Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ

Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3- летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учета возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребенка. Однако ни то ни другое не может быть достигнуто без обеспечения необходимых предпосылок. К их числу относится развитие подвижности мягкого неба, воспитание достаточно сильного и продолжительного ротового выдоха, достижение переднего положения языка. К созданию этих предпосылок приступают уже в дооперационный период.

Основная цель дооперационной логопедии и комплекса лечебных мероприятий заключается в том, чтобы максимально предупредить те возможные отклонения в развитии ребенка, которые как бы заранее предопределяются, программируются самим фактом наличия расщелины, а также подготовить более благоприятные условия для проведения операции. В этот период главное внимание должно быть обращено на следующее.

1. Предупреждение появления астенического синдрома. Поскольку заранее известно, что дети с врожденными небными расщелинами ослаблены и предрасположены к простудным заболеваниям, то с самого раннего возраста необходимо позаботиться о закаливании ребенка и о стимуляции его физического развития. Закаливание проводится с самых первых месяцев жизни. С этой целью можно использовать постепенно увеличивающиеся по продолжительности воздушные ванны, водные процедуры, прогулки с ребенком на воздухе при условии постепенного увеличения их длительности и не слишком резких колебаний температуры.

Стимуляция физического развития достигается преимущественно за счет подвижных игр и специальных физических упражнений. На самых ранних этапах развития лучше всего «следовать» за ходом нормального онтогенеза, несколько активизируя те движения, которые доступны ребенку данного возраста. Например, если в период от 6 до 10 месяцев ребенок в основном ползает, то на активизации ползания и сосредоточивается внимание. Для стимуляции этого двигательного процесса ребенку предлагается ползти то к маме, то к папе, то к бабушке, то за яркой игрушкой. Расстояние можно постепенно увеличивать. Примерно то же самое в соответствующем возрасте проделывается и с ходьбой, бегом. Используется игра в прятки, в мяч и другие подвижные игры.

2. Предупреждение фиксации языка в неправильном положении. С этой целью малыша уже с самых первых дней его жизни избегают класть на спинку, чтобы самим этим положением не провоцировать западание языка назад. В дальнейшем стараются всемерно стимулировать движения кончика и передней части спинки языка (например, можно систематически предлагать ребенку слизывать варенье с верхней губы, «чистить зубы» кончиком языка, играть в «часики», переводя высунутый изо рта язык из одного угла рта в другой и т. п.).

Переднее положение языка очень важно для воспитания у ребенка уже в дооперационном периоде ротового выдоха, поскольку оттянутый в глубь ротовой полости корень языка препятствует выходу воздуха через рот. Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка позволяет полностью снять носовой оттенок на том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи. Переднее положение языка и всемерная активизация его кончика необходимы также для воспитания правильной артикуляции звуков, большинство из которых в русском языке являются переднеязычными.

3. Предупреждение нарушений дыхательной функции. Поскольку при ринолалии наблюдается утечка воздуха через нос и сам по себе выдох очень укороченный, неэкономный, то нужно постараться предупредить окончательное закрепление такого способа дыхания. Основная задача — выработать достаточно продолжительный и экономный, устойчивый ротовой выдох, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, предупреждающая уменьшение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и подготавливающая тем самым дыхательный аппарат ребенка к нормальной речевой нагрузке. Наряду с этим ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом.

Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т. п. Воспитанию вдоха через нос способствуют такие упражнения, как «нюхание цветка». В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка; игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков и т. п. Однако ввиду большой утомительности дыхательных упражнений они проводятся в течение 1,5—2 минут, но в процессе одного занятия повторяются несколько раз. Дыхательные упражнения помимо решения чисто логопедических задач способствуют также более полноценному развитию грудной клетки ребенка, а следовательно, и укреплению его здоровья

4. Активизация мышц небно-глоточного кольца. Она очень важна уже в дооперационный период, поскольку в значительной мере улучшает условия для проведения операции. Здесь можно рекомендовать упражнения типа легкого покашливания, позевывания, проглатывания маленькими порциями молока или воды. При этом мягкое небо (а до операции — его фрагменты) рефлекторно поднимается вверх. Проводится и пальцевой массаж сегментов твердого и мягкого неба, чему мать ребенка обучают уже в родильном доме. Эти упражнения возобновляются и через две-три недели после операции, но активизации мягкого неба здесь уделяется еще большее внимание. Во многих случаях для этой цели используется и физиотерапия. Основная цель этой работы — обеспечение смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, что необходимо для достижения изоляции носовой полости от ротовой. Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos, по-гречески, — нос, lalia — речь). Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

Движение мягкого неба: А – мягкое небо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б – мягкое небо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В – мягкое небо поднято недостаточно. Контакт между мягким небом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный.

5. Развитие подвижности артикуляторных мышц как необходимой предпосылки для воспитания правильного произношения звуков. Забота об этом должна проявляться начиная с самого раннего возраста. Сначала проводятся так называемые пассивные движения. Мама своими пальцами собирает губы ребенка в трубочку, а затем растягивает их в улыбку; поднимает верхнюю губу вверх, обнажая верхние десны, после чего нижнюю губу опускает вниз с обнажением нижних десен. В более позднем возрасте постепенно переходят к активному выполнению этих же самых движений самим ребенком. Уже в дооперационный период у детей с ринолалией, по существу, можно воспитать правильную артикуляцию всех звуков речи, хотя носовой оттенок голоса при этом сохраняется. Но здесь важно то, что ребенок с самого начала привыкает пользоваться членораздельной речью, а не остается «безречевым», способным издавать лишь мычащие звуки. Воспитанное до операции правильное положение артикуляторных органов быстро восстанавливается и скорее упрочивается и в послеоперационный период, что значительно сокращает продолжительность логопедической работы после операции.

6. Развитие силы и гибкости голоса. Как уже отмечалось, наличие у ребенка небной расщелины приводит к тому, что голос его звучит тихо и глухо. Зная это, необходимо возможно раньше предпринять хотя бы самые простые предупредительно-коррекционные меры. Можно играть с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос медведя или мычания коровы и значительно более высокий — мяукание кошки). Хорошо использовать и «укачивание куклы» с характерным для него чередованием более высокого и более низкого звучания звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.

7. Предупреждение задержки речевого и психического развития ребенка. Это направление дооперационной логопедии важно потому, что наличие небной расщелины очень ограничивает возможности речевого общения ребенка и вторично может обусловить задержку не только речевого, но и психического его развития. Для предупреждения этого необходимо с самого раннего возраста привлекать внимание ребенка к речи, больше разговаривать с ним, давая ему возможность видеть при этом лицо говорящего, что будет стимулировать потребность в подражании слышимым звукам. Позднее следует работать над расширением понимания речи окружающих, над обогащением словаря, уточнением слоговой структуры слов, обращая особое внимание на правильность произнесения ребенком их окончаний (профилактика аграмматизмов).

8. Предупреждение появления вторичных психических наслоений. Это очень важное направление дооперационной логопедии заключается в осуществлении психотерапевтического воздействия на ребенка и его ближайших родственников. Такое воздействие уже с первых дней жизни ребенка оказывается на его родителей и прежде всего — на мать. Проводится подробная разъяснительная беседа, касающаяся строения речевого аппарата и тех мер по нормализации внешнего вида и речи ребенка, которые необходимо будет принять в дальнейшем. Целесообразно показать фотографии детей с расщелинами губы и неба до операции и после ее проведения, а также дать прослушать магнитофонные записи их нарушенной и нормальной речи. Общий вывод из этой первичной беседы, вполне соответствующий реальному положению вещей, должен быть таким: все придет к норме, но только для этого нужно будет приложить необходимые усилия в течение более или менее продолжительного времени. Родителей с самого начала необходимо настроить не на переживания, а на большую внутреннюю самодисциплину и активность. Правильное поведение родителей по отношению к ребенку может свести к минимуму необходимость проведения психотерапии с ним самим. В противном случае психотерапия проводится не только с родителями, но и с ребенком.

В послеоперационный период сохраняются в основном те же самые направления логопедической работы и закрепляются в новых условиях достигнутые ранее результаты. Для предупреждения образования твердых, ограничивающих подвижность послеоперационных швов важно проводить активный пальцевой массаж мягкого неба по линии шва путем прерывистого давления на него с целью разминания рубцовой ткани. Делаются и легкие поглаживающие движения по небной занавеске, производятся легкие удары по ней для возбуждения иннервации.

В дальнейшем нос и рот уже не закрываются, но как вдох, так и выдох осуществляются только через один из названных резонаторов. На этой стадии работы рекомендуются самые разнообразные сочетания дифференцированных вдохов и выдохов. Например:

• вдох через рот и выдох через рот;

• вдох через нос и выдох через нос;

• вдох через рот, выдох через нос;

• вдох через нос, выдох через рот.

Для достижения лучших результатов работы и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно.

Помимо зрительного контроля постепенно воспитывается и слуховой контроль — ребенка упражняют в различении нормально звучащего голоса и голоса с носовым оттенком. На первых порах для этого можно использовать имитацию того и другого способа голосообразования самим логопедом. Ребенок при этом каждый раз определяет, какая из фраз была произнесена правильно, а какая — нет. Воспитание такого умения очень важно в целях последующего самоконтроля над речью, поскольку ребенок с ринолалией не слышит носового звучания своего голоса.

Большое внимание в послеоперационный период уделяется также коррекции звукопроизношения, в процессе которой широко используются и окончательно закрепляются ранее воспитанные навыки правильной артикуляции звуков. При этом в процессе коррекции каждого отдельного звука помимо контроля за правильностью положения артикуляторных органов специальное внимание обращается на снятие назализации.

На заключительном этапе работы большое внимание уделяется полной автоматизации навыков правильной речи. На этом этапе исключительно важную роль играет контроль над речью ребенка вне логопедического кабинета, в чем буквально незаменимую помощь должны оказать родители. Не менее важное значение имеет и самоконтроль ребенка, в воспитании которого опять-таки должны помочь родители путем постоянного обращения внимания ребенка на периодически появляющийся у него носовой оттенок голоса.

Эффективность логопедической работы по преодолению ринолалии во многом зависит от результатов операции — насколько удалось восстановить анатомическую структуру твердого и мягкого неба и обеспечить подвижность мягкого неба. Кроме того, очень большое значение для достижения положительного результата имеет психофизическое состояние ребенка, особенности его поведения и характера, его отношение к занятиям и степень помощи логопеду со стороны родителей.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

Рубрика: Медицина

Дата публикации: 31.05.2019 2019-05-31

Статья просмотрена: 771 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59854/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Ключевые слова: ринолалия, ритмико-интонационная сторона речи, челюстно-лицевая патология.

Key words: rhinolalia, rhythmic-intonational side of speech, maxillofacial pathology.

Среди врожденных патологий развития детей все чаще встречаются расщелины губы и нёба, которые уже занимают 3–4 место среди патологий людей при рождении. В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с данной патологией [1, с.6].

Поражения челюстно-лицевой области приводит к патологическим изменениям в носовой и ротовой полостях, в следствие чего нарушается питание, работа мышц артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры, неполноценно развивается физиологическое и речевое дыхание, часто нарушается работа других органов и систем [1]. У детей с расщелиной губы и нёба формируется речевая патология — ринолалия–«нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата» [2, с.164]. При данной речевой патологии особенно страдает ритмико-интонациοнная сторона речи, которая представляет собой совокупность таких качеств речи, как сила и высота голоса, темп и ритм, мοдуляции голоса и тембр, логическое ударение и паузы, полётность голоса, мелодика, речевое дыхание и дикцию. Все эти ритмико-интонационные компоненты определяют степень разборчивости речи, ее выразительности, помогают говорящему не только эмоционально воздействовать на слушателя в процессе общения, но и выразить свои чувства и переживания [4].

В научно-методической литературе формированию ритмико-интонационных компонентов речи уделяется значительно меньше внимания, чем правильному звукопроизношению, поэтому проблема развития ритмико-интонационной стороны речи является одной из наиболее актуальных в наше время. Цель исследования — выявить особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить состояние ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией, составить программу упражнений по коррекции ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией и экспериментально подтвердить ее эффективность.

Дляопределения начального уровня развития компонентов ритмико-интонационной стороны речи было проведено экспериментальное исследование по методике Е. Э. Артемовой и Е. Ф. Архиповой на базе МБДОУ детский сад «Мозаика» с.Кокино. Объем экспериментальной выборки составил 6 детей 5–6 лет, среди которых 3 ребенка с заключением «ринолалия» и 3 ребенка с нормальным развитием речи. В ходе исследования выявились, что дети с данной речевой патологией допускали ошибки при восприятии и воспроизведении фраз с разным логическим ударением, испытывали трудности дифференциации различных интонационных структур предложений. Некоторые дошкольники показали низкий уровень развития восприятия ритма, затруднялись в воспроизведении акцентированных ударов. Модулируя голос по силе и высоте наблюдалось скачкообразное воспроизведение, отсутствие плавного нарастания и понижения силы и высоты голоса. Способность воспроизводить тембр голоса, меняя эмоциональные характеристики выявлено на среднем и низком уровнях. У всех дошкольников наблюдалось снижение объёма и силы выдоха, у некоторых недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Также, у одного дошкольника незначительно ускорена темпо-ритмическая организация речи. В целом, голос детей с ринолалией характеризуется слабостью, постепенным угасание, монотонностью, не достаточной выразительностью и сипловатостью. Также у детей с ринолалией своеобразно формируются все психические процессы. Выявились дети с различным уровнем развития мышления, памяти, внимания и восприятия. У некоторых дошкольников наблюдалась замкнутость и застенчивость, а в определенных ситуациях и раздражительность.

В рамках экспериментальной работы был составлен и апробирован комплекс специально подобранных упражнений по развитию компонентов ритмико-интонационной стороны речи детей дошкольного возраста с ринолалией, который адаптирован под данную категорию детей, включает в себя разноуровневые задания на усложнение из различных методических источников. На каждом этапе коррекционной работы использовались определенные упражнения. На подготовительном этапе –упражнения, направленные на активизацию речевого слуха, слухового внимания и восприятия детей, на основном — упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритма; развитие восприятия и воспроизведения интонации; развитие восприятия и воспроизведения логического ударения; развитие восприятия и воспроизведения тембра голоса; нормализация физиологического и фонационного дыхания; развитие модуляций голоса по силе и высоте; совершенствование темпо-ритмической организации речи. На заключительном этапе — упражнения, закрепляющие навыки использования ритмико-интонационных компонентов речи для оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.

Читайте также:  Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Коррекционно-развивающие занятия проводились два раза в неделю в течение 8 месяцев. Упражнения по формированию ритмико-интонационной стороны речи включались в основные занятия, запланированные логопедом, продолжительностью 20–25 минут. На одном занятии проводилось два упражнения из составленного комплекса, а на каждом 3 занятии — повторялись предыдущие задания усложненного варианта. Так как у всех дошкольников с ринолалией наблюдались нарушения различных компонентов ритмико-интонационной стороны речи в неравной степени, то упражнения и степень их сложности подбирались индивидуально. Систематическое выполнение коррекционных упражнений из составленной программы привело к положительным результатам в речевом развитии детей.

Практическая значимость работы заключается том, что данная программа упражнений по развитию ритмико-интонационной стороны речи может быть внедрена в практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих детей с ринолалией.

  1. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А. С. Балакирева. — М.: Секачев В. Ю., 2012. 208 с.
  2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-е изд., перераб. и доп. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 703 с.
  3. Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. — 2013. — № 6. — С.3–22
  4. Шевцова, Е. Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е. Е. Швецова, Л. В. Забродина. — М.: Астрель, 2010. 224 с.

Особенности связной речи детей с ринолалией

Интеграция детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы и их социальная адаптация определяется эффективностью преодоления в дошкольном возрасте речевых нарушений.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Являясь средством общения, связная речь реализует основную коммуникативную функцию речи, а также выполняет функцию передачи информации и приобретения знаний.

Тяжёлым нарушением речи, при котором страдает произносительная сторона речи, является ринолалия. Недостаточная сформированность произносительной стороны речи у детей с ринолалией часто приводит к нарушению развития всех языковых средств, что негативно отражается на формировании связной речи в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем это может повлиять на школьную адаптацию детей с ринолалией и вызвать трудности их социализации. Всестороннее изучение связной речи детей с ринолалией позволит рассмотреть влияние данного речевого расстройства на её формирование, что важно для эффективного устранения тяжёлых речевых патологий, следовательно, формированию навыков вербального общения детей.

Для изучения особенностей связной речи детей с ринолалией нами была проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и специальная литература, проведена диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста с ринолалией.

В лингвистике, под связной речью понимают любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое (А.В.Текучев).

Основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приёма сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворения коммуникативно-познавательных потребностей в ходе общения. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя). Связная речь как интерактивное взаимодействие в процессе речевой коммуникации, осуществляемое в различных видах деятельности, направленное на достижение конкретных коммуникативных целей рассматривается в работах Н.Д. Арутюновой, М.М. Бахтина, А.А. Кибрик, И.П. Сусова и др.

В нашем исследовании под связной речью мы понимаем развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания, адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя.

В исследовании мы изучали один из видов связной речи – устную монологическую речь. Монологическая речь (монолог) в психолого-педагогической литературе понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

В работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, К.Ф. Седова отмечено, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируются основные навыки монологического высказывания.

При ринолалии этот процесс протекает своеобразно. В структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематическое недоразвитие является ведущим звеном нарушения, причём первичным является недоразвитие фонетического оформления речи, которое накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций, и в первую очередь – на становлении личности, качестве коммуникативной деятельности. У детей с ринолалией развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность, что проявляется в трудностях овладения коммуникативными умениями, и в том числе устной монологической речью.

Для изучения монологической речи в дошкольной педагогике используются методики, предложенные О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, в логопедии – Т.Б. Филичевой, В.П. Глуховым, В.К. Воробьёвой и др.

С позиции психолингвистического подхода, связная речь рассматривалось В.К. Воробьёвой. Представленная диагностика предполагает изучать особенности монологической речи детей с тяжёлыми нарушениями речи как речемыслительной деятельности.

На констатирующем этапе исследования для выявления особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией мы использовали методику, предложенную В.П. Глуховым. Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Также мы изучили базовые компоненты устной монологической речи, показатели её описания в лингвистическом, когнитивном и коммуникативном аспектах, выделенные С.Г. Щербак. Это позволило качественно оценить коммуникативный аспект монологических высказываний детей с ринолалией.

Нами были проанализированы следующие монологические высказывания детей: рассказ из личного опыта, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин.

Монологические высказывания детей были проанализированы по двум методикам, что позволило определить не только уровень развития монологической речи детей с ринолалией, но и определить особенности формирования её лингвистических, когнитивных и коммуникативных параметров. Представленный в таблице 1 сравнительный анализ оценивания рассказа ребёнка с ринолалией (Лера, 5,5 лет, рассказ из личного опыта) наглядно демонстрируют данное положение.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

На траве дрова: скороговорки и другие логоритмические приемы от заикания

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Какие существуют приемы логоритмики?

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Цели и польза для заикающихся

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Как правильно подбирать?

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

Примеры

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

Правила выбора

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Примеры

Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе,

И проснулись на заре.

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая –

Пение

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Музыка Моцарта и других композиторов

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Стихи

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Игры как средство коррекции проблемы для дошкольников

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Молчанки

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Аквалангист

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Ключик

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Покажи, где звук

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

На улучшение слухового внимания

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Кто летит

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Исправь ошибку

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Нельзя повторяться

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

На развитие дыхания

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Забей гол

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Помоги бабочке

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Лети, птичка!

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

На расслабление

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Мороженое

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Жарко-холодно

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Добрый-злой

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Методика отраженной речи

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Плюсы и минусы лечения взрослых, детей и подростков

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.

Недостатки:

  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Использование логопедической ритмики в коррекционнои работе с заикающимися обусловлено следующими положениями.

Между речевой функцией — ее двигательным, исполнительным компонентом — и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч), и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием, и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждается хорошо известным фактом, что при любом изменении ритма речи заикающегося (чтении, декламации) уменьшается заикание; при отбивании такта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи у заикающегося является использование ритмического звучания метронома. Центральные нервные механизмы речи как бы испытывают потребность в датчике ритма, который бы поддержал постоянный темп в протекании нервных процессов.

Читайте также:  Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

И.В.Данилов и И.М. Черепанов1 считают, что темпы, предлагаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами. Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных процессов у этих групп различны. В основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. У больныхс клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур — более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения.

Возможность воздействия на речевую функцию заикающихся посредством навязывания ритмики с помощью метронома привлекала внимание исследователей. Так, F. Fransella (1965), R. Beech (1967) изучали речь взрослых заикающихся в условиях следования за ритмом звучащего метронома и при подаче его аритмичных щелчков. В первом случае имело место ярко выраженное уменьшение степени заикания, а при аритмичной подаче звуковых сигналов улучшения речевой функции не наблюдалось. R. Beech считает, что прием ритмического воздействия, навязывания ритма заикающимся является эффективным приемом лечения. По мнению R Beech, заикающиеся страдают какими-то недостатками в двигательной сфере и навязываемый ритм способствует компенсации этой недостаточности.

По мнению В.А. Гринер и Ю.А. Флоренской, эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических его качествах: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, Э. Фрешельс подчеркивал, что фраза из четырех слов может получить четыре различных значения, в зависимости от способа произношения, т.е. от чисто динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени, в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, она тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но и оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически: в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка, которая придает ей собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в нем опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

Лечебная и логопедическая ритмика в основе своей системы имеют понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определенную форму и регулирующего поведение больного. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гимнастикой, ритмикой, возбуждают нервные процессы, дают благотворный эффект.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой его сфер. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т.д., т.е. дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.

Логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психо-ортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.

Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых

Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых содействует преодолению речевого дефекта при помощи развития необходимых качеств общей и речевой моторики.

Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины. Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора.

Современные болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия»

Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях.

Составным звеном лечебной ритмики является логопедическая ритмика.

Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. Н. А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. Н. А. Бернштейн разработал и выдвинул теорию уровневой организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни:

А — уровень палеокинетических регуляций, он же руброспинальный уровень центральной нервной системы; обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции, статическую выносливость и координацию (катание ладонью шариков, хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахивание).

В — уровень синергии и штампов, он же таламопаллидарный; обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику (одевание, умение бороться).

С — уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриарный; обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец. Уровень С распадается на два подуровня:

С2 — пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней, верхний подуровень пространственного поля, представляющий из себя сложную афферентационную систему зрительно-пространственного поля; обеспечивает максимальную целевую точность (закатывание шариков в лунки, вдевание нитки в иголку, рисование круга).

D — уровень действий, он же теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей афферентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные категории (верх, низ, между, над, прежде, потом). Смысловая логика действия часто не соответствует логике геометрического пространства (открывание через отвинчивание). Контингент движений — самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Осознание правой и левой сторон тела.

Е — высший кортикальный уровень символических координации и психологической организации движений; осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержания решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное, хореографическое исполнение (устная речь, письменное изложение мыслей, импровизация движений). Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

Советские психологи М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Исследования Л. А. Квинта, М. И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики. На подобные связи при заикании указывали Л. Н. Мураховская, В. М. Аристов.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

Так, советский физиолог М. М. Кольцова считает, что

«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Из истории музыкального воспитания

В начале XX в. во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Далькроз сделал музыку.

В чем же сущность метода Э. Жак-Далькроза? При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма»

Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н. Г. Александровой и В. А. Гринер. Н. Г. Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки (на основе метода Жак-Далькроза).

По инициативе Н. Г. Александровой в Москве при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) организуется Московская Ассоциация ритмистов, которая разработала программу занятий по ритмике для музыкальных учебных заведений (школ, техникумов, консерваторий), сформулировала методические указания к программе и систематизировала методический и нотный материал. Русские ритмисты Москвы и Ленинграда в 20-е годы разработали методику музыкально-ритмического воспитания применительно к требованиям современности.

Как писала Н. Г. Александрова, основной принцип Московской школы заключается в освобождении ритмики Далькроза от того налета крайнего аристократического интеллектуализма, той трудности и устремления к виртуозности, которые на Западе делают эту систему достоянием узкого круга немногих, особо одаренных.

Ритмика по системе Жак-Далькроза, основанная на принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.

В нашей стране в 30—40-е годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н. Г. АлександровойВ. А. Гринер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, М. А. Румер, Е. П. Шепулиным. В. Слепович и др.

Н. Г. Александрова в своих ранних работах (30-е годы) подчеркивала значимость дифференцированного использования ритмики в зависимости от возраста людей и состояния их здоровья.

Пионером введения лечебной ритмики в систему лечения нервнобольных является проф. В. А. Гиляровский. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева (бывшей Донской лечебнице) была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована ритмистом В. А. Гринер, которая, так же как и Н. Г. Александрова, закончила Институт музыки и ритма Жак-Далькроза в Хеллерау. Она использовала в работе с душевнобольными такой положительный фактор ритмики, как ее коллективное начало.

Лечебная ритмика находит в 30-е годы применение и в логопедических учреждениях

В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках — логопедическая ритмика. Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой. В своей статье «Логопедическая ритмика» (1936) В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

В. А. Гринер разработала практический материал для взрослых заикающихся. Она считала необходимым ознакомление с характерными особенностями моторики больного при поступлении и при выписке, уделяя особое внимание состоянию мышечного тонуса, походке, движениям рук, темпу движений, устойчивости внимания и памяти, формируя в зависимости от этого подход к больному и требования к нему. В. А. Гринер подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В. И. Дресвянников, исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI—VIII классов, выявил зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предложил систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12— 15 лет. В. И. Дресвянников подчеркивает большие возможности логопедической ритмики в деле перевоспитания речи заикающихся при условии квалифицированного проведения занятий.

Методику музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями стали применять и за рубежом. В 60-е годы XX в. польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Созданная ею терапевтическая программа была направлена на реабилитацию заикающихся.

Программа А. Розенталь включает ритмические упражнения Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют возникновению аритмии в процессе речевого развития заикающегося, а при ее возникновении рационально нивелируют ее, с другой — в ритмических упражнениях удовлетворяется потребность живого организма в движениях, а положительный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Новый способ коррекции речи — логоритмика — опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.

Сегодня основная задача логопедической ритмики в коррекции заикания — содействие преодолению речевого дефекта пациентов при помощи развития необходимых качеств общей и речевой моторики.

Логопедическая ритмика в коррекции заикания у взрослых предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование и развитие навыков мышечной релаксации.
  2. Формирование навыков косто-обдоминального типа дыхания и певческого выдоха.
  3. Развитие голосовой функции.
  4. Развитие умения координировать речь с движением. Развитие плавности, слитности голосоведения.
  5. Развитие просодической стороны речи.
  6. Развитие чувства темпа и ритма, пластики, ритмичности, координации движений.
  7. Стимулирование навыков невербальных средств общения.

Формирование и развитие навыков мышечной релаксации у взрослых заикающихся реализуется через:

  • Упражнения с чередованием «напряжения – расслабления».
  • Упражнения на формирование правильной осанки.
  • Упражнения на развитие равновесия.
  • Упражнение на мышечное расслабление.

Формирование навыков косто-обдоминального типа дыхания и певческого выдоха проводится в упражнениях, направленных на формирование диафрагмального дыхания, и при помощи голосовых упражнений на основе косто-обдоминального типа дыхания и полузевка с опорой на гласные звуки.

Развитие голосовой функции на занятиях по логоритмике осуществляется с опорой на :

  • Распевание гласных звуков на нижнем регистре с увеличением речевого выдоха.
  • Распевание гласных звуков с модуляцией («звуковая дорожка»).
  • Распевание шипящего звука с сопротивлением движений рук для увеличения силы голоса.
  • Распевание сочетаний гласных звуков на нижнем регистре для улучшения орального праксиса.
  • Упражнения, направленные на развитие голосового резонанса.
  • Музирование с эмоциональным и двигательным включением.

Развитие координации речи с движением, которые направлены на ритмизацию речи в целом проводятся на основе логоритмических упражнений по звук метронома. Это могут быть различные стихи, отрывки, скороговорки, читаемые заикающимися на послоговом ритме как хором так и построчно по цепочке: («Собирала Маргарита Маргаритки на горе..», «Ехал Грека через реку…», «У моей сестры Марины щеки словно мандарины..» и др.)

Предъявляются следующие требования для их выполнения:

  • Выполняются упражнения с использованием метронома.
  • Включается послоговой/пословный ритм речи со слитным голосоведением.
  • Используются различные жесты и движения общей моторики.
  • Применяются стихотворные формы, скороговорки, пословицы, поговорки.

Речь заикающихся крайне монотонна, интонационно мало окрашена. На занятиях по логопедом по логоритмике проводится развитие просодической стороны речи.

Используются в работе над просодикой следующие приемы:

  • Произнесение сочетаний гласных звуков с заданной интонацией (АОУИ с гневом, например и т.д.)
  • Произнесение отдельных слов, фраз с определенной интонационной окраской («На, имя, держи!»)
  • Произнесение скороговорок с вопросительной/утвердительной интонацией на определенное слово.

Скороговорки могут быть следующими:

  • Крыса в Риме грызла рис.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • Лилипут на плоту ловил плотву.
  • Около кола колокола.

Развитие чувства темпа и ритма.

Развитие пластики, ритмичности, координации движений в системе занятий по логоритмике занимает важное место и может осуществляться следующими приемами:

  • Коллективный танец (сиртаке, летка-енка).
  • Упражнения на невербальное общение, взаимодействие в группе.
  • Произвольные танцевальные движения по классическую и современную танцевальную музыку с изменяемым темпом: от медленного до быстрого и в обратном порядке.
  • Упражнения на реципрокную координацию (сложных форм координации движений).
  • Упражнения на сочетания произвольных движений общей моторики пациента и речи с использованием пословного ритма.
  1. Избранные работы по логопедии/Ю.А.Флоренская; сост.Е.Е.Щевцова.-М.:АСТ;Астрель,ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-223с.
  2. Заикание/И.А.Сикорский.-М.АСТ.Астрель:Транзиткнига,2006.-191с.
  3. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов/Т.Г.Визель, -М.:АСТ: Транзиткнига,2006,-384 с.
  4. Логопедическая ритмика для занятия с заикающимися подростками и взрослыми/Е.В.Оганесян, М.- 1998.
  5. Заикание/Шкловский В.М. М. — 1994.
  6. Г.А.Волкова, Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985г., — 446 с.

Щепина Л.Н.,
логопед высшей категории

Ссылка на основную публикацию