Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

Основные подходы к коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Различные научно-методические подходы к коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Четверушкина, З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, С.Е. Большакова и другими.

Для формирования слоговой структуры слова у дошкольников рядом авторов были разработаны различные методики. Рассмотрим некоторые из них.

При формировании слоговой структуры слова Т.А. Ткаченко выделяет в качестве одного из важнейших условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции, поэтому предлагает применять в качестве вспомогательных средств зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков на начальном, пусковом этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Автор считает, что такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова. Также автор обращает большое внимание на лексическое развитие детей, предлагая активнее использовать редко употребляемые, сложные по значению слова (например, макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, неправдоподобный, фантастический и др.). Помимо смысла, требующего уточнения, они обладают усложненной слоговой наполняемостью, поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как слогового контура слова, так и словарного запаса ребенка.

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т.А. Ткаченко, включает четыре этапа:

– подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы),

– этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из трех ступеней):

1ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контр.

2ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3ступень. Проговаривание слов ( и их стечений), содержащих стечения согласных звуков.

– этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками);

– заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи). [26]

В основу методики, разработанной Н.С. Четверушкиной, положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14.Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Система работы, предлагаемая автором, рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Важнейшее значение в работе автор отводит индивидуальному подходу к детям, который предполагает учет психических возможностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова автор считает целесообразным проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. [36]

Та же система работы положена в основу методики, разработанной С.Е. Большаковой; автор предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры слова, в частности приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных. Детей знакомят с рядом ручных поз, соответствующих гласным звукам, еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой, что предупреждает замещение гласных и перестановку слогов. Впоследствии, по мнению автора, при работе над слоговой структурой слов чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены. [3]

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. предлагаю следующую методику работы над коррекцией слоговой структуры слова. В начале коррекционной работы логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и деление на слоги основывается на четком по слоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов в проговариваемом слове ритмично сочетается с одновременными движениями вниз – вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде отдельных листков бумаги (карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно „простучать по карточкам”, что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, которая лежала слева). Проговаривая слово по слогам: ма-ши-на, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги каждый слог слова так, чтобы он приходился на отдельную карточку.

Затем логопед показывает, как можно „простучать” другие слова: со-ба-ка, ло-па-та и т. д., а потом обращает внимание ребенка, что есть слова короткие: мак (один удар ладонью на одну карточку), дом, кот.

Далее логопед предлагает ребенку, который наблюдает, как он отхлопывает каждый слог слова, ответить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются односложные слова типа: дом, мак, кот, суп и т. д. — и трех-, четырехсложные: машина, лопата, собака, пароход и др.

Логопед учит ребенка по слогам произносить слово и одновременно отстукивать слоги движениями руки. (Если у ребенка выра­женная леворукость, то не следует настаивать на том, чтобы он отхлопывал количество слогов прямой рукой.)

Таким образом, проговаривая слово по слогам, дети отстукивают по разложенным перед ними листкам бумаги каждый слог слова.[12]

З.Е. Агранович предлагает свою систему коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов, в которой можно выделить два этапа. Первый этап – подготовительный (работа проводится на невербальном, а затем на вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка). Второй этап – собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов). [1]

С.В. Дель, А.П. Непокорова разработали систему работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом методик А.К. Марковой и З.Е. Агранович. Работа проводится в несколько этапов: подготовительный, коррекционный, заключительный, каждый из которых подразделяется на подэтапы, имеющие определенную цель и задачи. [10]

Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю. предлагают свою систему работы по коррекции слоговой структуры слов. Работа проводится в определенной последовательности. Вначале формируются пространственные представления и оптико-пространственные ориентации (ориентировка в собственном теле, в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве). Затем проводится работа по развитию моторных функций: совершенствуются общие движения и действия (отрабатывается темп и ритм), мелкая моторика рук, координация пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. Следующий этап – формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц – гласных звуков, слогов и слов). [2]

Альманах педагога

Автор: Розум Виктория Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ детский сад №16 “Машенька”
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: “Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР”
Дата публикации: 22.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Коррекция нарушения слоговой структуры слова— одна из приоритетных задач в

грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из

них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В

недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения

в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении

ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой

степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность

приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения

и овладением слоговой структурой слова.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в

структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь

коррекционная работа по устранению слогового оформления слов.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что чувство ритма

формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева,

В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной

Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С.

Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции

нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова

способность к серийно-последовательной обработке информации.

Итак, слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове

отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или

Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – «моток»- «молоток»

Опускание слогообразующей гласной – «пинино»- «пианино»

Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – «деворе»-«дерево»

Перестановка звуков соседних слогов – «гебемот»- «бегемот»

Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечение согласных – «тул»-«стул»

Вставки согласных в слог – «лимонт» — «лимон»

Уподобление слогов – «кококосы»-«абрикосы»

Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

Контаминации (смешение слов)

« в холодильнице»- «в хлебнице и холодильнике»

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов,

свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа

сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных

указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с

ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова,

усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении

этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет

степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме

нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно

сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение

овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может

ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она

должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием,

словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций

(мышления, памяти, внимания).

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и,

Марковой А.К., которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей

степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова

сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных

Двухсложные слова из открытых слогов: вода, дыня, сова и т.д.

Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, утята и т.д.

Односложные слова: мак, лук, мед и т.д.

Двухсложные слова с закрытым слогом: банан, совок, каток и т.д.

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ванна, тапки и т.д.

Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, бублик и т.д.

Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, конфеты и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, шиповник,

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, клубника и т.д.

Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: лист, куст, клей и

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, травка и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

Многосложные слова из открытых слогов.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 01.03.2020 2020-03-01

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Мархандаева, Г. И. Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции / Г. И. Мархандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67767/ (дата обращения: 07.01.2021).

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при применении пуговичной терапии вовлечение ребенка в процесс обучения будет более интересным и увлекательным.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, коррекция, пуговичная терапия.

На сегодняшний день наиболее распространенной речевой патологией, встречающейся у детей дошкольного возраста, является общее недоразвитие речи — различные речевые расстройства, часто сложного характера, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне речи при нормальном слухе и интеллекте. Недостаточно сформированные предпосылки речевого развития находят отражение не только в коммуникативной деятельности ребенка, но и затрагивают психологический аспект. Одной из основных проблем, которые возникают при общем недоразвитии речи, является нарушение развития слоговой структуры слова, которая проявляется в трудностях воспроизведения многосложных слов.

Процесс усвоения слогового состава слова имеет тесную взаимосвязь с речевым развитием в целом, а также с развитием фонематических функций и моторной деятельности ребенка. Этиология данного нарушения рассматривалась многими учеными-логопедами и на текущий момент не теряет своей актуальности [1, с. 12].

В логопедии изучением особенностей формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи занимались многие ученые — Р. И. Левина, Р. И. Лалаева, А. К. Маркова, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Согласно А. К. Марковой, слоговая структура слова состоит из чередования ударных и безударных слогов, которые имеют различную степень сложности.

Ученые отмечали, что у всех детей с общим недоразвитием речи помимо нарушения слоговой структуры слова наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный словарный запас и грамматический строй речи.

В настоящее время в литературе существует множество работ, посвящённых вопросам коррекции слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи. Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи разрабатывались З. Е. Агранович, Г. В. Бабиной, Н. Н. Волковой, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкиной и другими. Ученые при изучении характера нарушений при данной патологии определяли тесную взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта. Так, З. Е. Агранович делала акцент на важности в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова интеграции упражнений на развитие речеслухового восприятия и речевых навыков [2, с. 56].

А. К. Маркова в своих трудах предлагает в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова учитывать принцип системного подхода и отрабатывать навыки правильного произнесения слога на основе классификации 14 типов слоговых структур слова, которые постепенно усложняются как в наращивании количества слогов в слове, так и степенью сложности слога (закрытый, со стечением согласных, открытый и т. д.) [5, с.83].

Читайте также:  План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Согласно методике Н. В. Курдвановской и Л. С. Ванюковой, коррекционная работа по нарушению слоговой структуры слова должна включать два направления: развитие имитационных способностей, которые оказывают положительное влияние на способность формирования умений к отраженному воспроизведению слогового контура и работа над звуко-слоговой наполняемостью слова [3, с.87].

Таким образом, в образовательном пространстве возникает необходимость разработки новых методик воспитательной работы и логопедической коррекции у детей с речевыми нарушениями, которые направлены на устранение имеющихся дефектов и развитие его интеллектуальных функций. Следует отметить, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте остается игра, поэтому в коррекционной работе необходимо использовать игровые приемы с красочным наглядным материалом, которые смогут заинтересовать ребенка и мотивировать его на правильное выполнение задания. Однако игровые приемы невозможно использовать обособленно, их необходимо включать в стандартные методики с целью разнообразия учебного материала и вовлечения ребенка в учебную деятельность.

Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста.

  1. Изучить анамнестические данные испытуемых.
  2. Определить методики эмпирического исследования, методы обработки результатов исследования.
  3. Провести экспериментальное исследование.
  4. Проанализировать результаты исследования.
  5. Рассмотреть комплексную программу по коррекции нарушений слоговой структуры слова с применением пуговичной терапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что логопедическая работа по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет иметь большую эффективность при условии сочетания традиционных методов коррекции с приемом пуговичной терапии.

Исследование включало в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. На данном этапе исследования после знакомства с анамнестическими данными испытуемых, была сформирована контрольная и экспериментальные группы
  2. Диагностирующий этап. На данном этапе проводилось обследование особенностей сформированности структуры предложения и текста. При разработке методики констатирующего эксперимента применялись в модифицированном виде методы, описанные в работах Р. И. Лалаевой, А. Р. Лурия, О. Б. Иншаковой. Также для эксперимента были адаптированы методики, указанные в работе А. К. Марковой и З. Е. Агранович, при помощи которых возможно выяснить нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова и установить особенности искажений слогового состава слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Экспериментальный материал включал вербальный и невербальный материал, подобранных согласно возрасту испытуемых. Выполнение заданий оценивалось при помощи количественного и качественного методов оценки. Во время выполнения заданий учитывался характер речевых нарушений, психологические особенности и поведенческие реакции каждого ребенка, рассматривалось использование мимико-жестикуляторных средств, эмоциональное отношение к заданию и характеру его выполнения.
  3. Аналитический этап. На данном этапе проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов. Был детально изучен навык воспроизведения слов разной по сложности звукослоговой структуры, их устная речь, исследована возможность детей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами, а также проведен качественный анализ воспроизведения слоговой структуры слов при ответах на вопросы у детей, участвующих в эксперименте. Все результаты заносились в специально разработанные для исследования протоколы. По результатам исследования была дана характеристика нарушений у детей контрольной и экспериментальной групп:

– слабая концентрация и неустойчивость внимания.

– неточность воспроизведения представленного материала.

  1. Коррекционный этап- на данном этапе, согласно результатам экспериментального исследования была рассмотрена комплексная программа логопедической коррекции, направленная на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии.

Использовались такие игры как:

– дидактическая игра «Пуговицы на одежде»

– дидактическая игра «Груз»

– дидактическая игра «Пуговичные пазлы»

– пуговичная игра «Чем отличаются слова?»

– пуговичная Игра «Бабочка на цветах».

Согласно анализу показателей контрольного эксперимента, можно прийти к заключению, что у детей экспериментальной группы при внедрении комплексной коррекционной программы с учетом пуговичной терапии наблюдается положительная динамика, использование данной программы в течение года позволит приблизить показатели учеников, входящих в состав экспериментальной группы, к границам нормы, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.

Данное заключение указывает на необходимость проведения целенаправленной логопедической работы с включением метода пуговичной терапии, который позволит ускорить устранение дефекта и максимально приблизить показатели к норме, так как позволяет разнообразить учебный материал и вовлекает ребенка в процесс обучения посредством элементов игровой деятельности.

  1. Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Г. В. Бабина –2012. –№ 4. — с. 12–19.
  2. Ковшиков В. А. Особенности речи детей с ОНР. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2011. — 96 с.
  3. Курдвановская Н. В. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. — М.: Сфера, 2017. — 87 с.
  4. Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. Р. Е. Левина. –М.: Изд-во АПН РСФСР, 2009. — Вып. 4. –с. 86–89.
  5. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ОНР — М.: Литера. 2015. — с. 83–89.

Как остановить заикание?

Опыт мамы заикающегося ребенка.

Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Сказать, что я была в панике, значит, ничего не сказать. Первая мысль была: “Ничего, пройдет само. Просто не буду обращать внимания, и все само собой рассосется”.

Я ждала неделю, две, проходил второй месяц, а заикание не только не исчезло, оно, на мой взгляд, только усилилось. Вместо редких запинок в начале первого слова в предложении, сын начал запинаться практически на каждом слове.

“Боже, почему это произошло именно с моим сыном. В чем моя вина?” — вопросы, которые я задавала себе ночами. Но, как вы понимаете, ответов на них я не находила.

Надо было действовать.

Первый, к кому я обратилась, была логопед нашего детского сада. На мой прямой вопрос “Можно ли остановить заикание?” я, к своему ужасу, услышала: “Нет!”. По мнению нашего садовского логопеда, заикание относится к сложнейшему речевому расстройству, с которым соглашаются работать единицы логопедов. И результата никто не гарантирует. При любом стрессе, заболевании ребенка заикание может вернуться.

А как же оградить человека от стрессов в нашей современной жизни? Это риторический вопрос. Никак.

Тогда я ринулась в Интернет, и сутками искала информацию о заикании. Читала статьи, лазила по форумам. Общее впечатление сложилось, что только коммерческим речевым центрам под силу вылечить заикание. Оказывается, существует даже какая-то компьютерная программа, которая учит заикающегося правильному дыханию и правильной модуляции голоса. В результате заикание уходит навсегда. Надо ли говорить, что программа эта стоит немалых денег?

Только женская интуиция мне подсказывала, что хвалебные отзывы об этой методике на форумах и сайтах подозрительно похожи между собой. Очень хотелось вживую поговорить с исцеленными. Но на электронные письма они, понятное дело, мне не отвечали.

Интернет был наполнен “уникальными” предложениями и методиками “Как избавиться от заикания быстро, просто и навсегда”.

Начитавшись и просветившись, я сделала вывод, что остановить заикание можно только комплексными методами. Мы посетили психолога, невропатолога, логопеда. Надо сказать, что логопед в нашей детской поликлинике тоже с заикающимися не работала. Пришлось искать на стороне.

Сколько сил, времени и денег мы потратили у разных логопедов в различных центрах, не хочется вспоминать. Сколько разных методик мы испробовали! Сколько лекарств и витаминов принял мой сын!

Да, временами наступало улучшение. Иногда даже казалось, что заикание ушло навсегда. Но каждый раз оно опять возвращалось! За 2 года нам так и не удалось его победить. Но я не теряю надежды. И верю, что грамотного специалиста, действительно способного помочь, а не вытягивающего из нас деньги без гарантии результата, я еще встречу.

Какие советы мне хочется дать людям, столкнувшимся с заиканием?

Во-первых, не надейтесь, что заикание пройдет само. Не ждите, сразу обращайтесь за помощью.

Во-вторых, обратитесь к нескольким логопедам. Лучше выслушать много разных мнений. Возможно, вы быстро найдете действительно толкового специалиста.

В-третьих, обязательно попросите у логопеда разрешения пообщаться вживую с излеченными им людьми. Действительно ли он избавляет от заикания, или хвалебные отзывы на сайте написаны им самим в рекламных целях?

В-четвертых, помните, что заикание можно вылечить только комплексными методами. Тут нужна будет работа и логопеда, и психолога, и массаж, и медикаментозная поддержка.

И, наконец, верьте всеми фибрами души, что остановить заикание возможно! Не смотря на то, что пока нам это не удалось, я продолжаю верить и бороться за красивую и правильную речь моего сына!

Статья предоставлена сайтом “Логопедический Портал”

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A – 7 Rīga LV-1004

Исследования не проводились, т.к. у нас картина была достаточно ясна – невролог посмотрела, определила, что это ТОЧНО её вопрос, у нас врач, которому я доверяю. Назначила легкое успокоительное + соблюдение режима дня (хочет-не хочет – днем хоть подкупом, хоть шантажом, но уложить спать), исключить телевизор полностью и все стрессы (включая положительные типа цирка-каруселей-игровых центров). Пришлось устроить ребенку “день сурка” – встали-покушали-пошли в садик-вернулись-тихие игры-покушали-искупались-спать. Ни гостей, ни походов никуда не было полгода. + много игр с водой (опять же на расслабление), с песком, рисовать, петь. Нам помогло заметно. Были запинки такие, что ребенок подчас не мог сказать, что хотел, его как бы клинило на звуке. Потом это стало проявляться меньше – он стал повторять последние слоги слов (типа “я-я-я пошел-шел вввв комнату-ту-ту”, как-то так”). постепенно сошло на нет.

Весной был стресс сильный (травма+больница), всё вернулось, но то, что в прошлый раз “уходило” месяцами, прошло где-то за пару недель (сразу же съездили к врачу, подтвердил рекомендации). Остаточные явления длились месяца три.

Врач пояснила, что это характерно для эмоциональных детей, лего возбудимых, с не созревшей нервной системой, которые попали в стрессовую ситуацию (а сегодня любой ребенок попадает в стрессовую ситуацию, за редким исключением – в сад пошел, там воспитательница строгая (моему личному ребенку хватило, чтоб ругали других детей – он себя хорошо вел, но все замечания и наказания проецировал на себя и очень боялся, хотя наказания в группе типа “посадить на стульчик, подумать 5 минут”).

Нет, заикание – это логопедическая проблема, запинки – это неврологическая (ну так мне объясняли специалисты, когда у моего ребенка такое было). Для запинок характерно повторение последнего слога (например вроде такого: “пойдём-дём-дём домой-й-й”), заикание – это когда “спотыкается” в начале слова. Хотя у моего ребенка при запинках было, что он слово не мог выговорить от напряжения. В принципе моменты расслабления должны давать облегчения. Попробуйте, когда детка говорит, взять её нежно за ручку, или обнять невзначай, или посадить к себе на коленки, если немножко стало легче говорить – значит запинки. Важно, чтоб она не “контролировала” себя, а наборот – “отпустила”. И ещё вопрос – шёпотом если говорить, есть “заикание”? При запинках шёпотом заикаться не должна.

Я не специалист, и Вы на мое мнение ориентируйтесь только информационно, я просто на основе опыта своего ребенка пищу.

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Читайте также:  Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Как избавиться от заикания – 10 проверенных советов

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос: Как избавиться от заикания?. Хотя, при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Содержание

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

10 проверенных советов как избавиться от заикания

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Читайте также:  Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Другие методы избавления от заикания

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Вот ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые, при желании, вы тоже можете применить как с помощью специалистов, так и самостоятельно:

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

ТОП-10 способов избавиться от заикания взрослому в домашних условиях

Люди с заиканием испытывают невероятные трудности в жизни, незнакомые тем, у кого нет проблем с речью. Сложность кроется в страхе перед коммуникацией, невозможностью лаконично и красиво выразить свою мысль. При этом проблемы возникают в раннем детстве и сопровождают человека, как правило, всю взрослую жизнь. Логоневроз становится преградой для построения отношений с окружающими, карьеры. Избавиться от заикания раз и навсегда возможно в домашних условиях, что значительно сокращает траты на походы к врачам и педагогам.

Что такое заикание

По МКБ-10 заикание — это речевое нарушение, сопровождающееся повторением, пролонгацией звуков, слогов или слов в момент речи в результате спазма мышц артикуляционного аппарата. Вследствие этого человек говорит нерешительно, часто останавливается, чтобы наладить ритм речи, что мешает пониманию и восприятию монолога.

На заметку! Практикующие логопеды выделяют нестандартный вид заикания — “замаскированное”. При таком типе дефекта человек не повторяет слоги, слова, а маскирует паузы в речи многочисленными “ыыыы”, “ээээ”.

Причины

Заикание у детей и взрослых делят на две группы:

  1. Невротическое.
  2. Неврозоподобное.

Типы нарушений классифицируются с учетом причин возникновения заболевания. У детей с невротической формой источником дефекта считаются стресс, страхи, испуг или неврозы. У больных неврозоподобным типом — приобретенные или наследственные нарушения в работе центральной нервной системы.

Факторы, предрасполагающие и провоцирующие заикание:

  • Генетическая предрасположенность к гипертрофированным чертам характера: зацикленность, страхи, неуверенность в себе.
  • Невротические особенности: ночные страхи, эмоциональная несдержанность.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Эпилепсия.
  • Родовые травмы с энцефалопотическими последствиями.
  • Врожденный порок сердца.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Интоксикации в раннем детстве.
  • Исчерпание возможностей нервной системы.
  • Испуг, сильный стресс.
  • Многоязычие в семье.
  • Тахилалия.
  • Подражание речи заикающихся взрослых.

Кроме прямых причин, провоцирующих заикание в раннем детстве, существуют еще и неблагоприятные условия жизни и воспитания. Они тоже оказывают на развитие речи малыша негативное воздействие:

  • Ускоренное развитие речи.
  • Повышенная судорожная готовность ребенка.
  • Дефицит позитивного общения со взрослыми.
  • Социальная дезадаптация.
  • Недостаточное развитие чувства ритма, мелкой и крупной моторики.

По данным неврологов и логопедов, заикание в детском возрасте проходит у 75% больных до школьного периода. У 25% —речевой дефект сохраняется всю жизнь.

Врачи заметили еще одну закономерность: если ребенок начал заикаться до 3, 5 лет, то в 90% случаев болезнь будет вылечена полностью к первому – третьему классу. А логоневрозы, приобретенные позднее, поддаются коррекции сложнее.

Согласно исследованиям, мужчины страдают от заикания чаще, чем женщины. Это объясняется особенностями функционирования нервной системы и мозга.

10 способов избавиться от заикания

Лечение логоневроза трудоемкий и длительный процесс. Как избавиться от заикания за один день не знает ни один врач и педагог-логопед. В домашних условиях на полный курс терапии необходимо от 2 месяцев до года, если речь идет не о серьезных патологиях.

Без обращения к педагогам и приема лекарств коррекцию заикания в домашних условиях взрослым проводят с помощью 10 методов:

  1. Дыхательная гимнастика.

Тренировка мышц дыхательной системы, а значит, и артикуляционного аппарата — это обязательное условие избавления от заикания. Методика коррекции проста, нужно ежедневно, а лучше несколько раз в сутки делать следующие упражнения:

  • Сядьте на стул. Опустите голову, подбородком коснитесь груди. Вдохните носом максимально быстро — выдохните ртом максимально медленно. Повторите 15 раз.
  • Встаньте на ровный пол. Руки держите по швам, ноги расставлены нешироко. Поворачивайте голову по своей оси 15-20 раз.
  • Сядьте на стул, закройте глаза. Глубоко и медленно дышите, проталкивая воздух с силой в диафрагму, потом обратно.

С помощью дыхательной гимнастики избавиться от заикания самостоятельно будет легче. Упражнения тренируют гортань, а сильные мышцы меньше подвержены спазмам.

  1. Массаж.

Делать массаж можно самостоятельно или обучить нескольким приемам домашних, родных с помощью видео. Разминать нужно шею, горло, мимическую мускулатуру, губы. Основная задача массажа при заикании — расслабление мышц, снятие тонуса артикуляционной зоны. При логоневрозе используют несколько видов разминания:

  • Точечная методика.

Растирают 17 точек, которые располагаются на спине и шее. Процедуру нужно проводить каждый день в течение 17-18 суток. Точечный массаж при заикании можно делать не только взрослым, но и подросткам, детям с 2-3 лет.

  • Сегментарная техника.

Воздействие сконцентрировано на мышцы, отвечающие за речь. Курс лечения 3 недели. Массажист должен использовать разные техники: расслабление, растирание, разминание, вибрация.

У массажа есть симптоматические противопоказания. Это асимметрия артикуляционных органов, кожные высыпания, измененный цвет дермы и предрасположенность к кровоизлияниям.

  1. Соблюдение речевого режима.

Избавиться от заикания самостоятельно помогает контроль речевого режима, то есть дозирование артикуляционной нагрузки. При этом большую часть дня человеку нужно молчать.

Ароматические масла благотворно влияют на нервную систему человека. Есть несколько методов лечения:

  • Вдыхание эфирные масел.
  • Лечебное питье — прием травяных чаев.

Для седативных настоев, которые успокаивают нервную систему и снимают психологическую нагрузку, используют: смесь капустного, калинового и лимонного сока с медом; отвар ромашки, зверобоя, хмеля, листьев крапивы.

Если готовить лечебное средство нет времени, купите в аптеке “Душевный чай”. В результате лечения больной меньше нервничает, не беспокоиться в момент речи, лучше спит.

Практики медитации, йоги являются эффективными методами избавления от заикания у взрослых. Чаще всего используют такие асаны:

  • Бхрамари.
  • Триконасана.
  • Ноукасана.
  • Маюрасана.
  • Поза льва, если причина заикания кроется в дефекте челюсти, ротовой полости.

Все перечисленные упражнения для медитации основаны на расслаблении, балансировании. Для достижения положительного результата их нужно практиковать долго и часто.

  1. Упражнения перед зеркалом.

Хорошо знают, как избавиться от заикания телевизионные дикторы. Они штудируют текст, который будут проговаривать на камеру быстро и без запинок. Так же стоит поступать всем заикающимся людям. Техника репетиций перед зеркалом заключается в следующем:

  • Человек заучивает стихи, небольшие тексты прозы, песни.
  • Встает перед зеркалом и проговаривает заученную информацию, глядя на себя, контролируя все движения тела, артикуляционного аппарата.
  • Далее прорабатываются голосовые и речевые хитрости. Нужно проговорить текст писклявым голосом, тихо-громко, басом, быстро, медленно. В результате такого “кривляния” начинают работать все группы мышц лица, гортани.

Таким же образом, перед зеркалом, запоминая движения губ, щек, языка, можно проводить артикуляционную гимнастику. Набор упражнений для детей и взрослых одинаков. Это покусывания, растяжка, распластывание языка, вытягивание губ в трубочку и широкую улыбку. Гимнастика и репетиция перед зеркалом положительно сказываются на работе мышц речевого аппарата, облегчают стресс, успокаивают тренирующегося.

Если причиной заикания является психологическая травма, полученная в детстве, то коррекцию у взрослых лучше всего проводить гипнозом. Организовать процедуру можно дома с помощью специалиста.

Избавиться от заикания самостоятельно помогают следующие упражнения:

  • Нужно вспомнить все негативные мысли, которые возникают в момент речи из-за страха опять запнуться, испытать дискомфорт от спазма артикуляционных мышц.
  • Составить список своих эмоций.
  • Постараться осознать, почему испытываете страх перед речью.
  • Далее необходимо вспомнить чувства, которые ощущаются в теле в момент заикания. Кто-то сжимается внутри, у кого-то начинает болеть живот, челюсть, голова. Все ощущения желательно записать на листе бумаги. Именно их нужно ликвидировать в процессе гипнотического сеанса.

Убирают негативные мысли и чувства с помощью гипноза следующим образом:

  • Вспоминают момент, когда эти эмоции появились впервые. Это самый сложный этап работы с подсознанием.
  • Заставляют человека взглянуть на ситуацию стресса, страха в детстве другими глазами, с позиции взрослой личности.
  • Далее изменяют отношение к дефекту речи. То есть человек должен прекратить бояться показаться не таким, как все, а значит, он расслабится в момент говорения.

План гипнотической работы, чтобы убрать заикание, будет следующим:

  1. Больной погружается в гипноз.
  2. Человек возвращается в стрессовую ситуацию, которая вызвала заикание.
  3. Постепенно вытаскиваем из подсознания воспоминания о том, когда впервые появилась негативная эмоция, связанная с моментом речи.
  4. Происходит переосмысление отрицательного опыта монолога. В результате негативная эмоция должна пропасть, восприниматься как неправильная. Человек понимает, что такая реакция на происходящее — это недоразумение, ее нужно исправить.
  5. Перепроживание всех последующих событий. В этот момент человек делает выводы, находит решение проблемы внутри себя. Проживает свою жизнь от первой стрессовой ситуации до сегодняшнего дня, но уже с новым видением проблемы.
  6. Проверка результата. Больного, погруженного в гипнотический сон, просят поговорить по телефону, рассказать историю, анекдот. Человек должен описать свои ощущения в момент речи. Негативные эмоции, страх, волнение в идеале больше не возникнут.

Когда эмоциональное состояние восстановлено, происходит тренировка речи. По существу это выработка навыка говорения заново. Больному необходимо заниматься дыхательной гимнастикой, массажем, расслаблением мышц, техниками контроля речи. Заниматься придется основательно. Главное, не дать вернуться негативным чувствам. Человек обязан гнать от себя страх, неуверенность, ощущение неполноценности.

Для лечения заикания гипнозом важно понимать, что проблема не в физическом недостатке, а в эмоциях. И убирать негатив необходимо полностью, то есть проводить повторные сеансы погружения в сон до тех пока, они действительно не уйдут окончательно.

  1. Компьютерные технологии.

Современные технологии позволяют человеку избавиться от заикания в домашних условиях. Ярким примером таких способов лечения логоневроза является компьютерная программа Breathmaker.

Пациент надевает наушники, берет микрофон, садится за компьютер. На экране появляются надписи, предложения, которые больной человек должен произносить в микрофон. Компьютер записывает речь заикающегося и исправляет ее, а потом подает в наушники для прослушивания. В процессе лечения нервная система человека усваивает верный ритм и образ речи.

  1. Метод Арутюнян.

Авторский метод основан на синхронизации речи с работой пальцев ведущей руки. Человек учится устранять артикуляционные судороги, контролировать их. Обученная рука становится памятью, позже автоматически контролирует ритм речи. Курс лечения длительный: 5 периодов по 7 дней с небольшими перерывами.

Общеизвестно, что заикающиеся поют почти без задержек в речи. Корреляция дефекта достигается длительностью слогов. С помощью одиночного или хорового пения быстро устраняются легкие формы заикания, при средней тяжести эффективность составит 50%.

Современная логопедия, неврология дает много советов, как избавиться от заикания без приема таблеток. Но справиться с этой распространенной проблемой раз и навсегда быстро не получится. Это кропотливый процесс, который может растянуться на срок от нескольких месяцев до года. Но результат на заставит себя ждать, если человек точно хочет добиться своей цели.

Ссылка на основную публикацию