Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы

Независимый сайт о заикании

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

В кулачок ладонь сожми,
Кулачками постучи.
Сейчас, девочки и мальчики,
Отдыхать будут ваши пальчики.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Ай люли, ай люли!
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота.

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встрях-нуть расслабленными руками.

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити !
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз — и треснул бок.

Логопедам, работающим с детьми, страдающими неврозоподобной формой речевой патологии необходимо помнить, что полной регуляции мышечного тонуса у такой группы заикающихся не достигается. Важно следить, чтобы такие упражнения не усиливали количества судорожных запинок. В тех случаях, когда логопед констатирует, что в процессе занятий, связанных с расслаблением мышц, у ребенка возникает чувство раздражения и он начи-нает хуже говорить, следует отказаться от таких упражнений.

Подробные комплексы расслабляющих упражнений даны в методиках И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской (1995); Л. И. Беляко-вой, Е. А. Дьяковой (1998). Этюды на расслабление мышц под музыкальное сопровождение предложены М. И. Чистяковой (1995).

После выполнения упражнений логопед вводит «формулу внушения расслабления» на начальном этапе: Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные отдыхают.. Ноги усталые, расслабленные отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея теплые, расслабленные. Во время расслабления возможно погладить каждого ребенка по спине. Каждое предложение формулы повторяется 2 раза. Важное значение имеет интонация и голос логопеда: мягкий и спокойный. Такое упражнение — первая ступень аутогенной тренировки, поэтому на фоне расслабления вводится «формула правильной речи». «Мы говорим неторопливо и спокойно». Такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме (И. Г. Выгодская и др., 1993). Произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблю-дением всех речевых правил.

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего про­цесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих прояв­лениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отноше­ний личности и поэтому с трудом поддается устранению, час­то склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воз­действия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая

методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой» логопедический материал, индивидуальные логопедические за­нятия, в свою очередь, проходят с использованием психотера­певтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подрост­ков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это суще­ственным образом влияет на место, роль и специфику лого­педической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее чремя все чаще эта работа обозначается как логотерапия, ло-гопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (лого­педическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при под­боре речевого материала, так и в построении системы функ­циональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуали­зация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохра­нения: в логопедических кабинетах и стационарах психонев­рологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андро­нова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубен-ская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шклов­ский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях Медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпи­девского, содержит 6 основных этапов логопедической рабо­ты: 1) подготовительный (2—3 дня); 2) установочный (всту­пительная конференция, специальный инструктаж в плане Психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 Дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 неде­ли); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 не-Дель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, спе­циальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися начинаются

установочного этапа, когда они на положительных приме-

pax лечившихся до них получают стимул к собственному ц3. лечению. На этапе максимального ограничения речи заика­ющиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полу­отраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фра­зами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же пе­риод с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастике.

На этапе активной перестройки речи вводится речевой ре­жим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, неболь­шие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во вре­мя речевой практики заикающиеся закрепляют полученные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях (тре­нировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с уча­стием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгры­вают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится (в порядке е усложне­ния) на три периода (А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова):

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотво­рение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлага­ются небольшие доклады; работа с художественным матери­алом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащих­ся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Бвге-новой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется на­чинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляцяон-ных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, чет­вертом слоге); фразами (начинающимися со слов с началь­ным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тре-

мЯ дыхательными паузами). В последовательном усложне­нии речевых упражнений следует работа над песнями; сти­хотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чте­нием; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует прак­тика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разгово­ры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологи­ческих особенностей заикающихся в последние годы значи­тельно обоснована необходимость психотерапевтического воз­действия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростка­ми и взрослыми находят место суггестивные формы психоте­рапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять эта­пов: подготовительный (диагностический); перестройки па­тологических речевых навыков и нарушений отношений лич­ности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефек-тологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) про­водятся логопедические занятия по нормализации дыхатель­ной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональ­ная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые Результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, са­мовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся °бучаются различными приемами, помогающим им справить­ся с возникающими речевыми затруднениями: упражняются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных Фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной Нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и

отраженном произношении. Логопедическая работа проводит­ся наряду с активной суггестивной психотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3—4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки пато­логических речевых навыков и нарушенных отношений лич­ности имеет различные формы. С помощью рациональной психотерапии больному разъясняют причины заикания, не­обходимость активного отношения к занятиям для успешно­го лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3^4-й день после начала ак­тивной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в неде­лю, а затем один раз в 7—10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхатель­ного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хоро­шей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрству­ющем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным вну­шением; императивное внушение с включением демонстра­тивных моментов. Сеанс заранее назначается на определен­ный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся пред­ставить себя хорошо говорящими, вызывают у себя представ­ление о том, как они говорят без заикания дома, в учебном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнуше­ния рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспансе­ризации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заикания. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушения­ми и резко выраженной вегетативной дистонией автор сове­тует проводить санаторно-курортное лечение с использовани­ем климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

Все современные системы логопедических занятий с заи­кающимися подростками и взрослыми объединяются нали­чием в них (помимо последовательно усложняемых речевых

упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место от­водится отдельным видам психотерапии в логопсихотерапев-тической работе.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтичес-кцх занятий с заикающимися строятся на основе общеприня­тых в детской логопедии, но с учетом возрастных особеннос­тей пациентов. В 70—90-е годы XX в. устранение заикания у подростков, юношей и взрослых предполагает обязательно дифференцированный подход и в изучении, и в самом устра­нении заикания. Общепринятый комплексный лечебно-педа­гогический подход в работе с заикающимися разного возрас­та уточняется, дифференцируется в зависимости от состояния заикающегося и необходимости преимущественной работы над теми или иными сторонами речи и личности пациента.

В лаборатории функциональных и других видов патоло­гии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сер­бского лечение заикания у взрослых осуществляется с уче­том нозологической разнородности больных (заикающиеся с невротическими расстройствами; с психопатиями; с явления­ми раннего органического поражения центральной нервной системы; с вялопрогредиентной шизофренией).

Лечение включает комплекс медико-педагогических ме­роприятий: медикаментозные, психотерапевтические, лого­педические, логоритмические (Н. М. Асатиани, В. Г. Каза­ков, Л. И. Белякова, А. И. Лубенская, Е. В. Оганесян и др.).

При поступлении больных на лечение осуществляется ме­дицинское обслуживание, затем в течение первых 10 дней пребывания заикающихся в клинике устанавливается диаг­ноз на основании клинических исследований, логопедических наблюдений и параклинических обследований.

Логопедическое обследование наряду с медицинским осу­ществляется в первые 10 дней пребывания больных в клини­ке: устанавливают глубину и тяжесть речевого дефекта, осо­бенности нервно-психического состояния, намечают план индивидуальной работы с заикающимися в рамках комплек­сного подхода. Выделяются следующие этапы стационарного лечения: подготовительный (5—7 дней), активной терапии (20 Дней), активной тренировки (10 дней), завершающий, в ходе которого происходит предельное усложнение речевых ситуа­ций (3—5 дней).

Во время подготовительного этапа рекомендуется ограни­чение речевого общения, формируются коллективы больных

для проведения занятий (по клиническим признакам, по ца раметрам возраста, интеллектуального уровня и пола). qp новная форма работы — коллективная, но, учитывая характеп вторичных невротических наслоений, параллельно проводИт. ся индивидуальная психотерапевтическая работа.

Со 2-й недели, с началом этапа активной терапии, больные включаются в коллективные занятия аутогенной трениров­кой, а также в систематические индивидуальные занятия с логопедом. К этому времени определяются основные медика­ментозные назначения, направленность индивидуальной пси-хотерапии, проводимой лечащим врачом.

На этапе активных тренировок больные выходят за преде­лы стационара для функциональных речевых тренировок под руководством психотерапевтов и логопедов (разговор на ули­це, в магазине с продавцом, у кассы, по телефону и т. п.).

Завершающий этап содержит предельно сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные речевые выс­тупления перед многолюдной аудиторией. Выступления име­ют форму концертной программы с включением музыкаль­ных номеров (мелодекламация, сольное и хоровое пение).

Перед выпиской из стационара каждому даются рекомен­дации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках под­держивающих логопедических занятий, аутогенной трениров­ки, повторения некоторых элементов логопедической ритмики.

Весь курс лечения в стационаре пронизан прямым и кос­венным психотерапевтическим воздействием на больных в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтических бесед. Курс аутогенной тренировки включает обследование заикающихся; усвоение ими основных приемов саморегуля­ции; отработку навыков локальной релаксации мышц, в кото­рых возникает патологическое напряжение; овладение сокра­щенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и использование навыков ло­кальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Читайте также:  Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логотре-нировочная работа, проводимая логопедом, строится в зависи­мости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Например, ак­цент на логопедических занятиях более всего уместен в отно­шении больных с неврозоподобным заиканием на фоне рези-дуаль но-органической церебральной недостаточности. Для больных с невротическим заиканием более эффективны пси­хотерапевтические приемы.

Практический материал занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие мото-оики артикуляционного аппарата и тренировку моторной фун-сдяи вообще, на тренировку всех видов звучной речи (сопря­женная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уделяется речевым функциональным тренировкам, которые дают воз­можность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям. По мнению авторов, эффек­тивность устранения заикания у взрослых обусловлена при­менением всего арсенала комплексного ме дико-педагогичес­кого подхода, психотерапии, фармакотерапии, функциональных речевых тренировок, индивидуальных, групповых и коллек­тивных занятий, логопедической ритмики и лечебной физ­культуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Некоторые авторы считают целесообразным сообщать за­икающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плановой речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут вы­полняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гутцманом и Г. Гутц-маном в 1924 г. Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, поскольку используются в практике

Правила для упражнения в плановой речи:

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слова за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора ста­райся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положе­ние для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходи­мости говори ниже обыкновенного тона и несколько растяги­вай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тих и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении й связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми

портная светлана
Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми

Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога – психолога.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги.К таким видам относятся:

• сопряженная речь (речь вместе с логопедом);

• отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);

• ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);

Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности.Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

• упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;

• упражнения для воспитания правильного выдоха;

• дыхательные упражнения с движениями.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи.Сюда входит:

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения, а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

Для преодоления заиканиялогопедическая ритмика дает следующее:

• развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;

• нормализует темп и ритм речевых движений;

• развивает просодику речи;

• способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;

• развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;

• способствует снятию речевой судорожности;

• развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заиканияприобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы, чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом.К этим условиям относят:

• правильный режим дня;

• полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);

• спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);

• достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);

• не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;

• полноценный летний отдых без перегревания на солнце;

• занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);

• исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;

• обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;

• спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

В настоящее время для лечения заикания широко применяются новые компьютерные программы – “Breathmaker” и “Zaikanie.net”, с помощью которых удалось создать искусственную связь между слуховым центром и центром произношения речи. Суть этих программ заключается в том, что, когда ребенок говорит в микрофон, через наушники, к нему возвращается его же речь, но уже откорректированная компьютером. Она звучит гладко и без запинок. Компьютер задерживает слова на доли секунды и тем самым тормозит перевозбужденный центр воспроизведения речи. Поэтому ребенок не произнесет следующего слова, пока не услышит предыдущее. Переработанная речь, которая подается в наушники, еще и усилена. Мозг вынужден выбирать более мощный (правильный) сигнал. Таким образом, речь детей стабилизируется. К концу обучения у заикающегося исчезает готовность мышц речевого аппарата к спазму, вызывающему заикание. Ребенок не только перестает заикаться, но и приобретает способность красиво и выразительно говорить.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Отчет о проведенных мероприятиях по обмену опытом коррекционной работы 24 марта 2016 года на базе МКДОУ № 9 к/в г. Ефремова Тульской обл. прошли мероприятия: семинар по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

К числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, относятся формирование связной речи. Это необходимо для преодоления системного речевого недоразвития, а так же для подготовки детей к школьному обучению.

Читайте также:  Причины возникновения общего недоразвития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_na_sayt_osobennosti_svyaznoy_rechi.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности связной речи речи у детей

с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (далее ОНР), как самостоятельный вид речевого нарушения, был впервые выделен и объяснен с научной позиции в середине ХХ века Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников: Г.И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. в рамках разработки педагогической классификации аномалий речевого развития.

В настоящее время ОНР изучено достаточно хорошо и с различных научных позиций, что обусловило возникновение множества его определений.

По мнению Г.Р. Шашкиной, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи .

Л.Н. Ефименкова дает следующее определение: общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования .

ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой и смысловой стороны.

В настоящее время выделяют множество причин, вызывающих появление данного речевого нарушения:

1. Наличие сложных, системных нарушений речи – алалии или афазии;

2. Наличие фонационных расстройств (ринолалии или дизартрии);

3. Инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности;

4. Несовместимости крови матери и плода по резус-фактору;

5. Патология натального периода (родовые травмы и патология в родах);

6. Заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы.

Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Речевой опыт детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией.

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Еще в 70-80-е годы ХХ века выделялось три вида ОНР, однако, последние исследования Т.Б. Филичевой позволили ей выделить четвертый уровень ОНР .

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

ОНР (I уровень речевого развития) характеризуется полным отсутствием словесных средств общения или ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов,отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами, мимикой.

ОНР (II уровень речевого развития) – более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

ОНР (III уровень речевого развития) – появляется развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов «к», «в», «из-под», «из-за», «между», «через», «над» и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Согласно исследованиям М.Ф. Фомичевой, Л.Н. Ефименковой, у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета.

В.П. Глухов указывает на характерные особенности, присущие высказываниям детей с данным уровнем речевого развития: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи .

ОНР (IV уровень речевого развития) – этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Как следует из описанных уровней речевого развития, характерен свой специфический комплекс проявлений, однако, существует совокупность признаков нарушения речи, свойственная всем уровням ОНР: дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах является одной из главных задач коррекционного воздействия.

Занятия по развитию связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с системными нарушениями речи – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия.

План работы с детьми с ОНР по формированию связной речи включает в себя следующие этапы:

– формирование полноценных фонематических процессов;

– формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

– коррекция дефектов произношения;

– накопление словарного запаса;

– обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;

– обучение разным видам пересказа;

– обучение самостоятельному рассказыванию.

Педагогам важно конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача логопеда – научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его интересно, живо и с логической последовательностью.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не может сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому нарушает логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, то есть, чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

В своих исследованиях Р.Е. Левина отмечает, что на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В дошкольном образовательном учреждении происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ является легкой речевой деятельностью. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда.

Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, – это не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов или пересказ по аналогии.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают большие затруднения в определении замысла рассказа, последовательности событий, выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Как отмечает Т.Б. Филичева, в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но, если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Ткаченко Т.А. так же отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Таким образом, у дошкольников с ОНР можно выделить следующие особенности развития их связной речи:

  1. В беседе наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
  2. Использование простых малоинформативных предложений;
  3. Трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект.

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к.

Обобщение опыта работы по теме: “Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи”Презентация “Составление описательных рассказов по теме.

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож.

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару.

Исследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Развитие речи в дошкольном возрасте является центральной задачей речевого воспитания, что подчёркнуто в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. Речь занимает центральное место в процессе психического развития детей, поскольку развитие речи связано с развитием мышления. Показателем высокого уровня речевого развития является овладение детьми дошкольного возраста различными типами связного высказывания, осознанное понимание структурных особенностей текста [4].

Cвязная речь – это последовательное систематическое развёрнутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [4].

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Развитие связной речи, в частности двух её видов – монолога и диалога, является центральной задачей речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для ребенка хорошо развитая связная речь – это залог успешного дальнейшего обучения грамоте. Известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, уровень сформированности самостоятельной связной монологической речи у дошкольников с ОНР долгое время остается несовершенной.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Предложение не строится каждый раз заново, а просто перечисляются субъекты и объекты действия [1].

Дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказ; составление рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составление рассказа-описания; завершение рассказа по заданному началу [1]. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Поэтому развитие связной монологической речи старших дошкольников с ОНР имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

На основе теоретического изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы провели экспериментальную работу на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад «Березка», поселок Мари-Турек».

Цель экспериментальной работы: выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР.

В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, поступивших в детский сад по направлению медико-педагогической комиссии с диагнозом ОНР III уровня. Дети старшей группы «Группа 1» составили экспериментальную группу, дети старшей группы «Группа 2» – контрольную группу.

Для обследования связной речи и определения уровня её развития у старших дошкольников с ОНР III уровня мы использовали методику В.П. Глухова. Данная методика состоит из серии заданий: составление пересказа знакомого литературного текста, составление рассказа по серии сюжетных картин, описание предмета, рассказ из личного опыта ребенка. Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Исследование проводилось индивидуально, ответы детей фиксировались в протоколе. Все задания предлагались последовательно, в утренние часы в разные дни.

Полученные результаты исследования представим в диаграмме.

Рисунок 1 – Результаты диагностики связной речи у детей ЭГ и КГ по методике В.П.Глухова

Из диаграммы видим, что диагностика показала идентичные результаты у детей ЭГ и КГ: высокий уровень развития связной речи не выявлен ни у одного испытуемого, у 20% детей ЭГ и 20% детей КГ выявлен удовлетворительный уровень развития, у 60% испытуемых ЭГ и 60% испытуемых КГ выявлен недостаточный уровень развития, у 20% детей ЭГ и 20% детей КГ выявлен низкий уровень развития связной речи.

При пересказе текста у детей с ОНР наблюдалось сокращение смысловых звеньев. Детям, затрудняющимся в воспроизведении рассказа, была оказана помощь в виде наводящих вопросов и повторного чтения сказки. Чаще всего затруднения возникали в начале рассказа и при пересказе последовательности событий. Практически у всех исследуемых детей рассказы прерывались паузами, обусловленными поиском подходящих слов. В пересказах детей можно было наблюдать нарушения связности изложения: нарушение связи между предложениями, пропуски слов, неоднократное повторение фраз, «потеря» действующих лиц. Например, у испытуемого ЭГ №4 зафиксировано выражение «Дед её позвал и пришла», у воспитанника №2 КГ записано выражение «Дед и бабка, и внучка, и мышка». Испытуемый №5 КГ потерял в пересказе середину сказки.

Задание на составление описательного рассказа также вызвало наибольшие сложности у детей. Воспитанники избегали распространенных предложений, чаще всего ограничивались перечислениями; не соблюдали структуру рассказа, в процессе теряли многие детали; в рассказе допускали повторы и возвраты.

При выполнении задания на составление рассказа по серии сюжетных картинок все испытуемые испытывали затруднения при переходе от одной картинки к другой.

В целом речь детей очень аграмматична, интонация прерывистая, отсутствует плавность. Были отмечены случаи отказа от выполнения задания.

На основании полученных данных диагностики мы поставили цель: разработать и провести с детьми экспериментальной группы занятия, направленные на коррекцию и развитие связной речи и её основных показателей. Детей необходимо целенаправленно учить составлению связных рассказов различного характера: рассказа-описания, рассказа-повествования, рассказа-рассуждения, рассказа из своего опыта; работая при этом над развитием словаря, развитием грамматического строя речи.

В коррекционном детском саду формирование связной речи детей с ОНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и другие, так и на специальных коррекционных занятиях. Коррекционные занятия проводятся в групповой форме. Режим проведения занятий – 2 раза в неделю по 30 минут.

Для проведения коррекционной работы мы подобрали систему методов: работа со сказкой, проведение дидактических игр, использование мнемотехники.

При выборе сказок мы учитывали доступность содержания, выразительность языковых средств, наличие оборотов речи, соответствие темы рассказов возрасту детей [3]. В качестве материала для пересказывания, инсценировки были использованы сказки «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Для обучения рассказыванию мы использовали мнемотаблицы – наглядную основу в символьной форме, с опорой на которую дети могут рассказывать и пересказывать, не теряя логической последовательности.

Дидактические игры также являются эффективным средством развития связной речи. В ходе работы мы использовали различные игры: «Картинки по порядку», «Скажи иначе», «Кто лучше запомнил», «Сложи сюжет сказки», «Закончи рассказ» и другие [2].

На заключительном этапе экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня развития связной речи по то же методике. Рассмотрим результаты в диаграмме.

Рисунок 2 – Результаты повторной диагностики связной речи у детей ЭГ и КГ по методике В.П.Глухова

Из диаграммы видим, что уровень развития связной речи детей ЭГ увеличился: на 60% увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем, а количество детей с недостаточным уровнем снизилось на 40%, количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%.

Из диаграммы видим, что уровень развития связной речи детей КГ не изменился.

На основании полученных данных можно сделать о том, что целенаправленная коррекционная работа способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Положительная динамика развития связной речи убедительно доказала эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Библиографический список

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П.Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.
  2. Завадская Т.А. Игры для развития связной речи дошкольников с ОНР / Т.А.Завадская. – М.: Олма-пресс, 2011. – 286 с.
  3. Сазонова Н.Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР / Н.Н.Сазонова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 130-131.
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 32 с. (Стандарты второго поколения).

Общее недоразвитие речи: причины и последствия

Сегодня количество малышей с различными нарушениями речи быстро увеличивается. А одну из самых многочисленных групп составляют дети с общим недоразвитием речи. Что такое ОНР? И что делать родителям, если их ребёнку логопед ставит такое заключение?

С огласно исследованиям, 60% дошкольников допускают ошибки в овладении нормами родного языка, а доля детей с общим недоразвитием речи (ОНР) составляет примерно 40%. Согласитесь, цифра внушительная.

Что такое ОНР

Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, когда у ребёнка не сформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. При этом у него сохранны слух и интеллект.

ОНР может проявляться как в виде полного отсутствия речи, когда малыш издаёт только какие-то звуки, так и в виде связной речи, но с остаточными нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевых дефектов, например:

  • при синдроме дизартрии – патология речи связана с нарушением иннервации (подвижностью) работы речевого аппарата;
  • ринолалии – «волчья пасть», «заячья губа», аденоиды и т.д.;
  • алалии – грубые нарушения речи или её отсутствие в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
  • афазии – распад уже сформировавшейся речи из-за локального органического поражения речевых зон головного мозга (например, после травмы головы).

Причины ОНР

Причин такой патологии много. Одна из самых распространённых – это внутриутробная гипоксия. Так же это могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, тяжёлая беременность, интоксикация, асфиксия (кислородное голодание) и другое.

Неблагоприятная среда тоже влияет на развитие речи ребёнка. Часто такие случаи наблюдаются в неблагополучных семьях, когда родители, к примеру, злоупотребляют алкоголем и не обращают внимания на детей, порой, даже не выпускают их на улицу. У ребят можно обнаружить «синдром Маугли». У детей не сформированы навыки общения, потому что с ними попросту никто не разговаривает и не занимается.

Что должно насторожить родителей

  • поздно появляется речь (в 3-4 года, порой в 5 лет);
  • малыш говорит, словно у него «каша во рту»;
  • допускает много ошибок в речи: пропускает предлоги, трудно выявляет причинно-следственные связи, переставляет слоги в словах, не может согласовать части речи и т.д.;
  • малышу сложно запомнить и пересказать текст;
  • страдает память и внимание;
  • словарный запас сильно ограничен, ребёнку сложно выразить свою мысль;
  • плохо развита общая и мелкая моторика.

В этом случае родители не должны слушать окружающих, которые уверяют, что ребёнок «скоро заговорит», а идти на обследование к специалисту.

Выделяют 4 уровня речевого развития с учётом степени ОНР:

1 уровень – «безречевой». Словарь ребёнка очень беден, малыш использует лепетные слова, звокоподражание, жесты для общения. В этом случае основная задача логопеда – развить у малыша понимание обращённой к нему речи и добиться от него речевой мотивации.

2 уровень – ребёнок пользуется простыми фразами из 2-3 слов, при этом наблюдаются грубые ошибки в речи, словарный запас отстаёт от возрастной нормы. Малыш не может объединять предметы по общему признаку (ложка, вилка, тарелка – посуда; яблоко, груша, слива – фрукты). Нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива.

3 уровень – появляется развёрнутая фраза. Несмотря на то, что на этом уровне речь ребёнка становится более живой, он всё равно использует простые предложения. Звукопроизношение нарушено. Словарный запас увеличивается, однако малышу ещё трудно даются распространённые фразы и сложные обороты. Он неправильно использует предлоги, может их опускать, есть ошибки в согласовании частей речи («Увидела собака и дому пошла» вместо «Увидела собаку и пошла к дому»).

4 уровень – в целом грамматический строй у ребёнка приближается к норме, но ему трудно произносить слова со сложным слоговым составом («блалажан» вместо «баклажан»), он допускает ошибки при словоизменении («пять цыплёнков» вместо «пять цыплят»). Во время пересказа ребёнку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений, он часто путает местами слова. Заметны остаточные пробелы в развитии речи.

Коррекция общего недоразвития речи

Дети с ОНР поступают в коррекционную группу дошкольного учреждения с 5 лет, где логопед совместно с воспитателями ведёт работу над преодолением нарушения. Старшая и подготовительная группы работают по специальной программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Не стоит думать, что коррекционная группа – это приговор. Наоборот, при такой форме обучения у педагогов есть возможность уделить пристальное внимание проблеме ребёнка с ОНР. А малышу будет проще справляться с нарушением, потому что педагоги коррекционной группы имеют соответствующее образование и опыт работы.

Если у ребёнка ОНР 1-2 уровня, то после сада он поступает в школу для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Дети с ОНР 3 уровня идут в классы коррекционного типа в массовой школе; с ОНР 4 уровня – учатся в обычных классах.

Чтобы преодолеть общее недоразвитие речи, нужно время. Родители должны понимать, что это вопрос не одного месяца и им нужно прикладывать максимум усилий: заниматься развитием речи ребёнка, побуждать его к речевой инициативе. Это, конечно же, большая работа с логопедом, психологом, а также неврологом.

Чего НЕ должны делать родители ребёнка с патологиями речи

• Андрей Макаревич, Михаил Боярский имели заячью губу в детстве. Теперь вы знаете, что за усами Боярского скрывается шрам от операции.

• Иван Охлобыстин знаменит не только актёрскими ролями, но и своим грассирующим «р».

• Николь Кидман, Брюс Уилис, Сэмюэл Л. Джексон, Роуэн Аткинсон, Риналь Мухаметов победили заикание. А Константину Меладзе заикание не мешает быть успешным продюсером в мире музыки.

• Телеведущий Антон Привольнов построил карьеру несмотря на нарушения в произношении свистящих и шипящих звуков.

• Актёры Киану Ривз, Орландо Блум, Кира Найтли, Алиса Милано, Том Круз в детстве страдали от дислексии – нарушения чтения.

• Продюсер Яна Рудковская немного шепелявит, в её случае есть дизартрический компонент. Дизартрия, напомню, это нарушение речи, связанное с плохой подвижностью речевого аппарата.

Как видите, знаменитости неидеальны. Но разве это мешает им быть успешными? Верьте в своего ребёнка и вместе вам удастся преодолеть проблему.

Как развить навыки связной речи у детей с ОНР

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

  • Что такое ОНР
  • Правила и порядок логопедической работы
  • Формирование навыков развернутого высказывания
  • Развитие навыков рассказывания

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Развитие навыков рассказывания

Еще одна задача логопеда при работе с детьми с ОНР в возрасте 4–5 лет – развитие функций рассказывания. После обучения навыкам связных самостоятельных высказываний с логично соединенными элементами переходят к развитию двух базовых форм устного монолога – пересказа и рассказа.

Пересказ – достаточно легкий вид речи. Дети воспроизводят услышанное или прочитанное, используя авторские грамматические конструкции и интонации педагога. Но важно добиться от дошкольника осмысления услышанного, свободного воспроизведения (а не механического заучивания) с сохранением авторской лексики и эмоциональной окраски. Для усовершенствования умений логопеды практикуют дидактические игры с фрагментарным пересказом или аналогии – смена героя или времени года.

Рассказ – самостоятельное повествование о произошедшем событии. Рассказ сложнее пересказа. Дошкольнику придется самому формировать содержание и форму изложения. Детям с ОНР сложно систематизировать факты и излагать их в соответствии с планом. Дошкольники должны научиться составлять повествования:

  • Описательные – рассказ о характеристиках заданного предмета или явления.
  • Сюжетные или повествовательные – изложение произошедших событий в правильной последовательности. В таком рассказе обязательно присутствует герой, экспозиция, завязка, развитие действия и развязка.
  • Аналитические рассказы – рассуждение, обоснование своего мнения.

Важна не только форма, но и содержание рассказа. Выделяют три разновидности повествований, которым должны обучиться дошкольники с ОНР.

По восприятиюНапример, об игрушечном зайце, которого педагог держит в руках.
По памятиОб игрушечном зайце, которого малышу подарили на День Рождения.
По воображениюО вымышленном зайце, который живет в сказочном лесу.

Обучение навыкам рассказа направлено на формирование у детей с ОНР умений самостоятельного связного повествования (монолога) в противовес ответам односложными фразами или жестами.

Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения, стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Дефектолог на занятиях организовывает ситуации, активизирующих речь.

Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению построения связных словосочетаний и распространенных предложений.

ОНР негативно влияет на формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения в школе.

Ссылка на основную публикацию