Работа с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом Заикание + Стертая дизартрия

Логомаг

Логопедические технологии

Из опыта работы с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом заикание+стёртая дизартрия → Логопедические технологии

Статью подготовила Веникова Галина Петровна, учитель-логопед ГБУ ДЗ г.Москвы Психиатрическая больница №13 филиал №1.

Аннотация: Предложенные материалы могут быть интересны специалистам, работающим в области речевой патологии у детей, а так же их родителям. Предлагается методика, которая предусматривает работу с детьми 5-7 лет с заиканием и стертой дизартрией и может быть использована логопедами в детских садах, поликлиниках и психоневрологических диспансерах.В статье представлен опыт работы с детьми 5-7 лет в психоневрологическом диспансере и детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации, которым выставлен сочетанный диагноз: Заикание+стертая дизартрия.

На занятиях с этими детьми необходим достаточно тонкий подход, так как плавность и слитность нередко прерываются на одни и те же звуки, и дети уже могут фиксироваться на них. Таким образом есть опасность, что звуки, которые придется ставить, могут оказаться «трудными».

Занятия проводят индивидуально и строятся по двум направлениям:

– восстановление плавности и слитности;

– коррекция звуков произношения (рассматриваем произношение свистящих, шипящих и сонорных «Л» и «Р»).

Занятия целесообразно разбить на два этапа:

– Подготовительный этап включает в себя коррекцию речевого дыхания и голосо подачи, а также выработку правильного ритма и темпа речи. Здесь даётся артикуляционная и мимическая гимнастика. Произносятся гласные звуки и их ряды, а также ряды слогов (всё произносится на мягкой атаке), что является началом выработки навыков плавной и слитной речи.

– На втором этапе активной тренировки плавной и слитной речи и коррекции звукопроизношения переходим непосредственно к постановке и автоматизации звуков с учётом мягкости, которые отработали на подготовительном этапе. Начинаем со свистящих звуков, в частности с твёрдого С. Автоматизируется звук в отражённой речи, что является одним из моментов восстановления плавности и слитности. Затем работаем над З и Ц и только потом переходим к автоматизации мягких вариантов С и З, так как они произносятся с большим напряжением, чем их твёрдые пары. Время корректировки и речевой материал по звукопроизношению дают больше времени на коррекцию плавности и слитности, что положительно сказывается на результате. Отраженная речь также в немалой мере способствует этому.

Начинаем, как известно, со слов, далее даём словосочетание, а потом предложения. Всё это произносим очень мягко, слитно, на одном выдохе по подражанию логопеду: «Скажи, как я». После предложения можно переходить к заучиванию коротких стихов на автоматизируемые звуки, что усложняет речевой материал и в работе с заиканием. Необходимо помнить, что речь здесь или замедленная, или ритмизированная; какая методика больше по душе специалисту или какую принял ребёнок. Не забываем, что всё проговариваем по подражанию и никаких «речевых правил» не заучиваем.

Затем переходим к автоматизации шипящих и только потом к сонорным Л и Р, так как эти звуки произносятся с большим напряжением. Если ребёнок начал фиксироваться на каком-либо отрабатываемом звуке, и на нём появляются запинки, автоматизацию этого звука временно прекратить и перейти к более «удобному» для ребёнка звуку. Это необходимо!

Параллельно с постановкой звуков после заучивания стихов даются маленькие рассказы и басни Л.Н.Толстого. Только потом начинаем работать над пересказыванием сказок, где действие повторяется, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и тому подобное. При их пересказе детям легче следить за автоматизируемыми звуками, а также за плавностью и слитностью. Когда отработаны данные сказки, переходим к пересказам более сложного речевого материала (это могут быть рассказы, сказки) и составлению рассказов по картинкам.

Итак, необходимо помнить о том, что речевой материал для восстановления плавности и слитности даётся по подражанию; не дать зафиксироваться ребёнку на ставящихся звуках и сделать их «трудными»; длительный временной отрезок на отражённой речи положительно сказывается на результате занятий.

Катамнестические данные в большинстве случаем подтверждают положительный результат такого подхода к проблеме заикания и стёртой дизартрия.

Рекомендуемая литература.

1. В.М.Шкловский. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. (Методическое письмо). Ленинград 1966 г.

2. А.Н.Ассмус, А.И.Блохина и др. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения. Москва 1959 г.

3. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для детей. Санкт Петербург 1996г.

4. И.И.Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Москва 1996г.

5. Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игровые тесты. Москва 2005г.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6» , Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии. Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (5-7 лет) со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа была апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии

Цель: коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разметить модель по устранению стертой формы дизартрии. Учитывалось следующее:

1) Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.

2) Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.

3) С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

4) Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.

5) Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.

6) Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.

I блок. Нормализация мышечного тонуса:

1) гигиенический массаж лица.

Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:

Солнце личико согрело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

Значит, к нам пришла зима.

Спиралевидные движения. Направление движений – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

2) точечный массаж;

Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:

Щеткой чищу я щенка,

(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)

Щекочу ему бока.

(Растирание боковых краев языка).

4)физкультурные занятия по программе детского сада.

II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:

1) пальчиковые игры

2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:

Поскорей на палец глянь-ка,

Да это просто Ванька-встанька.

Палец скачет вверх и вниз,

Он получит первый приз.

Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.

3) упражнения на определение положения губ (гласные звуки);

4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;

5) упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен).

В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке» в картинках .

III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:

1) общая моторика;

2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн», «Собери бусы», игры с пуговицами и прищепками;

3) артикуляционный праксис.

IV блок. Развитие просодики речи.

V блок. Коррекция звукопроизношения:

1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.

На данном этапе можно использовать артикуляционные упражнения в картинках. Это интересно детям и облегчает труд логопеда, например, упражнение «Качели» – рисуем качели, упражнение «Маляр» – кисточку;

2) формирование первичных произносительных умений и навыков;

3) закрепление этих умений и навыков в устной речи.

Данную работу можно использовать в качестве методических рекомендаций для логопедов, студентов.

Выбрав, более узкие специфические упражнения при работе над звукопроизношением и регулярно их, сочетая с массажем, пальчиковой гимнастикой, то конечный результат был, достигнут быстрее, так как постоянно активируются все зоны, связанные с речевым развитием.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.,1987г.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973г.

3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. ООО Издательство, «Книголюб»,2004г.

4. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1987г.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу. Санкт-Петербург,1994г.

6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

7. Правдина О.В. Логопедия. М.,1973г.

8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика, М., Астрель, АСТ, 2001г.

Стертая форма дизартрии: характеристика, лечение, прогнозы

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Код по МКБ-10
  • Эпидемиология
  • Причины
  • Факторы риска
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Стадии
  • Формы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Дополнительно о лечении
  • Профилактика
  • Прогноз

Порой нам встречаются люди, в том числе и дети, речь которых сложно понять, т.к. она невнятна, монотонна, без интонаций и голосовых модуляций. Кроме того впадают в глаза и другие поведенческие особенности. Это значит, что мы столкнулись со случаем дизартрии. С латинского этот термин переводится, как «расстройство членораздельной речи». Стёртая дизартрия, являясь одной из её форм, имеет не очень чёткие, стёртые психологические, неврологические и речевые проявления.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Эпидемиология заболевания такова, что обследование логопедами детей дошкольного возраста выявляет у половины из них дефекты речи. Среди нарушений дизартрия одна из распространённых, а 60-85% случаев заболевания обусловлены детским церебральным параличом.

[12], [13], [14], [15], [16]

Причины стертой дизартрии

Стёртая дизартрия – отголоски повреждения отдельных участков мозга – высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС), которая имеет связь со всеми тканями и органами периферической нервной системы. Именно поэтому её сбои влекут за собой нарушения других органов. К причинам стёртой дизартрии относят:

  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и др.);
  • интоксикацию организма никотином, алкоголем, наркотиками или медикаментами при неправильном лечении;
  • сосудистые заболевания (инсульты);
  • опухоли;
  • другие заболевания (рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона);
  • наследственные заболевания;
  • родовые травмы или полученные во время неблагополучного протекания беременности;
  • детский церебральный паралич.

[17]

Факторы риска

Исходя из причин, приводящих к стёртой дизартрии, факторами риска являются атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы головы, вредные привычки, неосторожное поведение с химическими веществами (мышьяком, азотистыми соединениями), хронические заболевания печени и почек, поражающие головной мозг. У детей стёртая дизартрия возникает вследствие инфекции внутри утробы матери, родовых травм, сильного токсикоза при вынашивании плода, несовпадения резус-фактора женщины и ребёнка, гипоксии плода, асфикции во время родов.

[18], [19], [20]

Патогенез

В основе патогенеза поражение центральной и периферической нервной системы человека. Речевой механизм устроен так, что из ЦНС по центробежным нервам идёт сигнал к рецепторам речевых органов запустить его. При повреждении одного из звеньев цепочки мозг-лицо сигналы из коры головного мозга не доходят к мышцам, отвечающим за артикуляцию, дыхание и голос.

[21], [22], [23], [24], [25]

Симптомы стертой дизартрии

Симптомы стёртой дизартрии выражаются как в дефектах речи, так и в поведенческих действиях. Речевая симптоматика проявляется в неправильном выговаривании переднеязычных, шипящих и свистящих звуков. Голос при этом монотонный, слабый и тихий, тембр изменён. Слуховое восприятие снижено. Неречевые симптомы включают в себя ослабление произвольных движений, появление патологических рефлексов (потливость стоп, ладоней), непроизвольные автоматические подёргивания лица (гиперкинезы), изменение мышечного тонуса. Повышенный (спастичность) выдают туго сомкнутые губы, напряжённые мышцы шеи и лица, ограниченные движения речевого аппарата. При пониженном тонусе (гипотонии) язык вялый и лежит на дне рта, губы полуоткрыты, течёт слюна. Смена одного тонуса другим (дистония) нарушает дыхание во время разговора, в момент произношения слов оно прерывистое и учащённое. В отдельных случаях возможно снижение памяти, затруднение концентрации внимания, мыслительной деятельности.

Читайте также:  Логофобия в клинической картине заикания

Первыми признаками стёртой дизартрии являются размытость, смазанность произносимых слов, нечёткость артикуляции, искажение звуков. Часто такая речь напоминает разговор с набитым ртом. Со взрослыми такое бывает после перенесенного инсульта, травмы головы. У грудных детей о первых признаках заболевания может свидетельствовать слабый сосательный рефлекс.

Развитие двигательной сферы при стертой дизартрии

Развитие двигательной сферы при стёртой дизартрии напрямую зависит от того, с какими нервными окончаниями утрачена связь. Так, повреждение тройничного нерва затрудняет открывание и закрывание рта, пережёвывание и глотание пищи. За счёт повреждения подъязычного возникает трудность в управлении языком, лицевого — невозможность надуть щёки или нахмурить брови, и языкоглоточного — сбой в работе гортани, нёба, из-за чего меняется голос, сбивается дыхание и т.д. Но к стёртой дизартрии чаще всего приводит нарушение функций подъязычного нерва.

[26], [27]

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Чаще других встречается стёртая псевдобульбарная дизартрия. Причина её появления – поражение мозга, произошедшее в детском возрасте. Это может быть опухоль, травма во время родов, энцефалит и др. В результате из коры головного мозга не поступает сигнал к черепным стволовым нервам, управляющим речевым аппаратом. Из-за этого страдает моторика, ослабевают мышцы лица. У таких людей рот приоткрыт, течёт слюна, кончик языка с трудом поднимается и перемещается, слова смазаны и непонятны, в голосе появляется гнусавость. Существует три степени стёртой псевдобульбарной дизартрии. Лёгкой степени соответствуют незначительные нарушения речи. Чаще всего неправильно произносятся р, ц, ч, ш, ж, звонкие же звуки не имеют достаточной звуковой наполненности. Средняя степень выражается в малоподвижности мускул лица, трудностях при жевании или глотании, обильном слюнотечении. Произношение большинства звуков искажено, звонкие согласные произносятся глухо, гласные недостаточно звонко. Получаются лишь к, н, м, т, п, х. Тяжёлой степени характерна полная неподвижность лицевых мышц, рот открыт, жевательные и глотательные движения затруднены, речь отсутствует.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия у детей чаще всего возникает в результате отклонений во время беременности, аномальных родов, асфиксии плода. Пока ребёнок не разговаривает, симптомы проявляются в слабом сосательном инстинкте, отказе брать сосок в рот. К тому же он несколько отстаёт в физическом развитии. Плохо получается захват и удерживание предметов в руке, не любит играться с мелкими игрушками, собирать детали конструктора, рисовать, лепить. У такого ребёнка повышенное слюноотделение, неактивная мимика лица, не получается язык свёртывать в трубочку. Но, в целом, его состояние не вызывает особой озабоченности.

Стертая дизартрия у дошкольников

В дошкольном возрасте становятся заметны отклонения, связанные с общей моторикой. Дети неуклюже ходят, не могут стоять на одной ноге, быстро устают от физических нагрузок, плохо имитируют движения, на музыкальных уроках с опозданием реагируют на смену позиций, темпа и музыкального ритма, слабо держат в руке ручку и не любят рисовать. Таким детям сложно в достаточной степени обслужить себя, застёгивать или расстёгивать пуговицы, завязывать шарф. В 5-6 лет появляются особенности артикуляционного аппарата. При пониженном тонусе мышц нижняя челюсть плохо удерживается в приподнятом состоянии, поэтому рот не закрывается, губы и язык вялые. Спастичность мышц даёт полуулыбку лица, твёрдость их при пальпации. Для них бывает затруднительным долгое время держать одну и ту же позу: надутые щёки, губы трубочкой, высунутый язык, т.к. он через некоторое время начинает дрожать и подёргиваться. Условно погрешности произношения делятся на три группы:

  • с нарушениями произношения звуков и интонационно-выразительной окраски речи (просодики). Такие дети хорошо выговаривают слова, имеют большой словарный запас, но вызывают трудность многосложные слова. Им свойственна плохая пространственная ориентация;
  • к первым нарушениям присоединяется несформированность фонетического слуха. Выражается это в неумении согласовывать различные части речи в предложениях, произносить сложные слова, слабом словарном запасе. Эта группа детей направляется в специальный детский сад;
  • с очевидными нарушениями произношения, просодики, недоразвитием фонетического слуха. Для таких детей организованы специализированные группы в детских садах.

Стертая дизартрия у взрослых

В отличие от детей у взрослых людей на момент возникновения дизартрии уже сформирован речевой аппарат и разговорный навык. Они всё слышат и воспринимают. Дефекты речепроизводительного аппарата наступают в результате повреждения центральной нервной системы по одной из вышеупомянутых причин. В создании звуков задействованы дыхательная и артикуляционная системы. Дыхательная отвечает за голосообразование, которое возможно благодаря попаданию воздуха из гортани на резонаторы, отражающие его на артикуляционный аппарат. Тот, в свою очередь, с помощью таких инструментов, как язык, гортань, нёбо, губы, зубы, рождает звук. Выход из строя любой из этих цепочек приводит к речевым нарушениям.

Стадии

Степень отклонения речи от нормы и тяжесть поражения нервной системы находятся в прямой зависимости. Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии. На первой искажения звуков слышны только логопеду. На второй стадии речь говорящего понятна, хотя очевидны погрешности в произношении даже посторонним. Третья стадия имеет более выраженные дефекты – искажения, пропуски или подмена звуков. Разговор медленный, слова невыразительны, невнятны, их понимают только близкие. Четвёртая стадия самая тяжелая, она наступает при полном параличе речедвигательных мышц, когда речь становится невозможной или совершенно непонятной даже близкому окружению.

[28], [29]

Формы

Виды стёртой дизартрии определяются локализацией поражения ЦНС, отвечающего за функцию речи, и её симптоматикой. Различают следующие:

  • псевдобульбарную, при которой поражаются корково-ядерные нервные окончания. Для неё характерно нарушение произношения звуков, вялость речевой мускулатуры;
  • корковую, вызванную очаговым поражением коры головного мозга (затруднены произвольные движения);
  • смешанную.

[30], [31]

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения стёртой дизартрии находятся в социальной и психологической плоскости. Серьёзные дефекты речи, затрудняющие общение в семье, коллективе, с друзьями могут привести к социальной изоляции. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на эмоциональное состояние человека, вызывает подавленность настроения, депрессии.

[32], [33]

Диагностика стертой дизартрии

Диагностику стёртой дизартрии осуществляет невролог и логопед. Необходимо оценить степень повреждения центральной нервной системы, её локализацию.

Невролог в своих выводах опирается на инструментальные исследования. Логопедическое заключение основывается на оценке речевых и неречевых симптомов: характере дыхания, состоянии лицевой мускулатуры, способности производить артикуляционные движения. Анализируется устная речь: произношение слов, их интонирование, разборчивость, ритм и темп.

Проводятся письменные тесты: диктанты, списывание текстов, чтение вслух. У детей стёртая дизартрия диагностируется после 5 лет.

Анализы крови, мочи назначают для определения общего состояния организма.

Инструментальная диагностика играет важную роль в определении диагноза, её объём зависит от первоначального диагноза, поставленного неврологом или детским неврологом. Самую точную картину дадут следующие исследования: МРТ головного мозга, электромиография, электроэнцефалография, электронейрография.

[34], [35], [36]

Коррекционная работа при стертой форме дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Читайте также:  Рекомендации по преодолению заикания

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

5. www.logoped-therapy.com (Русина Ю.В. Артикуляционная гимнастика для четкого произношения)

6. www.festival.1september.ru (Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста)

  • Логоша
  • Презентации
  • Конспекты
  • Статьи
  • Книги в помощь
  • Полезные сайты
  • Контакты

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

+ 375-29-660-19-18
+ 375-29-555-97-67

Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Материал по коррекции нарушений речи у детей с диагнозом артикуляторно-фонематическая дислалия.

Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией

Процесс коррекции произношения при артикуляторно-фонематической дислалии начинается с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда с помощью зеркала.

В процессе специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно рефлекторные связи…

Соотношение слуховых и артикуляционных упражнений во времени на первом этапе логопедической работы может быть различным в зависимости от характера дефекта. Так, при затруднениях сенсорного характера значительно больше времени должно быть отведено на воспитание у ребенка фонематического слуха, на выделение нужного звука в слове на слух и соотнесение правильного звучания с нужным положением речевых органов. В этом случае выработка у ребенка нужного артикуляционного уклада, соответствующего данному звуку, будет протекать легко и не потребуется много времени.

Затруднять ребенка будет воспитание звука, т.е. узнавание данного звука среди других звуков, особенно среди близких ему по артикуляции и по звучанию. Для преодоления этих затруднений следует проводить специальные тренировочные упражнения в воспитании фонематического слух, в узнавании данного звука среди других близких ему звуков и в установлении прочной связи между речеслуховыми и речедвигательными кинестезиями.

Строгая систематичность и последовательность в упражнениях приводят к уточнению в коре головного мозга ребенка условных связей, которые при повторении все более фиксируются. Задача следующего этапа логопедической работы состоит в том, что бы нормализованные условные речевые связи автоматизировались. Процесс автоматизации вновь поставленного или исправленного звука, который снова вводится в слог и в слово, представляет нередко трудную задачу; так как при выработке нового диналитического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.

Дифференциация как следующий этап логопедической работы над звуком необходима в целях предупреждения и устранения смешивания близких звуков. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение (как вид внутреннего торможения),когда новый звук многократно повторяется и подкрепляется поощрением логопеда, а другой близкий звук – дифференцируемый – не подкрепляется повторением. Происходит дифференцирование близких раздражителей, их различие. Дифференциация артикуляционно близких, «сходных» звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связной речи смешиваются.

Дифференцировки смешиваемых звуков вырабатываются с помощью специальных постепенно усложняющихся упражнений на противопоставление близких звуков.

При работе над слуховым воспитанием важно соблюдать поэтапность в применении тех упражнений, которые логопед предлагает детям. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем – (следует научить ребенка) различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. В процессе обучения используются схемы артикуляций изучаемых звуков, наблюдение за артикуляцией логопеда и собственной (ребенка), привлекается внимание к кинестетическим ощущениям, возникающим при произношении звуков детьми. Устанавливается соотношение между звуком слышимым и произносимым ребенком. В момент совпадения кинестетических возбуждений от положения органов речи при произношении звука со слышимым звуком происходит процесс дифференциации данного звука от других. В памяти ребенка закрепляются артикуляционно – акустические признаки звука, сто очень важно для распознания слышимой речи.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки ему дается готовая наглядная схема звукового состава этих слов. По мере усвоения анализа с помощью схемы переходят к выделению звуков путем громкого несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах и наконец, действие по звуковому анализу происходят в умственном плане.

Усвоение каждой новой операции готовит детей к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

В дальнейшем дети упражняются в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем в обратном. Темп этих упражнений постепенно ускоряется. После логовых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциации со временем все более усложняются. Так, например, сначала берутся слова – пародимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками, за тем ребенку предлагается назвать различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками.

Работая со словами – паронимами, дети производят их звукослоговой и графический анализ. Паронимы используются для составления предложений. При этом необходимо обращать внимание детей на смыслоразличительную роль в слове.

Далее проводится анализ предложений с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение данных звуков из слов.

Завершается работа дифференциацией звуков в тексте. После того, как ребенок справится с указанными задачами, переходят к самостоятельной связной речи.

Методика дифференциации звуков различных категорий однотипна. Затруднение вызывает подбор речевого материала, для преодоления которого мной был составлен следующий сборник предложений и стихов.

Звуки «с» – «ш»

1) са – ша, ша – са

са – ша – ша, ша – са –са

са – ша – са, ша – са – ша

(Все остальные сочетания слогов складываются в такие же слоговые дорожки)

В норе живет … крыша.

На доме красивая … крыса.

Шила Саша Сашке шапку.

Сашка шапкой шишку сбил.

По — нашему это … сок.

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки! …

Как нам хочется … суметь
Спать спокойно, не … шуметь!

В поле землю я … пасу,
На лугах коров … пашу!

По шоссе с шумом несутся машины.

Сын в лесу шуршит – косой мимо спешит.

Поспешишь – людей насмешишь.

На лицо одета … Машка,
Имя нашей кошки … маска!

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Положили в плошку … каску.
Надевал пожарный …кашку!

Сочинял писатель … башню,
Рисовал художник … басню!

В окно залетела … Муська,
Нашу кошку зовут … мушка.

Веселая старушка весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот!

Сладко спит в берлоге … миска,
На столе с салатом … мишка

У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушки – пушистая киска.

На градуснике есть … скала,
Над морем висит … шкала.

Пшенная каша – в ложке,
Ложка – в широкой плошке.
На плошке – плоская крышка.
На крышке – голодная мышка…

За дверью слышен … штук.

В букете роз пять … стук.

Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Оркестр играет военный … Марс,
Над землей летит планета … марш.

Звуки «з» – «ж»

На дороге большая … Луза.
Идет девочка по имени … лужа.

Костер в лесу хорошо залей –
Воды не жалей.

Песню раннюю запел жаворонок звонкий.

Не жалело солнце жара
Для хорошего загара,
И пшеница с рожью
Загорели тоже.

Не боюсь совсем … грожу,
Тучам пальцем я … грозу.

Комары пищат: «зу — зу — зу».
А жуки жужжат: … «жу – жу – жу».

Дует пастушок в … разок.
Вот бы мне так хоть … рожок!

У девочки Зои есть желтый зонт.
На нем — красивый узор.

На лугу пасутся … кожи.
Сумка сделана из козы.

В театре полны все … лозы.
На юге растут виноградные … ложи.

Бумажный снег в корзинке
Олег давно припас.
Летят, летят снежинки,
Над сценою кружась.

За обедом нельзя … жевать:
Пищу нужно тщательно … зевать.

На оранжевый цветок
Сел зеленый мотылек.

Зиму мы ждали, зиму мы звали.
Нужны зимой сани – вот что узнали!

Хорошо в это утро морозное
Сидеть дома и кушать мороженное.

Звуки «л» — «р»

Для покраски нужен … рак,
В воду заползает …лак.

Рисовал художник ламу
И картину вставил в … (раму).

Лара у Вали играет на рояле.

Королева кавалеру каравеллу подарила.

Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.

Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука).

В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей)

Баба деду пекла из муки … коробок.

Из древесной коры сделал дед … колобок.

Украшают царей золотые … колонны.

А дома украшают из камня … короны.

Для шитья нужны … игры.
А детям в саду нужны …иглы.

Крылья — у орла, крылышки – у орленка,
Перья – у перепела, перышки — у перепеленка.

Зреет на кустах малина,
Соберет ее … (Марина).

Прикрывала крыльями орлица орленка,
Перебирала перышки перепелица перепеленку.

Воду лил малыш из … рейки,
Ящик сделан был из … лейки.

И не плот, и не лед вдоль по речке плывет.
Льдины с ним поборются, а потом расколются.

Вечно плачет этот Лева,
Говорят ему: — Ты — … (рева).

Хорошо танцует Валя
и ее сестренка … (Варя).

Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил).

Доктор ставит мне укол.
В маминых глазах … (укор).

10) ль – рь (уголь – угорь)

Рыба есть такая … (угорь)
В печке ярко горит … (уголь).

Деревянный Буратино Карабаса победил,
Дверь в каморке под картиной
Золотым ключом открыл.

Все об артикуляторно-фонетической дислалии

Дислалия − это неправильное звукопроизношение при сохранном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата. Это распространенное речевое нарушение, поддающееся коррекции. Оно проявляется как искаженное произношение, смешение и замена звуков. Существует несколько форм этого нарушения: у каждой имеются особенности, которые нужно учитывать при организации логопедической помощи.

  • Краткое описание
  • Проведение диагностики
  • Отличие от дизартрии
  • Особенности коррекционной работы при артикуляторно-фонетической дислалии
Читайте также:  Формирование лексического строя речи у детей с ОНР III уровня

Краткое описание

При артикуляторно-фонетической дислалии происходит нарушение звукопроизношения по типу искажения. В детской речи звук присутствует, но в момент произнесения органы артикуляционного аппарата принимают неправильное положение. В результате формируется аналог фонемы, похожий к звуковому образу по акустическим признакам. И искаженное произношение фонематический слух принимает за норму.

Иногда бывает так, что правильная фонема отсутствует. Но при такой форме дислалии это встречается редко. У ребенка с таким дефектом имеется индивидуальный аналог фонемы, который можно соотнести с нормированным произношением.

Причина появления такого нарушения − неправильная речевая среда или общение малыша со взрослым, имеющим нарушение звукопроизношения.

Поэтому при коррекционной работе обязательно проведите консультационную работу с родителями, объясните всю важность воспитания в правильной речевой среде.

Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады. Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение.

По структуре речевого дефекта − это ФНР (фонетическое нарушение речи). Ребенок с артикуляторно-фонетической формой слышит неправильное произношение в речи взрослого. Когда малыша просят повторить слово, то он произносит его правильно. Для коррекции дислалии нужна консультация логопеда. Он определит точную структуру дефекта и составит коррекционную работу.

Проведение диагностики

Логопед подбирает материал для обследования в соответствии с возрастом. Чаще всего за консультацией родители обращаются, когда ребенку исполняется три года. В три года он начинает активно осваивать систему языка. Специалист смотрит на состояние моторной сферы, обращает внимание на работу артикуляционного аппарата. Также он оценивает его анатомическое состояние. Если есть какие-либо отклонения, то может потребоваться помощь другого специалиста. Например, если нарушен прикус, то понадобится консультация ортодонта.

Затем логопед проверяет звукопроизношение. Сначала он просит произнести звук изолированно, затем в слогах, словах. Также специалист оценивает звукопроизношение ребенка в самостоятельной речи. Потом логопед смотрит на сформированность фонематических процессов. Ребенку предлагается выделить на слух нужную фонему среди других, найти слово с нужным звуком и т. д.

Чтобы исключить другие речевые проблемы, логопед оценивает словарный запас; предлагает задания, чтобы посмотреть, как ребенок овладел простыми грамматическими категориями.

Специалист просит малыша рассказать, что изображено на картинке или составить рассказ о том, что ему интересно. Обследовав все компоненты речи, логопед может определить структуру дефекта.

Отличие от дизартрии

Дизартрия также является распространенным речевым нарушением. Ее часто путают с дислалией, но между ними есть различия. При первом варианте нарушены все компоненты речи, а в другом случае − только звукопроизношение и фонематические процессы.

Дизартрия обусловлена органическим поражением центральной нервной системы, а дислалия возникает из-за тяжелых заболеваний, нарушения режима дня и по социальным причинам. При первом речевом дефекте нарушена моторная сфера, тогда как при втором варианте она сохранна. Также при дислалии отсутствует неврологическая симптоматика, интеллект сохранен, как и эмоционально-волевая сфера.

Коррекция дизартрии может занять длительное время и ребенок может вернуться к этому дефекту под воздействием неблагоприятных факторов. Лечение дислалии длится примерно полгода без возврата к этому нарушению речи.

Особенности коррекционной работы при артикуляторно-фонетической дислалии

На подготовительном этапе на занятиях акцентируют внимание ребенка на ощущении положения органов артикуляции. Логопед проводит артикуляционную гимнастику. Во время выполнения каждого упражнения он просит ребенка запомнить положение губ, языка, неба. Таким образом формируется артикуляционная база. Вместе с этим ведется работа по коррекции фонематических процессов и обучению навыкам звуко-буквенного анализа.

На следующем этапе логопед занимается постановкой звука от артикуляционной гимнастики. Для каждой фонемы имеются особые упражнения, позволяющие сформировать нужный уклад. Иногда постановку звука делают с механической помощью, но внимание артикуляционной гимнастике уделять нужно − для дальнейшей автоматизации звука.

На третьем этапе на занятиях проводят автоматизацию звука, вводят его в самостоятельную речь, корректируют фонематические процессы. На занятиях логопед опирается на анализ артикуляционного образа автоматизируемой фонемы.

Четвертый этап − это дифференциация звука. Его включают в коррекционную работу при необходимости, если малыш смешивает фонемы. На этом этапе упор делается на развитие фонематических процессов и звуко-буквенного анализа слова.

Дислалия часто появляется, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром. Количество получаемой информации увеличивается, потребность в общении вырастает, происходит резкое увеличение словарного запаса − из-за этих факторов и возникает нарушение произношения. Но при ранней коррекцией малыш преодолевает проблему и потом у него нет трудностей в обучении.

Особенности звукопроизношения у детей с дислалией

№Фамилия, имя ребенка Произнесение свистящих звуков Произнесение шипящих звуков Произнесение соноров С-СьЗ-ЗьЦШЖЩЧР-РьЛ – Ль1Полина Б.Автоматизация в словах Автоматизация в словах

Особенности звукопроизношения у детей с дислалией

Другие дипломы по предмету

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования5

1.1 Формирование дислалии в онтогенезе5

1.2 Дислалия: особенности нарушения11

1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на коррекцию нарушения звукопроизношения детей с дислалией15

Глава 2. Констатирующий эксперимент26

2.1 Организация и методология констатирующего эксеримента26

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента29

Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.

В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной речи, полноценному использованию своих речевых способностей в обществе. Этому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении.

Дислалия является одним из видов нарушений звукопроизношения. Впервые этот термин был введен еще в 1827 году.

На сегодняшний день различные формы дислалии выявляются у большого числа, как детей, так и взрослых. В особенности это нарушение развития затрагивает дошкольников. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет) [36, C. 117].

Исследованием проблемы дислалии в разное время занимались Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина и др.

Отдельным направлением в исследовании проблемы дислалии является поиск эффективных инструментов ликвидации неблагоприятных сторон заболевания, развития фонематического слуха, усиления ресурсов к развитию человека.

Выбор наиболее эффективного инструмента должен быть обусловлен особенностями развития человека в конкретный период его жизни с учетом психофизиологических особенностей развития на той или иной возрастной стадии.

Актуальность темы дипломной работы: выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в связи с тем, что в настоящее время работ, посвященных комплексному исследованию проблемы диагностики и коррекции недоразвития фонематического слуха у детей с дислалией, практически нет. Существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие ту или иную сторону этого обширного вопроса.

Цель исследования: изучение особенностей развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с дислалией.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

§Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

§Выявить особенности развития навыков звукопроизношения у детей 5-6 лет с дислалией;

§Определить связь нарушений фонематического слуха и форм дислалии.

Гипотеза: степень выраженности нарушений фонематического слуха зависит от формы развития дислалии.

Объект исследования: особенности развития фонематического слуха у дошкольников с дислалией.

Предмет исследования: логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с дислалией.

Теоретическая значимость работа обусловлена дефицитом подобных исследований в профессиональном педагогическом сообществе, возможностью использования данного исследования в качестве методических рекомендаций к организации коррекционной работы с детьми 5-6 лет с дислалией.

Практическая значимость работы обусловлена наличием проработанной эмпирической части, описывающей опыт экспериментального исследования фонематического слуха у детей с дислалией.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

В первой главе определены теоретические основы развития фонематического слуха у детей с дислалией.

Во второй главе описан опыт организации экспериментального исследования нарушений фонематического слуха у детей лет с дислалией.

В заключении делаются выводы по всей работе, в приложениях собран материал, использованный в ходе экспериментального исследования.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования

.1 Формирование дислалии в онтогенезе

фонематический звукопроизношение дислалия логопедический

В онтогенезе реакции на звуковые раздражители имеются уже у новорожденных. Они выражаются во вздрагивании всем телом, миганием, изменением дыхания, пульса. На второй недели звуковые раздражители начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. На третьей неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. Эти реакции носят характер врожденных или безусловных рефлексов [16, С. 56].

В конце первого, начале второго месяца жизни появляются условные рефлексы на звуковые раздражители. В это время он определяет направление звучания, начинает поворачивать голову к источнику. Развивается локализация звука в пространстве (способность находить взглядом источник звука говорящего взрослого, звучащий предмет.)

На 4-5 месяце малыш пытается различать интонации обращенной к нему речи, мелодии (плясовую, спокойную), голоса знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека, отличать близких ему людей от незнакомых [13, С. 22].

Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у малыша отрицательные эмоции [16, С. 78].

К 6 месяцам он узнает по звучанию свое имя. Все это свидетельствует об адекватном реагировании ребенка на окружающее, о восприятии им речи человека, что в дальнейшем благотворно влияет на развитие понимания речи окружающих взрослых и на развитие его собственной речи.

В возрасте 2-4 месяцев издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 месяцев гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4 месяце малыш перекликается с взрослым на расстоянии. Причем звуки он начинает произносить, и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью [16, С.67].

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, ш, н и др. появляются первые слоги (сочетание гласных и согласных звуков): па, ба, ма, т.е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит себя и начинает произносить звуки и слоги повторно [13, С.23].

Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов [16, С.89].

Известная ученая Р.Е. Левина пишет: «Появлению собственной речи предшествует возникновение понимания. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами.

Начатки понимания речи, доступной ребенку уже до одного года выражаются в умении показывать названных ему наиболее близких людей, некоторые привычные предметы окружающей обстановки. Постепенно эта способность развивается, расширяется круг предметов, которые ребенок может научиться указывать в ответ на слова, названные взрослым. Вслед за развитием понимания ребенок начинает самостоятельно пользоваться словами. Слыша речь взрослых, слова, произносимые ими в разнообразных ситуациях, ребенок постепенно усваивает их значение, пополняет свой словарный запас слов. Делая попытки вступать в общение с окружающими, он упражняется в выборе новых слов. В течение всего детства у ребенка начинается живой интерес к речи, который сопровождается активным накоплением запаса слов [11, С. 25].

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию – фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка [12, С. 127].

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. К концу второго года жизни фонематический слух полностью формируется, вычленяемая фонема, становится различением смысла слов [1, С. 70].

Известный исследователь детской речи А.Н. Гвоздев пишет: « Общий хо

Ссылка на основную публикацию