Домашнее задание логопеда для выполнения в тетради, лексическая тема (Овощи)

Тема «Овощи» (1-я неделя). Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления

Е. Агранович

Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом.

4-я неделя – «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

1-я неделя – «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя – «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя – «Дом. Мебель»

4-я неделя – «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние животные»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Звери наших лесов»

4-я неделя – «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя – «Библиотека»

2-я неделя – «Зимующие птицы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Наш город. Моя улица»

4-я неделя – «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя – «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя – «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Почта. Профессии»

2-я неделя – «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя – «Животные холодных стран»

4-я неделя – «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя – «Перелетные птицы»

2-я неделя – «День космонавтики»

3-я неделя – «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя – «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя – « Насекомые»

4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя – «Овощи»

2-я неделя – «Фрукты»

3-я неделя – «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя – «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние птицы»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Игрушки»

4-я неделя – «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя – «Зимующие птицы»

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

3-я неделя – «Домашние животные»

4-я неделя – «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя – «Транспорт»

3-я неделя – «День защитника Отечества»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Ранняя весна»

2-я неделя – «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя – «Моя семья»

4-я неделя – «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя – «Наш город. Дом»

2-я неделя – «Мебель»

3-я неделя – «Рыбы»

4-я неделя – «Комнатные растения»

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя – «Насекомые»

4-я неделя – «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2.Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

Октябрь

Тема «Овощи» (1-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. );

совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2.Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3.Отгадать загадки, выучить по выбору:

· Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь)

· Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

· Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

· Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

· Голова на ножке, в голове – горошки. (Горох)

· Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. (Капуста)

· Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4,Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец – огурчик, помидор – помидорчик.

Задание 5. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа имен существительных): огурец – огурцы, помидор – помидоры.

Задание 6.Дидактическая игра «Подскажи словечко».

· Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

· Летом в огороде – свежие, зеленые, А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас. (Огурцы)

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Что из него готовят?

Задание 8.Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) – .

Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) – .

Задание 9.Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

Задание 10.Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/

Задание 11.Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Задание 12.Прослушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

Задание 13.Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Читайте также:  Как научить ребёнка правильно говорить

Тема «Фрукты»

(2-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание3. Отгадать загадки.

· Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

· На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Задание 4.Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша – . слива – . персик – . банан – .

Задание5. Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, лимон – . банан – . апельсин – .

Задание 6.Подобрать родственные слова: яблоко – яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородина – смородинка, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8.Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Что из него готовят?

Задание 9.Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона . пять лимонов; одна слива, две сливы . пять слив.

Задание 10.Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока – яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши – . ; варенье из груши – . ; сок из апельсина – . варенье из апельсина – .

Задание 11.Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко – на яблоне, слива – на . груша – на .

Задание 12.Отгадать описательную загадку.

· Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Задание 13.Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Задание 14.Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Конспекты логопедических занятий.

Серия логопедических занятий по лексической теме “Овощи”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА “ОВОЩИ”
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить подбирать прилагательные к существительным;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
– развивать мелкую моторику;
– формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– учить согласовывать существительные с прилагательными;
– учить составлять простые предложения;
– учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

2 . Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

1. Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Овощи»

Овощи (лексический строй речи).

1. Рассмотрите вместе с детьми овощи и расскажите им:

• названия овощей и их частей;

• сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);

• что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;

• что из овощей можно приготовить различные блюда (суп, щи, борщ, салат и т. д.);

• что овощи можно заготавливать на зиму (солить, консервировать, сушить, мариновать);

• что овощи полезны: в них много витаминов.

Примерный перечень слов, который Вам поможет:

Названия: огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

2. Игра «Убираем урожай».

• Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

• Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

Читайте также:  Скоро в школу - готова ли речь вашего ребенка к школе

3. Игра «Скажи наоборот»:

• Кабачок большой, а огурец — маленький,

• Картофель крупный, а редис — мелкий,

• Помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

• Помидор гладкий, а огурец – шершавый.

4. Отвечать на вопросы:

• – Где растут овощи? -.

• – Какие овощи растут в земле? -.

• – Какие овощи растут на земле? -.

5. Описать овощи (по цвету, по форме, по вкусу).

• Лук (какой) жёлтый, круглый, горький.

6. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любой овощ с помощью вопросов:

• Что это? (название овоща)

• Какой формы, цвета?

• Какой он на вкус?

• Какой он на ощупь?

• Что можно из него приготовить?

Овощи (грамматический строй речи).

1. Игра «Назови, какой салат?»:

• Салат из картофеля — картофельный;

• Салат из капусты — капустный;

• Салат из моркови — морковный….

• Сок из огурцов — огуречный;

• Сок из помидоров — томатный;

• Сок из тыквы — тыквенный;

• Сок из свёклы — свекольный;

• Сок из капусты – капустный;

• Сок из моркови – морковный….

3. Игра «Посчитай овощи»:

• Одна тыква — две тыквы — много тыкв;

• Одна спелая тыква — две спелых тыквы — много спелых тыкв;

• Один огурец — два огурца — много огурцов;

• Один зелёный огурец — два зелёных огурца — много зелёных огурцов…

5. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров

6. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Перспективное планирование занятий по теме «Овощи» в средней группе План воспитательно – образовательной работы на неделю Тема недели: Овощи Цель: 1. Закрепление навыков использования обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Овощи» Описание работы со слайдами: № Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Название пособия. №2 Воспитатель читает стихотворение.

Педразвитие

Автор: Колногорова Ксения Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №225
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сборник домашних заданий логопеда
Дата публикации: 20.06.2019
Раздел: дошкольное образование

Логопедические домашние задания,

как одна из форм взаимодействия

учителя-логопеда с родителями.

Колногорова Ксения Константиновна

Учитель-логопед МБДОУ №225

«Детский сад общеразвивающего вида»

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом.

успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в

людях и взаимодействовать с ними. В последнее время такое явление как нарушение

речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это,

сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому

очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у

малыша в этой области и предотвратить их развитие.

Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде

всего, родителей, тех, кому подражают малыши, для кого родители — пример,

пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к

близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность,

познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в

детский сад. Уже на этом этапе родителей необходимо убедить в том, что именно их

роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи

будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей, так как

наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют сообща.

родители мало уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у

ребёнка: не замечают недостатков в его речи, не придают им большого значения,

надеясь, что с возрастом всё исправится. Многие родители отстраняются от работы

по исправлению речевых недостатков у детей, аргументируя тем, что они не владеют

необходимыми знаниями и умениями. Зачастую родители испытывают трудности

оттого, что лишены свободного времени для занятий с ребёнком дома.

С целью изучения адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и

его дефекту, выяснения степени осознания родителями их роли в педагогическом

процессе, анализа уровня осведомлённости по проблемам речевого развития было

проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования родителей показали,

что 100% родителей замечают и принимают дефект ребёнка, из них 71% осознают

свою роль в работе по совершенствованию речи, но показывают недостаточный

уровень педагогической осведомлённости и компетентности в вопросах речевого

развития детей, а

не стремятся к взаимодействию с педагогами,

считают, что ребёнку достаточно занятий с воспитателями и логопедом.

образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в

совместная, партнерская работа педагогов с родителями по преодолению нарушений

речевого и личностного развития ребенка стала успешной и продуктивной.

Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с

процесса, но и обратную связь в виде ненавязчивого, опосредованного контроля.

Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей,

привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые

дошкольном учреждении системным, последовательным, а их взаимовлияние более

Перед учителем – логопедом стоит серьёзная задача: помочь родителям в

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

1. Повторите материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?

2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)



4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах.

7. Упражнение “Четвертый лишний” на развитие логического мышления.

    Использовать картинки:
    Картошка, лук, яблоко, помидор.
    Лимон, огурец, персик, груша.

8. Упражнение “Исправь ошибку”.

    Свекла растет на яблоне.
    Груша растет на грядке.
    Картошка растет на болоте.

8. Развитие мелкой моторики.

    – Повторить упражнения для пальчиков по темам “Фрукты”, “Овощи”
    – Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что нарисовал (а): “Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок”.

9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах.

1. Рекомендую повторить материал тем “Фрукты”, “Овощи”
Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы:
– Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
– Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?
– Где растут овощи?
– Где растут фрукты?
– Про какой овощ можно сказать “твердый”?
– Про какой фрукт можно сказать “сочный”?
– Что делают колхозники на полях осенью?

2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам “Фрукты”, “Овощи”

3. Упражнение Закончи предложение” на употребление существительных 1-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной . (груши) На деревьях совсем нет . (груш)
    Собрали сливы. На дереве нет ни одной . (сливы) На деревьях совсем нет . (слив) Собрали черешню. Нет на деревьях . (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни одной . (вишни) На деревьях нет . (вишен)

4. Упражнение “Закончи предложение” на употребление существительных 2-го и 3-го склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.

    В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет . (огурцов) На грядке нет ни одного . (огурца)
    Собрали кабачки. На грядке нет ни одного . На грядке нет .
    Собрали помидоры. На грядке нет . Не осталось на грядке ни одного .
    Собрали морковь. На грядке нет .
    Собрали фасоль. На грядке нет .

5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

    Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

Что делал?
Сажает – . (сажал)
Копает – .
Поливает – .
Растет – .
Зреет – .
Что делает?
Сажал – . (сажает)
Копал – .
Поливал – .
Рос – .
Зрел – .

6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах.

Читайте также:  Причины нарушений речи у детей

7. Развитие связной устной речи.

    А) Пересказ с опорой на вопросы.

Работа на огороде.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

– Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей?
– Когда они собирали урожай?
– Пересказ.

Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?

Образец ответа. “Яблоко – это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок.”

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение пословицы “Летний день год кормит”.

9. Упражнение “Послушай, запомни, назови”* на развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

    Посадила баба Фекла
    В огороде лук да свеклу.
    А любимый внук Антошка
    Посадил чеснок с картошкой,
    И морковку, и капусту,
    Чтобы борщ был летом вкусный.
    Не забыл про помидоры:
    Посадил их вдоль забора.
    Огурцы, укроп, петрушку –
    Чтоб любили все друг дружку.
    Витаминный огород
    Требует больших хлопот.
    Бабка Фекла в борщ кладет
    Все, что у нее растет.

* Текст взят из альбома “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

10. Развитие мелкой моторики.
Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами.

Для занятий желательно использовать альбом № 1 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”. Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Сентябрь

12.09.2007, 18:15
Магдалина

Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
ЛЕНА ЛАСИЧ

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
Тамара

Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
Татьяна

Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
светлана

Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
Татьяна, начинающий user

случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
Марина

Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
светлана

Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
майя

СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
Ольга

Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
Татьяна

Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
татьяна

Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
софия

большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
Евгений

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

ЗАЧЕМ ЛОГОПЕД ЗАДАЁТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ?

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (5)
  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (14)
  • ДОКЛАДЫ, ВЫСТУПЛЕНИЯ (5)

ЗАЧЕМ ЛОГОПЕД ЗАДАЁТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ?

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

– Что за наказанье?

Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу , то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?? Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.Зачем, если логопед и так занимается с детьми практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в логопедический час?

Давайте разберемся …

Успех коррекционного обучения детей с нрушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопаты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.Можно попробывать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато проблемами. Помощь взрослого необходима. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Многие родители приходят к мнению, что педагог просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на чужие плечи, а на занятиях – наверняка! – занимается только проверкой домашнего задания. Это конечно же не так!Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи: мы не боги, а педагоги. У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.

Какие же задания даёт логопед на дом?

Все задания основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели – на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, на ежедневных «логопедических часах», проводимых во второй половине дня, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

В домашнем задании можно выделить следующие разделы:

Развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.

Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.

Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.

Задания на формирование слоговой структуры слова.

Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.

Задания на развитие связной речи: этосоставление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.

Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения– обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.

При выполнении домашних заданий необходимо знать и помнить следующее:

1)Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед. Выдается тетрадь воспитателями логопедической группы.

2)Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.

3)Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).

4)При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.

5)Если нет нового задания – необходимо повторять старое, всегда найдуися то, что ребёное ущё не усвоил в полной мере.

7)Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.

Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.

Помогайте им – но не делайте работу за них.Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.

Уважаемые родители!

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Ссылка на основную публикацию