3 года ребенок не говорит

Что делать если ребенок не разговаривает в 3 года

  • Ребенок не говорит в 3 года: основные причины
  • Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом
  • Признаки задержки развития речи
  • Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?
  • Нормы речевого развития
  • Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать
  • Советы доктора Комаровского
  • Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»
  • Что такое речь, и как она возникла?
  • Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?
  • Как нужно разговаривать с малышом?
  • Подбираем правильные игры

Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи — в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.

Проблемы в семье

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Признаки задержки развития речи

Это явление характеризуется такими чертами:

Невозможность выразить свое желание

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать

Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:

  • обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
  • консультации с врачом-логопедом и психологом;
  • ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
  • проведение большего количества времени в общении с ребенком;
  • частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
  • проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.

При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы — зачем, почему, как и т. д.

Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.

Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.

Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.

Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.

Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • световая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • занятия со специалистом в области нейропсихологии
  • летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Коррекционный метод

Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.

Среди таких мероприятий выделяют:

  • Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
  • Установку звуков.
  • Звукоподражание.
  • Словоподражание.
  • Логоритмика — комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.
Педагогические методы

Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.

К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.

Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:

  • заниматься зарядкой пальцев рук;
  • массировать пальцы ребенка;
  • играть в игры, связанные с вкладышами;
  • заниматься с песком и крупами, а также в воде;
  • тестировать разные на ощупь вещества;
  • устраивать пальцевой театр и театр теней;
  • лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).

Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:

  • инсценировки;
  • театральные постановки;
  • изучение фольклора;
  • составление рассказов.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь — это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь — неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Подбираем правильные игры

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.

  • пазлы;
  • вкладыши;
  • раскраски.

Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.

К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года.
консультация

Малыш растет,но по прежнему объясняется с помощью жестов, звуков и крика?Паниковать конечно, не нужно, но обратиться к специалистам придется. Предлагаю ознакомиться со статьей . руководителя обучающего центра “ЛогоКласс”, учителя – логопеда Оксаны Чернявской.

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_delat.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года.

Оксана Чернявская

Малыш растет, но по-прежнему объясняется с помощью жестов, звуков и крика? Паниковать, конечно, не нужно, но обратиться к специалистам придется.

Во время прогулок с малышом вы наблюдаете, как хорошо говорит соседская девочка, а мальчик — ровесник сына, хотя и не выговаривает многие звуки, но тоже прилично изъясняется. А ваш ребенок все еще изъясняется на одному ему понятном языке, используя мимику, жесты, что угодно, только не слова.

И вы все чаще с тревогой задумываетесь, все ли с ним в порядке, почему он не хочет говорить. Неприятное чувство, правда? И родительские истории про то, как чей-то ребенок-молчун вдруг заговорил сразу целыми предложениями, не успокаивают. Эти опасения оправданны: речь связана с развитием мышления, а ее нарушения могут указывать на проблемы со здоровьем малыша. Поэтому самое верное решение — обратиться с проблемой задержки речевого развития к специалистам.

Развитие ребенка хотя и естественный процесс, но очень сложный, за которым стоит огромная работа всех систем организма. Это касается и формирования речи. Взрослые вряд ли догадываются, как трудно освоить ее малышу и пройти путь от повторения звуков до связной речи. Сбой коммуникативных функций может появиться на любом этапе, но родители не всегда обращают на это внимание.

Как правило, мамы больше озабочены физическим развитием младенца: если он плохо держит головку, ему делают специальный массаж , если появилась аллергия , идут на прием к врачу. А когда ребенку больше трех лет и он не говорит ни слова, то… слушают советы бабушек, подруг, соседок, теряя время.

Между тем каждому возрастному периоду соответствует определенные нормы голосовой активности малыша. Показатели усредненные, но все равно они дают представление о том, каким образом идет детское развитие.

Когда дети начинают говорить

0-6 месяцев — плач, крик, гуление, с 3-х месяцев начинают появляться первые звуки «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», «о-у-а», с 5 месяцев — лепет с согласными «агу», «бу-бу», это первый речевой опыт, считается, что за первый год жизни малыш пробует произнести все звуки родного языка.

6-12 месяцев — отдельные звуки, с полугода — попытки произношения, имитация звуков «на-на-на», «да-да-да», в 7 месяцев ребенок понимает смысл некоторых слов, ждет голосовой реакции от мамы, с 8 месяцев — чаще повторяет за взрослыми звуки, после 9 месяцев — первые слоги-повторения: «ма-ма», «ба-ба», «па-па». К году ребенок понимает не меньше 20 слов, все больше повторяет услышанных звуков.

12-24 месяца — период появления первых слов (после 1 года 3 мес.) и простых предложений. Хотя этот процесс тоже индивидуальный. Увеличивается словарный запас, появляется пассивная форма коммуникации — ребенок понимает слова, мимикой объясняет свои просьбы.

2-2,5 года — кроха вполне понятно объясняется с родителями с помощью глаголов повелительного наклонения (дай, пойдем, есть, спать, гулять), начинает говорить простыми предложениями, знает и понимает много слов из домашнего обихода, повторяет услышанное

Важный рубеж

К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевой области мозга, завершается благоприятный период в речевом развитии. Ребенок уже свободно выражает свое желание, например, может сказать: «Мама, пойдем гулять», «Я не люблю есть кашу». В этот период не столько важно звукопроизношение, как правило, все дети допускают фонетические оплошности: меняют буквы, смягчают твердые звуки, пропускают слоги, могут придумать свое название предметам и явлениям. Вспомните, с каким умилением мы слушаем маленького человека со смешным произношением, не всегда понимая его лепет. Сейчас он только учится, он в начале большого пути.

Но бывает и наоборот — ребенок упорно молчит. В этом случае необходимо понять, что лежит в основе этого — он не понимает речь или понимает, но не хочет или не может произносить. Или ему проще добиваться желаемого невербальными способами: плачем, указывая пальчиком, мимикой. В любом случае при задержке речевого развития ребенка нужно показать специалистам, потому что с запаздыванием речи может отставать и развитие мышления.

Прежде всего нужно получить консультацию невролога, лора/сурдолога, логопеда и остеопата (если малыш родился путем кесарева сечения), нейропсихолога .

Следующий шаг: по направлению врачей нужно пройти обследование и сдать анализы. Список такой:

  • проверить на подвывих позвонка в шейном отделе,
  • сделать УЗИ сосудов шеи и головы или допплер сосудов,
  • проверить кровь на дефицит витаминов и микроэлементов, особенно если у малыша в анамнезе аллергия.

Если у ребенка обнаружатся проблемы со здоровьем, специалисты назначат так называемый коррекционный маршрут — специализированное лечение.

Причины молчания

Они могут быть физиологическими (патологии развития органов или нарушение функций), психологическими и социальными.

  • Одна из причин — глухота полная или частичная.
  • Неврологические проблемы.
  • Патология развития речевого аппарата.
  • Последствия стресса или испуга.
  • Недостаточное внимание родителей, они мало занимаются своим сыном или дочкой; ребенок не получает речевого опыта; если мама молчаливая, то и ребенок будет неразговорчив. Малышу необходима речевая среда.
  • Психические заболевания.

Как помочь малышу заговорить

Родители очень много могут сделать в домашних условиях для развития речи ребенка.

Больше играйте с ребенком. Только делайте это с удовольствием в хорошем настроении. Ребенок тоже должен с желанием участвовать в развивающих занятиях. Используйте простые игры, чтобы малыш мог легко освоить их и выигрывал, находился в состоянии постоянного успеха. Это могут быть:

  • игры с мячом на ловкость (кати мячик-поймай-кидай в корзинку),
  • игры на звукоподражания (давай вместе назовем изображенных на картинках животных, «Кто это? Это собачка, ав-ав).
  • игры со словами-действиями. Играем с куклой Катей. (Катя, иди, Катя, сиди).

Правильно разговаривайте с малышом . Задавайте вопросы так, чтобы у ребенка был выбор при ответе, а не просто односложные «да» или «нет». («Что ты хочешь скушать на завтрак: кашу или супчик?») и обязательно дождитесь ответа, как бы долго ни пришлось это делать.

Следите за темпом и тоном своей речи. С малышом нужно говорить медленно, четко, не искажать звуки, не «сюсюкать», делать паузы, акцентировать внимание на своей артикуляции, новые слова повторяйте несколько раз. Когда обращаетесь к малышу, смотрите на него, озвучивайте все, что делаете.

Развивайте ребенку общую моторику , то есть тренируйте скоординированные движения всего тела: пусть прыгает (на двух ножках, попеременно на одной/другой), ползает на четвереньках, катается на беговеле, велосипеде — этим навыком у малыша будет совершенствоваться проприоцепция (ощущение движения), а вот самокат нужно убрать.

Делайте с малышом упражнения на развитие мелкой моторики: сортируйте крупные пуговицы по цвету, попросите его найти спрятанный в фасоли/гречке предмет и тд.

Включайте записи со звуками природы и животных . Слушайте вместе музыку.

Разучивайте с ребенком стишки с договариванием.

Больше гуляйте с малышом , а во время прогулки старайтесь меньше его ограничивать. Контролировать поведение ребенка на улице, безусловно, необходимо, но не стоит превращать игру в муштру. Позвольте крохе измерить лужи, поиграть в песке, побегать вволю. Ребенок развивается через движение. А гиперопека только вредит воспитанию.

К 3 годам малыш уже может свободно решать конфликтные задачи, появляются произвольные предметные действия, то есть «я решил и сделал». Речь становится более развернутой, чем в 2-2,5 года. Речь — это высшая психическая функция. Речь — это отражение мышления! Поэтому не надо себя убеждать в том, что неговорящий 3-летний малыш «догонит» своих сверстников, просто надо подождать. Не бывает так, что у ребенка все хорошо, но он не говорит. Обращайтесь к специалистам.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Развивающие речевые игры для самых маленьких

    Когда можно начинать играть с ребенком?

    Играть с ребенком надо с младенческого возраста. Как известно, без игры не обходится ни один ребенок. Играя, дети знакомятся с окружающим миром.

    Однако, не всякая минута хороша для игры. Ведь даже у взрослых бывает состояние, в котором им совсем не хочется забавляться. Поэтому, если вы замечаете, что у малыша не то настроение, что он хочет спать, устал, чем-то расстроен, не стоит заставлять его играть. Также не надо играть, если вокруг и так много других развлечений. Зато когда вы с малышом остаетесь наедине, и у него хорошее настроение — самое подходящее время поиграть в развивающие речевые игры для самых маленьких.

    В такую игру можно начинать играть уже со второго месяца жизни. Малышу будет и полезно и интересно узнать, что у него есть носик, животик, руки, пальчики, ноги, голова, спинка.

    Положите малыша перед собой на спинку. Можно осторожно согнуть и разогнуть его ручку и сказать: «Это ручка». Поцеловать его животик и сказать: «Это животик». Погладить ребенка по головке, сказать: «Это головка». Спросить: «Где ладошки?», подуть на одну ладошку, потом на другую и самим ответить: «Вот ладошки!» Высунуть язык и поводить им справа налево — вашему малышу захочется повторить такое движение. Импровизируйте, но делайте все осторожно, медленно, с улыбкой, чтобы он не испугался.

    Такая игра вполне подходит для 3-х месячного малыша. К этому возрасту ребенок начинает улыбаться. А больше всего он радуется, когда слышит ваш голос. Чаще улыбайтесь ему. Он ведь так любит рассматривать ваше лицо, а если вы улыбаетесь, то для него это большая радость.

    Наклонитесь к малышу и поцелуйте его пальчики, подуйте на них. Дайте ребенку время, чтобы он спокойно разглядел вас. Затем возьмите его на руки и подойдите к зеркалу. Скажите: «Ну-ка, посмотри, кто там. Это мальчик… (Ваня, девочка Маша). Это мама (папа). Мама улыбается. Ваня улыбается».

    В эту игру начинайте играть с 4-го месяца жизни, когда малыш уже может хорошо держать голову. В такой игре малыш сможет ощущать себя по-новому:он почувствует свое тело в движении. Только не напугайте его. Если вы замечаете, что игра ему чем-то не нравится, переключитесь на что-то спокойное.

    Поднимите малыша над своей головой, опустите, снова поднимите и снова опустите. Говорите при этом: «Полетели-полетели вверх!», «Полетели вниз!» Прижимаейт ребенка к себе, а потом выпрямляйте руки. Повторите это движение несколько раз. Говорите: «Вперед!», «Назад!»

    Держа малыша на вытянутых руках, повернитесь вокруг собственной оси. Говорите: «Мы вертимся! Мы кружимся!»

    В такую игру можно попробовать поиграть, когда ребенку исполниться полгода. Ребенок в этом возрасте еще не осознает, что люди и предметы, которых в данный момент не видно, тем не менее, существуют. Веселая игра в «Ку-ку» помогает осознать это явление.

    Сначала улыбнитесь малышу. Затем набросьте себе на голову косынку или пеленку, потом стяните ее с головы и произнесите: «Ку-ку!» Ребенок будет просто в восторге. Игра в «Ку-ку» станет для него одной из любимых.

    Игру в «Ку-ку» можно разнообразить. Возьмите мишку или куклу, покажите малышу и скажите: «Ку-ку!» Затем спрячьте игрушку за спину, снова покажите и произенсите: «Ку-ку!» Впоследствии вы уже сами можете прятаться за разные предметы, выглядывать из-за них и говорить: «Ку-ку!»

    Игра «Ещё!» поможет ребенку научиться выражать желание или просьбу. Сядьте и положите ногу на ногу, посадите малыша на свою ногу и качайте его вверх-вниз, держа за ручки. При этом напевайте какую-нибудь веселую песенку или рассказывайте стишок. К примеру, такой:

    По кочкам, по кочкам,
    По ровненьким дорожкам.
    В ямку — бух!

    Как только стишок или песенка кончатся, перестаньте качать малыша и сделайте безразличное лицо. Конечно, ему захочется еще так покачаться, но вот сложность, как же дать вам это понять? Возможно, ребенок начнет подпрыгивать и ерзать, а может быть станет кричать или дергать вас за руки. Как только он любым образом выразит свое желание, снова спойте ему и расскажите стишок, а затем опять перестаньте качать, и так повторите несколько раз, пока игра ему не надоест.

    С 7 месяцев вполне можно начать читать малышу книжки. Скорее всего, ребенка заинтересуют картинки или процесс переворачивания страниц. Если это окажется так, не расстраивайтесь: ведь переворачивая тонкие странички, малыш развивает мелкую моторику рук, а это тоже стимулирует речь.

    Для такой игры вам понадобятся обыкновенные книжки или книжки-раскладки для самых маленьких: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Главное, чтобы в книгах были понятные, большие и яркие картинки. Посадите малыша на колени и читайте ему. Показывайте ему картинки. Спашивайте: «Где курочка?» и сами отвечайте: «Вот курочка!» «Как курочка говорит?» И снова ответьте за ребенка: «Ко-ко-ко». На первое время будет достаточно 3-4 книжек с хорошими картинками. Самые маленькие любят, когда им читают одно и то же много раз.

    Кастрюли маленькие и средние

    Кастрюли разных размеров — интересный вариант для игр с того момента, как только ребенок научится уверенно сидеть. Когда малыш вкладывает одну кастрюлю в другую, накрывает их подходящей крышкой, он учится сопоставлять размер и форму предметов.

    Для такой игры вам, кроме кастрюль и крышек разных размеров, понадобится кубик или маленький мячик.

    Сначала продемонстрируйте ребенку, как закрыть маленькую кастрюлю нужной крышкой. Пусть он повторит то же самое. Когда он научится закрывать крышкой маленькую кастрюлю, предложите ему кастрюлю средних размеров. Понаблюдайте, догадается ли он, что для каждой кастрюли подходит своя крышка. Разрешите ему погреметь крышкой о крышку или крышкой по кастрюле. Затем сделайте малышу сюрприз, спрятав в какой-то кастрюле маленькую игрушку (кубик или мячик). Ребенок очень удивится и обрадуется, обнаружив ее там.

    Игра в обезьянку поможет ребенку научиться подражать взрослым и вслушиваться в то, что им говорят.

    Вам понадобятся мяч, шляпа и плюшевый мишка.

    Посадите малыша перед собой. Рядом положите мяч, мишку и шляпу. Возьмите медведя, обнимите его. Произнесите: «Мама обнимает мишку». Дайте мишку малышу и предложите ему так же обнять мишку. Если ребенок поймет вас и повторит это, улыбнитесь, похвалите его, похлопайте в ладоши и произнесите: «Ваня (Маша) обнимает мишку». Если ребенок не поймет вас и не станет обнимать мишку, еще раз покажите ему, как это сделать, поощряя его повторять ваши действия до тех пор, пока ему не надоест.

    Потом возьмите мяч и подтолкните его в сторону малыша. Покажите ребенку, как подтолкнуть мяч вам обратно. Скажите: «Ваня (Маша) катает мяч». Продолжайте катать мячик друг другу.

    Наденьте шляпу себе на голову. Признесите: «Мама надела шляпу». Потом покажите ребенку, как самому надевать шляпу. Скажите: «Ваня (Маша) надел(а) шляпу».

    Не забывайте улыбаться и хвалить малыша, когда он делает что-то правильно. Так ребенок быстрее всему научится.

    Вашему малышу скоро исполнится 1 год. Он уже хорошо узнает всех членов семьи и близких друзей, которых часто видит. Предоставьте ему возможность показать свои способности. Для этого понадобятся фотографии друзей и членов семьи.

    Разложите перед малышом несколько фотографий ближайших родственников или раскройте семейный альбом. Попросите малыша показать маму, бабушку, папу или брата. Затем сами покажите на фотографию папы и спросите: «Это бабушка?» Вашего малыша наверняка рассмешит такая шутка.

    Совсем не обязательно покупать малышу дорогие игрушки. Простой забавой «На веревочке» вы доставите массу удовольствия своему ребенку — ведь всем детям очень нравится таскать за собой различные предметы. Такая игра будет доступна для тех, кто уже научился ходить.

    Для игры «На веревочке» вам понадобятся шнур или веревочка, а также всякие ненужные и не опасные вещи.

    Первый вариант игры: «Трень-брень». Привяжите к веревке связку ключей, погремушку, пустые катушки, 2-3 бигуди, колокольчик.

    Второй вариант игры: «Прицеп». Привяжите к шнурку обувную коробку — получился вагончик-«прицеп», в котором малыш может возить за собой небольшие игрушки или другие предметы. Складывая в коробку игрушки, говорите: «Это кукла. Посадим куклу в прицеп (машину, поезд). Кукла катается.» «Как едет твоя машина? Тр-р-р-р, би-би.»

    Малыш с удовольствием будет таскать за собой все это сооружение по квартире. Так обычная картонная коробка превращается и в грузовик, и в поезд. Только не оставляйте ребенка без присмотра. Помните, что он может намотать шнурок или веревку себе на шею.

    Это все лишь небольшое количество самых простых развивающих речевых игр, подходящих для детей раннего возраста. Они являются как бы основой. Ваше хорошее настроение и фантазия помогут расширить их количество и найти другие варианты. Ну а малыш ответит вам радостной улыбкой и первыми словами. Помните, что любые интересные для ребенка игры помогают развиваться тем или иным его способностям.

    Учимся говорить! 10 игр для развития речи, которые понравятся детям

    Многие детки, которым даже еще не исполнилось двух лет, уже умеют хорошо разговаривать. И наоборот, иногда двухгодовалые карапузы овладевают навыками общения намного медленнее, чем малыши помладше. Поэтому нужно и важно заниматься со своим ребенком — в помощь специальные игры для развития речи.

    Источник: instagram @davaipoigraem_kazan

    Не забывайте о важных правилах, которые следует соблюдать во время занятий на развитие речи.

    Правило №1: понятно!

    Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

    «Повторяй за мной»

    Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

    • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
    • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
    • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
    • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

    Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.

    Источник: instagram @alexeeva.elena0812

    «Колыбельная»

    Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).

    Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

    «Моя энциклопедия»

    Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

    • Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
      Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
    • Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
    • Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
    • В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

    Источник: instagram @non_anonymoms

    «Первая галерея»

    Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

    • Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
    • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко».
    • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

    Правило №2: радостно!

    Стимулирование самостоятельной речи ребенка всегда должно быть эмоционально окрашено. Во время игр ребенок должен удивляться, радоваться. Тогда кроха сразу же станет повторять за вами новые слова.

    «Говорящий мяч»

    • Сядьте напротив ребенка и возьмите мяч. Киньте его малышу и весело произнесите при этом: «А!» Кроха, кидая вам обратно мяч, тоже должен произнести «А!». Побуждайте его к этому.
    • Затем можно произнести звук, слог или слово, которое уже умеет произносить сам ребенок, например, «ди!» — и он весело скажет «ди!», кидая вам мяч обратно.
    • Затем предложите свои звукоподражания. Кидая мяч, произносите «мяу!». Малыш должен кинуть мяч обратно, произнося «мяу!». Используйте звукоподражания «гага-га», «кря-кря-кря», «му-муму» и любые другие.
    • Если ваш кроха проявит инициативу и произнесет свой слог, непременно поддержите его, повторяя звуки или слова за ним. Пусть в этой игре он станет главным!

    Источник: instagram @alicekuly

    «Звуковая зарядка»

    • Подберите веселую ритмичную музыку: произнося звуки, например гласные, вам нужно будет выполнять какие-либо упражнения.
    • Допустим, говоря «а-а», вы громко хлопаете в ладоши перед грудью, произнося «о-о» — хлопаете над головой, произнося «ы-ы» — хлопаете себя по коленям, говоря «э-э» — показываете рожки, «у-у» — дудите в кулачок.
    • Главное, чтобы эта музыка нравилась ребенку, а упражнения, которые он станет выполнять, были доступными. Тогда малыш с радостью присоединится к такой речевой гимнастике, тренируя правильное звукопроизношение.

    «Говорящие игрушки»

    • Возьмите несколько игрушек, которые «говорят» голосами животных (например: свинку, собачку, тигра, кошечку, слона).
    • Положите их перед ребенком и включайте по очереди каждую игрушку. Нажимаете на свинку — игрушка издает звонкое «хрю-хрю-хрю», нажимаете на тигра — он прорычит «рр-рр-рр». И так по очереди с каждой.
    • После того как игрушка-зверушка издаст звук, повторите его в своей речи, чтобы ребенок запомнил его уже из ваших уст.
    • Затем предложите ему поиграть со всеми этими игрушками, но с условием: для этого нужно, чтобы малыш позвал их к себе.
    • Предложите крохе позвать животных таким же звуком, какой издают сами игрушки. Например, как позвать хрюшку? — «Хрю-хрю-хрю». Любую голосовую реакцию, которую произведет ребенок, эмоционально поддерживайте, это очень важно!
    • Когда кроха произнесет что-то, пусть он получает своеобразное вознаграждение: это может быть игра со зверушкой, малыш может ее погладить, потанцевать с ней, и так по очереди с каждым из животных.
    • После такого увлекательного мини-урока уберите игрушки и доставайте их в следующий раз только на время развивающих занятий.

    Источник: instagram @alena_rudy

    «Домашний театр»

    Игра тренирует восприятие речи и умение понимать простой сюжет. Посадите кроху за детский столик и приготовьте игрушки для одевания на руку (перчаточные куклы). Надев куклы на руки, разыграйте перед ребенком простой сюжет. Например, возьмем петушка и лисичку. Сначала появляется петух. Скажем за него «ку-ка-ре-ку», покажем, как он клюет зернышки, можно для достоверности даже насыпать немного фасоли на стол. Затем неожиданно появляется лиса, петух тут же испуганно убегает, а лиса его догоняет (безуспешно). Малыш будет внимательно слушать, если рассказ будет коротким и эмоциональным. Спектакль не должен длиться дольше 1 минуты.

    «Кто там?»

    Занятие развивает речевой слух у ребенка, а также учит малыша быстро реагировать на звук. Посадите малыша на детский стульчик, перед ним поставьте ширму. Заранее подготовьте игрушки, например уточку, кошечку и собачку. Не показывая игрушку, произнесите неожиданно: «Кря-кря-кря». Как только внимание ребенка будет привлечено, покажите из-за ширмы уточку.

    Малыш сразу потянет к ней ручки, в этот момент попросите его позвать уточку, также произнеся: «Кря-кря». Обязательно вручите крохе эту уточку, пусть он с ней поиграет. Через пару секунд скажите с другой интонацией за ширмой: «Мяу, мяу». Малыш должен опять посмотреть на ширму, через 1—2 секунды покажите кошечку и также дайте ему в руки. Пока малыш играет с кошечкой, произнесите громко: «Гав-гав» — и вручите ему собачку.

    Источник: instagram @pedclin_ru

    «Улыбнись лягушке»

    Подражание — это главная составляющая дальнейшей умственной деятельности вашего малыша. С помощью этой игры хорошо тренируются органы речи, участвующие в звуковой артикуляции.

    • Итак, натяните на руку игрушку-лягушонка, который умеет широко открывать рот. «Маленький, тебя навестила лягушка — ква-ква-ква, подари ей свою улыбку — да-да-да». Во время этой игры ребенок должен улыбаться, поэтому, попросите его улыбнуться лягушке.
    • «Замечательно! А сейчас покажи лягушке, какой ты у нас серьезный! Вот молодец! И снова подари лягушке радостную улыбку. Вот умничка!».

    В процессе подобных игр старайтесь удивлять и завлекать малыша, и вскоре желаемый результат обязательно будет достигнут!

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

    57 упражнений для запуска речи у малышей

    15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


    В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

    Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

    В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

    Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

    Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

    Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

    • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
    • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
    • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
    • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
    • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
    • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
    • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

    Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

    1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
    2. Развиваем артикуляционные мышцы:
      • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
      • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
      • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
      • «Лакаем молоко» как кошка.
    1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

    Как машина гудит? Би-би-би!
    Как коровка мычит? Му-му-му!
    Как барабанчик стучит? Та-та-та!
    Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
    Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
    Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

    Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

    Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

    1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

    Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
    Ля-ля-ля! (Металлофон)
    Динь-динь! (Колокольчик)
    Как-кап-кап ! (Треугольник)
    Бум-бум-бум! (Бубен)

    2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

    3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

    4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

    5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

    6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

    • Топ-топ;
    • Хлоп-хлоп;
    • Прыг-прыг;
    • Бип-бип (Нажимаем на носик)
    • Туда-сюда (Повороты корпуса)
    • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

    Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

    1. Прятки игрушек под платочком
    2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
    3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
    4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
    5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

    Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

    Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

    В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

    Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

    К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

    Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

    Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

    Игры на развитие слухового восприятия

    Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

    Игры на развитие слухового восприятия:

    • Угадай, что звучит.
    • Жмурки
    • В какой руке звучало
    • Быстро-медленно
    • Громко-тихо
    • Справа-слева (после 2 лет)
    • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

    Вкусные игры

    • Облизываем губки – варенье, мед
    • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
    • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
    • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
    • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
    • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
    • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
    • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

    Тренировка «осознанного моторного планирования»

    Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

    У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

    Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

    Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

    • Регулярность занятий
    • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
    • Выполнение по инструкции заданий.

    Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

    • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
    • Использование двух рук сразу.
    • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
    • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
    • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
    • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
    • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

    Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

    А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

    Об авторе: Анна Новик

    Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

    В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

    Reader Interactions

    Обсуждение

    Отличная статья.Спасибо Анне.

    Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

    Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

    Спасибо !! Статья очень полезная!

    Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

    Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

    Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

    Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
    РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
    ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

    РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
    Итак.чем же нужно заниматься?
    *Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
    *Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
    *Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
    *Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
    *Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
    *Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
    -протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
    -протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
    -выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
    *Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
    *Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
    *Работа с мозаикой,с пазлами.
    *Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
    *Играть на воображаемом пианино.
    *Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
    *Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
    *Застегивать пуговички,крючки,замочки.
    *Различные пальчиковые игры.
    *Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
    *Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
    *Чистка зеркал металла,обуви.
    *Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
    *Складывание салфеток.
    *Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
    *Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
    *Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
    *Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
    *Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
    другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
    *На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
    *Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
    *Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
    *Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
    *Запускать пальцами мелкие волчки.
    *Разминать пальцами пластилин ,глину.
    * Рисование в воздухе.
    * мять руками поролоновые шарики, губку.
    *»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
    *В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
    *Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
    *Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
    Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
    *Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
    .Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
    *Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
    *Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
    *Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
    *Ловить мяч после удара по полу.
    *Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
    *Перекатывать мяч из одной руки в другую.
    *Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
    *Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
    *Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
    *Вставать,приседать под счет.
    Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

    спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

    Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание.

    Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым. Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику. Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

    1. Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет
    2. Поиграем с игрушкой
    3. Мохнатый щенок
    4. Едем на паровозе
    5. Изучаем животных
    6. Разговор по телефону
    7. Накорми зверушек
    8. Наводим беспорядок
    9. Игра с прищепками
    10. Мамины помощники
    11. Что любит кушать?
    12. Теремок
    13. Прячем части тела
    14. Покорми птичку
    15. Понравилась статья?

    Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

    Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»). Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля». Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

    Поиграем с игрушкой

    Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д. Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы. Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

    Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

    Мохнатый щенок

    Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

    Едем на паровозе

    Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку. «Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

    Изучаем животных

    Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

    Разговор по телефону

    Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

    Накорми зверушек

    Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу. Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех. Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

    Наводим беспорядок

    Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться. Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься. Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

    Игра с прищепками

    Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

    Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

    Мамины помощники

    Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

    Что любит кушать?

    Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки. Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д. Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

    Теремок

    Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи». Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь. Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

    Прячем части тела

    Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка». «А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра. Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

    Покорми птичку

    Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку. Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона. Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

    Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.

    Читайте также:  Что родители спрашивают у логопеда?
    Ссылка на основную публикацию