Работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР

Развитие связной речи у детей с ОНР

Развитие связной речи у детей с ОНР.

Под связной речью понимается процесс коммуникации, реализуемый в разных формах речи. А также результат этого процесса, как определенное речевое произведение (продукт). Работа по развитию связной речи направлена на овладение детьми с речевой патологией разных видов (монологической, диалогической) и типов речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение) в устной и письменной форме.

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нарушения в устной речи сказываются и на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Развитие связной речи у детей с ОНР – одна из главных задач коррекционного воздействия.

Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию сознания детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и закреплению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

– опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

– овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

– осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с обще дидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально – психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Формирование связной речи у детей с ОНР в детских учреждениях осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на коррекционных занятиях с логопедом.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В первом периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде (декабрь-февраль) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В третьем периоде (март-май) наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.) Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи у детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (НОД, тематические беседы, организованные игры, прогулки, экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также в НОД с воспитателем по родному языку и предметно-практической деятельности. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

– развитие и закрепление у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

– формирование навыков построения связных монологических высказываний;

– развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

– целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

– усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента рассказа, его соответствие теме сообщения и др.)

– формирование навыков планирования развернутых высказываний;

– обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа- сообщения;

– обучение лексико – грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Овладение связными формами высказывания детьми с ОНР – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Логопед должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание. Использование различных методических приемов обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР.

Одним из приемов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях метода наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

По мнению психологов, педагогов и логопедов использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (Ефименко Л.Н., Воробьева В.К., Ткаченко Т.А.). Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, целенаправленно развивать монологическую речь. Данный метод может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания, такими как:

– составление рассказов по картине или серии картин;

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

– геометрические фигуры или полоски;

– символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Мнемоника, или мнемотехника – система специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциативных связей в коре головного мозга человека. При этом организация учебного процесса происходит в виде игры, что способствует достаточно долго поддерживать интерес ребенка к занятию. Использование опорных рисунков для обучения рассказыванию увлекает детей, превращает учебное занятие в игру, наглядный материал усваивается лучше. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом значительно сокращает время обучения и улучшает его качественные показатели, развиваются коммуникативная и планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывая об этом. Использовать метод наглядного моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их. Дети учатся нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развивать фантазию и речь.

1. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – № 2. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 4. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 1972. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. 6. Спирова Л.Ф. Особенности разития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. // — М.,1990.

Основные направления и содержание логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Вопросами формирования связной речи при ее недоразвитии огромное внимание уделяли Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и многие другие. Они отмечали, что общее недоразвитие речи – сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны педагогов и родителей. Формировать связную речь – значит учить ребенка рассказывать, то есть, умение четко и последовательно излагать свои мысли.

Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но и главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать свою речь в процессе общения и обучения.

Формирование связной речи детей с ОНР должно осуществляться в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, и на специальных коррекционных занятиях [16, с.62].

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной идет речь, о том, что формирование связной речи осуществляется в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь – март) совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов – описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель – июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.[44]

Л.Н. Ефименкова отмечает, что навыки связной диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. [18, с.49]

В.П. Глухов полагает, что обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Обучение рассказыванию оказывает большое влияние на формирование психических процессов и познавательных способностей детей; на развитие монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют:

  • – рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);
  • – рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей);
  • – рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.

Кроме того, по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию – на фактические и творческие [16, с.59].

В педагогической литературе приводится подробная характеристика различных видов обучения рассказыванию нормально развивающихся дошкольников (описание предметов, пересказ, рассказывание по картинам и из опыта, творческое рассказывание). Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения детей с общим недоразвитием речи, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии. [32, с.173]

Необходимым условием речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. Необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать речевой мотив. [44, с.52]

Н.С. Жукова отмечает, что коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Эти направления работы тесно связаны между собой. [19, с.95]

Задача педагога повысить эффективность проводимых занятий по развитию речи. Для этого логопед, в зависимости от содержания занятия, его целей, задач, индивидуальных особенностей детей, применяет разнообразные приемы работы с детьми. Выделяют основные и вспомогательные приемы. Основные – это те, которые являются ведущими в методике обучения, а вспомогательные, те которые способствуют более эффективному усвоению материала.

Для полноценного развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо соблюдать ряд условий:

  • · систематичность проведения;
  • · распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • · подчиненность заданий выбранной цели;
  • · чередование и вариативность упражнений;
  • · применение средств наглядности;
  • · включение в работу всех анализаторов;
  • · развитие психических процессов;
  • · воспитание внимания к речи;
  • · учет индивидуальных и речевых особенностей детей.

Наиболее эффективные приемы развития связной речи на логопедических занятиях.

Успешность работы логопеда основывается на правильном использовании наглядности – это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий, применение ИКТ

Для улучшения состояния связной речи необходимо проводить работу по развитию связной речи с опорой на наглядность и с постепенным усложнением.

Т.Б. Филичева выделяет подготовительную работу перед обучением детей рассказыванию.

Упражнения на составление предложений по картинкам используются картинки двух видов:

  • 1. Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие: субъект – действие выраженное непереходным глаголом; объект — действие предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого; субъект – действие – объект; субъект – действие – объект – орудие действия.
  • 2. Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия: субъект – действие – место действия (орудие. средство действия).

По картинкам дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико – синтаксической структуры. При подборе картинок следует учитывать упражнения на составление ряда последовательных предложений методом распространения начальное структуры: подлежащее + сказуемое.

Используются постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Образец ответа применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях в построении фразы.

В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог.

Можно применять прием совместного составления предложения двумя – тремя детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают), составление предложений по картинкам с использованием фишек: ребенок произносит фразу и после каждого слова убирает одну из расположенных перед ним фишек.

В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры, прежде всего с «двойной предикативностью»: с однородными сказуемыми; сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую, упражнения на составление таких предложений можно проводить на основе разнообразных дидактических игр.

Составление детьми ряда предложений по цепочке, различающихся какой- либо деталью: от детей требуется заметить это отличие и внести соответствующие изменения в ответ, составленный предыдущим ребенком. Следующий прием заключается в том, что один ребенок составляет предложения по нескольким картинкам, объединенным общим действующим лицом, а второй, используя цветовые сигналы, контролирует правильность даваемого ответа. При составлении предложений по другим картинкам они меняются ролями.

От составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем необходимо перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам вначале по трем – четырем, затем – по двум.

В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз (в 3 – 4 и более слов). Дети усваивают определенный тип фразы – ответа, включающего «опорные» содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов высказываний, начинающихся с повторения последнего слова или словосочетания из вопроса педагога.

Данный прием облегчает детям составление ответа в виде развернутого предложения и таким образом обеспечивает им возможность активного участия в диалоге, беседе по теме занятия.

Детей обучают составлять вопросы, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятий по предметно -практической деятельности, обсуждении прослушанного текста.

Читайте также:  Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Насколько успешно будет проведена подготовительная работа, настолько эффективным будет период обучения детей рассказыванию. Каждый вид обучения рассказыванию имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Обучение пересказу предполагает тщательный отбор произведений: сначала используются небольшие тексты, затем их объем увеличивается. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты – эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. [5, с.64]

При повторном чтении текста рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки. С помощью этого же приема внимание детей обращается и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, оформления связи слов в словосочетаниях. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения. Разбор содержания произведения проводится в вопросно-ответной форме. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и другое.

При обучении детей пересказу применяются вспомогательные методические приемы:

выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей);

пересказ одного ребенка иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа;

после разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на воспитательном занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка;

использование «иллюстративного панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Опорные объекты располагаются в линейном ряду в соответствующей эпизодам произведения последовательности;

моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы используются блоки – квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно – белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов – эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа;

замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица.

При обучении рассказыванию по картинам необходимо учитывать особенности речевого, психического, познавательного развития детей, отбор и последовательность использования иллюстративного материала. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?»и т.д. также обыгрывания детьми пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением.

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану.

При составлении ребенком рассказа описания применяются направляющие вопросы – указания типа.

Небольшие рассказы на тему из личного и коллективного опыта составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, слайдов, рисунков детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении. При обучении рассказу – описанию предметов необходимо первоначально развить у детей сенсорное восприятие, навыки элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Для этого используются приемы: узнавание предмета по его описанию; сравнение предметов по основным признакам; составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.

Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий, игрушек, муляжей предметов.

При обучении составлению описаний по вопросам педагога подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными признаками. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог. Дети должны усвоить определенную схему высказывания – описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. Для этого используется трехчастная композиционная схема описания предметов.

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы, жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета, цвета, величины. Условные символы показываются по ходу составления рассказа -описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом – схемой.

Эффективным приемом является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов.

При формировании навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания необходимо проводить с детьми коллективное составление плана. Таким образом, мы видим, что существует множество методических приемов для развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. При применении этих приемов необходимо учитывать, что они должны соответствовать этапу обучения, цели занятия, иметь свое место на занятии, чередоваться. [41, с.26-29]

Независимо от того, что каждый вид обучения рассказыванию имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы, у них много общего. Общее заключается в применении речевого образца, наглядного материала (предметы, муляжи, план – схема), развитии познавательных процессов.

Процесс развития связной речи представляет собой сложную деятельность, особенно для детей с общим недоразвитием речи III уровня. Такие дети, в силу присущих им особенностям психики, овладевают навыками связной речи постепенно, в результате систематического применения специальных коррекционных упражнений, результатом выполнения которых должно стать овладение, в достаточной степени, связной речью.

Таким образом, логопедическая работа по развитию связной речи включает коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучения рассказыванию.

Для педагога

Автор: Аскарова Зульфия Фагильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО №11 “Ёлочка”
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО–Югра
Наименование материала: курсовая работа
Тема: “Особенности связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня”
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет коррекционной педагогики и психологии

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

ОСОБЕННОСТИ СВЗНОЙ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

По направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое)

) (код ОКСО) (название специальности/направления)

Аскарова Зульфия Фагильевна

студент 3 курса

канд. психол. наук, доцент

Лихачева Наталья Львовна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

Связная речь, формы и особенности ее развития в дошкольном

Проблема общее недоразвитие речи дошкольников, уровни,

Особенности связной речи у дошкольников с общим

недоразвитием речи III уровня…………………………………………………….

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

2.1. Методы исследования особенностей связной речи

у дошкольников с ОНР III уровня ……………………………………………….

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….

2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР III уровня……………..………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

Актуальность

исследования. Одним

сформированности связной речи. Связная речь представляет собой наиболее

х а р а к т е р

должен научиться рассказывать: называть предмет, описать его, рассказать о

каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ

последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь

ребенка должна быть связной. У детей с нормой речевого развития в старшем

дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.

Одним из наиболее трудных речевых нарушений дошкольников является

общее недоразвитие речи, при котором наблюдаются различные сложные

речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех

компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В связи, с чем целенаправленное формирование связной речи детей с

формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и

наблюдательности. А также в процессе становления речи у дошкольников

познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в

недоразвитием речи III уровня».

Объект исследования: связная речь старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности связной речи у дошкольников с

общим недоразвитием речи III уровня.

исследования: изучить

дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: связная речь детей дошкольного возраста с

ОНР III уровня проявляется в характерных особенностях построения ими

коррекционные занятия по обучению рассказыванию детей с ОНР III уровня

значительно повысят уровень формирования связной речи.

В соответствии с предметом и целью определены следующие задачи

исследования:

Проанализировать основные теоретические подходы к изучению

связной речи у дошкольников с ОНР III уровня;

Экспериментально изучить особенности связной речи у старших

дошкольников с ОНР III уровня;

Разработать методические рекомендации по развитию связной

речи дошкольников с ОНР III уровня.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования

нами был использован следующий комплекс методов:

Теоретические методы:

Анализ индивидуальных карт развития детей;

Эмпирические методы:

Интерпретационные методы:

Количественный и качественный анализ полученных результатов;

Обобщение полученных результатов.

Методологическими

исследования

явились основные

положения ученых о:

в о з р а с т е

(Т.А.Алтуховой [1], О.М.Вершиной [5], Т.В.Волосовец [6], Л.С.Волковой [8],

А.Н.Корнева [14], В.А.Киселевой [15], С.Н.Шаховской [15], Р.Е.Левиной [16],

М.А.Поваляевой [18], О.Г.Приходько [19], Т.В.Пятница [20], В.В.Стерликовой

[26], Л.Б.Халиловой [30] и др.);

Р. И . Л а л а е в о й [2],

В.П.Глухова [9. 10], Е.П.Трухановой [10], Л.П.Голубевой [11], Т.Н. Деревяго

[12], Н.Н.Ивановой [13],

Л.Ф.Спировой [25], А.В.Ястребовой [25], Л.А.Тишины [27], А.С.Толпегиной

Г.В.Чиркиной [29] и др.).

Практическая значимость: проведена систематизация материалов по

использованы начинающими логопедами всех образовательных учреждений,

которые работают с детьми с общим недоразвитием речи для формирования и

совершенствования связной речи дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ МО Детский сад

«Елочка» № 11 г. Нягань.

работы: состоит

наименования, приложения. Работа содержит 2 таблицы, 25 рисунков. Объем

работы: 59 страниц.

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников с

общим недоразвитием речи III уровня

Связная речь, формы и особенности ее развития

в дошкольном возрасте

Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной в

связи, с чем дети должны научиться грамматически правильно, связно и

последовательно излагать свои мысли. Связная речь – это такие развернутые

высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои

мысли, сделав их понятными для других людей. По умению детей строить

свое высказывание можно судить об уровне речевого развития ребенка, т.к. в

связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить

воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли

оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при

создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения,

усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает

ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость,

развивает уверенность в своих силах. Расширение и обогащение знаний,

представлений ребенка так же должно быть связано с развитием умения

правильно выразить их в речи [7, Волосовец].

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение

Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга

Краткая аннотация: статья адресована логопедам, которые работают в реабилитационных центрах для взрослых больных с очаговыми поражениями мозга. В статье описана примерная структура группового занятия для пациентов с дизартрией. Выделены все этапы восстановительного обучения. К каждому этапу предлагаются задания, которые специалисты могут использовать в свой работе, дополнять и адаптировать под специфику группы.

Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Сама речь при дизартрии характеризуется отсутствием плавности, нарушенным ритмом и дыханием, изменением темпа речи в сторону как замедления, так и ускорения.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых являются перенесенные инсульт, черепно-мозговые травмы, инфекции и опухоли головного мозга и др.

Коррекционные занятия по преодолению дизартрии, проводимые логопедом, включают в себя массаж, задания, направленные на нормализацию дыхания, темпа и ритма речи, обогащение интонационной стороны высказывания.

Коррекционная работа по преодолению дизартрии осуществляется логопедом на индивидуальных занятиях. Но, для закрепления полученных навыков и достижения максимальных результатов, пациентам назначаются групповые логопедические занятия, на которых можно использовать элементы музыкотерапии.

Так как, музыка – это явление физическое, она очень благоприятно действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм.

В результате прослушивания известных классических музыкальных произведений на групповых занятиях, у пациентов поднимается настроение, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

На разных этапах группового занятия используются известные классические музыкальные произведения.

Для восстановления динамической координации движений, реципрокной координации пациентам предлагается ритмическая классическая музыка. В результате прослушивания музыки и одновременного выполнения движений, пациенты встраиваются в музыкальный ритм. А групповое выполнение заданий поднимает настроение, что повышает успешность коррекционной работы.

Дыхательные упражнения хорошо проводить в сопровождении звуков природы: шума леса, дождя, пение птиц. Пациенты расслабляются, дыхание становится глубоким и естественным.

Для выполнения голосовых упражнений используется классическая музыка со спокойным ритмом и знакомой мелодией. Пациенты с большим удовольствием занимаются вокальными упражнениями. А хоровое их исполнение снимает чувство стеснения и скованности.

Примерное содержание группового занятия для пациентов с дизартрией

1. Восстановление двигательной сферы.

2. Восстановление навыков правильного дыхания.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

4. Восстановление просодической стороны речи.

Все упражнения выполняются при музыкальном сопровождении. Музыку подбирает логопед, соблюдая определенные условия: она не должна быть тревожной, нагнетающей или слишком печальной. Мелодия должна поднимать настроение, быть приятной на слух и исполняться в среднем темпе.

Восстановление двигательной сферы. Эта работа включает в себя следующие задачи: динамическая координация движений, восстановление реципрокной координации движений рук. Примерные виды упражнений:

  • Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно прижаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
  • Одновременное рисование одной рукой квадрата, а другой треугольника. Можно делать на бумаге, для усложнения – в воздухе.

Восстановление навыков правильного дыхания. Так как основная работа по восстановлению дыхания проводится на индивидуальных занятиях и только после консультации сврачом, на групповых занятиях выполняются очень простые и короткие по времени упражнения, и которые желательно совмещать с движениями. Например:

  • На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
  • На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе пациент обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.

Мимические и артикуляционные упражнения. Основной комплекс упражнений для развития артикуляционных и мимических мышц с учетом формы и степени выраженности дизартрии рекомендует пациенту логопед на индивидуальном занятии. На групповых занятиях, специалист предлагает общие упражнения, которые будут доступны пациентам. Эти упражнения не должны вызывать затруднения при выполнении. Напряжение мышц обязательно чередуется с расслаблением.

  • «Неожиданное известие». Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.
  • «Неприятное зрелище». Крепко сожмите челюсти и нижнюю губу оттяните вниз. Брови нахмурьте. Удерживайте 3-4 сек. Расслабьте мышцы лица.
  • Несколько стандартных простых артикуляционных упражнений: «уколы» в щеки языком поочередно, губы сомкнуты; надувание щек, вытягивание губ в трубочку, растягивание в улыбку и т.д. Все упражнения выполняются при сомкнутых губах.

Восстановление просодической стороны речи. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие силы голоса, высотного диапазона и интонации. Предлагаются следующие упражнения:

  • Напевать известную песню:

Вечерний звон-н-н-н,
Вечерний звон-н-н-н,
Как много дум-м-м-м
Наводит он-н-н-н.
Бомм-бом-м-м!

  • Пропевание гласных с увеличением силы голоса: а – а– а– а-а
  • Пропевание гласных с уменьшением силы голоса: а – а– а – а
  • «Ухабы»: ууууууууууууууууууу
  • Декламировать фразы с соответствующей интонацией:

Эй! Подождите меня!
Ох! Ну и натворил ты дел!
Ай! Меня укусила пчела!
Ох, опять дождь…

На завершающем этапе занятия, пациенты слушают мелодию и описывают образы, которые у них возникают при ее прослушивании. Это является условным окончанием группового занятия и способствует расслаблению мышц артикуляционного и голосового аппарата.

Применение музыкотерапии при различных психических состояниях

Музыкотерапия включает в себя применение музыки для позитивных изменений в настроении и общем самочувствии. Музыкотерапия может включать в себя создание музыки с помощью инструментов всех типов, пение, движение под музыку или просто ее прослушивание.

Читайте также:  Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба

Музыка оказывает мощное воздействие на когнитивные функции. Различные стили музыки могут оказать значительное влияние на настроение, которые вызывают широкий спектр эмоций, от счастья до волнения, а также печали, спокойствия и задумчивости.

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия использует музыку для улучшения самочувствия. Это альтернатива другим видам терапии, таким как консультирование или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Музыкотерапия помогает улучшить коммуникативные навыки, независимость, самосознание, а также навыки концентрации и внимания.

Живое музыкальное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом очень важно во время музыкотерапии. Импровизация также может быть ключевой частью музыкальной терапии, которая включает в себя создание музыки в ответ на настроение.

Способ воздействия музыки на головной мозг очень сложен. Все аспекты музыки — включая высоту тона, темп и мелодию — обрабатываются различными областями мозга.

Например, мозжечок обрабатывает ритм, лобные доли декодируют эмоциональные сигналы, создаваемые музыкой, а небольшая часть правой височной доли помогает понять высоту тона.

Центр вознаграждения мозга, называемый прилежащим ядром, может даже вызывать сильные физические признаки удовольствия, такие как мурашки по коже.

Музыкотерапия может использовать глубокие физические реакции организма на музыку, чтобы помочь пациентам с психическими заболеваниями.

История и происхождение музыкотерапии

Музыка была частью человеческой жизни на протяжении тысячелетий. В частности, ученые обнаружили инструменты, датируемые более чем 40 000 лет назад . Это говорит о том, что желание людей выразить себя или общаться с помощью музыки имеет глубокие корни.

Использование музыки для терапии и исцеления восходит к Древней Греции , но ее терапевтическое использование началось в 20 веке , после окончания Второй мировой войны. Самое раннее упоминание о музыкальной терапии содержится в статье 1789 года под названием “ Музыка, рассматриваемая физически ”.

В 1800-е годы медицинские исследования терапевтической природы музыки росли, а к 1940-м годам университеты предлагали программы музыкальной терапии. Э. Тайер Гастон (E. Thayer Gaston) впервые использовал музыку в качестве терапевтического инструмента, организовал и продвигал эту практику, чтобы она стала общепринятым видом лечения.

В настоящее время существует множество разновидностей музыкальной терапии по всему миру.

Музыкотерапия и другие методы психотерапии

Музыкотерапия не опирается на вербальное общение, поэтому может быть полезной для людей с нарушением вербального общения. Это может быть связано с инвалидностью, нейродегенеративным заболеванием, таким как деменция, черепно-мозговая травма или состояние психического здоровья. Поскольку КПТ и консультирование — это разговорная психотерапия, она может не подходить для людей, у которых вербальное общение затруднено. Именно здесь музыкотерапия может быть полезной.

Кроме того, практикующие психотерапевты могут проводить музыкотерапию дома, если пациент не может встать с постели или не может добраться до кабинета психотерапевта. Занятия музыкотерапией дома могут принести пользу детям, которые хотят находиться в знакомой обстановке во время сеансов.

Навыки, которые пациент приобретает при музыкотерапии, могут быть полезны и в повседневной жизни. Пациент может изучать инструмент как новое хобби, которое может использовать в качестве инструмента для улучшения своего психического здоровья и преодоления трудных ситуаций на протяжении всей своей жизни.

Польза музыкальной терапии

Есть дополнительные преимущества в прослушивании или создании музыки. Например, изучение музыкального произведения может улучшить навыки памяти, координации, чтения, понимания и математические навыки, а также может дать уроки ответственности и настойчивости.

Люди могут наслаждаться чувством достижения от создания музыкального произведения, которое может улучшить их настроение и самооценку.

Музыкотерапия также может познакомить людей со многими различными культурами, поскольку человек может исследовать любой тип и жанр музыки во время терапии. Понимание истории, стоящей за музыкальным произведением, может помочь людям установить контакт с музыкой, которую слушают или играют.

Хотя самовыражение является частью разговорной терапии, музыкотерапия позволяет людям выражать себя творчески, что может быть более приятным способом изучения сложных эмоций.

Лирический анализ — это еще один доступный способ для людей исследовать и обрабатывать сложные эмоции, переживания или воспоминания с помощью музыки.

Некоторые из документально подтвержденных преимуществ музыкальной терапии включают в себя:

  • улучшение самооценки
  • снижение тревожности
  • повышение мотивации
  • успешная и безопасная эмоциональная разрядка
  • повышение вербализации
  • прочные связи с другими людьми

Как музыка помогает при тревоге

Многие исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить чувство тревоги, в том числе у людей с раком, тех, кто подвергается хирургическому вмешательству, и людей, попадающих в отделения интенсивной терапии. Некоторые исследования также предполагают, что музыка может снизить кровяное давление и сердцебиение.

Существуют данные , свидетельствующие, что люди, которые проходят музыкотерапию, отмечают снижение тревожности сразу после сеанса, что указывает на то, что музыкотерапия может быть удобным способом быстрого уменьшения симптомов.

Музыка влияет на количество гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол, которые выделяет организм, и снижение гормонов может уменьшить симптомы тревоги .

Как музыка помогает при депрессии

Исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить симптомы депрессии . Прослушивание музыки высвобождает дофамин, который является гормоном, заставляющим людей чувствовать себя хорошо, и эндорфины, вызывающие счастливое настроение и облегчающие боль. Хотя музыкотерапия не является препаратом от депрессии, однако она может предложить краткосрочные преимущества , улучшая настроение, поощряя связь и самовыражение.

Как музыкотерапия влияет на детей

  • предлагает забавные способы выражения мыслей и чувств
  • практикует социальное взаимодействие и коммуникативные навыки
  • поощряет творческую игру
  • улучшает концентрацию и координацию
  • повышает самосознание
  • повышает самооценку
  • повышает языковые и слуховые навыки
  • укрепляет семейные отношения

Заключение

Хотя музыкотерапия не является методом лечения любого состояния психического здоровья, однако может быть эффективным и приятным инструментом для уменьшения симптомов многих состояний, включая депрессию и тревогу.

Музыкотерапия предлагает людям творческий и доступный способ выражения своих чувств. Люди уже давно используют музыку для ее воздействия на настроение и эмоции.

Помимо помощи с психическими расстройствами, музыкотерапия также имеет множество других преимуществ, таких как предоставление творческого выхода, расширение знаний и культурной осведомленности, а также улучшение когнитивных навыков, таких как память.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Музыкотерапия – её формы, виды и методы проведения

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных переживаний, но и от многих физических недугов. Итак, как действует музыкотерапия, и кому она может помочь? Рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое музыкотерапия

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

Формы и виды музыкотерапии

Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии:

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Как проводятся сеансы музыкотерапии

Обычно сеансы не занимают много времени. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием пациента. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют сеансы без наушников.

При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируясь с каждым новым сеансом. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.

Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах пациентов (неврозы, апатия, бессонница и так далее).

Музыкотерапия для детей

Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Музыкотерапия для пожилых людей

Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Читайте также:  Логопедическая работа при семантической афазии

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Примеры терапевтической музыки

Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».

К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.

Видео: лечебная музыка для снятия стресса, невроза и страха

Предлагаем вам ознакомиться с видео довольно известных музыкальных композиций, благотворно влияющими на общее эмоциональное состояние. Вполне возможно, что музыкотерапия – это то, что вам нужно именно сейчас.

Алиса Апрелева: «Универсальной лечебной музыки не существует»

Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. О музыкотерапии МЕД-инфо рассказывает сертифицированный музыкальный терапевт Алиса Апрелева, M.A., B.M., MT-BC, SBD, член Американской музыкотерапевтической ассоциации, руководитель клинической практики студентов кафедры музыкальной терапии колледжа Berklee (Бостон, США), основатель образовательной инициативы МузТерапевт.Ру (muzterapevt.ru).

— Алиса, с чего начинается музыкотерапия, когда возникла?
— Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно — «исцеление музыкой», от лат. musica — «музыка» и греч. therapeuein — «лечить») — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводимое сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.

«Музыка — это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. Способность воспринимать музыку — врожденное и очень древнее свойство человека».

Со времени возникновения первых известных нам цивилизаций, музыка занимала важное место как в «рациональной» медицине, так и в мистических и религиозных целительных ритуалах. В Древнем Египте врачи широко применяли в своей практике «гимнотерапию»: музыка считалась действенным средством от душевных расстройств, под музыку принимались роды. В Древней Греции существовали специальные святилища и храмы, где также служили музыканты, лечившие психические расстройства при помощи музыкальных гимнов. Американские индейцы использовали звуки барабанов в целительных ритуалах. На Руси популярным «музыкотерапевтическим» средством была колоколотерапия.

В XIX веке в Европе и США начали появляться первые статьи и диссертации, систематически описывающие использование музыки в терапевтических целях: в основном для реабилитации при душевных расстройствах. После Первой и Второй мировых войн многие профессиональные музыканты и музыканты-любители стали посещать госпитали, чтобы облегчить страдания ветеранов своей игрой и пением. Не только эмоциональное, но и физическое состояние пациентов видимо улучшалось от этого, и вскоре доктора и медсестры стали все чаще приходить к начальникам госпиталей с просьбой зачислить музыкантов в штат. В 1944 году в Университете штата Мичиган (США) был набран первый курс студентов для обучения по программе «Музыкальная терапия».

Музыка считалась действенным средством от душевных расстройств, под музыку принимались роды. В Древней Греции существовали специальные святилища и храмы, где также служили музыканты, лечившие психические расстройства при помощи музыкальных гимнов.

Сегодня в мире существует более 100 вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов — бакалавров, магистров, докторов. Во многих странах есть профессиональные организации музыкальных терапевтов и введена обязательная сертификация. Ведется активная исследовательская работа с разными группами пациентов. Штатные музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, отделениях неврологической реабилитации, школах, психиатрических лечебницах, учреждениях с квалифицированным сестринским уходом. Во многих случаях стоимость услуг музыкального терапевта покрывается медицинской страховкой.

В России на сегодняшний день нет программы высшего образования по специальности «Музыкальная терапия» и единой сертификации, однако есть практикующие музыкальные терапевты и другие специалисты, использующие музыку терапевтически, а также курсы повышения квалификации, обучающие терапевтическому применению музыки в отдельных областях (психология, лечебная педагогика).

— Как музыкотерапия воздействует на людей?
— Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальнымми потребностями каждого клиента. Вот, например, некоторые из возможных целей музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния (например, при стрессе или депрессии);
  • социализация (работа над навыками общения);
  • улучшение памяти;
  • релаксация (физическая и эмоциональная);
  • улучшение речевых навыков;
  • повышение концентрации внимания;
  • стимуляция физической активности;
  • самовыражение (вербальное и невербальное);
  • улучшение осведомленности о реальности (после операции, при болезни Альцгеймера);
  • ощущение контроля над ситуацией;
  • принятие решений (например, в конце жизни или при сложной жизненной ситуации);
  • разрешение конфликтов (в семье, в рабочем коллективе);
  • академическая успеваемость;
  • снижение боли;
  • улучшение качества жизни.

Музыка — это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. Способность воспринимать музыку — врожденное и очень древнее свойство человека. Младенец в утробе может различать музыкальные звуки уже к 20 неделям гестации, запоминать и узнавать музыку — к 27 неделям гестации (Hepper, Shahidullah, 1994).

В последнее десятилетие активно ведутся исследования в области неврологической музыкальной терапии. Измеряя электрическую активность мозга, специалисты выяснили, что музыка способна стимулировать множественные зоны головного мозга: это объясняет, в частности, то, что музыка воздействует на людей при самых многообразных нарушениях работы головного мозга, как бы «огибая» поврежденные участки и способствуя восстановлению утраченных нейронных связей. В частности, при афазии, пациенты, не способные говорить, часто оказываются способны петь знакомые им песни со словами без затруднения. Приятные ощущения, связанные с музыкой, вызываются стимуляцией эмоционального центра и выработкой «гормонов радости» (эндорфины, дофамин, окситоцин) в процессе музицирования.

— Кому она помогает? При каких заболеваниях назначается музыкотерапия?
— Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога и практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Клинические исследования и практика подтверждают ее эффективность при работе с разными группами населения. Дети, у которых диагностирован аутизм, ДЦП или другие особенности развития; люди с нарушениями психического здоровья; страдающие болезнями Альцгеймера и Паркинсона; реабилитирующиеся после инсульта; младенцы в отделении интенсивной неонатальной терапии; пациенты с хронической и острой болью (в том числе роженицы и пациенты в послеоперационном периоде) — вот только некоторые из категорий потенциальных клиентов музыкального терапевта.

В 1944 году в Университете штата Мичиган (США) был набран первый курс студентов для обучения по программе «Музыкальная терапия».

В терапии могут участвовать люди любого возраста и происхождения, на любых уровнях психического и физического развития. Вопреки распространенному мнению, клиентам (пациентам) не обязательно обладать музыкальными навыками и талантами для того, чтобы участвовать в сеансах музыкальной терапии.

Многочисленные исследования подтверждают эффективность музыкальной терапии. Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, «музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков» у пациентов с аутизмом (Gold, Wigram, Elefant, 2010); «музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов», у пациентов с шизофреническими расстройствами (Mössler, Chen, Heldal, Gold, 2013); «музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией» (Maratos, Gold, Wang, Crawford, 2009); также она «может иметь положительный эффект на качество жизни людей в конце жизни» (Bradt, Dileo, 2011).

«Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога и практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний».

— Может ли терапия музыкой быть отдельным методом лечения, или она обязательно идет в комплексе с другими методами?
— Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). Музыкальный терапевт может работать как независимый специалист, в составе многопрофильной команды специалистов, а также в паре с терапевтом иного направления (специалистом по речи, трудотерапевтом, физиотерапевтом) или другим специалистом (например, социальным работником или психиатром). И если в некоторых случаях музыкальная терапия оказывается наиболее эффективным и достаточным методом (например, при подготовке к естественным родам), то в большинстве случаев она сопровождает и поддерживает другие методы (такие, как химиотерапия, лечебная педагогика, психотерапия, неврологическая реабилитация, интенсивная терапия новорожденных).

— Какая музыка используется в музыкотерапии? Все зависит от типа личности и заболевания? Может ли быть так, что кому-то нужна медленная, релаксирующая музыка, а кому-то — тяжелый рок?
— Главное правило здесь одно: универсальной лечебной музыки не существует. Продающиеся в интернете музыкальные сборники «от астмы», «для здоровья ног», «для повышения иммунитета» и т. п. — это, увы, шарлатанство, сродни сеансам телевизионных экстрасенсов. Компиляции вроде «музыки для релаксации», несомненно, имеют право на существование, но кому-то лучше подойдет классический струнный квартет, кому-то — романтическое фортепиано, кому-то — синтезированный звук в стиле New Age, а кому-то — звуки природы. Мы все разные, и музыка по-разному воздействует на каждого из нас.

«В России на сегодняшний день нет программы высшего образования по специальности „Музыкальная терапия“ и единой сертификации».

Тем не менее можно выделить основные 3 критерия выбора музыки для терапевтической работы.

  1. Предпочитаемая клиентом (как правило, это «любимая музыка» клиента — та, с которой у него уже есть связь на уровне позитивных ассоциаций, эмоций, воспоминаний);
  2. Соответствующая целям терапевтического взаимодействия с клиентом или группой;
  3. «Живая» музыка, в большинстве случаев, эффективнее, чем музыка в записи.

Именно поэтому профессиональные требования к профессии музыкального терапевта включают в себя не только знание основ психологии, психопатологии, дефектологии, анатомии, неврологии и диагностики, но и свободное владение, как минимум 4 инструментами: гитарой, фортепиано, вокалом и перкуссией. В терапевтическом процессе может найтись место и для тяжелого рока, и для кельтской арфы, но применяться эти типы музыки будут для разных целей и в разных ситуациях.

— Как проходит занятие по музыкотерапии?
— Как в любом другом варианте терапии, план терапевтического занятия зависит от целей музыкальной терапии в каждом конкретном случае и от индивидуальных особенностей клиента. Еще до начала терапии, анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает, диагностирует его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов.

Среди техник, которые могут использоваться в терапии: вокальная и инструментальная импровизация, прослушивание специально подобранной музыки, движение под музыку, написание песен, обсуждение текстов песен, музыкальные игры, рисование под музыку, медитация или визуализация под музыку, структурированные музыкальные упражнения, музыкальное выступление (клиента или пациента), заучивание академического материала (счет, правила орфографии) или распорядка дня в музыкальном контексте. Музыкальная терапия может быть активной (когда клиент или пациент активно, физически участвует в музицировании) или рецептивной (когда клиент испытывает на себе эффект музыки). Как правило, каждый сеанс терапии включает в себя как неизменные элементы (приветствие, подготовка к завершению, финальная композиция), так и элементы, которые терапевт варьирует по мере необходимости.

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

— Есть ли противопоказания?
— К музыкальной терапии практически нет противопоказаний. Это неинвазивное вмешательство, не только не несущее угрозы клиенту (пациенту, ученику), но и вызывающее положительные эмоции, создающее ощущения успеха, приносящее радость и удовлетворение.

Тем не менее в редких случаях музыкальная терапия может быть противопоказана, неэффективна или малоэффективна. Например, при амьюзии — редком неврологическом нарушении — человек не способен распознавать музыкальные сигналы, музыка воспринимается им как хаотический шум, и, соответственно, музыкальная терапия не может быть эффективна. Бывает и так, что музыка в достаточно малой степени мотивирует, увлекает человека. В этом случае какой-то положительный эффект от терапии возможен, но он будет минимален, и, возможно, этому человеку больше подойдет другой вид терапевтической работы (арт-терапия, драма-терапия, работа с физиотерапевтом или психотерапевтом). Есть и менее очевидные случаи. Например, профессиональный гитарист, попавший в аварию и утративший точность движений в результате черепно-мозговой травмы, может оказаться не лучшей кандидатурой для неврологической музыкальной терапии, разрабатывающей моторику: вместо радости от музицирования, этот человек может испытывать серьезный стресс, получая каждый раз подтверждение тому, что его музыкальные навыки утрачены в результате аварии. Диагностическая сессия позволяет квалифицированному музыкальному терапевт найти подходящие методы и музыкальный материал, определить цели и задачи терапевтического процесса и начать выстраивать терапевтические отношения с клиентом.

Музицирование, особенно участие в хоре или ансамбле, даже любительском, вызывает позитивные изменения на физиологическом, гормональном уровне и, конечно, положительные эмоции и прилив энергии.

— Могут ли люди самостоятельно проводить дома музыкотерапию со своими близкими по аналогии с вашими занятиями? Или обязательно нужен тренер?
— Как и любая терапия, музыкальная терапия может проводиться только специалистом: ведь, по определению, это клиническое использование музыки в рамках терапевтических отношений. Но основам терапевтического использования музыки (например, конкретному протоколу, алгоритму действий) могут научиться и неспециалисты: родственники, волонтеры, специалисты «помогающих профессий».

— Как можно с помощью музыки справляться со своими проблемами в обычной жизни? Есть ли какие-то рецепты?
— Сам главный рецепт здесь, пожалуй, не забывать о том, что музыка терапевтична по сути. Стоит потратить какое-то время на то, чтобы разобраться, какая музыка нравится именно вам и мотивирует вас, а какая безразлична или даже раздражает. Можно составить несколько плейлистов: «релаксация», «энергия», «позитивные эмоции», «для работы», «утренняя», и добавить в них музыку, которую вы любите. Тогда в нужный момент у вас под рукой всегда будет «музыкальная аптечка», и вам нужно будет только нажать на кнопку Play. Скорее всего, со временем эти плейлисты будут видоизменяться, и это нормально.

«Музыка терапевтична по сути. Стоит потратить какое-то время на то, чтобы разобраться, какая музыка нравится именно вам».

Стоит помнить и о том, что активное музицирование, особенно участие в хоре или ансамбле, даже любительском, вызывает позитивные изменения на физиологическом, гормональном уровне и, конечно, положительные эмоции и прилив энергии. Даже если это периодическое совместное музицирование в семье или в дружеской компании.

И, конечно, не забывайте петь колыбельные детям! Научные исследования показывают, что это полезно не только малышам, но и их родителям.

— Какую музыку надо слушать, чтобы поднять себе настроение, избавиться от депрессии?
— Каждый человек уникален. Его музыкальные предпочтения и реакция на музыку зависят от его врожденных особенностей, от культуры, в которой он воспитан, от музыкального опыта. Музыка, которая окрылит одного человека, может стать негативным эмоциональным триггером для другого. Поэтому общих рекомендаций дать здесь нельзя, это индивидуальная работа. А для того чтобы избавиться от депрессии, лучше всего обратиться к психотерапевту и, возможно, психофармакологу. Групповая музыкальная терапия может стать хорошей поддерживающей методикой в этом случае.

Ссылка на основную публикацию