Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нарушения словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути коррекции – проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как общее недоразвитие речи и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности словообразовательных операций у данной категории дошкольников с целью включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.

На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза является объектом пристального изучения многих исследований (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие). Однако, наряду с изучением специфических особенностей вербального и невербального развития дошкольников с ОНР, незаслуженно мало внимания уделяется готовности этих детей к проведению словообразовательных действий разной степени сложности, хотя большинство авторов указывают на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов (недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности суффиксального способа образования существительных, трудности в образовании притяжательных и относительных прилагательных, сравнительных степеней качественных прилагательных и пр.).

Недостаточность данных о становлении такого важного блока речевой деятельности как система словообразовательных операций побуждает к поиску новой информации о закономерностях овладения этой важной для развития языка системой детьми с речевой патологией.

В целом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной, как в теоретическом, так и в практическом плане, что и определяет ее актуальность. При этом словообразование прилагательных является крайне важным показателем сформированности языковой способности, то есть умения выделять и использовать единицы языка на основе существующих в нем правил и отношений. Овладение закономерностями словообразования прилагательных на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически-правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический.

Объект исследования – процесс словообразования у детей с ОНР.

Предмет исследования – нарушение функции словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: Поскольку у детей с общим недоразвитием речи неравномерно усваиваются разные части речи, можно предположить, что имена прилагательные формируются позже других частей речи. При этом наиболее существенными и выраженными признаками несформированности словообразовательных процессов у этих детей являются нарушения выделения, обобщения и дифференциации значений словообразовательных аффиксов; использование наиболее продуктивных словообразовательных аффиксов; недостаточная сформированность словообразовательных типов-моделей.

Цель исследования: изучение нарушения формирования функции словообразования на примере имен прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций, направленных на формирование словообразования прилагательных у данной категории детей.

В ходе работы были поставлены задачи:

1. Проанализировать литературные данные, касающиеся проблемы словообразования в лингвистическом аспекте, формирования словообразования в онтогенезе, нарушений словообразования у детей с ОНР.

2. Разработать и обосновать методику изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. На основе сравнительного экспериментального исследования выявить специфические особенности нарушений и уровень сформированности словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Определить методы и приемы логопедической работы, способствующие коррекции нарушений словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, метод диагностических заданий); биографические (анализ анамнестических данных, изучение документации); обрабатывающие и интерпретационные методы (количественный и качественный анализ, метод логического анализа).

Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений об особенностях словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость работы заключается в экспериментальном изучении структуры нарушения словообразования имен прилагательных у детей с ОНР; в определении общих и специфических проявлений нарушения словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием; в подборе методов и приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений словообразования имен прилагательных.

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА»

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие « словообразование глаголов»

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых

2.2 Методика исследования словообразования глаголов

ГЛАВА 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 4. Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.

В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания. При поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – состояние словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования – на основании полученных в результате исследования данных разработать методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Осуществить анализ теоретических подходов к проблеме изучения словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

Подобрать методику исследования состояния словообразования глаголов у дошкольников.

Выявить особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

Предложить направления логопедической работы по формированию словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Методы исследования определялись нами в связи с задачами дипломной работы:

теоретический: анализ литературы по теме исследования;

организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

эмпирические: а) обсервационные (наблюдение), б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных);

методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.

Структура и объем дипломной работы:

Диплом состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, приложения. Исследование проиллюстрировано семью таблицами, двумя диаграммами. Общий объем дипломной работы составил 63 страницы.

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

Понятие «словообразование глаголов»

Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих [7] основ.

Читайте также:  Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются приставки, суффиксы, сложение основ.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую [6].

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяются словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы, пока не останется главная морфема – корень. Все морфемы в данном слове выделяются путем сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы [36].

Образование новых глаголов в современном русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.

От глаголов новые глаголы образуются:

префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить; петь – запеть;

суффиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;

суффиксально – префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка – подкормить, бежать – разбежаться, плясать – приплясывать.

Указанные три способа образования слов называют аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с помощью тех или иных аффиксов [36].

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префиксальным: обезвредить, обезопасить.

От имён существительных глаголы образуются при помощи суффиксов –а-(ть), -ова-(ть), -ствова-(ть), -ирова-(ть), -изирова-(ть), -и-(ть), -н-(ть): делать, завтракать, торговать, тосковать, учительствовать, полемизировать, косить, женить, каменеть, вдоветь.

От имён прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов –и-(ть), -е-(ть), -ова-(ть), -нича-(ть): белить, глушить, хорошеть, темнеть, пустовать, капризничать.

От местоимений, наречий, междометий глаголы образуются при помощи суффиксов –ка-(ть), -и-(ть), -а-(ть): якать, выкать, множить, баюкать, охать[36].

Итак, в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью. Это качество очень важно в развитии детской речи, ведь от того, насколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении, зависит качественное развитие речи малыша.

Состояние навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе исследования дети были разделены на 2 группы по 10 человек: 10 детей с ОНР(III ур.) и 10 детей c нормальным речевым развитием, с целью изучения и выявления особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Обратимся к результатам эксперимента. Количественный анализ каждой группы детей представлен в таблице 1.

Анализируя полученные данные, с точки зрения качественного анализа, мы видим: результаты, после выполнения первой серии заданий, показали, что большинство детей обеих групп не смогли дать правильные варианты ответов. Испытуемые ошибочно называли слово с приставкой при 7 детей («привъехал», «призашёл»); слово с приставкой за 4 детей («завышел», «задарил»). Детям требовались наводящие вопросы, стимулирующая помощь экспериментатора. Испытуемые с ОНР (III ур.) также допускали многочисленные ошибки в образовании от глагольных основ слов-действий с помощью приставок. Например: Приехал на машине – «приездил» ошибались дети. Некоторые из них подменяли глаголы существительными – «прищепка», «заколка». Отказа от заданий или его прлное невыполнение не наблюдалось.

Исследование навыков словообразования у деей старшего дошкольного возраста (Количественный анализ)

Выполнение второй серии заданий оказалось для детей гораздо легче и не вызвало у детей особых затруднений. Все испытуемые справились с ним, свободно отвечая на вопросы.

Анализ результатов, полученных после выполнения третьей серии заданий, показал, что дети в обеих группах допустили различные ошибки. Однако, испытуемые с ОНР ошибались чаще, их ошибки говорили о неумении подбирать нужный суффикс для образования нового слова: «ключик» – «ключочек», «ключонок»; «пуговичка» – «пуговчонка», «пуговчичка», «шапочка» – «шапчонка», «шапчушка» и т.д. Среди ошибок в обеих группах встречались замены существительного на ситуативное высказывание: “она на небе”; “им замок открывают”. Отказа от задания или его полное невыполнение не наблюдалось.

Задания четвёртой серии оказались не менее трудными для испытуемых, и все дети допустили ошибки: пропуск гласных в основе слова, в суффиксах и немотивированное искажение слов, неправильный подбор суффиксов. Дети с ОНР образовывали следующие профессии: «стекловщик», «пожарщик», «каменник», «стекольник», также встречались замены существительного на ситуативное высказывание: «он огонь тушит», «камень точит», «мусор подметает» и т.д.

Результаты, полученные после выполнения пятой серии заданий, показали следующее: сложным для детей обеих групп являлось, образование прилагательных обозначающих неполноту действий. Следует отметить, что в обеих группах были случаи отказа детей от выполнения проб. Ярко проявляются неточные знания и употребления слов с заменой другого значения («чертить», «красить»), затруднён подбор однокоренных слов.

По результатам, полученным в ходе выполнения пяти серий заданий, в группах детей с ОНР (III ур.) и детей нормальным речевым развитием, необходимо отметить, что наиболее сложными для детей оказались задания из 4 и 5 серии, что подтверждается и полученными низкими баллами.

Следующий этап нашей работы заключался в определении уровня овладения навыком словообразования каждым ребенком в обеих группах. Полученные результаты представлены в таблицах 2 и 3.

словообразование дети речь недоразвитие

Результаты исследования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Результаты исследования навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

Анализируя полученные данные, мы можем распределить детей по уровням овладения навыком словообразования (рис.1).

Рисунок 1. Распределение детей по уровням овладения навыком словообразования

По данным, представленным на рис. 1, мы видим, что в группе детей с нормальным речевым развитием восемь человек (80%) находятся на среднем уровне, один человек (10%) на недостаточном уровне, один (10%) на очень низком уровне. В группе детей с ОНР (III ур.) подавляющее большинство, а это шесть детей (60%) имеют средний уровень, двое детей (20%) имеют недостаточный уровень и очень низкий уровень развития навыков словообразования выявлен у 2 детей (20%). Необходимо отметить, что по итогам исследования ни один ребёнок обеих групп не имеет высокий уровень овладения навыком словообразования, но есть дети с недостаточным уровнем овладения навыка.

Таким образом, анализ полученных данных подтверждает незначительную степень отставания в овладении навыком словообразования у старших дошкольников с ОНР (III ур.) и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, у которых, в свою очередь исходный уровень словообразования также недостаточно развит.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы по главе:

  • – В ходе проведенного исследования было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных навыков у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР слабо различается.
  • – Количественные и качественные показатели, полученные по результатам исследования, овладения навыком словообразования у детей старшего дошкольного возраста c нормальным речевым развитием и с ОНР (III ур.), свидетельствуют о том, что подавляющее большинство, а это 8 детей с нормальным речевым развитием и 6 детей с ОНР (III ур.) имеют средний уровень, трое недостаточный уровень и трое – очень низкий уровень развития. Отмечено, что из двадцати обследуемых детей не обнаружен ни один ребёнок с высоким уровнем овладения навыком словообразования.
  • – Таким образом, мы можем заключить, что навыки словообразования необходимо развивать у всех детей старшего дошкольного возраста, единственным отличием будет выбор способов коррекционной работы, учитывая особенности развития речи детей с ОНР (III ур.).

Нейропсихологические синдромы поражения правого полушария головного мозга

Синдромы поражения правого (субдоминантного) полушария ещё не достаточно изучены. Метод перерезки мозолистого тела (при перерезке мозолистого тела и подаче раздражений в правое полушарие называние предметов оказывается невозможным, сохраняется способность к непосредственному восприятию объектов и диффузному различению смысла слов): Сперри-подтвердили, что любая ВПФ осуществляется совместной работой обоих полушарий, каждое из которых вносит в построение психических процессов свой собственный вклад.

Правое полушарие не имеет никакого отношения к речевой деятельности, а его поражения даже достаточно обширные не затрагивают речевых процессов. Субдоминантное полушарие в меньшей степени участвует в обеспечении сложных интеллектуальных функций и обеспечении сложных форм двигательных актов. (правши с поражением правого полушария не проявляют выраженных нарушений активной речи, письма (логического мышления, понимание логико грамматических конструкций, формальные логические операции, бывает сохранен и счёт), чтения даже в случаях , когда эти поражения располагаются в пределах височной, теменно-затылочной, премоторной зон, что в случае поражения левого полушария вызывает афазии. Правое полушарие имеет меньшую функциональную дефференцированность корковых структур по сравнению с левым: нарушения кожной и глубокой чувствительности правой руки вызываются поражениями постцентральных отделов левого полушария, то такие же нарушения кожной и кинестетической чувствительности в левой руке могут возникать при значительно более рассеянных поражениях коры субдоминантного полушария. Хъюлингс Джексон (1874): правое полушарие имеет прямое отношение к перцептивным процессам и является аппаратом, обеспечиающим более непосредственные, наглядные формы отношения с внешним миром. Правое полушарие имеет отношение к анализу той информации, которую субъект получает от своего собственного тела и которая не связана с вербально – логическими кодами. Роль правого полешария в непосредственном сознании.

Читайте также:  Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

*верхнетеменной синдром вторичные области – нарушения схемы тела (левая часть)– соматоагнозия-нарушение узнавания собственных частей тела и расположение их друг к другу тактильно

*поражение средних теменных –односторонняя пространственная агнозия – игнорирование левой части тела.

*поражение задних глубоких отделов правого п – левосторонняя фиксированная гемианопсия (нарушение полей зрения).

* Апраксия одевания – нарушения ощущений своего тела, части кажутся либо очень большими либо непропорционально маленькими.

*Конструктивная агнозия и апраксия (ТРО-неспособность собрать в единое целое) – гностические нарушения. ?Симультанная агнозия?(синдром Балинта) – теменно-затылочные отделы. Больной правильно воспринимает только одно изображение, так как сужен объём восприятия, не может воспринять целое, только части. +атаксия взора- беспорядочные непоследовательные движения глаз.

*Нарушение узнавания объектов при поражении задних отделов правого полушария, утрата чувства их знакомости. – лицевая агнозия –не узнают родных.+парагнозия-бесконтрольное угадывание, при оценке объекта.

К функциям правого полушария относится и общее восприятие своей личности – анозогнозия – не замечают их, не критичность к собственным дефектам.

*глубокие изменения личности и сознания – восприятие ситуации в целом становится дефектным так как нет сигналов от тела, явления дезориентации в окружающем мире, времени, спутанность непосредственного сознания, многословие и резонёрство (так как сохранны вербально-логические процессы).

Нарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга (пример из практики)

Нарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга (пример из практики).

Аннотация: Доклад из опыта работы с больными неврологического отделения, перенесших инсульт. Приводится случай из практики при выявлении и дальнейшем восстановлении некоторых высших психических функций при очаговом поражении в правом полушарии мозга.

Согласно положениям современного естествознания, мозг человека как психических процессов всегда работает как целое. Правое и левое полушария – две части единого, хотя и парного органа.

При очаговых поражениях одного из полушарий мозга, приводящих к нарушению высших психических функций, другая гемисфера не остается полностью интактной – вступают в силу законы компенсации.

Так при правосторонней локализации очага поражения наиболее выражено страдали эмоционально-волевая сфера, зрительно-конструктивная деятельность, отмечалось игнорирование левой половины пространства, чаще выявлялись нарушения непосредственного запоминания, акустического и зрительного гнозиса.

По вопросу восстановления функций у больных с поражением левого или правого полушария головного мозга мнения разноречивы. Так, Л.Г.Столярова и Г.Р.Ткачева, В.Н.Шмельков, Е.Anderson считают, что у больных с поражением правой гемисферы функции восстанавливаются хуже вследствие неосознания ими собственного дефекта и обусловленной этим пассивности в его коррекции.

Однако, Т.Д.Демиденко и соавт. не видят убедительных данных о значении стороны поражения для исхода восстановительной терапии. S.Koppi и соавт., изучая реабилитационный прогноз у больных с разной локализацией постинсультных очаговых поражений, отмечают, что поражения недоминантного полушария у пожилых пациентов существенно не снижает эффективности восстановительного процесса.

В неврологическом отделении для больных с ОНМК нейропсихологическое обследование проводится всем больным, перенесшим инсульт, независимо от локализации очага поражения. При выявлении речевой патологии или нарушений высших психических функций, составляется индивидуальная программа восстановительного обучения. По данной программе ведутся занятия по методикам, разработанным в Центре патологии речи и нейрореабилитации г.Москвы (рук-ль Шкловский В.М.) в течении всего пребывания больного в больнице.

Больной С. Диагноз: ОНМК по ишемическому типу в бассейне правой СМА. Ранний восстановительный период. Грубый левосторонний гемипарез до плегии в руке.

Сопутствующий диагноз: ИБС. Прогрессирующая стенокардия. Артериальная гипертензия 3 степени, осложненная форма, риск 4. НК I. Генерализованный атеросклероз сосудов. КТ головного мозга: КТ – картина ишемического инсульта в бассейне правой СМА, атеросклеротических изменений сосудов головного мозга.

Общая характеристика больного в экспериментальной ситуации: в контакт вступает охотно, общителен, адекватен, в месте и времени ориентирован; критичность к своему дефекту снижена. Нарушения процесса нейродинамики: не выявлено. Состояние мышц артикуляционного аппарата: язык с легкой девиацией влево, неловкость и асимметричность всех артикуляторных поз, сглажена носогубная складка слева. Гиперсаливация. Праксис.

Оральный: неловкость и асимметричность всех поз.

Динамический кинетический: выполняет в медленном темпе. Кинестетический: сохранен.

Конструктивный, пространственный: грубое игнорирование левого поля, распад способности оценить целостность фигуры, в связи с фрагментарностью изображения пространственной ситуации.

Гнозис. Зрительный: как функция сохранен, однако, наблюдается игнорирование левого поля зрения.

Пространственный: игнорирование левого поля зрения. Стереогноз: сохранен. Ритмические рисунки: возможно воспроизведение простых ритмических рисунков. Лицевой: сохранен. Память: в достаточном объеме. Жесты, мимика: использует в достаточном объеме.

Составление рассказа на заданную тему «Север»: «Не зональные, не погодные условия привлекают нас. Понятие Севера связывают не с климатическими, не с зональными, а с промышленной значимостью для России. Климат резко континентальный.

Климат – 108 градусов: от +50 до -58 градусов. Север богат ресурсами: газ, нефть и газоконденсат. Активно растут ягодные культуры и богата и флора, и фауна».

Составление рассказа по картине «На реке»: «На этой картине изображено, видимо, катание людей на катке. Один упал, а другой решил проехать на животе. Остальные ходят и смотрят вокруг катка.»

(При рассматривании картины игнорирует левую сторону поля).

После трех этапов восстановительного обучения:

Вышеприведенный пример показывает, что при применении индивидуальной программы восстановительного обучения, есть возможность получить положительные результаты от проводимых мероприятий, независимо от стороны поражения гемисферы, а также, в различные периоды после мозговой катастрофы, в том числе и в отдаленные сроки заболевания, что несомненно повышает уровень жизни данного контингента больных.

Несмотря на существующие результаты по оценке качества и эффективности восстановительного обучения больных, перенесших инсульт в правом полушарии, данная тема требует дальнейшего изучения.

1.Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М.: 1982
2.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Астрель. 2005.- с. 58.
3.Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. СПб.: Фолиант, 2002
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960. – с. 500.
5. Ефимова Л.П., Кондратьева А.М., Шабетник О.И. Системный подход к реабилитации больных, перенесших инсульт, в условиях специализированного центра. Тула: Вестник новых медицинских технологий №3, 2007
6.Лукашевич И.П., Шипкова К.М., Шкловский В.М. Структурный подход к представлению и анализу нейропсихологической информации. 2003.
7.Лурия А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций. М.: МГУ,1982
8.Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. М.: МГУ, 1976

Шабетник О.И.,
кандидат педагогических наук, логопед

Инсульт правого полушария головного мозга

Инсульт представляет собой тяжелую патологию, поскольку всегда влечет за собой различные нарушения в работе организма, вплоть до полной потери дееспособности. Поэтому крайне важно своевременно диагностировать инсульт правого полушария и назначить адекватное лечение и реабилитационные процедуры. Только в этом случае можно восстановить утраченные функции.

Неврологи Юсуповской больницы оказывают медицинскую помощь пациентам любой степени тяжести. Высокий профессионализм врачей позволяет поставить на ноги даже тех пациентов, от которых отказались доктора других медицинских центров. >

Ишемический инсульт

Выделяют геморрагический и ишемический инсульты.

Ишемический инсульт (инфаркт головного мозга) развивается в случае закупорки просвета артерии, питающей тот или иной участок тканей мозга. Закупорить артерии может эмбол, тромботические массы. Также артерия может спазмироваться, сдавливаться снаружи или сужаться атеросклеротическими бляшками.

Больше всего заболеванию подвержены люди в возрасте старше 60-ти лет, страдающие следующими заболеваниями:

  • длительной гипертонической болезнью;
  • системным атеросклерозом;
  • сахарным диабетом;
  • инфарктом;
  • сердечными патологиями (мерцательной аритмией, ревматическими пороками и искусственными клапанами).

Выше указаны основные причины развития инсульта правого полушария головного мозга. При этом патология может развиваться и по другим, более редким причинам, у людей различных возрастных групп. Среди них:

  • шейный остеохондроз в сочетании с синдромом позвоночной артерии;
  • заболевания крови, сопровождающиеся склонностью к формированию тромбов;
  • отравление определенными веществами;
  • прием гормональных контрацептивов;
  • тромбофлебит и тромбоз венозной системы конечностей;
  • продолжительный спазм сосудов головного мозга;
  • сдавливание артерий мозга опухолями;
  • системные патологии соединительной ткани и васкулиты: синдром Кавасаки, болезнь Такаясу.
Читайте также:  Работа с текстом при восстановлении речевой функции у пациентов с афазией (практический материал)

Мнение эксперта

Автор: Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

При локализации инсульта в правом полушарии двигательные нарушения проявляются с левой стороны. Это может быть гемипарез или паралич левой руки или левой ноги. Помимо двигательных нарушений, инсульт правой стороны дает типичную клинику: нарушение координации, зрительные расстройства, потерю чувствительности. При острых состояниях в артериях головного мозга также характерны общемозговые симптомы: головокружение, потеря сознания вплоть до комы, головная боль, центральная рвота.

Клиническая картина дает возможность лишь заподозрить инсульт. При этом уже на данном этапе важно провести неотложные мероприятия для спасения жизни больного. Необходимо стационарное лечение.

Точно определить локализацию инсульта головного мозга представляется возможным лишь с помощью средств нейровизуализации — МРТ, КТ. Данный вид диагностики проводят в Юсуповской больнице. При подтверждении диагноза начинают медикаментозную терапию. Параллельно с ней ведут реабилитацию пациента. Работает команда специалистов, в которую входят невролог, физиотерапевт, врач ЛФК, логопед, эрготерапевт, психолог.

Геморрагический инсульт

Геморрагический инсульт правого полушария головного мозга имеет прогноз хуже, чем ишемический и наиболее часто встречается у людей в возрасте 40-60 лет.

Существуют следующие причины геморрагического инсульта:

  • заболевания крови, характеризующиеся повышенной кровоточивостью (гемофилия, коагулопатия);
  • патологические изменения сосудов головного мозга при гипертонической болезни, вызванные длительным повышенным давлением. При этом сосуды теряют свою эластичность, разрываются, что приводит к кровоизлияниям;
  • передозировка препаратов для разжижения крови;
  • церебральный атеросклероз;
  • васкулиты – воспалительные поражения кровеносных сосудов в мозге.

Симптомы инсульта правого полушария головного мозга

Правое полушарие головного мозга отвечает за:

  • контроль движений левой части тела;
  • все виды чувствительности левой половины тела;
  • слух, зрение, обоняние;
  • понимание образов и символов;
  • чувство интуиции;
  • ориентацию в пространстве и восприятие местонахождения;
  • понимание переносного значения слов и метафор;
  • восприятие музыки;
  • способности к изобразительному искусству;
  • развитие фантазии;
  • восприятие предметов целиком;
  • обработку одновременно большого количества информации;
  • обеспечение мышления;
  • восприятие цветов.

Инсульт правого полушария головного мозга может приводить к нарушениям одной или нескольких выше перечисленных функций. В большинстве случаев нарушается моторная функция левых конечностей, вплоть до паралича. Нарушается чувствительность левой части лица, но речь при этом не нарушается.

Нарушения характерны для острого периода инсульта, другие патологические состояния могут проявиться со временем. К примеру, человек, теряет способность узнавать лица, предметы, теряет способность к творчеству, воспринимает только буквальный смысл слов, не понимая юмора.

Чем раньше диагностирован инсульт и начато лечение, тем лучше прогноз для пациента.

В Юсуповской больнице работает команда врачей высшей категории, специализирующаяся на заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной систем. Они с точностью ставят диагноз и составляют для каждого пациента индивидуальную программу лечения. В клинике используются современные методики исследований, среди которых:

  • электронейромиография;
  • электромиография;
  • видео-ЭЭГ-мониторинг;
  • дуплексное сканирование;
  • нейровизуализация и другие.

Все процедуры выполняются с использованием современного диагностического оборудования.

Диагностика и лечение инсульта правого полушария головного мозга

Заподозрить инсульт можно исходя из симптомов заболевания и наличия у пациента факторов риска развития геморрагического или ишемического инсульта. Пациент в обязательном порядке должен быть осмотрен неврологом или нейрохирургом.

Установить локализацию инсульта, его вид и степень поражения тканей позволяют методы нейровизуализации – компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Основываясь на полученных результатах исследований, врачи составляют программу лечения.

В Юсуповской больнице специалисты в области неврологии для каждого пациента составляют индивидуальный план лечения, включающий, как правило, лекарственную поддержку и различные немедикаментозные процедуры, среди которых: иглорефлексотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура, массажи и пр.

Благодаря квалификации и опыту врачей Юсуповской больницы, использующих современные доказательные методики лечения и восстановления, большинство пациентов после курса терапии возвращаются к полноценной жизни.

Доверяйте свое здоровье только профессионалам в области медицины. Лишь опытный и высококвалифицированный специалист поможет избавиться от последствий инсульта и подарит пациенту шанс на здоровую и полноценную жизнь.

Записаться на прием к специалистам Юсуповской больницы можно по телефону.

Нарушение высших психических функций при поражении височных отделов коры головного мозга

Описание нарушений высших психических функций при повреждениях коры височных долей требует отдельного рассмотрения право- и левосторонних поражений. Долгое время исследователи всего мира принимали за аксиому «правило Брока», согласно которому доминантным по речи является полушарие, противоположное ведущей руке.

Однако на современном этапе доказано, что в реализации речи огромный вклад вносят обе височные доли головного мозга, их взаимодействие определяется более сложными законо-мерностями.

Известно, что уже у новорожденных существу-ет асимметрия восприятия речевых и неречевых сигналов, предъявляемых дихотически. Так, в одном исследовании младенцев 50 дней от роду приучали сосать соску. Когда ребёнок начинал сосать её с устоявшейся интенсивностью, ему предъявлялись слова, слоги или две ноты, взятые на одном из четырёх музыкальных инструментов.

Оказалось, что речевые стимулы, предъявленные на правое ухо, вызывают большее учащение сосания. В то же время, сосание нарастало при подаче музыкальных стимулов на левое ухо.

Клинические наблюдения доказывают, поражение левой височной области в ран-нем возрасте не приводит в дальнейшем к проблемам в речевом развитии ребёнка, в то время как повреждение правой височной доли часто оказывает ярко выраженное негативное воздействие на становление речи.

В исследованиях с использованием угнетения функций левого полушария было показано, что у взрослых в течение некоторого времени наблюдаются нарушения восприятия звуков речи в виде снижения разборчивости гласных, со-гласных, слогов и слов, повышения порогов их обнаружения, избирательного нарушения внимания к звукам речи.

Анализ нарушений фонематического слуха с помощью методики фМРТ у пациентов с сенсорной афазией после острого нарушения мозгового кровообращения в левом полушарии показал сходные результаты.

В группах больных и здоровых испытуемых регистрировался фМРТ-эквивалент негативности рассогласования в ответ на слоги «ба» и «па». Было обнаружено, что у здоровых испытуемых отмечалась активация верхней височной и ниж-ней лобной извилин в правом и левом полушариях.

У пациентов с сенсорной афазией наблюдается достоверная активация слуховой зоны коры только в правом полушарии. При этом показатели активации были меньше по объёму и интенсивности, чем у здоровых испытуемых, и коррелировали со степенью сохранности речи.

Интерес-но, что связь левого полушария с языковой функцией выявлена не только у человека. Ф. Ноттебом обнаружил левосторонний контроль вокализации у певчих птиц. Из 87 изученных им видов у 86 было отмечено левостороннее рас-положение центра пения.

Височные доли анатомически тесно связаны с лимбической системой, которая определяет эмоции и мотивации по-ведения, а также деятельность вегетативной нервной систе-мы (за что эту область часто называют «висцеральным мозгом»). По данным Т.А. Доброхотовой, при поражении височных долей эмоциональные расстройства выступают на первый план в картине заболевания.

В случае двустороннего патологического процесса, эмоциональные расстройства проявляются в виде депрес-сивных состояний и пароксизмальных аффективных нарушений. Можно наблюдать два типа пароксизмов: в виде чрезмерного усиления аффекта (чаще — страха, ужаса) или в форме резкого уменьшения аффективного тонуса.

Поражения правой височной доли чаще сопровождаются аффективными пароксизмами в виде приступов ярости, страха, тревоги, которые протекают на фоне выраженных вегета-тивных расстройств.

Подобные приступы отрицательных аффектов характерны для начала заболевания, а при дли-тельном течении возможны стойкие фобические явления. Эмоционально-аффективные нарушения часто сочетаются с эпилептическими приступами. При длительном течении болезни могут возникать эпилептоидные изменения личности, проявляющиеся в виде оскудения эмоциональной сферы и стереотипии поведения.

В литературе также часто описываются обонятельные и слуховые галлюцинации, сопровождающиеся неприятными ощущениями. Тем не менее, тонкие эмоциональные проявления и «социальные» эмоции остаются сохранными, а страдают преимущественно элементарные, базальные, эмоции.

Возможны особые со-стояния сознания, приступы деперсонализации, дереализации, во время которых больной как бы «лишается чувств», отдаляется от действительности, в результате чего резко меняется эмоциональная окраска восприятия себя и окружающего .

У пациентов могут возникать приступы приятных соматических ощущений, которые сочетаются с положи-тельным восприятием окружающего мира и собственного самочувствия. Такие резкие перемены настроения могут завершаться приливами тоски или ужаса. Для подобных при-ступов характерна сохранность критики больного, что позволяет ему относиться к происходящему как к болезненному состоянию.

Для левосторонних поражений височной доли пароксизмы не характерны, а эмоциональные нарушения проявляются в виде реакции на речевые и мнестические дефекты. В некоторых случаях у пациентов возникает состояние ажитированной депрессии или ипохондрического бреда.

На ранних стадиях заболевания присутствуют раздражительность и плаксивость. Вегетативно-висцеральные приступы сопровождаются речевыми расстройствами. В целом, можно сказать, что высший личностный уровень эмоциональной сферы у «височных» больных остается относительно сохранным, чем они отличаются от «лобных» пациентов.

Таким образом, височные отделы головного мозга участвуют не только в реализации речи, но и в нейропсихологической организации процессов памяти, эмоций, сознания восприятия музыки и ритмов.

Ссылка на основную публикацию