Словесные головоломки при афазии

Семантическая афазия

Семантическая афазия самостоятельно редко встречается, чаще всего она входит в состав комплексной афазии легкой степени выраженности и сочетается с нарушениями пространственного восприятия.

Эта одна из наиболее легких форм по проявлению речевых нарушений.

Возникает семантическая афазия вследствие поражения теменно-затылочных областей доминантного полушария.

Как же страдает речь при семантической афазии? При этой форме афазии у человека нарушается понимание логико-грамматических конструкций, содержащие количественно-постранственно-временные отношения.

Что это значит, проще говоря?

При семантической афазии пациент не понимает и сам ошибается в употреблении:

  • Пространственных предлогов. Путает и неправильно употребляет предлоги под, из-под, над, в, у, около, между, за, из-за и т.д. Такой человек может сказать, например: «Тапки стоят за кроватью» вместо «под кроватью».
  • Сравнительных конструкций. Например, пациент может ответить верно на вопрос: «Кто меньше, кошка или тигр?» Но совершенно потеряется, если задать вопрос: «Кошка меньше тигра, или тигр меньше кошки?»
  • Предложений с подчинительными союзами и союзными словами. Пациент путается в понимании и при произнесении таких предложений, как «Я раскрыл зонт, потому что…», «Я поспала после того как пообедала».
  • Родительного падежа в атрибутивной функции. Например, слыша фразы «хозяин собаки» и «собака хозяина» пациент не понимает, в какой фразе говорится о хозяине, а в какой – о собаке.
  • Творительного падежа в орудийной функции. Например, пациент плохо понимает фразы «покажи очки указкой», «покажи книгу карандашом», «покажи ручкой книгу».

Также нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам, может быть нарушено понимание разрядности чисел.

Как же устранять семантическую афазию?

Прогноз достаточно благоприятный, семантическая афазия достаточно хорошо поддается коррекции.

Необходимо подбирать упражнения, направленные на понимание и тренировку в употреблении всех пяти перечисленных лексико-грамматических конструкций и форм, а так же предлагать задания на пространственную ориентировку на листе бумаги, в комнате, на собственном теле, на карте, часах, упражнять в решении примеров (постепенно увеличивая разрядность).

Задания и картинный материал для домашней работы можно найти в пособиях по развитию лексико-грамматического строя речи для дошкольников, а так же в книгах и пособиях по преодолению дисграфии и дислексии. В частности, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне предложений и семантической дислексии, выборочно – аграмматической дислексии и дисграфии.

Упражнения при семантической афазии важно подбирать с картинным материалом, чтобы облегчить понимание фраз и оборотов речи.

Перечислю некоторые примеры заданий по коррекции семантической афазии:

  • Упражнения на употребление пространственных предлогов (подойдут детские игры, книги для младших дошкольников с иллюстрациями по теме «предлоги»).
  • Упражнения на тренировку употребления родительного (атрибутивного) и творительного (орудийного) падежей с использованием картинок, иллюстрирующих фразу и заданиями по выбору картинки, соответствующей смыслу высказывания. Например: «Покажите, где кошка гонится за мышкой, а где мышка гонится за кошкой». Затем подкладывать под картинки надписи (фразы).
  • Упражнения на употребление сравнительных конструкций удобно выполнять, используя картинки разной величины, серии картинок, которые можно разложить в порядке убывания или возрастания по какому-либо признаку, например по тяжести (от менее тяжелого к самому тяжелому), по старшинству (от самого молодого к более старшему) и т.п.
  • Упражнения на подбор синонимов, объяснение поговорок.
  • Упражнения на ориентировку на листе бумаги, узнавание времени по нарисованному циферблату и часам. Задания дорисовать предмет, перерисовать сложную фигуру, задания на решение примеров, преодоление акалькулии. Задания показать части тела на себе и на картинке и т.д.

Работа должна строиться от простого к сложному и сопровождаться наглядным картинным материалом, все задания должны отрабатываться как в устной, так и в письменной речи. И повторюсь еще раз: при данной форме афазии необходимо выполнять много заданий по преодолению нарушений пространственной и временной ориентировки.

Сейчас много доступных логопедических пособий, при желании близкие пациента, страдающего семантической афазией, могут приобрести книги и игры, помогающие отработать основные направления речевых нарушений.

А вот четкую и индивидуально подобранную систему заданий может подсказать логопед-афазиолог — с учетом специфики речевого дефекта у конкретного пациента. Очень важно точно подобрать речевой материал, достаточный для работы и не чрезмерно сложный, постепенно его усложняя.

Однако медлить нельзя, уже сейчас приобретайте материал для занятий и приступайте, Вы окажете неоценимую пользу человеку, страдающему афазией.

Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог

Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%). В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия). Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц. Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова. Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

– зондовый массаж органов артикуляции;

– мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

– пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

– дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

– психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

– счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

– договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

– пение знакомых песен;

– декламирование знакомых стихов;

– психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

Результат: больной с помощью и самостоятельно воспроизводит знакомые тексты песен, стихов, «крылатых» выражений, непроизвольно (случайно и не всегда) отвечает на вопросы словом.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 – 40 минут 1 – 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

– произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 – 3 – 4 гласных букв;

– прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 – 2 – 3 буквами;

– произвольное прочтение слов из 2 – 3 – 4 букв;

– произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 – 2 – 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

– самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

– формирование слоговой структуры слов 1 (2 – 14) типа;

– анализ гласной в 1 – сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

– договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

– психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Музыкальная программа с участием мам для подготовительной группы «При солнышке добро, при матери светло» Ведущая. Добрый день, уважаемые.

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Конспект индивидуального занятия с использованием элементов сказкотерапии с ребенком с моторной алалией Тема: Дифференциации домашних и диких животных по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Коррекционно-развивающие: – активизировать.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. “Использование.

Открытое занятие в форме викторины на тему: «При солнышке тепло, при матушке добро». Подготовительная группа Цель: Обобщить знания детей о значимости мамы в их жизни; закрепить чувство любви и уважения к матери, желание заботиться.

Программа саморазвития «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников» Пояснительная записка. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных.

Программа восстановления после родов «Мама в форме»! «Мама в форме»- это комплекс восстановительной послеродовой гимнастики, в которой участвует мама и ее ребенок! После родов каждой женщине.

Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы Речевая карта (для детей средней группы) 1. Фамилия, имя, возраст: ___ 2. Возрастная.

Стенгазета к празднику «При солнышке тепло, при мамочке добро» (подготовительная группа) Готовя стенгазету к дню матери, мы с детьми подготовительной группы стали вспоминать и искать через родителей пословицы и поговорки о маме.

Характеристика семантической афазии. Восстановление понимания речи при семантической афазии. Упражнения для коррекции семантической афазии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Маленькая, родная, взрослая, девочка, красивая, любимая, старшая, большая, мамина, радость, первая, красавица, ласковая, дочурка, золотая, косы, малышка, милое создание, приемная, сирота, цветок, внимательная, воспитанная, заботливая, незамужняя, скромная, умница.

Легкомысленная, нерадивая, противница, бездельница.

Задание 3. Прочитайте слова, объясните, почему со словом жизнь в памяти всплывают в основном приятные слова. Учтите также и негативные ассоциации. Составьте и запишите предложения с ним.

Хорошая, большая, веселая, интересная, прекрасная, долгая, красивая, любовь, настоящая, здоровье, трудовая, замечательная, как день, хорошая штука, смысл и цель.

Трудная, нелегкая, плохая, тяжелая, страдать, скучать, прожить впустую.

Восстановление понимания стойких речевых оборотов

Задание 1. Объясните значение поговорок (рис. 1).

Рис. 1

Снимать пенку. Стоять как вкопанный. Смотреть сквозь пальцы. Смотреть сверху вниз. Смотреть как баран на новые ворота. Погнаться за двумя зайцами. Жизнь — есть движение. Плестись как черепаха. Сидеть, сложа руки. Жить как кошка с собакой. Слюнки текут. Полная чаша. Мир тесен.

Задание 2. Объясните значения поговорок (рис. 2).

Сжечь корабли. Терять голову. Светлая голова. Сгорать от стыда. Черным по белому. Убить двух зайцев. Тянуть за язык.

Читайте также:  Логопедическое заключение ОНР 2 уровня, стертая форма дизартрии

Восстановление понимания смыслового значения слов

Задание 1. Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым: день — обед, вечер — ужин. Лампа — свет, печка — . Большой — маленький, светлый — . Охотник — ружье, рыбак — . Инструмент — работа, кукла — . Слово — буква, дом — . Горячий — холодный, теплый — . Июль — лето, декабрь — . Борода — бритва, ногти — . Лимон — кислота, конфета — . Дождь — сырость, жара — .

Задание 2. Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым.

Рабочий — город, крестьянин — . Ласточка — быстрота, черепаха — . Луг — трава, лес — . Море — вода, скалы — . Стол — еда, кровать — . Лиса — хитрость, лев — . Повар — еда, портной — . Учитель — учить, врач — . Часы — время, барометр — . Телевизор — ток, грузовик — .

Задание 3. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в остальных словах и чем отличается лишнее слово от других.

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Виктор, Николай, Сергей, Иванов, Константин. 4. Молоко, быстро, поспешно, торопливо. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Задание 4. В каждой строке есть одно слово перед скобками и пять слов в скобках. Покажите в каждой строке только те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) всегда имеет, без чего он не бывает.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглый, печать). 7. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 8. Газета (спорт, приложение, телеграмма, бумага, редактор). 9. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 10. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

Задание 5. Подберите слова, противоположные по смыслу.

Успех — . честный — . чистый — …, хвалить — . хохотать —- . широкий — . юг — .

Восстановление понимания временных отношений

Задание 1. Ответьте на вопросы.

Во сколько часов начинается утро, день, вечер и ночь?

Как правильно сказать: в 4 часа утра или в 4 часа ночи? В 11 часов утра или в 11 часов дня? В 5 часов дня или в 5 часов вечера? В 11 часов вечера или в 11 часов ночи?

Таким образом, по сколько часов длятся утро, день, вечер и ночь?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

В какие месяцы начинается весна, лето, осень и зима?

Можно ли сказать: зимним октябрьским днем, летней майской ночью, осенней декабрьской порой, весенним июльским днем?

Как следует сказать? Отредактируйте эти словосочетания.

Задание 3. Слова сейчас, сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера постоянно присутствуют в нашей речи. Они подчеркивают время действия. Прочитайте предложения и определите время действия: настоящее, прошедшее, будущее.

Позавчера ко мне приехала сестра со своими детьми. Вчера они ходили в театр. Сегодня утром они пошли на выставку. Сегодня же вечером они идут в гости. Завтра днем они будут дома со мной, но вечером идут в цирк. Послезавтра утром они пойдут за покупками и послезавтра же вечером улетят к себе домой. Так интенсивно они проведут у нас несколько дней. Все у них идет по плану.

Восстановление понимания многозначности слов

Задание 1. Подчеркните правильные предложения.

Ведро поставлено в таз. Таз поставлен в ведро. Хлеб положен в сумку. Сумка положена в хлеб. Хлебом режется нож. Ножом режется хлеб. Мать кормит сына. Сын кормит мать.

Задание 2. Покажите, где нарисована собака хозяина. Где хозяин собаки? Покажите, где нарисована мамина дочка, мама дочки, дочка мамы, дочкина мама (рис. 3).

Задание 3. Определите многозначность слов.

Стол, нож, клетка, стул, кошечка, рамка, орешек, крошка.

Восстановление счетных операций

Задание 1. Отнимите, начиная от 100 по 3, 7, 13, 17. Считайте от 1 до 30, пропуская каждую четвертую цифру, каждую пятую цифру, каждую шестую цифру.

Задание 2. Назовите в обратном порядке дни недели и месяцы года, пропуская каждый второй день и месяц.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. В коробке было 5 красных карандашей и 3 синих карандаша. На сколько красных карандашей больше, чем синих?

2. Петя истратил 30 тысяч и у него осталось 10. Сколько у Пети было денег?

3. На одной тарелке лежало 10 яблок и груш. Груш было на 4 больше, чем яблок. Сколько было яблок и сколько груш?

4. В ремонтную мастерскую в понедельник привезли 30 тракторов, во вторник на 10 тракторов меньше, чем в понедельник, а в среду на 5 тракторов больше, чем во вторник. Сколько всего тракторов привезли в мастерскую?

Восстановление понимания пространственного расположения предметов

Задание 1. Рассмотрите рисунки и письменно ответьте на вопросы (рис. 4).

Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

В публикации представлен пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии, показана роль комплексного подхода к когнитивной нейрореабилитации больных, доказана необходимость понимания природы нарушения когнитивных функций у больных с афазией для теории и практики реабилитации больных с локальными поражениями мозга.

Инсульты и травматические поражения головного мозга являются одним из наиболее частых причин инвалидизации во всем мире. К тяжелым ограничениям жизнедеятельности при этих формах патологии приводят не только двигательные и сенсорные нарушения, но когнитивные нарушения, хотя им незаслуженно уделяется недостаточно внимания при реабилитации больных с такой патологией.

У больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, кроме двигательных, чувствительных, координаторных нарушений в почти 36 % случаев наблюдаются речевые расстройства. У половины пациентов развивается сенсомоторная афазия, другие виды афазий в остром периоде встречаются гораздо реже.

Так, например, амнестическая афазия, по данным различных публикаций, составляет около 4,2–7,5% от всех афазий и наблюдается при нарушении мозгового кровообращения в бассейне левой задней мозговой артерии.

Амнестическая афазия (номинативная афазия) представляет нарушение номинативной функции речи – трудностью называния предметов. Пациент во время разговора стремится заменить названия предметов описанием их предназначения. Например, слово “ложка” заменяется высказыванием “ну это… то, чем едят”. Для речи больного характерны паузы, сложности в выборе слов, замена одних слов и фраз на другие. Нарушения понимания у таких пациентов не наблюдается. Письмо нарушено в соответствии с основным дефектом экспрессивной речи, в которой мало существительных и много глаголов.

Очаг поражения при амнестической афазии расположен в нижних и задних отделов теменно-височной области доминантного полушария.

Точных данных о механизме возникновения амнестической афазии нет. Есть мнение (в работах Е.К. Сепп), что поле 37 — место фиксации сочетания зрительных и слуховых стимулов, и при его поражении возникает разрыв зрительного образа слова с его речевым эквивалентом.

Есть также предположение, что при амнестической афазии поражение мозга распространяется на глубинные структуры височной доли, в работах А.Р. Лурии отмечается, что амнестическая афазия это следствием нарушения выбора слов, всплывающих в сознании больного.

Афазиологи в своей практике наблюдают больных, у которых амнестическая афазия сочитается с оптической агнозией. Как мы уже отмечали, возникновение амнестической афазии при поражении мозга в бассейне левой задней мозговой артерии, при травме, энцефалите, болезни Альцгеймера, опухоли, инсульте.

В том случае, если очаг распространяется на затылочные отделы ведущего полушария могут возникать зрительные агнозиии.

В литературе описывается 6 основных форм нарушения зрительного гнозиса. Для всех форм зрительных агнозий характерна относительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работы зрительной системы. Выделяют следующие виды агнозий: предметная агнозия, лицевая агнозия, оптико-простанствнная агнозия, симультанная агнозия, буквенная агнозия (возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры).

При буквенной афазии у пациента возникают значительные трудности в чтении букв, которые он воспринимает как рисунки и не понимает их значение.

В практической работе амнестическая афазия в сочитании с буквенной агнозией встречается достаточно редко. Данная публикация описывает пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений, вызванных сочетанием амнестической афазии и буквенной агнозий.

В июне 2013 года больной поступил в 3ССО ЦПРиН при поступлении предъявлял жалобы на нарушение речи (невозможность вспомнить название предметов), нарушение чтения (неузнавание букв, невозможность составить из букв слоги, слова), ограничение правых полей зрения и нарушение узнавания некоторых бытовых предметов.

Из анамнеза заболевания известно, что в течение многих лет страдал гипертонической болезнью с повышением артериального давления (АД) до 220/100 мм рт. ст. (при рабочем АД 130/80 мм рт. ст.), регулярно не лечился. Заболел остро 12.01.13 г., когда на фоне головной боли отметил нарушение речи, зрения, неловкость в правых конечностях. Бригадой скорой медицинской помощи, при АД 230/100 мм рт. ст., был доставлен в ГКБ с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой задней мозговой артерии.

В неврологическом статусе при поступлении: правосторонняя гемианопсия, сенсорная афазия, правосторонний гемипарез. При МРТ головного мозга: в левых височной и затылочной долях выявлена обширная зона, характерная для ишемического инсульта.

Проводилась гипотензивная, вазоактивная, дезагрегантная нейротрофическая терапия, на фоне которой отмечена положительная динамика в состоянии больного.

После выписки из стационара у больного были жалобы: нарушение чтения, нарушение узнавания предметов. Необходимо отметить, что у данного пациента в остром периоде нарушения мозгового кровообращения наблюдалась сенсорная афазия, впоследствии сенсорная афазия у больного трансформировалась в амнестическую афазию, зрительную агнозию (предметная, оптико-пространственная и буквенная). В клинической практике данное сочетание встречается довольно редко. При поступлении в стационар для курса нейрореабилитации, было проведено подробное нейропсихологическое обследование, по результатам которого было сделано нейродефектологическое заключение.

Заключение нейродефектолога: больной контактен, ориентирован в месте и времени. В ходе исследования выявлены значительные трудности амнестического характера в собственной речи, проявляющиеся увеличением латентного периода называния, а также описанием функциональных признаков при поиске слова.

Называние: существенно затруднено называние слов предметного словаря, отмечается выраженные трудности нахождения нужных слов, особенно низкочастотных (по амнестическому типу), активный поиск слов, вербальные парафазии; контекстная подсказка помогает не всегда (машина // грузовик; хлеб // хлебная булка…хлеб; карандаш // ручки…то, чем пишем…карандаш; сито // …не знаю; руль // ручка…то, чем управляют велосипедом, называние действий доступно с единственной вербальной заменой (плачет // сморкается, после повторного предъявления +).

Спонтанная речь фразовая, развернутая, представлена предложениями различных синтаксических моделей. Темп речи замедленный. Повторная речь не нарушена. Составление фразы по сюжетной картинке соответствует возможностям устной речи, в которой достаточно часто встречаются вербальные парафазии: (кот пьёт молоко // кошка вылизывает, видимо, налитое в блюдце… собака лижет налитую жидкость в блюдце; мальчик бежит к дереву // мальчик пробегает рядом с деревом или ёлкой… Мальчик прячется от дождя под елью; врач приглашает больную пройти в кабинет // врач встречает женщину с больной зубой…больным зубом и приглашает её в зубной кабинет…; мальчик несёт лестницу, чтобы снять с дерева шар // воздушная штука мальчика зацепилась за…ветку дерева и его друг или взрослый какой-то дяденька идёт помочь ему достать эту штуку с ветки).

Понимание ситуативной и внеситуативной речи не нарушено. Доступно выполнение простых устных инструкций, многочленных – затруднено. Показ отдельных предметов и действий – доступен. При показе серий (2-3 элемента) слов обозначающих предметы и действия, отмечалось увеличение латентного периода, опора на проговаривание (вот масло мажет, вот бьёт); перестановки элементов ряда; на истощении пациенту требовалось повторное предъявление. Выявляющиеся затруднения обусловлены сужением и трудностями переключения слухоречевого восприятия, нарушениями нейродинамического аспекта психической деятельности.

Фонематический слух первично не изменен. В слухоречевой памяти наблюдается сужение объема восприятия и воспроизведения непосредственной и отсроченной информации, продуктивность воспроизведения при запоминании слов снижена. Чтение затруднено. Выявлены элементы буквенной агнозии, проявляющиеся трудностью узнавания отдельных букв, значительными трудностями чтения. Написание отдельных букв (сходных по очертанию) затруднено. Произвольное самостоятельное письмо — высокоавтоматизированный акт.

Гнозис.

Зрительный предметный гнозис – выполнение проб возможно (пациент верно опознаёт реалистичные, единичные недорисованные, наложенные, контурные изображения), однако выполнение заданий требует увеличенного латентного периода опознания, задания требуют от больного повышенного сосредоточения и быстро приводят к истощению При восприятии сюжетных изображений отмечается игнорирование правой стороны рисунка. При привлечении внимания (яркая маркировка правой стороны рисунка) возможно адекватное восприятие сюжета.

Оптико-пространственный гнозис – выполнение проб вызывает затруднение. На первый план выступает правостороннее зрительно-пространственное игнорирование и зрительные нарушения. Больной анализирует только левую часть стимульного материала, представленного в зрительной модальности. Например, начинает рассматривать предметный изображения слева направо, доходя до середины листа, оценивает лишь левую часть объекта, при выполнении задания на обведение контура, больной не может проследить за линей, теряя ее из поля зрения.

Буквенный гнозис нарушен. Оптико-пространственный: ориентация в карте возможна, определение времени на схематичных часах, расстановка стрелок на немом циферблате затруднены. Рисование плоскостных геометрических фигур – возможно, при рисовании объемных геометрических фигур больной затрудняется в расположении деталей данной фигуры. В рисунке человека, стола, чашки и чайника, машины отмечается наличие всех основных частей предмета, но больной затрудняется в правильном расположении данных элементов в пространстве. Проба на опознание зеркально нарисованных букв – больной не видит различия между буквами. Дорисовать лицо возможно, отмечаются трудности пространственного расположения частей лица.

Читайте также:  Групповые логопедические занятия в комплексе реабилитационных мер по преодолению сенсорной афазии у пациентов в условиях суточного стационара

Таким образом, у больного выявлена амнестическая афазия буквенная агнозия, нарушение чтения, нарушение письма, оптико-пространственная агнозия, нарушение нейродинамического компонента. Речевой дефект средней степени выраженности ( 215 баллов по шкале количественной оценки состояния и динамики восстановления речи, в дальнейшем КОР).

За время нахождения в стационарном отделении была разработана программа комплексной нейрореабилитации больного направленная на:

  • преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности;
  • восстановление обобщенного оптического образа предмета;
  • преодоление трудностей называния;
  • организация развернутого высказывания;
  • восстановление письма и чтения (преодоление буквенной агнозии), в рамках которой проводились занятия по восстановлению буквенного гнозиса и восстановлению чтения, преодолению трудностей называния с использованием методики актуализации зрительных образов), также больной посещал групповые нейродефектологические занятия, компьютерные занятия и занятия в музыкальной группе, занятия в кабинете эрготерапии.

В конце курса нейрореабилитации было проведено повторное нейропсихологическое обследование состояния когнитивных функций пациента и проаназированы количественные и качественные показатели, которые показали положительную динамику в состоянии высших психических функций (20 баллов по шкале КОР).

Таким образом, благодаря комплексному подходу к восстановлению когнитивных функций, уменьшились трудности актуализации названий предметов, регрессировали проявления буквенной агнозии, что оказало положительное влияние на скорость восстановления чтения и письма. Восстановление чтения и письма происходило медленнее, что было обусловлено наличием у больного правосторонней гомонимной гемианопсии.

В заключении необходимо отметить, что понимание природы нарушения когнитивных функций у больных с афазией имеет важное значение для практической работы по реабилитации больных с локальными поражениями мозга.

Предложенный пример комплексного подхода к восстановлению высших психических функций может быть использован логопедами в работе с больными с различными формами афазии.

  1. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М., 2003.
  2. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2004.
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.
  4. Репина Н.В. и др. Основы клинической психологии. М., 2003.
  5. Рябова В.С. // Журн. неврол. и психиатр. 1986. No 4.
  6. Тонконогий И.М., Пуантре А. Клиническая нейропсихология. СПб., 2007.
  7. Цветкова Л.С. // Вопр. психол. 1972. No 4.

1) Медведева О.К.,
логопед
2) Башкатова Е.А.,
логопед

ТЕМА 17. Преодоление алексии, аграфии,апраксии и акалькулии при афазии

    Анна Каблукова 4 лет назад Просмотров:

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Афазия» ТЕМА 17. Преодоление алексии, аграфии,апраксии и акалькулии при афазии Содержание 1. Основные приемы преодоления апраксии при афазии 2 стр. 2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению алексии, аграфии.. 5 стр. 3. Основные приемы преодоления акалькулии при афазии 8 стр. 4. Список литературы стр. г. Москва, 2014

2 1. Основные приемы преодоления апраксии при афазии Динамическая (кинетическая) апраксия возникает при поражении премоторной и заднелобных отделов коры головного мозга. Она выражается в неудержании плана следования серии движений: перестановке, пропусках, как правило, среднего звена серии движений, персеверации одного движения. При этой форме апраксии нарушается линейная, развертывающаяся не только в пространстве, но и во времени сложная сукцессивная серия сменяющих друг друга движений. Динамическая апраксия наблюдается при всех вариантах эфферентной и динамической афазии. Преодоление ее входит в одну из задач восстановительного обучения. Планирование речевой деятельности необходимо начинать с восстановления зрительного контроля за произвольными движениями. Для преодоления кинетической апраксии рекомендуется начинать с контроля за периодически меняющимися двумя действиями, например с написания большой и маленькой петли, смены креста и круга, треугольника и тире и других комбинаций каких-либо знаков, т. е. с восстановления самого элементарного ритма, поддающегося зрительному контролю. Затем переходят к узору, состоящему из трех элементов, что нередко требует оречевления каждого компонента, включенного в определенный ритм. Для упрочения воспроизведения плана движений или серии знаков используют прежде всего образец того или иного ритмического узора, «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 вертикальные полосы-паузы между узорами и проговаривание названий каждого элемента, входящего в ритмический узор движений или знаков, например «тире точка запятая», «квадрат крест треугольник» и т. п. Но желательно не использовать в серии этих упражнений серию «кулак ладонь ребро» как тестирующее задание для проверки эффективности преодоления дефектов динамического праксиса. Конструктивно-пространственная апраксия, возникающая при поражении нижнетеменных отделов головного мозга, наблюдается при афферентной и семантической афазии. Она предполагает наличие у больного нарушения зрительного, кинестетического, логического анализа и синтеза элементов, входящих в тот или иной пространственно организованный узор (например, ориентация в схеме географической карты, конструирование простого орнамента из кубиков, мозаики или спичек и т. п.). Поскольку порядок звуков в слове развертывается как во времени, так и в линейно организованном пространстве, то больные с афферентной моторной афазией могут испытывать не только трудности в выборе и оценке дифференциальных признаков фонем (также пространственно организованных), но и в нахождении места фонемы в звуковом составе слова, что особенно наглядно проявляется при так называемой проводниковой афазии. Трудности комбинирования пространственно организованного рисунка возникают из-за некоторых зрительных иллюзий, возникающих в «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 связи с тем, что больной не в состоянии расчленить орнамент на горизонтальные ярусы или серию вертикально следующих столбиков. Он не видит швы между элементами и не находит их адекватного пространственного расположения. Преодоление конструктивно-пространственной апраксии совершается в процессе расчленения образца орнамента на элементы, показа разнородности входящих в рисунок элементов, анализа их не только по цвету, но и по форме (квадратики, треугольники, кружочки, палочки разной длины), а затем и обучения планированию деятельности, т. е. в процессе определения всех этапов выполнения орнамента по ярусам (сверху вниз) или по столбикам (слева направо и т. д.). В тетради больного логопед рисует орнаменты, которые он складывает из кубиков, собирает разрезные картинки и т. п. Позже переходят к конструированию различных фигур из спичек и к работе с конструкторами для дошкольников и младших школьников. Затем рисуются планы расположения мебели в доме, схемы транспортных поездок (как доехать до театра и т. п.), проводятся занятия по ориентации в географической карте. Параллельно преодолевается импрессивный аграмматизм больных с семантической афазией. «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению алексии, аграфии Преодоление оптической аграфии, алексии и зеркального письма всегда начинается с преодоления конструктивно-пространственной апраксии; по мере восстановления ориентации в левом и правом возможно начинать преодоление оптической аграфии и алексии. Внимание больного фиксируется при помощи цветного карандаша на левой стороне листа, с которой начинается чтение и письмо. Оптическая алексия может быть двух вариантов. При первом варианте оптической литеральной алексии у больного нарушается симультанное представление о букве как о знаке, имеющем те или иные пространственные характеристики. Для преодоления этого варианта логопед проводит объяснение и словесное определение, из каких элементов состоит буква русского алфавита. Первоначально обсуждается лишь печатный шрифт и дифференцируются элементарные, далекие по начертанию буквы, например Т и О, С, Р и т. д., и обсуждаются характеристики этих букв. Постепенно больной подводится к конструированию из элементов (палочек, кружков, полукружков) близких по начертанию букв, их чтению. Особое внимание уделяется числу элементов, входящих в букву, их длине, направлению буквы в левую или правую сторону (Я, Р, В, З и т. п.). В процессе конструирования и реконструирования букв из элементов больной обучается узнавать букву и «Дефектология. Логопедия» Страница 5

6 читать ее, а позже, пользуясь «окошечком», прорезанным в полоске плотной бумаги, передвигающимся от буквы к букве, он начинает читать букву за буквой, слово за словом. При этом постоянно проводится дополнительная работа по оптической дифференциации смешиваемых букв. При преодолении оптической алексии больной пользуется дополнительной кинестетической афферентацией: ощупывает рельефные буквы, копирует буквы и слова, прописывает слова в воздухе с закрытыми глазами, проговаривает трудные звенья в начертании букв. Очень важно умело подбирать дидактический материал для таких больных, начиная с чтения слов, отличающихся одной, двумя буквами, чтобы больному приходилось осознанно декодировать не все буквы, входящие в слово. Второй вариант оптической вербальной алексии отличается от первого тем, что больной свободно узнает отдельные буквы, но не может разделить слово на входящие в него буквы и прочитать их в определенной последовательности, теряет строку, выхватывая отдельные элементы из слова. Отмечаются своеобразные нарушения взора, в основе которого лежит нарушение патологического «сужения» зрительного восприятия. Преодоление этого варианта оптической алексии осуществляется путем постепенного расширения просвета «окошечка» в полоске плотной бумаги, которое скользит по строке читаемого текста. Больной обучается следить за передвигаемым по строке «окошечком», в котором первоначально можно «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 показывать некрупные рисунки различных предметов, затем буквы, слоги, входящие в то или иное слово. По мере восстановления следящего целенаправленного движения взора «окошечко» раздвигается до длины строки, оставляя видимой одну строку и прикрывая весь текст. Позже его заменяют подстрочной полоской бумаги или линейкой, прикрывающей лишь нижнюю часть листа и фиксирующей взор на верхнем крае подстрочной линейки. В процессе преодоления оптической алексии следует пользоваться текстами, напечатанными крупным шрифтом. Позже больной овладевает способностью чтения прописного шрифта близких ему людей. Оптическая алексия близка по своей природе к оптической агнозии и нередко наблюдается при ней. Оптико-пространственная аграфия наблюдается в синдроме конструктивно-пространственной апраксии, при нарушении ориентированности в пространстве, в географической карте, в часах. Наиболее часто оптико-пространственная аграфия выражается в виде зеркального письма, когда больной начинает писать зеркально отдельные буквы и целые слова, прописные и печатные буквы при сохранности чтения и отсутствии афазии. Преодоление зеркального письма осуществляется при помощи копирования обведения букв, отчеркивания красным карандашом левой стороны листа, указания стрелками направления букв. При грубой оптической аграфии используется устное определение описание элементов, «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 входящих в букву, списывание-копирование слова по отдельным буквам с опорой на сетку, сохраняющую структуру слова. Оптические аграфия и алексия, как правило, не наблюдаются одновременно у одного больного. 3. Основные приемы преодоления акалькулии при афазии Акалькулия наблюдается, как правило, при поражении нижнетеменных отделов у больных с комплексной моторной или грубой эфферентной моторной афазией, а также при семантической афазии и нарушении конструктивно-пространственной деятельности. При грубой моторной афазии акалькулия может быть вызвана тем, что в процессе счетных операций человек опирается на внутреннее проговаривание и планирование счетных операций. Кроме того, у больных с грубой моторной афазией может быть амнезия на слова, обозначающие простейшие цифры. Особенно затруднены для больных операции с переходом через десяток, а также удержание в памяти направления математического действия. Преодоление акалькулии у больных с грубой моторной афазией требует поэтапности овладения счетными операциями (сложением и вычитанием) сначала в пределах первого десятка, затем двух десятков. После восстановления этих счетных операций по отдельности больным можно дать задание решать перемежающиеся примеры на сложение и вычитание, а затем и комплексные примеры типа: =; = и «Дефектология. Логопедия» Страница 8

9 т. п. Решение таких арифметических примеров воспитывает внимание, содействует преодолению персевераторности. По мере восстановления счетных операций в пределах двух десятков можно перейти к решению примеров в пределах ста, а затем и тысячи. Однако счетные операции на умножение и деление многозначных чисел для больных длительное время остаются недоступными. Опорой в преодолении грубой акалькулии при моторной афазии могут служить домино, счетный материал для первоклассников, монеты. Акалькулия, наблюдающаяся при семантической афазии, характеризуется нарушением представлений о разрядности числа и смешением направления математических действий. Больные вместо вычитания делают сложение, испытывают трудности при умножении даже двузначных чисел. Особые трудности возникают при решении арифметических задач вследствие выраженного импрессивного аграмматизма, трудностей декодирования смысла текстов этих задач, так как в этих случаях у больных наблюдается нарушение речемыслительной деятельности. Преодоление этих расстройств чрезвычайно сложно и длительно. В связи с этим задачи преодоления акалькулии ограничиваются восстановлением счетных операций, необходимых в быту (квартплата и счетные операции в магазине). «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 Восстановлению содействуют занятия по преодолению конструктивнопространственной апраксии и импрессивного аграмматизма, а также обведение цветным карандашом знаков счетных операций, что фиксирует внимание больного, создание планов и схем действия при решении многозначных примеров. Восстановление разрядности числа требует также фиксации внимания больного на составных частях многозначного числа с опорой на схемы, выделения десятков, сотен и тысяч при помощи цветных карандашей и т. п. «Дефектология. Логопедия» Страница 10

11 Список литературы 1. Визель Т. Г. Афазия: понятие и мозговые механизмы. Альманах «Исцеление»: Вып.7/ Под ред. Проф. И. А. Скворцова. М.: Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. ВЛАДОС 2009г. 3. Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ им. Максима Танка, с. 4. Клепацкая Л. Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1,2 – Издательство: В. Секачев 2012г. 5. Краузе Е. Н. Практическая логопедия Изд. КОРОНА-век 2008г. 6. Цветкова Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения.- М:МПСИ Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). М.: Из-во, с.; Репринт PEM, Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., «Дефектология. Логопедия» Страница 11

Первичная прогрессирующая афазия

Первичная прогрессирующая афазия – это постепенный распад речевой функции при отсутствии когнитивных расстройств. Дебютирует речевыми запинками, аграмматизмами, парафазиями, замедлением речи, которые постепенно трансформируются в грубую моторную или глобальную афазию. Прогрессирующая афазия диагностируется по данным ЭЭГ, исследования вызванных потенциалов, томографии головного мозга (МРТ, ПЭТ-КТ), нейропсихологического тестирования. В лечении применяется симптоматическая фармакотерапия (ноотропы, NMDA-антагонисты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, СИОЗС), логопедические занятия.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы
    • Аграмматическая ППА
    • Семантическая ППА
    • Логопеническая ППА
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение первичной прогрессирующей афазии
    • Медикаментозная терапия
    • Логотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение
Читайте также:  Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

Общие сведения

Первичная прогрессирующая афазия (ППА) – медленно нарастающее, но непрерывно прогрессирующее расстройство, приводящее к утрате речевых функций. Выделена в самостоятельную нозологию в 1982 г., хотя впервые описана более века назад. В современной неврологии ППА входит в группу фокальных нейродегенеративных процессов и занимает в их структуре 20‒40%. Средний возраст дебюта составляет 50 лет, однако известны случаи заболеваемости первичной прогрессирующей афазией пациентов от 20 до 82 лет. От начальных клинических проявлений до полного распада речи проходит около 7 лет.

Причины

На текущий момент известно несколько этиофакторов, приводящих к манифестации первичной прогрессирующей афазии. Изученные причины коррелируют с разными формами ППА. В их числе:

  1. Таупатии. Нейродегенеративные патологии, вызванные отложением тау-белка в нейронах и нейроглии, включают лобно-височные дегенерации, кортикобазальную дегенерацию, прогрессирующий надъядерный паралич. С этим этиологическим фактором связано развитие аграмматической формы ППА.
  2. TDP-43-патии. К ним относятся заболевания, обусловленные внутриклеточным накоплением протеина TDP-43: долевая лобно-височная дегенерация, болезнь моторных нейронов, деменции с тельцами Леви и др. Характерны для семантической, части аграмматической и логопенической формы ППА.
  3. βамилоидопатии. Сочетание отложения β-амилоида и тау-белка патогномонично для логопенического варианта ППА при атипичном варианте болезни Альцгеймера.
  4. Наследственность. Описаны случаи первичной прогрессирующей афазии как наследственной патологии с аутосомно-доминантной передачей. Мутация выявлена в гене GRN, кодирующем экспрессию белка гранулина на 17 хромосоме. Наследственную ППА относят к семейной лобно-височной деменции.

Патогенез

Синдром первичной прогрессирующей афазии патоморфологически неоднороден. ДНК-связывающий белок TDP-43 отвечает за транскрипцию ДНК в нейронах коры головного мозга. Его избыточное накопление в ядрах нейронов и невозможность выведения в цитоплазму запускает процесс нейродегенерации. Клинически это выражается в развитии лобно-височной атрофии.

Тау-протеин является важным нейробиохимическим регулятором развития нейронов, формирования микротрубочек в нервных клетках. Однако гиперфосфорилированный тау-протеин формирует нейрофибриллярные клубочки, нарушающие работу нервной ткани.

Первичные патологические изменения при аграмматической прогрессирующей афазии обнаруживаются в верхней и средней лобной извилинах, островковой доле. При логопенической форме ППА локальные атрофические изменения наблюдаются преимущественно в задних отделах лобной и теменной доли, при семантической – в височной коре доминантного полушария.

Классификация

С учетом клинического варианта развития первичные прогрессирующие афазии делятся на 4 формы. В их основу положены критерии расстройства речевой функции, особенности патоморфологии и нейровизуализации:

  1. Аграмматическая. Ведущий дефект ‒ оральная диспраксия в сочетании с грамматическими нарушениями.
  2. Семантическая. Центральный механизм − расстройство понимания смысла высказывания.
  3. Логопеническая. Основные критерии − трудности произнесения и повторения слов.
  4. Комбинированная. Сочетает аграмматическую и семантическую форму ППА.

Симптомы

Для всех форм первичной прогрессирующей афазии типично медленное, постепенное (в течение нескольких лет) нарастание речевых расстройств. При этом, как минимум, в первые два года у больных отсутствует когнитивное снижение и какая-либо неврологическая симптоматика. В последующем языковой дефицит нарастает стремительно и остается ведущем в структуре синдрома, появляется снижение интеллекта, изменение поведения и т.д.

Аграмматическая ППА

В дебюте данной формы первичной прогрессирующей афазии возникают несудорожные запинки, заикание, паузы в речи. Постепенно снижается речевая активность. Больной начинает изъясняться «телеграфным стилем», в речи может появиться иностранный акцент. Понимание значения слов и синтаксических конструкций сохранно.

Наблюдаются литеральные парафазии, персеверации, аграмматизмы в устной речи и на письме. В дальнейшем чтении и письмо становится невозможным (алексия, аграфия). При наличии оральной апраксии страдает повторная речь. Возникает аномия. В продвинутой стадии развивается мутизм.

В неврологическом статусе ‒ мышечная ригидность, гипокинезия, тремор. Позднее присоединяются поведенческие отклонения: апато-абулический синдром, депрессия, навязчивые состояния.

Семантическая ППА

Начинается в возрасте 50-60 лет. Клинические признаки включают сокращение словарного запаса, отчуждение смысла слова, вербальные парафазии. Больные могут описать или нарисовать объект, но затрудняются назвать его словом, плохо понимают значение малочастотных слов. Счет сохранен, письмо и чтение нарушены частично (дисграфия, дислексия), но страдает понимание написанного/прочитанного.

Типичная зрительная (в том числе, лицевая) агнозия, возможно развитие паркинсонизма. Поведение больных с семантической первичной прогрессирующей афазией характеризуется утратой эмпатии, излишней педантичностью, скупостью, обсессивно-компульсивными действиями.

Логопеническая ППА

Первоначально у больных возникают трудности с поиском нужно слова, как при назывании предметов, так и в спонтанной речи. Из-за этого речь становится замедленной. Вызывает сложности повторение предложений. Отмечаются ошибки фонетического характера. Аграмматизмы отсутствуют, понимание не нарушено. Логопеническая форма прогрессирующей афазии нередко предшествует развернутой клинике болезни Альцгеймера.

Осложнения

Осложнения связаны с прогрессированием причинной нейродегенеративной патологии и языкового дефицита. После начального двухлетнего периода начинают лавинообразно нарастать речевые трудности, когнитивные и поведенческие отклонения. Больные постепенно утрачивают способность к коммуникации, самообслуживанию, становятся зависимыми от помощи близких. В исходе первичной прогрессирующей афазии неизбежно развивается глубокая деменция и тотальная афазия.

Диагностика

Правильный диагноз больным с первичной прогрессирующей афазий ставится редко. Большинство случаев обычно ошибочно квалифицируется как дисциркуляторная энцефалопатия. Этому способствует тот факт, что жалобы пациентов, обращающихся врачу-неврологу, в начальных стадиях неспецифичны: забывчивость на слова и на лица, трудности понимания. Подтвердить ППА помогают:

  • МРТ головного мозга. Информативна в развернутой стадии, когда на томограммах определяются участки локальной атрофии различных областей мозга (в зависимости от формы ППА). Помогает исключить поражение церебральных сосудов, инфаркты мозга, опухоли и другие причины афазии.
  • ПЭТ-КТ головного мозга. Позитронно-эмиссионная томография с фтордезоксиглюкозой обнаруживает локальные зоны гипометаболизма глюкозы, что подтверждает дегенеративные изменения нервной ткани. Для детекции амилоидных бляшек, их локализации и плотности используется ПЭТ-КТ с [11C] PIB.
  • Методы ЭФИ. Выполняется ЭЭГ и регистрация вызванных когнитивных потенциалов. Электроэнцефалография с функциональными пробами демонстрирует угнетение и нерегулярность коркового ритма. Исследование Р300 свидетельствует о когнитивном дефиците различной степени выраженности.
  • Нейропсихологические тесты. Исследование ВПФ может показывать различные результаты с учетом стадии первичной прогрессирующей афазии. При всех формах и в любом периоде выявляются речевые трудности. Возможно нарушение праксиса и гнозиса. Память и мышление страдают на более поздних этапах.

Первичную прогрессирующую афазию дифференцируют с речевыми расстройствами и деменцией, вызванными цереброваскулярными заболеваниями, нейроинфекциями, энцефалопатиями (уремической, печеночной и др.), опухолевыми процессами, неврологическими нарушениями при дефиците витамина В12, болезнью Неймана-Пика типа С и др.

Лечение первичной прогрессирующей афазии

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день не предложено сколько-нибудь эффективной терапии, способной остановить или существенно замедлить прогрессирование ППА. Речь идет о возможной стабилизации состояния и поддержании качества жизни. С симптоматической целью назначаются:

  • NMDA-антагонисты. На фоне применение мемантина у пациентов с первичной прогрессирующей афазией отмечается умеренное улучшение когнитивных функций.
  • Дофаминомиметики. Леводопа, бромкриптин используются как с целью устранения симптомов паркинсонизма, так и для преодоления артикуляционной диспраксии.
  • Ингибиторы холинэстеразы. Препараты данной группы уменьшают выраженность когнитивного дефицита, помогают контролировать поведенческие нарушения, замедляют прогрессирование деменции.
  • СИОЗС. Назначаются при развитии поведенческих и аффективных нарушений.
  • Другие ЛС. Определенный эффект дает длительный прием ноотропных препаратов. Проводится коррекция дефицита витамина D.

Логотерапия

Больным с ППА показаны систематические занятия с логопедом-афазиологом, психологом. В процессе логотерапии достигается улучшение восприятия речи, уменьшение артикуляционных трудностей, хотя в целом эти положительные изменения незначительны и носят временный характер. Для компенсации языковых трудностей могут быть использованы специальные мобильные приложения, карточки PECS.

Прогноз и профилактика

В целом прогноз характеризуется как неблагоприятный, поскольку во всех случаях первичной прогрессирующей афазии регистрируется нарастание афатических расстройств и деменции. Средняя продолжительность жизни после установления диагноза составляет 8-10 лет.

Специфические профилактические меры не разработаны. Как и для предотвращения других видов деменции, рекомендуется устранение возможных факторов риска (дислипидемии, ожирения), компенсация сопутствующих патологий. Определенным протективным эффектом обладает ведение активной умственной деятельности на протяжении жизни.

Афазия. Коррекционная работа при афазии.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия – это заболевание, для которого характерны проблемы с распознаванием речи и речевым общением, которые возникают вследствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. Афазия не является врожденным заболеванием. Она появляется внезапно после травм или заболеваний. Это может быть как травма головы, так и сердечный удар, инсульт, инфекция или маразм. Приобретенная афазия проявляется в виде полной или частичной неспособности воспринимать речь (устную и/или письменную) и говорить.

Существует различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации Х.Хэда и других. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурии, который различает шесть форм афазий: акустико-гностическую акустико-мнестическую (возникает при поражении височных отделов коры головного мозга), семантическую и афферентную моторную афазии (возникает при поражении нижних отделов коры головного мозга), эфферентную моторную и динамическую афазии (возникает при поражении премоторных заднелобных отделов коры головного мозга).

Направления коррекционной работы

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.

2.Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.

По форме проведения логопедические занятия должны носить в основном индивидуальный характер, так как дети резко отличаются друг от друга по своим речевым и личностным особенностям. Кроме того, восстановление речи всегда протекает у разных детей по-разному.

На протяжении всего времени логопедической работы необходима помощь родителей, воспитателей, близких ребенка: они должны продолжать восстановительную работу, контролировать ее, вселять в ребенка веру в его собственные силы.

Поскольку полученные на занятиях речевые навыки весьма неустойчивы и быстро утрачиваются, необходимо в течение всего срока обучения неоднократно повторять и закреплять усвоенное

Восстановление речи при афазии

При афазии логопедическая работа включает в себя следующие направления:

Отработка артикуляторных дифференцировок.

Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок — комок, удочка — уточка).

3. Отработка произношения слов разной слоговой структуры.

4. Активизация лексического запаса и преодоление имеющегося аграмматизма.

5. Формирование связной речи и воспитание навыков связного рассказывания.

6. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

7. Устранение нарушений чтения и письма.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

С первых же занятий параллельно с развитием фонематического слуха следует проводить работу по формированию у детей навыков звукового анализа. Необходимо научить детей выделять названный звук в словах, где он находится в разных позициях.

Работа по развитию произносительных навыков отличается большим своеобразием. Начинать ее рекомендуется с отработки сохранных звуков, поскольку главная задача — оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап — восстановление отсутствующих звуков. При этом внимание ребенка фиксируют не только на акустической характеристике звука, но и на артикуляторной, а также графической (если ребенок школьного возраста). Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (совместном с логопедом) и отраженном (вслед за логопедом) повторении автоматизированных речевых рядов. В дальнейшем эти ряды необходимо преобразовывать в слова и короткие предложения.

Если ребенок до появления афазии обучался в школе, в процессе восстановительной работы необходимо использовать сохранные навыки письменной речи. Поэтому цикл занятий рекомендуется проводить в письменной форме (ребенок записывает числовые ряды, слова и предложения в тетради).

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

Медицинское направление

При афазии проводят в стационарное комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы афазии, возраста, соматического и неврологического статуса больного. Восстановительную логопедическую терапию при непрогрессирующих заболеваниях и резидуальных состояниях продолжают в поликлинике.

Инструментальные исследования при афазии

КТ-сканирование или МРТ обычно определяют локализацию и природу поражения головного мозга. Ангиография помогает в точном определении специфических сосудистых синдромов.

Наиболее частой причиной возникновения того или иного вида афазии является окклюзия сонных артерий, приводящая к нарушению кровотока в бассейне внутренней сонной и средней мозговой артерии. В симптоматике данного нарушения выделяют 4 стадии: I стадия – бессимптомная, при артериографии выявляют стеноз артерии, опасность которого – тромбоэмболия, II стадия – высокая степень сужения сосуда с интермиттирующей ишемией с синкопальными, длящимися несколько минут гемипарезами, афазией, нарушением походки и чувствительности (транзиторная ишемическая атака). Осложнения – тромбоз мелких мозговых сосудов; III стадия – полная окклюзия артерии, проявляющаяся внезапной апоплексией с потерей сознания, полной картиной апоплексического инсульта; IV стадия – остающиеся неврологические знаки после перенесенного инсульта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982

Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии, М., 1989

Бурлакова М.К. Речи и афазия. М., 1997

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1979

Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. Л., 1968

Логопедия: учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008.-703 с.

Ссылка на основную публикацию