Тест для восстановления речи при афазиях

5. Контрольно-измерительные материалы по курсу «Афазия»

5.1. Вопросы к экзамену

Итоговый контроль усвоения теоретического и практического учебного материала по дисциплине осуществляется в форме экзамена по следующим вопросам:

Афазия. Определение, классификация.

Характеристики основных форм афазии (по Лурия А. Р.).

Организация, методы, этапы восстановительного лечения при афазии.

Возможные причины афазии.

Клиническая картина акустико-гностической сенсорной афазии.

Клиническая картина акустико-мнестической афазии.

Клиническая картина семантической афазии.

Клиническая картина динамической афазии.

Клиническая картина афферентной моторной афазии.

Клиническая картина эфферентной моторной афазии.

Отличие афазии в детском возрасте от сходных состояний.

Роль компенсаторных функций мозга в процессе восстановления речи при афазии.

Роль семьи в процессе восстановления речи при афазии.

Принципы восстановительной работы при афазии.

Восстановление двигательных функций после инсульта.

Гимнастика после инсульта.

Восстановление неречевых функций при афазии.

Восстановление способности произносить звуки речи.

Восстановление речевых функций у безречевых больных.

Основные направления восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии.

Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии.

Основные направления восстановительного обучения при семантической афазии.

Основные направления восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

Основные направления восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии.

Основные направления восстановительного обучения при динамической афазии.

Восстановление процессов письма и чтения при разных формах афазии.

Коррекция нарушения счетных операций.

Схема обследования больного с афазией (по Лурия А. Р.)

5.2. Итоговый тест

1. Каким поражением мозга обусловлена афазия?

2. Афазия относится к

А). Системным нарушениям речи;

Б). Парциальным расстройствам речи;

В). Тотальным нарушениям речи.

3. Какой фактор можно отнести к числу патогенетических при афазии?

А). Несформированность речевой функции;

Б). Специфическое расстройство в виде потери представлений о речеслуховых и речедвигательных действиях (гностических и праксических);

В). Общее нарушение интеллектуально-мнестических процессов.

4. К каким классификациям афазий относятся моторная и сенсорная афазии?

Б). Классической неврологической;

5. В каком году П. Брока выделил моторную афазию?

6. В каком году К. Вернике выделил сенсорную афазию?

7. В основу классификации Вернике-Лихтгейма был положен следующий подход:

8. К каким классификациям афазий относятся:

1) фонологическая афазия;2) лексическая (номинативная);3) морфологическая;4) синтаксическая?

Б). Классической неврологической;

9. Сколько форм афазии выделяется по классификации А.Р. Лурия:

10. При каких афазиях первично страдает экспрессивная речь?

А). Моторной;

Б). Динамической;

В). Сенсорной;

Г). Акустико-мнестической;

Д). Семантической.

11. При каких афазиях первично страдает импрессивная речь?

А). Моторной;

Б). Динамической;

В). Сенсорной;

Г). Акустико-мнестической;

Д). Семантической.

12. В основу антилокализационного подхода к пониманию сущности афазии (Head, Goldstein) положены представления

А). ассоционизма – «перерыв» связей между «центрами речи» и «центрами понятий»;

Б). о динамической локализации речевой функции в мозге;

В) о нарушениях «абстрактной установки» и «категориального поведения».

13. В основу нейропсихологического подхода к пониманию сущности афазии (А.Р. Лурия) положены представления П.К. Анохина, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева

А). ассоционизма – «перерыв» связей между «центрами речи» и «центрами понятий»;

Б). о динамической локализации речевой функции в мозге;

В) о нарушениях «абстрактной установки» и «категориального поведения».

14. Афазия относится к системным нарушениям речи, т.к.

А) очаг поражения может располагаться в разных отделах мозга;

Б) нарушаются все функции и формы речемыслительной деятельности;

В) возникают нарушения речи и нарушения движения

15. Афазия отличается от алалии:

А) более выраженным нарушением речи;

Б) распадом уже сформировавшейся речевой функции;

В) наличием двигательных нарушений

16. Артикуляция звуков нарушена приА) Эфферентной моторной афазии Б) Афферентной моторной афазии В) Динамической афазии

17. Фонематический слух нарушен приА) Акустико-гностической афазии Б) Акустико-мнестической афазии В) Семантической афазии

18. Слухоречевая память нарушена приА) Акустико-гностической афазии Б) Акустико-мнестической афазии В) Семантической афазии

19. Синтагматическая организация высказывания нарушена приА) Эфферентной моторной афазии Б) Афферентной моторной афазии В) Амнестической афазии

20. Восприятие синтаксических конструкций нарушено приА) Акустико-гностической афазии Б) Эфферентной моторной афазии В) Семантической афазии

Афазия

В результате органического поражения участков головного мозга отвечающих за способность разговаривать и понимать слова у человека может развиться такое состояние как афазия. Термином обозначается нарушение ранее имеющейся речевой функции, возникшая патология может выражаться в утрате навыков произношения слов и письма, потере способности к пониманию чужой речи. Афазия может выражаться легкими признаками или тяжелыми расстройствами, в последнем случае также нарушается двигательная и психическая сфера. Под влиянием заболевания изменяется личность больного, поэтому лечением выявленной патологии занимаются неврологи, психотерапевты, логопеды.

Причины

Нарушение речи развивается под влиянием патологических процессов, происходящих в контролирующих способность говорить центрах головного мозга. Заболевание характерно для пожилого возраста, иногда оно возникает у детей старше трех лет, то есть афазия развивается тогда, когда уже речь полностью сформирована. Среди причин расстройства речи выделяют:

  1. Инсульты – геморрагический и ишемический.
  2. Травмы головного мозга.
  3. Опухоли.
  4. Воспалительно – инфекционные заболевания – энцефалиты, менингиты, абсцессы.
  5. Хронические прогрессирующие изменения ЦНС – болезнь Пика или Альцгеймера.
  6. Оперативные вмешательства по поводу разных заболеваний.

Афазические расстройства при кровоизлияниях и травмах возникает резко, при новообразованиях письменная и устная речь ухудшается медленно. Тяжесть заболевания зависит от обширности очага поражения, возраста больного, своевременности лечения.

Классификация

Классифицирование расстройств речи позволяет врачам наиболее правильно подобрать схему лечения, предположить период дальнейшего выздоровления и сформировать прогноз. Разработано несколько классификаций, при постановке диагноза наибольшее значение имеет подразделение афазий, рассмотренное А. Р. Лурией.

  1. Сенсорная афазия или афазия Вернике. Получила такое название за счет поражения одноименной зоны, расположенной в верхних участках височной извилины. При таком поражении нарушается фонетический слух, то есть больной путает звуки. Вследствие этого обращенные к нему слова становятся не понятными. При грубых нарушениях страдает и импрессивная и экспрессивная речь, нарушается чтение слов и фраз вслух, не правильно записываются предложения.
  2. Акустико – мнестическая афазия возникает при патологическом поражении средней трети височной извилины. Нарушается слухоречевая память. Пациент понимает то, что говорят другие, но при этом надолго не может удержать в памяти то, что ему сказали. Сохранено чтение. Больной может списывать представленную информацию. Устная речь скудная, часто наблюдаются пропуски существительных или их замена на подходящие по предназначению слова.
  3. Афазия афферентная моторная развивается при поражении нижних участков постцентральной коры. Больной не может достаточно точно управлять артикуляционными движениями. При грубых нарушениях пациенту доступны лишь отдельные звуки. Часто больной владеет всего несколькими словами, которые до болезни произносил чаще всего. При осмотре выявляются изменения в управлении языком – пациент не может им дотронуться до губ, не получается надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная форма афазии возникает при нарушениях в зоне Брока, расположенной в нижних участках премоторной области. Нарушается переключение с одной артикуляционной формы на другую. Больной при легком поражении предпочитает выбирать слова с одинаковыми слогами или использует стереотипные выражения – эмболы, при помощи которых пытается построить всю свою речь. Произнесенная речь напоминает телеграмму, то есть делаются паузы между словами, выпадают глаголы. В тяжелых случаях произносятся только отдельные звуки. При длительном речевом нарушении страдает письменная речь, чтение.
  5. Оптико – мнестический вид афазии возникает при патологическом поражении височно – затылочных участков левого полушария. Разрушается связь между самим словом и тем, что оно обозначает. Больной будет долго искать подходящее обозначение предмета и явления, за счет чего разговор значительно тормозится.
  6. Динамическая афазия развивается при поражении премоторных участков, примыкающих сверху к зоне Брока. У больного нарушается целостность высказывания, отсутствует самостоятельная речь. Пациент односложно отвечает на вопросы, при этом нередко наблюдается повтор последнего произнесенного слова.

У части больных присутствует сразу несколько форм афазии, что затрудняет дальнейшее лечение. В зарубежной медицинской литературе используется упрощенная классификация:

  1. «Задняя» афазия определяет вид органических поражений задних отделов доминантного, то есть правого или левого полушария. При этом речь остается достаточно плавной и понятной.
  2. Неплавная афазия развивается при поражении передних долей полушарий. Произношение слов и фраз затруднено.

Ниже следует видео, в котором интересным и доступным языком разъясняются особенности форм афазии:

Обследование

Диагноз афазии и выявление причин подобного нарушения проводится совместным обследованием нескольких врачей. Это неврологи, нейрохирурги, психотерапевты, логопеды. Для установления причины используется компьютерная томография отделов головного мозга, дуплексное сканирование, ангиография. В ходе обследования проводят следующие тесты:

  1. Оценку устной речи. Больному предлагается ответить расширенно на вопросы. Пациента просят точно повторить простые и сложные предложения.
  2. Оценку письма под диктовку или списывание.
  3. Оценку слуховой памяти.

Для выявления афазии подходят и тесты, при которых пациента просят назвать предметы, описать из чего они состоят. Больному предлагают назвать вещи, животных, явления на определенную букву – здоровый человек за минуту вспоминает не менее 12 слов.

Коррекция и лечение

Пациент нуждается в постоянном внимании медицинского персонала и родственников. При назначении лечения необходимо учитывать, что больной не воспринимает один из видов речи, поэтому все рекомендации должны быть пояснены несколькими способами – при помощи картинок, жестами, воспроизведением похожих действий. Курс лечения складывается из терапии основного заболевания и из занятий с логопедом – афазиологм. Восстановление речи происходит медленно за несколько лет, поэтому помощь близких людей в это период особенно важна и необходима.

Форма логопедических занятий зависит от вида нарушения. На первых занятиях необходимо выработать у больного желание к восстановлению утраченных функций, предотвратить появление стереотипных выражений.

Работу с пациентом проводят по всем направлениям, то есть работают над устной, письменной речью, стимулируют чтение и запоминание.

Больной с афазией нормально воспринимает окружающую действительность, но вместе с тем под влиянием болезни у него может развиться депрессия, агрессивность, не желание к продолжению лечения. Для таких пациентов важна помощь психолога, в восстановительный период прогноз полного выздоровления зависит и от внимательности родственников. Близким людям при общении с человеком с нарушенной речью рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Не нужно в присутствии больного говорить с третьими лицами о болезни, прогнозах, возникших нарушениях.
  2. Необходимо стимулировать больного на самостоятельно начатые диалоги. Не нужно за него произносить трудные для него слова.
  3. Пациенту с афазией необходима постоянная помощь при выполнении врачебных предписаний. Ему необходимо доступным способом объяснять предстоящие обследования и процедуры, контролировать время приема лекарств.
  4. Больной нуждается в постоянном общении – только разговоры, объяснения, чтение вслух позволят замедлить появление других речевых нарушений. Телевизор и газеты не в состоянии восстановить нарушенную речевую функцию.
  5. Необходимо проявлять терпения, объясняя по нескольку раз не понятные для родственника термины.

Нарушение речи может быть первым тревожным признаком болезни Альцгеймера. Узнайте главное об этом заболевании.
Повреждения мозга после инсульта может сопровождаться афазией. Подробности здесь.

Прогноз

Прогноз восстановления письменной и устной речи зависит от причины заболевания, возраста больного, степени органического поражения головного мозга. У молодых пациентов чаще всего наблюдается благоприятный исход. Во многом дальнейшая речь больного зависит от грамотного специалиста – логопеда и от родственников, оказывающих постоянную моральную поддержку в восстановительный период.

Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

Восстановление речи при афазии: коррекционные методики

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)

Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).

Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).

Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.

Определение величины лона ногтя большого пальца.

На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.

Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.

Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.

Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.

Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.

Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левше й практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Читайте также:  Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

Методы коррекционной работы при афазии

Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии

Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.

Упражнения

Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.

Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).

На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно веде тся восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии

В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.

Упражнения

На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.

На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.

Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые п исьменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.

Коррекция речи (лечение) при семантической афазии

Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.

Упражнения

Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.

Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.

Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), о ткуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

Восстановление речи при афферентной моторной афазии

Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.

Упражнения

При грубо-выраженной форме сначала ведется работа по растормаживанию речи, по преодолению эмболофразии, выделение первых артикулем в словах. Перед тем как вызывать звук, больной должен «считывать» его с губ, с языка. Эффективнее начинать работу с вызова контрастных звуков: а, к, у. Для лучшего усвоения логопед использует схемы для каждого звука: а – большой кружок, у – узкий кружок, р – волнистая линия и т.д.

После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.

Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.

Кро ме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии

Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.

Упражнения

Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.

Преодоление аграмматизмов достигается путем дописывания окончаний, вставки предлогов, восстановления смысловой структуры слова. При восстановлении экспрессивной речи дается задание закончить фразу: «я поменял постельное …» или рассказать для чего, какой предмет нужен.

Для развития глагольной лексики используется составления какого-либо плана или режима дня: «Я встал, оделся, умылся….» и т.д. Если чтение полностью нарушено, то используются специальные азбуки с картинками: А – арбуз, В – волк и т.д. Восстановление чтение произво дится параллельно со звуко-буквенным анализом слов. На поздних этапах больному советуют разгадывать несложные кроссворды.

Коррекционная работа при динамической афазии

Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.

Упражнения

Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».

Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.

Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.

Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Афазия

Почему при афазии нарушается речь, можно ли ее восстановить и какие методы стимуляции мозга используют для терапии

wikipedia.org

Нарушениями речи после поражения мозга занимается нейролингвистика. Эта наука также изучает то, как язык представлен в мозге у неврологически здоровых людей разного возраста. Разумеется, изучение нарушений речи проходит в сотрудничестве с коллегами других специальностей ― от нейропсихологов до врачей-радиологов, которые помогают проводить томографические исследования с пациентами.

Причины афазии

Самая частая причина афазии — инсульт. Иногда нарушения речи имеют временный характер, и все возвращается в норму в течение нескольких недель, но так происходит далеко не всегда. Среди менее распространенных причин афазии встречаются черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства, нейроинфекции.

Первые исследования афазии

Первые свидетельства об афазии появились давно: еще в древнеегипетских папирусах были описаны примеры людей, которые из-за поражения мозга потеряли способность говорить. Но основополагающие исследования афазии, с которых началась современная наука, велись в Европе в XIX веке.

В 1861 году французский невролог Поль Брока описал случаи двух пациентов, у которых в результате поражения мозга была практически полностью утрачена речь. Один из них в любой ситуации мог произносить только слог «tan», за что даже получил прозвище месье Тан. Посмертная аутопсия показала, что у обоих пациентов была поражена задняя часть нижней лобной извилины. Эту зону назвали в честь ученого зоной Брока, а соответствующий тип афазии, когда человеку сложно порождать речь, — афазией Брока.

Следующая основополагающая работа появилась в 1874 году и принадлежала немецкому врачу Карлу Вернике. Две его пациентки говорили довольно бегло, но при этом их речь была бессмысленна, да и сами они плохо понимали чужую речь. Вернике показал, что у них была поражена задняя часть верхней височной извилины, и удостоился той же чести, что и Брока: в честь него назвали эту зону мозга и соответствующий тип афазии.

С тех пор множество ученых уточняли и расширяли представления о проявлениях и мозговых основах афазии. Из российских ученых нужно выделить нейропсихолога Александра Романовича Лурию. Во время Великой Отечественной войны он руководил крупным госпиталем в Челябинской области, куда попадали солдаты с огнестрельными ранениями головы, часто вызывавшими афазию. Во многом основываясь на этих клинических наблюдениях, Лурия разработал свою классификацию афазии, которая принципиально отличается от западной и до сих пор используется в клинической практике в России.

Симптомы афазии

Один из наиболее распространенных симптомов афазии — это сложности с тем, чтобы вспомнить слово. Наверное, каждому человеку знакомо ощущение, когда знаешь слово, оно вертится на языке, но не можешь его в нужный момент вспомнить. Люди с афазией постоянно испытывают это неприятное чувство.

Но при афазии может встречаться и множество других симптомов в зависимости от типа. При небеглых типах афазии, подобных описанному Полем Брока, у пациентов нарушена беглость речи. Они говорят мало, запинаются, а в самых тяжелых случаях совсем не могут говорить или используют всего одно слово или слог в любых ситуациях общения. Иногда это бывает даже нецензурная лексика, что шокирует их родственников. При небеглых типах афазии сложно соединять слова в связные предложения, использовать слова в правильном порядке и в нужных грамматических формах. Человек хочет сказать: «Моя жена вчера ходила в магазин», а вместо этого получается: «Жена магазин ходить».

При беглых типах афазии, подобных описанным Карлом Вернике, люди говорят бегло, без сильных запинок, но при этом речь может напоминать «словесный салат», используются неподходящие или несуществующие слова. Например, вместо того же предложения «Моя жена вчера ходила в магазин» человек произносит: «Мама вчера ходила за лапамасин». Также людям с беглой афазией сложно понимать чужую речь. Сам по себе слух не нарушен, но родной язык начинает звучать как иностранный, смысл непонятен.

Очень важно, что при любых типах афазии пациенты испытывают сложности именно с тем, чтобы облечь свои мысли в слова и понять смысл чужих слов. Сами по себе мыслительные процессы при этом не нарушены, все знания о мире сохраняются. Даже если человек смотрит на тарелку и называет ее «чашка», «ларетка» или никак не может назвать, он все равно прекрасно понимает, что это предмет посуды, в него можно налить суп и поесть из него ложкой. То есть знания о мире и мышление остаются прежними, а теряется лишь словесная оболочка.

Классификация афазии

В России и на Западе используются принципиально разные классификации афазии. Западная классификация основывается на трех простых критериях: насколько человек способен порождать речь, понимать чужую речь и повторять услышанное. При афазии Брока нарушены порождение речи и повторение, при афазии Вернике — понимание речи и повторение, при проводниковой афазии — только повторение, а порождение и понимание сохранны.

В России используется принципиально другая классификация Лурии. Она основана на синдромном подходе. То есть выделяется единый механизм, который обуславливает наблюдающиеся у пациента нарушения на всех уровнях. Например, при эфферентной моторной афазии человеку сложно составлять из слогов слова, а из слов — предложения. Точно так же на невербальном уровне, в других психических функциях ему сложно повторять серию движений или выполнять действия в определенной последовательности. Выстраивание элементов в последовательности — это единый нейропсихологический механизм, обуславливающий нарушения.

Что происходит с мозгом при афазии

Афазия возникает, когда поражена какая-либо область мозга, вовлеченная в речь. У правшей, как правило, афазия возникает при поражении левого полушария, поскольку у них именно оно играет основную роль в речевых процессах. У левшей речь может больше полагаться и на правое полушарие, и на оба сразу.

Читайте также:  Дислексия - болезнь или дар?

Зоны, поражение которых влечет афазию, многочисленны. Это не только зоны Брока и Вернике, о которых шла речь в XIX веке, — сегодня мы знаем, что это более обширная сеть. В последнее время появилась теория, что принципиально не то, какие зоны коры головного мозга повреждены, а какие повреждены проводящие пути, то есть тракты из белого вещества, которые объединяют зоны коры, позволяют им «общаться» между собой и работать как функционирующая сеть. Например, последние исследования показывают, что даже если зона Брока поражена, но прилегающие проводящие пути сохранны, то у человека не будет афазии.

Диагностика афазии

Чтобы диагностировать, есть ли у пациента афазия, какого она типа и какой тяжести, специалист — логопед или нейропсихолог — проводит тестирование. Недостаточно просто поговорить с пациентом: это не покажет полную картину. Поэтому специалист проводит комплексное обследование и дает задания на все аспекты использования языка. Например, просит назвать слова по картинкам, повторить за собой слоги или слова, составить рассказ по серии картинок, выбрать подходящую картинку для услышанного предложения.

В англоязычных странах разработано несколько диагностических тестов, так что специалисты могут выбирать из готовых материалов. В России стандартизированного теста нет, и логопедам приходится пользоваться личными разработками. Однако сейчас Лаборатория нейролингвистики НИУ ВШЭ завершает разработку Русского афазиологического теста. Это комплексный диагностический тест. Он стандартизирован: мы опрашиваем большие группы здоровых людей без нарушений речи, чтобы проверить, как они выполняют задания, и отобрать удачный материал для теста.

Иностранные афазиологические тесты

Для каждого языка необходимо разрабатывать особые диагностические тесты, потому что при прямом переводе материал иностранных тестов может оказаться неудачным. Например, в одном языке слово является простым по звуковому составу, а в другом языке его аналог окажется сложным для произношения. Пример тому — английское TV («тиви»), которое при переводе на русский превращается в труднопроизносимое «телевизор» и уже не так просто для называния.

Еще больше проблем с грамматикой. Например, в английском языке, чтобы протестировать понимание сложных грамматических конструкций, часто используют пассивные конструкции типа «The girl is kissed by the boy», что дословно переводится как «Девочка поцелована мальчиком». В русском языке пассивный залог практически не используется, поэтому если тестировать его понимание носителями русского языка, то это, скорее всего, вызовет недоумение даже у людей без нарушений речи.

Наконец, культурные особенности. Существует голландский диагностический тест, проверяющий использование речи в бытовых ситуациях. Одно из заданий в нем звучит так: «Вы встретили на улице старого знакомого, а ваша рука в гипсе. Он удивленно смотрит на вас. Объясните ему, что произошло». Носители голландского языка, если у них нет нарушений речи, придумывают подробный рассказ об этом происшествии. Большинство же русскоязычных людей описывают перелом ноги так: «Упал, очнулся ― гипс». Так культурный контекст сделал материал из иностранного теста неподходящим.

Распространенность афазии

Даже по оптимистичным оценкам ежегодно в России происходит практически полмиллиона новых случаев инсульта, примерно в результате каждого третьего из них у пациента возникает афазия. Таким образом, в результате одного лишь инсульта в России ежегодно появляется около 150 тысяч новых случаев афазии.

Интересно, что афазия более распространена, чем, например, болезнь Паркинсона. Между тем болезнь Паркинсона у всех на слуху, а об афазии имеют представление практически одни лишь специалисты. Возможно, это связано с тем, что в результате инсульта, черепно-мозговых травм, хирургических вмешательств наряду с афазией может развиваться множество тяжелых нарушений. Людям бывает тяжело вставать, ходить, двигать руками и ногами, глотать. Очень естественно, что на фоне этих серьезнейших нарушений афазия часто кажется наименьшей проблемой, а потому не получает должного внимания при реабилитации.

Лечение афазии

Чтобы восстановить речь, необходимо заниматься со специалистом — логопедом. Распространено ошибочное представление, что они занимаются исключительно постановкой звука «р» у малышей. Но помимо этого логопеды занимаются многим другим, в том числе восстановлением речи при афазии

Сначала логопед проводит диагностический тест и устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует. Например, развивает подбор слов, понимание грамматически сложных предложений, тренирует диалогическую речь. Даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться в результате занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотек и обращаться к логопеду.

Пациенты различаются по восприимчивости к занятиям. Поэтому в последнее время активно исследуется, можно ли увеличить эффективность занятий, сочетая их со стимуляцией мозга. Например, существует метод транскраниальной микрополяризации: человеку на голову надеваются электроды, через которые подается слабый электрический ток. Ощущается это не так страшно, как звучит, — как несильное жжение или покалывание, не вызывающее большого дискомфорта. Суть в том, что воздействие слабым электрическим током призвано повысить возбудимость нейронов, «настроить» их на тренировку и таким образом увеличить результат от занятий.

Отношение к людям с афазией

Представим, что пациент с выраженной формой афазии выходит на улицу — в магазин за продуктами. В лучшем случае окружающие просто не поймут, почему он странно говорит. В худшем случае к нему отнесутся нетерпеливо, нагрубят, могут принять за пьяного. В результате человек замыкается, пытается избегать контактов, чтобы не происходило неприятных ситуаций. Иногда даже близкое окружение человека с афазией не до конца понимает суть заболевания, ошибочно считает, что человек утратил способность мыслить, а не просто говорить и понимать.

На Западе проводятся обширные кампании, чтобы интегрировать людей с афазией в социум. Выпускаются информационные материалы (как на сайте американской Национальной ассоциации афазии), проводятся регулярные встречи-клубы для пациентов и их родственников, снимаются художественные фильмы с личными историями преодоления афазии. Даже выпускаются наклейки на заднее стекло машины, где написано определение афазии, чтобы водители в пробке могли прочитать и запомнить.

Все эти меры важны, чтобы общество было более дружелюбным и принимающим, чтобы афазия меньше мешала вести обычный образ жизни, общаться, а не замыкаться в себе. Чтобы начать информационную кампанию и в России, в качестве первого шага наша лаборатория выпустила информационную листовку об афазии, а также «визитные карточки» для пациентов.

Также в России начинаются и кампании по борьбе с основной причиной афазии — инсультом. Риск инсульта можно снизить, если следить за артериальным давлением, уровнем сахара в крови, отказаться от курения, избыточного потребления алкоголя, следить за весом и питанием, вести активный образ жизни. Также важно знать, как вовремя распознать инсульт: чем раньше будет оказана медицинская помощь, тем меньше риск необратимых последствий. На русском языке прочитать про факторы риска и распознавание инсульта можно на сайте Фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ» и сайте «Агенты здоровья против инсульта».

Современные исследования афазии

Важно понимать, что именно происходит в мозге при афазии. Со времен Поля Брока и Карла Вернике, которым нужно было дожидаться посмертной аутопсии, чтобы узнать место поражения мозга пациента, технологии шагнули далеко вперед. В XXI веке «заглянуть» в мозг можно безвредно и безболезненно. С помощью магнитно-резонансной томографии исследуют, каким именно поражениям мозга соответствуют конкретные симптомы; как меняется активность мозга при афазии (и при выполнении языковых заданий, и в состоянии покоя); какие анатомические и функциональные характеристики головного мозга предсказывают успешность восстановления речи.

Речевая афазия

В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни.

Определение понятия афазия

Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения.

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» – многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией.

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей.

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи.

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий.

Факторы возникновения речевой афазии

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.

Сосудистый фактор

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз.

Травматический фактор

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности.

Опухолевый фактор

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров.

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.

Читайте также:  Отграничение псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина.

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.

Как восстановить речь после инсульта при ее нарушении или полной потере

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным

  • Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Другие методы восстановления речи после инсульта

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Ссылка на основную публикацию