Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций

2.3 Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций

Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования

Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе нашей работы при составлении программы работы по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игр – драматизаций, которая включает в себя литературный материал, работу над интонационной выразительностью речи, мимикой, движением, позой, подбор словесных и пальчиковых игр, а также использование всех видов театра в совместной и самостоятельной деятельности.

Опираясь на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б. нами был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие диалогической речи детей с ОНР. В период с октября 2009 г. по апрель 2010 г. в течение всей недели, мы вместе с детьми готовились к театральной пятнице: разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась фронтально, подгруппами и индивидуально как на занятиях, так и в свободное время. Театральная пятница проводилась в виде мероприятия в течении 30 – 40 минут. За данный период было проведено 28 театральных пятниц.

Таблица 3. План мероприятий направленный на развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР

1. Инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

2. Праздник красок

3. Осенний праздник

4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»

1. «Как у наших у ворот»

2. Театрализованное представление «Оранжевая сказка»

3. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

4. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»

2. Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)

3. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

4. Новогодний праздник

1. Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»

2. Инсценировка сказки «Жадина»

3. Инсценировка сказки «У телефона»

4. Праздник вежливости

1. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)

2. Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»

3. Спортивный праздник, посвященный 23 февраля

4. Инсценировка сказки «Поросята»

1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

2. «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

3. Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)

4. Инсценировка сказки «Лесные новости»

1. «Привяжу я козлика к белой березке»

2. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»

3. Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»

4. Инсценировка сказки «Где солнышко?»

Начиная работу, свою цель мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; поддерживать желание играть с театральными куклами разных систем, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. При этом мы учитывали то, что через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя).

Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:

– поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;

– стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;

– развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

– воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;

– развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

– пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

– развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

– учить сочетать речь и движения;

– учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

– формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

– развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

– привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

– привлекать детей к режиссерской работе.

Все обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов. В группе созданы условия по театрально-игровой деятельности. Руками детей, воспитателей и родителей изготовлены необходимые куклы и декорации к спектаклям.

Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности педагогов и детей. Занятия включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: 1 раз в неделю. В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.

В этом направлении проводилась совместная, согласованная работа специалистов нашего дошкольного учреждения – педагог-психолог и учитель-логопед. Они занимаются с детьми постановкой голоса, рифмодекламацией, выполняют мимические этюды, проводят психогимнастику.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текста ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, являлось привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использую моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки проведения игры мы опирались на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящееся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

М. Ю. Федорченко

Научный руководитель – Н. В. Манаенкова, преподаватель

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права, г. Абакан

Речь − это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [1]. Поэтому центральной, задачей является развитие у детей связной речи. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей (С. В. Проняева, Е. М. Алифанова, С. Е. Привалова, Л. Л. Дубинина). Между тем ретроспективный анализ научной литературы свидетельствует о том, что развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание многие педагоги. Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а после трех – учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения. Диалог взрослого с ребенком подразумевался и в системе воспитания Жан-Жака Руссо. В работах И. Г. Песталоцци разговор матери с детьми рассматривается как важное средство развития речи ребенка. Представители отечественной педагогики также не могли обойти вниманием беседы и разговоры педагогов с детьми. Так, В. Ф. Одоевский разработал для детского и предшкольного возраста несколько сотен вопросов и ответов к ним на разные познавательные и моральные темы. В произведениях К. Д. Ушинского, посвященных вопросам обучения языку, беседа об окружающем мире – способ развития дара слова. Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е. И. Тихеевой. Огромную роль она придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения [5, 6].

У детей с ОНР, по мнению Д. Б. Эльконина, чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [7].

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферу ребенка, обеспечивает сглаживание нарушений коммуникативной функции [2].

Читайте также:  Профилактика оптической дисграфии у школьников с ОНР

Наше исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения − детский сад “Иванушка”, город Абакан. В исследовании участвовало 22 ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В основу проведения констатирующего этапа исследования были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей (Р. И. Лалаева) [4]: восприятие речи взрослого, понимание речи взрослого, объем активного и пассивного словаря, активный словарный запас детей, состояние грамматического строя речи. Результаты исследования уровня развития диалогической речи дошкольников 6−7 лет показали, что у большинства детей (15 человек) наблюдается средний уровень. С учётом теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В основу данной работы легли методические материалы, предложенные О. С. Ушаковой, Л. М. Шипицыной, М.Д. Маханевой, И. Г. Вечкановой, А. В. Щеткиной, А. Е. Антипиной, Е. Б. Танниковой, О. А. Бизиковой, И. Агаповой и М. Давыдовой.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности осуществлялось нами в следующих формах работы с детьми: в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности дошкольников и в ходе взаимодействия с семьями воспитанников.

Организованная образовательная деятельность:

– театрализованные игры, игры-драматизации, игры имитационного характера [2];

– чтение, рассматривание и обсуждение иллюстраций;

– инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера [3].;

Самостоятельная деятельность детей:

– самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;

– самостоятельная работа в уголке книги и театра.

Взаимодействие с семьями детей:

– оформление информационных стендов;

– приглашение родителей на репетиции и премьеры спектаклей.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования показал, что уровень сформированности диалогической речи значительно повысился, кроме количественного роста был отмечен качественный рост уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: значительно улучшились навыки самостоятельного составления высказываний на уровне фразы; дети научились устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и вербализировать их в виде законченной фразы-высказывания;значительные улучшения наблюдались у детей в умении воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст, а также составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов; научились передавать личные впечатления в форме связной фразовой монологической речи, составлять описательный рассказ; наблюдались значительные улучшения в умении самостоятельно решать поставленные речевые и творческие задачи.

Библиографический список

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. М.: ВЛАДОС, 2007. 136 с.

3. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. Волгоград, 2007. 93 с.

4. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с.

5. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. М.: Педагогика, 2000. 192 с.

6. Филичева Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. 128 с.

7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Просвещение, 1999. 435 с.

8. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. Воронеж. 2005. 198 с.

© Федорченко М. Ю., 2018

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ – ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ:

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 521 ;

Публикации по логопедии

Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специально организованной деятельности

Учитель-логопед Дончук Лариса Георгиевна
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
Г.Новокуйбышевск

Аннотация:
Благодаря диалогической речи дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами.
У дошкольников с ОНР отмечается не сформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения.
Разработанная нами система коррекционной помощи по развитию данной формы коммуникативной деятельности у детей с ОНР составлена с учетом интеграции основных образовательных областей, что соответствует федеральным государственным требованиям.

В развитии же диалогической речи его роль является, безусловно, главенствующей.

Благодаря диалогической речи дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Работая с дошкольниками с общим недоразвитием речи, мы видим не сформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, несформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов), грамматического строя речи, звукопроизношения. Вне специального внимания к речи дети с ОНР малоактивны. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ОНР диалогической речи, для овладения ими предпосылок к успешному обучению в школе.
Разработанная нами система коррекционной помощи по развитию данной формы коммуникативной деятельности у детей с ОНР составлена с учетом интеграции основных образовательных областей, что соответствует федеральным государственным требованиям. Особенностью данной системы является реализация целей образовательных областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» через разнообразие форм работы, включающих развитие диалогической речи у детей с ОНР.

Так, в образовательной области «Познание» (разделы «Формирование элементарных математических представлений», «Сенсорное развитие») с целью развития диалога мы используем:
Игры с мячом: «Закончи предложение» (учитель-логопед, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра. . . . Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу»), «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет учитель-дефектолог: высокий – низкий, широкий – узкий ), «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».
Дидактические игры – лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким.
Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

– закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т.д.);
– дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

В образовательной области «Коммуникация» одним из средств развития диалога являются игры парами («Я знаю. », «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное – несъедобное» и др.),, в которых:

Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звукам» дети по очереди отвечают на вопросы учителя-дефектолога («В слове мак первый звук н. Да или нет?», «Угадайте по звукам слово: с, о, б, а, к, а. »). Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» задача по развитию устной диалогической речи тесно взаимосвязана с реализацией других направлений коррекционной работы: обогащением и систематизацией словаря; развитием монологической речи; восполнением пробелов предшествующего развития и дальнейшим накоплением знаний; развитием речевых навыков (работа над словом, словосочетанием и предложением).
Особое внимание, в данном случае, нами уделяется составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т.д.). После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант – один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

В образовательной области «Художественная литература» (раздел «Развитие литературной речи») нами проводится работа по формированию навыка видения диалога через художественную литературу. С детьми проводится работа через передачу литературных текстов по ролям.
Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы как заученные литературные диалоги и как литературные диалоги в свободной передаче.
Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Чтение стихов по ролям
Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Игра-драматизация
диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.
Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.
Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Учитель-дефектолог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.
Немаловажным является значимость данных видов игр в развитии высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение), что позволяет в достаточной мере компенсировать недостатки не только в речевом, но и в психическом развитии.

Данное положение подтверждают результаты выпуска детей с ОНР в школу (ПМПК) в конце 2011-2012 учебного года: 66,6% детей получили рекомендации обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом, предлагаемая нами система коррекционно-педагогической помощи в развитии диалогической речи у дошкольников с проблемами в развитии позволяет эффективно осуществить коррекцию речевой и познавательной деятельности этих детей, подготовить их к обучению в школе.

Использованная литература
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёри-на, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

По мнению А. В.Текучева, под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина).

Читайте также:  Арт-терапия в коррекции заикания

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определено говорящим и предварительно планируется.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков. О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют и данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей с нарушениями речи. К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно отстает от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения.

Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированию связной речи.

1.2 Общие основы формирования связной речи детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи.

При обучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5–6 чел.). Занятия проводятся 1–3 раза в неделю по 20–30 мин., в утренние часы.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является – театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Что такое ОНР, ФФНР, стертая дизартрия?
консультация по логопедии

Что такое ОНР, ФФНР, стертая дизартрия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Что такое ОНР, ФФНР, стертая дизартрия?49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ОНР, ФФН, стёртая дизартрия?

ОНР, ФФН, дизартрия и т.д. – родителей очень часто пугает эта аббревиатура. Дорогие родители, вооружаю Вас знаниями для того, чтобы Вы понимали какое логопедическое заключение стоит у ребенка и причины нарушений речи.

При постановке логопедического заключения психолого-медико-педагогической комиссии, учитываются 2 аспекта – педагогический и медицинский. Например, заключение может звучать так – ОНР III уровня (педагогический аспект) у ребенка со стертой дизартрией (медицинский аспект, заключение “ставит” невролог). То есть, у ребенка нарушены все компоненты речи (ОНР) и плюс осложнено стертой дизатрией (нарушена передача импульсов от центральной нервной системы к речевым отделам).

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)?

“У вашего ребенка нарушение фонематического слуха”, – говорит специалист.
” Но мой ребенок слышит хорошо”,- недоумевает мама.

Что же характерно для нарушения фонематического слуха:

  • замена одних звуков другими (фыфка, хыхка, сыска);
  • перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
  • упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

Прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением фонематического слуха не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе » или о «белой козе », о прическе или о животном ? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и как следствие – дисграфия (нарушение письменной речи – как слышит – так и пишет)

К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется на л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д.). В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

§ недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

§ недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

§ глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т. п.

Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок. Многие дети любят “коверкать” слова – некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР – это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь .
При этом остается в норме физический слух и интеллект . Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.

1 уровень. “Безречевые” дети

– Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. “Ма” – за этим обращением к маме и желание приласкаться, и “хочу кушать”, и “пойдем гулять”, и “включи телевизор” (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
– Грамматически слова не оформлены.
– Фразы нет.

– Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. “Гуся. Тонул. ” – на картинке ныряющая в воду утка.
– Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. “Два ябок” – два яблока.
– Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

– Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста – ребенок показывает и называет, но назвать одним словом “овощи” не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
– В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме – неправильное употребление суффиксов, при счете – ошибки в окончаниях слов.
– Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

Что такое дизартрия?

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в “говорении”: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.

При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия – полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия . Такую форму как дизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

Для успешной и качественной коррекции речи, необходима консультация и медикаментозная поддержка невропатолога!

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня, стертая форма дизартрии

Программа развития воспитанника ДОУ

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня. Стертая форма дизартрии.

1. Развитие высших психических функций.

• развитие зрительного восприятия.
• тактильного восприятия, слухового восприятия.
• внимания.
• памяти.
• мышления.
• воображения.

2. Развитие общей моторики.

• совершенствовать статическую и динамическую организацию движений, развивать произвольность движений.
• формировать правильную осанку.
• учить правильно сидеть за партой.

3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

• формировать кинетическую и кинестетическую основу движений.
• развивать зрительно-моторную координацию.
• развивать графические навыки.

4. Развитие артикуляционной моторики.

• учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и удерживать их.
• формировать кинетическую основу движений.
• вырабатывать точные плавные, координированные движения органов артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного движения на другое.
• формировать кинестетическую основу движений артикуляции.

5. Формирование речевого дыхания.

• воспитывать костоабдоминальное дыхание.
• дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
• формировать сильную длительную направленную воздушную струю.

6. Развитие интонационной стороны.

• учить воспринимать и воспроизводить ритмы.
• формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи: развивать силу, высоту голоса.

7. Развитие фонематического восприятия.

• дифференцировать звуки, близкие по артикуляционным и акустическим свойствам.
• учит узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
• учить определять источник и направление звука.
• воспитывать умение различать голоса по силе, высоте, тембру.
• учить различать слова, близкие по звуковому составу.
• учить различать на слух гласные и согласные звуки.

• учить выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания.
• учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других звуков.
• определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
• выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
• учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов, односложных слов.

9. Формирование правильного произношения звуков.

10. Формирование слоговой структуры слова.

• произнесение 3, 4, 5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами.
• произнесение слов со стечением согласных.

11. Формирование лексико-грамматических средств языка.

1) развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать синонимию, развивать антонимию, работать над многозначными словами.

• образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, -ин, -ик
• понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто употребляемые глаголы

• изменять существительные по числам.
• изменять существительные в Д., Р., Т. падежах.
• употреблять в речи простые предлоги на, под, в.
• согласовывать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с существительными.
• формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
• формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами.

12. Развитие связной речи.

• закреплять навык составления простых предложений.
• формировать навык ведения диалога.
• составлять предложения по демонстрации действий.
• составлять простые предложения из 2, 3, 4х предложений.
• расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель – логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР II уровня

Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР II уровня

Ребенок поступил в старшую группу детского сада в возрасте 5 лет. Воспитывается в полной семье, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

В общей моторике наблюдается заторможенность движений, нарушена их переключаемость. Мелкая моторика развита слабо, ведущая рука правая.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий: строение лица не нарушено, строение губ нормальное, прикус правильный. У ребенка физиологическая смена зубов. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Подъязычная связка нормальная. Язык вялый, малоподвижный. Наблюдаются гиперкинезы и синкинезии, страдает объем и точность выполняемых движений, позу длительно не удерживает. Гипотонус мышц языка.

Речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих. Темп и ритм в пределах нормы. Голос тихий, слабый. Дыхание слабое, неглубокое. Мимика затруднена.

Понимание обращённой речи в пределах нормы (выполняет задания по словесной инструкции).

В звукопроизношении наблюдается парасигматизм свистящих [c-с’], [з-з’], [ц-с’]; парасигматизм шипящих [ж-з’], [щ-с’], [ч-c’]; ламбдацизм [л’]-отс., параламбдацизм [л-у], ротацизм [р]-отс., [р’]-отс., остальные звуки изолировано произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

Фонематический слух недостаточно сформирован. Наблюдаются смешения звонких и глухих звуков. Отсутствуют навыки звуко-буквенного анализа слова.

Слоговая структура слова значительно и стойко нарушена. Очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова. Особую трудность вызывают многосложные слова и слова со стечением согласных.

Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, ограничены обиходно-бытовой тематикой. Задания на подбор синонимов, антонимов, признаков вызывают затруднение. Наиболее страдает употребление предлогов, глаголов, прилагательных. Пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй речи недостаточно сформирован для данного возраста.

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи (1-2 односложных предложения вместо рассказа, пересказ недоступен).

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи II уровня.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: – уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); – автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; – расширять,.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: – стимулировать.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня «Звук [д]» Цели: •Образовательная: Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, обучать звуковому анализу.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР III уровня Ребенок посещает старшую группу МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников.

Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения.

Подгрупповое занятие в 1 классе для детей с ОНР III-IV уровня «Дифференциация звуков [З]-[Ж] в слогах, словах и предложениях» Подгрупповое логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях». Занятие в 1 классе для детей.

Занятие-презентация для детей 6–7 лет с ОНР III уровня. Лексическая тема «Дом. Мой город» Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части». Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить названия частей дома,.

Ссылка на основную публикацию