.

Предложите ребёнку описать иллюстрацию к знакомой книге: « Расскажи, что происходит на этой картинке?» Благодаря этому развивается вербальная речь, приобретается умение составлять подробный рассказ.

Вместе рассматривайте иллюстрации и задавайте малышу всевозможные вопросы — «что», «где», «когда», «почему» и «как». Если он затрудняется с ответом, расскажите сами. Такой диалог расширяет детский словарь.

Помогайте ребёнку установить связь между книгой и реальным миром. Например, при просмотре книги, на странице которой изображены животные, можно спросить: «Помнишь, мы недавно ходили в зоопарк. Кого из этих животных мы там видели?» Отвечая на наши вопросы, малыш приобретает навыки рассказа, у него развивается способность к диалогу.

Для интерактивного чтения подходят практически все книги, но в большей степени — с красочными иллюстрациями. Применяется этот метод и без чтения, а только при рассматривании картинок.

Обсуждение прочитанного, пересказ, ответы на вопросы взрослого — это обеспечивает большой скачок в развитии речи ребёнка и подготовке к обучению в школе за весьма короткое время. То, что сейчас называют диалогическим чтением, традиционно было частью русской культуры. К сожалению, сейчас оно утрачивается.

Как научить ребенка письму: подготовка, эффективные методики, распространенные ошибки

  • Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?
  • Как подготовить ребенка к обучению письму?
  • Эффективные методики обучения ребенка письму
  • Распространенные ошибки, которые допускают родители при обучении ребенка письму

Обучение дошкольников письму вызывает бурные споры среди специалистов, занятых детским воспитанием и здоровьем. Но все они едины во мнении — подготовка ребенка к школе крайне необходима. Различаются только взгляды на методы и цели воспитания будущих учеников. Педиатры уверены в пользе постепенного приучения детей к школьным нагрузкам. Они разработали многочисленные комплексы гимнастических упражнений, закаливающих и укрепляющих мероприятий.

Педагоги утверждают, что из всей дошкольной программы обучения стоит выбрать только элементы, связанные с развитием мелкой моторики мышц рук, постановкой правильной осанки, воспитанием усидчивости, внимания, терпения. Они категорически против обучения детей непосредственно письму на дошкольном этапе развития. Психологи обращают внимание на индивидуальность детей, моральную готовность и развитость каждого отдельно взятого ребенка.

Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?

Ни одна программа дошкольного воспитания не предусматривает полномасштабного преподавания письма в детских садах. Единственный шанс научить ребенка писать до поступления в школу — это личная заинтересованность родителей. Можно на свой страх и риск самостоятельно заняться обучением, а можно обратиться к частным квалифицированным преподавателям. Приобретя элементарные навыки письма, малыш с большей уверенностью начнет свой школьный путь, избавится от страха перед неизведанным.

  • Может возникнуть крайне негативная реакция неокрепшего организма на преждевременные перегрузки, не соответствующие возрасту ребенка.
  • Усталость мышц после длительных занятий может привести к приобретению неправильной осанки.
  • В раннем дошкольном возрасте у ребенка еще не сформирован побуждающий мотив к обучению, а действуют только игровые рефлексы.
  • Непрофессиональные попытки научить ребенка воспроизводить письменные буквы могут привести к ошибкам в их написании, а переучивание будет происходить дольше и труднее.

Риск в воспитании должен быть полностью исключен, поэтому при возникновении потребности в скорейшем обучении чтению и письму нужно руководствоваться интересами ребенка. Престижные гимназии и лицеи иногда предъявляют повышенные требования к поступающим. В этом случае не стоит заниматься самоучением, а лучше прибегнуть к помощи специалиста. Главным критерием при принятии решения о начале обучения должны стать физическая и психологическая готовность ребенка.

Как подготовить ребенка к обучению письму?

Главным мероприятием, предваряющим практические занятия, должна стать моральная подготовка. Крайне важна заинтересованность ребенка в овладении письмом. Помощью послужат детская привязанность, личные способности, приоритеты, увлечения. Желание общаться с любимой бабушкой, живущей далеко, у которой нет ни телефона, ни компьютера, может быть так велико, что малыш сам захочет написать ей письмо. В игровой форме можно продемонстрировать неизбежность пользования письмом при оформлении различных заявлений. Например, для посещения бассейна, занятий в танцевальном кружке, в спортивной секции.

Особое значение имеет физическая подготовка молодого организма. Требуется регулярно выполнять упражнения, способствующие укреплению кистей рук, мышц спины, шейного отдела, профилактические занятия по предотвращению сколиоза — без этого первые шаги в письме могут стать пыткой.

Играм и занятиям, способствующим развитию мелкой моторики, улучшению координации движений нужно ежедневно уделять должное внимание. Дошкольников хорошо увлекают домашние хлопоты, и этими увлечениями необходимо эффективно воспользоваться. Можно совместно выполнять простые задания по хозяйству, например, лепить вареники, перебрать фасоль или крупу. Элементарные навыки самообслуживания, такие как чистка зубов, пользование ложкой и другими предметами, также хорошо поспособствуют развитию мелкой моторики рук.

Для совершенствования навыков ребенка можно использовать пластилин, карандаши, кисти, фломастеры, ножницы и бумагу, пазлы, аппликацию, мозаику. Творческая атмосфера придает занятиям непринужденность и воспитывает увлеченность детей. На первый план выступает правильный выбор инструментов. С пластилином непонятных критериев меньше: пластичность, безопасность, упругость — главные качества. К карандашам требований немного больше.

Первый набор, состоящий для начала из 6-10 карандашей, можно покупать ребенку уже в возрасте 2-3 года. Цвета должны быть яркими, грифель мягким и толстым, деревянный футляр — трехгранным. Для большего удобства стоит обязательно соблюсти требование к диаметру карандаша. Стандартная толщина в 6 мм подойдет для детей постарше. Под маленькую руку лучше покупать карандаш толщиной не менее 10 мм. Предшественниками традиционных карандашей могут стать мелки и фломастеры для специальных мольбертов, на которых удобно рисовать стоя или лежа — это более удобные позы для маленьких детей при рисовании.

Эффективные методики обучения ребенка письму

В советский период все поголовно дети испытали на себе классическую демонстративную методику, предусматривающую написание учителем на доске элементов, из которых впоследствии будут состоять те или иные буквы. Ученики должны были воспроизводить увиденное в тетради. Затем, по мере ознакомления с буквами, их учились соединять в слова. И уже после этого из отдельных слов составляли предложения.

Многие специалисты-филологи пытались оптимизировать существующие методики каллиграфии. Признанными лидерами в этой области считаются Н. Г. Агаркова и В. А. Илюхина. Методика Агарковой включает в себя пять элементов, способствующих обучению письму: слуховой, артикуляционный, зрительный, двигательный и рукодвигательный. Благодаря гармоничному сочетанию всех этих составляющих удалось добиться отличных результатов. Обучение с одновременным использованием зрительной и двигательной активности позволяет сформировать способность автоматического безотрывного письма, ставшего результатом зрительного восприятия сложных каллиграфических конструкций.

Для упрощения задачи воспроизведения отдельных букв В. А. Илюхина предложила считать своеобразным шаблоном букву «И», а на ее основе, используя похожие линии и крючки, осваивать и другие буквы. Самой сложной для написания детьми фигурой в составе многих букв считается овал. Его Илюхина рекомендует заменить на две параллельные палочки, соединенные сверху и снизу небольшими дугами. Это облегчило трудный процесс написания округлых букв.

Методика Илюхиной основана на легкости детского восприятия всего окружающего мира посредством игры, в которой участвуют сказочные персонажи. Каждый элемент буквы имеет свое сказочное название, для его воспроизведения избран четко оговоренный метод. Учебный процесс не ограничивается одной игрой, их придумано множество: в Поле чудес дети отгадывают букву на слух, в задании «Угадай букву» нужно дописать недостающий элемент. Дети с увлечением выполняют упражнения, связанные с восстановлением пропущенной буквы в словах по подбором пар элементов, часто встречающихся в написании букв.

Распространенные ошибки, которые допускают родители при обучении ребенка письму

В стремлении во что бы то ни стало сделать из своего ребенка лидера, родители зачастую сталкиваются с множеством проблем. Возникают они не на пустом месте, а как следствие неграмотного подхода к воспитанию и обучению дошкольника.

Читайте также:  Как попасть в логопедический детский сад

Как научить ребенка писать. Обучение письму

Сегодня вряд ли можно найти человека, который не умел бы писать. Но свежа еще память о временах, когда люди не только не умели этого делать, но и вообще не обладали ни малейшей грамотностью. Однако даже среди подавляющего большинства всегда находились те, кто был обучен и письму, и грамоте. Именно к таким людям приходил честной народ для составления записей, чтения документов и выполнения других не менее важных дел и задач. Но интереснее то, что люди, умеющие либо только писать, либо только читать, считались полуграмотными. Точно так же и сейчас – чтобы быть действительно грамотным, нужно уметь и читать, и считать и писать, причем делать все это грамотно.

В настоящее время грамотность можно назвать одним из показателей развития и образованности личности вообще. Многие даже говорят, что именно на грамотности построено личностное развитие в целом. Но почему же грамотность, и в частности грамотность на письме так важна и для детей и для взрослых?

Содержание:

Почему нужно уметь писать

Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько основополагающих причин, говорящих о важности письма:

  • Во-первых, умение писать позволяет людям понимать друг друга посредством этого самого письма. Когда человек говорит что-то неправильно или не умея подобрать слов, его достаточно трудно понять. С письмо дело обстоит аналогично.
  • Во-вторых, умение писать – это проявление уважения к традициям и законам русского языка и народа в целом.
  • В-третьих, умение писать является серьезным инструментом, при помощи которого можно взаимодействовать с людьми.
  • В-четвертых, умение писать позволяет достигать успехов в обучении, а также элементарно устраиваться на работу или заниматься какой-то деятельностью, связанной с писательством
  • И, наконец, в пятых, умение писать позволяет человеку сформировать о себе первое впечатление. Это примерно как внешний вид – когда человек неопрятен, с немытой головой и грязными ногтями (то бишь пишет кое-как и ошибается даже в простейших словах), впечатление о нем складывается одно, а когда он ухожен и отлично выглядит (другими словами – красиво и грамотно пишет) – совершенно другое.

Таким образом, важность навыка письма переоценить очень сложно. Но, естественно, чтобы ребенок умел писать красиво, правильно и грамотно, его образованием нужно заниматься. Да, это может быть не очень просто, но это крайне важно. К тому же, если вы обучаете свое чадо чтению и счету, почему бы не научить его писать?

Вопросом же на тему того, как это сделать, многие родители задаются, пока их дети еще совсем малы. Они изыскивают всевозможные способы обучения письменной грамотности, постановке красивого почерка, расширения словарного запаса и т.д., чтобы малыш смог подготовленным пойти в школу, добивался больших успехов в учебе, не отставал от одноклассников и т.п. Именно по этим причинам уже с первых лет жизни мамы и папы разбавляют повседневную жизнь детишек разными занятиями и уроками.

В том случае, если ваша затея – это не проявление амбиций и не прихоть, а истинное желание воспитать в своем ребенка здоровую, целостную и гармоничную личность, представленная ниже информация – именно для вас.

Прежде чем начинать обучать ребенка письму, нужно обратить внимание на один очень важный момент. Именно с него мы и начнем.

О чем следует позаботиться в первую очередь

Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.

Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на развитие мелкой моторики совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия – обычные игры.

Проводите время с пользой для ребенка, а именно:

  • Лепите вместе из пластилина. Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
  • Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
  • Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
  • Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
  • Осваивайте вместе с ребенком оригами.
  • Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
  • Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.

Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.

Этапы обучения

Каждому, кто хочет научить своего ребенка писать, нужно сразу осознать, что для достижения успеха придется приложить максимум усилий, и продумать свою собственную методологию. Но о методах мы еще поговорим с лихвой, а пока заострим внимание на этапах обучения.

Всего этапов три:

  • Подготовительный этап
  • Этап обучения письму печатными буквами
  • Этап обучения письму прописью

Представленные этапы – это категоризация педагогов и педиатров. Кстати, согласно их мнению, не стоит начинать учить ребенка писать до трех лет – это еще очень рано. А вот когда малыш перешагнет этот порог, можно понемногу приступать. Что же касается периодов, то их обязательно нужно брать во внимание. Рассмотрим вопрос подробнее.

Подготовительный период

Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:

  • Сидеть за столом
  • Держать ручку или карандаш
  • Размещать тетрадь на столе
  • Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
  • Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
  • Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии

Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.

Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет.

Этап обучения письму печатными буквами

О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.

Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.

Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.

Этап обучения письму прописью

В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.

Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.

Вот перечень главных ошибок:

  • Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
  • Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
  • Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
  • Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
  • Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
  • Игнорирование предлагаемых этапов (пропуск подготовительного этапа, ранние занятия письмом прописных букв)
  • Формальный и серьезный подход к занятиям (в сотый раз повторимся: лучшая форма обучения детей дошкольного возраста – это игра)
  • Чересчур жесткая дисциплина (когда родитель берет на себя функции учителя, переставая быть в первую очередь родителем)
  • Нерегулярность и бессистемность занятий

Обучая ребенка письму, всегда берите в расчет эти распространенные ошибки родителей, выстраивайте свою стратегию соответствующим образом и занимайтесь для профилактики самоконтролем.

И в заключение вступительного урока мы хотим дать вам еще несколько советов, которые, непременно, пригодятся вам в вашей дальнейшей практике.

Дополнительные рекомендации

Эти рекомендации выдуманы не нами, а составлены одним из самых известных российских академиков, психологом, доктором биологических наук, профессором и директором Института возрастной психологии Российской академии образования – Марьяной Михайловной Безруких. По ее мнению, основанному на многолетнем опыте работы, в процессе обучения детей письму нужно учитывать следующее:

  • Навык письма является одним из наиболее трудных для освоения. Он формируется довольно медленно, и чтобы ребенок хорошо его освоил, требуется в среднем от 3 до 4 лет.
  • Родителям не следует придумывать велосипед – самые эффективные методики можно найти в специализированной литературе.
  • По сей день очень эффективным способом тренировки навыка письма считаются прописи. В книжных магазинах продается огромное количество прописей в самых интересных исполнениях и рассчитанных на разные возраста и уровни развития детей.
  • В самом начале обучения ребенка письму не стоит применять расчерченную в клетку бумагу. Лучше всего использовать альбомы или (в отсутствие таковых) тетрадки в линейку.
  • Вся информация, преподносимая ребенку, должна визуализироваться. Для этого нужно показывать картинки, писать примеры, приводить ассоциации и т.д.
  • Если даже при грамотном подходе по какой-то причине ребенок так и не научается справляться с простейшими заданиями, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.

На этом мы подводим черту первому уроку. Во втором уроке мы познакомим вас с базовыми принципами и самыми популярными методами, используемыми при обучении детей письму. Ознакомившись с ними, вы будете знать, что можно применять, и что будет эффективнее конкретно в вашем случае.

Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах.

Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Научить ребенка писать – задача, пусть и сложная, но вполне выполнимая, причем под силу она любому ответственному родителю. Вопрос состоит скорее в том, когда следует приниматься за дошкольное обучение, ведь если начать слишком рано, в будущем у ребенка могут появиться проблемы. Именно по этой причине первое, чему нужно уделить внимание – это развитие мелкой моторики.

Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.

В прошлом уроке мы уже начали разговор о подготовке детей к обучению письму. Далее мы продолжим эту тему и одновременно перейдем к практике начального обучения. Как уже стало понятно, подготовка начинается еще за несколько лет до школы. Но многие родители, торопясь быстрее приступить к занятиям наспех изучают методы, но совершенно не уделяют внимания самоконтролю, т.к. только он позволяет избежать совершения наиболее распространенных ошибок. Самая главная из них – это слишком раннее начало обучения.

По мнению педагогов начальных классов, основанному на многолетнем опыте работы, родителям не стоит заниматься обучением детей в дошкольном возрасте письму (особенно прописью). И категоричность этого мнения, конечно же, основана на ряде конкретных причин:

Несмотря на то, что обучение детей правильному письму является одной из важнейших задач школьной системы образования, а надлежащая дошкольная подготовка всегда приветствуется, требование к этой самой дошкольной подготовке есть только одно – чтобы ребенок знал алфавит. Что же касается навыка красивого написания букв, то здесь все – как бог на душу положит – для «зачисления» в первоклассники этого не требуется.

Но и заботливые родители в свою очередь не хотят пускать развитие своего чада на самотек или перекладывать ответственность за это на плечи единственно педагогов. Поэтому и дошкольные занятия письмом – далеко не редкость. И тут мы вновь возвращаемся к наблюдениям учителей: было замечено, что дети, обучавшиеся письму в домашних условиях еще до школы, придя в первый класс, зачастую пишут хуже тех, кто начал осваивать столь трудный навык уже за партой.

Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.

В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.

Многие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.

Читайте также:  Не пора ли к логопеду?

Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.

О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».

Современная жизнь уже совершенно немыслима без компьютеров. Они сопровождают человека везде, от дома до рабочего офиса, от кофейного аппарата до кассы магазина. Даже без разговоров о глобальной компьютеризации становится ясно, что уметь работать с компьютером сегодня нужно обязательно. Во многих учебных заведениях (пока преимущественно на Западе, конечно) место тетрадок и ручек на школьных партах заменили ноутбуки. О преимуществах и недостатках внедрения компьютеров в систему образования мы тоже как-нибудь поговорим на страницах нашего интеллектуального клуба, а пока продолжим.

Сейчас и взрослого, который не умел бы работать на компьютере, встретишь не часто, что уж говорить о детях. Но если поколению среднего возраста достаточно знать базовые программы и уметь пользоваться интернетом, а дедушкам и бабушкам вполне хватает навыков манипулирования кнопочным сотовым телефоном, то современным детям нужно владеть премудростями пользовательской компьютерной науки. И одним из базовых навыков среди них можно назвать умение быстро печатать на клавиатуре.

Как научить ребенка писать в домашних условиях

Пошаговая инструкция по обучению ребенка письму

Шаг №1. Заинтересуйте

И обратно: сочините с ребенком рассказ и предложите ему подробно его проиллюстрировать с помощью картинок. Такие задания, помимо прочего, развивают фантазию, речь и навык повествования.

После пиктограмм переходите к объяснению идеографического письма. Звучит сложно, но на самом деле в идеографии используются упрощенные пиктограммы – символы. На символике построен китайский язык (принцип 1 символ = 1 слово), обозначения в транспортной сфере. Знакомство с символами будет интересно ребенку, если обращать его внимание на них во время прогулки.

Можно научить ребенка рисовать простые изображения, наделенные смыслами: например, две волнистые горизонтально расположенные линии символизируют водоем; перечеркнутый круг – запрет, слово «нет» и так далее. Рассказы об идеографическом письме и «практическая идеография» расширят кругозор малыша, научат его более чутко воспринимать окружающий мир, разовьют творческое мышление, научат пространственному восприятию.

Шаг № 2. Практикуйте умеренно

Шаг № 3. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» Развивайте мелкую моторику

Шаг № 4. Научите сидеть с прямой спиной

Популярные вопросы и ответы

Как научить ребенка писать красиво?

Анна Шумилова, методист платформы “Учи.ру”:

— А нужно ли вообще требовать от ребенка красивого почерка и идеально чистых тетрадей? Некоторые родители переживают, когда учителя снижают детям оценки за оформление тетрадей, и считают, что главное — это записать упражнение без ошибок, дать правильный ответ на вопрос, найти верное решение задачи. Другие родители, напротив, заставляют ребенка переписывать работу с помарками и ждут, что учитель будет уделять чистописанию достаточно времени на уроках. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Любой учитель по своему опыту знает, что в грязных, неопрятных тетрадях редко бывают работы без ошибок. Порядок и аккуратность помогают формировать стройное, логичное мышление. Если ученик пишет быстро и читабельно, это становится для него огромным преимуществом в усвоении школьного материала. Мы придерживаемся мнения, что учить детей письму должен учитель. Любой взрослый человек по себе знает, что изменить почерк или способ написания букв довольно сложно. Некорректное написание букв не поможет ни первокласснику, ни его учителю, а наоборот вызовет дополнительные сложности. Однако родитель может помочь.

Если вы хотите помочь ребенку подготовиться к письму, лучше начать работу в прописях с печатными буквами и заниматься не более 20 минут за один раз. Также следует объяснить будущему школьнику базовые принципы письма.

1. Строчка — это буквенный дом. В нем есть пол и потолок. Нельзя проламывать пол и высовывать оттуда ноги буквы. Нельзя проламывать потолок и высовывать оттуда голову, как жираф. Если такая неприятность все же случилась с буквами, можно дать ребенку цветной карандаш и попросить подчеркнуть буквы-хулиганки и спросить, что именно с ними не так. После того обязательно подчеркнуть буквы, которые получилось написать правильно, и похвалить ребенка. Еще одно отличное упражнение — это раскраска. Выбираем небольшую часть рисунка и просим раскрасить, не выходя за контур фигуры. Для маленьких непослушных пальчиков это не так просто.

2. Когда мы пишем буквы, мы представляем рельсы, по которым едет поезд. Если рельсы пересекутся, то поезд сойдет с них и упадет. Буквы должны не танцевать на строчке, а стоять, как солдатики. После того как малыш напишет строчку, можно взять линейку и провести через буквы вертикальные линии. Если рельсы везде прямые, то поезд замечательно доехал, и на этой строчке можно поставить большой жирный плюс! Со временем рельсы могут стать наклонными, но должны оставаться параллельными.

3. Письменные буквы состоят из определенного набора элементов: палочки, крючки, петли овалы. Как мы уже писали выше, лучше не собирать буквы без учителя, а вот потренироваться писать палочки разной длины стоит. Чтобы работать с овалом, мы можем начертить окошко. Овал должен выглянуть в окошко и не застрять в нем. Если ребенок нарисует круг, то его пухлые щечки не пролезут в окно. Щечки придется стереть. Кроме прописи, советуем завести тетрадь в линеечку формата А4. Если такой нет, подойдет и обычная. Сначала родитель сам рисует крупную красивую печатную букву. Ребенок раскрашивает ее элементы разными цветами. Затем мы пишем буквы-гиганты (высотой в несколько сантиметров). В начале строки родитель ставит точки, ребенок обводит их и только потом дописывает строку самостоятельно. Далее идут средние буквы и ближе к концу страницы буквы-лилипуты. Пока ребенок пишет, можно попросить его проговаривать звук большой буквы грубым голосом, звук средней буквы нормальным голосом и пропищать звук буквы-лилипута. Так будет гораздо веселее!

Подготовка дошкольников к обучению письму

Разделы: Логопедия

Письмо – сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В дошкольных учреждениях проблеме подготовки детей к письму уделяют одностороннее внимание. Очень часто развиваются лишь отдельные стороны подготовки, например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке.

При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Специалисты могут использовать любой комплекс упражнений на развитие движений пальцев и кистей рук. Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую координацию – удержание кисти руки в определенной позе (“Заяц”, “Коза”, “Гусь”). Другие упражнения формируют динамическую координацию – способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук (“Ладонь-кулак”. “Птичка пьет водичку”, “Кошка выпускает когти”). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей дошкольников.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.

  1. Развитие руки.
  2. Подготовка к технике письма.
  3. Аналитико-синтетическая деятельность.
  4. Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1. Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша. Рекомендуемые упражнения: “Посолим суп”, “Катаем шарик”, “Скакалочка”, “Урожай”, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки; развивать мелкую моторику рук.

2. Подготовка к технике письма:

– развивать пространственную ориентировку;

– развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их);

– познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;

– познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера. Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребёнка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направления движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

– Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).

– Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:

количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?);

пространственное расположение элементов в букве.

– Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов.

-Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы

4. Формирование элементарных графических умений.

– Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).

– Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Развитие графических навыков – важный раздел коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи. Дети выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребёнок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт оречевление производимых действий.

В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не “выезжать” за клетку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет это делать самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Итак, подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

Ссылка на основную публикацию