НОД по теме Звуки (C, C’)

Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Позденкова Саида Айдамировна

Воспитатель, МДОУ «Д/с № 11», г. Ухта, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Позденкова С.А. Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки [c], [c’], и знакомство с буквой «С».

Задачи:

  • закрепить понятие «согласный звук»;
  • продолжать учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки [c] и [c’] на слух;
  • продолжать закреплять навыки звукового анализа;
  • продолжать закреплять в умении делить слова на слоги;
  • познакомить с буквой «С».
  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Словарная работа: активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, глухой, звонкий, слог.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрационный материал (зеркала, самосвал, скотч, краски, стерка, скрепка, портфель, магнитный алфавит, буква (О, С), фишки, камушки, пуговицы, фасоль, предметные картинки).

  • художественное слово (загадка);
  • указание;
  • объяснение;
  • рефлексия собственной деятельности.
  • дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
  • игровое упражнение «Составь слово»,, «Деление слов на слоги».

Методы повышения познавательной активности:

  • метод вопросов;
  • метод классификации.

Предварительная работа:

  • предшествующая НОД;
  • дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь»;
  • игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель и дети приветствуют друг друга, после которого дети садятся на стульчики.

Приветствие:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель привлекает внимание детей:

Воспитатель (далее – В): Друзья, вы растете и становитесь большими, скоро закончите детский сад и пойдете куда?

Дети (далее – Д): В школу.

В: Кем станете?

Д: Учениками.

В: Какая самая необходимая вещь для школы?

Д: Учебник, тетрадь, портфель.

В: В этом портфеле школьные принадлежности, давайте попытаемся угадать какие?

Игра «Угадай на ощупь» (Сидя в кругу)

В портфеле: скрепка, фломастеры, краски, ластик, скотч, доска, стакан, стул, глобус, пластилин, число, сменка. (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук [c]).

В: Что объединяет в названиях всех этих предметов? (подсказка по звучанию)

Д: В названиях всех этих предметов есть звук [c]. И вся наша сегодняшняя деятельность будет связана с этим звуком [c] и [c’].

Основная часть. Сообщение темы занятия

Воспитатель (привлекает внимание детей на план работы занятия)

Сегодня мы познакомимся со звуками [c] и [c’].

  • Дадим характеристику звука [c] и [c’].
  • Попытаемся поймать звук в слове.
  • Проведем звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой «С» [эс].

Фонематическая зарядка

В: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с].

В: Давайте все вместе произнесем, посмотрев в зеркало.

Характеристика звука [с].

В: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

В: Давайте, проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная?

(Холодная струя воздуха).

В: Звук [с] гласный или согласный?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие – зубы.)

В: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

В: Какой он по твердости-мягкости?

(Твердый).

В: Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В: Какой звук [с’] – согласный, мягкий, глухой.

Игра «Поймай звук»

В: А давайте поймаем звук в словах?

Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.

В: Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки только те слова, в которых есть твердый звук [c]. Слова: собака, сито, стадо, самосвал.

В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук [c’]. Слова: Сено, Саша, селедка, Сок, Синица. (Дети хлопают) Молодцы.

Предложить детям самим находить слова с твердым, затем с мягким звуком

(Дети рассаживаются за столы)

В: Ребята, что у вас на столах?

Д: Фишки (красного, синего и зелёного цвета)

В: Покажите мне, фишкой какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).

В: Молодцы, а фишкой, какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).

Игровое упражнение «Составь слово»

В: Мы уже умеем составлять слова из звуков.

Загадаю вам загадку

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.

Если кто-то хочет есть,

На него придется сесть(Стул)

В: Предлагаю составить звуковой анализ этого слова.

Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные – за столами. Дети выкладывают слово Стул из фишек (зелёный, красный, синий).

  • сколько звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько согласных?
  • какой первый звук? Дать анализ всего слова.
  • сколько слогов в слове?

Еще запланированы санки, сено, синица.

В: попросить детей встать, и обратиться к плану работы.

В: Что у нас еще по плану не реализовано?

Д: Знакомство с буквой.

В: Ребята, а чем отличается звук от буквы.

Д: (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

В: Какой же буквой обозначается в алфавите?

Д: Буквой С [эс].

Предложить найти букву в магнитном алфавите.

На доску вешается картинка с буквой С [эс].

Знакомство с буквой С [эс]

Буква «О» жила на свете

Что же с ней случилось дети?

Вдруг кусочек «О» исчез,

Получилась буква ….С [эс]

Воспитатель показывает, как пишется буква С [эс].

На что похожа буква С [эс].

Затем предложить детям нарисовать букву С [эс] в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

В: А сейчас мы с вами выложим букву С [эс] из природного и бросового материала.

Заключительная часть.

В: Ребята, что мы с вами делали?

(обратить внимание детей на план). Вы сегодня все старались, вы большие молодцы!

Педразвитие

Автор: Винокурова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад № 16 г. Пугачева ”
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД “Коммуникация. Обучение грамоте” в подготовительной к школе группе на тему: “Звуки [к], [к,]. Буква К”.
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе

на тему: «Звуки [к], [к

МДОУ «Детский сад № 16 г. Пугачева

Цель: познакомить с буквой «к»; закрепить навыки четкого произношения

] в слогах, словах, фразах;

Закреплять правильное произношение звуков [к], [к

Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать

твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К

среди других букв.

учить писать печатную букву;

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

развивать внимание, память, мышление.

кекс, кошка , камень, Кеша, корова, киска,

кукуруза, кепка, кирпичи, коса, кит), портрет мальчика в синей футболке

(Коля), портрет девочки в зеленой футболке (Кира); сигнальные карточки

синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы,

азбука-плакат, плакат со слогами, палочки для выкладывания буквы, тетради,

Предварительная работа: работа с лексическим материалом: буква, звук,

согласный, твердый, мягкий, глухой.

I. Организационный момент.

«Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Руки плавно опустите».

– Молодцы, ребята! Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на

прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(п, п

– Какие звуки вы сейчас назвали: гласные или согласные?

– В чем отличие согласных звуков от гласных?

II. Знакомство с новым материалом.

1.Дидактическая игра «Изобрази животное».

– «Как кричит петух? Как квохчет курочка? Как крякает утка? Как кукует

кукушка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?»

Дети сопровождают свои ответы наглядным показом повадок животных.

– Какой звук слышен в словах чаще других? (звук [к])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

– Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

– Ребята, произнесите звук К.

– Это гласный или согласный звук? (Согласный .Когда мы его произносим,

воздух встречает преграду – язык «горкой»).

– Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и

произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

– Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Коля и Кира (показ картинок).

– Произнесите имя Коля.

Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо, [к]).

– Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего

цвета). Обратите внимание, что и Коля у нас в футболке синего цвета.

– А теперь произнесем имя Кира. Каким здесь слышится первый звук в

– Какого цвета футболка девочки? (зеленого)

-Почему, как вы думаете? (Квадратами зеленого цвета мы обозначаем мягкие

3.Дидактическая игра «Поймай звук».

– Ребята, Кира хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите

слог с мягким звуком [к

Словарный материал: та-по-ку-на-мо-ки-ак-ом-ут-ке-ми-но-кя-ик-ку-ки.

4. Дидактическая игра «Узнай слово».

– А теперь Коля придумал для вас задание. Вам нужно узнать слово,

подставив твердый звук [к].

Словарный материал: …от, …омпот, …они, …ролик, …аток, …ошка, …рот.

Прыг –скок, прыг –скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Дидактическая игра «Узнай звук».

– А теперь поиграем вместе. Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую

зеленый. Я буду называть слова и показывать картинку, если вы услышите

твердый звук [к], вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

кекс, кошка , камень, Кеша, корова, киска, кукуруза, кепка,

кирпичи, коса, кит.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

пора – кора маска – каска полено – колено

лом – ком розы – козы роса – коса

пони – кони рот – кот цапля- капля

7. Пересказ рассказа «Котята».

У Киры пять котят. Одного котёнка Кира отдала своему другу Коле. У Коли

теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.

Беседа по вопросам: Сколько котят у Киры? Кому отдала котёнка Кира? Как

Коля будет относиться к котёнку?

III. Знакомство с буквой.

– Ребята, Кира и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают

На доске буквы М, Н, В, П, Ч, Х, К.

– Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

– А теперь найдите букву К в азбуке.

– Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

– Давайте своим телом изобразим букву К.

– Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

– Возьмите палочки и выложите букву К.

– Перед вами листочки. Обведите букву К сначала по точкам, а затем

попробуйте написать её самостоятельно.

Чтение слогов.(работа с плакатом)

Игра «Помогите добраться домой».

– Ребята, давайте поблагодарим наших гостей , Колю и Киру, за интересные

задания. Пришло время с ними прощаться, ведь наше занятие походит к

– Давайте подойдем к плакату и поможем ребятам добраться домой, прочитав

На доске схема для чтения слогов (КА, АК, КО, ОК, КУ, УК, КЫ, ЫК).

IV. Подведение итогов занятия.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Какой звук она обозначает?

Картинки – отгадки вывешиваются на доску.

1.Без расчески причесался и

Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Кот)

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята. Сказка «Волк и козлята»)

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Звуки [C]»

Игра-путешествие, интегрировано с познавательным развитием.

1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

2. Учить детей правильно произносить звуки;

3. Воспитывать культуру речевого общения;

4. Познакомить детей с названиями деревьев в лесу.

Ход НОД:

– Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на большом, красивом автомобиле (автомобиль строим из мягких кубиков и стульчиков).

А отправимся мы в путешествие в гости к нашему язычку в осенний лес. А мы сможем ехать со спущенными колесами? (дети отвечают) Так давайте возьмем насос и накачаем их.

Дети повторяют звук [C].

Крепкие у нас колеса? Ну тогда поехали.

А вот и домик нашего язычка! Но рано мы приехали, язычок еще спит. Давайте разбудим его:

С – поет, течет водичка,

Можно чисто вымыть личико.

Можно чай налить Сереже

И в фонтане вода тоже

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» – подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. Воспитатель: Детки, наверно устали уже ехать, смотрите какой красивый осенний лес! (Изображение осеннего леса) Хотите погулять? (Дети отвечают.) Ну тогда пойдемте.

Физкульт – минутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Впереди из-за куста

смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим, на носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

3. Воспитатель достает корзиночку с разными листиками.

Посмотрите какие красивые листики у нас в корзине! Давайте поиграем! Я вам буду называть названия деревьев на которых они росли, если вы услышите звук [C], то хлопните в ладоши. Я буду читать слова, в каком слове услышите звук [C], хлопните в ладоши.

Лес, липа, осина, береза

Каштан, сосна, рябина, ясень

Молодцы ребята, справились с заданием!

4. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: с-с-с-с-с. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел ручеек. Ручеек течет через лес и поет: с-с-с. Какую песенку поет ручеек? Дети повторяют по очереди.

Язычок наш устал? Давайте скажем ему до свидания, пусть он идет домой отдыхать.

5. А вы ребята, можете погулять еще немножко в лесу! Ой, а посмотрите кто там летит? (показываю на картинке осу, дети отвечают)

Ой-ой-ой! летит оса!

Не боимся мы осы!

Видел кто из вас осу?

Мы не видели осы!

Отгадайте где оса?

Укусила в нос оса.

Стал мой нос как колесо!

Чтоб нас оса не укусила, давайте с вами сядем в наш автомобиль и поедем обратно в детский сад!

Итог занятия, поощрение детей (картинка раскраска с изображением леса).

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез. 2014 г.
  2. Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки» М.: «Гном и Д».
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М.: – Эксмо. 2003 г.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Буква «С» (эс). Звуки [c], [c`]»

Олеся Прокофьева
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Буква «С» (эс). Звуки [c], [c`]»

Цель. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков [c], [c`], знакомство с буквой «С» (эс).

1. Познакомить с новой буквой «С» (эс).

2. Учить выделять звуки [c], [c`] в словах, составлять слоги.

3. Закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.

1. Развивать внимание и восприятие.

2. Формировать умение развивать связанную речь детей, обогащать словарный запас.

1. Воспитывать умение слышать друг друга.

2. Воспитывать мотивацию к обучению.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы. Магнитная доска, дидактический материал – картинки, рабочие тетради, кассы, фишки для звукового анализа, мяч, мозаика.

Содержание непосредственно-организационной деятельности

Воспитатель: «Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями».

Дети: «Доброе утро! Здравствуйте! Желаем присутствующим здоровья и добра!».

Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.

Игра «Волшебный мяч».

«Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково и вот

Звук к нам в слове и придет».

-По очереди, передавая мяч друг другу, назовите слово, в котором есть звук [c] или звук [c`]. Молодцы, ребята, присаживаемся за столы.

Воспитатель: Ребята, открываем тетради на странице № 39.

Звуковой анализ слов «слон», «лоси».

Воспитатель: «Посмотрите, кто нарисован вверху на странице».

Воспитатель: «Послушайте слово «слон», сосчитаем слоги хлопками. Сколько слогов получилось? (Один). Назовите его. (Слон). Этот слог является и ударным. Кто пойдет разбирать слово к доске, остальные открывают кассы и самостоятельно разбирают у себя в тетрадях.

Воспитатель: Назови первый звук? Какой он? (Согласный твердый глухой). Назови второй звук? Какой он? (Согласный твердый звонкий). Следующий звук? Какой он? (Гласный) Какой буквой на письме он обозначается? («о»). На конце мы слышим звук? Какой он? (Согласный твердый звонкий). Сколько звуков в слове? (Четыре). А букв? (Четыре). Все молодцы!

Воспитатель: «Посмотрите, кто нарисован под схемой к слову «слон»? (Лоси). «Послушайте слово «лоси», сосчитаем слоги хлопками. Сколько слогов получилось? (Два). Назовите их. («Ло-», «-си»). Какой слог является ударным? («Ло-) Кто пойдет разбирать слово к доске, остальные самостоятельно разбирают у себя в тетрадях.

Воспитатель: Назови первый звук? Какой он? (Согласный твердый звонкий). Назови второй звук? Какой он? (Гласный). Какой буквой на письме он обозначается? («о»). Третий звук? Какой он? (Согласный мягкий глухой). На конце мы слышим звук? Какой он? (Гласный). Какой буквой на письме он обозначается? («и»). Сколько звуков в слове? (Четыре). А букв? (Четыре). Все молодцы! Закрываем кассы, кладем на угол стола.

Знакомство с буквой «С» (эс). Демонстрация картинки со звуками [c], [c`].

Воспитатель: «Посмотрите на картинку, произнесем все вместе слова, выделяя звуки [c] или [c`]. Произнесите вместе звук [c]. Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей). Когда мы произносим звук [c] кончик языка прячется за зубками в верху и прижимается к верхнему небу. Какой это звук? (Согласный). С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [c]? (Шепотом). Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки. Приложите ее к горлу и произнесите звук [c]. Поет горлышко? (Нет). Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Глухой). В слове снег звук [c] мягкий или твердый? (твердый, а в слове сено? (мягкий). Что мы знаем о звуке [c]?

Дети: «Звук [c] – согласный, глухой, может быть твердым или мягким».

Знакомство с буквой «С» (эс).

Воспитатель: «Ребята, что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу. Букву вижу, читаю, пишу».

Демонстрация буквы «С» (эс).

Воспитатель: «Ребята звуки [c], [c`] на письме обозначаются буквой «С» (эс). На что похожа буква «С» (эс? Раз, два, три, четыре, пять, а сейчас начнем играть. «Превращаемся» в букву «С» (эс, показываем букву «С» (эс) с помощь пальцев. Прописываем букву в воздухе. А теперь выложим ее на столе из мозаики. Молодцы, ребята.

Чтение слогов-слияний по тетради

Воспитатель: «Возвращаемся к нашим тетрадям, прочитаем ленту слогов, по очереди. Молодцы!

Задание на определение слогов

Воспитатель: «Посмотрите, у нас осталось еще одно задание. Необходимо определить в каких рисунках спрятались слоги. С помощью карандашей мы рисуем стрелочки, например, в слове «лиса» спрятался слог «са-«, ведем стрелочку от картинки с изображением лисы до слога «са-«. Теперь все самостоятельно. Молодцы, ребята. Скажите, для каких слогов нет слов? («ся, се, сю»). Умницы!

Воспитатель: «Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Познакомились с буквой «С»). Какие звуки она обозначает? Что вам понравилось?

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков “Г”, “Гь”. Задачи: коррекционно-образовательные: – научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамоты. Буква р. Звуки [р]-[р’]» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 17 «Журавушка» Конспект открытого занятия в подготовительной.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Звуки [Н] — [Н’] и буква Н» Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Звуки [Н] – [Н’] и буква Н» Цель: Совершенствование.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия с презентацией по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [Б], [Б’]. и буквы [Б]. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: *Уточнить артикуляцию звука Б, *Познакомить.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф» Цель: – познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф; – находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова); – закреплять умения.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т» НОД Звуки «Т,Ть». Буква «Т» Цель: коррекционно – образовательные: – научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т»,.

Конспект НОД. Звуки К, Кь.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_k_k.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель – логопед МБДОУ “Д/с № 28”: Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [К], [К’]. Буква Кк»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «к» и «кь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • познакомить с буквой К
  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: картинки по теме, мяч, кассы букв

1. Организационный момент

– Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.

О, У, К И, Х, Ы П, Т, А М, МЬ, Н
– Молодцы. Садитесь на места.

Дети входят в кабинет, здороваются и встают полукругом.

2. Артикуляционная и дыхательная

– А сейчас разбудим наш язычок!

«Улыбочка»,«Трубочка» , «Лопаточка», «Горка» ,« Покусать язык» , «Наказать непослушный язычок»

Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

– Жила-была девочка. Осталась та девочка сиротой. Звали девочку-сиротку Крошечка-Хаврошечка.

– Как её звали? (Её звали Крошечка-Хаврошечка)

– Назовите первый звук в слове Крошечка?

Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

– Правильно. Давайте произнесём звук [К].

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [К] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

– Символ звука: идет сильный дождик: Кккк…

– А теперь давайте произнесем мягкий звук Кь.

– Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты)

– Да, а воздух проходит свободно? (нет )

– Что ему мешает? (язычок)

– Звук [К’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

– Решила Крошечка-Хаврошечка сходить в поле за колосками пшеницы. Буду муку делать да хлеб с пирожками печь. А дорога дальняя, чтобы ту дорогу быстрее пройти, нужно правильно слоги произнести:
Игра: «Запомни и повтори» ( развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков).

Ко-ка-ко Ке-ка-ки Ак-ок-ук

Ки-ку-ко Укь-окь-ик Ки-ку-кы

Идёт Крошечка — Хаврошечка, торопится. Перед ней встала стеной колючая крапива Говорит крапива: Замени звук к на звук кь. Скажи слог наоборот, и пропущу тебя вперёд.

ка — кя ку — кю ук — укь

ко — кё кэ — кэ кы — ки

– Расступилась крапива и пропустила Крошечку-Хаврошечку. Идёт крошечка-Хаврошечка, торопится, видит — растёт красный мак.

Пальчиковая гимнастика «Мак».

На пригорке вырос мак

(пальцы левой руки собрать в щепоть)

Он склонил головку так

Бабочка над ним порхает,

(перекрестить руки, помахать)

Быстро крыльями мелькает.

(правой рукой отогнуть пальцы левой)

Высох домик от жары стал греметь как погремушка.

(пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка.

(пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

— «Какой красивый мак! Не сорвать ли мне его, сёстра подарить?» — подумала Крошечка — Хаврошечка. А мак ей в ответ: «Подбери к слову схему».

– Сколько звуков в слове «мак»? Назовите звуки по порядку. Почему первый и последний звуки обозначены синей фишкой, второй — красной фишкой? (в слове два согласных твердых звука и один — гласный)
– Дошла Крошечка-Хаврошечка до поля с колосками. Колоски какие?

– Сколько колосков сорвала Крошечка-Хаврошечка?

– Ребята, это необычные колоски — с картинками со звуками к и кь. Назовите картинки. Определите, какой звук слышится в слове: к или кь?

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Педагог произносит слог со звуком к, а дети заменяют звук «к» на звук «кь».

Педагог выкладывает готовые схемы слов. Дети подбирают правильную схему, называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук.

– Ребята, давайте с Крошечкой-Хаврошечкой полетаем на самолете!

Мы с пилотом полетаем.
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Левое крыло вперед, правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.
На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)
Чух-чух-чух-чух!
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом.

7. Работа с буквой

– Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами)

– Вспомните правило о звуках/буквах.

– Ребята, какой буквой обозначаются звуки К и Кь?

– Правильно. Из каких элементов состоит эта буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая)

– На что похожа эта буква?

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

– Покажите букву с помощью пальцев.

Зрительная гимнастика «Колосок»

Колосками чтобы стать,
Сперва нам нужно поморгать.
Ветер клонит тихо вправо,
Глазками посмотрим вправо
Ветер клонит тихо влево,
Глазками посмотрим влево.
Вверх потянем мы росточки
(Глазки и ручки вверх)
Дождь польет нам корешочки.
(глазки вниз)

Работа с кассами

– Набрала Крошечка-Хаврошечка яблок и отправилась в обратный путь. Солнце высоко, жар донимает, пот выступает. Слышит: течёт речка. Подошла к речке, попила воды студёной. Просит речка Крошечку-Хаврошечку: «Ещё потрудись – прочитай надписи на камнях, не ошибись»
– Откройте кассы. Найдите в кассах букву К. Поставьте ее в щиток.

– Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой К.

– Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

– Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

Сидя на местах, выполняют движения в соответствии с текстом.

– Пришла Крошечка-Хаврошечка домой, сделала муку и испекла вкусные пирожки.

– А из чего Крошечка-Хаврошечка сделала муку? (из колосков)

– Правильно! Крошечка-Хаврошечка благодарит вас и зовет поиграть в последнюю игру! Выходите на ковер.

– Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. ( дети присаживаются ).

– Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. ( дети встают, поднимают руки вверх ) .

-Колоски тянутся к солнышку. ( дети протягивают руки вверх ) .

-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. ( дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище) .

-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

Сидя на местах, выполняют движения по показу.

– Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? (со звуками [К], [К’])

– Какой буквой обозначаются звуки [К], [К’]? (звуки [К], [К’] обозначаются буквой К)

– Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?

– Молодцы, ребята. Вы очень старались и мы с Крошечкой-Хаврошечкой дарим вам медали с буквой К.

НОД по теме “Звуки и буквы С – Ш”

Цель: подготовка к обучению грамоте через формирование элементарных навыков чтения и письма.

развивать умения дифференцировать звуки и буквы С-Ш;

развивать умение определять большую букву в именах, кличках;

развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

развивать умение подбирать слова сходные по ритмической структуре;

развивать концентрацию, устойчивость произвольного внимания;

развивать произвольность поведения через выполнение правил поведения;

воспитывать устойчивый интерес к обучению в школе, желание взаимодействовать со взрослым;

воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху сверстника.

Оборудование: игрушки (самолет, лошадка, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка), две коробки для игрушек, Карлсон, Малыш, металлофон, круг с изображением игрушек для игры “Холпни-топни”, тетради, карандаши, мяч, таблички со словами, наборы букв для имен Карлсона и Малыша, аудиопроигрыватель.

Сюрпризный момент “Малыш и Карлсон”.

Звучит аудиозапись “Полет Карлсона”.

Логопед говорит, что появились два персонажа: Малыш и Карлсон, но они находятся в другой комнате и их имена не называются.

а) Синтез слова из звуков.

Педагог предлагает их отгадать по звукам: К А Р Л С О Н, М А Л Ы Ш .

Дети называют героев, и они появляются в комнате.

Логопед говорит от их лица, что Карлсону (веселому и шаловливому) всегда интересно с кем-нибудь поиграть и завести новых друзей. Малыш же захотел увидеть, как дети готовятся к школе (читают, печатают, называют звуки), ведь ему тоже скоро идти в школу. Мы можем Малыша научить читать.

Логопед представляет гостей и предлагает угадать звук из имени Карлсона, а затем Малыша.

Выставляются буквы: С, З, О. Логопед предлагает детям задавать вопросы и отвечает на них односложно: Да (нет).

Примерные вопросы: – Это гласный звук? – Это звонкий звук? – Это мягкий звук?

Выставляются буквы: Ж, У, Ш. Игра проводится аналогично.

Определяются буквы: С, Ш.

в) Синтез слов из букв.

Логопед предлагает наборы букв и два ребенка выкладывают имена гостей: КАРЛСОН, МАЛЫШ.

Игровое упражнение “Прогулка” (звуковая дорожка).

Логопед предлагает отправиться с гостями на прогулку. Выставляются поочередно шесть фигурок Малыша и Карлсона. Логопед “ведет” детей по дорожке от Карлсона к Малышу и т.д. Во время “прогулки” дети по дорожке произносят соответствующие звуки: С-Ш.

Игра “Хлопни – топни”.

– Малыш, а ты хочешь учиться в школе?

Чтобы в школе нам учиться, надо быть внимательным, чтоб пятёрки получать, надо быть старательным. Дети, а давайте поучим играть в игру “Хлопни – топни”.

Дети проговаривают правила игры. Психолог показывает круг, который разделён на 8 частей, где в каждой части изображена игрушка (самолет, слон, коляска, мышка, неваляшка, матрешка, машинка, собачка). Психолог за ширмой издаёт звуки металлофона. Дети отсчитывают звуки, затем отсчитывают сектора круга и говорят, на какой картинке остановились. Выигравшие получают аплодисменты.

Игра “Наведем порядок”.

(Проводит логопед в игровом уголке).

Логопед обращает внимание, что Карлсон поиграл, и все игрушки остались на полу. Необходимо навести порядок: игрушки со звуком С – в правую коробку, со звуком Ш – в левую коробку. В конце для проверки наклеиваются буквы на коробки.

Игрушки со звуком Ш: матрешка, неваляшка, мышка, машина , шарик, лошадка;

Игрушки со звуком С: слон , коляска, самолет, собачка.

– Почему в коробке лежат эти игрушки вместе?

Два ребенка делают выводы:

– В названии игрушек (перечисляет) есть звук Ш (С).

Логопед замечает, что одна игрушка (мяч) осталась без места. Почему?

Игра с мячом “Замени звук”.

Логопед называет слово и бросает мяч. Надо заменить звук С на звук Ш.

Затем задание меняется: надо заменить звук Ш на звук С.

Карлсон улетел, но обещал вернуться.

Карлсону понравилась игра с мячом, и он решил его забрать себе и поиграть еще с другими ребятами.

Включается аудиозапись “Полет Карлсона”. Карлсон благодарит детей и улетает.

Упражнение “Пропущенные буквы”.

Логопед говорит о том, что дети могут показать Малышу, как они умеют печатать буквы.

Работа в тетради.

ко.ка .умка .апка но.ы

Дети сверяются с образцом на доске. Тот, кто не допустил ошибку, поднимает руку.

Игра “Подбираем рифмы”.

Малыш загрустил. Логопед предлагает детям развлечь Малыша: научить сочинять стихи. А для этого надо правильно подбирать слова-рифмы.

Предварительно слова читаются по цепочке на доске: КАСКА, КАШКА, МИСКА, МИШКА, МАШКА, МАСКА, СУМЕТЬ, ШУМЕТЬ.

Надевал пожарный КАСКУ.

Положили в чашку … (КАШКУ),

На столе с салатом МИСКА.

Сладко спит в берлоге … (МИШКА).

Имя нашей кошки МАШКА.

На лицо надета … (МАСКА),

Как нам хочется СУМЕТЬ

Сидеть спокойно, не … (ШУМЕТЬ)!

Логопед говорит о том, что этот совет пригодится в школе и предлагает его повторить детям хором:

Как нам хочется суметь
Сидеть спокойно, не шуметь!

Игра “Подарок Малышу”.

– Малыш, ты удивлен? Не переживай, мы приготовили тебе подарок – книжечку.

А книжечка-то не простая. Чем она отличается от других книжек? (Пустая) Не волнуйся малыш, Мы наклеим в неё картинки и расскажем тебе о правилах поведения в школе.

Дети по очереди говорят правила поведения в школе и на каждое правило наклеивают соответствующую (подготовленную заранее) картинку в книжку.

во время ответа поднимают руку;

обязательны школьные принадлежности;

на уроки не опаздывают;

на переменах игры без баловства;

внимательно слушают учителя.

После игры “Подарок малышу” педагог говорит:

Ты повзрослел, малыш, теперь,
Ты многое узнал,
Здесь в мир тебе открылась дверь,
Чтоб дольше ты шагал.

Дети дарят подарок-книгу Малышу.

Итог “Сюрпризы от Карлсона”.

Логопед обращает на шум, который раздается из другой комнаты. Педагог вносит подарки от Карлсона. каждый ребенок получает воздушный шар и конверт с загадкой.

– Эти загадки можно выучить, а отгадку нарисовать и передать Карлсону.

У окошка я сижу
На весь мир в него гляжу (телевизор).

Гладкое, душистое,
Моет чисто (мыло).

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок-
Остался стебелек (одуванчик).

Из дома я вышла
И вынесла крышу.
Вернулась домой –
И крыша со мной (черепаха).

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой,
С бархатной подкладкой (белый гриб).

Ссылка на основную публикацию