Что такое речевая готовность к школе

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Содержимое разработки

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.

Итак, что же входит в понятие «Речевая готовность к школе»? Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

– умение правильно произносить все звуки речи;

– чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

– говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;

– изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть, «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан», «бочка» вместо «почка» и т. д. Важно отметить, что при нормальном ходе речевого развития различение всех звуков доступно ребёнку, начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что отсутствие умения различать звуки на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены. Вот почему так важно развивать фонематический слух ребёнка.

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Звуковой анализ и синтез

Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

– Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?» Ребёнок здесь должен определить лишь наличие звука в слове.

– Выделение звука из начала и конца слова: «С какого звука начинается слово «астра?» или «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»? или «Какой звук стоит в конце слова «лук»?

– Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

– Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

– Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

– Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и синтез

Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.

При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и синтез

Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Причиной использования слов-паразитов: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое» часто тоже является бедность словарного запаса.

О недостаточном словарном запасе свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов: в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что дети часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки» и т. д.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» и др.

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.

Чем больше слов ребёнок будет иметь в запасе, тем более точно и легко сможет выражать свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, которые он знает, но не употребляет) и активный (слова, которые он используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Родители должны понимать: чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

– Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

– употреблять слова с обобщающим значением;

– подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

– подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

– подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

– подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

– подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

– понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

– использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

– понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

– подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи.

Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к 4 годам, системой словообразования – к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности.

Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

– Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

– согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

– согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

– понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

– образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

– образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

– образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

– образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

– образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

– уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

Все трудности, связанные с усвоением ребёнком грамматической системы языка, неизбежно проявятся на письме, поэтому их нужно постараться преодолеть к началу школьного обучения.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Детям нужно уметь:

– свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

– составлять рассказ по серии сюжетных картин;

– включать элементы творчества в рассказы.

Нарушение самостоятельной связной речи в школе может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

– Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание, 1994, 192 с.

– Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : Дельта, 1996, 384 с.

– Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб. : Дельта, 384 с.

статья Речевая готовность к школе

Содержимое публикации

Речевая готовность к школе

I квалификационной категории

Коренева Ольга Анатольевна

Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей, рекомендуемые пособия, бесплатные материалы.

Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

Наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

Свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например,

А) чистая вода = прозрачная вода,

Б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой,

В) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

Свободное владение грамматическими единицами языка:

Использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (Писатель), воспитывает малышей – кто? (Воспитатель), спасает людей – кто? (Спасатель)

Умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова Му-Му – мычит) и др.

Умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

– умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Читайте также:  Как помочь ребенку учиться?

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

Фонетической (овладение звуковой стороной речи),

Лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),

Грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),

Развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

«Хорошая речь» речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?

Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?

Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?

И какое развитие нужно детям?

Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?

Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?

Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?

Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?

Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?

Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?

Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?

Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?

Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.

Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?

Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?

Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?

Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Речевая готовность к школе

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.

Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.

Звуковая культура речи

Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.

Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки.

Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал.

Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямки в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста.

Лось лосенку покупал
Лодку лыжи и пенал.
А лосиха- мама
Ласты и панаму.

Ежевику любит Вика.
Колет Вику ежевика.

Паша с Мишей не шалят.
Целый день они молчат.
Так как Паша с Мишей
Стать шпионами хотят.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Определять наличие звука в слове.

2. Устанавливать последовательность звуков в слове.

Полезны следующие упражнения:

Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК.

3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Помогут такие упражнения как:

– Назови посуду которая начинается со звука С.

– В названии какой посуды звук С — в конце; звук С — посередине?

– Придумай слова, которые начинаются со звука О.

4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду).

– Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).

Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.

– Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».

Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый.

Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.

Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».

Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например:

– Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».

Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…

Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел».

Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:

бато…, бидо… , патро… и т.д.

5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.

6. Определять количество слогов в слове.

– Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).

В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».

Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.

– Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)

К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:

– Та-та-та — мы везем с собой кота…

Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки.

Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:

– правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

– уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…

Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.

Предложите назвать ребенку слова признаки:

– Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….

Выделять четвертый лишний предмет:

– самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.

– синица, воробей, грач, снегирь.

Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…

К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный – смешной).

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :

Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы, …

«Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

«Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Связная речь

Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.

Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.

Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку.

Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

  • Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.
  • Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.
  • Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.

И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед

12 советов родителям будущих первоклассников

Марина Сорокина
12 советов родителям будущих первоклассников

Скоро в школу. Этой осенью или через год Ваш ребенок переступит ее порог. в стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумное организованное общение с близкими и любимыми людьми-семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни- большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминая о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

Читайте также:  Как научить ребенка читать

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: “Как зовут твою маму?”-отвечают: “Мама”. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. .

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того,как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка : пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но- личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детских сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. “В школу не возьмут. “, “Двойки будут ставить. “, “В классе засмеют. “.В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они смогут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолевать эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре с последним и демонстративно отказался играть с приятелем дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть от ощутит саму ценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка-зеркало семейных отношений.

“Спасибо”, “Извините”, “Можно ли мне. ” должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды :”Чтобы я больше этого не слышал!”, “Вынеси мусор”. Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует. ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенка самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике :”Где находится туалет?” или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывания бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимание с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досугу всех членов семьи на выходные дни- еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы-очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину : три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрыть на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите : сколько ложек тебе понадобиться? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи,которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Памятка родителям будущих первоклассников Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. В помощь родителям открываются развивающие студии,.

12 советов родителям первоклассников Каждый папа и каждая мама хотят помочь ребенку уверенно сделать первые шаги в школе. И порой забывается простая истина: образование может.

Советы родителям будущих первоклассников Советы родителям будущих первоклассников. Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе?.

Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников» Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет.

Общие рекомендации родителям будущих первоклассников Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. Принято считать, что дошкольника не.

Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию речи В наше время ни для кого не секрет, что правильная, соответствующая возрастным нормам речь, – это залог успешного обучения ребенка в школе.

Родителям будущих первоклассников Родителям будущего первоклассника. Когда наступает момент отдавать ребенка в школу, все родители очень волнуются. Ведь как для родителей,.

Советы родителям будущих первоклассников Десять советов родителям будущего первоклассника 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы,.

Стенгазета «Советы логопеда родителям будущих первоклассников» Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему.

Рекомендации психолога будущим первоклассникам и их родителям

  • Это интересно (25)
  • Подготовка к школе (9)

Рекомендации психолога будущим первоклассникам и их родителям

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»

«Быть готовым к школе – значит не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Скоро в школу. Через год ваш ребёнок переступит её порог.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Начало длительного учебного процесса, а именно поход в первый класс важное событие в жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно. Именно с данного момента начинается формирование ребёнка как социальной активной личности, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается дружба, симпатии, и конечно же, первая любовь. Очень важно поддержать ребёнка в его начинаниях и победах, а так же проанализировать вместе с ним неудачи.

Для того что бы сделать это без ущерба для психологического и эмоционального здоровья школьника необходимо выполнять следующие рекомендации:

Советы родителям будущих первоклассников:

слушайте рассказы ребёнка, задавайте вопросы и всячески демонстрируйте интерес к тому, как прошёл его день;

демонстрируйте уважительное отношение к школе, это облегчит процесс адаптации ребёнка;

оставайтесь спокойными и уравновешенными в вопросах подготовки к школе. Таким образом, Вы подадите пример школьнику, и он не будет чувствовать страха и тревог, сталкиваясь с непредвиденными ситуациями;

хвалите ребёнка за его маленькие победы, и не ругайте за неудачи. Попробуйте вместе проанализировать почему ситуация сложилась так, а не иначе, и как необходимо поступить в таком случае. Взамен на своё внимание Вы получите полное доверие со стороны ребёнка. Он будет считать Вас не просто родителями, которых безумно любит, а и друзьями, которые обязательно помогут в трудной ситуации.

избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребёнок пока ещё только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нём ненужную неуверенность в себе.

предоставьте ребёнку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребёнок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребёнка сформируется убеждение, что он ничего не может.

помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

Мотивация. На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».
Для вашего дошколёнка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и даже мечтаний.

Как же узнать чего ребёнок ждёт от учёбы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?
Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребёнком.

Расскажите о своей школьной жизни и о своём первом классе поделитесь с ребёнком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей – одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей. Настраивайте ребёнка на успех в учёбе, не пугайте неудачами. Приводите положительные примеры и хвалите ребёнка. Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребёнку, безусловно не раскроют все тайны вселенной.

Внимание и память. Успехи и неудачи в учёбе во многом зависят от развития памяти и внимания ребёнка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идёт о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребёнок заниматься своим развитием в этом возрасте ещё не в состоянии.
Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребёнком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Развитие мелких мышц руки:

работа с конструкторами разного типа;

работа с ножницами, пластилином;

рисование в альбомах (карандашами, красками).

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Уважаемые родители, помните, что первый класс это основная ступенька развития Вашего ребёнка в социуме. От того как с Вашей помощью он сможет адаптироваться в новом коллективе, зависит как пройдут его школьные годы, а это не малая часть жизни любого человека.

Хотите узнать, готов ли ваш ребёнок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция : Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребёнок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребёнок обобщать – называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребёнок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребёнок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребёнок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ФРАЗ, КОТОРЫЕ ДОВОЛЬНО ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:

Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником? Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.

Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки. Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.

Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.

Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.

Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку. Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.

Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Читайте также:  Развитие речевых навыков у первоклассников

26 советов родителям первоклассника

Первый класс — это адаптация к новым условиям не только для ребёнка, но и для его родителей. И если ребёнок может воспринимать происходящее как игру, то взрослые понимают, что школа — это ответственность. Наш блогер, учитель начальных классов Олег Недаль, процитировал детского психолога Светлану Ройз, которая написала 26 советов родителям первоклассников.

1. Признак физической, телесной готовности к школе — начало смены зубов. Вся школьная нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, физическая — ляжет на маленькое тело ребёнка. Если у первоклашек зубы ещё не начали меняться, стоит начать усиленно укреплять тело. Тем, во что верите: витаминами, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом. Первая неделя школы — новая нагрузка — иммунитет часто не справляется.

2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задаёт ребёнку вопросы о мотивации.

  • Мотивация бывает игровой — ребёнок идёт в школу играть. Играет он по своим правилам: если устал от игры, встаёт посреди урока и начинает бродить, говорить или есть. Такой ребёнок берёт с собой в школу много игрушек. Мотивация может «дозреть», но в первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребёнок не решил «выйти из игры».
  • Социальная мотивация — ребёнок идёт в школу дружить. Он будет много болтать. Важно помочь ему построить отношения, такой ребёнок может отказываться учиться, говоря: «Со мной никто не дружит».
  • Мотивация достижений — ребёнок идёт в школу за пятёрками. В первом классе оценок не ставят. Всегда учиться на отлично невозможно. Такой ребёнок может быть разным, но если мы не позволим не оправдывать наши ожидания, он превратится в перфекциониста и невротика.
  • Учебная мотивация — ребёнок идёт учиться. Так тоже бывает. Это зрелая мотивация.

3. Первые две недели ребёнок очень устаёт: новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка. Пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог набегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели — это нормально.

4. Доли мозга, которые отвечают за удержание ребёнка в одной позе, включаются в работу после семи лет. Дети не могут не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, чтобы дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте ребёнка за состояние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и прочее.

5. Только после семи лет дети могут ощущать себя частью системы, подчиняться её правилам. При этом многие дети не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Дома важно играть в школу, показывать с игрушками возможные ситуации.

6. Если ребёнок единственный в семье или не был в садике, он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. После школы он может быть как чрезмерно активным, так и очень вялым. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать как агрессию). С таким ребёнком почаще нужно играть в контактные игры.

7. Если учительница отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, ребёнок может её бояться. Ребёнку важно говорить, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтобы её все услышали. Дома важно играть в шумелки.

8. Чтобы детям облегчить адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи одноклассников в игровых центрах, на пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее начнут сосредотачиваться на учёбе.

9. Каждый понедельник ребёнка может быть сложнее «оторвать от себя». Это касается и детей, которые адаптируются к садику. После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду.

В утро понедельника замедляем темп, расстаёмся, обнимаясь, с собой ребёнку даём частичку себя: браслет, значок, кулон

10. В школе делаем коллаж из фотографий детей, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребёнок приходит в класс и видит себя, он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».

11. Мы должны быть уверены, что ребёнок знает, где школьный туалет, что он умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если ребёнок тратит силы на то, чтобы что-то удержать, ему не до приёма новой информации.

12. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребёнок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и прочее.

13. Чем сильнее отвлекается ребёнок, тем ближе к учителю он должен сидеть, чтобы была возможность прямого контакта глаз.

14. Первые школьные недели вся семья задает вопрос: «Ну как?» В присутствии ребёнка говорите о школе и учителях либо хорошо, либо ничего. Если есть ситуация, в которой ребёнку небезопасно, он должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову, но дома он свою воспитательную дозу получит.

15. Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении ребёнка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребёнок, который наблюдает, как учитель кричит на его одноклассника или унижает его. Слушайте, что ребёнок рассказывает, во что играет.

16. Родителей первоклашек ждёт ещё одно испытание — перефокусировка авторитетности. Раньше ребёнок слушался и воспринимал информацию от папы и мамы, сейчас в речи ребёнка появятся фразы: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты неправ!»

17. В первом классе не должны задавать домашнее задание, но если оно всё же есть, с каждым днём сокращаем своё присутствие в выполнении уроков.

18. Есть книги, которые можно тайком подарить учителям: «Как говорить, чтобы дети учились», «Как говорить, чтобы дети слушали»; «Как преодолеть трудности в обучении детей»; «Воспитание без наказания»; «Общаться с ребёнком. Как?»

19. Чтобы «сделать прививку» от обид для очень чувствительных, обидчивых детей, особенно если из фамилии легко сделать дразнилку, дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.

20. Для детей-негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаём вопрос: «Что было хорошего?» Если ребёнку сложно, начните говорить первым. Вечером можно поиграть в игру, что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.

21. Желательно в конце первой недели учёбы в школе устроить домашний праздник.

22. Для профилактики болезней, усталости, сопротивления один раз в три недели можно с разрешения учителя прогулять школу, чтобы ребёнок мог сбавить/сменить темп.

23. Желательно первые три недели учебного года не нагружать ребёнка дополнительными новыми кружками и секциями.

24. Деликатная тема: возраст младших школьников относится к генитальной фазе развития по Фрейду. Это время усиления мастурбации (останавливаться на причинах не буду). Ребёнок, переживающий разлуку с родителями, пытающийся почувствовать близость с ними, не знающий, как снять напряжение другим образом, может прикасаться, причём прилюдно, к своим интимным местам. Важно помнить несколько моментов:

  • мастурбация нормальна;
  • стыдить, ругать, пугать ребёнка нельзя;
  • важно сказать, что к интимным частям тела мы не прикасаемся в общественных местах;
  • важно следить за гигиеной;
  • важно обеспечить ребёнку разрядку напряжения другими способами;
  • важно родителям гармонизировать свои сексуальные отношения;
  • важно наполнить ребёнка своим телесным теплом — в объятиях, поцелуях и проч.

25. Что бы ни происходило накануне в семье, с какой бы ноги ни встала вся семья, ребёнка важно проводить в школу в хорошем настроении. Чем больше тепла мы ему дадим, тем легче ему будет осваивать новые миры.

26. Несколько лет подряд я писала сыну в школу письма (маленьким детям их можно рисовать). На конверте было написано «Вскрыть после второго урока». В письме — пара тёплых слов, это наша возможность сказать: «Я с тобой».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Советы родителям будущих первоклассников
материал по теме

Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Советы родителям будущих первоклассников22.11 КБ
Анкета для родителей будущих первоклассников131.5 КБ
Правила приёма в первый класс55.1 КБ
Десять советов родителям будущего первоклассника208 КБ
Тест для проверки готовности ребёнка к школе13.57 КБ
Восемь заповедей для родителей12.88 КБ
Памятка родителям будущих первоклассников23.73 КБ
Памятка для родителей69.8 КБ
Памятки – советы родителям о подготовке детей к школе13.68 КБ
Методика для изучения социализированности личности учащегося54 КБ
Информация для родителей о ФГОС894.38 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников.

Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

Школа – это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль – ученик, новые условия жизни и деятельности ребенка, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Трудно все: режим дня, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоций, которые приходится сдерживать. Одним из самых сложных требований нового формата является требование дисциплины. Меняется и режим дня ребенка.

Школа – это большие психологические, интеллектуальные, функциональные, физические нагрузки, за которые ребенок, не готовый к школе платит порой самой дорогой ценой – здоровьем.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. Порой не хватает родителям терпения, снисходительности, спокойствия, часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывается длительность и сложность процесса. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Потому не ждите мгновенных результатов. Понятие «готовность» к школе интегральное, комплексное.

Прежде всего, ребенок должен быть здоров и готов психологически. Оценка готовности ребенка к школе по уровню интеллектуального развития ребенка – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что самое необходимое условие готовности к школе – максимально большой объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старание родителей при этом не знает меры, а возрастные возможности при этом в расчет не принимаются.

Мы остановимся на психологической и интеллектуальной готовности. Итак, «психологическая готовность». Ребенок должен хотеть в школу, быть готов к роли ученика, к общению со сверстниками, к требованиям учителя, к сложностям учебной деятельности, в которой будут не только удачи, но и трудности.

К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя « не в своей тарелке».

При интеллектуальной подготовке важно найти «золотую середину», не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети это умеют, дать ребенку возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему–то новому, более сложному. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения. В интеллектуальной подготовке большая роль отводится родителям. Когда заниматься? Нужны ли для этого специальные занятия? В основном это происходит ежечасно, повседневно, не надо только отмахиваться от детских «почему, отчего, зачем?» Мы жители сельской местности. Сад, огород – огромная палитра красок, форм, размеров, огромный материал для классификации и обобщения, установления сходства и различия. Кроме системы знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен сформироваться определенный запас представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления (верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку, посередине и т.д.). Дети должны отличать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), уметь различать цвета, величину предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий), понимать понятие больше, меньше, часть, целое. Лучше данный понятия усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.

Учите ребенка внимательно слушать вашу инструкцию, сосредоточиться на задании, работать без отвлечений.

Для успешного овладения навыком письма ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку, при этом рука не должна быть сильно напряжена или, наоборот, сильно расслаблена. Развивают мышцы пальцев раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.

Одним из аспектов успешного обучения является развитие речи. Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит речь небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее из ваших уст нелитературное слово, пройдет мимо ребенка. Все это появится при первом же удобном случае.

Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет.

Рассматриваете вы картинку, читаете книгу, слушаете сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, на их значение.

Правильное произношение – одна из сторон развития ребенка. Ошибки в произношении – основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Ребенку предъявляются картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «р». Слова: рука – корова – забор. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное – не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту. Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.

Итак, важнее не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учит писать, а создать условия для развития моторики движений руки и пальцев. Важен не объем знаний, а качество мышления, развитие способности слушать, понимать смысл.

И в конце, чтобы ярче представить портрет готового к школе ребенка нарисуем суммарный словесный портрет первоклассника неготового к школе

– импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность

– неумение обращаться со сверстниками

– трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса

– неумение сосредоточиться на задании, трудность словесного восприятия

– низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщения, классифицировать, трудность выделения сходства и различия

– плохое развитие координированных движений руки

– недостаточное развитие произвольной памяти

– задержка речевого развития.

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит минуты общения с близким человеком.

Ссылка на основную публикацию