Структура групповых логопедических занятий в условиях стационара с пациентами с речевыми расстройствами грубой степени выраженности

Принципы логопедической работы при дизартрии

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах заболевания

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической – экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

ТЕМА 5. Организация логопедической работы в детских лечебно-профилактических учреждениях

    Оксана Обрютина 4 лет назад Просмотров:

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Логопедическая работа в организациях общего и специального образования» ТЕМА 5. Организация логопедической работы в детских лечебно-профилактических учреждениях Содержание 1. Специфика работы логопеда в детской поликлинике.. 2 стр. 2. Работа логопеда в детском психоневрологическом диспансере 6 стр. 3. Работа логопеда в доме ребенка 6 стр. 4. Работа логопеда в стационарном отделении 9 стр. 5. Список литературы. 10 стр. г. Москва, 2014

2 1. Специфика работы логопеда в детской поликлинике Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители. После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия. Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой – консультативные. Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность. Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии. При оказании помощи следует учитывать: «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания); 2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера; 3) необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях. Логопедические занятия проводятся подгруппами и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей. Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5-6 человек, продолжительность занятий с ними – 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4-5 человек, продолжительность занятий – 45 мин. Дети с ринолалией – по 2-4 человека, длительность занятий мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3-4 ребенка, и заниматься с ними надо минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4-6 чел. в течение мин. Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить. Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2-3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы. Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома. Важным является контакт логопеда со школой, где учится ребенок. Воспитатели и учителя обязаны наблюдать за речью ребенка, предъявляя к нему одинаковые с логопедом требования, следить за посещаемостью логопедических занятий в поликлинике, ободрять и морально поддерживать детей с речевыми нарушениями. Кроме основного направления деятельности логопед поликлиники осуществляет ряд дополнительных направлений: 1) Профилактическая работа. Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой. Логопед поликлиники включен в состав медико-психологопедагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах. Для координации и преемственности в работе целесообразно 1-2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров. «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 2) Санитарно-просветительная работа. Логопеды детских поликлиник обязаны регулярно проводить беседы по различным вопросам логопедии для медицинского персонала поликлиник, родителей, а также выпускать бюллетени, оформлять доски вопросов и ответов. Примерные темы бесед: «Профилактика речевых нарушений», «Профилактика заикания», «Профилактика недоразвития речи», «Профилактика дислалии», «Этапы развития речи ребенка», «Значение развития мелкой моторики для формирования речи ребенка». Примерные темы санитарных листков: «Речь наших детей», «Наши дети говорят правильно», «Дефекты речи у детей», «Профилактика речевых расстройств». Оформляются стенды: «Логопед – родителям», «Родителям о речи детей», «Советы логопеда». 3) Диспансеризация Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др. Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий. В логопедическом кабинете должны быть следующая документация: а) перспективный план работы на год; б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы; «Дефектология. Логопедия» Страница 5

Читайте также:  Дизартрия - средства и методы коррекции

6 в) индивидуальная логопедическая карта; г) карты диспансерного учета больных; д) копии информации о работе логопедического кабинета. 2. Работа логопеда в детском психоневрологическом диспансере Основной контингент обслуживаемых больных составляют дети с нарушениями речи при задержках психического развития и олигофрении различной степени тяжести, которых к логопеду направляют психиатры. Занятия с детьми проводятся как регулярно, так и консультативно. Логопед систематически занимается с детьми, состоящими на учете у психиатров, при наличии любой речевой патологии, при условии, что дети не получают соответствующей помощи в других учреждениях. Профилактическая работа логопеда психоневрологических диспансеров проводится по мере необходимости в контакте с детскими психиатрами, невропатологами. Логопед детского психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни ребенка, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы). 3. Работа логопеда в доме ребенка Возраст воспитанников дома ребёнка варьируется от двух месяцев до четырёх лет. Логопедические занятия с детьми первого и второго годов жизни ещё недостаточно методически разработанная область. Или, если точнее, редко практикуемая. Немаловажным является и тот факт, что на данный момент нет утверждённой Министерством образования логопедической программы для домов ребёнка. Всё это порождает трудности «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 в разработке занятий, поиска методической литературы и курсов повышения квалификации. Усложняет работу и большой возрастной «разрыв», так как занятие с ребёнком, например, четырёх месяцев абсолютно не равнозначно занятию с ребёнком трёх с половиной лет. Специалист должен хорошо знать особенности формирования детской речи и сензитивные периоды развития психомоторных функций каждого года жизни, чтобы грамотно строить свою работу в любой возрастной группе. Характерной особенностью дома ребёнка как учреждения закрытого типа являются материнская депривация, узкий круг коммуникативных взаимодействий и деформированный ход социализации. Становление речи в таких условиях целиком зависит от педагогов и логопеда, который должен помочь организовать работу по её развитию в группе наиболее оптимально. Кроме того, работающий с детьми, лишёнными родителей, специалист обязательно должен обладать глубокой эмпатией, терпением, пониманием и эмоциональной стабильностью. Несмотря на трудности, логопедическая работа в доме ребёнка имеет и ряд преимуществ. Во-первых, ранний возраст воспитанников позволяет проводить не только достаточно успешную коррекцию отклонений, но и относительную компенсацию даже самых тяжёлых поражений благодаря высокой пластичности детской психики и её широким компенсаторным возможностям (особенно в первые три года жизни). Во-вторых, отсутствие разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленных коррекционно-развивающих мероприятий. Многим логопедам хорошо известно, что даже в благополучных семьях родители начинают искать специалиста для исправления дефектов в речи ребёнка практически перед самым его поступлением в школу. В доме ребёнка же возможно не только максимально раннее выявление нарушений в речевом развитии, но и коррегирование их почти с рождения (с момента «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 поступления). В-третьих, специфика самого учреждения позволяет логопеду проводить занятия более дифференцированно, индивидуализировано и более комплексно (с привлечением штатных врачей педиатров, невролога, педагога-психолога, педагога сенсорного развития и др.). Воспитанники дома ребёнка имеют особые образовательные потребности не только по причине наличия у них нарушений психомоторного и речевого развития. Отсутствие родителей ещё больше наносит урон их психическому и соматическому состоянию, что выражается и в низкой речевой активности, и в сниженной потребности познавать мир в диалоге со взрослым (старшим партнёром). Поэтому основные задачи логопеда помочь сначала «зазвучать» (гулением, лепетом, словом), а уже потом откорректировать это «звучание», научить слушать и слышать, заложить основы культуры коммуникации. И за результаты своего труда он несёт гораздо большую ответственность, чем специалисты других учреждений, потому что родителей, которые в первые годы жизни малыша помогают «открывать» мир и учат с ним общаться, у воспитанника дома ребёнка нет. И эта ответственность, пожалуй, более всего характеризует специфику работы логопеда дома ребёнка. Должность логопеда в Доме ребенка устанавливается из расчета 1 ставка на 12 детей в возрасте от полутора лет с нарушениями речи (немота при сохранном слухе, нарушения речи в связи с органическими поражениями ЦНС и патологией челюстно-лицевой области, дизартрия, алалия, заикание, общее надоразвитие речи). Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изолированное помещение площадью 20 кв. м, расположенное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям. Дидактический материал располагается по следующим разделам: «Дефектология. Логопедия» Страница 8

9 1) звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи); 2) развитие общей и мелкой моторики; 3) развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя); 4) сенсорное воспитание (пособия на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве). Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика. 4. Работа логопеда в стационарном отделении Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника – стационар – санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца. Работа логопеда детского специализированного санатория строится следующим образом. Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Всю работу логопед проводит в тесном контакте с закрепленным за группой врачом, узкими врачами-специалистами, психологом, воспитателями группы. Ведется следующая документация: записи в истории болезни, речевая карта, ежедневные планы работы, тетрадь связи с воспитателем. «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 По мере необходимости осуществляется семейная психотерапия. Систематически логопед проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников санатория и родителей (беседы, родительские собрания). Список литературы 1. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на- Дону: «Феникс», с. 2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Шаховской. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, с. «Дефектология. Логопедия» Страница 10

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10

  • Причины дизартрии
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии
    • Бульбарная дизартрия
    • Псевдобульбарная дизартрия
    • Подкорковая дизартрия
    • Мозжечковая дизартрия
    • Корковая дизартрия
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция дизартрии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

  • токсикозы беременности,
  • гипоксия плода,
  • резус-конфликт,
  • хронические соматические заболевания матери,
  • патологическое течение родов,
  • родовые травмы,
  • асфиксия при рождении,
  • ядерная желтуха новорожденных,
  • недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Читайте также:  Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Наглядные дидактические игры при коррекции звукопроизношения

Применение наглядных дидактических игр при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с дислалией

За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития.

Самым распространённым дефектом произношения в дошкольном возрасте считают дислалию.

Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Система коррекционной работы по воспитанию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода и игровой форме обучения – как ведущей на ступени детства.

Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Нами была предпринята попытка создания серии авторских дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников и апробация их.

Игры состоят из следующих компонентов.

1. Игровое поле. На нём есть, во-первых, рисунок, изображение по теме, то, что даёт возможность логопеду и родителю построить беседу, задать вопрос. Во-вторых, есть места для карточек с изображениями по теме.

2. Карточки с изображениями по разнообразным темам.

3. Вспомогательный материал. Например, карточки символы-помощники.

Кратко опишем некоторые авторские наглядные дидактические игры:

Панно «Весёлая полянка»

Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи.

Цель: формирование правильного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов; обогащение словарного запаса; словообразование; развитие связной речи; обобщение предметов; освоение лексико-грамматических компонентов языка; пространственной ориентации; развитие памяти, внимания, воображения.

Цель: постановка и автоматизация звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения.
«Речевое панно»

Цель: обобщение по лексическим темам, расширять словарный запас по темам; автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащение словаря; коррекция звукопроизношения; упражнение в правильном произношении отрабатываемых звуков и в четком произношении фраз; развивать пространственную ориентировку, уточнять и закреплять значение пространственных предлогов практическим путем; отрабатывать предложно-падежные конструкции; формировать навык связного высказывания с элементами творчества.

Основываясь на проведенных исследованиях, разработав и изготовив наглядные дидактические игры, а так же используя игры Селиверстова В.И., мы разработали систему использования игр на разных этапах коррекционной работы. Система представляет собой целое, из множества элементов – игр, составляющие единство, в то же время они не зависимы друг от друга и могут использоваться самостоятельно в достижении поставленных задач в рамках определенного временного интервала (Таблица 1).

Система использования дидактических игр в коррекционной работе

Формирование первичных произносительных умений

Формирование коммуникативных. умений и навыков

-Свет мой зеркальце, скажи…-Посмотри и угадай.-Произнеси и расскажи.- «Речевое панно»- «Артикуляционная гимнастика весёлого язычка»-Звуковичок-Узнай звук-Свет мой зеркальце, скажи…- «Веселы кубики»- «Речевое панно»

-Звуковичок-Узнай звук- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»- «Веселы кубики»

– Лошадка (р)- Самолеты (л)- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»- «Веселы кубики»

-Помоги Тому-Помоги собрать слово-Отгадай желание- Панно «Весёлая полянка»- «Звуковые шашки»

Дидактические игры при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.

При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.
  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.
  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.
  • Игра должна опираться на программный материал.
  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.

Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей), «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т.п.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр – стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Дидактические игры по коррекции звукопроизношения см. в Приложении.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А.Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

3) Прием связи звука и буквы.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
  • произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим).

2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи.

4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей.

5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.

Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

Светлана Костромова
Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношений

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Читайте также:  Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Используя игры,необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

– тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

– проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.

Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

– для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

– для развития фонематического восприятия;

– для развития мелкой моторики;

– по обучению грамоте;

– по совершенствованию грамматического строя речи;

– по обогащению словаря;

– для развития связной речи.

За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.

Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-

ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-

Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

Ход ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т. д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).

2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».

Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.

Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.

Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)

И совсем забот не знали,

Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)

И друг друга догоняли (догоняют друг друга).

Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины,

В паутину все попались.

В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками

Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.

Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.

Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.

Усложнение:Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.

Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.

В кармашки вставляются символы гласных звуков.

Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.

Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную связную речь.

Развивать мышление (доказывать свой выбор).

Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду – на 4 квадрате, в 3 ряду – на 2 квадрате, и в 4 ряду – на 4 квадрате, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №11. Сказки.1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка;2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро;3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей;4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т. д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла»,отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.

Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников ” Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников” Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Использование игр в формировании звукопроизношений Использование игр в коррекционной работе, основывается на следующих принципах: Игра должна опираться на программный материал. Игра должна.

Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Консультация для родителей «Причины нарушений звукопроизношений» Причины нарушений звукопроизношений Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область,.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.

На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?

Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.

Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.

Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:

для диагностики речевого развития;

для развития мелкой моторики;

для развития артикуляционного аппарата;

для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);

для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;

по совершенствованию грамматического строя речи;

по обогащению словарного запаса;

для развития связной речи;

по обучению грамоте.

А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.

Н а этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «П омоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни – Пуху, как отпраздновали твой день рождения».

При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.

При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом» , «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот» , «Кто чем занимается?» , «Подскажи словечко». Можно проводить иг ры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок» , «Кто где живет?» , «Часть и целое» .

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки – символы артикуляционных упражнений .

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик» , «Пуговицы» , «Запомни и скажи» , «Паровозик».

Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик» , «Прилетели комарики», « Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.

Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».

Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.

Список литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.
Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Ссылка на основную публикацию